Исследуются иностранные студенты в Китае как одна из наиболее многочисленных групп иностранцев в данной стране, а также их численность, география выхода и пребывания, структура вовлеченности в китайских вузах. Рассматривается система регулирования въезда, выезда и пребывания иностранных студентов в Китае, проблемы и правонарушения, возникающие в этой связи. Исследуются причины и тенденции изменения численности иностранных студентов в Китае и влияния текущей политики правительства Китая на них.
International Student in China and the Problems of Management of their Sojourn in the Country.pdf За последние 20 лет Китай стал одной из ведущих стран, отправляющих студентов на обучение за рубеж. В 2012 г. из Китая за рубеж на обучение выехали более 400 тыс. человек, выведя страну на первую строчку рейтинга стран-доноров международных студентов [1]. Однако политика китайского правительства изменилась, и отправка студентов за рубеж не является в настоящее время единственным приоритетом. Во главу угла в процессе интернационализации китайского образования также поставлено привлечение иностранных студентов в страну. Согласно плану китайского правительства, принятому в 2010 г., численность иностранных студентов в Китае к 2020 г. должна достигнуть 500 тыс. человек, и все учреждения страны активно работают в данном направлении [2]. Для правительства Китая привлечение иностранных студентов на обучение в страну является не только инструментом увеличения доходов образовательных учреждений, но и механизмом популяризации страны за ее пределами, а также улучшения системы образования внутри страны, улучшения стандартов и качества китайского образования, а также интеграции страны в международное образовательное пространство. Китай впервые принял иностранных студентов в 1950 г.: 33 иностранца из стран Восточной Европы приехали в Китай на обучение [3]. В период 19501979 гг. Китай принял на обучение около 10 тыс. человек из зарубежных стран. После запуска реформ открытости активизировались процессы взаимодействия с внешним миром, начали расти объемы культурного и образовательного обмена. Процесс привлечения иностранных студентов заметно активизировался после 1992 г. В 1992 г. Китай принял на обучение 14 тыс. иностранных студентов, а в 1996 г. их количество составило уже 41 тыс. человек [Там же]. Ежегодный прирост иностранных студентов в Китае составлял около 30% [Там же]. К 2000 г. Китай суммарно принял более 405 тыс. иностранных студентов, 88 тыс. из них - по стипендиям, выделяемым китайским правительством [Там же]. В 2000-е гг. численность иностранных студентов в Китае начала резко расти. В начале 2000-х гг. ежегодный прирост численности иностранных студентов в Китае составлял 20-30% (за исключением 2003 г., когда наблюдалось падение) [4]. Во второй половине 2000-х гг. этот прирост снизился до 10-15% (за исключением 2009 г., когда он составил 6%) [Там же]. И хотя ежегодный прирост в этот период составлял меньше, чем в 1990-е гг., в среднем 10% в год, однако абсолютная численность иностранных студентов, ежегодно обучающихся в Китае, стала более внушительной. В 2012 г. в Китае обучались более 328 тыс. иностранных студентов [5]. В 2012 г. из 328 тыс. иностранных студентов 63,2% приходилось на выходцев из стран Азии, 16,5% - на европейцев, 10,6% - на студентов из Америки, 8,2% - на африканцев и 1,3% - на выходцев из Океании [Там же]. Несмотря на значительный прирост численности иностранных студентов в Китае на протяжении 2000-х гг., структура географии их происхождения изменилась несущественно. Среди иностранных студентов в Китае, по сравнению с 2000 г., на 11% снизилась доля выходцев из стран Азии (с 74,8% в 2000 г.), увеличилась доля европейцев на 5% (с 11,1% в 2000 г.) и африканцев - на 6% (с 2,6% в 2000 г.) [4]. Согласно официальной статистике, в 2012 г. наибольшее количество иностранных студентов приехали в Китай на обучение из Республики Корея -68,5 тыс. человек, США - 23,5 тыс. человек и Японии -21 тыс. человек. В первой десятке стран, отправляющих студентов в Китай, находятся Таиланд, Россия, Индонезия, Вьетнам, Индия, Пакистан, Казахстан. Россия по количеству обучающихся в Китае студентов располагается на 5-м месте, количество русских студентов в Китае в 2012 г. составляло 15 тыс. человек [5]. Кроме того, значительное количество иностранных студентов в Китае являются гражданами Франции, Монголии, Германии, Малайзии и Сингапура. Характерно, что в 2000 г. Россия не входила