Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/23

Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу

Утверждение возрожденного зайсаната как итога этнокультурного ренессанса у теленгитов, этнотерриториальной группы южных алтайцев, происходит через практику установки памятников родовым лидерам прошлого - улаганскому родоначальнику кёбёков Ярынаку и последнему чуйскому зайсану Очурдяпу. Определены место памятника в этнокультурной жизни региона и специфика его восприятия в условиях полиэтнической среды, в которых этническое общество обращается к прошлому для понимания настоящего.

Telengit Monuments to Ethno-Cultural Renaissance.pdf Регион расселения теленгитов охватывает Улаган-ский и Кош-Агачский районы Республики Алтай и представляет пример этнокультурного взаимодействия трёх этнических общностей - теленгитов (3,6 тыс. чел.) как этнотерриториальной группы южных алтайцев, русских (1 тыс. чел.), являющихся здесь этническим меньшинством, и диаспоры казахов (10 тыс. чел.) [1], самой крупной и имеющей полуто-равековой период проживания. В начале 1990-х гг. алтайские казахи обрели неудачный опыт возврата в Казахстан и в своём этническом возрождении стали тяготеть к исламу. Местные русские проживают в основном в крупных сёлах - районном центре с. Кош-Агач, с. Улаган. Большинство их уехало в постсоветский период, закрылись предприятия - ртутный рудник в с. Акташ Улаганского района, геологоразведочная партия в с. Курай Кош-Агачского района и пр. [2. С. 66-71]. Одним из важных итогов этнокультурного ренессанса у теленгитов явилось возрождение должности зайсана - главы рода сёока. На протяжении более двух десятилетий сородичи выбирают своего зайсана на родовых собраниях. В Республике Алтай известен зайсанат, включающий 15 зайсанов наиболее многочисленных и распространённых родов сёоков [3. С. 292]. В этнической идентификации теленгитов возрождённая должность зайсана утверждается посредством практики установки памятников родовым лидерам прошлого. В июне 2013 г. по инициативе зайсана тёлёсов Акай Кине и при поддержке районного отдела культуры в Улаганском районе, у слияния рек Чулышман и Башкаус вблизи Телецкого озера, был поставлен памятник Ярынаку (1арынак), родоначальнику теленгитского сёока кёбёк, подразделения «ак кёбёк», жившему в XVII в. [4] (рис. 1, 1). В преддверии 150-летия вхождения теленгитов в состав России в июле 2014 г. в с. Кокоря Кош-Агачского района был поставлен памятник зайсану Чуйской волости Очурдяпу Мандаеву из сёока ак кёбёк (1828-1898) [5] (рис. 1, 2). С целью определения места памятника в этнокультурной жизни региона и специфики его восприятия в условиях полиэтнической среды нами был взят тезис о том, что этническое общество обращается к прошлому для понимания настоящего. Введены в научный оборот предания, опубликованные в региональных сборниках, газете «Алтайдын чолмоны», газете Кош-Агачского района «Чуйские зори» и газете Улаганского района «Улаганнын солундары» (Новости Улагана), ставшие одним из источников изучения проблемы в сопоставлении собранного полевого и фольклорного материала. Важным фактором установления памятника зайсану прошлого явилось сохранение сведений о местах формирования и расселения родов сёоков. Среди теленгитов Кош-Агачского района преобладает сёок кёбёк, а Ула-ганского района - сёок тёлёс. Сёок тёлёс - самый многочисленный и встречаемый почти во всех районах Республики Алтай род, сформировался в Улаганском районе, а именно в окрестности Телецкого озера. Не случайно русские переселенцы назвали озеро Телецким («озеро тёлёсов»). Регион формирования тёлёсов не ограничивался прителецкой тайгой, а охватывал прилегающую тайгу Абакан, простирающуюся до р. Енисей в Хакасии. О тёлёсах Л.П. Потапов писал следующее: «.. .