Университет будущего: стратегия развития вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 52. DOI: 10.17223/19988613/52/13

Университет будущего: стратегия развития вуза

В статье отражены результаты работы участников Международной летней школы «Высшее образование и академическая мобильность молодежи в современных интеграционных процессах», прошедшей в Томском государственном университете 2-5 июля 2017 г. В ней представлен анализ трех направлений деятельности вуза, играющих ключевую роль в его модернизации в соответствии с требованиями времени, а также даны рекомендации по повышению эффективности работы вуза в указанных направлениях.

University of the future: the development strategy.pdf Сегодня в связи с ускорением темпов жизни и обмена информацией, а также технологического прогресса в целом, люди как никогда чувствуют необходимость не просто получения образования, позволяющего адекватно реагировать на изменения в мире, но и постоянного обновления своих знаний и навыков. Несмотря на доступность и обилие источников информации, человеку важно уметь получать ее, обрабатывать и грамотно использовать для достижения поставленных целей. Важнейшим транслятором таких умений был и остается Университет. Высшее образование выступает не только источником знаний, но и формирует культуру и личность человека, влияет на его мировоззрение, открывая ему новые горизонты, развивая навыки и умения для успешной карьеры и жизни. Университет становится той средой, без которой невозможен рост человека, как интеллектуальный, так и личностный. В России сегодня активно обсуждают современное состояние системы высшего образования и осмысливают мировой опыт. Наряду с дискуссиями о путях реформирования высшего образования, выстраивания образования в течение всей жизни, соответствия высшего образования запросам общества и рынка труда относительно мало внимания уделяется интеграции самой системы высшего образования. Сегодня мир не только объединяется под натиском глобализации, но и делится на региональные экономические группировки, поэтому вопрос об интеграции высшего образования в рамках региональных экономических объединений является актуальным. 2-5 июля на базе Томского государственного университета прошла Международная летняя школа «Высшее образование и академическая мобильность молодежи в современных интеграционных процессах». Студенты, аспиранты и молодые ученые из вузов Бишкека, Екатеринбурга, Иркутска, Кемерова, Москвы, Новосибирска, Омска, Томска и Ханты-Мансийска приняли участие в коллективном проекте по созданию модели Университета будущего. Учитывая сложность работы, было решено сосредоточиться на анализе трех направлений: 1) соответствие компетенций выпускников университетов запросам рынка труда; 2) международная академическая мобильность; 3) интеграция университета в мировое образовательное пространство. Ежедневно участники школы посещали лекции и мастер-классы российских и зарубежных экспертов, посвященные образовательной мобильности, изменениям в области высшего образования и отдельным аспектам влияния международной интеграции на высшее образование. В рамках проектной деятельности участники школы вели работу в группах, выявляя проблемы, с которыми сталкиваются университеты в трех соответствующих сферах, и предлагали свои идеи по решению проблем. Результаты проектной работы обсуждались с экспертами, принявшими участие в школе, среди которых можно отметить таких специалистов, как Артём Балякин, начальник отдела научно-технических программ и проектов Управления научно-аналитической информации, НИЦ «Курчатовский институт» (г. Москва); Айгерим Оспанова, заведующая кафедрой регионоведения Евразийского национального университета (г. Астана, Казахстан); Лариса Дериглазова, руководитель Центра превосходства им. Жана Монне, профессор Томского государственного университета (ТГУ), Сергей Мирошников, доцент ТГУ, и Сергей Юн, доцент ТГУ и руководитель магистерской программы «Евразийские исследования». После завершения летней школы участники групп доработали тексты, стараясь учесть советы и замечания, прозвучавшие на презентации итогов проектной работы. Оценивая результаты Международной летней школы, участники одобрили формат работы в проектных группах, отмечая практическую направленность, удобство и эффективность общения в группах, а также возможности получения конструктивных отзывов от экспертов. Кроме того, участники отметили удобство программы летней школы, сочетающей разные формы обучения; высокое качество общения с экспертами летней школы; актуальность поднятых вопросов, а также предоставленные возможности для поиска новых контактов и обогащения своих знаний и навыков. Ниже мы приводим тексты, в которых участники летней школы выразили свое видение Университета будущего и способы достижения этой цели. Редакция проектов была подготовлена при участии Артёма Александровича Балякина, канд. физ.