Особенности государственного управления экономикой Бурятии в 1950-1960-е гг.
Представлены вопросы государственного управления экономикой Бурятии во второй половине 1950-1960-х гг. Отражены различные аспекты территориального развития автономной республики с учетом кардинальных изменений структуры и форм работы органов власти и управления различных уровней. Преодолевая проблемы, используя возможности новых хозяйственных структур Восточно-Сибирский и Бурятский советы народного хозяйства добились существенных результатов в развитии производительных сил в регионе. Созданы десятки новых предприятий в промышленности и строительстве с учетом территориальной кооперации и интеграции. Но постепенно проявились и негативные стороны хозяйственной реформы.
Features of state administration by the economy of Buryatia in 1950-1960.pdf Сформировавшееся положение страны на международной арене во второй половине 1950-х гг. выявило целесообразность внесения изменений в экономическую, региональную политику. Кардинальное возрастание доли народного хозяйства для реального осуществления геополитических целей и приоритетов государства требовало изменения подходов к региональному развитию. Экономика Бурятии была представлена девятью отраслями, состоящими из нескольких отдельных подотраслей. К этому времени валовый выпуск продукции отраслей тяжелой промышленности возрастал быстрее, чем в иных отраслях. Продукция группы «А» уже составляла 62% общих объемов продукции промышленности региона, несмотря на то, что имелись условия для роста промышленности группы «Б» [1. Л. 23]. Устойчивый рост в данный период получили машиностроение и металлообработки, электроэнергетика, угольная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стекольная, легкая и пищевая промышленность, а также производство стройматериалов. Большинство предприятий находилось в союзном и республиканском подчинении и всего 10% - в ведении Совета министров Бурятии. Поэтому крупные предприятия в основном выпускали продукцию союзно-республиканских ведомств. Новые перспективы открывались перед народным хозяйством автономной республики, богатой природными ресурсами. Это уголь, железная и марганцевая руды, редкие и цветные металлы, бокситы, асбест, слюда, минералы, лес, запасы водной энергии [2. Л. 222]. Новый этап в изменении форм государственного управления экономическим развитием страны и регионов начинается с 1957 г. К этому времени действовало 37 союзных и союзно-республиканских министерств в сфере промышленности и строительства. Сформировавшаяся структура управления промышленностью позволила создать решающие отрасли индустрии, подготовить кадры. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строительных объектов - 100 тыс. Руководство таким количеством предприятий из центра усложнилось. Произошла невиданная сверхцентрализация управления производством [3. Л. 1]. Кроме того, отраслевые барьеры препятствовали специализации и кооперированию предприятий, ограничивали реализацию местной инициативы. Постепенно формировалось мнение о том, что изменить ситуацию можно иной системой управления, не отраслевой, а территориальной. В соответствии с решениями февральского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС в стране проходило всенародное обсуждение мероприятий по проведению реформирования управления ключевыми отраслями экономики. В Бурятии на предприятиях и строительных организациях, в учреждениях, сельскохозяйственных предприятиях, образовательных учреждениях было проведено 2 257 собраний. В них приняли участие более 110 тыс. человек, 10 705 из них выступили с предложениями и замечаниями [4. Л. 5]. Многие опубликовали свои предложения в республиканских газетах. Эти вопросы обсуждались также на V пленуме Бурятского областного комитета партии в апреле того же года [4. Л. 6]. 10 мая 1957 г. был принят Закон Союза ССР «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» [5], в котором признавалось необходимым образование в экономических административных районах страны советов народного хозяйства (далее - совнархозы). Происходил переход от отраслевых промышленных министерств к территориальной системе управления. В стране было образовано 105 экономических районов, из них 70 в РСФСР. Бурят-Монгольский совнархоз вошел в Восточно-Сибирский совнархоз (председатель М. Н. Маркелов) Восточно-Сибирского экономического административного района, в состав которого были включены также Иркутский, Красноярский и Читинский совнархозы. Вместе с тем было упразднено 25 общесоюзных, союзно-федеративных промышленных министерств [6. С. 241]. В Бурятии в этом процессе также сократился управленческий аппарат из-за упразднения нескольких республиканских министерств и ведомств. Так, в Бурят-Монгольский совнархоз (с 1958 г. - Бурятский совнархоз) было отнесено 109 из 229 крупных предприятий республики, его председателем был утвержден директор Улан-Удэнского авиационного завода А.