в первую пятерку стран, отправляющих студентов в Китай. Количество русских студентов в Китае в 2000 г. составляло 703 человека [3]. С 2000 г. значительно увеличилась численность студентов из Индии, Пакистана и Казахстана. Изменения в географии выхода иностранных студентов в Китае отражают текущие приоритеты внешней политики Китая. Так, активизация Китая на африканском направлении привела к резкому росту численности африканских студентов в стране, а интенсификация отношений с Пакистаном - к увеличению притока студентов из этой страны. Количество китайских вузов, принимающих иностранных студентов, также ежегодно увеличивается. В 2000 г. 346 китайских учебных заведений приняли иностранных студентов, в настоящее время количество таких вузов уже составляет 690 [5]. Иностранные студенты в основном обучаются в учебных заведениях Пекина, Шанхая, Гуандуна, Тяньцзина, Чжецзяна, Цзянсу, Ляонина, Шаньдуна, Хубея и Фуцзяня. По количеству обучающихся иностранцев лидируют Пекинский университет иностранных языков, Пекинский университет, Университет Фудань, Шанхайский транспортный университет, Университет Цинхуа, Чжецзян-ский университет, Пекинский педагогический университет. Несмотря на то что все регионы Китая принимают иностранных студентов, англоязычные программы обучения существуют только в 34 университетах. Обучение по китайскоязычным программам требует наличие сертификата на знание китайского языка, что серьезно ограничивает поток студентов из-за рубежа на неязыковые программы. Существует в Китае и проблема с качеством образования, особенно в провинциальных университетах, что объективно сдерживает наращивание численности иностранных студентов в Китае. Структура выбранных иностранными гражданами образовательных программ является предметом пристального внимания правительства Китая. Обучение по специальностям в Китае в 2012 г. проходили 133,5 тыс. человек (40,7%), в том числе в магистратуре и аспирантуре обучалось 36 тыс. иностранных граждан, по программам дополнительного образования (в первую очередь языковые стажировки) - 194,8 тыс. человек (59,3%) [5]. Цифры наглядно демонстрируют, что, несмотря на значительную абсолютную численность иностранных студентов в Китае, основная масса из них все еще проходит краткосрочные, в первую очередь языковые, программы. Во многом это объясняется значительным количеством стипендий, выделяемых правительством Китая на изучение китайского языка, а также мер по популяризации китайского языка в мире. Одновременно доля иностранных студентов, обучающихся по стипендиям правительства Китая, год от года снижается. В 2012 г. только 9% студентов из-за рубежа обучались в Китае по стипендиям, выделяемым правительством Китая, в то время как 91% - за собственный счет [Там же]. Хотя необходимо отметить, что в некоторых вузах Китая доля краткосрочных программ не столь значительна. Например, в Университете Цинхуа на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру приходится 75% иностранных студентов, а на краткосрочные программы - 25%, причем только 14% - на языковые стажировки [6]. Это объясняется рядом факторов: во-первых, в ведущих университетах шире спектр англоязычных программ высшего образования, что позволяет иностранцам учиться без предварительного изучения китайского языка. Три ведущих китайских университета (Пекинский университет, Университет Цинхуа и Университет Фудань) входят в сотню лучших университетов мира, что повышает рейтинг их основных образовательных программ. Кроме того, если взять Университета Цинхуа, то определенная часть иностранцев, обучающихся в нем, - это зарубежные китайцы, а они целенаправленно приезжают получать степень бакалавра, магистра или доктора. Политика Универстета Цинхуа во многом ориентирована на привлечение зарубежных китайцев на обучение. Несмотря на то что на дополнительные программы приходится больше половины студентов, необходимо отметить, что доля студентов, обучающихся по специальности, значительно выросла за последние 10 лет, с 24,4% в 2002 г. до 40,7% в 2012 г. Согласно данным статистики, в 2009 г. 57,3% иностранных студентов в Китае изучали китайский язык, 8,9% - медицину, 7% -литературу, 6% - экономику, 5,1% - менеджмент, 4,9% - технические науки, 4,6% - китайскую медицину, 6,2% - другие специальности [7]. Таким образом, основная масса иностранных студентов предпочитает изучать в Китае гуманитарные науки. Популярность Китая как места обучения растет, несмотря на ужесточение визового режима