Влияние мирового финансового кризиса 2008-2012 гг. на американо-германские экономические отношения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 1 (33).

Влияние мирового финансового кризиса 2008-2012 гг. на американо-германские экономические отношения

Рассматриваются причины мирового финансового кризиса 2008 г. Показано, как кризис, начавшись в США, очень быстро пришёл в Европу. Истоки кризиса в США и Германии были различны, как и методы его преодоления. Выявившиеся различия между торгово-экономической политикой США и ФРГ порождают противоречия в области реформирования мировой финансовой системы.

Impact of the Global financial crisis 2008-2012 on the US-German economic relations.pdf В условиях стремительного технологического развития, ускоряющего процесс обмена информацией, передвижения людей и капиталов, кризисные явления приобретают черты, присущие современной эпохе: глобальность, скорость распространения, технологическую сложность, непредсказуемость. Кризис 2008 г. -серьёзное экономическое потрясение для мировой экономики. Для трансатлантических экономических взаимоотношений это, в первую очередь, может означать потерю доминирующего положения на мировых рынках и усиление тенденций, способных сместить центр мировой хозяйственной деятельности в Азию. Банковский кризис середины 2008 г. перерос в столкновение экономических систем и образов жизни во всем мире. Экономические трудности в Еврозоне затормозили выход американской экономики из рецессии, и американское правительство настаивало на более решительных действиях для разрешения кризиса. С 2008 по 2012 г. Конгресс США многократно обсуждал экономическую ситуацию в Европе, и за четыре года прошло более 40 слушаний по этой проблеме. В результате США поддержали ЕС через механизмы Международного валютного фонда [1. P. 80]. Кроме того, не давая доллару упасть по отношению к евро, американцы давали дополнительные преимущества производителям в Европе. У США нет механизмов прямого влияния на ситуацию в ЕС, однако механизмы косвенного воздействия запущены были. США не могли позволить себе серьёзные экономические проблемы в Европе. Экономика ЕС важна для США не только как неотъемлемая составляющая трансатлантических торговых отношений, огромный рынок сбыта, важнейшая часть финансовой системы, выстраиваемой американцами не одно десятилетие, но и из-за потенциальных последствий для международных отношений и собственной национальной безопасности. К примеру, сокращая свои военные расходы, европейцы вынуждали американцев их увеличивать. Научные разработки, обновление инфраструктуры, содержание армии становятся непосильной задачей для Европы, в том числе для ФРГ. Ряд инициатив, направленных на укрепление двустороннего сотрудничества, прорабатывались парламентариями двух стран. К примеру, одна из самых масштабных инициатив направлена на увеличение рабочих мест и поддержку трансатлантической экономики через устранение как можно большего числа преград для инвесторов и бизнесменов по обе стороны Атлантики [2]. Только устранение тарифов, препятствующих взаимной торговле, может принести дополнительные 50 млрд долл. экспортёрам из США [Там же. P. 3]. Немецкие парламентарии со своей стороны не оспаривали необходимость устранения торговых барьеров, однако расставляют приоритеты мер борьбы с кризисом несколько иначе. Банки, действия которых, по мнению депутатов Бундестага, являлись причиной кризиса, должны были заплатить как за оказанную им помощь, так и за последствия кризиса [3]. Без перестройки финансовой системы Запада все другие меры могли лишь отложить вопрос. Без США перестройка мировой финансовой системы невозможна. Однако в США отношение к финансовому сектору и его роли в кризисе 2008 г. было весьма неоднозначно. С одной стороны, в расследовании, проведённом независимой федеральной комиссией, созданной по инициативе правительства США с целью выявить основные причины, приведшие к финансовому кризису 2008 г., четыре главы из пяти, по сути, посвящены роли финансовых институтов в случившемся кризисе [4]. С другой стороны, выводы, к которым пришла комиссия, не могли не огорчить немецкий политический истеблишмент. А именно: надзорный контроль за действиями финансовых институтов, его отсутствие или недостаточность не могли являться единственной или основной причиной кризиса [Там же. P. 431]. В своем выступлении перед конгрессом США в 2009 г. А. Меркель настойчиво рекомендовала двум странам активнее работать над созданием чётких правил международной банковской деятельности [5]. При этом американские сенаторы утверждали, что как ни парадоксально, влияние банков на политическую ситуацию в США значительно меньше, чем в Европе [1. P. 95]. В различных странах (в первую очередь имеются в виду европейские) контроль за банками и финансовыми корпорациями был и остаётся куда жёстче, чем в США, однако это не сказалось положительным образом на самочувствии этих учреждений. Более того, европейские банки оказались в более серьёзном кризисе, чем американские [4. P. 430]. И международное регулирование тут не играет главной роли - реформы необходимы внутри Германии или всего ЕС, что сделать гораздо сложнее, чем бесконечно призывать к неким международным нормам, по существу, не задевая интересов различных групп влияния. В свою очередь, США сами затягивали сложный процесс внутреннего регулирования. Лишь 26 июня 2010 г. Конгресс принял Закон о восстановлении финансовой стабильности США. Тем самым американские законодатели одобрили самые масштабные изменения в финансовом секторе США со времён Великой депрессии. Суть реформы - создание новой структуры, которая будет осуществлять мониторинг финансовой системы, и наделение правительства новыми полномочиями, позволяющими ему активнее вмешиваться во внутренние дела частных компаний. В 2012 г. президент Обама подписал директивы № 13610 и 13609, ставящие своей целью привести финансовую систему в порядок: ввести относительно серьёзный контроль над финансовыми учреждениями, придать огласке большую информацию о состоянии дел в них, расставить приоритеты таким образом, чтобы обогащение корпораций не мешало органичному и стабильному развитию всей системы. Следует отметить, что основная суть финансовой реформы США в посткризисный период свелась к ограничению излишней свободы финансовых институтов. Разрешить противоречия и подготовить компромиссный вариант экономических преобразований должен был Трансатлантический экономический совет, созданный для улучшения сотрудничества и ускорения процесса экономической интеграции между США и Европой. На слушаниях в американском Сенате в 2009 г. было предложено основной задачей Совета сделать устранение торговых барьеров между странами [6. P. 10], в свою очередь в том же 2009 г. в немецком Бундесрате депутаты высказались за ужесточение международного финансового надзора и регулирования и предложили Совету заняться этим в первую очередь [7. P. 13-15]. К 2010 г. некий компромиссный вариант трансатлантической экономической повестки дня был выработан и зафиксирован в Совместном заявлении Трансатлантического экономического совета. Как и предполагалось, в документе нашли отражение и планы американской стороны по созданию рабочих мест и устранению торговых барьеров, и намерения ужесточить контроль за деятельностью финансовых организаций, создание системы раннего предупреждения о финансовых опасностях и унификации стандартов отчётности [8]. Не по всем вопросам преодоления последствий кризиса у Берлина и Вашингтона наблюдались различные подходы. В 2009 г. на совместной пресс-конференции в немецком Баден-Бадене А. Меркель поддержала намерение Обамы настойчиво добиваться открытия рынков быстрорастущих экономик для американских и европейских товаров [9]. В первую очередь, речь идёт о рынках Китая и Индии, где действуют как прямые, так и непрямые ограничения. По мнению Меркель, Германии есть с чем выйти на эти рынки, и её страна не боится конкуренции [Там же. P. 427]. Кризис 2008 г., как и любой другой, подчёркивал недостатки сложившейся системы экономических взаимоотношений в мире. Трансатлантическая экономика небезупречна. Дефицит торгового баланса США и профицит баланса Германии создают диспропорции и разность приоритетов. Одинаково страдающим из-за кризиса странам трудно договориться о мерах спасения, поддержки, развития. При этом структурные изменения стали необходимостью, поскольку фундаментальные причины кризиса уже не лежат в плоскости какой-либо одной национальной экономики. Очевидно, что двусторонних отношений для спасения мировой финансовой системы и даже коллективного ЕС не хватит. В свою очередь, не обладал необходимыми полномочиями и формат G8, и создание механизма Большой Двадцатки выглядело органично. Кроме того, серьёзным реформам могут быть подвергнуты и международные организации, которые должны были регулировать мировые экономические процессы и предотвращать появление кризисных явлений. При этом немцы не спешат вкладывать деньги в организации (например, МВФ), где США имеют полный контроль над ситуацией, а предпочитают создавать собственные фонды (такие, как Европейский стабилизационный фонд). Кризис также может подтолкнуть Берлин и Вашингтон к поискам компромиссов по Дохийскому раунду ВТО, который как раз и предполагал расширение полномочий этой организации по международной инвестиционной деятельности, международной конкуренции, защите окружающей среды и социальной защищенности участников экономических процессов. Очевидно, что кризис можно и нужно рассматривать с точки зрения не только провала экономики, но и возможностей, которые он несёт. Инициативы правительств США и Германии по устранению торговых барьеров, стимулированию развития, созданию системы предупреждения кризиса на ранних его стадиях, обмен информацией и идеями, изменение формата сотрудничества и более глубокой интеграции помогли не только выйти из кризиса с меньшими потерями, но и заложили основу для взаимовыгодного двустороннего сотрудничества на десятилетия вперёд.

