Делается попытка проследить истоки формирования трех основных типов мужской поясной одежды русских старожилов и переселенцев конца XIX - начала ХХ в. на территории Южной Сибири. Особенность авторского подхода заключается в привлечении для исследования не только таких хорошо известных характеристик одежды, как материал, конструкция, терминология, технология, но и принципов формообразования, т.е. последовательности создания форм из плоских деталей кроя путем соединения их вручную. Результаты исследования значительно расширяют имеющиеся представления о сложности этнокультурного состава сибиряков восточнославянского происхождения, соотношении западных и восточных компонентов их традиционной одежды.
Analysis of Russian Types of Men's Pants in Southern Siberia Late XIX - Early XX century: The Question of the Weste.pdf Традиционная одежда является одним из важнейших признаков определения этнической принадлежности человека или общности людей. Однако мужская поясная одежда до сих пор мало привлекалась в качестве этнографического источника. Причина видится в относительно раннем влиянии на нее городских унифицированных форм уже в конце XIX - начале ХХ в. Мужская поясная одежда русского сельского населения Южной Сибири представлена в музейных собраниях, прежде всего Российского этнографического музея (РЭМ), где сосредоточены ее наиболее ранние образцы. В 1905 г. этнографом и общественным деятелем С.П. Швецовым в Уймонской инородческой Управе Барнаульского уезда Томской губернии были приобретены (тогда еще для Русского Музея) несколько холщевых и «мелестиновых» штанов «на гашниках», среди которых собиратель выделял «бухтарминский тип1» (Отдел рукописей РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. № 714. Л. 16-17). Так как работы производились среди уймонских старообрядцев, то осуществлено сравнение с бухтарминским типом штанов, которые, по мнению автора, выглядели таким образом: «Штаны белые холщевые на гашнике с красной выпушкой на прорешке». Уймонские штаны описаны как сшитые из цветных или пестротканых материалов: «Штаны синие мелестиновые с гашником» или «Штаны холщевые домотканые, полосатые, синие» (Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. № 714. Л. 16-17). Праздничными названы «штаны мелестиновые» (Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. № 714. Л. 17). Из описания следует, что бухтарминские штаны отличались наличием «красной выпушки» (окантовки. - Е.Ф.) кумачом карманов и разрезов. С.П. Швецов называет штанами также плисовую поясную одежду (наряду с «семири-ки полосками», тиковые), под которыми носили «подштанники», т.е. «обыкновенные холщевые штаны». В таком виде, т.е. в двух штанах, полагалось ходить в церковь. В описях коллекции исследователей И.И. Барановой и И.И. Шангиной, собранной в 1975 г. у «поляков» в районе р. Убы и Ульбы, вид одежды из «полосатого холста домашнего изготовления» назван «штанами» (Архив РЭМ № 8523-30, опись). Для штанов, привезенных из д. Быструха «в сине-красные полоски с добавлением желтой и зеленой полосок», указана дата изготовления - начало ХХ в., а для штанов из д. Быково в «сине-красные с белым полоски» - 1924 г. Во всех экземплярах карманы и разрезы обшиты полосками кумача. Музейные экспонаты и описи, сделанные собирателями коллекций, информативны, однако, в целом, не могут дать полную картину распространения типов одежды, если они не дополняются полевыми экспедиционными материалами. Как представляется, записанные от информантов в 1970-х гг. принципы формообразования мужской одежды конца XIX - начала ХХ в. предоставляют обильный материал для суждений об истоках этих видов одежды и, в определенной степени, происхождении их носителей2. Штаны со штанинами из прямых и кошеных полотен. Штаны из комбинации прямых и кошеных полотен (по общепринятой классификации «с узким шагом») в изучаемое время были распространены в Сибири повсеместно под названиями порты, штаны, подштанники. Чалдоны называли их еще