Приводятся материалы кургана 12 могильника Серебряково I. Памятник исследован в 1969 г. экспедицией КГПИ под руководством А.И. Мартынова. Большая часть материалов представлена в фондах музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Помимо многочисленных изделий из бронзы в коллекции сохранились обрывки изделий из золотой фольги, аналогии которым известны из элитных комплексов скифского времени Саяно-Алтая. На основании датирующих аналогий из бронзы комплекс кургана 12 отнесен к лепешкинскому типу памятников тагарской культуры. Отмечена уникальность комплекса с изделиями из золотой фольги в пределах северо-западной периферии тагарской культуры.
Tagar Burial Vault with Objects of Golden Foil in Mariinsk Forest-Steppe (materials from excavations of 1969).pdf Курганный могильник Серебряково I, расположенный в Тисульском районе Кемеровской области, был полностью раскопан в 1969 г. археологической экспедицией КГПИ под руководством А.И. Мартынова. Материалы памятника опубликованы [1]. Могильник состоял из 17 курганов тагарской культуры. Из публикации известно, что в склепе кургана 12 были обнаружены бронзовые предметы, обложенные золотой фольгой, и отдельные фрагменты изделий из золотой фольги [1. С. 82-88]. Предметы из комплексов Серебряковского могильника хранятся в фондах музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ (коллекция 61). В процессе работы над проектом по изучению бронз тагарского времени Ма-риинской лесостепи также была просмотрена коллекция золота из кургана 12. Всего в ней находится 121 кусочек фольги, большая часть которой была сильно деформирована (смята, скручена) и загрязнена. После распрямления и чистки некоторые из ранее не определимых фрагментов приобрели узнаваемые очертания1. В состав коллекции входят: 1) фигурка фантастического животного (1 экз.) (№ 465)2 (рис. 1, 6) на прямых ногах с опущенной головой. Размер - 30^26 мм. Морда животного горбоносая, сохранился отчетливый отпечаток глаза в виде круга с выпуклым круглым зрачком в центре. Рог начинается с середины морды и заканчивается на крупе. Разрыв между передними и задними лапами образовался в результате деформации изделия; 2) фигурки кошачьих хищников (14 экз.) (№ 460, 466-475, 479, 484, 494) (рис. 1, 7-20). Средний размер -25^16 мм. На разных фигурках возможно прочитать лишь отдельные объемные элементы, передающие образ животного. Все изделия схожи по размеру и, вероятно, вырезаны и сформованы по одному шаблону. Поэтому вполне уместно дать их обобщенное описание. Фигурки разной сохранности, от трех осталась только голова. Все обращены вправо. На прямой, «вытянутой», морде выделены овальные глаз и ухо, пасть в виде короткой прямой линии. Переход от головы к передним лапам под прямым углом. Задние и передние лапы разделены только рельефом. Рельефно выделяется длинный, загнутый на конце к лапам хвост. Некоторые окончания лап напоминают кольчатые, на других просматриваются разделенные пальцы-когти. По краям фигурок складки от сжатия при формовке на жесткой основе; 3) привеска к серьге (1 экз.) (№ 489) (рис. 1, 25). Размер - 28^10 мм. По форме напоминает клык хищника с круглым отверстием вблизи широкого конца (основания); 4) фрагменты накладок с полукруглым выступом (2 экз.) (№ 456, 493) (рис. 1, 21,22). Размер - 18x13 мм; 5) объемные накладки на полусферические бляшки диаметром 10-13 мм (11 экз.) (рис. 1, 23, 24, 32, 33) (№ 454, 455, 477, 497) [также см.: 1. Табл. 75, 8]; 6) фрагменты от 3-5-й гирлянд из треугольников (№ 457, 490) (рис. 1, 26-31); 7) фрагменты длинных и узких (ширина 4-12 мм) накладок без рельефного орнамента (27 экз.) (№ 458, 461, 463, 485, 500, 501) (рис. 1, 36-38); 8) фрагмент (отросток рога (?)) бронзовой оленной бляшки, обложенной