Готицизм как английский национальный миф XVII-XVIII вв.
Скандинавская концепция готицизма, т.е. идея о происхождении жителей Северной Европы от готов, появляется в Англии в начале XVII в. в связи с критикой средневековой «легенды о Бруте», которая уже не отвечала критериям эпохи Возрождения о национальной истории, и исчезает к началу XIX в., сменившись доктриной тевтонизма. В середине XVIII в. в Англии происходит расцвет готицизма, который начинает исполнять функцию устоявшегося национального мифа в работах местных антиквариев. В данной статье рассмотрена эволюция английского готицизма и выделены два периода его бытования: связанный с германским богом Туиско, фигурирующим в сочинении Корнелия Тацита, и относящийся к скандинавским богам - асам под предводительством Одина.
Gothicism as English national myth of the XVII - XVIII centuries.pdf Мифологической истории Англии. Если Хенгист и Хорза были потомками Водена в четвертом поколении, то между ними было не более двухсот лет, что явно слишком короткий промежуток для того, чтобы готы породили все те народы, что сейчас являются их потомками (среди них Р. Шерингам называл саксов, шведов и данов), и ещё более короткий для того, чтобы начать поклоняться ему как божеству. Тем не менее Р. Шерингам допускал, что часть готов могла просто сменить свое название на «саксы», равно как и на «шведы» и на «даны». Он уверен в том, что Воден существовал на самом деле, так как все перечисленные народы объединяло общее поклонение ему как божеству, и их религиозные традиции в отношении его были одинаковыми [31. P. 276-294]. Широко цитировавший Р. Шерингама Айлетт Саммс (ок. 1636 - ок. 1679) даже посвятил отдельную главу Одину в своей работе «Памятники древней Британии» (1676). Идеей для написания этой книги послужила достаточно любопытная мысль о происхождении валлийского языка из финикийского, которую он почерпнул у английского антиквария и преподавателя Джона Твайна, полагавшего, что финикийцы являются предками британцев. А. Саммс пересказывает историю Одина из «Круга Земного» Снорри Стурлусона, отдельно цитируя эпизод о войне с ванами, которых он считает скифами [32. P. 435]. А. Саммс также поддерживает теорию о том, что под именем «Воден» мог пониматься не один человек, а несколько, которых впоследствии путали между собой. Он цитирует комментарии к труду Саксона Грамматика Бриньольфа Свейнссона, того самого исландского епископа, который в 1643 г. обнаружил рукопись «Королевского кодекса» или, как его стали называть в дальнейшем, «Старшей Эдды» [33. С. 5]. Бриньольф Свейнс-сон полагает, что всего было три Водена: первый, которого древние звали Асианом, был сыном Сатурна. В честь второго, Уппсальского, шведы выстроили величественный храм. Его также звали Асиан, но он был родом из Скифии. Этих двоих, как считает Свейнссон, часто путают между собой. Третьего же зовут Мид-Один, тот самый, о котором Саксон Грамматик писал, что он занял место Одина во время его изгнания. А. Саммс, в свою очередь, замечает, что невозможно точно сказать, насколько правдиво предположение Бриньольфа Свейнссона, однако тот факт, что, согласно Беде Достопочтенному и Вильяму Мальмсберийскому, Хенгист и Хорза были потомками Водена в четвертом поколении, определенно предполагает наличие хотя бы ещё одного Водена, если не двух, так как в скандинавском эпосе речь идет о более давних временах [32. P. 448]. Чтобы подвести итог тому, насколько плотно укоренилась скандинавская эвгемеристическая теория в конце XVII в. на английской почве, позволим себе привести полностью выдержку из эссе сэра Уильяма Тем-пла (1628-1699) «О героической доблести»: «Один, Воден или Годен (в разных северных диалектах произносится по-разному) был первым и величайшим героем западных скифов; он повел орды гетов, именуемых готами, из азиатской Скифии в самый северный край Европы; там он обосновался, и королевство его разрослось по всему Балтийскому морю. На западе оно простиралось вплоть до океана, а на юге - до Эльбы, которая издревле была границей между скифами и германцами. Эту обширную страну по-готски называли Бьярмией, и из неё вышли все те готы, вандалы, саксы, англы, юты, даны и норманы, что наводнили и подчинили себе западные области Европы. Некоторые даже утверждают, что Один расширил свои владения вплоть до государства франков, и ни у кого не вызывает сомнений, что он был создателем рунической письменности , помимо этого, установил множество законов, ввел в обиход календарь, был непобедимым воином и мудрым законодателем. Подданные боготворили Одина, а после смерти и вовсе причислили его к лику богов, наравне с Тором, богом грома и ярости, и Фреей, богиней удовольствия, и именами их были названы три дня в неделе» (перевод мой. -Д.