«Миграция и этнизация городского пространства»: научная школа-семинар | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).

«Миграция и этнизация городского пространства»: научная школа-семинар

Рассматривается проблема этнизации городского пространства под влиянием миграционных процессов, которая стала предметом обсуждения школы-семинара, прошедшего в Томске 18-21 июня 2015 г. Характеризуется технология работы школы. Обязательными условиями участия для слушателей являлись подготовка и презентация научного текста по проблематике мероприятия. Ключевыми элементами работы были групповое рецензирование и индивидуальные консультации экспертов.

Migration and ethnicization of urban areas: an academic workshop.pdf Настоящий спецвыпуск журнала стал одним из результатов международной работы школы-семинара «Миграция и этнизация городского пространства», прошедшей 18-21 июня 2015 г. на базе Национального исследовательского Томского государственного университета. Школа проводилась лабораторией социаль-но-антропологи-ческих исследований Томского государственного университета в партнерстве с лабораторией исторической и политической демографии Иркутского государственного университета и Фондом имени Фридриха Эберта. В работе приняли участие российские эксперты из Москвы, Екатеринбурга, Иркутска, Томска, Хабаровска, а также Польши (Университет им. А. Мицкевича в Познани), Германии (университеты Бамберга и Потсдама), Казахстана (Восточно-Казахстанский государственный технический университет). В качестве слушателей в школе-семинаре принимали участие студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые из Томска, Новосибирска, Иркутска, Казани, Владивостока, Усть-Каменогорска, Минска. Идея научной школы-семинара начала обсуждаться осенью 2014 г. в рамках международной конференции «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования», проведенной лабораторией социально-антропологических исследований1 в Томске [1]. Особую актуальность и значимость этому мероприятию придает открытие в 2015 г. на историческом факультете ТГУ бакалавриата и магистратуры по направлению «Антропология и этнология». Лаборатория имеет все предпосылки стать ведущим за Уралом центром подготовки антропологов и важнейшей опорой для развития антропологических исследований в Сибири и на Дальнем Востоке. Высокий интерес участников и экспертов к прошедшей школе-семинару дает надежду на реализацию этого потенциала. Цели и задачи школы-семинара в равной мере определялись актуальностью ее научной проблематики и необходимостью привлечения молодых исследователей к разработке вопросов этномиграционных процессов на востоке России. Ключевой научной проблемой школы-семинара являлся вопрос о влиянии миграционных процессов на актуализацию этничности в городском пространстве Азиатской России. Важнейшей характеристикой переселенческого общества востока России была и остается поликультурность, сформировавшаяся в результате синтеза гетерогенного аборигенного населения с не менее разнообразным пришлым, мигрантским. Когда и каким образом это разнообразие стало восприниматься как этническое (национальное в российской традиции), какова динамика и основные характеристики этого процесса в условиях радикальных общественных и политических перемен в стране, частью которой была и остается Сибирь? Эти вопросы могут быть сформулированы в категориях процесса «этнизации». Насколько сибирским городам, частью трансформировавшимся из элементов досоветского имперского пространства, частью развивавшимся как сугубо советский проект, присуща этничность как свойство городского пространства? Каковы функции этничности и этнизации городского пространства в жизни поздне- и постсоветского города? Экспертная часть школы-семинара была посвящена обсуждению новых функций этничности в городском пространстве и миграции как механизму появления этих новых функций. Научная актуальность здесь тесно связана с общественной значимостью: этничность активно присутствует в современных городских сообществах, но происходит разрыв между ее новыми (экономическими, например) функциями и привычной (обыденной) интерпретацией этничности. В этом разрыве актуализируются устойчивые стереотипы и фобии, приводящие к росту социальной конфликтности. Противоречиво актуализированная этничность провоцирует конфликты и легко используется в манипуляциях. Соответственно, за основу общественной дискуссии можно взять именно такую попытку понимания новой роли этничности и сопоставления ее со сложившимися стереотипами. Спектр рассмотренных экспертами аспектов этнизации городского пространства оказался довольно обширным как проблемно, так и географически. В.И. Дятлов представил доклад «Этнизация общественного пространства: причины и механизмы процесса», являвшийся продолжением многолетних исследований в Иркутском университете [2-5] и ставший своего рода концептуальной рамкой школы-семинара. Еще одну концептуальную рамку обсуждения задало выступление Е.Г. Трубиной «Полимасштабный подход к связи между транснациональной миграцией и городом», вписавшей вопросы этнизации городского пространства в идею миграционных мостов между локальными и глобальными процессами. В докладе И.В. Нам «"Новые" этнические группы (диаспоры) г. Томска» был показан процесс этнизации системы отношений горожан, мигрантов и власти. Большой блок выступлений экспертов был связан с анализом этнизации городского пространства в процессе борьбы за него старыми и новыми горожанами (Л.