Д. А. Клеменц и создание музея в Кяхте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).

Д. А. Клеменц и создание музея в Кяхте

Освещаются недостаточно изученные в исторической литературе вопросы истории музейного дела Сибири. Характеризуется личность ссыльного народника Д. А. Клеменца, выясняются условия и обстоятельства, способствующие приобщению его к музейной работе, прослеживаются представления и мысли Д. А. Клеменца о роли и значении музеев в России, актуализируется понимание им сущности музейной работы, определяется вклад в создание и деятельность Кяхтинского музея.

D.A. Clementce and his role in making of Kyakhta museum.pdf Вопрос об изучении истории отдельных музеев, поставленный еще на рубеже 1960-1970-х гг. видным московским музееведом А.М. Разгоном [1. С. 5-7], получил вполне адекватный ответ в таком солидном издании, как «Российская музейная энциклопедия» (М., 2001. Т. 1-2). Эту работу нужно продолжать, а с учетом того, что в нынешнем году исполняется 125 лет со дня основания Кяхтинского краеведческого музея, есть резон обратиться к его истории. Ведь для всесторонней объективной оценки процессов музейного строительства в Сибири требуется изучение условий и обстоятельств формирования Кяхтинского музея, поименного выяснения участников и свидетелей его создания. По опубликованным материалам известно, что у истоков музея в Кяхте стояли политические ссыльные И.И. Попов и А.Н. Чарушин, что его деятельность поддерживали Г.Н. Потанин, В. А. Обручев и другие видные исследователи [2. С. 321; 3. С. 256]. Но в этом перечне явно не хватает имени еще одного исследователя и музееведа, имевшего непосредственное отношение к созданию Кяхтинского музея, а именно -Д. А. Клеменца. О том, что требуется «пристальное изучение многогранной и оригинальной фигуры» Д. А. Клеменца, писал в свое время А. В. Адрианов, пытаясь осветить некоторые грани его деятельности [4. С. 1]. Но ни Адрианов, ни более поздние авторы, изучавшие жизнь и труды Д.А. Клеменца, даже не упоминали о его вкладе в дела Кяхтинского музея. Только в 1975 г. в очерке Н. Якушева, опубликованном в журнале «Сибирские огни», было сказано об участии Д.А. Клеменца в музейной работе в Кяхте. Позже этот факт биографии Д.А. Клеменца был отмечен в «Исторической энциклопедии Сибири», а также в Википедии [5. С. 177; 6. С. 81; 7]. Как продолжение начатого в настоящей публикации ставится задача расширить, конкретизировать и уточнить данные о вкладе Д. А. Клеменца в создание Кяхтинского музея. Дмитрий Александрович Клеменц (1848-1914) -участник народнического движения, один из руководителей партии «Земля и Воля», редактор нелегального журнала «Земля и Воля», в 1879 г. был арестован и после двухлетнего заключения сослан в Сибирь. Следует подчеркнуть, что в литературе Д.А. Клеменца характеризовали как «человека оригинального, блестяще образованного и в то же время прирожденного народного пропагандиста» [8. С. 16]. Известно, что он учился в Казанском, затем в Петербургском университете, но полного курса не окончил. По свидетельству Г.Н. Потанина, он «готовился к научной деятельности» и в студенческую пору «особенно изучал геологию» [9. С. 135]. О стремлении к знаниям Д.А. Клеменц рассказывал и сам в воспоминаниях, изданных много лет спустя после его кончины. Писал, в частности, что, спасаясь от полицейского преследования, уехал в Европу, жил некоторое время в Берлине, потом в Париже, «бегал по музеям, осматривал памятники прошлого, и, чтобы не забыть математику, стал слушать в Сорбонне лекции...» [10. С. 128, 133]. Личностные качества Д.А. Клеменца, стремление к образованию, интерес к культурным ценностям, без сомнения, помогли ему изменить свою жизнь и направить ее в другое русло. Оказавшись в ссылке, лишенный возможности продолжать революционную борьбу, он обратился к единственно тогда возможной в сибирских условиях культурной работе, конкретно - к работе в музее. «По счастливой случайности», как писал об этом Г.Н. Потанин, Клеменц был направлен с партией ссыльных в Минусинск, окружной центр Енисейской губернии, в котором к тому времени имелись музей и библиотека, созданные Н. М. Мартьяновым. По воспоминаниям О. К. Булановой-Трубниковой, также отбывавшей ссылку в Минусинске, Н.М. Мартьянов привлек Клеменца к работе в музее и «нашел себе идеального помощника» [11. С. 33]. Работа в Минусинском музее потребовала от Д.А. Клеменца немалых усилий, он сложился как специалист, занимался археологией, производил геологические сборы, изучал географию, участвовал в подготовке и издании музейных каталогов. По свидетельству А.