золотой фольгой (1 экз.) (№ 453); 9) пластина прямоугольной формы (1 экз.) (№ 451) (рис. 1, 34). Размер - 66x25 мм. Была сильно замята, рельефный орнамент не читается. Ближе к углам расположены квадратные отверстия (1 мм) для пришивания; 10) пластина прямоугольной формы (1 экз.) (№ 452) (рис. 1, 35). Размер - 36x27 мм. На сохранившемся крае ближе к углам круглые отверстия (1 мм) для пришивания. На поверхности просматриваются оттиски в виде запятых, спиралей (?); 11) фрагментированные плоские и рельефные изделия (58 экз.) (№ 459, 462, 476, 478, 486, 487, 489, 491, 492, 495, 496, 502) [также см.: 1. Табл. 75, 7]. Рис. 1. Бронзовые изделия с золотой фольгой и аппликации из золотой фольги из склепа кургана 12 могильника Серебряково I: 1 - № 503; 2 - № 480; 3 - № 481; 4 - № 482; 5 - № 483; 6 - № 465; 7 - № 474; 8 - № 466; 9 - № 468; 10 - № 471; 11 - № 475; 12 - № 473; 13 - № 472; 14 - № 460; 15 - № 484; 16 - № 470; 17 - № 467; 18 - № 498; 19 - № 494; 20 - № 469; 21 - № 456; 22 - № 493; 23 - № 454; 24 - № 477; 25 - № 489; 26-30 - № 490; 31 - № 457; 32, 33 - № 455; 34 - № 451; 35 - № 452; 36-38 - № 464. 1-5 - бронза, золото; 6-38 - золото Кроме вышеперечисленного, отдельно хранятся или представлены в экспозиции музея следующие изделия из бронзы покрытые золотой фольгой: 1) чекан (№> 483) (рис. 1, 5) [1. Табл. 74, 1]. Боек не сохранился, но известен по публикации. Длина всего изделия - 156 мм (обух - 46 мм, боек - 96 мм), высота втулки - 45 мм, диаметр основания втулки - 13*15 мм. Сечение бойка и обуха овальное. Обух чекана обернут одним листом золотой фольги (33*22 мм); 2) оленная бляшка (№ 480) (рис. 1, 2) [Там же. Табл. 74, 4]. Целая. Размер - 67*35*5 мм. Изображение оленя в лежащей позе с подогнутыми ногами. Голова запрокинута назад. На морде выделены рот и глаз животного. От уровня глаза отходят длинные вьющиеся рога, заканчивающиеся на крупе. В задней части выступает короткий треугольный хвост. С тыльной стороны к туловищу припаяны две петельки (10*4 мм) в виде полукруглой арки, расположенные у основания шеи и на уровне окончания рогов. С лицевой стороны изделие обложено двумя листами золотой фольги: первый закрывает рога, голову и большую часть туловища, второй - ноги, часть шеи и незначительную заднюю часть; 3) оленная бляшка (№ 481) (рис. 1, 3) [Там же. Табл. 74, 5]. Целая. Размер - 69*48*4 мм. Изображение оленя в лежащей позе с подогнутыми ногами. В отличие от предыдущего изделия, туловище животного приподнято, а голова незначительно наклонена вниз. На морде выделен глаз в виде круглого сквозного отверстия. От уровня глаза отходят вьющиеся рога, заканчивающиеся на середине спины. От затылка, вдоль края, показано длинное семечковидное ухо. С обратной стороны к туловищу припаяна одна петелька (10*4 мм) в виде полукруглой арки. С лицевой стороны изделие обложено одним листом золотой фольги; 4) гривна (№ 503) (рис. 1, 1). Целая (диаметр -214 мм), круглая в сечении - 5 мм. Изделие обложено как минимум четырьмя полосками золотой фольги длиной от 35 до 125 мм; 5) гривна в четырех фрагментах (№№ 450). По диаметру и толщине обода аналогична предыдущей. На сломах видно, что гривна изготовлена из полой бронзовой трубки. Этот факт так же отражен и на рисунках в публикации [1. Табл. 75, 9]. Все фрагменты обложены листами золотой фольги; 6) ПНН (№> 482) (рис. 1, 4) [Там же. Табл. 76, 9]. Фрагмент с окончанием в виде головы животного (лошади (?)). Размер - 77*12*4 мм. На окончании сохранилась одна полоска обкладки из золотой фольги (длина 33 мм). Курган 12 является вторым по величине в могильнике. Высота насыпи - 1,8 м, диаметр - 28 м. Под насыпью один сожженный склеп. Размеры по дну, соответствующие чертежу, приведены в полевом дневнике - 5*4,3 