Е. Бляхер «Этнизация и вторичная русификация городского пространства "имперских" городов (Душанбе)»); эволюции городской визуальности постсоветских/постимперских городов (А.Н. Алексеенко «Миграции и эволюция визуального пространства Усть-Каменогорска»); визуализации в городском пространстве взаимопроникновения культур (И.О. Пешков «Следы российской Маньчжурии в приграничных городах России и Китая»). Сообщения Е.Б. Деминцевой («Создавая "гетто": социальные кварталы Франции и их обитатели (1960-2010)») и К.В. Григоричева («"Китайские теплицы": мигрантские локальности пригорода») подняли проблему этнизации городской периферии. Поставить проблему в международный контекст позволили доклады коллег из Германии: Ольги Гули-ной («Правовое регулирование/оформление феномена этнизации миграции»), Клаудии Келер («Роль образования в равноправной и инклюзивной совместной жизни различных групп населения в городах с культурным и этническим разнообразием»), Кокра Лоссина Ассуа («Урбанизация, разделение по этническому признаку и социальное взаимодействие в условиях ограниченной государственности»). Школа-семинар не ограничилась только научной дискуссией. Формат «научный семинар + научная школа» предполагал, что два мероприятия соединяются не механически, а представляют собой одно целое. Помимо экспертов участниками мероприятия были слушатели, ради которых, собственно, все и организовывалось. Все они приняли участие в обсуждении экспертных докладов, не только уточняя те или иные их положения, но и примеряя идеи выступавших к опыту собственных исследований. Немного о технологии работы школы. Она была апробирована в Иркутске [6-7] и создавалась под большим влиянием многолетнего и богатого опыта Школы молодого автора [8] и школ Научно-образовательного форума по международным отношениям. Обязательными условиями участия для слушателей являлись подготовка и презентация научного текста по проблематике мероприятия. Именно по этим текстам осуществлялся конкурсный отбор, и на их же основе строилась работа. Они обсуждались наравне с текстами и докладами экспертов, но, кроме того, дополнительно получили и научно-редакторскую экспертизу других слушателей. Ключевым элементом работы было групповое рецензирование. Все слушатели разбивались на группы, и каждый текст получал обязательное экспертное заключение одной из них. Группа должна критически оценить новизну и плодотворность постановки исследовательской проблемы, логику ее реализации, стройность композиции текста, его стилистику и грамматику. Это превращает слушателей из довольно пассивных наблюдателей и объектов критики в ключевых акторов процесса. Дать качественную и глубокую экспертную оценку чужого текста можно только глубоко вникнув в его содержание и форму, согласовав оценки и позиции в рамках группы, для этого сформулировав их и подобрав аргументацию. Групповая работа препятствует также нередким среди амбициозных участников попыткам самоутвердиться за счет коллег. Использование этого метода позволило буквально за два дня добиться высокого уровня рецензирования текстов. Это дало возможность экспертам говорить уже не столько о редакторской доработке статей, сколько о возможностях развития исследований слушателей, перспектив научного поиска в рамках тех или иных теоретических подходов. Иными словами, слушатели школы-семинара включались в обсуждение научной проблематики напрямую, а не на основе классического учебного процесса (лекции, тренинги). Важной частью работы школы стали неформальные индивидуальные консультации экспертов. Они не только помогали молодым исследователям уточнить те или иные вопросы, но и устанавливали неформальные связи между ними и сложившимися учеными. Более того, нам представляется, что важнейшим результатом школы, помимо представленных в этом номере статей, стало полноценное включение целой группы молодых исследователей в научное сообщество. В непростых для социально-гуманитарной науки условиях прошедшая школа-семинар стала эффективным инструментом рекру-тинга и повышения профессионального уровня талантливой и работоспособной молодежи. Непосредственным результатом работы школы-семинара стал корпус текстов, довольно разнообразных по тематике, но объединенных общей проблемой. Понятно, что все они могли быть опубликованы в достойных изданиях сами по себе (и такие предложения уже поступали прямо во время мероприятия), но их совместное издание в качестве проблемного сборника сулило кумулятивный эффект. Организаторы и руководители семинара благодарны редколлегии журнала за замечательную возможность публикации этих материалов. Спасибо молодым сотрудникам Лаборатории социально-антропологических исследований за их невидимую взгляду, но невероятно трудоемкую и нервную организаторскую работу. Искреннее спасибо за интеллектуальную помощь и материальное содействие нашему давнему партнеру -Фонду имени Фредерика Эберта. Мы особенно благодарны всем экспертам за то, что они выкроили время в своих чудовищно перегруженных графиках, за их открытость, энтузиазм и напряженную творческую работу. Отдельное спасибо слушателям за их энергию, целеустремленность, драйв в работе и общении, за то, что их амбициозность и честолюбие реализовались так позитивно. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Лаборатория создана и действует в рамках проекта «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности» (грант Правительства РФ № 14.B25.31.0009) [9].