В. Адрианова, он проводил «научное определение притекающего музейного материала», проявил себя как «один из самых деятельных собирателей коллекций и материалов для музея и исследователей» [4. С. 8]. Важно отметить, что Д.А. Клеменц щедро делился своими знаниями и находками с коллегами. Известно, например, что в декабре 1889 г. Д.А. Клеменц прислал в дар Минералогическому музею Императорского Томского университета коллекцию пород и шлихов, собранную в Енисейском горном округе, а также коллекцию пород с правого берега Ангары, породы и окаменелости, найденные в Минусинском округе. Эти коллекции, по отзыву заведующего Минералогическим музеем Томского университета профессора А.М. Зайцева, отличались систематичностью, были снабжены подробными описаниями [12. Л. 129-130]. С 1890 по 1894 г. Д.А. Клеменц был правителем дел Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ИРГО), выступал как организатор научных исследований обширнейших территорий, совершил ряд экспедиций по Сибири и Монголии. В 1891 г. он участвовал в Орхонской экспедиции, работал под руководством академика В. В. Радлова, одного из самых авторитетных российских тюркологов. Позже сам организовал и провел двухлетнюю экспедицию по Северной Монголии, большую экспедиционную поездку по Якутии, собрал богатейший геологический и этнографический материал [13. С. 274]. Возглавляя отдел ИРГО, Д.А. Клеменц одновременно руководил Иркутским музеем, бывшим составной частью географического отдела. По свидетельству нынешних исследователей, он держал в поле зрения все восточно-сибирские музеи [14]. Следует отметить, что к музейной работе в Восточной Сибири обращались и другие политические ссыльные. Например, бывший член подпольной организации «Народная расправа» А.К. Кузнецов в 1870-1900-х гг. устроил музеи в Нерчинске, Якутске, Чите, а в 1913 г., после большого пожара, уничтожившего музейное здание и коллекции, восстановил, практически создав новый, музей в Чите [11. С. 130-132]. Товарищ Д. А. Клеменца по народническому движению Н.А. Чарушин, вместе с женой, тоже народницей, А. Д. Кувшинской, проживал в Троицкосавске. Он выучился у А.К. Кузнецова фотографированию, получил официальное разрешение и открыл в Троицкосавске фотографию. Почти одновременно в сибирской ссылке оказался народоволец И.И. Попов. Женатый на дочери кяхтинского купца 1-й гильдии А. М. Лушникова Вере И.И. Попов поселился в доме тестя в Кяхте. В конце XIX в. русские городки Троицкосавск и Кяхта, а также китайский поселок Маймачен составляли практически одно поселение, большинство его жителей занималось русско-китайской торговлей. Следует подчеркнуть мнение Н.А. Чарушина о том, что кяхтин-ские купцы-чаеторговцы значительно отличались от других русских купцов «культурностью и независимостью» [Там же. С. 292]. В Троицкосавске, не имевшем даже статуса уездного центра, действовали не только начальные школы, но и средние учебные заведения -женская гимназия и реальное училище. В городке нередко останавливались русские путешественники по Китаю и Монголии. Показательно, что идея открытия новых культурно-просветительных учреждений в Кяхте / Троицкосавске принадлежала, по свидетельству И.И. Попова, Григорию Николаевичу Потанину, который был там проездом в 1886 г. [15. С. 298]. Совместными усилиями местные учителя, в частности преподаватель Троицкосавского четырехклассного городского училища П.С. Михно, просвещенные купцы, например А. Д. Старцев и Лушниковы, ссыльные И.И. Попов и чета Чарушиных организовали в Кяхте библиотеку, а вскоре открыли музей [11. С. 185; 16]. Естественно, что идею создания в Кяхте музея горячо поддерживал Д. А. Клеменц. Возвращаясь из монгольской экспедиции, он сделал остановку в Кяхте, жил в доме Н.А. Чарушина и А.Д. Чарушиной. По-видимому, Чарушины организовали публичную лекцию, которую Д.А. Клеменц прочитал в октябре 1892 г., а затем опубликовал в «Сибирском сборнике», который издавался в Иркутске, в редакции газеты «Восточное обозрение». В этой лекции Клеменц одним из первых в России дал определение музея: «Музей есть систематическое собрание произведений природы или каких-либо видов человеческого труда с целью наглядного и опытного изучения собранных предметов» [17. С. 2]. Независимо от того, что определение страдает односторонностью, следует отметить глубокое понимание Клеменцем сущности музейной работы, а также и знакомство с развитием музейного дела. (Сказалось, видимо, его пребывание в Европе.) Подчеркивая научное значение музейных собраний, Д.