м. Конструктивные особенности погребальной камеры - сруб с тыном и перекрытие из двух рядов бревен, покрытое берестой. Могила ограблена. Среди бронзового инвентаря склепа: уменьшенные ножи и кинжалы, втульчатые и проушные чеканы, дисковид-ные зеркала с петелькой и одно медалевидное, «фа-кельница» с тремя фигурками козликов, вток, трех- и четырехсоставные (по дневнику) полусферические бляшки [1. Табл. 74-76]. Отдельный интерес вызывает большое количество (около 55 по рисункам, 31 по тексту) керамической посуды с разнообразной орнаментацией [Там же. Табл. 76, 11-13, 77-79, 80, 1-7]. К сожалению, коллекция керамики не сохранилась, так же как фрагмент деревянного сосуда и берестяной туесок. Количество зафиксированных костяков на дне - 10, в заполнении - не определено. Судя по количеству бронзовых ножей (минимум 22 по тексту монографии и 19 по описи) в склепе было захоронено около 20 человек. Антропологический материал не сохранился. В публикации отмечено, что кости погребенных были плохой сохранности и частично обожжены в процессе горения склепа [Там же. С. 82-88]. По обряду погребения и большей части инвентаря курган 12 относится к лепешкинскому (позднесарага-шенскому) типу памятников тагарской культуры. Об этом говорит сочетание типичных сарагашенских бронз (оленные бляхи, факельница, втульчатые чеканы) с изделиями раннетесинского времени (проушные чеканы, прямообушковые ножи, многосоставные полусферические бляшки). Близкий по составу бронз комплекс Серебряково I - курган 2, в котором, кроме прочего, обнаружена обоюдоострая проколка [1. Табл. 7, 8]. Такие проколки, по мнению Н.Ю. Кузьмина, бытуют непродолжительное время и характерны только для лепешкинских и раннетесинских комплексов [2. С. 31]. В этом отношении несколько выбиваются из хронологического контекста бронзовые медалевидные зеркала из курганов 2 и 12 [Там же. Табл. 8, 4, 76, 2], которые, по наблюдениям Н.Ю. Кузьмина, на Среднем Енисее впервые появляются в позднейших раннетесинских комплексах [2. С. 203]. Впрочем, такое сочетание не противоречит устоявшейся концепции, согласно которой сарагашенские традиции сохраняются в Ачинско-Мариинской лесостепи намного дольше, чем в Минусинской котловине [Там же. С. 110]. Поэтому появление бронз раннетесинского типа в лесостепных лепеш-кинских комплексах вполне ожидаемо. На основании предложенной Н. Ю. Кузьминым датировки лепешкин-ских и раннетесинских комплексов (конец III в. до н.э. - начало I в. до н.э.) [Там же. С. 219] курган 12 Се-ребряково I следует отнести к концу данного периода -I в. до н.э. Изделия из золотой фольги встречены во многих комплексах лепешкинского и раннетесинского типа. С одной стороны, это дало основание исследователям определить присутствие в склепах декора из золота как широко распространенную практику того времени [Там же. С. 202; 3. С. 67], что, следовательно, не является признаком высокого статуса погребенных [3. С. 67-68]. А то обстоятельство, что в некоторых склепах золотой фольги было обнаружено много, можно объяснить случайностью. Например, сохранность большого количества золотых изделий в раннетесинских курганах Целинный и Большой Новоселовский связана с обрушением стенок сруба до того, как туда проникли грабители [4. С. 121; 5. С. 28]. С другой стороны, есть примеры склепов и вовсе без золотой фольги. А если посчитать комплексы с «золотыми» зооморфными образами, то их не так много. Основные аналогии находкам из 12-го серебряков-ского кургана происходят из лепешкинских и ранне-тесинских склепов Назаровской котловины (Берешь к. 3), Чулым-Енисейской котловины (Целинный, Толстый Мыс V к. 2 (Большой Новоселовский)) и юга Минусинской котловины (Большой Табатский, Колок к. 3, Большой Полтаковский, Сабинка I к. 2, Степновка