Проблемы топливно-энергетического сотрудничества Кыргызстана и Казахстана на евразийском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 50. DOI: 10.17223/19988613/50/7

Проблемы топливно-энергетического сотрудничества Кыргызстана и Казахстана на евразийском пространстве

Топливная и энергетическая стабильность в Кыргызстане является одним из важнейших факторов экономического и политического развития. Казахстан играет важную роль в отношениях с Кыргызстаном в заявленном секторе. Интерес к исследованию вызван тем, что существуют определенные аспекты в рамках ЕАЭС, регулирующие отношения между странами, которые влияют на состояние топливно-энергетического комплекса Кыргызстана.

Problems of fuel and energy cooperation between Kyrgyzstan and Kazakhstan in the Eurasian space.pdf Сотрудничество Кыргызстана с Казахстаном является частью стратегии в многовекторной внешней политике официального Бишкека. Казахстан играет особую роль в развитии современного Кыргызстана. Исходя из своего экономического потенциала, Казахстан претендует на роль лидера в Центральной Азии. Страны связаны особыми культурными и историческими узами, имеют общие границы. Духовная и языковая близость народов является общепризнанным фактом. Республики являются партнерами в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС [1. С. 320]. Учитывая факты наличия углеводородных ресурсов в Казахстане и отсутствие таковых в Кыргызстане, выявление основных проблемных зон двустороннего сотрудничества в топливно-энергетическом секторе стран вызывает неподдельный интерес. Хотя Кыргызстан с учетом выстраивания добрососедских отношений с Казахстаном может получить доступ к энергетическим ресурсам второго, более того, страны являются партнерами в рамках ЕАЭС, тем не менее такая практика отсутствует. Основная цель статьи - определить, каким образом складываются отношения между республиками в топливно-энергетическом секторе. Для решения поставленной цели выявляются основные проблемы до формирования ЕАЭС и в процессе действия многостороннего межгосударственного проекта. Для того чтобы изучить двустороннее сотрудничество, в статье используются системно-исторический подход и причинно-следственный метод. Дипломатические отношения между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан установлены 15 октября 1992 г. За годы независимости подписано более 120 кыргызско-казахстанских межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, наиболее значимыми из которых являются Договор о вечной дружбе от 8 апреля 1997 г. В 90-е гг. XX в. страны договорились о возвращении всех земель, арендованных в советский период. Ограничений для сотрудничества двух республик не было. Взаимодействие осуществлялось в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС. Подписание нового формата - ЕАЭС, не внесло особых изменений в двустороннее сотрудничество. Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз, подписав Договор о Евразийском экономическом союзе в г. Астане 29 мая 2014 г. [2]. В результате у Кыргызстана могли возникнуть торгово-экономические и другие проблемы из-за экономической блокады. Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза после того, как 12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [3]. Для того чтобы выявить качественные изменения двустороннего сотрудничества до ЕАЭС и в процессе его действия, которые укажут на основные проблемы, необходимо обратить внимание на историю и состояние партнерства в топливно-энергетическом комплексе, в связи с чем будут рассмотрены угольное, нефтегазовое и гидроэнергетическое направления сотрудничества. В первые годы независимости одним из важных направлений сотрудничества Кыргызстана и Казахстана был угольный сектор. В торговле углем между Кыргызстаном и Казахстаном в период с 1991 по 2011 г. особых противоречий не было. Казахстан, постепенно расширяя рынок экспорта и увеличивая объемы добычи, традиционно поставлял уголь в Кыргызстан в необходимых объемах. Более того, Казахстан оказывал Кыргызстану дополнительную гуманитарную помощь. Решением правительства Казахстана гуманитарная помощь включала поставки топлива на отопительный сезон 2010-2011 гг. в общем объеме 230,3 тыс. т угля. Для отправки в Кыргызстан было погружено 66,8 тыс. т угля, в том числе 9,2 тыс. т для жизнеобеспечения столицы страны - г. Бишкека [4]. Качество и цена казахстанского твердого топлива устраивали кыргызскую сторону до тех пор, пока в октябре 2011 г. не встал вопрос об угле с Куланского месторождения, поступившем на ТЭЦ Бишкека. Выявлен факт поступления в Кыргызстан радиоактивного угля из Казахстана. На бишкекскую ТЭЦ поступило 8 тыс. т угля из Казахстана, превышающего нормы радиоактивности в 2-8 раз [5]. Готовность к отопительному сезону в плановые сроки в Бишкеке была под большим сомнением. Кроме поставок на ТЭЦ Бишкека также казахстанский уголь покупает и частный сектор Кыргызстана, в связи с чем встал вопрос о применении отечественного угля для решения создавшейся проблемы. Следует отметить, что в последнее время Кыргызстан все больше отдает предпочтение отечественному углю Таш-Кумырского и Кавакского месторождений, несмотря на некоторые сложности с его доставкой. В осенне-зимний период 2016-2017 гг. на ТЭЦ Бишкека используют 450 тыс. т местного угля. На 2017-2018 гг. данный показатель достигнет 1,2 млн т [6]. По сравнению с годами до вступления в ЕАЭС, Кыргызстан импортировал из Казахстана, например в январе-ноябре 2012 г., 2,279 млн т каменного угля, брикетов и полученных из каменного угля окатышей, что на 40,9% больше, чем за аналогичный период 2011 г., в январе-ноябре 2012 г. Казахстан экспортировал в Кыргызстан руды и концентратов на 81,9 млн долл., что на 54,9% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Ежегодная потребность Кыргызстана в угле составляет 2,2-2,3 млн т, тогда как в 2011 г. добыто 800 тыс. т. Затем добыча выросла до 1 млн 142 тыс. т в 2012 г., в 2013 г. она составила более 1,4 млн т, а в 2014 г. -1,7 млн т [7]. Оставшуюся потребность в угле республика решала за счет импорта из Казахстана. В 2015 г. Казахстан поставил 900 тыс. т угля в Кыргызстан [8]. Заметно, что объемы импорта угля Кыргызстана в период до вступления в ЕАЭС и в процессе его действия рознятся в сторону снижения объемов закупок. Однако слаборазвитая угольная промышленность Кыргызстана, отдаленность угольных месторождений от промышленных объектов, низкое качество (относительно российского, украинского и казахстанского) -основные причины, по которым Кыргызстан вынужден закупать твердое топливо у соседа. Кыргызстан в основном импортирует казахстанский уголь, восполняя недостающую часть собственными ресурсами из центральных и южных областей республики (Кара-Кече, Сюлюкта, Кызыл-Кия и др.). Этот факт подтверждает важную роль Казахстана в Кыргызстане в топливном сотрудничестве. Практика закупок казахстанского угля на ТЭЦ крупных городов, хотя и в меньших объемах, в связи с переходом объектов на альтернативные источники энергии (газ, мазут, отечественный уголь), тем не менее, продолжается. Очень часто отопительный сезон в Кыргызстане бывает под угрозой срыва, если из Казахстана несвоевременно доставляется уголь. Тем не менее явной проблемы с поставками угля из Казахстана в Кыргызстан нет. Другой сектор, в котором осуществляется топливно-энергетическое сотрудничество республик, - нефтегазовый. После распада СССР Кыргызстан традиционно импортировал нефтепродукты из Казахстана. Казахстанский бензин поступал из нефтеперерабатывающего завода, который входит в четверку лидеров по объемам переработки нефти в Центральной Азии - «Шымкент-нефтеоргсинтез» (ШНОС), и особых проблем, на которых следовало бы сконцентрироваться, не было. Тем не менее в последнее время торговля нефтепродуктами между республиками снижена до максимального предела. В Казахстане принят закон о запрете на импорт ГСМ в Кыргызстан. Бензин не должен поступать на территорию Кыргызстана без уплаты НДС. Именно этот законодательный жест послужил началом возникновения проблемных зон двустороннего формата сотрудничества. Кыргызстан является членом ЕАЭС, но вопросы с поставками ГСМ в Кыргызстан из Казахстана не решаются в рамках Союза, хотя существует ст. 84 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [9]. Объясняется это тем, что, пока этот рынок не будет сформирован, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами - членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином. По всей видимости, издание такого закона связано с тем, что основная часть казахстанской нефти законтрактована и поставки в рамках договоренности с Россией и Китаем должны осуществляться без срывов. Тем более, что в сезон весенних и осенних полевых работ в Казахстане наблюдается значительный внутренний спрос на нефтепродукты. Действие этого закона влияет на двустороннее топливно-энергетическое сотрудничество двух республик. Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана летом 2014 г. пыталась доставить в республику около 500 вагонов ГСМ (примерно 30 тыс. т), но они были задержаны на кыргызско-казахской границе на станции «Луговая». Казахстан не пропускал груз (поставки из России), объясняя причину скопления вагонов с ГСМ выявлением финансовой полицией коррупционной схемы в поставках ГСМ в Кыргызстан. Официально казахстанские органы аргументировали, что основанием для задержания вагонов таможенным постом «Кулан» является несоответствие сведений о грузополучателях товаров, указанных в соответствующих графах деклараций на товары и товаросопроводительных накладных [10]. Казахстанская сторона объяснила причину скопления вагонов с ГСМ выявлением финансовой полицией коррупционной схемы поставок нефтепродуктов в Кыргызстан. Так, казахские нефтяные продукты оформлялись под видом российских с целью их завоза в КР без оплаты таможенных пошлин. Речь идет о том, что между российским заводом и кыргызстанскими получателями появилось лишнее звено - казахстанские фирмы-посредники. Речь идет о компаниях Asia Petrolium System, Orda Munai Trade, Petrolium Trade, «Дин Мар-кет», «Снабпромресурс» [10]. Позже официально казахстанские органы аргументировали задержание вагонов таможенным постом «Кулан» в связи с несоответствием сведений о грузополучателях товаров, указанных в соответствующих графах деклараций на товары и товаросопроводительных накладных. Была и другая причина, более веская -в Казахстане действует временный запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов. В итоге задержанные вагоны с топливом были пропущены, но до тех пор в Кыргызстане назревал дефицит и цены на ГСМ стремительно росли, что, конечно, отразилось мультипликативным эффектом на стране. Государственное антимонопольное агентство КР выступило с рядом предложений к правительству КР по решению ценовой политики по поставкам ГСМ. В частности, в правительство Кыргызской Республики внесено предложение на правительственном уровне рассмотреть вопросы заключения соглашений с Республикой Казахстан: по беспошлинным поставкам нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан; по установлению унифицированных железнодорожных тарифов при транзите нефтепродуктов через территорию Казахстана (что позволит снизить цену ввозимых ГСМ на $50-60 за 1 т) [11]. Кыргызская Республика является импортером нефтепродуктов и сырья для их производства, затрачивая на эти цели ежегодно 100-120 млн долл. США [12]. Однако предложение до сих пор не имеет практического продолжения. Между Кыргызстаном и Казахстаном возникали определенные трудности и в газовых вопросах. В 2012 г. долг Кыргызстана за потребленный казахстанский природный газ достиг 31,2 млн долл., в связи с чем АО «КазТрансГаз» выставило требование о погашении задолженности перед кыргызской стороной до 1 мая 2012 г. Казахстан предложил вариант возврата долга через цену реализации газа, т.е. повышение цены газа на величину, укладывая в нее составляющую возврата долга, обеспечивающую возврат долга в течение 57 лет. Долг составлял более 7,5 млн долл. плюс 12,5 млн долл., которые Казахстан вложил в совместное предприятие «КырКазГаз» [13]. Поставки газа в Кыргызстан до появления российской компании «Газпром» из Казахстана и Узбекистана занимали серьезную долю в экономическом сотрудничестве центральноазиатских государств. Кыргызстану было удобно обеспечивать север страны поставками из Казахстана, а юг, соответственно, - из Узбекистана. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС привело к тому, что российские поставки газа осуществляются без введения таможенных акцизов, что заметно влияет на ценовую политику внутри страны при реализации газового продукта. Таким образом, проблемы поставок из Казахстана и Узбекистана решены. Следующее направление сотрудничества двух республик - гидроэнергетическое партнерство. Основные проблемы - это водопользование. Кыргызстан использует воду Токтогульского водохранилища для выработки электроэнергии. В свою очередь, Казахстану нужна вода для сельскохозяйственных нужд. Основной сброс воды для выработки электричества Кыргызстан осуществляет зимой, а летом заполняет водохранилище, что непосредственно влияет на нехватку объемов воды для потребностей Казахстана. Кыргызстан неоднократно сокращал экспорт электроэнергии в Казахстан. Главной причиной сокращения поставок электроэнергии называют снижение объемов воды в Токтогульском водохранилище [14]. В отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном начинают возникать сложности, которые регулировались переговорными процессами. Зимой 2012 г. Казахстан поднял вопрос о выходе их единого энергетического кольца. Начиная с 2009 г. Казахстан высказывал намерение выйти из кольца [15]. Кыргызстан просил Казахстан не выходить из Объединенной энергосистемы Центральной Азии в осенне-зимний период 2012-2013 гг., пока не закончится строительство масштабной ЛЭП «Датка-Кемин». Если бы Казахстан не отказался от своего намерения, то 40% севера Кыргызстана оказалось бы без света. В первую очередь пострадали бы северные регионы Кыргызстана. Казахстан отнесся с пониманием и не вышел из кольца. Со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС серьезных изменений в секторе не произошло. Республики в традиционной форме осуществляли сотрудничество в двустороннем порядке, экспортируя и импортируя электроэнергию по мере необходимости. Вышеперечисленные проблемы сотрудничества Кыргызстана и Казахстана в топливно-энергетическом секторе могут быть решены. ЕАЭС выступает как многофункциональная площадка стратегического, долговременного характера. Первой стадией и формой был экономический союз, призванный обеспечить свободное перемещение товаров. В 2015 г. началось формирование единого энергетического рынка, а к 2025 г. предполагается формирование единого евразийского рынка углеводородов, что призвано стимулировать развитие евразийской экономики [16]. Создание единого рынка энергоресурсов в ЦА требует решения многих проблем экономического, юридического и технического характера. В целях решения проблем комплексного сбалансированного рационального использования богатейших водных ресурсов Кыргызской Республики необходимо постоянно поддерживать согласованный режим межгосударственного водо-распределения на основе взаимовыгодного сотрудничества центральноазиатских государств в рамках развивающегося в этом регионе рынка водных ресурсов. Принцип соседства - главный фактор, который определяет важную роль Казахстана в топливном вопросе Кыргызстана. Казахстанские поставки угля до сих пор актуальны. Только в случае успешного осуществления гидроэнергетических проектов Бишкек может снизить зависимость от казахстанского твердого топлива. Доступ к казахским нефтегазовым продуктам в рамках ЕАЭС по договоренности может существенно снизить монополию российских поставок, что в рыночных условиях может привести к конкуренции и снижению цен на нефтепродукты. Отношения Кыргызстана и Казахстана практически не подверглись кардинальным изменениям, они стабильны. Казахстан является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана. Для того чтобы у Кыргызстана была возможность осуществлять прагматичное сотрудничество, необходима стабильная внутриполитическая ситуация, которая отнимает много времени и ресурсов, отвлекая от выстраивания и осуществления проектов внешней политики. В целом Кыргызстану необходимо готовиться выстраивать отношения с соседним государством, формируя соответствующие двусторонние структуры как новые элементы двусторонней и региональной интеграции. К направлениям будущей деятельности Кыргызстана можно добавить сохраняющую свою актуальность подзабытую идею Казахстана о создании центральноазиатского союза. Говорить о том, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС произошли существенные сдвиги в топливно-энергетическом сотрудничестве с Казахстаном, не приходится. Тем не менее следует отметить, что ЕАЭС выступает юридической платформой, которая может способствовать реанимации сотрудничества республик в топливно-энергетическом секторе в случае болезненных изменений. ЕАЭС - это формат, который позволяет сохранять и применять на практике сложившуюся традиционную логистику сотрудничества Казахстана и Кыргызстана, которая с каждым годом изменялась не в пользу интеграции в связи с постоянными переменами в международных отношениях с учетом национальных интересов.