-мат. наук, начальника отдела научно-технических программ и проектов Управления научно-аналитической информации НИЦ «Курчатовский институт»; Анастасии Михайловны Погорельской, к.и.н., научного сотрудника Центра исследования международных организаций и сетевых структур (ЦИМОСС) Томского государственного университета; и Ларисы Валериевны Дериглазовой, д-ра ист. наук, профессора Томского государственного университета и руководителя «Центр превосходства им. Жана Монне». Подготовка летней школы и данной публикации проходила в рамках реализации проекта Центр превосходства им. Жана Монне: фокус на молодежь (грант № 2015-0860/071-001). 1. Проблема соответствия квалификации выпускников запросам рынка труда. Между университетами и рынком труда существует тесная взаимосвязь: высшая школа готовит для рынка квалифицированные кадры, способные выполнять сложные задачи и занимать руководящие должности. Рынок одновременно контролирует качество образования, «отсеивая» неконкурентоспособных соискателей, и постоянно ставит перед университетом новые задачи, связанные с количеством кадров по определенным направлениям подготовки, появлением новых специальностей, эволюцией технологий производства и т. д. В связи с этим ниже выделены несколько ключевых проблем соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей, а также предложены пути их решения в виде рекомендаций. В данное время взаимодействие высших учебных заведений и рынка труда в России невелико и малоэффективно. Работодатели отмечают несоответствие квалификаций выпускников запросам рынка. Тем не менее с изменением требований к работнику в российских вузах начинают появляться и развиваться междисциплинарные направления подготовки. Однако современная высшая школа не имеет возможности адекватно и своевременно реагировать на подобные вызовы - введение каждой новой специальности занимает 3-5 лет, в то время как многие очевидно устаревшие направления подготовки продолжают набор, снабжая рынок неконкурентоспособными кадрами, практически обреченными на безработицу. Это связано, прежде всего, с недостаточной академической свободой университета, который вынужден согласовывать планы развития и тратить годы на прохождение программ и стандартов через проверку различными бюрократическими структурами. Работодатель в системе высшего образования представлен ограниченно - это целевые места и производственная практика в отдельных учебных заведениях, прежде всего технических. В целом же выпускники не готовы немедленно продуктивно включиться в рабочий процесс, нуждаясь в дополнительной подготовке, инструктировании или кураторстве более опытных коллег. С этим связана низкая заинтересованность работодателей в найме соискателей без опыта работы, вне зависимости от того, какому университету принадлежит диплом. Отдельной проблемой университета является некачественная профориентационная работа. Сегодня задача вуза состоит не только в презентации образовательных программ, что также является важным направлением работы - многие отмечают сложность доступа к информации о количестве набора, вступительных испытаниях, содержании образовательных программ; но и в прояснении абитуриентам, их родителям и даже работодателям что такое Болонский процесс, к которому присоединилась Россия в 2003 г. Сейчас мы находимся в рамках переходного периода: с одной стороны, образование и в перспективе рынок труда становятся более открытыми, интегрированными в мировую систему; с другой - в связи с отменой специалитета и введением новых ступеней, принятых вне российской образовательной традиции, в обществе бытует мнение о неполноценности образования в рамках бакалавриата. Нередко продолжения образования в рамках магистратуры требует и работодатель из государственного сектора. Таким образом, теряется ценность высшего образования, магистры как прикладных, так и академических направлений не ориентированы на преподавание и науку. Также в связи со слабым взаимодействием рынка труда и университета, отсутствием статистической работы и прогнозирования, вуз не может предоставить абитуриенту информацию о востребованности тех или иных направлений подготовки сегодня и через 5-10 лет. Решением может стать создание аналитических центров на базе университетов, что позволит взаимодействовать с биржей труда, анализировать ситуацию на рынке, выявлять недостаток или избыток конкретных специалистов, прогнозировать спрос на годы вперед. Также на базе центров возможна организация встреч с предпринимателями и представителями власти для интенсификации их участия в формировании структуры рынка рабочей силы. На основе работы таких центров могут быть созданы мобильные приложения / базы данных, включающие информацию обо всех направлениях подготовки, реализуемых в регионе. Порой абитуриент не в состоянии сделать выбор, проанализировать свои возможности и интересы в соответствии с предложениями вузов или не имеет информации о тех или иных специальностях, которые могут быть представлены в вузах соседнего города. Данное приложение, по