В. Давыдов, первым заместителем стал министр местной промышленности Бурятии Н.Б. Пивоваров, заместителем - Г.П. Ерченков [3. Л. 56]. Руководители и члены совета народного хозяйства входили в состав его коллегии, состоящей из семи человек. В 1960 г. в нее вошли также руководители крупнейших предприятий и строительных организаций. В ведение совнархоза от упраздненных министерств были переведены промышленные предприятия общегосударственного значения, тресты, строительные подразделения и другие производственные организации и подведомственные учреждения. Объем их валовой продукции в 1957 г. составлял 2 млрд руб., или 87% всего выпуска валовой продукции индустрии региона [4. Л. 20]. Вместе с тем в подчинение местных Советов определено было 90 предприятий регионального значения: местной и значительная часть пищевой промышленности, строительных материалов, топливной промышленности [Там же. Л. 21]. Новый государственный орган управления координировал с Советом министров Бурятской АССР работу по комплексному развитию хозяйства, использованию сырьевой и энергетической базы, осуществлению кооперированных поставок, а также организовывал другие необходимые связи между предприятиями совнархоза и предприятиями союзного, республиканского и местного значения [7]. Структура совнархоза определялась спецификой региона, но организационные подходы оставались едины. В нем имелись отраслевые и функциональные управления и отделы, которые занимались вопросами координации, планирования, контроля исполнения. Бурятский совнархоз имел следующие отраслевые управления: 1. Управление металлообработки и машиностроения. 2. Управление строительства. 3. Управление снабжения и сбыта. 4. Управление лесной и деревообрабатывающей промышленности. 5. Управление горнорудной промышленности. 6. Управление легкой и пищевой промышленности. 7. Энергоуправление. 8. Управление рабочего снабжения. 9. Управление по развитию транспорта. 10. Проектная организация «Промпроект» [3. Л. 9]. Вместе с тем центральный аппарат совнархоза имел функциональные отделы. Это производственно-технический, планово-экономический, капитального строительства, финансовый, труда и зарплаты, кадров, а также бухгалтерию [Там же. Л. 23]. При отделах создавались технические советы, секции по отраслям [Там же. Л. 29], бюро технической информации [Там же. Л. 37]. На 1958 г. установленная совнархозом численность административно-управленческого персонала по подведомственным учреждениям и организациям составляла 1 136 единиц, а служащих и инженерно-технических работников по предприятиям - 5 335 единиц [3. Л. 72]. Документы по штатному расписанию показывают постепенное увеличение численности управленческого аппарата совнархоза, в том числе его центрального аппарата. Становление кадрового состава аппарата совнархоза, а также его многих предприятий и учреждений происходило поэтапно. В начальный период была заметна доля работников упраздненных министерств и ведомств, отправленных в регион из столицы страны, и пополнение рядов специалистов, в том числе из вузов Иркутска, Новосибирска, Москвы. Тем не менее наблюдался невысокий образовательный уровень специалистов, работало значительное количество практиков. В дальнейшем усилия совнархоза по комплектованию квалифицированными кадрами были сосредоточены на создание республиканской системы подготовки специалистов различных профилей. В сложившейся ситуации действовали специальные курсы повышения квалификации непосредственно на предприятиях и направлению на учебу с отрывом от производства, а также принимались меры с целью открытия технического вуза в столице Бурятии. Новый хозяйственный орган при необходимых согласованиях с Советом министров Бурятской АССР решал все основные вопросы: планово-экономические, материально-технического снабжения, вопросы внедрения нового оборудования, достижений науки и техники, капитальных вложений из государственного и республиканского бюджета, утверждение финансовых планов совнархоза, план по труду и себестоимости, план валовой и товарной продукции. Свою деятельность Бурятский совнархоз осуществлял в соответствии с постановлениями, распоряжениями Совета министров РСФСР и Совета министров СССР [Там же. Л. 28], нормативными документами Госплана РСФСР, Восточно-Сибирского совнархоза. Планирование работы на календарный год и месячный период осуществлялось посредством утверждения на заседаниях этих планов работы. Основными нормативными документами совнархоза были принимавшиеся постановления и распоряжения, являвшимися обязательными для нижестоящих организаций. Все научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и экспериментальные подразделения были переподчинены совнархозам. Содержание и направленность управления научно-техническим прогрессом основательно были преобразованы. Совнархозы сами стали