Российские университеты на образовательных рынках Центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 6 (44).

Российские университеты на образовательных рынках Центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция

Анализируется роль университетов в продвижении информационно-культурного влияния («мягкой силы») России в странах Центральной Азии. Следуя общемировой практике привлечения иностранных абитуриентов, российские вузы не только решают собственные проблемы, связанные с повышением своей международной репутации и доходности от образовательной деятельности, но и активно вовлекаются в правительственные программы публичной дипломатии.

Russian Universities In the Educational Markets of Central Asia: Public Diplomacy, Cooperation and Competition.pdf Во многих российских и иностранных публикациях рост российской «мягкой силы» в 2000-х гг. связывается с появлением новых вещательных каналов (RT, ранее Russia Today) и учреждением институтов публичной дипломатии - фонда «Русский Мир» (2007), Россо-трудничества (2008), Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова (2010) и др. Однако основное внимание исследователей привлекают имиджевые проекты по ребрендингу России и ее лидеров, ориентированные на западную аудиторию [1-4]. Современный кризис вокруг Украины создает благодатную почву для исследований в области информационных войн и пропаганды. Некоторые западные авторы вообще склонны характеризовать всю российскую публичную дипломатию как аппарат пропаганды и секретных подрывных операций (covert operations) с использованием ресурса неправительственных организаций российских соотечественников - в основном на территории Украины, Молдовы и балтийских государств Евросоюза [5]. В то же время деятельность по укреплению российского влияния в азиатских странах Содружества остается в тени. Между тем основные усилия в проецировании «мягкой силы» Российской Федерации направлены именно на страны Центральной Азии и Закавказья. Здесь Россия придерживается общемировых практик конкуренции на образовательных рынках, где ключевую роль в продвижении российских интересов играют образовательные программы. Активное возвращение России в информационнокультурное и образовательное пространство «ближнего зарубежья» в середине 2000-х гг. было связано с переориентацией вектора внешнеполитических усилий России на страны СНГ. В послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. Президент В.В. Путин, наряду с поддержкой прав российских соотечественников за рубежом, подчеркнул необходимость продолжения «цивилизаторской миссии российской нации на евразийском континенте» [6]. Ослабление культурного влияния России, падение интереса к русскому языку и российскому образованию в странах СНГ стало подаваться в контексте угроз национальной безопасности России. Такая «секьюритизация» неизбежно сопровождалась поиском геополитического соперника, которым были названы Соединенные Штаты, к тому моменту увязшие в афганской войне и вызывавшие явное недовольство России своими попытками искусственного построения региона «Большой Центральной Азии». Действительно, в 1990-х гг. к рынку образовательных услуг Центральной Азии получили доступ многие иностранные акторы, которые открывали стипендиальные программы для обучения граждан Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана и учреждали собственные или совместные высшие учебные заведения, ориентированные на образовательные стандарты и модели стран-грантодателей. Так, Турция оказала большое влияние на процессы перехода Туркменистана и Узбекистана на латинский алфавит. Помимо выделения значительных квот на обучение студентов из тюркоязычных стран в Турции, турецкое правительство и частные фонды содействовали открытию Университета им. Сулеймана Демиреля в Алматы и Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Яссави в г. Туркестан, Международного университета Ататюрк-Алатоо и Кыргызско-Турецкого университета «Манас» в Бишкеке, Международного туркмено-турецкого университета в Ашхабаде. Соединенные Штаты также уделяли большое внимание популяризации американского образования через сеть «Американских уголков», информационнообразовательные центры EducationUSA, сообщества выпускников стипендиальных программ Фулбрайта, IREX и др. Падение интереса к изучению и искусственное вытеснение русского языка из общественнополитической сферы в странах Центральной Азии происходило параллельно с ростом популярности английского языка. По американской модели были организованы Американский университет Центральной Азии в Бишкеке, Международный университет Кыргызстана (основанный совместно с Университетом