Политика правительства Тайваня в области развития биотехнологий в 1990-2000-е гг.
Анализируется история политики правительства Тайваня в области развития биотехнологий в 1990-2000-е гг., в том числе основные государственные программы развития. Рассматривается система взаимодействия правительственных структур, ответственных за развитие данной отрасли. Анализируются особенности стратегии развития биотехнологий на Тайване - политика создания научных парков и специализированных научных институтов. Приводится оценка результатов развития биотехнологической отрасли к концу рассматриваемого периода.
Biotechnologies development policy of the government of Taiwan in the 1990-2000s.pdf Более 30 лет назад развитие биотехнологий на Тайване стало одним из приоритетных направлений правительственной политики в области науки и технологий. На второй Национальной научно-технологической конференции, проведенной в 1982 г., была принята вторая Программа национального научно-технологического развития Тайваня, в соответствии с которой биотехнологии и медицина стали одним из 8 ключевых направлений научно-технологического развития, требующих форсированного развития [1. C. 1]. Для реализации данной программы в 1984 г. при Министерстве экономики был создан Центр развития биотехнологий, Национальный совет по науке начинает реализацию проектов в сфере биотехнологий [2], однако до середины 1990-х гг. политика в данной области носила второстепенный характер. Достижение определенного уровня развития экономики и накопление научно-технологического опыта на Тайване способствовали активизации стимулирующей политики в области биотехнологий. С середины 1990-х гг. в правительственных учреждениях появляются следующие специальные подразделения, нацеленные на развитие биотехнологий посредством создания исследовательской инфраструктуры и проведения исследований по ключевым технологиям, подготовки квалифицированных кадров: 1) в 1993 г. в Академии Синика был учрежден Институт молекулярной биологии; 2) в январе 1993 г. Департамент промышленного развития (Министерство экономики) совместно с местными фармацевтическими компаниями создали Центр разработки медицинских и фармацевтических промышленных технологий [3]; 3) в январе 1995 г. был открыт государственный Национальный институт исследований в области здравоохранения [4], являющийся автономным институтом под надзором Министерства здравоохранения. Данный институт стал наиболее успешным среди аналогичных институтов на Тайване; 4) в феврале 1996 г. Министерство экономики учредило Группу по развитию биотехнологической и фармацевтической отраслей промышленности [5]; 5) в 1998 г. Министерство здравоохранения создало Центр оценки лекарственных средств [6]; 6) в 1999 г. в Институте индустриально-технологических исследований (ИТРИ) был открыт Центр биомедицинского инжиниринга. В августе 1995 г. Исполнительный Юань Тайваня принял План действий по развитию биотехнологической промышленности, который включал 5 основных направлений: - создание нормативной базы; - проведение НИОКР и их внедрение; - трансферт и коммерциализация технологий; - стимулирование инвестиций и инкубационная деятельность; - развитие биотехнологических услуг и промышленности [7. C. 806]. В 1996 г. по инициативе Национального совета по науке был открыт Южный научный парк в Тайнане. Географический выбор был вызван необходимостью стимулировать развитие более отсталого южного региона, а его специализация на сельском хозяйстве обусловила возможность сделать более весомый акцент на биотехнологиях. C 1996 г., помимо общенациональных программ развития биотехнологий, государственные учреждения принимают собственные планы научно-технологического развития, в которых биотехнологии выделяются в отдельное направление: 1) в 1996 г. Национальный совет по науке начал реализацию Рамочной программы медицинских исследований в области генетики, а в марте 1997 г. - Национальной научно-технологической программы по развитию сельскохозяйственных биотехнологий, которая была продлена в 2002 и 2005 гг.; 2) в декабре 1997 г. Фонд национального развития Исполнительного Юаня принял пятилетний План инвестиций в биотехнологии; 3) в январе 1998 г. Министерство образования запустило Программу улучшения биотехнологического образования, включающую