координаторами и исполнителями научно-технической политики. Следует отметить, что членами технико-экономического совета новой структуры являлись первый секретарь обкома партии, а также руководители его отделов, ученые, специалисты различных направлений, передовики производства, представители советских и общественных организаций. Он обсуждал и принимал рекомендации, решения по наиболее значимым экономико-управленческим проблемам и координировал усилия по их реализации. В соответствии с Положением о совнархозах в их составе были образованы также научно-технические комитеты на правах совещательного органа, в которые входили научные и инженерно-технические работники, специалисты, передовики производства, также руководители функциональных управлений. На них возлагались обязанности обсуждения и выработки предложений по ключевым вопросам развития промышленности, науки и техники, прогрессивной технологии и организации производственных процессов, воплощения их на предприятиях и строительных объектах конкретного экономического района. В своей работе Бурятский совнархоз поддерживал деятельность отраслевых научно-технических обществ, создание центра научно-технической информации, технических библиотек. Результатом этой политики явилась возраставшая творческая и политическая активность рабочих и инженерно-технических работников промышленности, находившая конкретное выражение в широком развитии рационализаторства и изобретательства, подъеме массового технического творчества. В 1963 г. насчитывалось около 7 тыс. рационализаторов и изобретателей. За первые пять лет семилетки их численность, а также количество внесенных ими предложений и экономический эффект от их внедрения увеличились вдвое [8. С. 518]. Подразделения совнархоза также контролировали и координировали работу подведомственных учебных заведений по подготовке кадров, утверждали фонды заработной платы для предприятий, учебных заведений, учреждений культуры и здравоохранения. В шестой пятилетке и семилетке было намечено выполнение значительного объема работ по механизации и автоматизации производственных процессов, уменьшение ручного труда. В Бурятском совнархозе это движение осуществлялось по двум направлениям: посредством технического перевооружения существующих производственных объектов и возведения новых современных мощностей. Уровень ручного труда на промышленных предприятиях был высок. Так, в 1960 г. ручным трудом было охвачено 39,4% рабочих [9. С. 33]. В угольных шахтах республики углепогрузочные машины применялись лишь на 43,9%. Более 60% рабочих в строительстве выполняли вручную трудоемкие погрузочно-разгрузочные и земляные работы, а также транспортные операции, в то время как в большинстве строительных организаций машины и механизмы работали в одну смену, часто простаивали и длительное время находились в ремонте [4. Л. 18]. На предприятиях совнархоза в 1960 г. имелось неустановленного оборудования на сумму более 60 млн руб. [10. С. 41]. Объяснением этого являлось отсутствие у директоров предприятий мотивации к модернизации производства. Основным критерием являлся факт выполнения плановых заданий. Совнархозы, регулярно утверждавшие показатели внедрения нового оборудования и технического перевооружения, применяли в основном административные методы. Более половины современной техники было введено в эксплуатацию в первый период работы совнархозов. В последующие годы из-за этих и других причин данным вопросам не уделялось должного внимания, объемы модернизации значительно снизились. Вместе с тем ускоренное развитие отдельных местных отраслей в определенной степени затрудняло координацию и эффективное функционирование ряда основных секторов экономики. В сфере управления промышленностью основное внимание было перенесено на места, ближе к производству. Увеличились права нового органа управления в вопросах координации и планирования, материально-технического снабжения, финансирования. В территориальном размещении промышленного производства, представлявшегося совнархозу одним из ключевых факторов экономического развития, в разных местах республики появились индустриальные зоны [11. С. 32]. Проводилась реконструкция Парово-зовагоноремонтного, Селедумского мотороремонтного, Стекольного, Судостроительного заводов и других предприятий. Наряду с основными отраслями происходит динамичное развитие легкой и пищевой промышленности. В городе Улан-Удэ началось строительство кожевенно-обувного комбината, шерстомоечной, швейной и кондитерской фабрик, хлебозаводов, ово-щеконсервного, маслодельного, сыроваренного заводов, фабрики макаронных изделий, прядильно-трикотажной фабрики в г. Кяхте [4. Л. 28]. Почти две трети товарной продукции вырабатывали в г. Улан-Удэ, при этом его доля постепенно возрастала. Кроме столичного города и нескольких других населенных пунктов преимущественными территориями размещения производительных