«Town and gown»: университет в городском социально-экономическом и культурно-историческом пространстве Европы (на примере Великобритании, Германии, Франции и Польши)
В условиях глобализации высшего образования возрастает конкуренция высших учебных заведений как в национальном, так и в мировом масштабе. Модернизация высшего образования в РФ с учетом вызовов времени делает необходимым переосмысление взаимодействия университета и города в российских условиях. Данная статья рассматривает вопросы становления известных европейских университетов в контексте городского социально-экономического и культурно-исторического пространства - от Средневековья до наших дней. Дается краткий исторический очерк особенностей развития известных университетов Великобритании, Германии, Франции, Польши, анализируется их роль в формировании современных пространств университетских городов, исследуется проблема гармоничной интеграции исторических кампусов в инфраструктуру таких городов и способы ее решения в рассматриваемых странах.
«Town and gown»: University in the city of socio-economic and cultural-historical space of Europe (for example of Great .pdf История европейских университетов неразрывно связана с городом как социокультурным и экономическим явлением и во многом определяет вектор его развития. Университеты являются неотъемлемой частью европейского социума. Изначально университет на латыни (universitatas) означал сообщество/объединение -по сути, под этим понималась корпорация, к которой в Средневековье относились цеха и гильдии. Университет стал продуктом средневековой городской жизни -своеобразной гильдией учёных и преподавателей, к которой примыкали студенты [1]. Связанные с развитием городов и их культурной среды университетские учреждения воспитали поколения интеллектуалов, образовавших особую социальную группу. Университетское сообщество занималось деятельностью, направленной на получение универсального знания, имеющего фундаментальный характер -своеобразного инструмента для объяснения мира. На протяжении столетий роль университетов в жизни городов возрастала. В современном мире образование стало одним из важнейших факторов развития национальных экономик, в связи с чем резко возросла конкуренция между вузами в мировом образовательном и информационном пространстве. Миссия современного университета наполнилась новым содержанием. Помимо традиционной функции - образования, способного в условиях современных вызовов времени стать катализатором роста национальных экономик и обеспечения национальной безопасности, не менее важной становится задача сохранения национальной идентичности и культурного своеобразия. Феномен университета заключается в его способности в условиях интернационализации образования сохранять достижения и традиции различных эпох. Сегодня европейские университеты по-прежнему остаются одним из определяющих элементов городской социально-экономической и культурной среды. Опросы показывают, что города, наиболее привлекательные для студентов, занимают первые места по качеству жизни населения в целом и находятся в лучшей демографической ситуации в сравнении с соседними [2]. Изучение культурно-исторических особенностей и современных тенденций развития европейских университетских городов актуально для разработки стратегий устойчивого развития городов России, а также для сохранения культурно-исторического наследия. Предметом статьи стала проблема университетского города как социально-экономического и культурно-исторического феномена в контексте европейского ци-вилизационного пространства. В качестве объекта исследования были выбраны университетские города таких стран, как Великобритания, Германия, Франция и Польша, поскольку именно эти страны занимают лидирующие позиции по количеству студентов в Европе. Системы высшего образования упомянутых стран имеют многовековую историю, сочетающую богатство традиций с инновациями - дань информационному обществу в контексте европейского цивилизационного пространства. Великобритания. Университеты в Великобритании появились одними из первых в Европе. Старейшим в англоязычном мире и вторым по старшинству в Европе является Оксфордский университет. В той или иной форме обучение велось с 1096 г. После того, как в 1167 г. король Генрих II запретил английским студентам учиться в Парижском университете, их количество в Оксфорде заметно возросло. В 1209 г. обучение было приостановлено в связи с конфликтом между горожанами и университетскими профессорами и последовавшей казнью двух ученых. Это стало причиной переезда ряда преподавателей в Кембридж, где был основан новый университет. В 1355 г. в Оксфорде снова произошли стычки между горожанами и студентами, вошедшие в историю под названием «восстание в день Святого Схоластика» и приведшие к смерти 63 студентов и 30 горожан. В последующие два столетия появилось несколько университетов в Шотландии (Сент-Эндрюс (1411), Глазго (1451), Абердине (1495) и Эдинбурге (1583)), в то время как в самой Англии новые университеты не появлялись в течение 600 лет. В значительной степени это объясняется противодействием Оксфорда и Кембриджа [3. S. 18]. В то же время оба университета постоянно расширялись благодаря появлению новых колледжей. Оксфорд и Кембридж, которые относятся к первому поколению университетов, часто называют «старинными» или «каменными» из-за средневековой кладки стен университетских зданий. С началом промышленной революции возросла потребность в квалифицированных кадрах, что привело к открытию