Немцы Томска в конце XIX - начале ХХ в.: «немецкий след» в пространстве города | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).

Немцы Томска в конце XIX - начале ХХ в.: «немецкий след» в пространстве города

Рассматривается немецкое население г. Томска в конце XIX - начале ХХ в.: сферы деятельности, институциональное оформление лютеранской общины. Особое внимание уделяется манифестации немецкой этничности в городском пространстве, нашедшей свое отражение в названиях коммерческих заведений и их продукции, объявлениях и прочих информационных сообщениях в местной прессе, городской топонимике. Затронут вопрос о влиянии Первой мировой войны и развернувшейся в связи с ней антинемецкой кампании на манифестацию томскими немцами своей этничности.

Germans in Tomsk in the end of the 19 to the early 20 century: the 'German trace' .pdf Различные аспекты проблемы этничности в условиях города не обделены вниманием ученых. Среди удачных попыток обращения к этой проблеме можно выделить коллективную монографию «Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества», где одна из глав полностью посвящена этнизации городского пространства [1. С. 211296]. Коллективу авторов удалось, опираясь на конкретные примеры, обобщить наблюдения и выводы о проблеме этнизации. В данной статье использовано предложенное ими определение этнизации как процесса манифестации этничности, выхода ее в публичную сферу, а также выделенные ими причины или условия, когда в городе происходит актуализация этничности (урбанизация, конфликты, сознательная деятельность властей и т.д.). Для рассмотрения в историческом ключе проблемы этнизации городского пространства прекрасно подходят сибирские города конца XIX - начала ХХ в. Их население имело сложный сословный, национальный и конфессиональный состав. В пореформенный период главную роль в пополнении городского населения за Уралом играл механический прирост [2. С. 15]. Города испытывали постоянный приток населения извне, что обеспечивало быстрый рост числа жителей. Томск в этом плане не был исключением. По данным переписи 1897 г., пришлое население города составляло 67,6% [Там же. С. 15-16]. В числе «новых томичей» были и недавние сельские жители, и горожане. Формировалось и этническое многообразие. Среди национальных групп неместного происхождения наибольшее значение имели евреи, поляки и немцы. Складывание томского городского сообщества в рассматриваемый период происходило на фоне обретения городом нового статуса (университетского центра), развития торговли и промышленности, мировоззренческих сдвигов, спровоцированных модерни-зационными процессами в стране, зарождения элементов гражданского общества. Все это стало благодатной почвой для актуализации этничности, когда этнический фактор увеличивает свою роль в жизни городского сообщества. Этому могли способствовать также и урбанизация, наводнившая Томск сельскими жителями, и приток трансграничных мигрантов, и смена городом своей функции. В данной работе этнизация городского пространства будет рассмотрена на примере немецкого населения Томска в конце XIX - начале ХХ в., включая годы Первой мировой войны, оказавшей на этот процесс заметное влияние. В городах имперской Сибири немцы никогда не были многочисленны. Обычно в перечне этнических групп, распределенных по численности, они занимали одно из последних мест. В Томске немцев также было немного. Поскольку учет населения в то время велся по конфессиональной принадлежности, для определения их числа приходится обращаться к данным о численности лютеран. Такой подход, безусловно, не может считаться точным. Однако в случае с Томском он вполне оправдан, поскольку, согласно источникам, томские лютеране в подавляющем большинстве были немцами (таблица) [3. С. 124]. Численность лютеран в г. Томске в конце XIX - начале ХХ в.1 Год Мужчины Женщины Всего 1895 344 273 617 1901 626 444 1 070 1909 613 427 1 040 Превалирование конфессиональной идентичности над этнической было характерно не только для учета населения. В обществе в целом также господствовал этот подход, что, однако, не исключало этнического самосознания (особенно это касалось меньшинств). Насколько тонкой была грань между этническим и конфессиональным, можно увидеть на примере того, что идея создать «немецкий клуб» родилась на лютеранском музыкально-танцевальном вечере, «на котором собралось почти все лютеранское общество г. Томска» [7. 28 янв.]