Т.) [34. P. 354-356]. Во «Введении в историю Англии» он указывает, что шотландцы и ирландцы также были скифами [35. P. 533]. Основное отличие парадигмы Одина от более ранней, связанной с Туиско, заключается в народе, заселившем всю Северную Европу, и стране его происхождения. Джеймс Тиррелл в книге конца XVII в. сравнивает труды Ричарда Верстегана и Роберта Шерингама. Он пишет, что, по Р. Шерингаму, которого поддерживают шведские и датские историки, Европа была заселена готами из Скандинавии, а по Р. Верстегану - германцами из соответственно Германии, несмотря на то что и те и другие не являются первопоселенцами на тех местах. Дж. Тиррелл совершенно явно отдает предпочтение Р. Шерингаму (хотя и пишет, что «не присуще историку слишком много внимания уделять аргументам "за" и "против"») и, представив краткий обзор мнений, предлагает читателю самостоятельно ознакомиться с книгами цитируемых им авторов [36. P. 123]. К середине XVIII в. происхождение от готов прочно заняло свое место в английской истории. Джон Джексон в своей хронологической работе посвящает небольшой раздел гото-скифскому царству. Он указывает, что Один (уже называя его именно так, а не «Воде-ном») отправился в путь из скифской Азии в северную Европу в 24-м году до Р.Х. Вместе со своей женой Фриггой и сыном Тором они были впоследствии приравнены к лику богов, и им поклонялись все северные народы: готы, шведы и даны. В своих подсчетах Дж. Джексон руководствовался трудами Олафа Магнуса и Саксона Грамматика [37. P. 345-346]. Фрэнсис Вайс в опубликованной анонимно работе «Некоторые изыскания о первейших обитателях Европы» (1758) выделял три точки зрения о происхождении готов: некоторые считают, что готы впервые пришли из Скандинавии и расселились в более южных областях, другие говорят, что готы и геты - это один и тот же народ, а третьи считают, что слово «гот» эквивалентно слову «скиф». Сам же склонялся к идее, что язык готов берет свое начало в скифской Азии, и от него ведут происхождение тевтонский, франкский, саксонский и рунический языки. Отдельно Ф. Вайс подчеркивал, что готский никоим образом не происходит от кельтского языка [38. P. 82-83]. Путешествие же Одина Вайс связывает с растущей римской угрозой после победы Помпея в Третьей Митридатовой войне (74-63 до н.э.). К этому же фактору Ф. Вайс относит уход Одина (Водена, имена перечислены через запятую, однако привычное нам наименование стоит первым) в самую северную часть Европы, куда не распространялось в то время римское влияние. Самих готов Ф. Вайс считал самым цивилизованным северным народом, так как, помимо прочего, Один ввел у них письменность. Кроме того, он возглавил обширные завоевания и был искусен в магии. После смерти Один стал верховным божеством готов, его же военачальники вошли в историю как «асы», а язык их стал называться «азиатским» [Ibid. P. 84-85]. К середине XVIII в. готицизм стал общепринятым подходом к анализу собственной истории среди английской образованной публики. После этого пика расцвета готицистская парадигма стала постепенно уступать место викторианскому тевтонизму. Помимо прочего, концепция готицизма сближала прошлое Англии и стран Северной Европы, даруя им общих предков - эвгемеризированных богов из скандинавского пантеона, причем особый упор ставился на Одине как предводителе переселенцев из Азии (чаще всего - из Скифии), согласно прологу Снорри Стурлусона к «Младшей Эдде». Англичане, чей цикл мифов о языческих богах практически не сохранился, охотно разделили отцов-основателей своего народа со скандинавами, так как в условиях господства готицистической парадигмы все германские народы представлялись единым этносом, лишь сравнительно недавно разделившимся на отдельные группы. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Первоначальный её вариант записан в труде валлийского историка Ненния (VIII-IX вв.) «История бриттов». 2 Поэма выступала прологом к некоторым «хроникам о Бруте», причем в их расширенных вариантах сюжет поэмы включался в сам текст повествования. 3 В латинской версии поэмы, названной «О происхождении гигантов», сюжет отличается некоторыми деталями. 4 Геты - фракийский народ, родственный дакам, который, согласно Геродоту, жил между Балканами и Дунаем (IV. 93-96) [28. С. 210-211]. Тем не менее средневековые авторы смешивали гетов с готами, и уже Иордан писал о равнозначности этих понятий, ссылаясь на авторитет Павла Орозия (58) [29. С. 72]. В его произведении, основном источнике об истории готов, родиной готов была названа Скандинавия (9). [29. С. 62]. 5 Родство готов и скифов прописано в труде Исидора Севильского «История готов» (66): «Готы произошли от Магога, сына Иафета, и считаются одного рода со Скифами. Вот почему они не слишком различаются в наименовании: одна буква изменяется, другая исчезает - и из "Getae" получается "Scythae"» [30. P. 107].
