Периодизация национальной политики КНР (1949 г. - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. DOI: 10.17223/19988613/51/11

Периодизация национальной политики КНР (1949 г. - начало ХХI в.)

За долгую историю Китай переживал гражданские войны, вторжения иноплеменников и другие исторические катаклизмы. Историческое развитие, расширение Китая привели к тому, что китайское население и государство издревле сталкивались с представителями других народов. Китай выработал систему отношений между ханьским и неханьским населением. Отношения эти менялись. Национальная политика КНР за период от образования страны до наших дней также не избежала изменений. В статье описываются национальная политика КНР и её периодизация, даётся краткая характеристика периодов и приводятся различные их оценки.

National policy of the People's Republic of China and its periodization.pdf За долгую историю Китай переживал гражданские войны, экспансию, вторжения иноплеменников, периоды взлётов и падений. Это привело к тому, что уже с глубокой древности Китай является многонациональным государством. Несмотря на то что 55 официально признанных правительством КНР на сегодня малочисленных народностей составляют вместе всего около 8% населения страны, в количественном выражении это более 100 млн человек. Кроме этого, представители национальных меньшинств проживают на 64% площади КНР, включая пограничные территории (например, автономные районы Синьцзян, Внутренняя Монголия, Тибет, провинция Юньнань). Кроме того, что эти районы имеют важное политическое и военное значение, они богаты полезными ископаемыми. Разумеется, в Китае издревле существовали традиции, обычаи и законы, которые регулировали отношения ханьского и неханьского населения страны. На сегодняшний день основными документами, регулирующими национальную политику в КНР, являются: Конституция КНР от 4.12.1982 г. - Zhonghua Renmin Gonghe Guo 1982 Xianfa), Закон КНР о самоуправлении на национальных территориях, (йЙЕЙЙ/иЖ - Minzu Quyu Zizhi Fa). Как отмечают исследователи, можно выделить несколько этапов развития национальной политики в Китае в ХХ в. в соответствии с историческими изменениями. Первый этап - до образования КНР. Как отмечает тайваньский исследователь У Бого, первый этап политики Коммунистической партии Китая в вопросе национального определения характеризовался поощрением и развитием национальной автономии. Ещё до образования КНР, в 1947 г. была создана автономия монголов на уровне провинции - Автономный Район Внутренняя Монголия (АРВМ). Второй этап (1949-1959 гг.) - этап организации национального строительства, создания национальных автономных областей. В 1952 г. был принят «План по осуществлению автономии в национальных областях». Он стал первым документом, регулирующим национальную политику в КНР. В документе декларировались основные принципы организации национальных самоуправляемых территорий, равенство и единство всех народов КНР и т. д. А.А. Москалёв называет промежуток с 1957 по 1976 г. «периодом деструкции» [1. С. 160]. Период жесточайших потрясений, затронувших все сферы жизни в КНР. В этот период национальное строительство в КНР было фактически уничтожено. Хунвэйбины проводили указанную сверху политику «Уничтожить 4 пережитка.». Пережитками объявлялись «старые традиции, старая культура, старые привычки, старые идеи». Разумеется, прямо под удар как основные носители «старого» попадали представители неханьских народов КНР. В этот период были закрыты институты национальностей, средние учебные заведения, были репрессированы представители интеллигенции и т. д. С 1976 г., со смертью Мао и прекращением Культурной революции, начинается период восстановления и устойчивого развития национального строительства в КНР. В качестве основных принципов национальной политики декларируются: равенство всех народов, единство всех народов и стремление к общему процветанию всех народов. Корейский ученый Пак Пёнгван выделяет те же периоды развития национальной политики КНР, но, по его мнению, основанием для выделения является изменение политики центральных властей КНР в вопросе национальностей - поворот от «мягкого» слияния к ассимиляции. По его мнению, первый период, с 1949 по 1957 г., можно считать периодом выдержанной политики слияния народов [2. С. 34]. Как пишет автор, соглашаясь с другими исследователями, КНР проводила политику развития и признания культурной самобытности национальных меньшинств, обучения национальных кадров и т.д. Например, были открыты университеты национальностей в Пекине, Гуанчжоу, Наньнине. Второй период (1958-1976 гг.) назван Пак Пёнгва-ном периодом радикальной ассимиляции [2. C. 35]. В этот период были уничтожены достижения первых лет национального строительства в КНР, проводилась политика насильственной китаизации во всех сферах жизни национальных меньшинств. Период реформ и открытости, сменивший эпоху Культурной революции, характеризовался поворотом государства к решению национального вопроса. Как отмечает Пак Пёнгван, государство предоставило льготы и помощь разного характера представителям национальных меньшинств. Например, политика ограничения рождаемости была для малочисленных народностей далеко не так строга, как для ханьцев. Это привело к увеличению пропорции национальных меньшинств в составе населения КНР с 6 до 8% [Там же. C. 39]. Кроме этого, представителям национальных меньшинств было дано право использовать родной язык и письменность в официальных целях, были даны многочисленные экономические льготы и т.д. Однако, по мнению автора, основной целью государственной политики являлось не сохранение этнического разнообразия населения страны, а встраивание национальных окраин в систему экономического развития, гарантирование политической и социальной стабильности. К. П. Кауп в своей работе, посвящённой изучению чжуанского народа, выделяет примерно те же периоды развития национальной политики КНР, а именно: первый - до 1949 г., второй - 1949-1966 гг., третий - период Культурной революции и четвёртый - с 1976 г. Однако в соответствии с основной логикой своей работы, она увязывает действия властей КНР не с развитием уже существующего национального меньшинства, а с их конструированием, т. е. с созданием искусственных новых народов [3. C. 52]. В рамках данной статьи мы не будем останавливаться подробно на вопросе, является ли, например, современный чжуанский этнос сконструированным. О периодизации национальной политики КНР можно сказать следующее. Политика властей КНР в национальном вопросе в период с 1949 г. до наших дней претерпевала изменения параллельно с изменениями общего курса развития государства. Большинство учёных склонны выделять период с 1949 до 1966 г., затем трагический период Культурной революции и период реформ и открытости. При этом в оценках первых двух периодов мнение исследователей в основном совпадает. Указывается, что в первые годы после образования КНР национальные меньшинства получили невиданные ранее права, свободы и внимание центральных властей. Период Культурной революции также единодушно рассматривается учёными как трагедия для всего населения Китая в целом и национальных меньшинств в частности. Относительно третьего периода - «реформ и открытости», мнения учёных разделяются. С одной стороны, указывается на разрешение противоречий времён Культурной революции, восстановление прав и свобод национальных меньшинств в сфере развития и использования своих культур и языков, предоставление экономических и социальных льгот. С другой стороны, отмечается, что эти преференции были даны центром окраинам только с целью быстрее встроить их в развивающийся рынок, эффективнее использовать местные ресурсы и т.