Процессы консолидации сибирских татар до и после присоединения Сибири к России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/8

Процессы консолидации сибирских татар до и после присоединения Сибири к России

Показана значимость археологических материалов для анализа процесса консолидации сибирских татар в XVI-XVII вв. Рассматривается проблема оседания и формирования тюркоязычного населения Западной Сибири во II тыс., которая выражалась в складывании единого культурного, языкового и религиозного пространства. Приводятся причины длительности этого процесса, анализируются факторы, препятствующие или способствующие сближению отдельных групп населения. Показана роль российской администрации, ее действий по созданию новой для Сибири территориально-административной системы, распространению православия и т.д. Особое внимание уделено ходу исламизации населения уже в рамках российского государства после прихода русских, роли в этом процессе родовой татарской знати.

Processes of Consolidation of the Siberian Tatars before Accession of Siberia to Russia.pdf Процесс консолидации тюркоязычного населения Западной Сибири занял значительный период времени, фактически все II тыс. н.э. Территория лесостепной зоны Западной Сибири с проживавшим на ней населением к середине XVI в. представляла собой, выражаясь археологической терминологией, историко-культурную общность. В целом для всего региона это проявлялось в определенной близости материальной и духовной культуры с локальными вариантами, тяготеющими к долинам крупных рек - Тоболу, Ишиму, Иртышу и Оби. Во второй половине XVI в. вся эта территория с проживающим на ней населением оказалась объединенной в границах одного государства - Сибирского ханства. К этому моменту сформировались большие региональные этнические группы сибирских татар [1]. После присоединения Западной Сибири к Российскому государству эти группы оказались в составе нового государства и продолжилось их социально-экономическое сближение, что привело к сложению этноса - сибирских татар. Продолжительность процесса сближения тюрко-язычного населения была обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, значительную роль в этом сыграло то, что их переселение в Западную Сибирь растянулось на более чем тысячу лет. Немалое значение имели и места выхода групп тюркоязычного населения, которые варьировались от предгорий Алтая до Средней Азии и Поволжья. На длительность процесса влияли природно-географические условия территорий, где селились мигранты, это в первую очередь долины крупных рек - Оби, Иртыша, Ишима, которые отделены друг от друга огромными труднопроходимыми болотными массивами. Это серьезно ограничивало развитие социально-экономических отношений между отдельными группами. Собственно процесс формирования единого этноса сибирских татар начался с включением лесостепной полосы Западной Сибири в Монгольскую империю. Местная родовая элита оказалась поднятой сразу на несколько ступенек вверх согласно принятой в этом государственном образовании иерархии. «Создание в Улусе Джучи иерархии кланов во главе с джучидами трактовалось не просто как учреждение государства, а как акт социального творения, упорядочения микрокосма» [2. С. 193]. Как бы ни была номинальной центральная власть в сибирских тюрко-татарских государственных образованиях - осознание населением того, что они являются частью большого государства, у них есть верховный правитель и глава рода теперь руководит родом от его имени, - сыграло определяющую роль в его консолидации. Сбор налогов, выполнение общественных и государственных повинностей и работ, распространение ислама, строительство новых путей сообщения и развитие торговых отношений - все это сближало население лесостепи. На момент присоединения Западной Сибири к Московскому царству происходит определенная унификация хозяйства, которое по своей структуре становится комплексным - состоящим из присваивающих отраслей - охоты, рыболовства и собирательства и производящих - скотоводства и земледелия. В зависимости от природных условий у отдельных групп приоритетными были те или иные отрасли хозяйства. Но у всех групп населения наблюдались общие традиции - в скотоводческой отрасли сохранялись коневодство и овцеводство, в земледелии преобладала мотыжная обработка почв и т.д. Археологические материалы первой половины II тыс. н.