университетов в крупных городах - в Лондоне и Дареме (1836), Манчестере (1851), Бирмингеме (1900), Ливерпуле (1903), Бристоле (1909), Рединге (1926). Первоначально это были колледжи, деятельность которых имела прикладной характер (подготовка инженерных кадров). Позднее они получили статус университетов. Второе поколение университетов часто называют «краснокирпичными», поскольку при строительстве их кампусов использовался наиболее распространенный в эпоху промышленного развития красный кирпич [4]. Третье поколение университетов Великобритании появилось уже после войны, в 1960-е гг. Их называют университетами из «листового стекла», так как при их строительстве использовались крупные блоки листового стекла в стальной или бетонной арматуре. Среди них университеты в Бате, Эксетере, Сассексе, Уорике, Кенте и Эссексе. За последние пятьдесят с лишним лет положение университетов в английском обществе сильно изменилось. Столетиями они обслуживали элитарную часть британского общества: например, в середине XX в. в королевстве насчитывалось 23 университета с общей численностью студентов 102 тыс. человек. Однако в 2014-2015 гг. в 159 высших учебных заведениях страны обучались 2,27 млн студентов [5]. «Экспансию» университетов связывают с влиянием доклада правительственной комиссии под председательством известного экономиста лорда Лионеля Роббинса в 1963 г., который подверг критике существовавшую на тот момент систему высшего образования как не отвечающую потребностям развития Великобритании во второй половине ХХ в. [6]. В докладе Роббинса проводилась идея о необходимости сделать национальную систему образования доступной для широких слоев населения королевства. В 1980-е гг. началась вторая волна развития системы высшего образования, ознаменовавшая переход от элитарного образования к массовому. Это выразилось в том, что в 1992 г. более сорока бывших политехнических колледжей получили статус университетов. Подобные изменения происходили и в других развитых странах Запада. Процессы модернизации стали мощным импульсом для развития системы высшего образования, но было бы несправедливо умалять роль национальной традиции высшей школы. Более 600 лет Оксфорд и Кембридж были единственными университетами в Англии, что, естественно, привело к их большому влиянию на основы высшего образования в стране. Например, Оксфордская университетская модель получила развитие в виде «кампусных» университетов в 1960-х гг. Ускоренный рост числа университетов привел к финансовым проблемам и поверг систему высшего образования в 1970-е гг. в длительный кризис. Закон Дальнейшего и Высшего Образования 1992 г. привел к значительным изменениям в системе финансирования и администрирования колледжей и университетов, создал национальную систему Советов финансирования, дал статус университета 35 политехническим колледжам, вывел колледжи из-под контроля местной власти и заложил основы системы контроля качества образования. Эти перемены привели к усилению финансовых проблем, которые коснулись всех университетов. Последовавшее введение частичной оплаты за обучение, целевая финансовая поддержка, развитие маркетинга услуг университетов отражали возрастающее влияние американской модели, отличной от европейских моделей организации высшей школы. Несмотря на проблемы, которых не может избежать ни одна динамично развивающаяся система, можно с уверенностью сказать, что с начала XXI в. в Британии существует единая национальная система высшего образования, удачно сочетающая разные группы университетов, начиная от «старинных» и кончая «новыми». Она представляет собой определенную иерархию университетов, которые, хотя и не всегда равнозначны по своему интеллектуальному и социальному престижу, но равнодоступны для всех социальных слоев общества. Гарантом социальной справедливости в сфере образования является государственное финансирование. Однако возрастающая межвузовская конкуренция и агрессивный маркетинг услуг университетов могут привести к усилению неравенства между ними с точки зрения качества и социального престижа образования. Лучшие преподавательские кадры и материально-технические возможности для научных исследований сосредоточены в 24 университетах страны, входящих в так называемую «Рассел групп»2. На нее приходится 66% всех научных исследовательских грантов, 56% всех защищенных кандидатских диссертаций и более 30% всех иностранных студентов, не считая выходцев из стран Евросоюза [7]. Принятый Парламентом в 2016 г. закон о высшем образовании «Совершенство преподавания, социальная мобильность и выбор студентов» позволяет этой группе университетов и дальше повышать плату за обучение при условии обеспечения высокого качества образования, хороших показателей трудоустройства выпускников, которое в немалой степени зависит от престижа университета; а также от степени удовлетворенности выпускников своим вузом [8]. Это, в свою очередь, может привести к дальнейшему росту расслоения среди университетов. Естественно, что более богатые университеты, привлекающие больше научных грантов и иностранных студентов, больше вкладываются в инфраструктуру и могут оказать большую пользу городу, в котором они расположены. Иногда интересы жителей города и университетов могут не совпадать, но, конечно, до кровавых стычек, как в Средневековье, дело не доходит, все вопросы решаются путем переговоров. Высокий потенциальный покупательский спрос университетов и студентов может привести к росту стоимости жизни в университетском городе, особенно