нашему мнению, должно представлять собой базу данных, в которой отбор можно провести по таким критериям, как сфера интересов, требуемых предметов и баллов ЕГЭ, финансовых возможностей, географических предпочтений. Важно, чтобы подобное приложение могло предоставить информацию о всех подходящих направлениях подготовки и оценку востребованности таких специалистов по регионам страны. Кроме того, в качестве справочных материалов оно может содержать информацию об особенностях высшего образования в рамках бакалавриата, а также прикладных и академических направлений магистратуры. Такая возможность может сыграть большую роль в принятии решения абитуриентами, выбирающими свой жизненный путь в 17-18 лет. Еще одной формой взаимодействия рынка труда и высшей школы может стать создание объединенной комиссии из представителей университета и предприятий для разработки совместных образовательных программ. Совместные образовательные программы будут соответствовать потребностям работодателей и включать лекции, практические занятия от действующих специалистов, производственную практику. В будущем возможно совместное финансирование разработанных программ. Повысить заинтересованность работодателей в высшей школе и выпускниках может государство - существуют налоговые стимулы для физических и юридических лиц, занимающихся благотворительностью. Возможно введение подобной практики для предприятий, напрямую взаимодействующих с вузами, поскольку власть также заинтересована в экономической эффективности, низком уровне безработицы и социальной стабильности. В таком же ключе стоит продолжать поддерживать базовые кафедры, ведущие подготовку кадров по определенным направлениям в тесной связи с конкретным производством или институтом. Достичь большей академической свободы вузы могут через развитие межвузовского сотрудничества. Прежде всего, оно предполагает заключение двусторонних договоров с целью реализации совместных образовательных программ. Университет часто не имеет возможности сам устанавливать содержание учебного плана - велико количество «общих» предметов, которые преподаются во всех университетах, реализующих конкретное направление подготовки. Однако деление данных предметов на блоки - модули - позволит преподавать конкретный материал отдельным лекторам из разных городов и образовательных учреждений в соответствии с тематикой их исследований. Это позволит преподносить материал равномерно и качественно, повысить уровень подготовки студентов. В целом университеты в состоянии обеспечить подобную мобильность и дать преподавателям возможность совершать рабочие поездки, однако сегодня это во многом происходит только в рамках европейских грантов. Следующим шагом могут стать договоры по программам обмена бакалаврами. На сегодняшний день, говоря об академической мобильности, подразумевают трансграничные перемещения обучающихся, прежде всего магистров и аспирантов, и преподавателей. Однако мобильность внутренняя - в рамках государства или крупного региона - не развита ни у студентов, ни у научных сотрудников. Обмен бакалаврами (1-2 семестра) по определенным направлениям позволит повысить эффективность подготовки, расширить практическую и исследовательскую базы, подготовить и мотивировать студентов для академической мобильности внутри и за пределами своего города / региона / страны. Тем не менее, говоря о стремлении к соответствию компетенций выпускников вузов требованиям рынка труда, важно отметить, что сегодня в данном вопросе есть две стороны. С одной стороны, есть необходимость ориентации вуза на местных / региональных работодателей, с которыми можно постоянно непосредственно контактировать в целях их включения в учебный процесс и оценки выдвигаемых ими требований к работникам. С другой стороны, государство, отчасти ориентируясь на свои потребности в целом и на тенденции мирового рынка труда и высшего образования, устанавливает определенные общие требования к программам подготовки и получаемым студентами компетенциям. Задача успешного соответствия и запросам местного рынка как наиболее вероятного места трудоустройства выпускников, и требованиям государственных образовательных стандартов для вуза достаточно сложна. Представленные здесь рекомендации могут быть использованы в разработке стратегий развития вуза, так как нами были рассмотрены некоторые «слабые» стороны системы высшего образования на сегодняшний день. Формирование качественной системы - достаточно длительный и сложный процесс, но внедрение в образовательный процесс активного участия работодателя сможет повысить привлекательность получения высшего образования с практической и научной точки зрения. Способы содействия развитию академической мобильности со стороны вуза. С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики остро встали вопросы подготовки специалистов нового уровня. Одним из направлений интернационализации высшего образования стала академическая мобильность. Мобильность