Сан-Франциско), алматинский Университет КИМЭП или новый престижный Назарбаев Университет в Астане. Английский язык активно используется в трех кампусах спонсируемого Ага-ханом Университета Центральной Азии: в Хороге (Таджикистан), Нарыне (Киргизия) и Текели (Казахстан). Казахстанское руководство заявляло, что к 2020 г. до 20% населения страны будет владеть английским языком [7. С. 1098, 1099]. Среди других стран, осваивающих образовательные рынки стран Центральной Азии, можно назвать Великобританию, поддерживающую Казахско-Британский технический университет в Алматы или Вестминстерский международный университет в Ташкенте. В Ташкенте также действует Сингапурский институт развития менеджмента. Примером германского присутствия в образовательном и научном пространстве региона, помимо популярных стипендиальных программ DAAD, может служить деятельность Казахско-Немецкого университета в Алматы, а также региональных представительств фонда им. Фридриха Эберта, фонда им. Конрада Аденауэра, исследовательские программы Фонда Фольксваген. К образовательным рынкам региона проявляют интерес страны Центральной и Восточной Европы, в частности Венгрия, где «туранизм» и ориентация на развитие связей со странами Азии (в противовес углублению евроинтеграции) стали одной из ключевых внешнеполитических идей правого правительства партии ФИДЕС. В 2014 г. Венгрия открыла грантовую программу Stipendium Hungaricum для граждан Казахстана; проведенный в марте 2014 г. в Алматы «Центрально-Азиатский и ЦентральноЕвропейский форум высшего образования» был частично спонсирован агентством Campus Hungary и фондом «Новый план Сечени»; а венгерская делегация в составе 13 вузов была наиболее представительной [8]. Появление новых акторов положило конец монополии национальных образовательных систем, сохранивших многие черты советской университетской модели и поэтому связанных с российской академической традицией - со всеми ее достоинствами и недостатками. Таким образом, продвижение российского высшего образования в странах Центральной Азии в 2000-х гг. происходило в принципиально иных условиях активной международной конкуренции и неоднозначного восприятия российских инициатив в области публичной дипломатии со стороны местных правящих элит. Принятая в 2008 г. Концепция внешней политики Российской Федерации впервые упоминает публичную дипломатию как средство достижения «объективного восприятия в мире и информационного влияния на общественное мнение за рубежом» [9]. В августе 2008 г. квота приема иностранных граждан в российские вузы была увеличена с 7 до 10 тыс. человек в год [10]. При этом большинство новых бюджетных мест было перераспределено в пользу абитуриентов из стран СНГ, прежде всего Центральной Азии и Закавказья. За пределами России деятельность по набору иностранных абитуриентов постепенно сосредоточилась в Российских центрах науки и культуры (РЦНК), причем большинство РЦНК в странах Центральной Азии было открыто именно в 2000-х гг. Первый директор Россо-трудничества Ф. Мухаметшин (что примечательно, ранее занимавший пост посла России в Узбекистане) заявлял, что его агентство ставит целью создание всемирной сети из ста и более российских центров, а само имя Россотрудничества должно стать всемирно узнаваемым брендом наряду с Британским Советом, испанским Институтом Сервантеса, германским Институтом Гёте, «Альянс Франсез» или китайским Институтом Конфуция [11]. С 2008 г. российские университеты выработали несколько основных форматов взаимодействия с РЦНК в странах СНГ по продвижению своих образовательных программ и набору иностранных студентов. Во-первых, РЦНК представляют собственные площади, кадры и технические средства для проведения презентаций российских университетов. Многие вузы практикуют проведение на базе РЦНК выездных вступительных испытаний и олимпиад. Сами российские центры выступают в роли ресурсных центров, куда вузы направляют свою рекламную информацию для распространения среди целевой аудитории. Во многих странах проведение подобных презентаций за пределами РЦНК (например, в русских школах или классах) затруднено или вообще невозможно (как в Туркменистане). Во-вторых, региональные представительства Россо-трудничества зачастую организуют коллективные экспозиции российских университетов в рамках коммерческих образовательных выставок («Международное образование», «Образование и карьера» и т.