сил являлась нижняя часть бассейна реки Уды, где было создано два промышленных района - Заиграевский и Прибайкальский. Расположение заводов и фабрик в крупных промышленных узлах способствовало последующей специализации производства, раскрытия потенциальных возможностей кадров и трудовых ресурсов, установления технологических и хозяйственных связей между отдельными предприятиями, увеличения производительности труда, эффективного развития городского хозяйства [2. С. 223]. Одновременно это обостряло ряд социальных и экономических проблем, прежде всего в г. Улан-Удэ. Территориальная организация промышленного развития содержала опасность экономической и социальной напряженности, что в условиях многонациональной республики имело еще и этнические аспекты. В целях наилучшего использования передового опыта руководящих и инженерно-технических работников и новаторов производства Бурятский совнархоз, его предприятия, организации и учреждения ежегодно созывали совещания актива, на которых заслушивались и обсуждались доклады о важнейших партийно-правительственных решениях, главных вопросах производственно-хозяйственной деятельности [12. С. 7879]. Председатель совнархоза А.В. Давыдов на годовом активе 10 марта 1959 г. наряду с производственными проблемами подчеркивал, что «выполнение годовых планов немыслимо без широкого развертывания социалистического соревнования среди коллективов предприятий и строек. Десятки тысяч рабочих приняли обязательства работать по методу Николая Мамая. Задача состоит в том, чтобы всемерно поддерживать это ценное начинание, шире развернуть соревнование за перевыполнение плана каждым предприятием, стройкой, участком, бригадой и отдельными рабочими, оказывать всемерную помощь соревнующимся в выполнении принятых ими обязательств» [3. Л. 42]. Повышение уровня индустриального развития в начале 1960-х гг. создало условия для укрепления хозяйственных связей Бурятского совнархоза с другими областями и территориями. За пределы республики направлялась почти 100% изделий машиностроения и металлообработки, обрабатываемой древесины. Из территорий Восточной Сибири предприятия региона принимали 70% шифера, четвертую часть обогащенного черного металла, кожсырья, тканей, пластмассы. В 1960 г. удельный объем производства Бурятской АССР в экономике Восточной Сибири несколько возрос. В декабре 1960 г. произошла смена руководителей республики. Постановлением Верховного Совета Бурятской АССР освобожден от обязанностей Председателя Совета министров В. Р. Филиппов в связи с утверждением первым секретарем обкома партии. А. У. Хахалов был избран Председателем Президиума Верховного Совета республики. Председателем Совета министров стал А.У. Модогоев [8. С. 506-508], который в июне 1962 г. был избран первым секретарем обкома партии. В этот период произошли изменения, касающиеся учебных заведений республики и характеризующие внимание региональных органов власти к вопросам образования. В 1960 г. приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР Бурятский зооветеринарный институт реорганизован в Бурятский сельскохозяйственный институт, Правительство Союза ССР приняло постановление о создании Восточно-Сибирского государственного библиотечного института. В 1961 г. Совет министров Бурятии принял постановление об открытии Улан-Удэнского электротехникума связи и хореографического училища. В 1962 г. союзными органами государственной власти было принято постановление об организации Восточно-Сибирского технологического института в столице республики [13. С. 79]. Закреплению позитивных экономических процессов в рамках совнархоза во многом не позволял недостаток электрической энергии. Партийные, исполнительные органы региона приложили целенаправленные усилия по преодолению серьезного отставания. В 1959 г. годовое потребление электроэнергии составляло 445 млн кВт, из которых 65% приходилось на потребности промышленности. Для наращивания энергомощностей были предприняты существенные меры. В 1963 г. ВосточноСибирский совнархоз после всестороннего анализа принял решение о развитии энергетики в Бурятии. В начале 1960-х гг. в Баргузинском районе была сооружена и сдана в эксплуатацию автоматизированная сельская электростанция, были установлены опоры для линий электропередач из государственных энергосистем во многих направлениях, постоянно велась подготовка кадров соответствующих профилей. В конце пятилетки было закончено строительство высоковольтных линий электропередач из соседних регионов. В 1964 г. была сооружена двухцепная ЛЭП Иркутск -Улан-Удэ, позволившая войти Бурятской энергосистеме в объединенную энергетическую систему Сибири. Названная ЛЭП связала Улан-Удэ с Гусиноозерском и Кяхтой, что создало бесперебойное энергоснабжение южных районов Бурятии. При этом следует отметить, что энергомощность республики в 1965 г. составляла 712 млн кВт [1. С. 27] и превзошла уровень 1923 г. в 2 365 раз. Ноябрьский (1962 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопросы об организационной перестройке руководства партии народным хозяйством, положив в его основу так называемый производственный принцип [8. С. 509]. Также были определены основные задачи государства в рассматриваемый период: организация создания материально-технической базы коммунизма; преобразование социалистических отношений в коммунистические; контроль за мерой труда и потребления; подъем благосостояния трудящихся; развитие братского сотрудничества с социалистическими странами, борьба за мир. Существенно изменяются и функции социалистического государства в этот период. Функция хозяйственно-организаторская (т.