Околокурганные жертвенники как разновидность памятников тасмолинской культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).

Околокурганные жертвенники как разновидность памятников тасмолинской культуры

Тасмолинская археологическая культура долгое время была известна исключительно по материалам погребений. В течение последних 15 лет в Центральном Казахстане получены значительные данные из разных видов памятников. Помимо крупных курганов, поселений, каменных изваяний, сюда относятся околокурганные жертвенники, в большом количестве зафиксированные на территории могильников и одиночных курганов раннего железного века. В ходе исследований автора в Центральном Казахстане раскопана значительная серия таких жертвенных сооружений. Выделяются их несколько разновидностей. Общим признаком их является нахождение на территории могильника сакского времени, нередко и более четкая планиграфи-ческая привязанность к тому или иному кургану. Обзор имеющихся данных показывает, что подобные сооружения изредка изучались и в ранние периоды, в том числе встречались случаи, когда жертвенник сооружен на территории могильника предыдущей эпохи. В околокурганных сооружениях, по мнению автора, совершался обряд жертвоприношения, в котором важное место отводилось коню. Этим объясняется нахождение в таких сооружениях комплектов конской узды.

Sacrificial constructions near kurgans as types of Tasmola culture monuments.pdf Простые каменные сооружения, часто находящиеся на территории погребальных ансамблей и называемые в археологической литературе «жертвенниками», «поминальниками», «жертвенными кругами», еще не стали предметом специального рассмотрения в изучении памятников древней эпохи Центрального Казахстана. Это положение характерно для археологии и эпохи бронзы и раннего железного века этого региона. Впрочем, что касается сакской эпохи, такая разновидность памятников еще планомерно не изучалась и во многих других регионах Казахстана. В период последних 15 лет автором на территории Центрального Казахстана была исследована раскопками группа таких памятников, отнесенных автором к раннему железному веку. Вопросы типологии жертвенников сакской эпохи Центрального Казахстана в силу указанной причины еще не разработаны. На практике полевых исследований встречены разные виды этих сооружений. Ниже рассматриваются несколько разновидностей жертвенников, находящихся на территории могильников и изученных раскопками. Жертвенники в виде колец, сверху покрытых камнями. Такая разновидность довольно часто встречается в Центральном Казахстане. Раскопки их автором проводились в трех случаях (могильники Серекты-1, Бега-зы, Нуркен-2). На территории могильника Серекты-1 в 14 м восточнее кургана 9 зафиксирована продолговатой формы каменная выкладка, длинной осью ориентированная по линии ЮЮЗ-ССВ. Длина сооружения 6,4 м, ширина 2,7-3,5 м, высота 0,25 м. После удаления дернового слоя и расчистки каменного покрытия четко обособились четыре округлых каменных наброса, ранее слабо фиксируемых на поверхности выкладки (рис. 1). В дальнейшем под тремя набросами были выявлены три кольца, сооруженные из продолговатых обломков плитняка, положенных плашмя на древний горизонт. Под четвертым набросом, крайним южным, четкого кольца не оказалось. Три кольцевидных сооружения вытянуты в одну линию с ЮЮЗ на ССВ. Диаметр первого кольца, крайнего северного, -2,40 м. Через 1 м к югу находится второе кольцо диаметром 1,8 м. Далее на расстоянии 1,4 м расположено третье, диаметр его 1,5 м. Вещевые находки, кости, а также следы огня отсутствуют. Именно такого вида жертвенники изучены автором также на могильниках Бегазы и Нуркен-2. В обоих случаях округлые кольцевидные сооружения вскрыты под каменными выкладками с уплощенной поверхностью, имеющими вид вытянутой полосы из