Рассматриваются проблемы материально-технического обеспечения государственной системы образования России на примере Республики Дагестан. Проведён социологический опрос по исследуемой теме. Основные выводы о положительной динамике в решении проблемы делаются как по результатам проведённого опроса, так и на основе научного анализа приоритетных национальных проектов, а также государственных программ федерального и регионального уровней, материалов периодической печати, научной литературы.
Material and technical support educational activity (on the example of the Republic 5 of Dagestan).pdf Одной из основных проблем модернизации государственной системы образования в России является материально-техническое обеспечение учебного процесса. Нерешённость многих проблем материального характера худшим образом сказывается на качестве образовательной деятельности, показателях образовательных учреждений. Слабая материально-техническая база учреждений образования способствует возникновению глубокого кризиса в сфере образования России. В общей характеристике сферы реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» обозначено, что «в последние годы в субъектах Российской Федерации проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных учреждений. Созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось» [1. С. 10-11]. Относительно низкую степень обеспеченности учебным оборудованием в учреждениях начального и среднего профессионального образования можно объяснить падением роли и значения данных образовательных учреждений в сравнении с советским периодом. Это заметно и по следующим цифрам: «В 20062010 годах прирост финансового обеспечения учреждений профессионального образования из средств консолидированного бюджета Российской Федерации составлял в среднем 17 процентов в год при среднегодовой инфляции в пределах 10,6 процента. Наибольшими темпами возрастало бюджетное финансирование высшего образования (на 20,1 процента в год), наименьшими - начального профессионального образования (на 7,1 процента в год)» [Там же. С. 17]. Разрешение накопленных в советские и постсоветские годы (90-е гг. ХХ в.) проблем является одной из причин модернизации государственной системы образования. Одной из целей приоритетного национального проекта «Образование», запущенного в России в 2005 г., также была модернизация государственной системы образования. «В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", региональных проектов модернизации систем общего образования существенно обновлена инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня» [1. С. 17-18]. В Республике Дагестан (РД) уменьшение количества сельских общеобразовательных учебных заведений и комплектов классов связано с политикой оптимизации школ. Прежде всего сокращаются малокомплектные школы. «В 2016 г. сельских школ в РД -1 254, а количество учащихся - 214 000. По сравнению с 2015 г. количество школ уменьшилось на 51. Комплектов классов стало меньше на 286, учащихся - на 1 272 человека» [2]. В настоящее время в Республике Дагестан реализуются модернизационный приоритетный проект Президента Республики Дагестан «Человеческий капитал», а также его инновационный подпроект «Школа будущего». В 2014 г. в интервью министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Шахов отметил, что «в ближайшее время в 450 школ республики будет направлено новое оборудование: интерактивные доски, ноутбуки для учителей, планшеты для учащихся и программное обеспечение по основным учебным дисциплинам» [3. С. 4]. Кроме того, «в рамках Республиканской инвестиционной программы 2013 года, по данным Министерства экономики и территориального развития РД, на 9 января 2014 года введены в эксплуатацию 8 учебных корпусов на 2 736 ученических мест, 5 спортзалов к существующим школам общей площадью 1 800 кв. метров, 2 спальных корпуса на 260 мест к пришкольным интернатам, 4 пищеблока и 1 актовый зал к существующим школам...» [3. С. 4]. К апрелю 2014 г. в республику был поставлен «комплекс учебно-лабораторного оборудования для оснащения 473 общеобразовательных организаций» [4. С. 1]. В официальной информации отмечено, что «оборудование позволяет проводить комплекс лабораторных исследований по физике, биологии, химии и другим дисциплинам благодаря цифровому образовательному контенту. Более того, ученик, подключившись к датчику с помощью своего гаджета, сможет следить за лабораторной работой на экране своего телефона» [Там же]. Вместе с тем материальная база сельских школ РД не соответствует современным требованиям. «Школьных зданий ветхих - 206; аварийных - 154; приспособленных - 834. Только 41,9% школьных зданий являются типовыми» [2]. В масштабах страны многое было сделано для улучшения материально-технического обеспечения образовательной деятельности. «Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием. Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием» [1. С. 18]. Особенностью сельской школы Республики Дагестан является наличие большого количества «малокомплектных школ - 161, основных общеобразовательных школ с количеством учащихся от 30 до 60 человек -190, средних общеобразовательных школ с количеством учащихся до 100 человек - 340» [2]. В таких школах трудно обеспечить полную занятость учителей-специалистов, успешно организовать образовательный процесс и в соответствии с требованиями ФГОС добиваться качественных результатов. В 2016 г. был проведён социологический опрос. В 7 городах и 13 районах Дагестана опрошены 1 400 респондентов. Годными к анализу оказались 1 129 анкет. Учитывая все вышеизложенное, в первую очередь, перед респондентами был поставлен вопрос, касающийся материально-технического обеспечения образовательного процесса. Ответы даны в табл. 1. Примерно половина опрошенных (48,2%) положительно оценивают материально-техническое обеспечение учебной деятельности, около трети (33,6%) - негативно. Положительная оценка материально-технического обеспечения образовательной деятельности присуща мнению студентов (51,1%) и преподавателей высших учебных заведений (55,1%). Это связано с тем, что материально-техническое обеспечение вузов лучше, чем в общеобразовательных учебных заведениях региона. Отрицательно оценивают материально-техническое обеспечение 50,3% учителей, 22% преподавателей вузов, 27% студентов. Т а б л и ц а 1 «Как Вы оцениваете состояние материально-технического обеспечения учебной деятельности (состояние зданий, наличие спортзалов, столовых, мебели, компьютерных залов, Интернета и так далее)?» Респонденты Варианты ответов Положительно Отрицательно Затрудняюсь ответить Школьники 48,3 31,2 6,8 Учителя школ 41,5 50,3 8,2 Студенты вузов 51,1 27,0 19,9 Преподаватели вузов 55,1 22,0 21,2 Родители школьников и студентов вузов 44,9 37,5 13,9 Итого 48,2 33,6 14,0 В целом по России также имеют место различия в степени материального обеспечения различных сфер образования. Так, по проблеме оснащённости государственных образовательных учреждений современным учебным оборудованием, призванного обеспечивать высокое качество образования, руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации высказались следующим образом: «...обеспечено на должном уровне в высших профессиональных образовательных учреждениях в среднем на 65%, в средних профессиональных образовательных учреждениях - в среднем на 55%, в начальных профессиональных образовательных учреждениях - в среднем на 50%, в учреждениях общего образования - в среднем на 60%» [5. С. 25] (опрос проведён Центром социального прогнозирования и маркетинга). Следующий вопрос об удовлетворённости (или её отсутствии) степенью оснащённости образовательных заведений компьютерными оборудованием был задан респондентам, с одной стороны, в качестве уточняющего вопроса. С другой стороны, была и другая мотивировка. В большинстве официальных документах о модернизации образования постоянно на протяжении последних почти двух десятилетий говорится о компьютеризации образовательного процесса, закупках компьютерного оборудования и т.