Исследуется бронзовая орнитоморфная металлопластика из Саровского и Кулайского святилищ кулайской культуры. На основе анализа стандартных блоков бронзовых изображений, выполненных в технике плоского ажурного и плоского с элементами рельефа литья, выделены стилистические признаки кулайской изобразительной традиции. Высказана гипотеза о том, что формирование кулайского изобразительного стиля базировалось на автохтонной энеолитической, сейминско-турбинской и са-мусьской традициях эпохи бронзы при участии скифского компонента.
Openwork ornithomorphic repoussage of Kulai and Sarovka Sacred Sites: problem of the genesis of Kulai style.pdf Плоская ажурная, в том числе с элементами рельефа, орнитоморфная металлопластика кулайской историко-культурной общности происходит преимущественно из Среднего Приобья, включая Сургутский, Нарымский и Томский участки водосбора, а также из Обь-Енисейского междуречья и Прииртышья. По количеству мест обнаружения изделий данной группы лидирует Нарымское Приобье (рис. 1). Основной массив находок выявлен на Саровском и Кулайском культовых местах, анализу стилистических признаков птичьих образов которых посвящена публикация. Рис. 1. Карта-схема расположения памятников и мест случайного обнаружения бронзовой орнитоморфной металлопластики кулайской историко-культурной общности, выполненной в технике ажурного и плоского с элементами рельефа литья: 1 - Кулайское культовое место; 2 - Саровское культовое место; 3 - Кривошеинское культовое место; 4 - Рыбинские находки; 5 - поселение Самусь-IV; 6 - Тимирязевское поселение; 7 - находка на р. Нюрса; 8 - городище Барсов городок I/8; 9 - Барсовский III могильник; 10 - Барсовский VII могильник; 11 - находки у д. Ишимка; 12 - находки на р. Белый Июс; 13 - Богочановское городище; 14 - находка на р. Васюган; 15 - Соровское 22-23с культовое место Изображения птиц представлены в двух ракурсах - в профиль и анфас. Профильные изображения выявлены на Саровском культовом месте (рис. 2, 1). Аналоги обнаружены в окрестностях д. Ишимки, на поселениях Тимирязевское и Самусь-IV, на Богоча-новском городище (рис. 2, 2-5). Профильные птичьи персонажи встречаются и в многофигурных сценах, организованных как геральдические композиции с центральным элементом в виде мирового древа или антропоида. Многофигурные композиции с птицами известны в кулайской и рыбинской коллекциях (рис. 2, 6-9). Бронзовые изображения птиц в геральдической композиции с развернутыми крыльями в анфас выявлены в Саровском и Кулайском культовых комплексах (рис. 2, 10-15). Аналоги обнаружены на Кривошеин-ском святилище, в долине р. Васюган, на городище Барсов городок I/8, в погребениях Барсовского III и VII могильников, на Соровском 22-23с культовом месте (рис. 2, 16-18; рис. 3, 1-3). Известны также многофигурные отливки, включающие птиц с развернутыми крыльями. В материалах нарымских святилищ представлены два способа организации многофигурных композиций. Первый упорядочивает орнитомофные персонажи в последовательности фризового типа. Такие композиции декорируют бронзовые рамки-«очелья» из Саровского и Кулайского комплексов и изделие, обнаруженное в долине р. Нюрсы (рис. 3, 411). Второй организует персонажи в трехчленные геральдические композиции, в которых фигуры птиц с развернутыми крыльями фланкированы парой голов зверей. Изделия известны по коллекциям из Саровского, Кулайского, Кривошеинского святилищ, а также комплекса находок из Хакасии (р. Белый Июс) (рис. 3, 12-16). Несмотря на то что фигурки птиц показаны в разных ракурсах, они имеют общие признаки трактовки образов. Сравнение проводилось по признакам, характеризующим такие стандартные блоки изображений, как голова, клюв, глаза, корпус, крылья, лапы, хвост [1. С. 10]. В технике плоского литья головы птиц преимущественно развернуты в профиль (рис. 2, 1-10, 13-15, 17, 18; рис. 3, 2, 4-11, 13-16). Семантику образов конкретизирует клюв. Нередко голова с клювом передана схематично в виде Г-образной фигуры (рис. 2, 1, 2, 5-9, 13-15, 17, 18; рис. 3, 5-11, 13, 15). Приемы моделирования узнаваемой головы в анфас на плоских изделиях не были выработаны (рис. 2, 12). Однако уже очевидны попытки решить проблему моделирования клюва за счет рельефа (рис. 2, 16; рис. 3, 1, 3, 12). Глаза часто оформлены сквозными округлыми или овальными отверстиями (рис. 2, 2-4, 6, 10; рис. 3, 14, 16), рельефными валиками (рис. 2, 7, 14; рис. 3, 5) и реже - полусферами (рис. 2, 15). Известны также изделия без глаз (рис. 2, 1, 5, 8, 9, 12, 13, 17, 18; рис. 3, 2, 4, 6-8, 10-13, 15). Тела птиц имеют геометрические очертания: в виде прямоугольника (рис. 2, 1, 2, 4, 7-12, 15, 16, 18; рис. 3, 2), ромба (рис. 2, 17, рис. 3, 12, 16), трапеции (рис. 2, 14, рис. 3, 15), треугольника (рис. 2, 13; рис. 3, 1, 3, 9), овала (рис. 2, 3, рис. 3, 14). Большую вариативность демонстрируют изделия, выполненные в технике ажурной отливки посредством контурной моделировки корпуса. Ярким стилистическим элементом является узор внутри контура корпуса или на плоской поверхности тела, а также шеи и крыльев птиц (рис. 2, 1, 7, 8, 10-12, 14, 15, 18; рис. 3, 2, 14-16). Узкие развернутые крылья нередко покрыты короткими зубцами-выступами (рис. 2, 2, 4, 8, 12-18; рис. 3, 1, 6, 11, 14-16). Выступами-отростками (рис. 2, 2, 3, 5, 7, 8, 14-18; рис. 3, 3, 15), реже параллельными валиками обозначен хвост (рис. 2, 12, 13). Лапы - обязательный элемент иконографии профильных изображений (рис. 2, 1-5, 7-9), в то время как у анфасных - не регулярный (рис. 2, 12, 13, 16; рис. 3, 3, 16). Они схематично обозначены выступами и лишь иногда детализированы изображением пальцев (рис. 2, 3, 5, 16; рис. 3, 16). Стилистический прием изображения головы птицы в виде Г-образной фигуры восходит к древней традиции, фиксируемой рисунками на энеолитической керамике региона [2. С. 175. Рис. 65, 3, 4]. Сохраняется он и на посуде раннееловской и самусьской культур развитой бронзы Приобья [Там же. С. 232, 272-273. Рис. 122, 1, 4; рис. 200, 201] (рис. 4, 1-3). Ромбовидная форма корпуса (рис. 4, 2, 4) и короткие в виде отростков приподнятые над телом крылья (рис. 4, 2, 3) отмечены у птичьих образов на керамике развитой бронзы Васюга-нья [Там же. С. 232. Рис. 122, 1]. С самусьской стилистикой сопоставимы такие признаки кулайских орни-томорфных изображений, как пара параллельных линий на стыке головы и шеи (рис. 4, 6, 10, 11); поперечные параллельные линии по всей длине шеи (рис. 4, 5, 6); узкие дугообразные крылья и крыло, приподнятое над телом (рис. 4, 6, 7); линии внутри корпуса, соединяющие внутренний овал с абрисом тела (рис. 4, 6, 10). Обозначенные соответствия позволяют говорить о преемственности между самусьской и кулайской изобразительными традициями. Глаза у орнитоморфных отливок выполнены как в традиционной кулайской манере (в виде сквозных отверстий или рельефного валика), так и в нетипичной - полусферами-«жемчужинами» (рис. 4, 9). Глаза-полусферы, наряду с поперечными рельефными валиками на поверхности отливок, характеризуют иткульскую изобразительную традицию (рис. 4, 8). Не исключая возможности определенного воздействия иткульской культуры на кулайскую, заметим, что глаза-полусферы являются одним из стилистических признаков предшествующей обеим культурам сейминско-турбинской изобразительной традиции, а рельефные валики - элементами воспроизводимых в этой стилистике образов животных (рис. 4, 12, 12а). I-,-|-1-,-| L_L_La_t_1_J I_I_I_I_I_1 Рис. 2. Орнитоморфная металлопластика кулайской историко-культурной общности: 1, 6, 12-15 - Саровское культовое место; 2 - поселение Самусь-IV; 3 - Тимирязевское поселение; 4 - находка у д. Ишимка; 5 - Богочановское городище; 7, 8, 10, 11 - Кулайское культовое место; 9 - Рыбинские находки; 16 - Кривошеинское культовое место; 17 - находка на р. Васюган; 18 - городище Барсов городок I/8. 1 - 18 - [по 7] Рис. 3. Орнитоморфная металлопластика кулайской историко-культурной общности: 1 - Барсовский III могильник; 2 - Барсовский VII могильник; 3 - Соровское 22-23с культовое место; 4, 13, 14 - Кулайское культовое место; 5 - находка на р. Нюрса, 6-12 - Саровское культовое место, 15 - Кривошеинское культовое место; 16 - находки на р. Белый Июс. 1-15 - [по 7], 16 - [по 8] Рис. 4. Реминисценции изобразительных стилей энеолита, развитой бронзы и скифской эпохи в орнитоморфной металлопластике кулайской историко-культурной общности (без масштаба): 1 - поселение Тух-Сигат IV, керамика; 2 - поселение Тух-Сигат IV, изображение на керамическом сосуде; 3, 5, 9, 14 - Саровское культовое место, металл; 4 - находка на р. Васюган, металл; 6 - поселение Самусь-IV, изображение на керамическом сосуде; 7 - Тимирязевское поселение, металл; 8 - Урал, случайная находка, металл; 10, 13, 15 - Кулайское культовое место, металл; 11 - находка на р. Нюрса, металл; 12, 12а - могильник Сейма, металл. 