п.), проводимых в Астане, Алматы, Бишкеке, Ташкенте и других городах. Это оказывается выгодно и удобно для многих небогатых региональных университетов России, для которых участие в таких выставках наравне с более сильными игроками является сложной задачей. В-третьих, РЦНК содействуют контактам университетов с представителями неправительственных организаций российских соотечественников. В некоторых случаях работа по набору абитуриентов возможна только через контакт с русскими обществами, клубами и ассоциациями. В-четвертых, российские университеты наравне с их западными коллегами активно осваивают центральноазиатский рынок образовательных услуг, учреждают филиалы в странах региона. МГУ им. М.В. Ломоносова открыл филиалы в Астане (2000 г.), Ташкенте (2006 г.) и Душанбе (2009 г.). Российский университет нефти и газа им. И. М. Губкина в 2007 г. открыл филиал в Ташкенте, а с 2008 по 2012 г. имел филиал в Ашхабаде. Совместные Российские (Славянские) университеты действуют в Бишкеке (Российско-Киргизский) и Душанбе (Российско-Таджикский). При этом все вузы с преподаванием на русском языке имеют высокую репутацию среди местного населения. Русский язык остается важнейшим инструментом образовательного маркетинга в странах Центральной Азии. Многие национальные университеты сохраняют обучение на русском языке в рамках соответствующих «потоков» (параллельно с обучением групп на основном государственном языке), а в национальной высшей школе в странах Центральной Азии по-прежнему в ходу русскоязычные учебные материалы и пособия [7. С. 1085]. Переориентация публичной дипломатии на работу с аудиторией в странах СНГ имела следствием значительное повышение доли студентов из стран Содружества в российских вузах. В 2008 г. она составляла около 36%, а к 2013 г. возросла до 47%. Таким образом, в настоящее время страны СНГ являются основным «поставщиком» иностранных студентов в российские университеты, потеснив с данной позиции регион Восточной и Южной Азии [12. С. 24; 13. С. 22]. Данная тенденция будет продолжена, учитывая недавнее (октябрь 2013 г.) увеличение квоты бюджетных мест для иностранных студентов до 15 тыс. человек в год [14]. Для многих сравнительно небольших региональных вузов России приток иностранных (по большей части - русскоговорящих) абитуриентов из республик Центральной Азии стал началом интернационализации студенческого корпуса. Так, в Поволжском государственном технологическом университете в г. Йошкар-Оле (около 12 тыс. обучающихся) в 2009 г. иностранных студентов не было вовсе, а в 2014 г. их насчитывалось уже около 300, что стало следствием активной маркетинговой политики (так называемых «профориентационных мероприятий») в странах СНГ. В апреле 2014 г. университет подписал соглашение о партнерстве с Россотрудничеством, войдя в число полусотни российских вузов, получивших «официальное» добро на представление своих образовательных программ в российских дипломатических представительствах за рубежом [15]. Политическая обстановка в регионе Центральной Азии (или шире - «Большой Центральной Азии») оказывает серьезное влияние на публичную дипломатию ведущих мировых акторов. Благодаря планомерным усилиям по активизации стипендиальных и языковых программ, активному позиционированию университетов позиции России в информационно-культурном пространстве стран Центральной Азии постепенно усиливаются. Помимо Россотрудничества, проекты образовательного взаимодействия в странах региона реализуют также ОДКБ и ШОС. В то же время США в связи с выводом своего военного контингента из Афганистана в 2014 г. постепенно сворачивают государственные программы поддержки гуманитарных исследований Центральной Азии, о чем с тревогой свидетельствуют представители американского университетского сообщества [16]. Нишу западного представительства могут некоторым образом восполнить европейские партнеры США, прежде всего Германия. Однако эффективность европейских инициатив публичной дипломатии в Центральной Азии во многом будет зависеть от внешнеполитических предпочтений местных элит, которые, как показывает история, склонны к колебаниям. Участие российских университетов в реализации внешнеполитических задач в регионе Центральной Азии представляет собой интересный пример симбиоза государственных дипломатических и образовательных структур. Если Россотрудничество и МИД мобилизуют ресурсы публичной дипломатии для продвижения российского информационно-культурного и политического влияния в этом стратегическом регионе, то университеты используют возможности РЦНК и организаций соотечественников в целях выхода на целевую аудиторию и маркетинга образовательных программ среди иностранных абитуриентов. Этот интерес вполне объясним, поскольку количество и разнообразие стран происхождения иностранных студентов напрямую влияют на доходы от образовательной деятельности и рейтинговые позиции государственных вузов.