студентов, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала является одной из главных целей Болонского процесса, нацеленного на европейскую интеграцию в сфере высшего образования. Согласно определению, данному в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г., «академическая мобильность - это перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию на определенный (обычно до года) период в иное образовательное учреждение (национальное или в другой стране) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в родное учебное учреждение. Данное понятие не связано с иммиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом» [1. С. 72]. Понятие академической мобильности включает поездки студентов и преподавателей в зарубежные вузы для обмена опытом, использования образовательных возможностей, не доступных в стране проживания, проведения исследований. Целями академической мобильности являются разнообразие знаний, привлечение студентов, обучающихся на платной основе, международный обмен знаниями, повышение качества обучения. Более того, мобильность студентов предполагает возможность частичного обучения в вузах-партнерах с последующим признанием времени обучения в зарубежном вузе и полученных кредитов - зачетных единиц. Академическая мобильность реализуется в рамках международных программ Европейского союза, таких как Erasmus+, Horizon 2020 и национальных программ - DAAD, British Council др. Среди российских программ академической и образовательной мобильности можно отметить программу «Глобальное образование» и программы Министерства образования и науки РФ для привлечения ведущих ученых в российские образовательные и научные организации и интеграции российской науки в международное научно-техническое пространство. Академическая мобильность осуществляется на основе межгосударственных и межвузовских соглашений. Финансирование предоставляется вузами, фондами, правительствами государств посредством грантов и стипендий, а также путем самофинансирования, в том числе частичного со-финансирования самими участниками международной академической мобильности. Число студентов и преподавателей, участвующих в академической мобильности, растет с каждым годом. За последние 25 лет мобильность студентов увеличилась на 300% [2]. Страны Европы и США остаются основными поставщиками образовательных услуг, притягивающими студентов со всего мира [3]. Все активнее в этот процесс вовлекаются Россия и страны Евразийского региона. В целом в России по ряду причин официально не ведется статистика уезжающих за рубеж ученых и исследователей, однако по некоторым подсчетам, в 2003-2005 гг. за рубеж с целью научных контактов с коллегами выезжали 32,3 тыс. преподавателей государственных и муниципальных вузов (10,3% от общего числа преподавателей) [1. С. 72]. Говоря о входящей мобильности, число иностранных студентов, обучающихся в России, составило в 2015/16 учебном году 237,5 тыс. человек, или 5% от всего количества обучающихся в российских вузах [4]. Эта статистика не учитывает иностранцев, которые приезжали в Россию на краткосрочные курсы и научные мероприятия. «Мобильные» российские студенты составили примерно 1,2% от общего числа студентов российских вузов. При общей численности студентов вузов в 4 млн 766 тыс. человек только около 56 тыс. российских студентов участвовали в академической мобильности [5]. В начале 1990-х гг. пять центрально-азиатских государств - Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - начали самостоятельный путь развития образовательных систем. В 2010 г. Казахстан присоединился к Болонскому процессу и активно принимает в нем участие. За счет выделенных из республиканского бюджета средств в 2012 г. выехали за рубеж 662 обучающихся; в 2013 - 746, в 2014 г. -805 обучающихся. За последние 3 года общее количество людей, прошедших обучение в течение одного семестра за рубежом в рамках академической мобильности, составило 2 563 человека [6]. В дополнение к указанным программам и цифрам необходимо отметить, что к понятию академической мобильности относится и выезд за пределы своего вуза с целью участия в различных научно-образовательных мероприятиях - конференциях, семинарах, летних школах. Несмотря на то что данному виду академической мобильности зачастую уделяется весьма поверхностное внимание со стороны исследователей и статистических служб, такие краткосрочные знакомства с иной академической культурой имеют большое значение для развития знаний и навыков участников, а также налаживания профессиональных контактов. В пользу развития таких видов академической мобильности выступают несколько факторов: 1) участие в таких мероприятиях обычно не превышает двух недель и потому относительно дешево по сравнению с организацией стажировок на 1-2 семестра или получения степени за рубежом; 2) такая мобильность позволяет избежать отрыва от учебного процесса в своем вузе и не предполагает долгого адаптационного периода, необходимого при переезде в