Ключевые слова
Англия,
национальный миф,
готицизм,
скандинавская мифология,
England,
national myth,
Gothicism,
Scandinavian mythologyАвторы
Трынкина Дарья Александровна | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | специалист по учебно-методической работе кафедры этнологии исторического факультета | uwwalo@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Толстиков А.В. «Шведскость» как «готскость»: шведский готицизм XV-XVII вв. // Шведы: Сущность и метаморфозы идентичности / ред. Т.А. Тоштендаль-Салычева. М., 2008. С. 59.
Гальфрид Монмутский. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 5-138.
Gransden A. Historical writing in England c. 550 to c. 1307. L., 1974.
Carley J., Crick J. Constructing Albion's past: an annotated edition of De origine gigantum // Arthurian Literature XIII. Cambridge, 1995. P. 41-115.
Mason R.A. Scotching the Brut: Politics, History and National Myth in Sixteenth-Century Britain // Scotland and England, 1286-1815 / edit. by R. Mason. Edinburgh, 1987. P. 60-84.
The Giants of the Island of Albion // Myths and Legends of the British Isles / edit. by Barber R. Martlesham, 1999. P. 3-8.
Ferguson A.B. Utter Antiquity: Perceptions of Prehistory in Renaissance England. Durham and London, 1993.
Kidd C. British Identities before Nationalism: Ethnicity and Nationhood in the Atlantic World, 1600-1800. Cambridge, 2006.
Piggott S. Ancient Britons and the Antiquarian Imagination: Ideas from the Renaissance to the Regency. GDR, 1989.
Verstegan R. A Restitution of Decayed Intelligence. L., 1634 (1st edition - 1605).
Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения : в 2 т. Л., 1969. Т. I. С. 353-373.
Parry G. The Trophies of Time: English Antiquarians of the Seventeenth Century. Oxford, 2007.
Hare J. St. Edward's Ghost, or, Anti-Normanism (1647) // The Harleian Miscellany. Vol. VIII. L., 1811. P. 94-107.
Stillingfleet E. Origines sacrae or, a rational account of the grounds of natural and reveal'd religion. Cambridge, 1702 (7th edition).
Farley F.E. Scandinavian Influences in the English Romantic Movement. Boston, 1903.
Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001.
Ненний. История бриттов // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 171-194.
Asser. Asser's Life of Alfred // Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. L., 1906. P. 41-86.
Аеthelwerd. Ethelwerd's chronicle // Old English chronicles: including Ethelwerd's chronicle, Asser's Life of Alfred, Geoffrey of Monmouth's British history, Gildas, Nennius, together with the spurious Chronicle of Richard of Cirencester. L., 1906. P. 1-40.
Ranulf Higden. Polychronicon Ranulphi Higden Monachi Cestrensis: together with the English translations of John Trevisa and of an unknown writer of the fifteenth century. Vol. V. L., 1874.
Quinn J., Clunies Ross M. The image of Norse poetry and myth in seventeenth-century England // Northern Antiquity (ed. by A. Wawn). Enfield Lock, 1994. P. 189-210.
Wawn A. The Vikings and the Victorians: Inventing the Old North in Nineteenth-Century Britain.Cambridge, 2002.
Saxo Grammaticus. The first nine books of the Danish history of Saxo Grammaticus. L., 1894.
Lundgreen-Nielsen F. Grundtvig's Norse Mythological Imagery // Northern Antiquity (ed. by A. Wawn). Enfield Lock, 1994. P. 41-67.
Стурлусон С. Младшая Эдда. СПб., 2006.
Lindow J. Norse Mythology: A Guide to Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs. Oxford, 2002.
Gibson M. Imagining the Pagan Past. N.Y., 2013.
Геродот. История. Л., 1972.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 2001.
Isidore of Seville. History of the Kings of Goths // Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain / edit. and trans. be Wolf K.B. Liverpool, 1999. P. 79-111.
Sheringham R. De Anglorum gentis origine disceptatio. Cambridge, 1670.
Sammes A. Britannia Antiqua Illustrata, or the Antiquities of Ancient Britain, Derived from the Phoenicians. L., 1676.
Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М., 1968.
Temple W. Of Heroic Virtue // The Works of Sir William Temple. Vol. III. L., 1770. P. 313-405.
Temple W. Introduction to the History of England // The Works of Sir William Temple. Vol. II. L., 1731. P. 525-585.
Tyrrell J. The General History of England. Vol. I. L., 1697.
Jackson J. Chronological Antiquities. Vol. II. L., 1752.
Wise F. Some enquiries concerning the first inhabitants, language, religion, learning and letters of Europe. Oxford, 1758.