Кинжал с зооморфным декором сакского времени из Центрального Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 5 (31).

Кинжал с зооморфным декором сакского времени из Центрального Казахстана

Предлагается культурно-хронологическая атрибуция случайной находки кинжала из Центрального Казахстана. Приводится ряд аналогий, позволяющих датировать предмет вооружения VI-V вв. до н.э. Наиболее близкие аналогии кинжалу из Темирши выявлены в восточной части скифо-сакского мира. Вызывает интерес декор перекрестья кинжала, который, вероятно, встречается впервые для культуры ранних кочевников. Художественные приемы, которые были использованы в декоре перекрестья кинжала, обычно применялись для передачи фактуры рогов копытных животных. Однако в данном случае нельзя уверенно говорить о конкретном образе, который был воплощен.

Dagger with the zoomorphic decor of the sak time from the Central Kazakhstan.pdf В статье пойдет речь о случайной находке железного кинжала (рис. 1) у горы Темирши в Центральном Казахстане, в территориально-административном отношении находящейся в Каркаралинском районе Карагандинской области. Предмет был обнаружен пастухами в 1978 г. и в дальнейшем был передан в Карагандинский областной музей. В ходе повторного осмотра автором места нахождения кинжала в 2011 г. на этой местности раскопанных или потревоженных курганов не обнаружено. Район горы Темирши, что в переводе с казахского языка означает «железоделатель», т.е. мастер, работающий по железу, «кузнец», богат курганами раннего железного века. В 2010-2012 гг. автором в ходе разведок здесь выявлено свыше 20 могильников и одиночных курганов. Данная территория входит в ареал тасмолинской культуры Центрального Казахстана. Кинжал имеет длину 26 см, навершие оформлено в виде двух скульптурных голов орлиных грифонов, обращенных друг к другу. У хищных существ показан округлый глаз, выделена прямая восковица, загнутый вниз под прямым углом клюв, острие которого упирается в шею. Интерес представляют уши - они разные. У одного из существ оно показано округлым, со спиралевидным завитком внутри, у второго -листовидное. Под навершием кинжала расположена узкая колодка. Рукоять рубчатая, по центру расположены 8 спиралевидных завитков друг над другом в ряд. Бабочковидное перекрестье оконтурено валиком с косыми насечками, имитирующими жгутик, декорировано двумя рядами скобок (и подобных элементов) с округлым выступом с одного конца -возможно, символическое изображение копытного с округлым глазом. Скобки обращены в противоположные стороны на двух крыльях перекрестья. Клинок с плавно сужающимися к острию краями и ребром жесткости, ромбовидный в сечении. Ширина перекрестья - 4,9 см. Согласно имеющимся данным, такие кинжалы были широко распространены на территории восточной части Евразии в эпоху ранних кочевников. Так, С.С. Иванов, анализируя предметы вооружения на территории Жетысу и Тянь-Шаня, выделяет в группе 2 (кинжалы с зооморфным навершием) типы предметов вооружения с почковидным (тип 1) и бабочковидным (тип 2) перекрестиями. Кинжалы из этого региона автор датирует V, V-IV вв. до н.э. [1]. Рис. 1. Кинжал. Горы Темирши, Центральный Казахстан В.Н. Васильев выделяет на Южном Урале мечи и кинжалы конца VI - начала IV вв. до н.э., среди которых тип 2 - мечи и кинжалы с сердцевидным и широким бабочковидным перекрестьем. Они включают предметы вооружения с зооморфным навершием. Автор монографии считает их древнейшей формой скифского клинкового оружия. Время бытования их не выходит за пределы VII в. до н.э. Что касается вопроса происхождения мечей и кинжалов типа 2 у кочевников региона, - такая форма оружия, по мнению автора монографии, была привнесена в южноуральские степи извне, уже в сложившемся виде. Точно датируемые акинаки рассматриваемого типа появляются только в конце VI в. до н.э. и функционируют в течение одного столетия [2. С. 32-35]. Типологические аналоги кинжалу в западном регионе можно найти в мог. Покровка, к. 2. По определению Е.