Ключевые слова

gas, Hydropower engineering, oil, coal, Fuel and energy complex, Kazakhstan, Kyrgyzstan, ЕЛЕН, гидроэнергетика, газ, нефть, уголь, топливно-энергетический комплекс, Казахстан, Кыргызстан, ЕАЭС

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бейсебаев Рахат СансызбаевичБишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаевакандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношенийbeisebaev.ra@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бирюков С., Барсуков А., Березняков Д., Козлов С. Проблемы и перспективы расширения ЕАЭС. URL: http://svom.info/entry/676-problemy-i-perspektivy-rasshireniya-eaes, свободный (дата обращения: 27.07.2017).
Баялы С. Кто теперь выйдет из единого энергокольца Центральной Азии? URL: http://www.gezitter.org/economics/1640, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
Кыргызстан сократит экспорт электроэнергии в Казахстан. URL: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstan-sokratit-eksport-elektroenergii-v-kazahstan-231493, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
Клеменкова К. Цены на казахстанский газ: самые высокие - для Кыргызстана, самые низкие - для Швейцарии. URL: http://365info.kz/2014/07/ceny-na-gaz-strannaya-cenovaya-politika-ili-kommercheskaya-tajna-vsej-strany, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. Программа развития нефтегазовой отрасли Кыргызской Республики до 2010 года. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/53023, свободный (дата обращения: 01.12.2016).
Почему Кыргызстан не покупает казахстанскую нефть и как российский бензин подрывает валютные запасы страны. URL: http://kyrtag.kg/standpoint/pochemu-kyrgyzstan-ne-pokupaet-kazakhstanskuyu-neft-i-kak-rossiyskiy-benzin-podryvaet-valyutnye-zap2a, свободный (дата обращения: 20.09.2016).
Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
За поставку ГСМ в Кыргызстан вступили политические тяжеловесы. URL: http://www.vb.kg/doc/282062_za_postavky_gsm_v_kyrgyzstan_ vstypili_politicheskie, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
Джумашева А. Премьера Казахстана попросили проконтролировать поставку угля в Кыргызстан. URL: http://www.vb.kg/doc/320249_ premera_kazahstana, свободный (дата обращения: 27.07.2017).
Костенко Ю. Покупка угля: неприкрытое лобби. URL: https://24.kg/ekonomika/34981_pokupka_uglya_nepri, свободный (дата обращения: 27.07.2017).
Кыргызское телеграфное агентство КирТАГ. Кыргызстан увеличил импорт казахстанского угля на 40,9% за 11 мес. 2012 года. URL: http://kyrtag.kg/news/kyrgyzstan_uvelichil_import_kazakhstanskogo_uglya, свободный (дата обращения: 23.06.2017).
В Кыргызстане разгорелся скандал из-за радиоактивного угля из Казахстана. URL: https://tengrinews.kz/sng/kyirgyizstane-razgorelsya-skandaliz-za-radioaktivnogo-uglya-200069, свободный (дата обращения: 26.07.2017).
Международное информационное агентство Kazinform. Казахстан направляет дополнительную гуманитарную помощь Кыргызстану. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2312896, свободный (дата обращения: 23.09.2016).
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (с изменениями на
апреля 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/420246571, свободный (дата обращения: 25.07.2017).
Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1, свободный (дата обращения: 26.07.2017).
Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк. СПб., 2008. С. 320.
 Проблемы топливно-энергетического сотрудничества Кыргызстана и Казахстана на евразийском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 50. DOI: 10.17223/19988613/50/7

Проблемы топливно-энергетического сотрудничества Кыргызстана и Казахстана на евразийском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 50. DOI: 10.17223/19988613/50/7