для въезда в страну. Основной причиной этому является бурное развитие Китая. Активный рост китайской экономики и ее интеграция в мировое хозяйство открывают возможности для развития бизнеса и налаживания всесторонних связей. Поэтому многие надеются после окончания обучения в Китае либо найти там работу, либо получить существенное конкурентное преимущество на трудовом рынке своей страны. Несомненно, важным фактором увеличения количества иностранных студентов в Китае стала не только политика популяризации Китая за рубежом, но и увеличение количества стипендий, выделяемых правительством Китая. Количество стипендий в 2000 г. составляло 5,3 тыс., а в 2012 г. - 28,7 тыс. [4]. Способствовали популяризации страны также организация и проведение ряда важных международных мероприятий в 2000-е гг., в первую очередь Олимпийских игр и выставки ЭКСПО. Важным фактором роста количества иностранных студентов на протяжении 2000-х гг. также являлся относительно низкий уровень цен на обучение и проживание. Однако по мере роста китайской экономики и уровня жизни в Китае происходит рост цен и постепенно значение данного фактора начинает снижаться. Некоторых студентов (прежде всего из стран Америки и Европы) привлекает восточная экзотика, возможность поближе познакомиться с китайской культурой и традициями и посетить близлежащие страны Азии за период своего обучения. Кроме того, нельзя забывать, что определенная часть иностранных студентов в Китае - это этнические китайцы - граждане других стран. Процесс возвышения Китая вызвал всплеск патриотизма среди зарубежных китайцев, который в свою очередь выразился либо в возвращении на историческую родину, либо в отправку детей на обучение в Китай. Студенты въезжают в Китай по визам категории «Х» и «F». Виза категории «Х» выдается тем, кто въезжает в Китай на период более 6 месяцев, категории «F» - на период менее 6 месяцев. Кроме того, иностранные студенты должны получить разрешение на проживание в местных органах общественной безопасности. Согласно данным китайской статистики, 74% иностранных студентов приезжают в Китай на обучение на срок 6 месяцев и более и только 26% - на срок менее 6 месяцев [8]. Ответственность за регулирование пребывания иностранных студентов в Китае возложена на Министерство общественной безопасности КНР и Министерство образования КНР. Каждое из министерств в рамках своей компетенции отвечает за определенные вопросы пребывания иностранных студентов в Китае. В частности, местные органы общественной безопасности ответственны за регистрацию и контроль режима пребывания иностранных граждан в Китае. Пребывание иностранных студентов в Китае регулируется основными законодательными актами: «Законом о въезде и выезде из КНР» 2012 г., «Правилами регулирования въезда и выезда иностранных граждан из КНР» 2013 г. и «Правилами организации пребывания иностранных студентов». С начала периода реформ открытости в политике в отношении пребывания иностранных студентов в Китае произошли значительные перемены, однако законодательство, регулирующее данные вопросы, все еще находится в стадии становления. Новый закон о регулировании въезда и выезда из страны был принят только в 2012 г., а действующие «Правила организации пребывания иностранных студентов» были приняты еще в 1985 г. и во многом не отражают реалии текущего времени. Специалисты отмечают, что ставка на увеличение численности иностранных студентов приводит к снижению качества иностранных студентов и попустительской политике вузов. Делая упор на привлечение иностранных студентов, вузы не проводят дальнейшей работы с иностранными студентами, что приводит зачастую к низкой посещаемости классов и занятию трудовой деятельностью. Многие студенты осуществляют трудовую деятельность в период своего обучения в Китае, что запрещено законом. Согласно Постановлению о регулировании принятия иностранных студентов высшими учебными заведениями Китая иностранные студенты не могут заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью в период своего обучения. Как отмечают китайские официальные лица, проблема с большим количеством нарушений иностранными студентами связана с незнанием китайского законодательства. Согласно данным Министерства общественной безопасности КНР, основная масса зафиксированных случаев нелегальной трудовой деятельности приходится на преподавание иностранного языка и выполнение представительских и посреднических операций для иностранных компаний. И именно на