камня и земли. С юго-западной стороны раннесакского кургана 7 могильника Бегазы расчищены два кольца диаметром около 1,7 м, вытянутые по линии С-Ю с незначительным отклонением. Возле кургана 2 (диаметр 54 м, высота 6,1 м) могильника Нуркен-2 были заметны два камен-но-земляных всхолмления - с СЗ и ЮВ сторон насыпи (раскопы «В» и «Г»), - под которыми выявлены аналогичные кольца. В раскопе «В» в районе кольца найдены каменная зернотерка длиной 0,46 м и бронзовая бляшка с рельефными изображениями всадника и людей [1-3]. Жертвенники из пяти, семи-восьми, камней, на плане округлые, овальные, прямоугольные. Этот вид жертвенников чаще всего встречен на территории могильников раннего железного века Центрального Казахстана. В ряде случаев они исследовались раскопками. Это шесть объектов на могильнике Бакыбулак, четыре объекта на могильнике Серекты-1, два объекта в группах могильников урочища Акбеит. Таким образом, здесь речь идет о 12 сооружениях, изученных раскопками. На территории могильника Бакыбулак исследованы автором всего семь жертвенников (табл. 1), шесть из которых относятся к рассматриваемому виду (рис. 2, 3). Планиграфически эти шесть сооружений будто бы привязаны к курганам № 11 и 14, по крайней мере, они расположены вблизи них. Рис. 2. Жертвенник № 5. Могильник Бакыбулак Т а б л и ц а 1 Жертвенники № 1-7, расположенные на территории могильника Бакыбулак № Привязка к погреб. сооружению Форма Размеры, м Особенности Находки, следы огня 1 К. 11, западная сторона Овальная 3,2х2,4 8 крупных камней уложены плашмя Нет 2 К. 11, западная сторона Первоначально округлая (?) Сохранившийся диаметр около 3 м 7 крупных камней уложены плашмя, 1 камень установлен вертикально в виде менгира высотой 0,6 м Нет, зола, угольки 3 К. 11, западная сторона Округлая Диаметр 3 м 8 крупных камней уложены плашмя Нет 4 К. 14, южная сторона Овальная (?) 1,7х1,5 8 камней уложены плашмя Бронзовые предметы конской узды 5 К. 14, юго-западная сторона Овальная 2,8х1,3 8 крупных камней уложены плашмя Бронзовые предметы конской узды 6 К. 14, северовосточная сторона Округлая 2 8 крупных камней уложены плашмя Нет 7 К. 14, юго-восточная сторона Овальная 1,6х1,2 5 больших плит наземной высотой от 0,55 до 2,1 м установлены вертикально Нет, зола В жертвенниках № 4 и 5 найдены предметы конской узды, характерные для раннесакского времени востока степей Евразии (рис. 4, 5). Достаточно уникальны изделия из жертвенника № 4 (рис. 4), в числе которых псалий с косыми насечками, удила с упором, 7 застежек, 6 распределителей уздечных ремней. Лицевая поверхность всех предметов покрыта золотой фольгой. Псалий такого типа в Центральном Казахстане и ближайшем окружении аналогов не имеет. Подобные предметы показывают роль и место региона в системе культур раннесакского времени Казахстана и степной Евразии. Рассмотрение ряда вопросов данного контекста выходит за рамки настоящего сообщения. В урочище Акбеит зафиксированы всего четыре жертвенника. Подверглись раскопкам два из них. Шесть могильников раннего железного века вытянуты меридиональной полосой, имеющей длину около 8 км. В центральной части этой группы расположено жертвенное место Акбеит. Здесь, на невысокой уплощенной возвышенности вытянуты в меридиональный ряд три округлой формы жертвенника (№ 1-3) диаметром свыше 3,5 м, составленные из больших валунооб-разных камней. Из них раскопан один - жертвенник № 3 (рис. 6). Внутри под дерновым слоем встречены зола, прокаленные участки, а также обнаружены в слое дерна кости мелко-рогатого скота (МРС) (тазовая кость, 3 позвонка). Еще один раскопанный жертвенник находится на территории могильника Акбеит-2, в 50 м к юго-западу от кургана № 2. Он состоял из семи крупных камней, форма овальная (размеры 3,7х2,1 м), находок, следов огня не обнаружено. Из тазовой кости МРС, найденной в жертвеннике № 3, была получена проба для радиоуглеродного анализа. Определения проведены (табл. 2) в лаборатории Королевского Университета Белфаста (Северная Ирландия, Великобритания). Куратор проекта - С.