А. Клеменц провел краткий экскурс зарождения и развития музеев в Европе и России. При этом он указал на особое значение местных музеев, создание которых, по его мнению, было обусловлено «потребностями развития науки», а именно - необходимостью организовывать наблюдения, собирать материалы на местах [Там же. С. 14]. Д.А. Клеменц подчеркивал социокультурное значение местных музеев, говорил, что они могут дать прикладные знания о природных ресурсах территории, обеспечить культурный досуг населения [Там же. С. 15-18]. Отметив роль органов городского самоуправления и конкретно - городского головы Гусева в деле создания Минусинского музея, приведя примеры частной инициативы в открытии музеев в Ачинске, Енисейске, Тобольске и других сибирских городах, Д. А. Клеменц напрямую обращался к городскому обществу с предложением открыть в Кяхте музей, поддержать его материально [Там же. С. 27-31]. Сохранилось письмо Д.А. Клеменца, отправленное в октябре 1893 г. одному из адресатов. Письмо было опубликовано в 1916 г. в «Известиях ВосточноСибирского отдела Императорского Русского географического общества», а в недавнее время перепечатано в «Краеведческих записках Иркутского музея». В этом письме Клеменц вспоминал о своем участии в деле создания Кяхтинского музея: «Нужен необходимо местный музей в Троицкосавске. Там собраны и материалы для этого. Хлопотал там и я об этом. Прочел там публичную лекцию на тему о местных музеях. Лекция понравилась настолько, что попросили сотню отдельных оттисков в Кяхту, но дело вперед не двинулось благодаря опасениям - хорошо-то хорошо, да как посмотрит на это высшее начальство. Новая затея, как бы то ни было, - страшно!! Одного слова о желании начальника края было бы достаточно, чтобы двинуть дело. А Кяхта, при ее больших денежных средствах, при связи с Китаем, могла бы создать не только местный, но и Монгольско-Китайский музей, такой музей, которому стали бы завидовать столицы. Надобно только разрешить, подбодрить, поощрить, дать понять, что такое дело встретит сочувственный отклик в высших местных сферах» [14]. Убежденные в необходимости просвещения, в активизации культурной жизни, жители Кяхты отвели под музей «поместительное каменное здание», как его характеризовал Н.А. Чарушин [11. С. 293]. Ныне известно, что каменный дом для музея пожертвовал купец 1-й гильдии А. Д. Старцев, а первым хранителем музея стала учительница Е.Н. Соколова [7]. Определились и источники поступления материалов, их привозили из своих путешествий по Сибири и Монголии и Д.А. Клеменц, и Г.Н. Потанин. Сам А.Н. Чарушин впоследствии вспоминал, как с разрешения Департамента полиции совершил вместе с Г.Н. Потаниным ученую поездку в монгольскую столицу Ургу и привез большую коллекцию антропологических снимков для Кях-тинского музея [11. С. 293]. По сведениям современных авторов, фотоколлекции А.Н. Чарушина до сих пор представляют одну из главных культурных ценностей Кяхтинского музея [2. С. 321]. Важно отметить, что альбом с фотографиями монголов и видов г. Урги, сделанных Н.А. Чарушиным, был приобретен для Археологического музея Императорского Томского университета [18. С. 40]. В 1894 г. в фонды Кяхтинского музея поступили материалы из экспедиции Д.А. Клеменца по Монголии. Участник экспедиции Иннокентий Лушников, сын купца А.М. Лушникова, выпускник Троицкосавского реального училища, доставил в музей 15 видов птиц, коллекцию минералов, фотографии ландшафтов Хангая и Малой Гоби [19. С. 124-125]. Позже, уже в Петербурге, где он занимался организацией этнографического отдела Русского музея, Д.А. Клеменц привлек другого сына А.М. Лушникова, Александра, ставшего художником, к этнографическим работам в Монголии. По сделанным во время поездки по Монголии зарисовкам А. А. Лушников написал две картины «Хутухта благословляет народ» и «Монгольский национальный праздник». Они получили высокую оценку в научном мире. Первая из этих картин была передана самим художником в Кяхтинский музей, а вторую картину его племянник, А.И. Попов, подарил в 1959 г. Иркутскому музею [Там же. С. 131]. В завершении можно сделать вывод: мысли Д.А. Клеменца о создании Кяхтинского музея как хранилища свидетельств о культурных и экономических связях России и Китая не утратили своей злободневности. Актуально его предположение о том, что по музейным коллекциям, «как по живой книге, будут знакомиться с Китаем и Монголией русские люди» [17. С. 35]. И по-прежнему значима уверенность, что в будущем сохранится благодарная память потомков основателям Кяхтинского музея.