кальсонами, ста-рообрядцы-«поляки» и украинцы - гачами. Кошеные штаны «с узким шагом» представлялись Г. С. Масловой общерусскими и рассматривались ею как старинная одежда [1. С. 592]. Конструкция таких штанов несси-метрична - раскошенные полотна соединяются резями, спускаясь острыми уголками к низу штанин. Судя по информации в научной литературе, штаны подобной конструкции, кроме русских, белорусов и части украинцев, были известны многим земледельческим народам: как соседствующих с Сибирью (коми-пермяки и зыряне) [2. С. 244], так и территориально отдаленных мест (у народов северо-западной Индии, Китая, Средней Азии XV-XVI вв., корейцев и пр.) [3. С. 17; 4. С. 163; 5. С. 255; 6. С. 61]. Согласно полевым материалам, белые холщевые штаны сибирских старожилов входили в погребальный и повседневный, рабочий комплексы одежды населения, а сшитые из пестряди в полоску или клетку использовались как повседневные и праздничные. Вследствие того, что в конце XIX - начале XX в. российскими переселенцами были завезены неорнамен-тированные, из однотонных тканей, порты, описанные пестротканые и из белого льна штаны стали выполнять функцию нательного, нижнего белья (обычая носить трусы не было). Однако в некоторых отдаленных районах, например Алтая, самотканые, с полосой или клеткой, баские штаны продолжали бытовать еще и в 20-30-е гг. XX в. Терминологически названия деталей этого типа поясной одежды, записанные нами среди переселенцев из южнорусских губерний, обнаруживают сходство с традициями одежды Юга России («держатся на гачнике», штанины-«сопли» и пр.) (ср., напр.: Орловская губерния) (Архив Русского Географического общества. Р. 27. Оп. 1. № 18. Л. 110). От центрально-южнорусских переселенцев в ряде районов Южной Сибири были выявлены следующие этапы их изготовления. Сначала крестьянки сшивали три холщевых или пестрядинных полотна швом встык, т.е. незаметным для глаз, в результате чего получалась «распашная юбка». Далее среднее полотно разрезали по диагонали, а полученные косины в виде трапеций пришивали поперечными срезами к целым полотнам швом рубчик. Наконец, прямые полотна перегибали вдоль по нитям основы, соединяя швом рубчик (запо-шивочный) с косинами. Верхний край штанов подгибали или обшивали поперечной полоской ткани, куда продергивалась завязка-гашник. С правого бока прорезали карман, края которого обшивали кумачом или другим, контрастным по цвету, материалом. Для прорехи шов оставляли незашитым, также окантовывая его кумачом. Вся конструкция здесь была решена благодаря одному разрезу среднего полотна по диагонали, за счет чего и осуществлялся переход от «распашной юбки» к штанам. Если центральную вставку делали по размерам меньше, чем остальные два полотна, то и штаны в сшитом виде получались более узкими, таким образом, в зависимости от разницы в размерах, мотня (вариант «втоки») получалась выше или ниже. Орнаменты в полоску и клетку в штанах из холщевой домотканины, несомненно, несли знаково-символическую нагрузку и, скорее всего, подчинялись закономерностям, наблюдавшимся в женской поясной одежде (сочетания цветов, масштабы и размеры рисунков и пр.). Из выявленной на основе устных сообщений последовательности формообразования мужских общерусского типа штанов, очевидно, вырисовывается архаическая несшитая поясная одежда, развитие которой привело не к юбке (типа кильт у шотландцев, ирландцев, саронг у сингалов, панунг у сиамцев, сампот у кхмеров и пр.), но, видимо, под внешним влиянием - к закрытой форме в виде штанов [7. С. 49; 8. С. 60, 66]. О связях рассматриваемой конструкции с распашной поясной одеждой говорят также сообщенные информантами факты о вставке мотни из ткани другого цвета [9. С. 90]. Как известно, несшитая поясная одежда сохранилась в южнорусском, украинском, белорусском, болгарском и других комплексах женской одежды народов Восточной Европы [10. С. 47]. Не будет лишним вспомнить также, что русское обозначение штанов словом «порты» в древности означало и полотно, и