. Интенсивное экономическое развитие региона требовало привлечения разного рода специалистов, которых среди местного населения попросту не было. Немцы были среди тех, кто пришел в Сибирь для утоления «кадрового голода». Ими укомплектовывался штат чиновников, а также специалистов губернских, областных и уездных управлений. За XIX - начало ХХ в. в Томской губернии было только семь гражданских губернаторов немецкого происхождения. Много немцев занималось преподавательской и научной деятельностью, являясь сотрудниками Томского императорского университета, Технологического института и других учебных заведений. Была среди немцев Томска и прослойка предпринимателей. Достаточно вспомнить пивоваренный завод Крюгера, колбасную и консервную фабрику Фильберта, кондитерские и булочные Грениха, магазин музыкальных товаров Шмидта и др. Томское немецко-лютеранское сообщество было достаточно консолидированным. Скрепляющим его «цементом» являлась религия. Еще в 1847 г. в Томске был создан Церковный совет лютеранской общины [8. С. 24]. В 1864 г., наконец, завершилось строительство лютеранского храма, который был назван в честь Св. Марии [3. С. 123]. В 1889 г. рядом с кирхой на средства Вспомогательной кассы лютеран началось строительство пастората [9. С. 218], а в 1890 г. пастор окончательно перебрался из Барнаула в Томск [Там же]. Было и свое кладбище, находившееся по соседству с православным Преображенским и магометанским кладбищами [10. С. 32]. Рядом с ним в 1896 г. была заложена часовня [11. С. 234]. Постепенно лютеранская община начала обрастать другими институтами. 13 ноября 1896 г. распахнуло свои двери частное начальное училище при Евангелическо-Лютеранской церкви [12. Л. 12]. С 1897 г. при кирхе действовал приют для детей-сирот [13. 29 янв.]. В 1905 г.2 было образовано Томское евангелическо-лютеранское дамское благотворительное общество [10. С. 100-101]. Все это свидетельствует об институциональном оформлении немецко-лютеранского сообщества Томска, позволявшем ему сохранять и воспроизводить (недаром часть общинных институтов была нацелена на молодое поколение) свою идентичность в условиях инокуль-турного окружения. Отношение к своей этничности (конфессионально-сти), вернее ее манифестация, имеет у немцев Томска довольно четкий переломный момент, связанный со вступлением Российской империи в Первую мировую войну. До событий 1914 г. томские немцы не только не скрывали свою этничность, они использовали ее как конкурентное преимущество. Наиболее очевидно это проявлялось в предпринимательской деятельности и сфере услуг. И там, и там эпитет «немецкий» (а также близкие ему по значению определения) явно ассоциировался с качеством, добротностью, гарантией и в целом с более высоким уровнем предлагаемого товара. Пивоваренный завод Р.И. Крюгера выпускал множество сортов пива, особой популярностью среди которых пользовались «Мюнхенское» и «Баварское» [15. 9 авг.; 16. 20 дек.]. Часто указание на «немецкость» содержалось в самом названии фирмы. Например, «Венское колбасное и гастрономическое заведение A. Фильберт и К», которое в качестве подтверждения «немецкого имиджа» удостоилось золотой медали на промышленной и сельскохозяйственной выставке в Красноярске в 1892 г. [17. С. 99-100]. Заведения и конторы, названные по фамилии владельца, также несли в себе признак «немецкости» и сопутствующий шлейф смыслов, например «Музыкальный магазин B.Ф. Шмидта». В 1902 г. в «Сибирской жизни» появилось объявление об открытии г-жей А. Брейтигам «немецкого пансиона», в котором анонсировалось «особенное внимание на воспитание» [18. 13 авг.]. Судя по всему, среди обеспеченных горожан весьма ценились немецкие репетиторы и прислуга (смотрители, швейцары, гувернантки). Объявления с предложением и, что особенно показательно, спросом на их услуги регулярно появлялись в местной прессе [19. 10 дек.; 20. 2 июня; 21. 8 фев.; 5. 18 фев.; 22. 15 мая; 15. 11, 12 окт., 9, 17 ноя., 15 дек. и др.]. Этническая принадлежность в этих объявлениях не только не скрывалась, но, напротив, подчеркивалась. Конфессиональная принадлежность, которую в рассматриваемом случае можно приравнять к этнической, манифестировалась в пространстве общественной городской жизни. В местной прессе регулярно появлялись объявления от имени томской лютеранской общины, причем как на русском, так и на немецком языках. Объявления, касающиеся только членов общины (например, об очередном собрании прихожан), публиковались на немецком языке [5. 14 фев.; 13. 22 янв., 16 сен., 16 окт.; 21. 5 фев.; 23. 7 фев.; 24. 5 ноя.; 25. 7 фев., 22 сен.; 26. 23 марта, 17 апр.; 27. 13 апр., 16 сен.]. Сообщения, предназначенные для более широкой аудитории (например, об устроении лютеранским обществом какого-либо мероприятия), были на русском [23. 17 апр.]. Встречались объявления сугубо бытового характера (заявление о правах, поиск гувернантки или квартиросъемщиков и др. [13. 18 мая, 10 окт.; 5. 18 фев., 28 сен.]) на немецком языке. Можно сказать, что немецкий являлся языком корпоративного общения в среде лютеран г. Томска. Заметим, что немцы были в этом не одиноки, схожим образом использовали свой родной язык и томские поляки. Остался «лютеранский след» и в городской топонимике. Улица вблизи кирхи, расположенная от Соборной улицы до Офицерской (ныне ул. Белинского) и долгое время остававшаяся безымянной, с 1910 г. стала называться «Лютеранским переулком» [11. С. 234]. Кроме того, в городе было уже упомянутое Лютеранское кладбище. Такое присутствие «немецкости» в томском городском пространстве свидетельствует о комфортных условиях существования немецко-лютеранской общины. Можно утверждать, что к томским немцам местные власти и общественность относились весьма