э. при всем многообразии населения лесостепной полосы Западной Сибири дают нам довольно устойчивый тюркизированный фон по всем ключевым элементам материальной и духовной культуры. Практически все группы переселились в каркасно-столбовые слабо углубленные в почву жилища с чувалами для обогрева и приготовления пищи. Наиболее наглядно в этом плане выступают материалы городища «Кучум-гора», раскопанного Р. Д. Голдиной [3. С. 138159], и городища Екатерининское V, исследованного В.Н. Чернецовым, В.А. Могильниковым и А.В. Матвеевым [4. С. 65-66]. Помимо конструкций жилищных комплексов наблюдается определенная схожесть и в общей планиграфии поселенческого комплекса, линейном расположении построек при их тяготении к 23 центрам. В погребальном обряде наблюдаются постепенное уменьшение использования огня, углубление могильных ям, распространение деревянных перекрытий и превалирование северо-западной ориентации. При всем многообразии ориентации погребений и устройстве надмогильных сооружений можно выделить некоторые моменты, которые, по мере распространения и укрепления ислама, в конечном итоге привели к значительной идентичности погребального обряда для всех групп сибирских татар. В первую очередь это касается расположения погребальных комплексов относительно поселений, устройства подъезда к ним, ограждения от остальной территории, строительства общественных строений и определенной планиграфии захоронений. В посуде мы фиксируем переход от неорнаментиро-ванной или слабо орнаментированной грубой по технологии керамики к более высокому уровню техники изготовления сосудов и покрытие их орнаментами местного, преимущественно угорского населения. Далее, в XVI в. на памятниках сибирских татар выделяется комплекс круглодонной керамики, украшенной по всей поверхности рядами подтреугольных или семеч-ковидных штампов. Эта керамика фиксируется практически на всех крупных поселенческих комплексах Сибирского ханства. О том, что этот орнамент постепенно становится наиболее значимым для татар, свидетельствует тот факт, что после присоединения Сибири к Московскому царству он сохраняется на посуде, сделанной по русскому образцу до начала XVIII в. В одежде и украшениях все большее место занимают южные по изготовлению вещи - кожаные пояса с сердечковидными пряжками, ожерелья из пастовых разноцветных бус, кольца и перстни со вставками из полудрагоценных камней. Развитие торговых отношений принесло распространение в одежде мануфактурных тканей, в том числе среднеазиатского и китайского шелка. Следует отметить, что костюм тюркоязычного населения Западной Сибири оказался достаточно устойчивым для каждой локальной группы и сохранил свои основные черты до середины ХХ в. Образование Сибирского ханства стимулировало следующий шаг в развитии социально-экономических отношений между населением отдельных районов лесостепной полосы Западной Сибири. Это государственное образование объединило население на определенном уровне развития общества, родовых и феодальных отношений - тем самым вовлекло все население в единую организационную систему. Это нашло свое отражение и в археологических материалах. Постепенно распространяется мусульманский обряд погребений. В настоящее время подобных комплексов исследовано не много, но имеющиеся материалы позволяют говорить, что погребальные мусульманские комплексы первоначально формируются вокруг или близь «астана», а уже потом начинают возникать непосредственно около поселений. Стандартизируется керамика, практически на всех крупных поселениях и городах ханства мы выделяем комплекс круглодонной посуды со сплошной орнаментацией крупным подтре-угольным штампом. Пока под вопросом находятся денежное обращение и система мер и весов, но находки монет и предметов, связанных с торговым оборотом, позволяют сделать это предположение. Определенная стандартизация наблюдается и в фортификационной системе городов, особенно пограничных городков, что позволяет нам выделять ее как определенный маркер государственности. Суммируя все вышесказанное, мы можем говорить о том, что государственное объединение стало одним из слагающих факторов в формировании сибирских татар. После присоединения Сибири к Московскому царству новая администрация, стремясь предотвратить этот процесс консолидации, ввела свое административное деление в Западной Сибири, поделив ее на воеводства, уезды и тем самым поставив между группами дополнительные административные барьеры. Население вошло в другое государственное образование, т.