одежду вообще [11. С. 265]. В пользу относительно позднего их появления в мужском комплексе говорит тот факт, что в русских, белорусских селах в качестве пережиточного явления долго сохранялись обычаи не носить порты в определенных ситуациях, что прослеживается, в том числе, по сибирским этнографическим материалам. По сообщению наших информантов, в конце XIX - начале ХХ в. не носили портов мальчики до 7-10 лет, а также кое-где старики, которые ходили дома в одних рубахах [12. С. 73]. Таким образом, штаны считались признаком определенных половозрастных групп. На миниатюрах древнерусских летописей, изображениях древнерусских ритуальных браслетов Киева, Старой Рязани XII-XIII вв. князья, послы, священнослужители, гусляры изображены в длинных рубахах без видимой поясной одежды [13. С. 91]. В XVI-XVII вв. штаны или порты в Московии были повседневной одеждой, во всяком случае А. Олеарием они уже упоминались [14. С. 207]. Штаны со штанинами из прямых полотен и клиньев. Судя по данным интервью, вторым по распространенности типом поясной одежды старожилов в Южной Сибири были чембары (вариант: чамбары), которые надевали при поездках в дальнюю дорогу в город, в лес за дровами. Под названием «чембары» мужская поясная одежда встречается в описи коллекции 1925 г. сбора по р. Убе и Ульбе А.Н. Белослюдова (Архив РЭМ № 5091-10, опись). По всей видимости, «поляки носили их как штаны из домашней тканой материи желтыми, красными, синими полосками». В другой коллекции Белослюдова к «русским-каменщикам» «чамбарами» названы в д. Быково Семипалатинской губернии «штаны белые, холщевые длиной 0,85 м». Далее в описи: «Среднее полотнище, вшиваемое между штанинами, начинается от нижнего края на 0,06 м, посредине, спереди и сзади вырезано в виде треугольников, обшитых красным кумачом...» (Архив РЭМ № 5158-23, опись). Как видим, описание довольно запутанное, реальную конструкцию одежды из такого текста понять практически невозможно. Согласно полевым этнографическим материалам автора, именно чембары, которые шили из грубого па-чесного льна, можно считать типичной чалдонской рабочей одеждой. Чембары имели симметричную конструкцию и состояли из прямых полотен с добавлением клиньев (с ластовкой). Держались на бедрах при помощи кулиски - на вздержке. Такие штаны было принято шить просторными, так как в морозные дни в них же заправляли полушубки, что называлось «подчемба-риться». Чембары были удобны при ходьбе по глубокому снегу, так как штанины натягивали поверх вале-ной обуви - пимов. Несмотря на то что в среде старообрядцев-кержаков отказывались носить шаровары как «неприличную» для христиан одежду, тем не менее, последние охотно использовали чембары в качестве рабочей одежды (информанты-старообрядцы нередко говорили: «одевали только в бор ехать»). В коллекциях одежды старообрядцев-«поляков» и бухтарминских старообрядцев конца XIX - начала ХХ в. встречаются штаны описанной симметричной конструкции, орнаментированные вышивками. Так, в коллекции РЭМ хранятся штаны из темно-синего сукна, приобретенные в с. Быково Семипалатинской губернии, о которых собиратель А.Н. Белослюдов писал: «Штаны суконные вышитые синие длиной 0,97 м, на вздержке, на тканом поясе из красной шерсти по серому фону. На подкладке из синей бумажной материи, в штанины вшиты большие клинья, расшитые тамбуром синей, желтой, зеленой, красной шерстью. Орнамент геометрический, растительный и животный. Карманы и разрезы спереди и сзади обшиты кумачом. Сбор 1925 г.» (Архив РЭМ № 5158-24). В Омском государственном историко-краеведческом музее тоже хранятся черные плисовые штаны на подкладке из серого ситца, которые были приобретены А.