доброжелательно. Во многом это можно объяснить пользой, которую приносили немцы городу, являясь его ценнейшим людским ресурсом. Их вклад в такие важные сферы городской жизни, как управление, образование, предпринимательство, однозначно признавался и перекрывал факт их пришлости, чужеродности, отличности от принимающего общества. Только в порядке редкого исключения в местной печати правого толка, традиционно выступавшей за искоренение инородческого засилья в стране, промелькивали публикации о потенциальной опасности столь заметного числа немцев среди местного чиновничества. Упор в подобной критике делался на «характерные» для чиновника-немца пороки: пьянство, сладострастие, пренебрежение должностными обязанностями и проч., причиной которых якобы являлось нерусское происхождение [28. 8 фев.]. Но главной «инородческой угрозой» до вступления России в Первую мировую войну считалось все-таки еврейское, а не немецкое население города. Огромные изменения в ситуацию внесли события 1914 г. Столкновение Российской империи с Австро-Венгрией и Германией стало причиной резкого и сильного всплеска антинемецких настроений в стране. Пропаганда начала усиленно работать над содержанием понятия «немец», превращая позитивные этнические стереотипы в олицетворение враждебности, неблагонадежности, вредительства. Особенно больно эта кампания ударила по немцам столичных городов. Томск в этом плане можно охарактеризовать как благополучный для немцев населенный пункт. Погромов и других видов явных притеснений со стороны местных властей и жителей в источниках не зафиксировано. Даже местная правая пресса не отличалась усердием по части дискредитации томского немецкого сообщества, публикуя антинемецкие материалы общего характера или перепечатывая их из центральных периодических изданий. За период с августа по декабрь 1914 г. в «Сибирской правде» появились лишь две «местные» антинемецкие публикации: об открытии неким Глейе частной мужской гимназии (с резюме, содержащим уверенность, что «совершенно несвоевременно и неуместно дозволять немцу открывать русское среднеучебное заведение») [Там же. 27 сен.] и сообщение о том, что в кондитерской Грених немецкие военнопленные «находят не только приют и ласку, но и ведут какие-то серьезные переговоры» [Там же. 18 окт.]. Единственным ощутимым последствием смены этнических симпатий в стране стало то, что отличавшаяся до войны активностью лютеранская община г. Томска практически свела свою публичную общественную деятельность на нет. Из местной прессы почти исчезли объявления самой общины и сообщения о проводимых ею мероприятиях. Однако религиозная и внутриобщинная жизнь томских лютеран все же продолжалась. Согласно объявлению в томской газете, 15 марта 1915 г. пастором Гессе в лютеранской кирхе было совершено богослужение с причастием и конфирмацией [29. 15 марта]. Не перестали функционировать школа при лютеранском приюте и сам приют. Хоть и не так активно, но по-прежнему проявляло себя благотворительное общество дам-лютеранок. Накануне Рождества в конце 1915 г. оно отправило в действующую армию «70 рождественских подарков (белье, рукавицы, чай, сахар, табак и проч.) на сумму около 300 р.» [Там же. 17 дек.]. Тот факт, что институциональная составляющая лютеранской томской общины не понесла потерь и пусть менее активно, но продолжала функционировать, говорит о лояльности в этом вопросе местных властей и общества. Складывается впечатление, что они предпочли не обращать внимание на то обстоятельство, что в городе проживают немцы, поскольку понимали, что гонения в их адрес нарушат баланс томского городского сообщества, а немцы, в свою очередь, стали в куда меньшей степени афишировать свою этничность и конфессио-нальность, уйдя в этом смысле в «тень». Пример немцев Томска в конце XIX - начале ХХ в. показывает, что этнизация городского пространства пришлым элементом воспринимается местным населением не просто спокойно, а даже с симпатией в том случае, если «пришельцы» рассматриваются как носители передового опыта и более высокой культуры. Приносимая ими польза придает их этничности и ее составляющим позитивную коннотацию в глазах принимающего городского сообщества и может расцениваться даже как нечто лучшее относительно этнически родного аналога. Это совпадает с выводами авторов монографии «Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества», также отметивших принципиальную важность пользы, приносимой «пришельцами» городу, и осознания этого обстоятельства горожанами [1. С. 223]. Таким образом, сам факт и степень манифестации этическим меньшинством своей этничности можно расценивать как показатель комфортности его проживания в условиях ино-этничного большинства. В то же время обострение отношений со страной исхода этнического меньшинства может заметно повлиять на восприятие и оценку процесса этнизации, внеся в них иррациональную подоплеку. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Подсчитано по: [4. 25 янв.; 5. 22 фев.; 6. С. 44]. 2 Некоторые исследователи называют иную дату образования Общества - 1892 г. [14. С. 84].