аренды жилья. Рост числа мест в общежитиях не успевает за ростом числа студентов, поэтому университеты находятся в процессе перманентного строительства и покупки земли для новых застроек. В Великобритании университеты должны обеспечивать жильем только первокурсников, а остальные студенты сами подыскивают и снимают жилье. Чем привлекательнее город, тем выше стоимость аренды, так что многие хозяева предпочитают сдавать дома и квартиры студентам, так как это приносит им больший доход, чем сдача обычным семьям. Многие жители связывают рост стоимости аренды и нехватку квартир именно со студентами и требуют от городских советов решительных действий по отношению к университетам, настаивая на введении ограничений на рост числа студентов. Такая борьба за землю и возможное строительство особенно сильна в небольших городах, где растущие армии студентов начинают доминировать над горожанами. С другой стороны, хотя город недополучает налоги от сдачи в аренду жилья студентам (по закону студенты дневной формы обучения не платят муниципальный налог), студенты увеличивают доходы местных предпринимателей, приобретая их продукты, товары и услуги. Понятно, что выбирая университет, абитуриент выбирает и место для жизни. Привлекательность города для студентов и их родителей в немалой степени зависит от уровня безопасности. Например, город Бат уже несколько лет считается самым безопасным городом в стране, что упрочило популярность его университетов. В 2013-2015 гг. проводилось социологическое исследование среди студентов школ бизнеса и экономики (18 университетов Великобритании) о влиянии различных факторов на выбор ими университета, а также об изменении их ожиданий от учебы в связи с ростом стоимости обучения. В исследовании приняли участие около 3 500 студентов. Респонденты указали важность качества жизни в городе и его расположение как второй по значимости фактор после специальности в их выборе университета (с этим согласились 83% студентов направления бизнеса и 77% студентов направления экономики) [9]. Можно выделить шесть типов университетских городов в Великобритании, предоставляющих студентам разные варианты проживания [10]. Большинство университетских городов легко идентифицируется с одним из следующих описаний: 1. В классическом университетском городе (university city) студенты проживают совместно, вблизи центра большого города. При этом студенты могут жить и общаться и внутри границ университета (занимая соседние районы под жилье), и в других районах города. Примерами классических университетских городов с основным крупным университетом являются Белфаст (Королевский университет Белфаста), Бирмингем (Университет Бирмингема), Лидс (Университет Лидса) и Глазго (Университет Глазго). 2. Под «метрополитен» (metropolitan university, что означает «принадлежащие городу»), или «столичными» университетами, мы понимаем те университеты, которые вместе со студенческими сообществами интегрированы в городскую среду. В отличие от классических университетов первой группы, общежития и университетские здания могут быть раскиданы по всему городу, и студенческие сообщества действуют также по всему городу независимо от университетской и студенческой администрации. Примерами таких «столичных» университетских поселений являются Брайтон (Университет Брайтона), Лондон (Королевский колледж и Университетский колледжи Лондона), Шеффилд (Университет Шеффилда), Ливерпуль (Университет Ливерпуля). 3. Некоторые большие города (с населением более 200 000 человек) имеют университеты, расположенные вдали от центра города. Университеты в этом случае располагаются либо в пригороде, либо внутри замкнутых границ кампуса. Примерами таких городов с кам-пусоориентированными университетами являются Бристоль (Университет Запада Англии), Ноттингем (Университет Ноттингема) и район Барнет в Северном Лондоне (Университет Мидлсекс). 4. В классическом университетском городке (university town) студенты доминируют в городской жизни, студенческое сообщество является центральным и составляет значительную часть населения городка. Концепция университетского городка похожа на классическую и «метрополитен» модели с тем исключением, что студенты не живут в центре больших городов. В университетском городке население не превышает 200 000, а количество студентов более 10 000. Примерами классических университетских городков являются Данди (Университет Данди), Хадерсфилд (Университет Хадерсфилд) и Престон (Университет Центрального Ланкашира). 5. Университеты в городках часто создают дополнительную инфраструктуру для студентов, полностью обеспечивающую их жизнь. Кампусный университетский городок славится тем, что студенты чаще используют неакадемические службы университета, чем их аналоги в городке. Примерами таких городков являются Бат (Университет Бата и Университет Бат Спа), Кен-терберри (Университет Кента) и Норвич (Университет Востока Англии). 