их охотничьи угодья в то время выходили за пределы Горного Алтая, распространяясь на верховья Абакана, что запечатлелось в их религиозных представлениях, связанных с культом гор. Память о старинной промысловой территории зафиксирована у них, даже у проживающих в центральном Алтае, в почитании божества Абакана как священного их покровителя» [6. С. 67]. О своеобразии родового состава Улаганского и Кош-Агачского районов сложена легенда, записанная С.П. Швецовым в Улагане в ходе переписи 1897 г.: «Некогда существовало два брата и у них были дети -девять сыновей у первого и четыре у второго. Первые носили имена: Кобок, Сагал, Копчак, Ябак, Иркыт, Тонгуан, Мундус, Кергил и Монгол; сыновья второго -Теолёс, Оргончи, Алмат и Тетыдас. Два старших сына - Кобок и Теолес - Ярынак и Тельбек приняли подданство Китая и были зайсанами. От их тринадцати братьев пошел народ, составляющий в настоящее время две Чуйские волости и распадающийся на тринадцать сеоков: потомки первых девяти братьев образуют II Чуйскую волость, а вторых четырех братьев - I волость» [7. С. 113-114]. Историческая память как основа социальной, культурной и этнической идентичности связана с ценностями поколений и включена в образы жизненного пути известной личности. По преданию, родоначальник кёбёков Ярынак (Дарынак) был рождён с отметиной - родимым пятном на лопатке, что предопределяло в нём воина [8. С. 73]. Повествуется, что «Аба-Ярынак отстоял свой род и свою землю от врагов»: в его времена прекратились нападения тувинцев, называемых алтайцами «сойон-», казахов, прозванных «кыргын», и монголов «могол». Испытавшие трудности находили приют в горах Алтая, где, набрав силу, продолжали свой путь. Для сородичей Яры-нака «воды Алтын-Кёля - Золотого озера были местом водопоя, а становище имели на Ак-Чолушпе (в долине р. Чулышман)» [9. С. 114]. Ярынак был похоронен у слияния рек Башкаус и Чулышман между 7 берёз, давших месту название «Ала Кайын» [Там же. С. 124], где ему установлен памятник (рис. 1, 1). Рис. 1. Памятники родовым лидерам теленгитов: 1 - родоначальнику кёбёков Ярынаку (Улаганский район), URL: http://www.listock.ru/index.php?option=com_oldsite_handler&id=3&page_id=38470; 2 - зайсану Чуйской волости Очурдяпу Мандаеву (Кош-Агачский район) URL: http://altaistika.ru/8/ Собиратель и издатель теленгитских легенд поэт и публицист Б.Я. Бедюров в 1979 г. в с. Кош-Агач записал от К. Очурдяпова: «Мы, ак-кёбёки, происходим от славного Ярынака, все мы свою родословную исчисляем, начиная с него. Это он первым укрепился на берегах Алтын-Кёля и долине Ак-Чолышпы, отстояв эти земли для нас, своих потомков. Мой род пошёл от одного из его сыновей - Бюдюгеша. Сыном Бюдюгеша был Бёдё, сын Бёдё - Тесегеш, сын Тесегеша - Чычкан, сын Чычкана - Мандай, сын Мандая - Очурдяп, сын Очурдяпа - Макайла, сын Макайла - Чындый, сын Чындыя - я, Кадыр» [Там же. С. 114]. Имена зайсанов выступают ориентирами в хронологии исторических событий, говоря о которых, называют зайсана, управлявшего в то время. Потомки Ярына-ка до Очурдяпа были наследственными зайсанами рода ак-кёбёк. По преданию, первым зайсаном ак-кёбёков был избран сын Ярынака Кёбёгёш, унаследовавший от отца силу и родимое пятно на лопатке. После него зай-санство стало наследственным званием у его потомков. При зайсане Чычкане и Мандае теленгиты приняли подданство Российского государства. Первым в верховье р. Чуи переселился зайсан Мандай и вместе с ним спустились остальные роды сёоки. Из теленгитских легенд следует, что поначалу они ещё не обитали в Чуйской степи. Первыми появились ак-кёбёки, занявшие пастбища ранее живших здесь дербетов, переселённых маньчжуро-китайским властям на восток за хребты Сайлюгема, за линию пограничных караулов. Ранее они жили в долине Чулышмана, и их оттуда, видимо, потеснили телесы, спасавшиеся от походов Петра Сабанского и переправившиеся с северного на южный берег Алтын-Кёля (Телецкого озера) [10. С. 29]. После присоединения алтайцев к России в 1756 