иной вуз / город / государство на семестр, два года или несколько лет. С развитием транспортных возможностей и расширением доступа к информации о мероприятиях в других вузах современные студенты, преподаватели и исследователи имеют большой выбор для участия в научно-образовательных мероприятиях за пределами своего университета. Таким образом, академическая мобильность - неизбежный процесс, который является показателем соответствия высшего образования, получаемого в вузе, мировым образовательным трендам. Препятствия для академической мобильности. Несмотря на объективные требования современного рынка и науки к развитию академической мобильности, существует целый ряд препятствий для ее реализации. Назовем некоторые их них. Во-первых, университетские службы зачастую сталкиваются с отсутствием или низкой мотивацией у потенциальных участников академической мобильности. Причинами этого могут служить недостаточная информированность о научно-образовательных мероприятиях и существующих программах мобильности, а также о возможностях финансирования таких поездок. Важную роль в популяризации программ академической мобильности могут играть те, кто уже принимал участие в таких программах. Многие российские и зарубежные фонды - Фулбрайт РФФИ, РНФ, РГНФ, Фонд Михаила Прохорова, Международный благотворительный фонд им. Д. С. Лихачёва, Фонд поддержки образования и науки, Благотворительный фонд В. Потанина - имеют свои сайты, которые знакомят потенциальных участников академической мобильности с конкурсами, периодически проводят вебинары, семинары и другие мероприятия, информирующие общественность об их деятельности, правилах заполнения и подачи заявок на конкретные гранты и программы. Другой проблемой, препятствующей участию россиян в программах международной академической мобильности, является недостаточный уровень владения иностранным языком (чаще всего английским). Проблема языковых компетенций, конечно, закладывается еще в средней школе. Образуется некий «порочный круг»: зачастую устаревшие знания не мотивированного к преподаванию (в силу разных причин) учителя не закладывают должной базы и желания изучать язык у учеников. Соответственно, кое-как окончив школу и поступив в вуз, студент уже во многом не соответствует требованиям к знанию языка. А отсутствие желания изучать иностранные языки вкупе с недобросовестным преподаванием в силу размеров языковых групп, неудобного расписания, неподходящей аудитории без оборудования и т. п., приводят к тому, что решив куда-нибудь отправиться на семестр или год учебы, студент понимает, что просто не сможет выжить в иноязычной академической среде. Сотрудники вузов тоже, к сожалению, часто демонстрируют языковую некомпетентность: пожилые преподаватели отлично читают, но совсем не говорят по-английски, молодые еще не обладают достаточным багажом и показателями по своему направлению работы, чтобы претендовать на стажировки в ведущих университетах мира. Вдобавок к трудностям со знанием иностранных языков, на сегодняшний день получение любого гранта, в том числе на проведение исследований за рубежом, предполагает планирование и реализацию целого проекта. Но далеко не все кандидаты обладают навыками проектной деятельности, не могут адекватно спланировать проведение исследования исходя из поставленных задач, сроков и требований к конечному результату. Кроме того, препятствием для академической мобильности российских ученых становится нехватка профессиональных контактов. Сегодня специалистам любого уровня необходимо поддерживать связи с коллегами из других вузов и исследовательских центров, поскольку во многом за счет личных связей распространяется информация о потенциальных проектах, грантах, стажировках. На этих же связях выстраиваются профессиональные коллективы, участвующие в разработке и реализации международных проектов. А для поддержания контактов необходимо уметь и постоянно пользоваться современными средствами связи, общаться в социальных сетях и т. п. Насколько желание и возможности постоянного апгрейда своих навыков присутствуют у профессорско-преподавательского состава большинства вузов - этот вопрос остается открытым. У студентов наблюдается отсутствие или нехватка элементарного умения учиться. Российская система образования еще во многом построена по образцу советской системы: основу учебного процесса составляют лекции, где преподаватель передает аудитории уже готовый материал. Студенты являются пассивными реципиентами информации: они по большей части не умеют искать необходимую информацию, обрабатывать ее и интерпретировать. Им это не понадобится ни во время лекций, ни во время экзамена, где нужно пересказать услышанное. Конечно, эта картина очень медленно начинает меняться, и учебный процесс в магистратуре, например, постепенно выстраивается по-другому - по образцу западного высшего образования. Тем не менее у основной массы российских студентов базовые навыки самостоятельного обучения, необходимые