В. Святко. 2 Т а б л и ц а AMS 14C дата проанализированного образца из жертвенника №» 3 урочища Акбеит (Центральный Казахстан) Лабораторный номер Памятник 14C BP Калиброванная дата (1 Сигма, 68.3) Калиброванная дата (2 Сигма, 95.4) UBA-24919 Акбеит, жертвенник №3 312±28 Cal BC 1521-1578 (0,684) 1582-1591 (0,080) 1620-1642 (0,236) Cal BC 1488-1603 (0,763) 1610-1647 (0,237) Факт этот интересен. Не получи радиоуглеродную дату от костей, наличие их, мы бы, скорее, объясняли за счет проведенного в древности ритуала. Калиброванные данные тут указывают на период конца XV - первой половины XVII в. Это период Казахского ханства. По поводу этих костей однозначная трактовка исключена, можно привести разное объяснение. Они могли быть остатками от трапезы казахских пастухов или путников, севших отдохнуть внутри каменного сооружения - достаточно удобного, особенно в ветреную погоду. А быть может, уже казахи проводили здесь свои ритуалы, которые могли быть близкими по контексту древним. В казахском исламе достаточно места отводилось почитанию именно камней и каменных скоплений, родников, одиноко растущих деревьев (ср. Аулиетас, Аулиеагаш, Аулиебулак, Аулиеколь). В могильнике Серекты-1 исследованы четыре жертвенника описываемой разновидности (табл. 3). Три объекта составляют меридиональную цепочку, проходящую в 14 м западнее кургана 9. Четвертый расположен вблизи кургана № 11. Рис. 4. Бронзовые предметы конской узды из жертвенника № 4, могильник Бакыбулак: 1 - псалий; 2 - удила; 3 - застежки уздечных ремней; 4, 5 - распределители уздечных ремней Т а б л и ц а 3 Жертвенники № 1-4, расположенные на территории могильника Серекты-1 Рис. 3. Жертвенники № 4-6. Планы и разрезы. Могильник Бакыбулак: 1 - жертвенник № 4; 2 - жертвенник № 5; 3 - жертвенник № 6 № П/п Привязка к погреб. сооружению Форма Размеры, м Особенности Находки, следы огня 1 К. 9, западная сторона Квадратная 2,1х2,1 4 крупных камня уложены плашмя Нет 2 К. 9, западная сторона Квадратная 2,2х2,2 5 крупных камня уложены плашмя Нет, зола 3 К. 9, западная сторона Овальная (?) 2,1х1,9 7 крупных камней уложены плашмя, часть камней перемещены Нет 4 К. 11, юго-восточная сторона Округлая 2,4 5 крупных камней уложены плашмя Нет Рис. 6. Жертвенное место в урочище Акбеит. Жертвенник № 3 Жертвенники из больших вертикальных плит, нижний конец которых вкопан в землю. В могильнике Бакыбулак раскопан один такой жертвенник (см. табл. 1, № 7). Здесь вокруг кургана № 14 расположены всего четыре жертвенника. Из них три относятся к предыдущему типу и представляют собой обычные восьмикаменники (см. табл. 1, № 4-6). Жертвенник № 7 (рис. 7) отличается наличием высоких плит, наибольшая высота которых 2,1 м. Таких жертвенников в Центральном Казахстане встречено немного. Один случай зафиксирован на могильнике Колденен. Здесь вблизи крупных курганов с каменно-земляной насыпи расположены аналогичные сооружения из больших плит, вкопанных вертикально. Жертвенники из небольших вертикальных плит, до середины своей высоты скрытых в земле. В ряде случаев встречены такие объекты в виде круга, прямоугольника. Из ранее раскопанных и документированных памятников сюда следует отнести жертвенник в могильнике Толагай (курган Толагай), исследованный и опубликованный М.