г. теленгиты на протяжении столетия оставались в положении двоеданцев, выплачивая дань Российской и Цинской империям. Последняя контролировала пограничные регионы, в которых родовые главы тёлёсов Улаганского нагорья и сёока ак кёбёк бассейна р. Чуи, являясь китайскими подданными, получили право наследственного зайсанства. После подписания Чугу-чакского договора в 1864 г. российско-китайская граница в южной части Горного Алтая стала проходить по водоразделам рек Чуи, Аргута, Башкауса и Катуни. Важным фактором восприятия установленных памятников родоначальнику и зайсану ак кёбёков явилась актуализация родовых преданий. В газетных статьях К.А. Бидинова, основателя «Историко-этнографиче-ского музея теленгитов Чуи» в с. Кокоря Кош-Агачского района, популяризуются сведения о периоде двоеданства, когда родовые главы тёлёсов Улаганского нагорья и сёока ак кёбёк бассейна р. Чуи получили право наследственного зайсанства [11. С. 11]. Приняв подданство России, у теленгитов I Чуйскую волость (Улаганский район) представляли тёлёсы, II Чуйскую волость (Кош-Агачский район) - кёбёки. При зайсане II Чуйской волости - Очурдяпе Мандаеве - поднимались острые проблемы землеустройства и сохранения территории проживания теленгитов. Роль зайсана Очурдя-па была важна в налаживании торговых связей между купеческим г. Бийском и с. Кош-Агач, ставшим торговым центром в пограничном регионе. В годы его зай-санства казахи, переселившиеся из Прииртышья и пограничных районов Китая, получили разрешение на поселение в Чуйской степи и плоскогорье Укок (Кош-Агачский район) [12. С. 12]. В этнической памяти кош-агачских казахов достойным уважения считается сын Калдеке «свободный зай-сан» Абдолда (Абдульдо) Калдыкин, глава подрода сарыкалдак-кулжабай рода найман. По сведению А.Н. Самойловича, зайсан теленгитов II Чуйской волости Очурдяп «назначал от себя неофициального, без печати, старшину казахов» [13. С. 3]. На рубеже XIX-XX вв. казахи были поэтапно приняты в российское подданство и прикреплены ко II Чуйской волости. По статистическим данным С.П. Швецова, казахов было 1 123 человека, из них 560 мужчин и 563 женщины [7. С. 33]. По официальному землеустройству, проведённому в 1912 г. Алтайским округом, правый берег р. Чуи отводился теленгитам, а переселившимся казахам - левобережье, где в 1912-1913 гг. была создана Казахская волость [14. С. 165]. Волостной старшиной, называемым в народе по-прежнему зайсаном, был избран сын Абдолды Шакырт кажы, получивший официальный статус и печать главы. Заимствование кош-агачскими казахами алтайского титула «зайсан» объясняется тем, что этнической основой как алтайцев, так и казахов остаётся родовая структура. Род называется «суёк», как у алтайцев «сёок», в отличие от казахстанского названия «ру». Такая «близость культур» указывает на включенность алтайских казахов в центрально-азиатскую этнокультурную общность [15. С. 136]. В результате проведённого исследования было заключено, что возрождённый зайсанат у теленгитов актуализируется посредством установки памятников родовым лидерам прошлого. Памятный знак родоначальнику Ярынаку в Улаганском р-не назван в народе «кезер таш», что означает «резной, обработанный, отёсанный камень» по сходству с древнетюркским изваянием. Установленная стела зайсану Чуйской волости в Кош-Агачском районе называется «кёжё таш» в значении «памятный пограничный знак»: «Теленгиты изваяние называют кёшё-таш или кёшё-агаш, в зависимости от того, какой материал был использован для создания памятника: камень - таш или дерево - агаш» [9. С. 6970]. В теленгитских памятниках заключён обобщённый образ прошлого - либо характерные черты богатыря, либо прорисовка внешности потомка ак кёбёк, взятая за типичный облик чуйского зайсана. Сохранение те-ленгитских преданий способствует появлению памятных знаков историческому прошлому в условиях этнокультурного ренессанса.