интеграцию учебных планов и формирование обучающих программ. Программа была продлена в 2002 и 2006 гг.; 4) в 1999 г. Национальный совет по науке принял Национальную программу развития фармацевтики и биотехнологий [8. С. 11], срок действия которой был продлен в 2003 г. Таким образом, правительственная политика в области развития биотехнологий, начиная с 1990-х гг., имела многовекторный характер, осуществлялась по линии нескольких правительственных учреждений и в условиях начавшейся в 1986 г. демократизации политической системы. Кроме того, ее характерной особенностью стала борьба интересов, развернувшаяся между министерствами и органами исполнительной власти, каждый из которых стремится представить свою зону ответственности как наиболее важную и требующую широкой государственной поддержки: Министерство здравоохранения акцентирует внимание на эффективности здравоохранения, необходимости принятия строгих стандартов утверждения медицинских препаратов, Министерство экономики воспринимает эти меры в качестве препятствий для привлечения частных инвестиций. Совет по сельскому хозяйству, в свою очередь, стремится к получению субсидий для развития сельскохозяйственных биотехнологий. В распределении средств также участвует Национальный Совет по науке, Академия Синика, Министерство образования. Каждое из упомянутых учреждений проводит независимые исследования и разработки, а также самостоятельно занимается коммерциализацией полученных результатов исследований. Данные учреждения создают в рамках инновационной системы Тайваня независимые организации, например Национальный совет по науке занимается биотехнологиями в рамках Центрального научного парка, Совет по сельскому хозяйству создал на юге Тайваня плантацию орхидей (где разрабатываются новейшие биотехнологии выращивания этого вида цветов, а продукция плантации активно экспортируется на мировой рынок [9]), Министерство экономики сформировало Биотехнологический кластер в Наньгане [10. C. 13]. С одной стороны, такая борьба интересов приводит к распылению ограниченного количества ресурсов и кадров среди разных исследовательских организаций, тем самым снижая общую эффективность инноваций, особенно когда разные организации работают по схожим проектам в одно и то же время. С другой стороны, институциональный плюрализм в области разработки и осуществления государственной научно-технологической политики в области биотехнологий имеет положительное значение, так как к началу 2000-х гг. Тайвань еще не определил свои технологические и экономические преимущества в данной отрасли, т. е. диверсификация исследований и внедрения инноваций помогает в поиске данных преимуществ и, следовательно, своей ниши [11. C. 145]. Координационную роль в данном процессе поиска конкурентных преимуществ выполняет Совещательный комитет по науке и технологиям при Национальном Совете по науке, однако при демократическом режиме его решения стали носить рекомендательный характер. Произошедший в 2000 г. переход власти от правившей более 50 лет партии Гоминьдан к Демократической прогрессивной партии не внес коррективов в правительственную политику в области биотехнологий: курс на развитие был сохранен, между партиями существовало общее понимание необходимости стимулирования отрасли (модернизации сельского хозяйства, медицины, медицинской техники и т.д.). 12 января 2001 г. была принята Резолюция Демократической Прогрессивной партии о создании «новой эры» в экономике Тайваня [12]. Основные направления данной резолюции в сфере науки и технологий (а по сути - программы нового правительства под руководством Чэнь Шуйбяня), помимо прочего, включают превращение Тайваня в глобальный центр биотехнологий, включая развитие сельского хозяйства, логистики, обрабатывающей промышленности, медицины и туризма. Составной частью принятой в 2002 г. правительственной программы «Вызов 2008» стал четырехлетний план отраслевого развития «Два триллиона, две звезды» на период с 2002 по 2006 г. Содержание данного плана включает рост объема производства каждой из двух наиболее развитых отраслей (производство полупроводников и плоских жидкокристаллических дисплеев) до 1 трлн новых тайваньских долларов (НТД) к 2006 г., а также ускоренное развитие двух новых перспективных отраслей - биотехнологий