Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 49. DOI: 10.17223/19988613/49/23

Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Проанализированы массовые и индивидуальные видения / знамения в Сибири накануне Великой Отечественной войны 19411945 гг., которые можно классифицировать как явления, отражавшие и дохристианские верования, и христианское мировоззрение сибиряков. Ценность исследования представленных этнографических материалов заключается в том, что народные видения, согласно распространенному мнению, будто бы позволяли предсказывать будущее. Делается вывод о том, что массовые видения, актуальные духу времени «писания» православных старцев и пр., ставят вопрос о соотношении исторических событий и фактов этнографии.

Miraculous visions / signs on the eve of the Great Patriotic war in 1941-1945.pdf Особая ценность этнографии с точки зрения научной интерпретации заключается в свойстве прослеживать связи между историческими событиями и этнографической реальностью. Человек и общество (народ) проживают разные исторические периоды, обусловленные как внутренним развитием, так и влиянием внешних сил в виде интервенций, войн, природных катаклизмов и пр. Накануне разного рода опасностей и во время тяжелых испытаний, в частности накануне Великой Отечественной войны, включались механизмы самосохранения народа, вспоминались предостережения предков, их не только боевой, но и духовный опыт. Индивидуальные или массовые видения, актуальные в конкретных ситуациях «писания» православных старцев, ставят вопрос о соотношении исторических событий и фактов этнографии. Сообщения о массовых видениях накануне войны представляют собой довольно распространенный сюжет в полевой этнографической практике автора 2000-2016 гг., что и положено в основу статьи. Данные полевых интервью уточняют наши представления о динамике социальных перемен, а именно: значительном запаздывании культурных сдвигов, особенно касающихся мировоззрения. Так, именно на 1939-1941 гг. приходилась основная масса рассказов-воспоминаний о знамениях, которые, согласно народным представлениям, давали информацию о предстоящей страшной войне и гибели миллионов людей. В качестве примера можно привести случай массового видения в д. Малая Бобровка Сузунского района Новосибирской области, которая образовалась вследствие отселения части старообрядцев из соседней старожильческой д. Бобровка, не желавших жить вместе с прибывшими в начале ХХ в. тамбовскими переселенцами. Запись сделана со слов директора Бобровского краеведческого музея Т.А. Печёнкиной: «У них был старший кто-то в Малой Бобровке и вот они рассказывают такую вещь. Перед войной вдруг закричали, чтобы все выходили из домов на улицу. Все люди вышли из домов и увидели, что на небе поднялись два огненных столба и они были в виде коней - как будто два огненных коня встали на дыбы друг против друга. И вот этот старший старовер, а это было у нас, в Малой Бобровке, сказал: “Всем стоять и смотреть ”! Все стояли и смотрели. Человек, который мне всё это рассказывал, ему сейчас 82 года, он коммунист до сих пор и он говорит: “Мы стояли и смотрели, я это помню, как зарево было ”. Он пацаном тогда был. И потом этот старший им сказал: “Будет война, сильно тяжёлая, трудная, но мы победим ”! Войны тогда ещё не было, это был то ли 1940 год. Знамение это было только в Малой Бобровке, а в соседней Бобровке этого никто не видел. И потом они все рассказывали, что у них это было^ » (ПМА: Т.А. Печёнкина). Как известно, конь в славянской мифологической традиции являлся одним из священных животных, атрибутом высших языческих богов (Хорса, Перуна) и христианских святых (Св. Георгия Победоносца, Св. Илии пророка и пр.). Одновременно этот образ мыслился как хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводником на «тот свет» и, соответственно, предвестником смерти [1. C. 245]. В рассказе обращает на себя внимание факт ориентации образов коней на запад, что являлось характерным и для других подобных случаев. Например, в Крупском районе Могилевской области накануне Великой Отечественной войны (вариант: в первые дни войны) подростки в ночном видели при заходе солнца как бы поднимающиеся от земли образы солдат с ружьями за плечами, которые уходили на небо (ПМА: А.В. Титовец). В своих свидетельствах люди, как правило, далеки от анализа механизма происходивших явлений и не задавались целью объяснить «привязку» этих явлений к западу. Этнографы могут интерпретировать это в том смысле, что в русской традиции души умерших уходят на за- Чудесные видения /знамения накануне Великой Отечественной войны 129 пад, в сторону заходящего солнца [2. C. 289], а историки, наверное, обратили бы внимание на тот факт, что захватническая война пришла с западных границ и именно там впоследствии происходили многочисленные убийства людей. В тех белорусских деревнях, в которых совершались расстрелы уже во время оккупации немцами, люди видели накануне содрогавшуюся от рыданий женскую фигуру. Свидетельства очевидцев, а также рассказы, записанные со слов других селян, позволяют понять силу воздействия этих видений на сознание людей того времени (ПМА: А.В. Титовец). В годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. и после по рукам православных верующих ходили рукописи «О чудесном видении валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа», «О Божественном спасении матушки-России», «О чудесах и знамениях недавнего и настоящего времени», т.е. о пророческих видениях отдельных людей (ПМА 1999-2016). В отличие от участников описанных выше массовых зрелищ, люди, о которых шла речь в рукописях, обладали, как считалось, особо развитым духовным зрением, были старцами, опытными молитвенниками. Например, в рукописи «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа» повествуется о том, как за месяц до начала Великой Отечественной войны был открыт смысл «великого испытания нашей страны». Рукопись изложена в разлинованной тетради формата А4 (85 с.), в нее включены другие различные рассказы о чудесах, явленных православным верующим, в основном на протяжении ХХ в. На первой странице указана тематика «Чудеса Г осподние над морем (возможно, ошибка, по смыслу надо “миром”. - Е.