Ключевые слова

Central Asia, international students, higher education, Public diplomacy, Центральная Азия, иностранные студенты, высшее образование, публичная дипломатия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фоминых Алексей ЕвгеньевичПоволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола)кандидат полититических наук, начальник отдела международных программ и проектовalexfom@volgatech.net
Всего: 1

Ссылки

Adams L. Threats to the funding of research on Central Eurasia. The CESS Blog, 2013, 8th November. Available at: http://centraleurasia.org/thecessblog/2013/11/08/threats-to-the-funding-of-research-on-central-eurasia.
Soglashenie PGTU i Rossotrudnichestva [Agreement between PGTU and Rossotrudnichestvo]. Available at: http://www.volgatech.net/international-cooperation-department/detail.php?ELEMENT_ID=74150&backurl=/international-cooperation-department.
Resolution of the Government of the Russian Federation dated October 8, 2013 N 891 Moscow “On establishing quotas for the education of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation”. Rossiyskaya Gazeta, 2013, 10 October. Available at: http://www.rg.ru/2013/10/10/obuchenie-site-dok.html. (In Russian).
Obuchenie inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiyskoy Federatsii [Training of foreign citizens in higher education institutions of the Russian Federation]. Moscow: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy Publ., 2013. 139 p.
Aref'ev A.L., Sheregi A.F. Obuchenie inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiyskoy Federatsii [Foreign students in higher educational institutions of the Russian Federation]. Moscow: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy Publ., 2011. 176 p.
Evgen'ev E. Na ocheredi London, Tegeran, Singapur: Rossiyskie tsentry nauki i kul'tury budut rabotat' bolee chem v 100 stranakh [Next come London, Tehran, Singapore. Russian Centres for Science and Culture to work in more than 100 countries]. Rossiyskaya Gazeta, 28th December 2011. Available at: http://www.rg.ru/2011/12/27/muhametshin-poln.html.
Resolution of the Government of the Russian Federation dated August 25, 2008 no. 638 Moscow “On cooperation with foreign countries in the field of education”. Rossiyskaya Gazeta, 3th September 2008. Available at: http://www.rg.ru/2008/09/03/sotrudnichestvo-dok.html. (In Russian).
The President of Russia. The foreign policy concept of the Russian Federation. 15th July 2008. Available at: http://kremlin.ru/acts/785. (In Russian).
Fierman W. Russian in the post-Soviet Central Asia. A Comparison with the States of the Baltic and South Caucasus. Europe-Asia Studies, 2012, no. 64, pp. 1077-1100. DOI: 10.1080/09668136.2012.691722William Fierman1
Almaty to host the International Seminar “Central Asian and Central European Forum on Higher Education ”. CA News, 2014, 14th March. Available at: http://ca-news.org/news:1102997. (In Russian).
The President of Russia. The Address to the Federal Assembly of the Russian Federation. 25th April 2005. Moscow, Kremlin. Available at: http://archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type63372type63374type82634_87049.shtm. (In Russian).
Saari S. Russia’s post-orange revolution strategies to increase its influence in former Soviet Republics: Public Diplomacy ‘po russkii’. Europe-Asia Studies, 2014, Vol. 66, no. 1, pp. 50-66. DOI: 10.1080/09668136.2013.864109.
Osipova Y. Selective processing: A strategic challenge for public diplomacy. An alternative approach to Russian public diplomacy in the United States. Gnovis - Georgetown University's peer-reviewed journal of Communication, Culture and Technology (CCT), 2012, Vol. XII. Available at: http://gnovisjournal.org/2012/04/26/selective-processing-a-strategic-challenge-for-public-diplomacy-an-alternative-approach-to-russian-publicdiplomacy-in-the-united-states.
Simons G. Attempting to re-brand the branded: Russia’s international image in the 21st century. Russian Journal of Communication, 2013, Vol. 4, pp. 322-350. DOI: 10.1080/19409419.2011.10756816Greg Simons
Avgerinos K. Russia’s public diplomacy effort: What the Kremlin is doing and Why it’s not working. Journal of Public and International Affairs, 2009, Vol. 20, pp. 115-132.
Dolinskiy A.V. Prakticheskie voprosy optimizatsii rossiyskoy publichnoy diplomatii [Practical issues of Russia’s public diplomacy optimization]. Available at: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/analytics/article/news0004.html.
 Российские университеты на образовательных рынках Центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 6 (44).

Российские университеты на образовательных рынках Центральной Азии: публичная дипломатия, сотрудничество и конкуренция | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2014. № 6 (44).