Ключевые слова

ethnicization, Tomsk, Lutherans, Germans, city, этнизация, Томск, немцы, город, лютеране

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Алишина Галина НиколаевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент исторического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследованийgalinaalishina@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сибирская жизнь (Томск). 1904.
Сибирская правда (Томск). 1914.
Сибирская жизнь (Томск). 1915.
Сибирская жизнь (Томск). 1908.
Томский листок (Томск). 1897.
Сибирская жизнь (Томск). 1897.
Сибирская жизнь (Томск). 1898.
Сибирская жизнь (Томск). 1903.
Сибирская жизнь (Томск). 1902.
Томский справочный листок (Томск). 1894.
Томский справочный листок (Томск). 1895.
Сибирская жизнь (Томск). 1900.
Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII-ХХ вв.). СПб., 2004. 368 с.
Сибирская жизнь (Томск). 1906.
Сибирская мысль (Томск). 1906.
Томск. История города от основания до наших дней / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. 2-е изд., испр. и доп. Томск, 2004. 464 с.
Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 1. Д. 920.
Сибирская жизнь (Томск). 1899.
Адресно-справочная книжка «Весь Томск» на 1912-1913 гг. Томск, 1912. 24+9+332+21 с.
Пашкова Н.В., Рейно Л.А. Из истории лютеранской общины г. Томска // Немцы Сибири: история и культура. Омск, 2002. С. 234-236.
Черказьянова И.В. Организация духовной жизни лютеран в Сибири: хроника событий (XVIII в. - 1919 г.) // Известия Омского городского историко-краеведческого музея. 2000. № 8. С. 207-226.
Сибирская жизнь (Томск). 1911.
Караваева А.Г. Кирха Святой Марии // Томск magazine. 2005. № 4. С. 24-26.
Томский справочный листок. Томск, 1895.
Сибирская жизнь (Томск). 1901.
Кутилова Л.А., Нам И.В., НаумоваН.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томкой губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919. Томск, 1999. 298 с.
Скубневский В.А. Урбанизационные процессы в Сибири второй половины XIX - начала ХХ в. : избранные статьи. Барнаул, 2010. 296 с.
Памятная книжка Томской губернии на 1908 год.210+56+80 с.
Переселенческое общество Азиатской России: миграции, пространства, сообщества / науч. ред. В.И. Дятлов, К.В. Григоричев. Иркутск : Оттиск, 2013. 624 с.
 Немцы Томска в конце XIX - начале ХХ в.: «немецкий след» в пространстве города | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).

Немцы Томска в конце XIX - начале ХХ в.: «немецкий след» в пространстве города | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 5 (37).