е. организация общественного производства, руководство экономикой, хозяйством) чрезвычайно усиливается и возрастает в этот период и по объему и содержанию, направлена на обеспечение непрерывного роста производительности труда, подъема благосостояния народа. В этой работе государство начало более широко опираться на профсоюзы и другие общественные организации рабочих и служащих. В соответствии с решением Правительства РСФСР от 26 декабря 1962 г. состоялась передача предприятий и учреждений упраздненного Бурятского совнархоза укрупненному Восточно-Сибирскому совнархозу. Бурятский совет народного хозяйства прекратил свою деятельность. Руководителем нового ведомства остался М. Н. Маркелов, одним из его заместителей был назначен Н. Б. Пивоваров. Частые преобразования, структурные изменения и связанная с ними смена кадров имели как позитивные, так и негативные стороны, неоднозначно сказывались на деятельности партийных, советских и хозяйственных органов. Тем не менее и в таких условиях партийные организации, трудовые коллективы работали с должной настойчивостью, возглавляли творческую активность масс и направляли ее на достижение неуклонного подъема экономики и культуры. В 1960-е гг. принимались крупные решения о перспективах развития и размещения промышленности. Эти вопросы решал Бурятский обком партии в тесном контакте с Восточно-Сибирским совнархозом. В 1963 г. они обсудили схему развития и размещения производительных сил Бурятской АССР до 1970 г., в мае 1965 г. -перспективы освоения высокогорных районов республики, а в ноябре того же года - основные направления генеральной схемы комплексного использования природных ресурсов озера Байкал и его бассейна [14. Л. 5, 30-31]. При этом следует отметить, что органы власти Бурятии в пятидесятые годы не могли активно заняться этими важными вопросами из-за недостаточной геологической изученности территории. В конце 1950-х гг. природопользование бассейна оз. Байкал вызывало тревогу. Реки и их притоки, находящиеся на территории республики и представляющие места размножения промысловых рыб, подверглись негативному влиянию лесосплава и укрупняющейся промышленности. На берегах рек, в том числе на склонах гор вдоль побережья, велась интенсивная рубка леса [14. Л. 96]. Бурятский и Иркутский совнархозы принимали несколько природоохранных решений, но они являлись частными и недостаточно выполнялись. В 1958-1959 гг. на союзном и республиканском уровнях предпринимались усилия по всестороннему изучению данной проблемы и подготовке к принятию необходимых мер. Были созданы и действовали рабочая, а затем правительственная комиссии по байкальской проблеме с привлечением соответствующих научных учреждений, видных ученых. Инициативу проявляла и общественность смежных регионов с активным участием средств массовой информации. Бурятский совнархоз наряду с природоохранными мероприятиями предлагал не только расширить зону улова рыбы на Байкале, но и создать в предприятия по ее искусственному разведению, хотя отдел рыбной промышленности Госплана РСФСР не поддерживал эту инициативу. Тем не менее названный вопрос был положительно решен. В 1961-1963 гг. предусмотрели строительство рыбоводных заводов общей мощностью 3 млрд икринок в год. Много иных мероприятий регионального и межрегионального уровня было намечено в принятом 9 мая 1960 г. Постановлении Совета министров РСФСР «Об охране и использовании природных богатств озера Байкал». В целом же активность совнархозов при разработке таких важных постановлений была менее заметной в сравнении с работой местных советских органов [15. С. 43]. Это отличие во многом объяснялось их статусом. При этом совнархозы во многом являлись органами государственно-хозяйственного центра на местах. Кроме этого они больше и оперативнее получали сведения о планах центральных органов власти по решению вопросов конкретных территорий. Экономический потенциал республики возрастал в основном благодаря строительству и вводу в эксплуатацию новых предприятий, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей. Хотя перевод в 1962 г. совнархоза в Иркутск, а затем создание там Главвостоксибстроя Министерства