Представляется фрагмент чугунной печной дверцы с горельефным изображением готического сюжета из раскопок на территории мужского Свято-Успенского монастыря в г. Красноярске, основанного в 1879 г. Дверца была изготовлена по немецкой модели первой половины XIX в. и тиражировалась из чугуна с 1896 до 1914 г. на металлургическом заводе в Каслях на Урале, на заводе Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом. Связь находки с православными постройками Успенского монастыря не установлена.
Gothic" Stove Door from the Monastery of the Holy Dormition.pdf В 2014 г. Отрядом АЭ Сибирского федерального университета при проведении археологических раскопок на территории Свято-Успенского мужского монастыря в городе Красноярске на памятнике «Удачный. Стоянка-14 (Западная-5)» в первом культурном слое, формирование которого проходило в Новое и Новейшее время, был найден фрагмент чугунной печной дверцы с горельефным изображением готического сюжета. Дверца сломана, без рамки, открывалась в правую сторону. Сохранилась правая часть (2/3) дверцы. Угловые петли отколоты. Сохранившаяся высота фрагмента 23,8 см, ширина 21,7 см. На плоскости в центре дверцы показан собор с разновеликими пристройками, перекрытыми стрельчатыми куполовидными крышами, увенчанными цветком лотоса(?) на шаре. Подобными шарами на спирали покрыты скаты главного купола центрального большого строения, парадный вход которого оформлен тремя продолговатыми стрельчатыми арками с рельефными колоннами. Под сводом на торце крыши каждой постройки показаны круглые окна. К центральной постройке с одной стороны примыкают две пристройки башенного типа. Фасад первой заполнен винтообразным орнаментом, фасад второй - нишами с фигурами рыцарей в доспехах, держащих левой рукой вертикально поставленное копье. Перед собором - широкое крыльцо с лестницей. Вся композиция окантована полосой нечитаемого орнамента из повторяющихся фигур. В нижней части дверцы сохранились 4 из 6 арочнообразных поддувальных отверстий. На обратной стороне дверцы углублениями очерчиваются основные линии сюжета и орнамента (рис. 1, 1). С двух сторон от купола центрального строения нанесены два клейма. Одно клеймо круглое, как почтовый штамп, в нем по верхней дуге узнаваемы буквы «М.Н. Тимофеев», в центре «със.мъ», в по нижней дуге «...сляхъ» (рис. 1, 2). Второе клеймо прямоугольное, в окантованной рамке читаются «(И или Н, или П) Тимофеевъ» (рис. 1, 3). 0 3 см Рис. 1. Чугунная печная дверца с горельефным изображением из первого культурного слоя: 1 - дверца; 2 - клеймо завода; 3 - клеймо формовщика О заводе и мастере. В конце XIX - начале XX в. в Каслях рядом с чугунолитейным и железоделательным заводом наследников Льва Росторгуева существовало еще пять частных чугунолитейных предприятий. Они имели собственные вагранки, штат наемных рабочих и своих заказчиков, для которых производили намогильные кресты, плиты и памятники, хозяйственную посуду, печное литье, детали сельскохозяйственных машин, а также художественные изделия по моделям и образцам Каслинского завода: лотки, пепельницы, прессы, скульптуру малых форм. По данным властей, составивших «Списки рабочих, служащих и кустарей, работавших на Каслинском заводе 1 сентября 1907 г.», среди кустарных предприятий художественным литьем занимались три завода, имеющих собственные вагранки [1. С. 88]. Имеющиеся клейма указывают, что дверца была отлита на заводе «Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом». Формовщиком изделия был мастер Тимофеев из известной династии каслинских формовщиков. О времени изготовления и использовании в Красноярске. Выпуск печеных дверок «Готика» из чугуна литьем с чеканкой и покраской осуществлялся в Каслях с 1896 по 1914 г. Они изготавливались по немецкой модели первой половины XIX в., которая, очевидно, была приобретена в одной из заграничных поездок В.Г. Дружининым. После смерти отца Г.В. Дружинина (муж и поверенный дочери М.Л. и П.Я. Харитоновых, которая владела частью Кыштымского горного округа) он занимался художественным направлением производства на заводах в Каслях. С началом Первой мировой войны Каслинский завод перешел на выпуск военной продукции и массовое производство художественных изделий из чугуна прекратилось. Распространение продукции завода проводилось через торговлю на уральских рынках и ярмарках, магазины и лавки, а также заказ. Заказ проводился по почте, по заводскому прейскуранту 1913 г. и прилагаемому к нему альбому с изображением вещей, с 50-процентной предоплатой стоимости заказа [2, 3]. На остальную сумму завод оформлял наложенный платеж при доставке изделий по железной дороге или получал деньги по инкассо через банк. Таким образом, Печная дверца «Готика»: - отлита по немецкой модели первой половины XIX в.; - тиражировалась из чугуна с 1896 г. на металлургическом заводе в Каслях на Урале; - отлита на заводе Михаила Никитича Тимофеева с сыном Григорием и братом Яковом до 1914 г. Связь печной дверцы с православными постройками Успенского монастыря в г. Красноярске не установлена, она могла использоваться в любой печи, например того же свечного завода (1913 г.) или магазина, которые работали на территории монастыря.
Мандрыка Павел Владимирович | Гуманитарный институт Сибирского федерального университета | кандидат исторических наук, заведующий сектором Лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири | pmandryka@yandex.ru |
Титова Юлия Аркадьевна | Гуманитарный институт Сибирского федерального университета | старший преподаватель кафедры истории России | abdulia@mail.ru |
Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи. Прейскурант. Екатеринбург, 1913.
Губкин О.П. Каслинский феникс. Екатеринбург, 2004.
Чугунное литье Каслинского завода: Прейскурант. Екатеринбург, 1913.