Ключевые слова

Tomsk, workshop, migration, Ethnicization, Томск, школа-семинар, миграции, этнизация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Григоричев Константин ВадимовичИркутский государственный университетдоктор социологических наук, начальник научно-исследовательской частиkvg@isu.ru
Дятлов Виктор ИннокентьевичИркутский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношенийvikdyatlov@yandex.ru
Нам Ираида ВладимировнаТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор исторического факультета, заведующая лабораторией социально-антропологических исследованийnamirina@bk.ru
Всего: 3

Ссылки

Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и прак тики исследования : Программа и тезисы. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014.
Дятлов В. Введение // Мигранты и диаспоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и государством. Москва ; Иркутск : Наталис, 2007. С. 5-12.
Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора / Н.А. Дидковская, В.И. Дятлов, Н.В. Липатова, С.А. Панарин; под общ. ред. С.А. Панарина. 2-е изд., доп. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 259 с.
Дятлов В. К читателям. О главной теме и о проекте «Этномиграционные процессы и становление диаспор в Азиатской России: история и современность» // Диаспоры. 2006. № 1. С. 6-10.
Григоричев К.В., Дятлов В.И., Козлов Д.В. Миграции и диаспоры в социокультурном, экономическом и политическом пространстве Сибири, XIX-XXI вв. // Вестник Омского университета. 2010. № 4. С. 310-313.
Григоричев К.В., Дятлов В.И. От исследовательского центра к исследовательской сети: этномиграционные и диаспоральные исследования в НОЦ МИОН при ИГУ // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2012. № 2-2. С. 5-12.
Григоричев К.В., Дятлов В.И., Козлов Д.В. Перекресток исследовательских пространств: от исторической памяти до диаспор и миграций // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2013. № 2-2. С. 7-14.
О лаборатории. URL: http://lsar.tsu.ru/ru, свободный (дата обращения: 29.08.2015).
Дятлов В.И., Григоричев К.В. Тема номера. Этничность в городском пространстве: от советского к постсоветскому // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2014. Т. 10. С. 5-7.
 «Миграция и этнизация городского пространства»: научная школа-семинар | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).

«Миграция и этнизация городского пространства»: научная школа-семинар | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).