студенту зарубежного вуза, фактически находятся в зачаточном состоянии. Конечно же, нельзя обвинять кандидатов на участие в научных мероприятиях и программах академической мобильности в абсолютной пассивности и некомпетентности. Развитию академической мобильности препятствует целый ряд факторов как внутри, так и за пределами университета. В частности, зачастую наблюдается почти полное отсутствие или, по крайней мере, некорректная работа системы информирования студентов и сотрудников о существующих возможностях для участия в академической мобильности. Например, на сайте университета трудно отыскать раздел, отвечающий на подобные запросы; ссылки на программы и гранты являются устаревшими; точные и понятные инструкции по подготовке и подаче заявок отсутствуют. В международном отделе вуза зачастую за это отвечают пара человек, которые физически не могут охватить весь контингент кандидатов, которые бы могли найтись в вузе. А учитывая, что информация о сроках приема заявок, грантовых возможностях, новых вакансиях в проектах постоянно обновляется, то всю эту информацию необходимо доводить до потенциального «потребителя» регулярно, а не раз в семестр. Таким образом, отсутствие должного своевременного информирования, как уже было указано выше, снижает мотивацию студентов и преподавателей к участию в академической мобильности. По той же причине нехватки, а зачастую и некомпетентности университетских кадров, ответственных за обеспечение академической мобильности, в вузах наблюдается проблема адекватного и эффективного сопровождения кандидатов на участие в академической мобильности. В идеале каждый сотрудник и студент вуза должен обладать навыками по подготовке заявок на академическую мобильность. Для этого необходимо снабжать их навыками проектной деятельности, регулярно проводить занятия, тренинги, мастер-классы как общеуниверситетского, так и факультетского, кафедрального уровня, где учитывалась бы специфика конкретной специальности или направления подготовки. Весьма эффективным может быть и привлечение к таким мероприятиям представителей фондов, реализующих программы поддержки академической мобильности. Тем не менее решение вопроса о том, как заставить такую систему функционировать, остается за каждым конкретным университетом. Другой крайностью в университетской системе подготовки и реализации программ академической мобильности является ее забюрократизированность. Большинство международных программ академических обменов имеют электронные системы подачи и регистрации заявок. Но когда речь идет о софинансировании со стороны университета, то кандидат на участие в академической мобильности сталкивается с тем, что вуз готов вложить в его поездку на научно-образовательное мероприятие или стажировку только очень небольшой процент от общей суммы. Но самое важное, что для научно-образовательных мероприятий и краткосрочных стажировок выделение финансов университетов осуществляется фактически перед самым началом или же во время поездки. В дополнение к этому, студент или сотрудник вуза обязан собрать множество документов, подтверждающих потраченные им собственные средства на покупку билетов до места мероприятия или стажировки, актуальность и необходимость своей поездки до ее начала, а затем по завершении отчитаться перед несколькими инстанциями. Существует и ряд препятствий для академической мобильности, не зависящих от конкретного университета. В частности, общим недостатком всех программ и фондов, работающих в сфере содействия академической мобильности, можно назвать стремление сократить собственные расходы за счет участников мобильности (это и требования к поиску софинансирования, и обязательный регистрационный взнос и т. п.), а также непрозрачность процесса принятия решения. Зачастую отказ в предоставлении гранта или зачисления на программу академической мобильности не разъясняется или ограничивается формальным заявлением о несоответствии требованиям. Обратная связь по каждой заявке не осуществляется. Это вполне обоснованно, если на программу подается несколько десятков заявок. Но таким образом кандидат может никогда не узнать, в чем же был недостаток его заявки, и продолжит делать те же ошибки в последующих попытках принять участие в программах академической мобильности. Конечно же, невозможно дать обратную связь по каждой заявке, но вполне реально устраивать периодически выездные семинары, краткосрочные курсы повышения квалификации, в которых лекторами выступали бы те эксперты, которые оценивают заявки по программам академической мобильности. Препятствия для развития академической мобильности на двусторонней межуниверситетской основе заключаются, в основном, в различиях учебных планов, форматов обучения, сроках подачи документов и т. д. Каждое такое соглашение между вузами о программах двойных дипломов или включенного образования требует кропотливой подготовительной работы для согласования условий взаимозачета, количества присуждаемых зачетных