1, 2, 6 - [по 2], 3-5, 7-11, 13-15 - [по 7], 12, 12а - [по 9] В то же время такие признаки, как: - контур глаза, примыкающий к линии лба у птиц из Саровского святилища, у птиц на «очелье» и у животных на отливке с горы Кулайки (рис. 4, 5, 9, 11, 13); - ухо, примыкающее к линии глаза у птицы/грифона (?) из Саровского святилища (рис. 4, 5), могут рассматриваться не только как признаки скифского звериного стиля [3. С. 243], но и, учитывая локализацию и форму глаз (в виде полусфер) у птиц и животных (рис. 4, 9, 13), как признаки, восходящие к сей-минско-турбинской стилистике. Ажурные рисунки внутри корпуса птицы и на других частях тела представлены: орнаментальными мотивами из поперечных линий (рис. 3, 14); параллельных линий, расположенных под углом друг к другу с пересекающей их продольной линией (рис. 4, 5). Корпус птиц, смоделированный в виде контура, может быть и не заполнен декором, что в орнаментике соотносится с «минус»-признаком или свободной от орнамента зоной (рис. 4, 4, 7). Перечисленные элементы являются синтагматическими единицами кулайских бордюров с окаймлением, украшавших сакральные предметы, в частности бронзовые рамки-«очелья» [4]. Декор последних, сочетающий решетчатый орнамент с редуцированными и полнофигурными изображениями птиц и антропоидов, может являться реминисценцией сейминско-турбинской изобразительной традиции в кулайском искусстве (рис. 4, 12, 14, 15). Аналогичные явления в раннем железном веке зафиксированы в зверином стиле тагарской культуры [5]. Вероятно, к эпохе бронзы восходит и такой стилистический признак, как «петля» («линия жизни») на корпусе (см. рис. 2, 8, 10, 11). Генезис изобразительного знака мог происходить на «местной основе, посредством заимствования и переработки трансформированных стереотипов самусьской орнаментации» [1. С. 48]. Такие признаки кулайских орнитоморфных образов, выполненных в технике плоского ажурного литья, как Г-образная форма головы, изображение глаза в виде полусферы, рельефные валики и орнаментальные знаки на корпусе и других частях тела птицы, выражая ку-лайскую традицию, могут рассматриваться как реминисценции изобразительных стилей эпохи энеолита и бронзы. В то же время крылатые персонажи обнаруживают признаки скифских изображений. Представляется, что на основе сочетания автохтонной энеолитиче-ской, самусьской, сейминско-турбинской и скифской изобразительных традиций происходило формирование изобразительного стиля кулайской культуры. Ажурная кулайская металлопластика отражает первый этап его становления. В дальнейшем в рамках кулайской изобразительной традиции будут выработаны новые приемы стилизации, которые выйдут за рамки культурного явления, став основой изобразительного пласта, не ограниченного эпохой [6].
Бобров В.В., Моор Н.Н. Реминисценции изобразительной традиции сейминско-турбинской эпохи в тагарском искусстве // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2011. Вып. VII. С. 70-76.
Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М. : Наука, 1980. 328 с.
Панкратова Л.В. «Заслоняющий от бед и дающий изобилие.» // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Тюмень, 2013. № 1 (20). С. 24-33.
Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и бронзовый век южно-таежной зоны Западной Сибири. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. 295 с.
Ковтун И.В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1993. 140 с.
Савинов Д.Г. Изобразительный пласт как форма существования и изучения наскального искусства (по материалам Центральной Азии и Сибири) // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М. : ИА РАН, 2008. Т. III. С. 73-74.
Чемякин Ю.П., Кузьминых С.В. Металлические орнитоморфные изображения раннего железного века Восточной Европы, Урала и Западной Сибири (лесная и лесостепная зоны) // Тверской археологический сборник. Тверь : Триада, 2011. Вып. 8, т. II. С. 43-74.
Филин Д. Кулайский комплекс из Хакасии // Домонгол - альманах древней культуры и искусства. М. : Форум «Домонгол»; ООО «Альфа 2002», 2011. Вып. 2. С. 44-54.
Ковтун И.В. Предыстория арийской мифологии. Кемерово : Азия-Принт, 2013. 702 с.