и разработки и производства цифрового контента. Примечательно, что к началу 2000-х гг. биотехнологии уже в течение 20 лет позиционировались правительством в качестве приоритетного направления научно-технологического развития, но в программе «Два триллиона, две звезды» биотехнологии все еще определяются как «новая отрасль», хотя электронная и полупроводниковая промышленности на Тайване за аналогичный промежуток времени достигли гораздо более значимых результатов и стали опорой тайваньской экономики. В 2002 г. было начато осуществление правительственной Программы развития биотехнологий. Программа предусматривала создание отраслевых научных парков с благоприятными условиями для резидентов: льготными кредитами и тарифами на коммунальные услуги, низкой арендной платой, налоговыми льготами, предоставлением готовых производственных площадей и объектов переработки отходов. В рамках этой программы были созданы следующие научные парки: 1) «Биотехнолоджи Плаза» (в парке Наньган на севере острова), открытый в 2003 г. в качестве первого специализированного центра исследований и разработок в области биотехнологий. Развитию данного центра должно было способствовать сотрудничество с Академией Синика и Национальным институтом исследований в области здравоохранения, чьи представительства также размещаются в парке Наньган. 2) Биомедицинский парк Чжубэй, ставший составной частью Биомедицинского парка Синьчжу, учрежденного еще в 1980 г. Исполнительный Юань и магистрат округа Синьчжу приняли решение о создании парка Чжубэй в середине 2001 г., строительство было начато в 2003 г., окончено - в 2006 г. Научной и кадровой опорой данного парка является Медицинский колледж Национального университета Тайваня. Специализацией данного парка является клиническая медицина, разработка методов и препаратов лечения рака и других серьезных заболеваний. 3) Научный парк растительной медицины Цзяи был учрежден в 2004 г., расположен между Центральным и Южным научными парками и специализируется на разработке лекарственных средств растительного происхождения. 4) С 2001 г. в Южном научном парке (г. Тайнань) началось формирование биотехнологического кластера, к 2004 г. в парке насчитывалось 28 компаний, работающих в области биотехнологий [13]. Сферы специализации резидентов парка включают фармацевтику, разработку и производство медицинских аппаратов, биомедицину. 5) Плантация орхидей в Тайнане: идея создания высокотехнологичного центра по выращиванию орхидей была предложена представителем магистрата Тайнаня Су Хуаньчжи в 2002 г. Правительство острова поддержало это предложение, и в 2004 г. плантация начала свою работу. 6) Парк сельскохозяйственных биотехнологий Пин-тун - основан в 2004 г. и размещен недалеко от Южного научного парка с целью объединения научно-исследовательских ресурсов. Компании-резиденты данного парка специализируются на биотехнологиях, применяемых в растениеводстве, животноводстве, медицине, косметологии, охране окружающей среды [14]. 7) В феврале 2003 г. Исполнительный Юань принял решение о создании Биотехнологического парка, специализирующегося на исследованиях океана, в округе Илань. Таким образом, географическое распределение биотехнологических парков свидетельствует о том, что правительство стремилось включить все регионы Тайваня в процесс развития биотехнологий, хотя их концентрация в южных районах самая высокая. Для развития отрасли биотехнологий правительство ДПП использовало стратегию, сходную с той, которая позволила Гоминьдану создать процветающую электронную промышленность на Тайване - стратегию создания научных парков, вокруг которых формировались научно-производственные кластеры. Вторым сходным компонентом стратегии является создание предприятий на базе ведущих исследовательских институтов, среди которых в области биотехнологий, так же как в электронной промышленности, особо выделяется ИТРИ. В 1999 г. в ИТРИ был создан Центр биомедицинского инжиниринга, от которого вскоре отделились три предприятия - Phalanx Biotech Group (2002 г.), CESCO Bioengineering (2002 г.), DailyCare Biomedical (2004 г.) [15. C. 14-15]. При отделении предприятиям передавались все необходимые технологии, часть персонала, работавшего над соответствующими проектами, а также сохранялись каналы финансирования (ИТРИ или государственный бюджет). Третьим сходством является масштабное государственное финансирование отраслевого развития. Однако специфика условий развития биотехнологической отрасли, по сравнению с полупроводниковой и электронной промышленностью, привела к тому, что одни элементы государственной стратегии развития научно-технологических отраслей, показавшие эффективность в электронной промышленности, не обеспечили прорыва в биотехнологиях, а другие элементы вовсе не могли быть использованы. Во-первых, биотехнологии подразумевают более длительный период исследований и внедрения, чем продукты электронной промышленности. Следовательно, темпы развития отрасли и количество инновационных продуктов в биотехнологиях оставались более низкими. Во-вторых, развитие электронной промышленности протекало при широком международном участии с точки зрения вливания новых технологий и инвестиций. В биотехнологиях Тайвань почти полностью опирается на собственные инновации, а источником финансирования являются венчурные фонды, поддерживаемые государством. В результате отсутствие первоначального внешнего импульса в форме трансферта технологий и управленческого опыта также негативно отразилось на динамике развития биотехнологий. В-третьих, если предприятия электронной промышленности ориентировались на ИТРИ как источник технологий, в сфере биотехнологий многие предприятия появились на базе инкубаторов в университетах, специализирующихся на биотехнологиях (Университет Янмин, Университет Чжангун, Университет Тунхуа, Университет Чунсин). Группа по развитию биотехнологической и фармацевтической отраслей промышленности (Министерство экономики) отмечает расширение в 2000-е гг. вклада университетов Тайваня в развитие биотехнологий, особенно в парке Синьчжу и Южном парке [16. С. 16-17]. Еще одним фактором, отрицательно влияющим на развитие биотехнологий на Тайване, является сложившаяся система карьерного роста профессоров в университетах. По оценке Министерства науки и технологий Тайваня (ранее - Национальный совет по науке), продвижение ученого по университетской лестнице в значительной степени зависит от списка его публикаций, особенно в высокоцитируемых изданиях. Поэтому зачастую профессора в университетах занимаются собственными фундаментальными исследованиями и стремятся увеличить число своих статей, опубликованных в высокорейтинговых научных журналах. При этом прикладные биотехнологические исследования остаются на втором плане. Все эти факторы привели к тому, что биотехнологии не создали новое «экономическое чудо» на Тайване. По статистике парка Синьчжу, у проектов в области биотехнологий самая низкая рентабельность инвестиций в исследования и разработки - доля инвестиций в НИОКР от общего объема выручки за 2000-2010 гг. в среднем составила 21,55%, тогда как в компьютерной промышленности этот показатель за аналогичный период составил 3,58%. Однако рентабельность НИОКР в сфере биотехнологий демонстрирует постепенное повышение во второй половине 2000-х гг. По статистике научного парка Синьчжу и Южного научного парка, биотехнологии остаются самым слабым направлением с точки зрения продаж (менее 1%) (таблица). Показатели эффективности биотехнологических предприятий в научном парке Синьчжу и Южном научном парке, 1998-2010 гг. [17, 18] Год Научный парк Синьчжу Южный научный парк Объем продаж биотехнологической продукции, млн НТД Доля биотехнологий от общего объема продаж парка, % Расходы на НИОКР в сфере биотехнологий, млн НТД Доля биотехнологий в общем объеме расходов на НИОКР, % Доля инвестиций в биотехнологии от общей выручки отрасли, % Объем продаж биотехнологической продукции, млрд НТД Доля биотехнологий от общего объема продаж парка, % 1998 569 0,125 237 0,733 41,7 0 0 1999 665 0,102 230 0,649 34,5 0,01 0,633 2000 1 134 0,122 780 1,947 65,1 0,06 0,243 2001 1 335 0,202 265 0,450 19,9 0,15 0,299 2002 1 416 0,201 402 0,671 28,4 0,24 0,233 2003 1 841 0,215 443 0,753 24,1 0,53 0,341 2004 2 539 0,234 412 0,650 16,2 1,16 0,447 2005 2 997 0,303 438 0,649 14,6 1,54 0,436 2006 3 063 0,274 537 0,828 17,5 2,00 0,443 2007 3 370 0,295 702 1,055 22,4 3,09 0,553 2008 3 928 0,391 544 0,677 14,2 3,74 0,683 2009 4 288 0,487 1288 0,977 4,3 4,75 1,030 2010 5 165 0,436 654 0,448 10,4 5,36 0,885 Увеличение