К. Кадырбаевым. В жертвеннике были найдены бронзовые удила раннесакско-го времени [4]. Таким образом, на территории Центрального Казахстана к сегодняшнему дню встречены многочисленные околокурганные жертвенники разных видов. В настоящем сообщении они разбиты на четыре разновидности, или типы. Следует снова подчеркнуть, что настоящая типология их еще не сделана, поэтому приведенные материалы следует принимать на уровне предварительного рассмотрения. Как показали наблюдения в ходе пятнадцатилетней работы, разновидности околокурганных жертвенников пока ограничиваются этими данными. Наиболее часто встречаемый тип околокурганных жертвенников - это округлые, овальные, прямоугольные сооружения, составленные из 4-5, 7-8 камней. Автором всего раскопано 12 таких жертвенников. Иногда внутри них на древнем горизонте фиксируются следы разведения огня. В двух случаях найдены комплекты конской узды. Следует отметить, что оба эти случая встречены на могильнике Бакыбулак, для курганов которого характерна ранняя хронологическая позиция. Судя по трем радиоуглеродным датам, полученным из трех курганов, погребения раннего железного века Ба-кыбулака относятся к аржано-черногоровскому этапу -по меньшей мере, к периоду VIII в. до н.э. В принципе, эту дату не отрицают технологические особенности изготовления бронзовых предметов конской узды из жертвенников № 4 и 5, детально рассмотренные специалистом из Эрмитажа, кандидатом исторических наук Е.А. Шаблавиной. К тому же состав металла в них, недавно определенный другим видным специалистом из Эрмитажа С.В. Хавриным (материал готовится к публикации), также позволяет отнести эти предметы к раннему этапу раннесакской (раннескифской) эпохи. Возможно, традиция оставления в жертвенниках комплектов конской узды была характерна для раннего этапа существования раннесакских (раннескифских) культур востока степей Евразии, с чем согласуются и ранее полученные данные (Талдысай, Акмустафа, Толагай). Особый случай, когда жертвенники и менгиры составляют значительную по планиграфии сложную систему, характерен для погребально-поминального комплекса «Курган 37» воинов, кратко рассмотренного автором в специальном сообщении [5]. Рис. 7. Жертвенник № 7, могильник Бакыбулак: 1 - план и разрез; 2 - вид с северо-востока Ранее были встречены случаи, когда жертвенники с комплектом конской узды находились возле памятников эпохи бронзы. Это - могильники Талдысай [6] и Акмустафа [7, 8]. С курганами и могильниками тасмолинской культуры связаны такие памятники, как менгиры и каменные изваяния. Широкое рассмотрение этой темы выходит за рамки сообщения. Отметим, что такая малоисследованная категория памятников Центрального Казахстана, как менгиры, связана бегазы-дандыбаевской культурой. А.Х. Маргулан в свое время выделил в качестве культовых камней значительную группу «бараньих камней» (койтасы). Он отметил многочисленные местонахождения их, привел их краткие описания [9]. Судя по данным А. Х. Маргулана, можно говорить примерно о 100 местонахождениях таких камней. Как показала некоторая практика работ в Центральном Казахстане, к настоящему времени основная масса их не сохранилась. Одним из нерешенных вопросов остается датировка культовых камней. В отличие от камней, непосредственно связанных с погребальными сооружениями бегазы-дандыбаевской культуры (Бугулы II, Бугулы III и др.), этот вопрос особо касается объектов, находящихся в стороне от могильников. Кстати, именно такие объекты и не сохранились в большинстве случаев. В настоящее время исследователями начаты новые разработки проблемы культовых камней [10, 11]. Менгиры, а также кольца, составленные менгирами, зафиксированы на известном могильнике раннесакско-го времени Бесшатыр в Жетысу [12]. Сейчас в Центральном Казахстане найдено значительное количество менгиров, каменных изваяний раннесакского времени [13, 14]. Обе разновидности камней связаны с погребальными сооружениями, что, видимо, показывает сохранение бегазы-дандыбаевской традиции установки культовых камней. Околокурганные жертвенники автором связываются с тасмолинской культурой. Следует сказать