Ф. Корольковой, такие навершия на кинжалах представляют симметричные композиции из сдвоенных протом, построенных на S-образной кривой [3. Табл. 47, 2]. Аналогии кинжалам с грифоньими головками прослеживаются на востоке, основной ареал - районы Минусинской котловины и Казахстана, где автор видит близкое стилистическое сходство изображений. Типологически сходные изделия известны в кургане Иссык и среди находок Центральной Азии. Большинство таких кинжалов имеет бабочковидное перекрестье. В западных регионах скифо-сакского мира изображения грифонов иконографически и стилистически отличаются. Трактовка грифоньих головок на изделиях из Казахстана и Южной Сибири, как выяснила Е. Ф. Королькова, отличается большей фигурностью и рельефностью изображений. Прослежено стилистическое единство изображений головок хищных птиц на минусинских и казахстанских кинжалах, приуральских пряжках из Нового Кумака и Бесобы с резными деревянными украшениями конского оголовья и нагрудного ремня из 1-го Туэктинского кургана. Все они, как считает Е. Ф. Королькова, должны рассматриваться как принадлежащие к некоему единому культурному кругу [3. С. 58, 59]. На основе стилистических параллелей и типологически близких категорий предметов на территории Южного Приуралья, Казахстана, Алтая, Южной Сибири и Северного Китая прослежено направление культурных связей, выявлен круг близких в стилистическом отношении памятников VI-V вв. до н.э. В отношении образа орлиных грифонов корни таких художественных традиций лежат в искусстве сакских и алтайских племен скифского времени [3. С. 61]. В коллекции Государственного Эрмитажа выделяется серия кинжалов с навершием в виде двух голов грифонов, соприкасающихся клювами, как бронзовые, так и биметаллические из Минусинской котловины. Среди них можно назвать кинжалы кат. 204 (с объемными головами хищных птиц на общей изогнутой шее, перекрестье выполнено в виде двух рельефных голов волков. V-IV вв. до н.э.); кат. 201 (биметаллический, с изображением грифонов на навершии и волков на перекрестье, рукоять рубчатая, по клинку - нервюра. VIV вв. до н.э.); кат. 202 (железный кинжал, навершие в виде голов грифонов, перекрестье в виде рельефных изображений волков. V-IV вв. до н.э.); кат. 203 (навершие - головы хищных птиц, на перекрестье -изображения волков. V-IV вв. до н.э.); кат. 204 (биметаллический; на навершии - объемные головы хищных птиц, на перекрестье - головы волков, по клинку проходит нервюра. V-IV вв. до н.э.); кат. 214 (железный, навершие - в виде соприкасающихся клювами грифонов, на перекрестье - головы грифонов, соприкасающиеся затылками; рукоять украшена S-видными завитками); кат. 215 (навершие в виде головок грифонов, перекрестье бабочковидное, рукоять рубчатая. V в. до н.э.) [4]. Стоит заметить, что художественные особенности грифонов на навершиях кинжалов из Минусы значительно различаются: передача глаз, клюва, воско-вицы. В последнее время прослеживается тенденция к удревнению таких кинжалов. Анализируя образ хищника в искусстве древних кочевников, Е.С. Богданов выделяет в пределах V в. до н.э. серию железных и биметаллических кинжалов из Минусинской котловины с объемно-рельефными изображениями хищников на перекрестьях. Навершия украшены двумя объемными головами грифов на общей шее, соприкасающихся клювами, а перекрестье представлено в виде двух «перевернутых» фигур скорченных волкообразных хищников. Е.С. Богданов соглашается с В.Д. Кубаревым в том, что эта форма двигалась из Западного Казахстана на Алтай, потом в Туву и Монголию, а затем уже в Минусинскую котловину [5. Табл. ХС, 3. С. 90]. Кинжалы с навершием в виде голов орлиных грифонов из фондов музеев Казахстана опубликованы в нескольких изданиях. Железный с бабочковидным перекрестьем и ушастыми грифонами на навершии, с рубчатой рукоятью -случайная находка из Восточно-Казахстанской области V-III вв. до н.э. Бронзовый кинжал с бабочковидным перекрестьем, головы грифонов на навершии имеют мощные, но притупленные клювы, восковица очень слабо намечена, щеки округлые, уши прижаты к голове, глаза проработаны в нижней половине. Узкая колодка [6. С. 74-76; 7. С. 88]. На территории Восточного Казахстана известен железный кинжал, перекрестье и рукоять которого украшены изображениями волков (видимо, два волка с обернутой назад головой друг над другом), а навер-шие - протомами ушастых грифонов. По клинку проходит нервюра (Славянка, случайная находка). Колодка тоже декорирована. Изображения грифонов отличаются от центрально-казахстанских: они более вытянуты, нет выступа посередине между головами на общей шее. У изображений из Темирши глаза меньше, клювы тоньше и длиннее [7. С. 73]. Несколько кинжалов с навершием в виде голов двух орлиных грифонов хранятся в фондах Центрального государственного музея Республики Казахстан: бронзовый, длиной 24,9 см из Костанайской обл., рукоять украшена каннелюрами, с 4 желобками на клинке. V в. до н.