промышленного строительства РСФСР в известной степени затормозили развитие надежной базы стройиндустрии в регионе [16. С. 157]. В 1965 г. в Бурятии выпускали продукцию более 300 предприятий 25 отраслей с общим объемом валовой продукции 2,9 млрд руб. в год [17. С. 4]. В региональной экономике трудились более 240 тыс. рабочих и служащих, в том числе 28 тыс. дипломированных специалистов [Там же. С. 5]. Посредством освоения капитальных вложений основные фонды промышленности Бурятского совнархоза возросли за семилетку (1959-1965) в 2,1 раза, тогда как по стране лишь в 2 раза. Благодаря этому объемы валовой продукции возросли в несколько раз, а выпуск, например, шифера возрос с 1959 по 1965 г. в 9,9 раза, сборных железобетонных конструкций - в 5 раз, мебели в 3,7 раза [1. С. 31]. Ускоренными темпами на этом этапе развивались машиностроение, металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, было возведено 46 предприятий. Это фабрика первичной обработки шерсти, Усть-Баргузинский мясокомбинат, хлебозавод в г. Улан-Удэ, карьер «Татарский ключ» и др. Введена в строй вторая очередь одного из крупнейших на востоке страны механизированного стекольного завода, началось освоение Холбольджинского угольного разреза. Значительно увеличилась география лесозаготовок посредством появления новых леспромхозов комбината «Забайкаллес» и других предприятий. В сравнительно небольшие сроки была проведена реконструкция старых ремонтных предприятий. На их базе образованы более крупные и современные предприятия «Электромашина», «Теплопри-бор». Была сдана в эксплуатацию первая очередь приборостроительного завода Министерства авиационной промышленности страны - очередного крупного предприятия оборонного комплекса. В регионе были созданы новые отрасли индустрии, характеризующие технический прогресс, - приборостроение и электротехническое машиностроение. Эти заводы уже в 1961 г. выпускали соответствующей продукции на сумму более 5 млн руб. На данных производствах увеличивался выпуск востребованных во многих странах электродвигателей и оборудования для кабельной промышленности, средств автоматизации и приборов теплового контроля. В начале 1960-х гг. на базе родственных предприятий одной отрасли на добровольной основе стали появляться производственные объединения. Их формирование и развитие показывали определенный прогресс в действующей территориальной системе управления. Структурные сдвиги появились не только на управленческих уровнях, но и в хозяйственных звеньях. Процедуры административного характера в какой-то мере уравновешивались устойчивыми формами эффективной производственно-хозяйственной кооперации. Система совнархозов в значительной мере способствовала возникновению производственно-хозяйственных комплексов [11. С. 32]. В новых условиях укрепилась роль Советов различных уровней. Для более эффективного руководства экономикой в исполкомах организовали отделы промышленности и коммунального хозяйства. В обязанности местных Советов вошли организация планирования, распределения продукции. Они начали заниматься вопросами материально-технического снабжения и распределения выпускаемых товаров и продуктов кооперативной промышленности. При этом общим руководством артелями занимался региональный промсовет. Период деятельности совнархозов примерно совпадал со сроками семилетки, во время которой в народное хозяйство Бурятии были направлены очень значительные финансовые вложения, составившие 730 млн руб., что определялось общегосударственной политикой. Основной задачей при этом было стремление к последующему выравниванию степени развития регионов [18]. Первостепенное внимание отводилось отстающим районам, которых нужно было ускоренно выводить на более высокий уровень. Развитие территории Бурятии как самой восточной автономной республики в стране и расположенной на рубеже Азиатско-Тихоокеанского региона имело также геополитический, стратегический характер с учетом международной обстановки. В республике постепенно создаются предприятия оборонного комплекса страны. Деятельность совнархозов первые годы полностью оправдала себя. Однако в последующие четыре года темпы роста стабилизировались и постепенно стали проявляться недостатки этой системы [6. С. 243]. В результате изучения документов Бурятского совнархоза, в частности народнохозяйственных планов, годовых отчетов выполнения планов по всем направлениям предприятий и учреждений и других материалов, находим обоснование происходившим ускорению процессов воспроизводства, повышению технико-экономических показателей промышленности, углублению специализации и кооперирования, улучшению экономических показателей капитального строительства. Вырос национальный доход экономики страны, его ежегодное увеличение за 1958-1965 гг. достигло в среднем около 8% [6. С. 242]. А промышленность Бурятии за восемь лет увеличила объемы производства более чем в полтора раза. Следует отметить, что мнения зарубежных исследователей разделились в отношении итогов работы совнархозов в СССР. Французский писатель Н. Верт считал, что реформа управления была проявлением волюнтаризма Н.