д. Итак, на вопрос об удовлетворённости компьютерной оснащённостью были получены следующие ответы (табл. 2). Варианты ответов на данный вопрос показывают, что мнения населения разделились следующим образом: 39,0% удовлетворены компьютерной оснащенностью, 43,3% - «нет». Старшее поколение (родители учащихся, учителя, преподаватели) выражают меньшую степень удовлетворённости в сравнении со школьниками и студентами. Это связано с тем, что для старшего поколения данная проблема менее актуальна, потому что оно в большей степени способно представить свою жизнь и без компьютера. Т а б л и ц а 2 «Удовлетворены ли Вы степенью оснащенности учебных заведений компьютерным оборудованием?» Варианты ответов Респонденты Да Нет Затрудняюсь ответить Школьники 48,3 36,2 10,7 Учителя школ 35,1 59,6 4,4 Студенты вузов 44,0 28,4 15,6 Преподаватели вузов 36,4 48,0 15,3 Родители школьников и студентов 31,4 44,2 17,4 вузов Итого 39,0 43,3 12,7 В целом отрицательная оценка компьютерного обеспечения учебных заведений превалирует над отрицательной оценкой материально-технического обеспечения образовательной деятельности (43,3% («нет», табл. 2) в этом вопросе против 33,6% под вариантом ответа «отрицательно» предыдущего вопроса (табл. 1), что говорит о более значительных недостатках в деле удовлетворения потребностей сферы образования в компьютерном оборудовании в сравнении с другими проблемами материального обеспечения учебной деятельности. Важно отметить, что в период с 2008 по 2012 г. в Российской Федерации «наблюдался значительный рост бюджетных расходов на одного обучающегося в среднем почти на 13,5 процента в год» [1. С. 18]. Кроме того, по состоянию на 2012 г. «все российские школы подключены к сети Интернет» [Там же]. При этом необходимо уточнить, что не все компьютеры подключены к Интернету. К примеру, в Дагестане по состоянию на апрель 2014 г. «общее количество компьютеров в республиканских школах около 30 тысяч, из них для образовательных целей используются около 26 тысяч, доступ в сеть Интернет имеют всего 9 тысяч компьютеров» [4. С. 1]. В дополнение к предыдущему вопросу был задан третий вопрос - об интернет-обслуживании. Ответы представлены в табл. 3. Примерно четверть опрошенных (26,5%) положительно оценивают интернет-обслуживание образовательных учреждений. Суммировав отрицательные варианты ответов («отрицательно», «не все компьютеры подключены к сети Интернет», «интернет-связь отсутствует»), получаем 61,4%. Положительные и отрицательные ответы у всех социальных групп примерно одинаковые. 7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Т а б л и ц а 3 «Как Вы оцениваете интернет-обслуживание образовательных учреждений (можно выбрать до трёх вариантов ответа)?» Респонденты Варианты ответов Положительно Отрицательно Не все компьютеры подключены к сети Интернет Интернет-связь отсутствует Затрудняюсь ответить Школьники 29,2 21,5 22,8 17,1 6,4 Учителя школ 26,8 16,9 39,9 12,6 4,4 Студенты вузов 26,2 17,7 27,7 17,0 10,6 Преподаватели вузов 26,3 21,2 23,7 13,6 10,2 Родители школьников и студентов вузов 24,2 18,1 20,6 16,9 19,4 Итого 26,5 19,1 26,9 15,4 10,2 Из трёх вопросов, имеющих отношение к материально-техническому обеспечению учебного процесса, только по последнему (относительно интернет-обслуживания образовательных учреждений) отрицательное мнение было продемонстрировано большинством опрошенных. По двум вопросам (относительно материально-технического и компьютерного обеспечения) превалирует отрицательное мнение, которое, однако, не превышает 50% от общего числа опрошенных. В значительной степени не столь катастрофически негативные результаты ответов респондентов свидетельствуют о том, что в последние годы прослеживается в целом положительная динамика в укреплении материально-технической базы государственной системы образования в России, в том числе и в Республике Дагестан.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы // Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 700 с. URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_ 2013-2020.pdf (дата обращения: 24.11.2015).
Текущий архив Министерства образования и науки РД.
Интервью с министром образования и науки Республики Дагестан Ш. Шаховым. Интервьюер Тажудинова Айшат // Дагестанская правда. 2014. 4 февраля.
Министерство образования и науки Республики Дагестан. Приоритетные проекты Президента Республики Дагестан // Проект стратегиче ского Совета при Президенте Республики Дагестан «Школа будущего». Информация о реализации инновационного проекта «Школа будущего» (15 апреля 2014 г.). 1 с. URL: http://www.dagminobr.ru/news/novosti_obshie/realizaciya_innovacionnogo_proekta_shkola_bud (дата обращения: 10.12.2015).
Савинков В.И., Шереги Ф.Э. Национальный проект «Образование» и модернизация системы высшего образования // Вестник Института социологии. Апрель 2011. № 2. С. 10-34.