Ф.) сияют». На с. 36 повествуется о том, что Валаамский старец Михаил усердно молился Божией матери и всем святым, чтобы «Господь чашу сию пронес» (рис. 1). Во время службы в храме ему было три видения, о которых в тексте написано так1: «Первое. Он увидел матерь Божию и Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и многих святых, которые молились Спасителю спасти и защитить нашу матушку Россию от страшной войны. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость и запустение, и развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония “Я не пощажу Россию”. Второй раз матерь Божия и Святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят его о помиловании, о спасении России. Спаситель снова отвечает: “Не пощажу Россию”. Третий раз. Матерь Божия одна перед сыном своим и со слезами молит его о спасении России. “Вспомни сын мой как я стояла у креста твоего и приклонила колени пред ним”. Но Спаситель остановил ее: “Не нужно. Я знаю, как ты любишь Россию и народ ее. Ради молитвы твоей сохраню этот народ, утопающий в беззакониях и поправшие Святыни сохраню, но позднее накажу”» (Рукопись прихожанки, л. 36). Судя по тексту, здесь изложен сюжет молитвенного подвига схииеромонаха-затворника Михаила (Питкевича, 1877-1962 гг.) из Валаамского монастыря, которого в народе называли «последним великим старцем Валаама» [3]. Следует заметить, что подобные видения с участием Божией матери были и у некоторых других православных старцев, однако именно в данной рукописи мы сталкиваемся с детализацией и развитием сюжета (когда отступились все святые угодники, только его мать, оставшись в одиночестве, молила Бога пощадить русский народ). Для масс православн^іх верующих страдания и гибель миллионов сограждан в Великой Отечественной войне расценивались как Божия кара за отступничество. В рукописи «О чудесном видении _» автор сочинения от своего имени добавляет к описанным событиям замечание: «Мы люди часто думаем, что чудеса и знамения бывали в прошлом времени, а они совершаются постоянно. Можно проследить их, если быть внимательным в молитве. Бывает так, что на долю целого народа ложится особый промысел Божий^». Таким образом, мы сталкиваемся с явлениями «опережения^) этнографическими фактами реалий политической жизни, о чем, собственно, и писал сочинитель текста, однако, по его мнению, люди не всегда готовы видеть и понимать, что стоит за чудесными знамениями. О подобных, установленных наукой фактах, согласно которым та или иная традиционная тема в фольклоре предшествовала историческим событиям, писали некоторые российские учен^іе, например И. Плюханова [4], Б.Н. Путилов [5]. Видения и чудесн^іе знамения, отраженные в нарративных источниках, рукописях о молитвенном стоянии православных старцев, нередко происходили уже в момент военных действий и были направлены на призвание Божией помощи на защиту страны и народа. Таков, например, сюжет о патриархе Илии Салибе как избраннике воли Господней, которому была явлена Божия матерь и высказаны условия спасения страны. Наряду с требованиями открыть православные церкви, монастыри, духовные семинарии, выпустить из тюрем священников прозвучало и такое: «Сейчас готовят к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в городе Святого Петра, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю _». Приведенные материалы показали, что после времен конструирования человека нового социалистического общества 1920-х гг. и массовых репрессий людей, мешавших «счастливому будущему» в 1930-х гг., в сельской местности и в среде православных горожан сохранились диаметрально противоположные историческому материализму ценности и отношение к жизни. Е.Ф. Фурсова 130 Рис. 1. Фрагмент рукописи «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о пром^ісле Божьем в отношении русского народа» Таким образом, актуализированные на рубеже общества, не успела достигнуть внушительных резуль- 1930-1940-х гг. «традиционные этнографические те- татов. Делу борьбы с «религиозным дурманом» помемы», восходившие к дохристианскому и христианско- шала, прежде всего, Великая Отечественная война, цему воззрениям, показали, что партия большевиков, за- лью которой было уничтожение страны и советского крепившая за собой монополию на духовную жизнь народа. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Текст написан прописными буквами, без соблюдения пунктуации, которая в ряде случаев исправлена для удобства чтения. Название страны «Россия» написано с малой буквы и с одной «с». Возможно, что малограмотный переписчик в 1970-е гг. не знал правильного написания страны. Полевые материал^і автора: Интервью с Печёнкиной Татьяной Аркадьевной, д. Бобровка Сузунского района Новосибирской области. Запись 27.08.2016 г. Полевые материал^і автора: Интервью с Титовец Александром Викторовичем, уроженцем Крупского района Могилевской области, 1957 г.р., кандидат филологических наук. Работает в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, г. Минск. Рукопись прихожанки Вознесенского собора Анны Максимовны (фамилию по ее просьбе не называем) передана автору в 2000 г. за несколько лет до смерти. Датируется началом 1970-х гг. Хранится в личном архиве автора.

Ключевые слова

чудесные знамения, рукописные православные традиции, Великая Отечественная война, Сибирь, miraculous signs, handwritten Orthodox traditions, Great Patriotic War, Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фурсова Елена ФедоровнаИнститут археологии и этнографии СО РАНдоктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая Отделом этнографииmf11@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Петрухин В.Я. Конь // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. «А-Я». М. : Междунар. отношения, 2002. С. 245-247.
Фурсова Е.Ф. Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материалам ХХ - начала XXI века) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2014. Т. 13, № 5. С. 284296.
Последний великий старец Валаама. URL: http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2013-god/shiieromonah-mihail.html, свободный (дата обращения: 19.04.2017).
Плюханова И. Народные представления о корабле в России XVII века // Semiotics and the History of Culture. In Honour of Ju. Lotman Studies in Russian. Columbus, Ohaio : Slavica Publish, 1988. P. 183-191.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2003. 464 с.
 Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 49. DOI:  10.17223/19988613/49/23

Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 49. DOI: 10.17223/19988613/49/23