С. Хрущева [19. С. 338]. Историки-эмигранты М.Я. Геллер и А.М. Некрич также отмечали, что реформа не могла быть успешной из-за ошибочности направлений развития, реализуемых в Советском Союзе [20]. Итальянский историк Дж. Боффа [21] рассматривал реформирование как попытку советского руководства дать новый импульс экономическому развитию страны и решению социальных проблем на основе децентрализации управления экономикой и повышения роли регионов. Таким образом, совнархозы осуществили качественный прорыв, освежающий импульс в развитии производительных сил. Произошли институциональные изменения в макроэкономике и региональной политике. Территориальные методы управления имели несомненные достоинства. В инфраструктурном отношении решено немало вопросов, которые необходимо было урегулировать на определенном этапе экономического развития Бурятии как многонационального региона. Были созданы возможности по расширению и углублению местного хозяйственного потенциала и активности, проявлению межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах определенной территории. Одновременно существенно ограничивались развитие отраслевой специализации, а также интеграция и рациональные экономические связи между предприятиями, находящимися в разных экономических районах. Это отдаляло научные результаты от производства, создавало многоступенчатую систему руководства отраслями, потерю оперативности в работе. Но суть административно-командной системы была такова, что невозможно было обеспечить полноценного сочетания отраслевого и территориального принципов управления. Оно проявило чувствительный рецидив бюрократизма с его последствиями. Совнархозы убедительно проявили себя в качестве лишнего звена в управлении. Проявлялись также и геополитические проблемы с учетом того, что народное хозяйство страны своевременно не было интегрировано в мировую экономику.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 201
Ключевые слова
Советы народного хозяйства, территориальное экономическое развитие, отрасли промышленности, предприятия, Advices of national economy, territorial economic development, industries of industry, enterpriseАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Протасов Евгений Тарасович | Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова | кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления |
Ссылки
Народное хозяйство Бурятской АССР. Статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. 143 с.
История Бурятии : в 3 т. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. 3 : XX-XXI вв. 461 с.
Государственный архив Республики Бурятия (далее ГАРБ). Ф. Р-900. Оп. 1. Д. 1.
ГАРБ. Ф. 1. Оп. 197. Д. 94.
Закон СССР «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». М., 1957. 97 с.
Коржихина Т.П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917-1972. М. : Изд-во РГГУ, 1974. 308 с.
Положение о советах народного хозяйства экономических административных районов: Постановление Совета Министров СССР от 26 сен тября 1957 г. № 1150 // Собрание постановлений правительства СССР 1957 г. № 12.
Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970. 612 с.
Бурятская АССР в цифрах (1923-1973). Юбилейный статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1973. 197 с.
Народное хозяйство Бурятской АССР. Статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1971. 256 с.
Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР. М. : Наука, 1990. 288 с.
Республика моя Бурятия. Краткая хрестоматия по истории Бурятии. 1946-1997 гг. Улан-Удэ : Изд-во ОАО «Республиканская типография», 1998. 334 с.
Рабочий класс Бурятии (1917-1982). Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 224 с.
ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7289.
Мерцалов В.И. Реформирование управления промышленностью и строительством в 1957-1964 гг. (на материалах Восточной Сибири) : автореф. дис.. д-ра ист. наук. Иркутск, 2001. 48 с.
Модогоев А. У. Годы и люди. 2-е изд., доп. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. 221 с.
Бурятия от съезда к съезду. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. 117 с.
Правда Бурятии. 1986. 18 янв.
Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М. : Прогресс, 1992. 480 с.
Геллер М. Я., Некрич А. М. Утопия у власти : в 4 т. М. : Изд-во «МИК», 1995. Т. 3.
Боффа Дж. История Советского Союза : в 2 т. М. : Междунар. отношения, 1994. Т. 2.
Особенности государственного управления экономикой Бурятии в 1950-1960-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. DOI: 10.17223/19988613/51/10
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 6084
Вы можете добавить статью