единиц, форматов и сроков проведения экзаменов и т. п. Конечно, со стороны кажется, что в Европе эти проблемы полностью решены и лишь недавно присоединившиеся к Болонскому процессу страны вроде России и Казахстана испытывают трудности с учебными планами и программами. Однако вполне естественно, что требования к освоению курса, подходы к обучению и качество предоставляемого образования в различных вузах все равно будут разниться. Поэтому для обеспечения академической мобильности на основе межвузовских соглашений необходима общая законодательная рамка, предоставляющая вузам относительную свободу в вопросах наполнения учебных программ и зачета соответствующих единиц. На усмотрение каждого конкретного вуза остается и вопрос о том, каким образом оформлять и учитывать поездки и стажировки своих сотрудников - преподавателей и научных сотрудников, в вузы-партнеры. При краткосрочных поездках такой проблемы не возникает, но при желании и необходимости сотрудника уехать в другой вуз, в том числе зарубежный, на учебный год университету становится невыгодно содержать такого работника, в результате чего он чаще всего остается на период отъезда без содержания, даже несмотря на то, что ведет профессиональную деятельность. В европейских и американских вузах, где поощряется мобильность сотрудников, для таких целей предусмотрен так называемый оплачиваемый академический или творческий отпуск (sabbatical). В российских вузах ввиду ограниченности финансирования и в целом иного отношения к подобному времяпрепровождению такие примеры достаточно редки. Предоставление вузам относительно широких прав по согласованию учебных программ и даже дополнительного финансирования, тем не менее, не решает проблему конкретного вуза по поиску партнеров, готовых участвовать в совместных программах академической мобильности. В частности, вузы, располагающиеся относительно высоко в международных рейтингах, на которые с введением программы 5-100 теперь ориентируются ведущие российские высшие учебные заведения, не желают связывать себя постоянными партнерскими отношениями с теми вузами, которые отстоят далеко позади их самих. В России, например, провинциальному вузу трудно сотрудничать со многими столичными университетами в силу их ориентации исключительно на европейских и американских партнеров, вышестоящих в рейтингах. Конечно, виной этому может служить не только снобизм, но и нежелание «тянуть» вверх провинциального партнера за счет своих ресурсов и показателей. Это вполне прагматичный и в определенной мере правильный с точки зрения конкретного вуза подход, но академической мобильности он не способствует. Для развития академической мобильности внутри России, привлечения в страну иностранных студентов и преподавателей, а также налаживания эффективного сотрудничества с зарубежными вузами, необходимо принять целый ряд мер разного уровня: от находящихся в компетенции университета и до уровня местных, региональных и федеральных органов власти. Тем не менее ниже будут представлены рекомендации по развитию академической мобильности, которые кажутся нам вполне осуществимыми конкретным вузом и способными эффективно содействовать развитию академической мобильности. Рекомендации по развитию академической мобильности: 1. Обеспечение доступности информации о возможностях участия в академической мобильности. Принимая во внимание необходимость доведения до максимально широкого круга заинтересованных в академической мобильности лиц информации о доступных программах, грантах и иных формах поддержки, рекомендаций по их поиску в соответствии с интересами и потребностями потенциального участника, университету необходимо: - Создать и своевременно обновлять информационные ресурсы, посвященные программам академической мобильности, а также существующим грантам, фондам и т. п., включая специализированный раздел на официальном сайте университета, информационные брошюры, информационные стенды и афиши. - Сформировать перечень и наладить контакты с представителями существующих российских фондов и представительств зарубежных фондов и программ в России для обмена информацией и организацией совместных мероприятий по информированию студентов и сотрудников университета об актуальных возможностях академической мобильности. - Сформировать предложение Министерству образования и науки Российской Федерации по созданию общероссийской базы данных программ академической мобильности на базе сайта Программы исходящей международной академической мобильности (http://im.interphysica.su), дополнив ее сведениями о доступных студентам и преподавателям российских университетов программах, грантах и иных формах поддержки академической мобильности независимо от организационно-правовой формы и местоположения организации, администрирующей соответствующие программы, гранты и иные формы поддержки. До принятия решения о формировании общероссийской базы данных и ее создания, университету следует сформировать собственный