6. Внутри университетских городков с коллегиальной структурой университета студенческая жизнь протекает в основном внутри колледжей, а не в общем кампусе университета или в самом городке. Такие городки обычно имеют значительные связи между кампусами и городом, так как сами колледжи не могут полностью удовлетворять все запросы студентов. У студентов часто есть возможность выбора - замкнуться на своем колледже или общаться с более широким сообществом. Примерами таких городков являются Оксфорд (Университет Оксфорда) и Кембридж (Университет Кембриджа). Германия. Система высшего образования Германии характеризуется гармоничным сочетанием старых университетских традиций и инновационных методов управления образованием, фундаментального теоретического образования и научно-исследовательской деятельности. В настоящее время в Германии насчитывается 427 учебных заведений, подавляющее большинство из которых (около 98%) являются государственными. Основу системы высшего образования составляют 107 классических, технических и общих университетов и 22 вуза, статус которых приравнен к университетскому: педагогические институты, философско-теологические и церковные колледжи, а также 216 университетов прикладных наук. Исторически первым университетом в германском образовательном пространстве считается Прага. В 1348 г. император Карл IV даровал привилегию на открытие университета в этом городе. Его примеру последовали другие немецкие правители и города - Вена (1365), Гейдельберг (1386), Кёльн (1388), Эрфурт (1392), Вюрцбург (1402), Лейпциг (1409). Большинство из них в качестве образцов брали уставы и программы Парижского университета (Сорбонна), получившего хартию от Филиппа II Августа в 1200 г. Формирование модели средневекового университета завершилась в Европе к середине XV в. К этому времени университеты появились в следующих немецких городах: Росток (1419), Грайфсвальд (1456), Ингольштадт (1472), Трир (1473), Майнц (1476), Тюбинген (1477), Франкфурт-на-Одере (1506), Марбург (1527), Йена (1558) [11. S. 12-14]. Разделение прежде единого университетского пространства между католической и протестантской церквями на несколько десятилетий обусловило упадок в его развитии, который постепенно был преодолен в конце XVII - начале XVIII в., когда стали создаваться новые университеты. Первым университетом в современном смысле (как в Германии, так и в Европе) стал университет в Галле (1694) - он включил в преподавание философию и провозгласил принцип свободного исследования и свободной мысли (libertas philosophandi). Те учреждения, кому покровительствовала верховная власть, стали наиболее успешными, например Гёттингенский университет, открытый в 1737 г. в курфюршестве Ганновер и особо популярный среди российской аристократии. Как правило, городские власти были заинтересованы в развитии университетов - численность студентов могла достигать половины взрослого населения города. Нередко почти вся экономика города была направлена на обслуживание студенческого сообщества [12. С. 62]. В конце XVIII в. практически все немецкие университеты были преобразованы по образцу Гёттингена (именно Гёттингенский университет стал моделью для российских университетов начала XIX в.) и Галле. Примерно с XVIII-XIX вв. синхронное развитие европейских университетов уступает место национальным тенденциям и выполнению задач отдельных государств. Так, в первой половине XIX в. в немецких государствах реализуется построенная на принципах неогуманизма идея создания национальных университетов. В 1810 г. в Берлине (столица Пруссии) основан Берлинский (Гумбольдтовский) университет. Он стал прототипом новой концепции немецкого университета, в основу которой было положено единство исследований и обучения. На тех же принципах открываются университеты в Бонне (1811) и Мюнхене (1826). Старые университеты постепенно теряют свою популярность. Всего к тому времени насчитывалось 22 немецких университета. В среднем в них учились от 200 до 500 студентов. Но по общему числу обучающихся немецкие государства были лидерами в Европе. В первой половине XIX в. в Германии сформировался классический тип университета, одним из принципов которого стали «экстерриториальность» (исчезновение территориального характера) и разрушение границ между ним и городом (превращение студентов в полноправных членов общества). Во многом такой университет определил развитие германской университетской городской среды в течение XX в. Сегодня к «университетскому городу» в ФРГ относят те города, в которых есть минимум один университет. Таковых насчитывается 89. Они различаются по размеру, количеству студентов и их доле в общем городском населении, по специализации университетов и их истории. Количество немецких городов с богатыми университетскими традициями, определившими их нынешний облик, существенно меньше - около трёх десятков. Их можно условно разделить на три основные группы: города с университетами, созданными по средневековой модели в XIII-XVI вв.; города с новым типом университетов, основанных в XVII-XVIII вв.; классические немецкие (национальные) университеты, учрежденные в XIX в. в крупных городах. Отдельно следует отметить создание в середине 70-х гг. XX в. университета в южнобаварском Пассау, который не только органично вписался в его культурно-исторический ландшафт, социальную и культурную среду, придав этому очень известному месту имидж привлекательного университетского города с давними традициями. Для крупных городов с историческими университетами (Берлин, Гамбург, Мюнхен и др.) использование обозначения «университетский» является вторичным по сравнению с такими определениями, как «столица земли», «метрополия» и пр. Для небольших городских образований слово «университетский» нередко становится определяющим, подчёркивающим их специализацию и неоспоримое конкурентное преимущество. Одним из самых известных и престижных вузов Германии является основанный в 1386 г. по образцу парижской Сорбонны классический Гейдельбергский университет Рупрехта-Карла. К числу очень популярных старейших классических университетов в небольших городах также