числа научных парков, специализирующихся на биотехнологиях, также не принесло ожидаемых результатов. Высокая концентрация научных парков со схожими областями исследований (7 парков, 5 из которых находятся на расстоянии не более 100 км друг от друга) привела к нерациональному распределению ресурсов. Представители местных администраций используют строительство научных парков для достижения краткосрочных политических целей и демонстрации своего вклада в отрасль, при этом качественное развитие парков остается на втором плане. В результате мощности большинства биотехнологических парков и центров заняты только на 30%, в то же время существует дефицит талантливых специалистов не только в области исследований и разработок, но и в сфере международного маркетинга, коммерциализации, управления массовым производством. Другими слабыми местами являются недостаток инвестиций в исследования и разработки, отсутствие прочной образовательной основы для отрасли, неразвитая нормативно-правовая база [19]. Однако в глобальном масштабе биотехнологические компании (за исключением фармацевтических), сталкиваются с проблемами, аналогичными тем, которые существуют на Тайване: при большой массе проводимых исследований и разработок им не хватает капиталов и механизмов для осуществления коммерциализации продукта [20. С. 8]. Тем не менее биотехнологии иллюстрируют изменения в стратегии развития наукоемких отраслей на Тайване. Если электронная промышленность развивалась вокруг научно-промышленного кластера в Синьчжу, ориентируясь на импорт знаний и их практическую доработку, то с начала 2000-х гг. в области биотехнологий, которая все еще считалась развивающейся, прослеживается стремление уйти от имитации к инновациям, созданию новых или альтернативных продуктов [15. C. 7]. Объем производства фармацевтической и медицинской отрасли, в том числе производства биологической продукции, за исключением сельского хозяйства, вырос с 29,66 млрд НТД в 1990 г. до 75,55 млрд НТД в 2010 г. [21], составив 0,6% от ВВП в 1990 г. и 0,55% в 2010 г. Ограниченный успех развития отрасли объясняется следующими причинами: 1) недостаточно активной политикой правительства Тайваня и отсутствием специфической стратегии развития отрасли в 1980-1990-е гг., 2) ориентацией на внутренние НИОКР и инновации и отсутствием масштабной поддержки со стороны зарубежных корпораций; 3) соперничеством между правительственными учреждениями и низким уровнем взаимодействия между ними в 1990-2000-е гг. При этом в 2000-х гг. правительство острова активизировало поддержку развития биотехнологий, сделало акцент на сотрудничестве частного сектора и университетов, и, по данным научных парков, наблюдается постепенное повышение эффективности отрасли.
Ключевые слова
биотехнологии,
наука и технологии,
Тайвань,
biotechnologies,
science and technology,
TaiwanАвторы
Тройнина Екатерина Юрьевна | Томский государственный университет | аспирантка исторического факультета | shkrob_katya@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Гоцзя кэсюэ цзишу фачжань цзихуа 2009-2012 [План национального научно-технологического развития 2009-2012]. Синчжэнюань, Тайвань, 2009.
Вого шэнцзи чанье чжэнцэ юй туйдун личэнь [Политика и процесс стимулирования в области биотехнологий]. Цзинцзибу шэнцзи ияо чанье фачжань туйдун сяоцзу. URL: http://www.biopharm.org.tw/information_content.php?li=5, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Чжияо гун'е цзишу фачжань чжунсинь [Центр разработки медицинских и фармацевтических промышленных технологий]. URL: http://www.pitdc.org.tw, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Гоцзя вэйшэн янцзююань [Национальный институт исследований в области здравоохранения]. URL: http://www.nhri.org.tw, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Цзинцзибу шэнцзи ияо чанье фачжань туйдун сяоцзу [Группа по развитию биотехнологической и фармацевтической отраслей промышленности Министерства экономики]. URL: http://www.biopharm.org.tw, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Ияопинь чаянь чжунсинь [Центр оценки лекарственных средств]. URL: http://www.cde.org.tw, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Duh Tyzz-Jiun. Biotech/Life Science Industry Boom. Biotechnology in Taiwan. 2007. Vol. 22, №. 12.