э.; кинжал железный, длиной 24,1 см, с бабочковидным перекрестьем и узкой колодкой, рубчатой рукоятью, случайная находка из Алма-Атинской обл. 1965 г., V-IV вв. до н.э. (Центральный музей Казахстана. Книга поступлений № 10646); кинжал длиной 22,9 см из г. Алма-Аты 1988 г., с навершием в виде стилизованных голов орлиных грифонов, с узкой колодкой, на уплощенной рукояти есть прямоугольное углубление, заполненное декором в виде дуг, перекрестье бабочковидное, V-IV вв. до н.э. (Центральный музей Казахстана. Книга поступлений № 26806) [8]. В серии кинжалов бронзовых и биметаллических с зооморфным навершием интерес представляет экземпляр с перекрестьем в виде стилизованных голов хищников и с рядом «скобочек» по рукояти, развернутых в противоположные стороны, из Красноярского краеведческого музея [9. Рис. 1, 6]. Декор в виде скобочек и спиралевидных завитков, видимо, - один из значимых символов. На кинжале раннескифского времени из Шемонаихи, имеющем сегментовидное навершие, края рукояти волнистые и с орнаментом в 2 ряда в виде спиралевидных завитков, на перекрестье также есть по одному орнаментальному элементу, перекрестье бабочковидное узкое. Прослеживается узкая колодка. Эти элементы декора перекликаются с декором на рукояти кинжала из Центрального Казахстана - Нурманбет IV [10. Рис. 60, 4. 11. Рис. 38, 1]. На основе классификации предметов вооружения скифского времени Средней Катуни специалисты выделяют бронзовые кинжалы с навершием в виде голов грифонов, обращенных друг к другу в отдел 1. Тип 2 -с бабочковидным перекрестьем, рубчатой рукоятью и ребром жесткости на клинке, слегка суживающимися к острию сторонами. Среди кинжалов этого типа называются предметы вооружения из мог. Тыткескень VI, к. 4; Кайнду, к. 2; Кара-Тенеш. Приводятся аналоги -из мог. Нурманбет IV, из Красноярского края (д. Тас-кино), окрестностей Алма-Аты, в Барнаульском Прио-бье (у с. Рогозиха, с. Клепиково, Староалейка 2, м. 56). В целом, по мнению авторов, такой тип кинжалов распространен широко - от Северного Причерноморья до Минусинской котловины, наибольшее количество отмечено в Минусинской котловине (с VI в. до н.э.). Время бытования - конец VI-V вв. до н.э. На рукояти кинжала из Тыткескеня нанесены изображения орлиных грифонов, в том числе, видимо, сильно стилизованные, передаваемые с помощью спиралевидных завитков. Передача образа грифона на кинжале из Тыткескень VI отличается от нашего - уши на перекрестье округлые со спиралевидным завитком внутри, но восковица у всех больше, шире. На оружии из Кайнду грифон показан более схематично, глаза только обозначены, уши выступом намечены, небольшие, клюв очень большой с ротовой щелью, есть колодка. Авторы монографии приводят мнения специалистов о размерах настоящих кинжалов: по мнению А. С. Суразакова, длина настоящих курганов должна составлять 27-40 см, В.Д. Кубарева - 35-40 см. Судя по размерам кинжалов из Казахстана, их длина обычно составляет менее 27 см, за исключением кинжала из Нурманбет IV (32 см) [12. С. 54, 56-57, 103]. В.Д. Кубарев на основе материалов курганов Уландрыка выделяет кинжалы 1-го типа - с навершием и перекрестьем в виде двух противопоставленных голов грифов, с узкой рубчатой рукоятью и узким ромбовидным в сечении клинком с ребром. Он считает, что длина настоящих кинжалов составляет 35-40 см, имитации кинжалов из Уландрыка имеют длину 19 22,5 см. Из кинжалов Уландрыка, укладывающихся в интервал VI-I вв. до н.э., считает, что типы 1 и 2 - самые древние. Приводит аналоги находок железных грифовых кинжалов VI-V вв. до н.э. из савроматских курганов Западного Казахстана [13. Рис. 20, 1. С. 5457]. Со второй половины VI по вторую половину V в. до н.э. датирует железный кинжал из Северного Китая П.