к. 2)3. Эти комплексы демонстрируют не просто отдельные элементы декорирования погребальной камеры или определенных предметов золотой фольгой, а сочетание разных изделий. Несмотря на ограбление всех перечисленных склепов, золотые аппликации сохранились в них в большом количестве. Поэтому ключевым для понимания статусности этих комплексов являются не просто наличие изделий из золотой фольги, а их серийность и, в то же время, разнообразие. Важный показатель - это наличие зооморфных образов, в первую очередь - кошачьих хищников, выполненных из фольги. Такие изделия в средне- и поздне-тесинских комплексах единичны и заметно отличаются по стилю [6. Рис. 15], в то время как накладки других типов (с геометрическим орнаментом или без такового) встречаются в большинстве склепов. Кроме того, целые серии «золотых» зооморфных персонажей, выполненных в технике литья или штампования, известны среди материалов элитных погребений Саяно-Алтая, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Помимо кургана 12, еще в одном склепе Серебря-ково I обнаружены обрывки золотой фольги - курган 13. Этот комплекс также следует отнести к поздней (лепешкинской - раннетесинской) группе могильника. Изделия из фольги, найденные в этом кургане, не сохранились. Из текста монографии известно, что они были единичны [1. С. 92]. Среди тагарских погребальных памятников Мариинской лесостепи золото обнаружено в 11 склепах могильника Кондрашка I (Тисульский), трех склепах могильника Шестаково I, а также в одиночном кургане Алчедат. Сохранившиеся изделия были просмотрены нами в фондах музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ и Кемеровского областного краеведческого музея. Среди них нет зооморфных персонажей, а остальные аппликации единичны. Это позволяет говорить о том, что курган 12 могильника Серебряково I - пока единственный в Мариинской лесостепи, содержавший многочисленные золотые аппликации, включая фигурки животных. Следовательно, как минимум в пределах этой территории следует отметить уникальность рассматриваемого комплекса. Его исключительность может объясняться богатством, социальным статусом или происхождением группы людей, захороненных в склепе, а, по сути, всеми тремя факторами. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Автор выражает благодарность профессору кафедры археологии КемГУ А.И. Мартынову, предоставившему разрешение на публикацию материалов, руководителю отдела археологии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ Л.Ю. Бобровой за помощь в работе с коллекцией, ведущему художнику-реставратору ИАЭТ СО РАН О.Л. Швец за консультации по первичной реставрации изделий из золотой фольги. 2 Здесь и далее указан номер хранения в коллекции 61. 3 Раскопки С.В. Красниенко, Э.А. Севастьяновой, Г.Н. Курочкина, М.Н. Пшеницыной, А.С. Полякова, Е.Д. Паульса.
Вадецкая Э.Б. Исследование коллективных могил позднетагарской культуры в верховьях Чулыма (раскопки кургана 2 у деревни Береш) // Археологические вести. СПб. : ИИМК РАН, 1995. Вып. 4. С. 96-122.
Курочкин Г.Н. Богатые курганы скифской знати на юге Сибири. Археологические изыскания. СПб., 1993. Вып. 7. 94 с.
Севастьянова Э.А. Новые данные по этнокультурным взаимосвязям в конце тагарской эпохи (материалы охранных раскопок 1973-1974 гг. на севере Хакасии) // Языки и топонимия. Томск, 1976. С. 119-122.
Вадецкая Э.Б. Кара-Курген, Узун-Оба, Салбык, Большой Новоселовский (версии о курганах вождей тагарских племен) // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. Археологические изыскания. СПб., 1994. Вып. 18. С. 62-69.
Кузьмин Н.Ю. Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. СПб. : Айсинг, 2011. 456 с.
Мартынов А.И., Бобров В.В. Серебряковский могильник. Кемерово, 1971. 132 с.