Ключевые слова

a tribal consciousness, a monument, zaisan, telengits, родовое сознание, памятник, зайсан, теленгиты

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тадина Надежда АлексеевнаГорно-Алтайский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей историиntadina@yandex.ru
Ябыштаев Тенгис СтепановичИнститут повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтайлаборантteng7891@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Тадина Н. А., Ябыштаев Т.С. Зайсан в народной памяти кош-агачских казахов // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2015 г.: этнография, устная история. Павлодар : ПГПИ ; Барнаул : АлтГПУ, 2016. Вып. 11. С. 132-137.
Карих Е.В. Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе её хозяйственного освоения. XIX - начало XX в. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2004. 232 с.
Самойлович А.Н. Казаки Кош-Агачского аймака Ойротской автономной области // Казаки. Материалы комиссии экспедиционных исследований. Л. : Изд-во АН СССР, 1930. 25 с.
Бидинов К. А. Очурдяп Мандаев - зайсан II Чуйской волости // Чуйские зори (с. Кош-Агач, Республика Алтай). 2013. 9 окт. (№ 41). С. 12.
Бидинов К. А. Тадыштардан" ла Очур^аптан" таркаган ук-тос // Улаганнын" солундары (Улаганские новости) (с. Улаган, Республика Алтай). 2013. 23 мая (№ 21). С. 11.
Шерстова Л.И. История не пишется, история рассказывается.. // Алтайские исторические предания Ойротской эпохи. Новосибирск : Акад. изд-во «Гео», 2014. С. 23-32.
Алтайские исторические предания Ойротской эпохи / сост. Б.Я. Бедюров. Новосибирск : Акад. изд-во «Гео», 2014. 205 с.
Очурдяпов К. Воспоминания о Ярынаке // Эл-Алтай: литературно-художественный альманах. Горно-Алтайск : Горно-Алтайское книжн. издво «Уч Сюмер», 1988. С. 71-75.
Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул : Типолит. Гл. упр. Алт. окр., 1900. Т. 1: Кочевники Бийского уезда, вып. 1. 561 с.
Потапов Л.П. Алтайские телёсы в этническом отношении // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1987. С. 53-71.
Тадина Н.А., Ябыштаев Т. С. Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу // Тезисы XVII Западносибирской археолого-этнографической конференции «Восток и Запад: проблемы синхронизации этнокультурных взаимодействий» [сайт]. URL: http://zsaek.tsu.ru
Ябыштаев Т.С. Памятники родоначальнику и зайсану Чуйской волости // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 292-295.
В Улаганском районе установлен памятник легендарному герою Кайракан-Дьяранаку / Министерство культуры Республики Алтай [сайт]. URL: http://www.culture-altai.ru/index.php/deyatelnost/site-administrator/80-all-news/947-v-ulaganskom-rajone-ustanovlen-pamyatnik-legendarnomu-geroyu-kajrakan-darynaku.html, свободный (дата обращения: 04.06.2016).
Тадина Н.А. Алтайцы, русские, казахи - три этнических образа в этнокультурном взаимодействии в Республике Алтай // Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы конф. Барнаул : АлтГПА, 2011. Вып. 8. С. 66-71.
Население Республики Алтай / Википедия URL: https://ru.wikipedia.org
 Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/23

Теленгитские памятники этнокультурному ренессансу | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2016. № 5 (43). DOI: 10.17223/19988613/43/23