И. Шульга. Железный кинжал длиной 28 см найден на поверхности кургана в Сяотунгоу из района Хами. Навершие выполнено в виде противопоставленных головок хищной птицы, ранний тип бабочковидного перекрестия [14. С. 77. Рис. 79, 5а]. Возможно, наиболее близкую аналогию кинжалу из Центрального Казахстана представляет кинжал из мог. Рогозиха-1. Железный кинжал длиной 27 см, навершие выполнено в виде обращенных друг к другу головок мифических орлов, перекрестье бабочковидное. На рукояти с обеих сторон изображено по две последовательно расположенных фигурки сайги. Аналогии авторы монографии выявляют в горах Алтая, в Минусинской котловине, Туве, Казахстане и на территориях к западу. Датируются в диапазоне VI-IV вв. до н.э., но подавляющее большинство - 2-я пол. VI - 1-я пол. V в. до н.э. Авторы считают, что в восточной части скифского мира образ мифического орла появляется лишь в середине VI в. до н.э. Головы мифических орлов из Южной Сибири и Казахстана отличаются однотипностью: они не имеют хохолков, гривы, гребня, завиток уха направлен в сторону клюва; восковицы прямые, клюв загнут, но не в спираль; восковицы почти соприкасаются, клювы образуют с ними прямой угол. В раннепазырыкское время на Алтае и прилегающих территориях Южного Приуралья на западе существовал особый, помещаемый только на навершиях и перекрестиях кинжалов тип головки мифического орла, совмещающий западные и восточные черты [15. Рис. 56; 8. С. 58, 59]. Исходя из приведенного краткого обзора аналогий кинжалу, найденному у горы с символическим названием Темирши, можно предположить его датировку: VI в. - 1-я половина V в. до н.э. Разная форма уха у грифонов на навершии кинжала, вероятно, не является хронологическим маркером. Листовидная форма уха встречается в раннескифское время на изображениях кошачьих хищников, например на бляшках из могильника Талды-2 VII-VI вв. до н.э. [16. C. 15]. Возможно, это один из вариантов, образованных в процессе выработки образа грифона. Кинжал из Рогозихи-1 привлекает особое внимание в связи с тем, что на его рукояти имеются изображения сайги. Перекрестье кинжала, найденного у горы Темирши, возможно, представляет собой стилизованное изображение сайги. Передача рогов таким художественным приемом прослеживается в памятниках раннескифского времени (Аржан-2, могила 5, нож, кинжал, гривна [17. Табл. 10, 11, 61, 65]; Талды-2 на пронизях [16. С. 18]. На золотой пронизи из Тургая хорошо переданы круглые глаза сайги и лирообразные рога с характерной передачей фактуры [19. Ил. 33]. Можно предположить, что декор такого предмета вооружения, как кинжал, дублировал его свойства, назначение. Соединение в оформлении предмета образов хищной птицы или орлиного грифона и копытного - известный прием, выявленный для памятников раннесакского времени (Жалаулы, Шиликты, Талды-2). Сцена терзания копытного животного хищником или мифическим синкретическим существом, характерная для искусства древних кочевников, имела различные формы выражения, в том числе и в виде совмещения в декоре одного предмета образов хищника (хищной птицы) и стилизованного копытного. Примером тому могут служить прекрасный образец из знакового кургана Аржан-2 (наконечник стрелы) [17. Табл. 24, 3]. Такой элемент декора, как спиралевидный завиток и «запятая», встречаемый в декоре предметов вооружения, в том числе и на атрибутируемом кинжале, не случаен. Вероятно, прав П.И. Шульга: это «знаки-символы, имеющие свою длительную историю, непосредственно связанную с более реалистичными и понятными образами». Запятая - многозначный символ [18. С. 190]. Возможно, в искусстве Южной Сибири VI-IV вв. до н.э. как условный знак, маркирующий присутствие орла, она применялась не только на сбруйных и поясных бляшках, но и на кинжалах и других предметах вооружения [16. С. 15; 17. Табл. 8, 9, 27]. Материал из могильников раннескифского времени в Центральном Казахстане Талды-2 и Аржан-2 в Туве позволяет предположить, что помимо спиралевидного завитка образ мифического орла передавался вполне узнаваемыми приемами с завитка с обозначением хохолка. Более поздние изображения орлиных грифонов на кинжале из Иссыка (IV-III вв. до н.э.), например, или на акинаке из Филипповки показаны уже с гребнями (конец V - начало IV в. до н.э.) [20. Табл. 22-24. С. 104-105; 21. Кат. 7].