Ключевые слова

история музейного дела, музееведческая деятельность Д. А. Клеменца, Кяхтинский краеведческий музей, the history of museum science, Clementce' museum investigation, Kyakhta museum of regional research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черняк Эдуард ИсааковичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, директор института искусств и культурыed.i.chernyak@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Разгон А.М. К вопросу об изучении истории музейного дела. (Вместо предисловия) // Очерки истории музейного дела в СССР. М., 1971. Вып. 7. С. 3-8.
Пентелейчук О.С. Кяхтинский краеведческий музей // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. М. : Прогресс ; «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. Т. 1. С. 321.
Кяхтинский краеведческий музей им. В.А. Обручева // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. Т. 2. С. 256.
Адрианов А.В. Памяти супругов Клеменц: отдельный оттиск из 45-го тома «Известий Восточно-Сибирского отдела Императорского Русско го географического общества». Иркутск, 1917. 22 с.
Якушев Н. Неутомимый исследователь Сибири // Сибирские огни. Новосибирск. 1975. № 4. С. 169-184.
Шиловский М.В. Клеменц Дмитрий Александрович // Историческая энциклопедия Сибири : в 3 т. Новосибирск : Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2009. Т. 2. С. 81.
Кяхтинский краеведческий музей // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=68908362, свободный (дата обращения: 24.03.2015).
Гинев В.Н. Блестящая плеяда // Революционеры 1870-х годов: воспоминания участников народнического движения в Петербурге / отв. сост. В.Н. Гинев. Л. : Лениздат, 1986. С. 5-55.
Потанин Г.Н. Д.А. Клеменц // Литературное наследство Сибири / сост. Н.Н. Яновский. Новосибирск : Кн. изд-во, 1986. Т. 7. С. 134-139.
Клеменц Д.А. Из прошлого. Воспоминания. Л. : Колос, 1925. 181 с.
Автобиографии революционных деятелей русского социалистического движения 70-80-х годов XIX века // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. Репринт. изд. М. : Советская энциклопедия, 1989. С. 13-343.
Государственный архив Томской области. Ф. 102. Оп. 1. Д. 6.
Равикович Д.А. Клеменц Дмитрий Александрович // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. М. : Прогресс ; «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. Т. 1. С. 274.
Колесник Л.М., Пушкина Т.Л., Свинин В.В. ВСОРГО и музейное дело в Иркутске // Краеведческие записки. Иркутск, 2001. Вып. 8. URL: http://museum.irkutsk.ru/ru/page/articles1.html, свободный (дата обращения: 12.08.2010).
Попов И.И. Из воспоминаний // Литературное наследство Сибири / сост. Н.Н. Яновский. Новосибирск : Кн. изд-во, 1986. Т. 7. С. 294-304.
Петр Саввич Михно // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Михно,_Пётр_Саввич&oldid=67044756, свободный (дата обращения: 24.03.2015).
Клеменц Д. Местные музеи и их значение в провинциальной жизни (публичная лекция, читанная в Кяхте 8 октября 1892 г.) // Сибирский сборник: приложение к «Восточному обозрению». Иркутск, 1893. Вып. 2. С. 1-35.
Отчет о состоянии Императорского Томского университета за 1889 год. Томск, 1890. 71 с.
Даревская Е.М., Тагаров Ж.3. Кяхтинцы Лушниковы и ссыльный народник Д.А. Клеменц // Ссыльные революционеры в Сибири. Иркутск, 1989. Вып. 11. C. 118-138.
 Д. А. Клеменц и создание музея в Кяхте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).

Д. А. Клеменц и создание музея в Кяхте | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).