несколько слов в данном контексте еще о двух типах погребальных памятников раннего железного века Центрального Казахстана. Это выделенные автором памятники коргантасско-го [15] и карамолинского типов [16]. По поводу корганта-са мнение автора о приходе этого населения с восточных районов Центральной Азии, вроде бы, получило поддержку и дальнейшее развитие у коллег [17, 18]. Важно отметить, что в районе расположения погребений коргантасского типа описываемых околокурганных жертвенников пока убедительно не было зафиксировано. Другое дело - памятники карамолинского типа. Могильник Карамола, изученный автором на юго-восточной периферии Карагандинской области, состоит из семи курганов, объединенных в три близлежащие группы. В могильнике зафиксировано всего шесть околокурганных жертвенников - по два в составе каждой группы. Раскопанный жертвенник № 1 состоял из восьми камней, форма овально-вытянутая (размер 2,2х1,45 м). Находки, следы разведения огня отсутствуют. По археологическим материалам (конструкция, находки) и двум радиоуглеродным анализам, выполненным по образцам из двух курганов, дата могильника Карамола была определена в рамках IV-III вв. до н.э. с оговоркой, что в дальнейшем дата памятников этого типа может быть удревнена до V в. включительно [16]. К настоящему моменту автором получены две радиоуглеродные даты из двух курганов могильника Тасарал-3 на юге Карагандинской области, изученных совместно с Карагандинским областным историко-краеведческим музеем (курган № 5: шифр SPb-1442; курган № 6: шифр SPb-1441). По материалу и радиоуглероду курганы могут быть отнесены к периоду второй половины VI-IV вв. до н.э. (материал готовится к печати). По своим материалам курганы Тасарала-3 близки к курганам Карамолы, в перспективе не исключена возможность отнесения их также к карамолинскому типу. Как уже указывалось автором [16, 19], памятники карамолинского типа, по-видимому, показывают бытование на южных, юго-восточных, восточных окраинах Центрального Казахстана (шире - Казахского мелкосопочни-ка), а также на территориях далее к югу и востоку не обозначенного еще в науке одного этнического массива. Ранние памятники этого круга, возможно, в будущем будут хронологически определены, по меньшей мере, с VI в. до н.э. В этом отношении интересны некоторые немногочисленные памятники Восточно-Казахстанской области, традиционно называемые «усуньскими», «раннеусуньскими». В данном случае важно для нас уточнить, что околокурганные жертвенники из восьми камней тоже присутствуют на могильниках карамолинского типа. Это, в свою очередь, показывает близость карамолинских памятников к культурным образованиям сакского круга. По мнению автора, тасмолинские околокурганные жертвенники рассмотренных видов, как и культовые камни в виде менгиров и стел, генетически связаны, как и эта культура в целом, с предшествующей культурой бегазы-дандыбаевской эпохи Центрального Казахстана. В эпоху поздней бронзы, как и в андроновское время, в степях Центрального Казахстана были широко распространены каменные жертвенники, культовые камни [9, 20].

Ключевые слова

Центральный Казахстан, тасмолинская культура, ранний железный век, могильники, жертвенные сооружения, Central Kazakhstan, Tasmola culture, Early iron age, burials, sacrificial constructions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бейсенов Арман ЗияденовичИнститут археологии им. А.Х. Маргулана Министерства Науки и образования Республики Казахстан (г. Алма-Ата, Республика Казахстан)кандидат исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом первобытной археологииazbeisenov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бейсенов А.З. Работы на могильнике Нуркен-2 // Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда : КарГУ им. Е.А. Букетова, 2007. С. 173-197.
Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С. Бляшка с мифологическим сюжетом из Центрального Казахстана // Известия Алтайского госуниверситета. 2014. № 4. С. 42-45.
Бейсенов А.З. Древние сокровища Сарыарки. Алматы : Институт археологии, 2014. 192 с. (на каз., рус., англ. языках).
Кадырбаев М.К. О некоторых памятниках ранних кочевников Центрального Казахстана // Известия АН КазСС. 1958. Сер. история, археология и этнография. Вып 1. (6). С. 95-104.
Бейсенов А.З. Погребально-поминальный комплекс «курган 37 воинов» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2015. Т. 15, № 1. С. 6-12.
Бейсенов А.З. К изучению памятников раннего этапа сакской культуры Центрального Казахстана // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V в. н.э.) : доклады междунар. науч. конф. Тирасполь, 2002. С. 208-212.
Курманкулов Ж. Новые материалы VIII-VII вв. из Центрального Казахстана // Маргулановские чтения : сб. матер. конф. Алма-Ата : ИИАЭ АН КазССР, 1989. С. 145-147.
Бейсенов А. З. Памятники верховьев реки Атасу в Центральном Казахстане // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 3 (35). С. 11-122.
Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата : Наука, 1979. 360 с.
Ярыгин С.А. «Койтасы» Центрального Казахстана эпохи поздней бронзы в контексте формирования раннесакских культур степной Евразии // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы : материалы междунар. науч. конф., посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК. Алматы : Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2011. Т. I. С. 408-416.
Ермоленко Л.Н., Касенова А.Д. Вклад А.Х. Маргулана в изучении древней каменной скульптуры Центрального Казахстана // Вестник Кемеровского государственного университета. История. 2014. Т. 2, Вып. 3 (59). С. 20-23.
Акишев К.А, Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины р. Или. Алма-Ата : АН КазСС, 1963. 298 с., прил.
Бейсенов А.З. Исследование кургана сакского времени с каменным изваянием на могильнике Кособа (Центральный Казахстан) //Древние и средневековые каменные изваяния Центральной Азии : сб. ст. Барнаул : АлтГУ, 2014. С. 7-16.
Бейсенов А.З., Ермоленко Л.Н. Новые каменные изваяния сакского времени из Сарыарки // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59). Т. 3. С. 36-40.
Бейсенов А.З. К вопросу о выделении памятников коргантасского типа в Восточной Сарыарке (вторая половина - конец I тыс. д.н.э.) // Этнокультурные процессы на территории Казахстана (древность, средневековье, современность). Алматы, 1995. С. 55-61.
Бейсенов А.З. О памятниках карамолинского типа в Восточной Сарыарке (вторая половина I тыс. до н. э.) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История, филология. 2015. Т. 13, Вып. 7. С. 68-79.
Таиров А.Д. Памятники «коргантасского типа»: взгляд со стороны // Изучение памятников археологии Павлодарского Прииртышья. Павлодар, 2006. С. 182-199.
Шульга П.И. О захоронениях коргантасского типа // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов степной Евразии : тез. докл. круглого стола, посв. 20-летию Независимости Республики Казахстан. Караганда, 2011. С. 117-120.
Бейсенов А.З. Изучение памятников I тысячелетия до н.э. Центрального Казахстана // Казахское ханство в потоке истории : сб. ст. Алматы : Ин-т археологии им. А.Х. Маргулана, 2015. С. 525-536.
Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата : Наука, 1966. 435 с.
 Околокурганные жертвенники как разновидность памятников тасмолинской культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).

Околокурганные жертвенники как разновидность памятников тасмолинской культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 4 (36).