Е. Новоселовым в 19121914 гг.3 Они сшиты из двух полотен 50 см шириной и еще одного, разрезанного на четыре клина. По типу относятся к штанам симметричной конструкции, но в целях экономии материала здесь присутствуют мелкие надставки. Штанины вышиты растительным орнаментом гарусными4 нитками красного, желтого и голубого цветов в технике тамбур (ОГИКМ № 3108). В качестве места закупки указана д. Кондратьево Бухтарминской волости Томской губернии - место проживания бух-тарминских старообрядцев. Если в быковских чемба-рах, наряду с растительным орнаментом, присутствуют геометрический и зооморфный со сложными композициями, хорошо известными по предметам женских рукоделий, то одежда из д. Кондратьево вышита растительными узорами восточного типа. Последнее позволяет предположить влияние соседних тюркских народов. Следует заметить, что устные сообщения о вышитых штанах во время полевых работ 1970-х - начала 1980-х гг. в среде старообрядцев Алтая услышать практически не удалось. Шаровары с широкими прямыми штанинами. Помимо кошеной одежды, населению Южной Сибири были известны штаны из прямых полотен ткани симметричной конструкции (согласно принятой в научной среде классификации «с широким шагом»). Как известно, широкие штаны представляли собой наиболее удобный для верховой езды атрибут костюма у народов, занимавшихся кочевым скотоводством (например, скифов, сарматов). Современники называли такой вид поясной одежды «персидскими», или «сшитыми штанами» [16. С. 12, 19]. В древности от всадников-номадов он был заимствован оседлыми земледельцами Средней и Передней Азии, степной части Восточной Европы [17. С. 142]. Архивные сведения свидетельствуют о бытовании у сибирских старожилов широких штанов уже в середине XIX в. В «Этнографических сведениях о с. Камышево Парашевской церкви»5 за 1848 г. есть упоминание о ношении летом в праздничные дни «черных верверетовых шаровар» (Архив Русского Географического общества - АРГО. Р. 62. Оп. 1. № 2. Л. 1). Праздничными названы С.П. Швецовым в начале ХХ в. «шаровары плисовые» (Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. № 714. Л. 17). В рукописи В.К. Мультинова (1926), посвященной одежде чалдонов Приангарского края, шаровары указаны как обязательная верхняя одежда поверх подштанников: «Рубаха с широчайшими, нависающими на сапоги шароварами некогда носились в праздники. Теперь этот красивый костюм редко встречается» (Отдел рукописей Российского этнографического музея - ОР РЭМ. Ф. 6. Оп. 1. № 22. Л. 18). Приведем описание этого вида одежды, содержащегося в рукописи: «Шаровары - суконные, плисовые, крашенные холщевые ("чтобы издали походили на базарные"), и "шевиотов", "адреатинов", кооперативами всучиваемых ангарцам». Автор указал, что окрашивали шаровары «в излюбленный кубовый (синий. - Е.Ф.) цвет». Конструкция штанин такой одежды была прямая, но к 1920-м гг. они уже стали «не особенно широкими» (ОР РЭМ. Ф. 6. Оп. 1. № 22. Л. 19). Согласно полевым материалам, подобно переселенцам из украинских земель, сибирские мужчины также наряжались в широкие плисовые или сатиновые шаровары с прямыми штанинами, между которыми, при необходимости, вставлялись дополнительные детали. В отличие от городских брюк, шаровары выкраивались с широкими, «как юбки», штанинами и держались на бедрах при помощи кулиски-ошкура или резинки. Таким образом, старинные шаровары были близки по конструкции к «штан» соседствующих тюркоязыч-ных народов Сибири (татары) [18. С. 58], а также более отдаленных тюркоязычных народов Поволжья, Средней и Передней Азии [6. С. 62]. Такие широкие штаны и название одежды были характерны для восточных славян Среднего Поднепровья (Украина) и донского казачества, представители которого, согласно многим источникам, приняли участие в формировании служилого старожильческого населения Западной Сибири (чалдонов) [12. С. 11]. Анализ конструкции и принципов формообразования в традиционной одежде старожилов и переселенцев Южной Сибири, где исторически встретились и переплелись три ветви восточных славян (русские, украинцы и белорусы), проживавшие до этого разобщенно в Европейской России, дает основание для размышлений об истоках и дальнейших судьбах их культуры. Первый тип кошеной мужской поясной одежды ассиметричной конструкции можно отнести к характерным для