относятся Гёттинген, Тюбинген-ский университет Эберхарда и Карла, Фрайбургский университет Альберта-Людвига, Марбургский университет Филиппа. Вышеперечисленные муниципальные образования входят в пятёрку классических «университетских городов» Германии, где университеты являются градообразующими. Университет в Тюбингене, основанный в 1477 г. по инициативе графа Вюртемберга Эберхарда V Бородатого, второй по старшинству в ФРГ. Он пользуется международным признанием и авторитетом в области естественных, медицинских и общественных наук. На 7 факультетах (280 дисциплин) трудятся около 450 профессоров и 4,4 тыс. исследователей. Среди выпускников много лауреатов Нобелевской премии, а также учёных с мировым именем, особенно в области медицины, химии, теологии. Университет известен своим вкладом в развитие либерального христианского богословия. Главным экспертом в области догматической теологии в 1960-е гг. здесь был Йозеф Ратцингер -впоследствии Папа Римский Бенедикт XVI. На 85,5 тыс. жителей Тюбингена приходится 28,3 тыс. немецких и иностранных студентов. В старом городе всё пропитано историческим университетским духом - почти каждый дом связан с именем того или иного известного учёного - Гегеля, Гельдерлина и Шеллинга, Мёрике и Уланда, Кеплера и Шиккарда [13]. Важно, что корпуса университета рассредоточены по всему городскому пространству. Отдельного внимания заслуживает Марбургский университет, основанный в 1527 г. гессенским ландграфом Филиппом Великодушным (первые аудитории располагались в зданиях католических монастырей) и носящий его имя с 1934 г. Это старейший протестантский университет не только в Германии и Европе, но и в мире (кстати, это первый университет, получивший права от светской власти, без участия Папы). Он входит в число исторических вузов (вместе с Гейдельберг-ским, Гёттингским, Тюбингенским и Фрайбургским университетами), благодаря которым нынешняя ФРГ стала общеевропейским центром науки и просвещения. На 16 факультетах студенты имеют возможность обучаться по 21 специальности. В университете преподавали или обучались 11 лауреатов Нобелевской премии, в том числе Борис Пастернак [14]. Сильной стороной университета является наука. В вузе на сегодняшний день четыре направления научной деятельности: нано-технологии, нейробиология, медико-биологические науки и политическая конфликтология. Студенты этого протестантского университета всегда отличались мятежным и независимым духом, на протяжении веков неоднократно выражали недовольство работой преподавателей и открыто выступали против политики государства. Во времена нацистов нелояльно настроенных к режиму профессоров и студентов изгоняли и подвергали репрессиям. На 80 тыс. жителей Марбурга приходится 22 тыс. студентов и около 4 тыс. сотрудников. Сегодня университет - самый крупный в городе работодатель. Университетский комплекс включает 160 учебных корпусов, расположенных, как и в Тюбингене, по всему городу. Во многом благодаря студенческой жизни Марбург регулярно завоёвывает титул наиболее достойного для жизни города. Не случайно об этом городе говорят: «В Марбурге не просто есть университет, Марбург сам по себе является университетом» [15]. В 2014 г. городские власти Марбурга и Тюбингена подали заявку на статус объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предмет наследия: «Прототип классического европейского университетского города». На наш взгляд, опыт Марбурга и Тюбингена может оказаться весьма интересным для российских университетских городов, например Томска. Франция. Учреждения высшего образования во Франции в основном государственные, частные среди них составляют лишь незначительный процент. Система высшего образования Франции включает 72 университета (90% - государственные) и около 500 высших школ, в том числе 240 высших инженерных школ, 230 высших коммерческих школ и школ управления, а также высшие специализированные школы - педагогические, ветеринарные и т.д. Созданные в начале Х1Х в. высшие школы являются особенностью французской системы высшего образования, существуют параллельно с университетами и сильно от них отличаются: в частности, небольшими размерами и тесными связями с промышленными предприятиями. Научными исследованиями занята лишь часть университетов Франции. Это, как правило, крупные, расположенные либо в Париже, либо в ряде известных городов Франции (Гренобль, Страсбург, Тулуза, Марсель, Монпелье) [16]. Изначально одной из традиций французских университетов являлось привлечение иностранных студентов. Старейший университет страны - Парижская Сорбонна (1215) - по замыслу основателей должен был являть собой учебное заведение международного масштаба, поэтому 4 его факультета - богословия, права, медицины и искусств - принимали не только французов, но и англичан, а также выходцев из германских и фламандских земель. Сегодня французские вузы активно возрождают эту традицию: за последние 10 лет количество иностранных студентов выросло на 90%, составляет более 125 000 из 2 247 000 студентов (данные INSEE - Национального института статистики и экономических исследований), по этому показателю Франция занимает 3-е место в мире (после США и Германии) [17]. К другим традициям можно отнести профессионализацию высшего образования. Например, медицинский факультет Монпелье был основан Вильямом Седьмым даже раньше Парижского университета (в 1180 г.) и по праву считается самым старым медицинским учебным заведением западного мира [18]. Стоит отметить, что старые университетские города - Тулуза (1229), Монпелье (1289), Гренобль (1339) -по-прежнему возглавляют рейтинг лучших для учебы городов Франции (по версии портала l'Etudiant) во многом благодаря давним традициям. Среди этих городов есть как крупные (Тулуза - четвертый по величине город Франции), так и небольшие. В Тулузе, занимающей первое место в рейтинге лучших для учебы городов, на 427 тыс. жителей приходится 110 тыс. студентов. История Тулузского университета - второго по старшинству вуза Франции - может служить классическим примером традиционных университетских вольностей. «Париж - чтобы любоваться, Лион - чтобы зарабатывать, Бордо - чтобы тратить, Тулуза - чтобы учиться», - гласит поговорка XVI в. [19. S. 3]. Тулузский университет был создан графом Раймондом VII, согласно Парижскому мирному договору от 12 апреля 1229 г., в ознаменование побед в крестовых походах против альбигойцев (катаров), чья ересь нашла существенное распространение в тогдашней провинции Лангедок [20. S. 19]. Созданием университета Раймонд VII, чей отец был отлучен от церкви за отказ поддержать крестовый поход против альбигойцев, хотел лишний раз продемонстрировать верность папе Григорию IX, недаром среди четырех факультетов - права, теологии, медицины и искусств - лидировал факультет теологии, большинство первых профессоров университета были богословами. Университет должен был демонстрировать примирение между католической церковью и элитой Лангедока. Тем не менее в последующие века университет становится прибежищем марранов (евреи Испании и Португалии, принявшие христианство), каталонцев и даже ирландских мятежников - словом, все, кого на родине преследовали по религиозным или политическим соображениям, заняли достойное место на кафедрах или студенческих скамьях Тулузы. Университет отличался ярко выраженным светским характером и даже демонстрировал тайное сопротивление господствующей католической религии [19. S. 38-39]. В частности, факультет романского права работал со дня основания университета, что способствовало подготовке выдающихся дипломатов, в то время как в Париже изучение гражданского права было запрещено вплоть до 1679 г. [21]. Гренобль, занимающий второе место в рейтинге наиболее удобных для студентов городов, насчитывает всего 155 тыс. жителей, 60 тыс. из которых - студенты, в том числе 16% - иностранные. Последний дофин графства Дофине Гумберт II основал университет Гренобля в 1339 г. по поручению Папы Бенедикта XII и по образцу Сорбонны с целью более успешно конкурировать с соседним Лионом. Однако создание университета не спасло экономику графства Дофине, и в 1349 г. Гумберт продал свои владения Франции при условии, что наследник французской короны будет носить титул «Дофин» [22]. Университет Гренобля вплоть до XIX в. успешно и упорно конкурировал с университетом соседнего Валанса и по праву гордится такими выпускниками, как Шампольон, Стендаль, Берлиоз. Сегодня Гренобль считается одним из самых известных французских учебных и научных центров, особенно в области физики, информатики и прикладной математики. Важными вехами в истории французских университетов следует считать эпоху Великой французской революции (1789-1799) и 1968 г. Во времена революции деятельность университетов была приостановлена и многие прекратили свое существование, однако, например, профессора факультета медицины в Монпе-лье продолжали преподавание фактически подпольно, поэтому именно медицинская школа Монпелье вошла, наряду с Парижской и Страсбургской, в число трех школ здоровья (Ecoles de Sante), основанных Конвентом в 1794 г., что подтвердило потребность любой власти в специалистах [23]. В 1968 г. после потрясших страну студенческих волнений был принят закон Эдгара Фора (министр образования). Закон Фора реорганизовал систему высшего образования, создал условия для развития автономии университетов, участия студентов и преподавателей в управлении вузами. После 1968 г. крупнейшие французские университеты (Сорбонна, Лионский, Ту-лузский, Монпелье) разделились на более мелкие - так, на месте Сорбонны возникло объединение из 17 университетов [24]. В последние годы правительство Франции, следуя англо-саксонской модели организации научных исследований, пытается перенести центр тяжести проведения научно-исследовательских работ в университеты. На крупные университетские кампусы планируется потратить 2,3 млрд евро. Цель этих инициатив - создать на территории Франции несколько крупных университетских центров мирового уровня с высокой научной отдачей подобно Гарварду, Кембриджу и др. [25. С. 69]. Политика укрупнения коснулась многих французских университетов - в Гренобле, Монпелье, Тулузе, Лионе, в других городах университеты объединяются в сообщества учебных заведений (COMUE - La Communaute d'Universites et d'Etablissements) [26]. Что касается реконструкции и реставрации университетских кампусов, 11 апреля 2013 г. было подписано соглашение между Министерством высшего образования и научных исследований Франции и Французским государственным банком развития CDC о запуске программы CAMPUS d'@VENIR («Кампус будущего»), в которой предусмотрены интеграция исторических университетских кампусов в инфраструктуры городов, развитие цифровой инфраструктуры университетов, поддержка инноваций [27]. Программа предусматривает финансирование совместных инфраструктурных проектов территорий и университетов в размере 20 млрд евро. Так, в реставрации кампуса университета Жана Жореса (Тулуза) участвуют регион Юг - Пиренеи (после реформы 2015 г. - регион Лангедок - Руссильон - Юг - Пиренеи), городская коммуна Большой Тулузы и Генеральный совет Верхней Гаронны. По мнению Президента университета Жана-Мишеля Миновеза, инвестиции в 350 млн евро позволят превратить Мирей (название кампуса - Mirail) в кампус XXI в. [28]. Родина Вольтера, Дидро и Руссо считает свободный доступ к образованию для всех желающих одним из важнейших демократических завоеваний нации и частью французского вклада в мировую цивилизацию. Во Франции ценится специфика региона, в том числе специализация университетов. Так, университет г. Монпе-лье издавна славится преподаванием естественных наук и медицины, университет Страсбурга - истории, юриспруденции и немецкого языка. Несомненное уважение к культурно-историческим особенностям университетов и окружающих их городов позволяет французам гармонично сочетать сохранение многовекового научного наследия (le patrimoine scientifique) с самыми передовыми технологиями устойчивого развития городских поселений (les villes durables). К университетским городам во Франции, как и в Германии, относят города, где имеется хотя бы один университет. Так, в Ассоциацию университетских городов Франции входит 80 городов, от метрополий, подобных Парижу, Лиону и Страсбургу до пригородов более крупных муниципальных образований - например Пессак, входящий в коммуну Бордо [29]. Польша. В современной Польше давние традиции высшего образования. Первый университет был основан в Кракове в 1364 г. королем Казимиром Великим (ныне Ягеллонский университет). В XV в. в университете на четырех факультетах (гуманитарных наук, медицины, права и теологии) обучались студенты со всей Европы: немцы, чехи, венгры, французы, итальянцы и даже татары. В числе них был и польский астроном, каноник Николай Коперник [30. С. 49]. Старейшими вузами также являются университет в Варшаве (основан российским императором Александром I в 1816 г.) и Вроцлаве (история восходит к началу XVIII в., когда Силезия входила в состав Австрийской империи). Таким образом, на польскую систему образования оказали влияние традиции разных культурных и образовательных пространств. После вступления в Евросоюз система высшего образования Польши начала интегрироваться в европейское образовательное пространство. Сегодня польские высшие учебные заведения реализуют программы обучения почти по 700 направлениям. В число государственных вузов входят 18 классических университетов, 18 технических вузов, 5 экономических, 5 педагогических, 6 сельскохозяйственных, 6 спортивных. По данным Министерства образования, Польша занимает в Евросоюзе 4-е место по количеству студентов после Великобритании, Франции и Германии. Более чем в 400 государственных и негосударственных вузах обучается около 1,5 млн человек по двухступенчатой системе образования [31]. В настоящее время университетские центры находятся в 19 городах Польши, в том числе в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Лодзи, Торуне. Наибольшее число студентов обучается в Варшавском и Ягеллонском университетах (45 и 42 тыс. человек). В Варшаве общая численность студентов составляет свыше 250 тыс. при численности населения города 1 810 тыс. чел. (14%) [32]. Одним из самых молодых, но интенсивно развивающихся является Варминско-Мазурский университет в г. Ольштын (Восточная Пруссия) [33]. История воеводства и г. Ольштын связана с победой Королевства Польского и Великого княжества Литовского над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве в 1410 г., а также деятельностью Николая Коперника. Варминско-Мазурский университет был создан в 1999 г. на базе трех учебных заведений - Академии сельского хозяйства и технологий, Педагогического колледжа и Института теологии. В настоящее время в университете обучаются на 17 факультетах по 64 направлениям подготовки 25 тыс. студентов при численности населения города 174 508 человек [34]. Университеты Польши входят в университетские сообщества Европы: 39 польских высших учебных заведений являются членами Европейской ассоциации университетов (European University Association) [35]. Кроме того, Ягеллонский университет входит в сообщество Grupa Coimbra, которое объединяет старейшие вузы Европы [36]. Интеграция в систему образования объединенной Европы поставила задачу не только повышения уровня образования и научных исследований, но и развития польских студенческих городов в соответствие с высокими европейскими стандартами качества жизни. Развивается инфраструктура студенческих кампусов, ведется строительство новых учебных корпусов и студенческих общежитий. Вместе с
Ключевые слова
preservation of the cultural and historic heritage,
university,
university cities,
higher education,
сохранение культурно-исторического наследия,
университетский город,
университет,
высшее образованиеАвторы
Белов Владислав Борисович | Институт Европы РАН | кандидат экономических наук, заместитель генерального директора Центра германских исследований | vladisbelov@yandex.ru |
Колесова Ольга Владимировна | Томский государственный университет | руководитель лаборатории сравнительных исследований в исторической урбанистике | kolesova@list.ru |
Поморина Инна Вячеславовна | Университет Бат Спа | кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики | i.pomorina@bathspa.ac.uk |
Оплаканская Рената Валерьевна | Новосибирский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России | roplakanska@mail.ru |
Всего: 4
Ссылки
Katolicki Uniwersytet Lubelski Jana Pawla II. URL: http://www.kul.pl/uniwersytet,1696.html, free.