систематизированный перечень программ, грантов и иных форм поддержки академической мобильности, содержащий, по меньшей мере, следующие сведения: наименование программы; организация, администрирующая программу; адрес программы в сети Интернет; принимающая страна; принимающая организация, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, на которые распространяется действие соответствующей программы; категория участников (студенты, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники и т. п.); требования к участникам; сроки объявления конкурса; сроки приема заявок; сроки объявления результатов. - Сформировать план мероприятий, направленных на информирование студентов, преподавателей, научных сотрудников университета о существующих возможностях академической мобильности, и проводить их на регулярной основе, отдавая предпочтение формам, предполагающим личный контакт, в том числе предусмотреть: - проведение встреч, семинаров и консультации о возможностях академической мобильности совместно с представителями российских фондов и российских представительств зарубежных фондов и программ; - проведение встреч и консультаций студентов, преподавателей и сотрудников университета с участниками академической мобильности в прошлом; - проведение семинаров для преподавателей и сотрудников университета, направленных на формирование навыков мотивирования студентов к участию в международной академической мобильности; - проведение научными руководителями индивидуальных консультаций со студентами с целью информирования, ориентирования и мотивирования студентов для

Ключевые слова

университет, рынок труда, академическая мобильность, мировое образовательное пространство, university, labor market, academic mobility, world educational sphere

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дериглазова Лариса Валериевна Томский государственный университет доктор исторических наук профессор исторического факультетаdlarisa@inbox.ru
Балякин Артём АлександровичНИЦ «Курчатовский институт»кандидат физико-математических наук, начальник отдела научно-технических программ и проектов Управления научно-аналитической информацииBalyakin_AA@nrcki.ru
Погорельская Анастасия Михайловна Томский государственный университет научный сотрудник Центра исследований международных организаций и сетевых структурlisbonne@rambler.ru
Полтарыхина Ирина ЕвгеньевнаКемеровский государственный университет студентка Института истории, государственного управления и международных отношенийirina_poltarihina@mail.ru
Шабалина Алина ДмитриевнаКемеровский государственный университет студентка Института истории, государственного управления и международных отношенийshabalinaalina7@mail.ru
Катаман Дмитрий Олегович Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевскогоаспирант исторического факультетаkatamandmitry@gmail.com
Трифонова Дарья Дмитриевна Томский государственный университет студентка исторического факультетаdaryatrfnv@gmail.com
Шведов Денис ВикторовичНовосибирский государственный университет экономики и управленияначальник отдела международного сотрудничестваnathalieleskina@gmail.com
Лескина Наталья ВладимировнаУральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцинааспирантка Института социальных и политических наукaleksieim@yandex.ru
Михайлов Алексей МихайловичИркутский государственный университет студент исторического факультетаaleksieim@yandex.ru
Озубекова МээримДипломатическая академия МИД Кыргызской Республики им. К. Дикамбаеваведущий специалист Центра исследований международного сотрудничестваm030709@gmail.com
Смоленчук Ольга Юрьевна Томский государственный университет соискатель исторического факультетаsmolenchuk@gmail.com
Чугунова Надежда ЕвгеньевнаИркутский государственный университет магистрант исторического факультетаnadya-chugunova38@yandex.ru
Всего: 13

Ссылки

Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования : учеб. пособие. М. : РУДН, 2008. 162 с.
China Scholarship Council. Annual Report 2008. Р. 7. URL: http://www.csc.edu.cn/uploads/20090831162723653.pdf
Global Flow of Tertiary-Level Students / UNESCO Institute for statistics. 2017. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow
Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. Июль 2016. № 7. URL: http://5top100.ru/upload/iblock/750/fo7.pdf
Россия в цифрах / Федеральная служба государственной статистики. 2016. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf; Global Flow of Tertiary-Level Students/ UNESCO Institute for statistics, 2017. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow
Оспанова А.Н. Высшее образование и академическая мобильность в интеграционных проектах современности: ЕС и ЕАЭС. Астана, 2017.
 Университет будущего: стратегия развития вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 52. DOI:  10.17223/19988613/52/13

Университет будущего: стратегия развития вуза | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 52. DOI: 10.17223/19988613/52/13