д. При этом, параллельно с общегосударственными тенденциями, на национальных окраинах многократно усилились имущественное расслоение, а также различие в уровне жизни между этими территориями и восточными приморскими провинциями. Таким образом, национальная политика КНР в период реформ и открытости является отражением общенациональной политики, и главная её цель - решить экономические проблемы национальных районов, а не сохранять и развивать национальное разнообразие. Основное содержание современной национальной политики КНР сводится к следующему. Организация территорий национального самоуправления. - minzu zizhi difang). В унитарном государстве, каким является КНР, на территориях компактного проживания малочисленных народностей организуются районы национального самоуправления. Статус автономий ограничен тремя ступенями: автономный район, автономный округ, автономный уезд. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать автономные образования. По составу проживающих народностей такие территории бывают: а) территориями преобладания одного меньшинства, например Тибетский автономный район; б) территориями преобладания одного меньшинства и наличием других меньшинств, например уйгур-казахские национальные округа в СУАР; и в) территориями с компактным проживанием нескольких меньшинств без преобладания одного меньшинства. Например, в провинциях Цинхай (Хайси-монголо-тибетский автономный округ) или Хунань (Сянси-туцзя-мяосский автономный округ). В составе Государственного совета КНР выделен Комитет по делам национальностей в составе Председателя и семи заместителей (Guowuyuan minzu shiwu weiyuanhui). Кроме этого, в составе ВСНП выделен комитет по делам национальностей (Quanguo renda minzu weiyuanhui). В Законе КНР о национальной автономии указывается, что народы КНР имеют право на экономическое развитие, развитие своей культуры, традиций и использования языка и письменности. После Культурной революции правительство КНР вновь обратило внимание на национальный вопрос [4. С. 53]. Существуют различны оценки проводимой национальной политики. Первый подход - это официальная точка зрения правительства КНР. Она выражается, например, в так называемых Белых книгах. Например, в последней «Белой книге» декларируется полное равенство всех народов КНР, право на развитие своей культуры, равное право на участие в государственных делах, равные избирательные права и др. [5]. Учёные КНР выступают в поддержку официально принятой позиции правительства. Например, в «Исследовании по истории развития законодательной базы в отношении национальностей в КНР» (ЙтФШШШ'ЙЙ. - Xin Zhongguo minzu fa zhi lun shi) говорится о «заметных успехах, достигнутых КНР в данном вопросе» [6. С. 1]. В работе «Образование Гуанси-Чжуанского автономного района и китайская специфика организации местного самоуправления» (МГШЙЙЙЕШЯМЩЕЙЙШ& - Cong Guangxi Zhuangzu zizhiqu jianli kan Zhongguo quyu zizhi tese) и других работах китайских авторов правильность выбранного курса правительства всемерно поддерживается. Некоторые учёные, в частности тайваньские и американские (например, У Чуаньго, К.П. Кауп), не согласны с такой трактовкой национальной политики КНР. По их мнению, политика КНР в национальном вопросе имеет следующие особенности. Во-первых, как указывает У Чуаньго, национальная автономия дана лишь формально, а реальные рычаги управления всё равно находятся в Пекине. Во-вторых, проводится политика массового заселения национальных автономий ханьцами под предлогом обеспечения потребности в высококвалифицированных кадрах для развития. В-третьих, территориальное деление проведено таким образом, что представители малочисленных народностей проживают не только в пределах автономий, но также и на территории провинций, в которых у них нет никаких особых прав. А.А. Москалёв приводит в своей работе основные теоретические положения, характерные для национальной политики КНР на сегодняшний день. К таким положениям он относит следующие: 1. Внесённое в Конституцию положение, что Китай - это «многонациональное государство». При этом особо уточняется, что все народы КНР участвовали в создании государства и подчёркивается равноправие всех народов в КНР. 2. Унитарный характер китайского государства, в котором национальное самоопределение имеет форму национальной автономии. 3. Придание термину «народ» (КЙ1 - minzu) универсальности. 4. Определение национального вопроса как важнейшего для дальнейшего развития КНР. 5. Отказ от поспешности в решении национального вопроса. 6. Развитие экономической политики в национальных районах как основы их стабильного развития [1. С. 170]. В статье автора Юень Су Тим «Обзор национальной политики КНР» приводятся теории, связывающие современную национальную политику в КНР даже с конфуцианством и традиционными ценностями. Например, меры правительства по поддержке населения в национальных районах описываются как проявление «жэнь», отцовской заботы императора (правительства) о подданных (населении национальных районов). Принцип «слияния» национальностей, при котором народы живут вместе, но не теряют самобытных черт, привязывается к конфуцианскому принципу жизни «в гармонии с отличиями» [7. С. 5]. При этом национальная политика КНР несёт в себе отпечатки советской модели - заявления о федеративном устройстве страны на раннем этапе развития и упор на экономическое развитие сегодня. Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что китайская национальная политика меняется. За ХХ в. она прошла путь от отрицания этнических различий до признания права многих народов на равноправное существование в стране. Изменения в национальной политике могут быть рассмотрены как ответ на изменения в общем политическом курсе государства: от спокойного развития и слияния до ускоренной насильственной ассимиляции, как это было в годы Культурной революции. На современном этапе национальный вопрос в КНР решается, стабильность в национальных районах достигается экономическим путём. При этом существующие проблемы, стоящие перед страной в целом, такие как неравномерное развитие, несоответствие экономической и политической модели развития страны, могут отрицательно повлиять на стабильность в национальных районах. Но решение этих проблем -дело будущего.