Uniwersytet Jagellonski w Krakowie. URL: http://www.maius.uj.edu.pl, free.
Ulgi dla studentow. URL: http://ulgidlastudentow.pl/znizki-komunikacji-miejskiej, free.
Uniwersytet Warminsko-Mazurski w Olsztynie. URL: http://www.uwm.edu.pl, free.
European University Association. URL: http://www.eua.be/about/members-directory?p=1-85, free.
Сoimbra-group. URL: http://www.coimbra-group.eu, free.
Сайт Министерства науки и высшего образования Республики Польша. URL: http://wybierzstudia.nauka.gov.pl/pages/search/index, free.
Miasto stoleczne Warszawa. URL: http://www.um.warszawa.pl/pl, free.
Сайт Министерства науки и высшего образования Республики Польша. URL: http://www.nauka.gov.pl/uczelnie-publiczne/wykaz-uczelni-publicznych-nadzorowanych-przez-ministra-wlasciwego-ds-szkolnictwa-wyzszego-publiczne-uczelnie-akademickie.htm, free.
Гайдукевич Л., Карась М. Ягеллонский университет. Исторические традиции - настоящее - будущее. Краков, 1975.
Association des Villes Universitaires de France. URL: http://www.avuf.net/publications, free.
Universite de Toulouse. URL: http://www.univ-tlse2.fr/accueil/vie-des-campus/presentation-des-campus, free.
Enseignement superieur et recherche. URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr, free.
Universite de Lyon. URL: http://www.universite.lyon.fr/l-universite-de-lyon, free.
Наука и инновации: выбор приоритетов. М. : ИМЭМО РАН, 2012.
Histoire de la Sorbonne. URL: http://www.sorbonne.fr/la-sorbonne/histoire-de-la-sorbonne, free.
Universite de Montpellier. URL: http://www.umontpellier.fr/universite/histoire-de-luniversite, free.
Universite Grenoble Alpes. URL: http://www.univ-grenoble-alpes.fr, free.
Cartier J.-P. Histoire de la croisade contre Albigeois. Paris, 1968.
La Communaute d'Universites et d'Etablissements Toulouse. URL: http://www.univ-toulouse.fr/universite/presentation/missions#histoire, free.
Universite de Montpellier. URL: http://www.umontpellier.fr/universite/histoire-de-luniversite, free.
Et Toulouse pour apprendre / Sept siecles d'histoire de l'universite de Toulouse 1229-1969 publie aux Presses Universitaires du Mirail. Marielle Mouranche, 2010.
Institut national de la satisitque et des etudes economiques. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/document.asp?reg_id=0&ref_id=T16F102, free.
Новости и аналитика по Германии. URL: http://www.dw.com/ru, free.
Черноуцан Е.М. Специфика государственного регулирования внутренней мобильности научных кадров во Франции: основные стимулы и барьеры. URL: http://www.gosbook.ru/node/78806, free.
Philipps-Universitat. Marburg. URL: www.uni-marburg.de, free.
Universitat Tubingen. URL: https://www.uni-tuebingen.de/universitaet.html, free.
Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века. М. : Знак, 2005.
Richard Du Moulin Eckart. Geschichte der deutschen Universitaten. Hildesheim, New York : Goerg Olms Verlag (Nachdruck der Ausgabe Stuttgart, 1929).
British university cities. URL: http://www.huxleyreviews.co.uk/student-cities.html, free.
Pomorina I. Different, different but the same: economics and business students survey results Conference on Teaching and Research in Economic Education (CTREE), 27-29 May 2015, Radisson Blu, Minneapolis, USA. URL: http://researchspace.bathspa.ac.uk/6218, free.
Higher education White Paper: Success as a knowledge economy. URL: https://www.timeshighereducation.com/higher-education-white-papersuccess-knowledge-economy, free.
Russellgroup. URL: http://russellgroup.ac.uk/about/our-universities, free.
Times Higher Education. Robbins: 50 years later. URL: доступа:https://www.timeshighereducation.com/features/robbins-50-yearslater/2008287.article, free.
Higher education in numbers URL: http://www.universitiesuk.ac.uk/facts-and-stats/Pages/higher-education-data.aspx, free.
Вахштейн B. Британские университеты. URL: https://postnauka.ru/faq/66416, free.
A LA UNE Toute l'actualite «Superieur». URL: http://www.letudiant.fr/etudes, free.
Anderson R. British Universities Past and Present. London, Continuum, 2006.
Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации : учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург, 2013. URL: http://history.museums.spbu.ru/files/Issledovaniya/publikacii_sotrudnikov/Univ_tradicii.pdf, свободный (дата обращения: 25.03.2016).