е. один связующий государственный фактор был заменен на другой. Отличие было в том, что из его управляющих структур было исключено аборигенное население. Привлечение родовой верхушки к управлению в первый период присоединения имело место, но было эпизодическим и быстро кончилось. Татарской знати было необходимо компенсировать потерю власти, и она нашла выход, который заключался в том, что она возглавила процесс исламизации тюркоязычного населения. Из ее среды сформировалось мусульманское духовенство, которое продолжило политику укрепления основ религии среди местного населения. Сменив светскую власть на духовную знать, сохранила за собой контроль над обществом и свое положение и, самое главное, взяла на себя продолжение процесса консолидации тюркоязычного населения Западной Сибири. Проводимые в последние годы археологические исследования погребальных и поселенческих памятников XVI-XVIII вв. в лесостепной полосе Западной Сибири позволяют констатировать их еще большее сближение по сравнению с предыдущим временем [5. C. 152]. Здесь следует отметить, что в данном сближении огромную и решающую роль сыграли переселенцы из европейской части российского государства. Расселяясь зачастую чересполосно с местным населением, они принесли с собой более высокий уровень развития экономики, материальной культуры. Это привело к тому, что аборигенное население практически по всем направлениям своего жизнеобеспечения за довольно короткий срок растеряло свои традиции и восприняло принесенные. Констатируя русское влияние, нельзя не отметить, что сибирские татары в XVII-XX вв. уже в рамках нового государства и проживания чересполосно или совместно с переселенческим населением развивали свою систему хозяйства и систем жизнеобеспечения. При полной переориентации жилищных и хозяйственных комплексов на русские традиции татары привнесли в них свои культурные элементы, некоторые из которых сохраняются до настоящего времени. Это касается внутренней планиграфии жилищ и их убранства, декоративных элементов и т.д. В хозяйственных комплексах следует выделить особенности построек для зимнего содержания домашних животных и для хранения собранных и добытых припасов. Сибирские татары сохранили основные приемы ловли рыбы - по сей день фиксируется использование ими традиционных ставных ловушек, запорных устройств и котцов. Подобные черты мы можем выделить и в других отраслях хозяйства и промыслах сибирских татар. Тюркоязычное население Западной Сибири под влиянием преимущественно политических событий (а не экономических) оказалось достаточно сооргани-заванным к последней трети XVI в., т.е. готовым к дальнейшему сближению и превращению в единый этнос, но этот процесс стал развиваться уже в других условиях - после присоединения Западной Сибири к российскому государству - в XVII-XIX вв. Ключевую роль в этом сыграла татарская родовая знать и переселившееся из Средней Азии и Поволжья мусульманское население, а решающим фактором - исламизация всего тюркоязычного населения. К сожалению, следует констатировать, что на настоящее время этот важнейший момент в истории самого многочисленного в Сибири народа так и не описан. Необходим целый комплекс исторических, этнографических, археологических и генетических исследований, чтобы совершенно точно выяснить, когда окончательно сформировался этнос -сибирские татары.

Ключевые слова

consolidation, religion, economy, population, Siberia, консолидация, религия, экономика, население, Сибирь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Татауров Сергей ФилипповичОмский филиал Института археологии и этнографии СО РАН; Омский университет дизайна и технологийкандидат исторических наук, заведующий сектором археологии; младший научный сотрудник отдела международных и научных проектовTatSF2008@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Матвеев А.В., Татауров С.Ф. Проблемы культурно-хронологической интерпретации памятников XIV-XVI вв. в Среднем Прииртышье // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции : матер. Зап.-Сиб. археол.-этнограф. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. С. 149-152.
Исхаков Д.М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.) Казань : РИЦ «Школа», 2007. 356 с.
Голдина Р.Д. Городище Кучум-Гора // Вестник археологии Урала. 1969. Вып. 8. С. 138-159.
Матвеев А.В., Татауров С.Ф. Средневековое городище Екатерининское V (итоги работ 2005 г.) // Тарское Прииртышье и проблемы сохране ния историко-культурного наследия малого исторического города России. Тара, 2006. С. 65-66.
Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. 276 с.
 Процессы консолидации сибирских татар до и после присоединения Сибири к России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/8

Процессы консолидации сибирских татар до и после присоединения Сибири к России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/8