Ключевые слова

кинжал, Центральный Казахстан, гора Темирши, сакская культура, образ орлиных грифонов, искусство, dagger, Central Kazakhstan, the mountain Temirshi, sak culture, image of eagle griffins, art

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бейсенов Арман ЗияденовичИнститут археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки Министерства науки и образования Республики Казахстан (г. Алма-Ата)кандидат исторических наук, главный научный сотрудник, заведущий отделом первобытной археологииazbeisenov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Иванов С.С. Кинжалы ранних кочевников Семиречья и Тянь-Шаня // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул : Азбука, 2008. С. 37-41.
Васильев В.Н. Вооружение и военное дело кочевников Южного Урала в VI-II вв. до нашей эры. Уфа : Гилем, 2001. 153 с.
Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII-IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2006. 272 с.
Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Л. : Искусство, 1983. 190 с.
Богданов Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск : Изд-во ИАЭ СО РАН, 2006. 240 с.
Тасмагамбетов И. Кентавры Великой степи. Художественная культура древних кочевников. Алматы : ОФ «Берел», 2003. 336 с.
Самашев З., Ермолаева А., Кущ Г. Древние сокровища Казахского Алтая. Алматы : Онер, 2008. 200 с.
Культура саков и усуней Казахстана в археологических коллекциях Центрального государственного музея Республики Казахстан. Научный каталог. Алматы : Онер, 2011. 320 с.
Макаров Н. П. Художественная бронза раннего железного века в фондах Красноярского краевого краеведческого музея // Археология Южной Сибири. Кемерово, 2013. Вып. 26. С. 68-76.
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1997. Ч. I. Культура населения в раннескифское время. 232 с., ил.
Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской культуры // Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата : Наука, 1966. С. 303-433.
Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. Ч. III. Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. 292 с., ил.
Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск : Наука, 1987. 301 с.
Шульга П.И. Синьцзян в VIII-III вв. до н.э. (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2010. 238 с.
Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И. Могильник скифского времени Рогозиха-1 на левобережье Оби. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. 204 с., ил.
Бейсенов А.З. Сарыарка - колыбель степной цивилизации. Алматы : Хикари, 2011. 32 с.
Cugunov K.V., ParzingerH., NaglerA. Arzan 2 in Tuva. Berlin, 2010. 330 s., 153 tafl.
Шульга П.И. О стилизованных образах орла и грифона VII-IV вв. до н.э. в Южной Сибири // История и культура Востока Азии : матер. Междунар. науч. конф. (г. Новосибирск, 9-11 декабря 2002 г.). Новосибирск : ИАЭ СО РАН, 2002. Т. 2. С. 186-191.
Артамонов М.И. Сокровища саков. М. : Искусство, 1973. 280 с.
Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М. : Искусство, 1978. 132 с.
Золотые олени Евразии. Каталог выставки. СПб. : ГЭ, 2001. 247 с.
 Кинжал с зооморфным декором сакского времени из Центрального Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 5 (31).

Кинжал с зооморфным декором сакского времени из Центрального Казахстана | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 5 (31).