Чжияо юй шэн'у цзишу гоцзясин цзихуа [Национальная программа развития фармацевтики и биотехнологий]. Синчжэнюань гоцзя кэсюэ вэйюаньхуэй, цзюшии няньду шичжэн цзисяо баогао. 2003.
Taiwan Orchid Plantation in Tainan a success in orchid industry. Info Taiwan. 2010. URL: http://www.taiwan.gov.tw/ct.asp?xItem=20908&ctNode= 1940&mp=999, free (access data: 25.10.2014).
Chao Chen. Government, governance and innovation policies in small states. Taking Taiwan and Ireland's biotechnology industrial policies for examples (2000-2008). 2008 Doctoral Conference, University of Twente (Netherlands). 2008. URL: http://www.prime-noe.org/spip.php?action=acceder_document&arg=33&cle=c11ae74ff6337526529589e0e36665fac77d54bf&file=pdf%252FChao_Chen.pdf, free (access data: 25.10.2014).
Wong J. From Imitator to Innovator: the Political Economy of Industrial Upgrading in the 21st Century. In W-C. Lee (Ed.), Taiwan's Politics in the 21st Century: Changes and Challenges. Singapore : World Scientific Publishing, 2010.
Resolution on Creating a New Era of Taiwan's Economy 2001. Democratic Progressive Party: official web-site. 2001. URL: http://dpptaiwan.blogspot.ru/2011/03/2001-resolution-on-creating-new-era-in.html, free (access data: 01.12.2014).
Industries. Southern Taiwan Science Park (STSP). URL: http://www.stsipa.gov.tw/web/WEB/Jsp/Page/cindex.jsp?frontTarget= ENGLISH&thisRootID=15, free (access data: 01.12.2014).
Industry Clusters. Ping-Tung Agricultiral Biotechnology Park Preparatory Office. URL: http://www.pabp.gov.tw/AreaBusEng/LibB/b01mapnew.asp, free (access data: 01.12.2014).
Dodgson M., Mathews J., Hu M.-C., Kastelle T. The changing nature of innovation networks in Taiwan: from imitation to innovation. Druid Summer Conference. Copenhagen, Denmark, 2006.
Introduction to Biotechnology and Pharmaceutical Industries in Taiwan, 2013. Ministry of Economic Affairs, Taiwan. URL: http://www.biopharm.org.tw/downloads_content.php?li=1, free (access data: 01.12.2014).
Тунцзи цзысюнь [Статистические данные]. Синьчжу кэсюэ гун'е юаньцюй. 2014. URL: http://www.sipa.gov.tw/home.jsp?serno= 201001210013&mserno=201001210001&menudata=ChineseMenu&contlink=ap/statico.jsp&level2=Y&classserno=201002030017, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Линянь ин'е'э сянгуань тунцзи [Статистика по годовым оборотам]. Наньбу кэсюэ гун'е юаньцюй. 2014. URL: http://www.stsp.gov.tw/web/WEB/Jsp/Page/cindex.jsp?frontTarget=DEFAULT&thisRootID=323, свободный (дата обращения: 01.12.2014).
Jiang H.-R. Why another empty biotech park? The Taipei Times. 2010. URL: http://www.taipeitimes.com/News/editorials/archives/ 2010/05/22/2003473566, free (access data: 01.12.2014).
Beyond Borders: The Global Biotechnology Report 2006. Global Biotechnology Center, Ernst and Young. 2006. URL: https://www2.eycom.ch/publications/items/biotech-report/2006/2006_EY_Global_Biotech_Report.pdf, free (access data: 01.12.2014).
Industrial Production, Shipment and Inventory Index Statistics. Department of Statistics, Ministry of Economic Affairs, Taiwan. 2014. URL: http://dmz9.moea.gov.tw/gmweb/investigate/InvestigateDB.aspx?lang=E, free (access data: 01.12.2014).