Ключевые слова

национальная политика, Культурная революция, Китайская Народная Республика, national policy, national policy, the People's Republic of China

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глинкин Виталий СергеевичТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры востоковедения исторического факультетаglinkinvs@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Москалёв А.А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999) / отв. ред. В.С. Мясников. М. : Памятники исторической мыс ли, 2001.
Пак Хёнгван. Чжунго шаошу миньцзу чжэнцэ: байдан юй тунхуа хэ жунхэ чжицзянь (Национальная политика Китая: между ассимиляцией и слиянием) // Обзор глобальной политики. 2013. Вып. 41. С. 25-44.
Kaup, Katherine Palmer. Constructing the Zhuang. Ethnic Politics in China. London : Lynne Rienner Publishers, 2000.
У Чуаньго. Чжунгун шаошу миньцзу чжэнцэ цзици куньцзин. (Национальная политика КПК и её трудности) // Журнал национальной оборо ны. 2001. Вып. 13, т. 5. С. 47-60.
Белая книга «Национальная политика Китая и общее процветание и развитие всех национальностей». URL: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2009-12/14/content_19062289.htm/ ( дата обращения: 02.04.2017).
Ли Мин. Синь Чжунго миньцзу фа чжилуньши (Исследовании по истории развития законодательной базы в отношении национальностей в КНР). Пекин : Цзючжоу, 2010.
Yuen Siu Tim. Ethnic Minority Policy of People's Republic of China: an overview. URL: http://www.ied.edu.hk/diversityproject/Outputs% 20and%20downloads/Doc/Ethnic%20Minority%20Policy%20of%20People%20(Final).pdf (дата обращения: 02.04.2017).
 Периодизация национальной политики КНР (1949 г. - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. DOI: 10.17223/19988613/51/11

Периодизация национальной политики КНР (1949 г. - начало ХХI в.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. DOI: 10.17223/19988613/51/11