долю иностранных студентов приходится основная масса подобных нарушений. Согласно официальным данным, 58% дел по преступлениям, совершенным иностранными гражданами, рассмотренных в одном из районных судов Пекина, приходится на иностранных студентов. Более того, количество правонарушений, совершенных иностранными студентами, в Китае имеет стабильную тенденцию роста. В 2008 г. рост составил 50%, в 2009 г. - 33% [9]. Наиболее часто встречаемая проблема - это нарушение сроков пребывания в Китае и невыезд из страны по окончанию действия визы. В 2011 г. в Китае зафиксировано 20 тыс. нарушений иностранными гражданами режима въезда, пребывания и выезда из страны [10]. Не считая нелегальных мигрантов, именно среди студентов фиксируется наибольшее количество нарушений, связанных с невыездом из страны. Как правило, многие студенты остаются работать в Китае по окончании срока обучения. Иностранные студенты в Китае достаточно активны в плане культурной и образовательной деятельности. В Китае существуют организации, объединяющие иностранных студентов, как правило, формирующиеся по национальному признаку (например, Сообщество корейских студентов, Организация африканских студентов и т.д.). Они проводят культурные мероприятия, способствуют популяризации своей культуры в Китае. Данные организации являются не только способом коммуникации студентов между собой, но и взаимодействия с китайским обществом, представления своей культуры и устранения возможной ксенофобии в их отношении. В последние годы в связи с ростом националистических тенденций в китайском обществе возникает все больше негативных проявлений в адрес иностранцев в Китае, и зачастую объектом нападок становятся именно иностранные студенты. Ассоциации не могут оградить, но помогают правильно представить иностранных студентов китайскому обществу. В целом за последние 20 лет численность иностранных студентов в Китае значительно выросла. По мере ее роста меняется и политика Пекина в отношении зарубежных студентов, упорядочиваются миграционные формальности, усиливается контроль за нелегальной деятельностью, решаются бытовые вопросы.
Wo guo 2012 nian chuguo liu xuesheng 40 wan ren minglie shijie shouwei (В 2012 г. 400 тыс. китайских студентов выехали за рубеж на обуче ние, выведя Китай на первое место по численности студентов за рубежом) // Xinhua net. URL: http://news.xinhuanet.com/gangao/2013-09/12/c_125374719.htm, свободный (дата обращения: 24.06.2013).
Jiaoyubu guanyu yinfa Liuxue Zhongguo jihua tongzhi (Уведомление Министерства образования о Плане по иностранным студентам в Китае) // Jiayubu wang. URL: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_850/201009/108815.html, свободный (дата обращения: 22.06.2013).
Lai hua liuxue gongzuo jianjie (Краткая характеристика работы по привлечению иностранных студентов в Китай) // Zhongguo liuxue wang. URL: http://www.cscse.edu.cn/publish/portal19/tab787/info6062.htm, свободный (дата обращения: 07.07.2013).
2000-2012 nian quanguo lai hua liuxuesheng jianming tongji (Краткая статистика численности иностранных студентов в Китае в 2000 2012 гг.) // CAFSA website. URL: http://www.cafsa.org.cn, свободный (дата обращения: 03.07.2013).
2012 nian quanguo lai hua liuxuesheng jianming tongji (Краткая статистика численности иностранных студентов в Китае в 2012 г.) // CAFSA website. URL: http://www.cafsa.org.cn, свободный (дата обращения: 03.07.2013).
Tsinghua University Overview // Tsinghua University website. URL: http://www.tsinghua.edu.cn/publish/then/5785, свободный (дата обращения: 03.07.2013).
2009 nian quanguo lai hua liuxuesheng jianming tongji (Краткая статистика численности иностранных студентов в Китае в 2009 г.) // CAFSA website. URL: http://www.cafsa.org.cn, свободный (дата обращения: 03.07.2013).
Zhongguo jiaoyu nianjian 2011 (Образовательный ежегодник Китая за 2011 г.) // Study in China website. URL: http://studyinchina.moe.edu.cn/1_l.aspx?id=200, свободный (дата обращения: 03.07.2013).
Beijing waiguo liu xuesheng fanzui anjian (Преступления, совершаемые иностранными гражданами в Пекине) // Fazhi ribao. 2009. 01/12.
Guowuyuan guanyu waiguoren ru chu jing ji juliu, jiuye guanli gingzuo qingkuang de baogao (Отчет Госсовета о работе по регулированию въез-да/выезда, пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан в Китае) // NPC website. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2012-08/21/content_1736409.htm, свободный (дата обращения: 18.06.2013).