русских, отчасти белорусов и украинцев и, в целом, земледельческих народов в Южной и Восточной Азии. Зафиксированный принцип формообразования отражает архаические черты древней одежды в виде распашной юбки, хорошо известной в этнографии не только у азиатского (сиамцев, кхмеров и пр.), но и европейского населения (ирландцев, шотландцев). Второй тип штанов симметричной конструкции с клиньями (чембары) можно было бы считать сибирским изобретением, если бы они не встречались в качестве типичных и у сибирских татар, и далее - у скотоводов-кочевников Средней, Передней Азии. Вышивание штанин этого типа не является характерным для русской традиции, хотя среди орнаментов, наряду с восточными, встречаются типично севернорусские узоры. Шаровары с широкими прямыми штанинами, видимо, попали в Сибирь из западных губерний, будучи перенесенными служилыми людьми с Дона и украинцами. Оригинальность ситуации заключается в том, что эта восточная традиция пришла в суровые сибирские края с запада. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Имеется в виду одежда бухтарминских старообрядцев Алтая, известных также как «каменщики». 2 Восточнославянский этнографический отряд (1977-1999), организованный Институтом археологии и этнографии СО РАН (ранее - Институт истории, филологии и философии СО АН СССР). 3 Коллекция одежды, привезенная А.Е. Новоселовым в 1912-1914 гг. из экспедиции по Змеиногорскому уезду Алтайского горного округа [15. С. 125] (Архив РЭМ. Ф. 1. Оп. 2. № 437. Л. 1). 4 Здесь: гарус - шерсть высокого качества. 5 Здесь: видимо, в настоящее время Усть-Тарский район Новосибирской области.
Этнология. М. : Академ. Проспект ; Культура, 2005. 624 с.
Смирнова Е.Ю. Одежда татар Среднего Прииртышья: этнокультурные связи и контакты. Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 112 с.
Рикман Э.А. Одежда народов Восточной Европы в раннем железном веке. Скифы, сарматы и гето-даки (середина I тысячелетия до н.э. середина I тысячелетия н.э.) // Древняя одежда народов Восточной Европы. М. : Наука, 1986. С. 7-29.
Захарова Н.А., Иванова О.Г К истории формирования коллекций ОГИК музея // Известия Омского государственного историкокраеведческого музея. 2002. № 9. С. 123-138.
Громов Г.Г. Одежда // Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 1. С. 202-218.
Рыбаков Б. А. Борьба за суздальское наследство в 1174-1176 гг. (по миниатюрам Радзивиловской летописи) // Средневековая Русь. М. : Наука, 1976. С. 89-101.
Маслова Г.С. Одежда // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М. : Наука, 1987. С. 259-291.
Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русского и других восточнославянских народов юга Западной Сибири. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2015. 296 с.
Николаева Т. А. Украинская народная одежда. Среднее Поднепровье. Киев : Наукова думка, 1988. 247 с.
Иванова Е.В. Одежда народов Таиланда // Одежда народов Зарубежной Азии : сб. МАЭ. Л. : Наука, 1977. Вып. XXXII. С. 57-79.
Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1997. 151 с.
Краснодембская Н.Г. Одежда сингалов (о-в Шри-Ланка) // Одежда народов Зарубежной Азии. Сб. МАЭ. Л. : Наука, 1977. Вып. XXXII. С. 39-56.
Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв. // Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. М. : Наука, 1979. С. 49-69.
Маретина С.А. Одежда народов Северо-Западной Индии // Одежда народов Зарубежной Азии : сб. МАЭ. Л. : Наука, 1977. Вып. XXXII. С. 5 25.
Ионова Ю.В. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы ее развития // Одежда народов Зарубежной Азии : сб. МАЭ. Л. : Наука, 1977. Вып. XXXII. С. 150-168.
Решетов А.М. Одежда малых народов Китая // Одежда народов Зарубежной Азии : сб. МАЭ. Л. : Наука, 1977. Вып. XXXII. С. 248-269.
Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1958. 393 с.
Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале ХХ в. // Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале ХХ в. М. : Наука, 1956. С. 542-800.