Ключевые слова

кризис, экономика, США, Германия, crisis, economy, USA, Germany

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гаевой Глеб ЕвгеньевичТомский государственный университетаспирант исторического факультетаgaevoyg@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

U.S. Foreign Economic Policy in the Global Crisis // Hearing before the Committee on Foreign Affairs House of Representatives. 111-Congress. First Session. Wash. 2009.
A Transatlantic Jobs and Growth Initiative // Bruce Stokes Testimony before the House Committee on Foreign Affairs. October 27, 2011. URL: http://archives.republicans.foreignaffairs.house.gov/112/sto102711.pdf, free
Die Banken sollen fhr die Krise zahlen. Drucksache 17/471, 2010 // Deutscher Bundestag. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/004/1700471.pdf, free
The Financial Crisis Inquiry Report // Final Report of the National Commission on the Causes of the Financial and Economic Crisis in the United States. 2011.
Speech by Federal Chancellor Angela Merkel before the US Congress. Washington. November 3, 2009 // The Federal Government. URL: http://www.bundesregierung.de/Content/EN/Reden/2009/2009-11-03-merkel-usa-kongress.html, free
Strengthening the Transatlantic Economy: Moving beyond the crisis. Hearing before the Committee of Foreign Relations US Senate.111-Congress. First Session. Wash. 2009.
Entschliefiung des Europaischen Parlaments vom 26. Marz 2009 zu dem Stand der transatlantischen Beziehungen nach den Wahlen in den USA. Drucksache 431/09. 2009. P. 13-15 // Bundesrat. URL: http://www.umwelt-online.de/PDFBR/2009/0431_2D09.pdf, free
U.S.-EU Transatlantic Economic Council Joint Statement. December 17, 2010 // White House. URl: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/TEC_Joint_Statement_12-17-10.pdf, free
The President’s News Conference With Chancellor Angela Merkel of Germany in Baden-Baden, Germany. April 3, 2009 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=86049#axzz2iKEAEhkb, free
 Влияние мирового финансового кризиса 2008-2012 гг. на американо-германские экономические отношения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 1 (33).

Влияние мирового финансового кризиса 2008-2012 гг. на американо-германские экономические отношения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 1 (33).