Британские исследования в Томском государственном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI: 10.17223/19988613/53/2

Британские исследования в Томском государственном университете

Показаны истоки складывания британской школы научных исследований и ее функционирование на историческом факультете Томского государственного университета как элемента томской школы международных исследований. Рассмотрены становление разных направлений в изучении истории Великобритании и современное состояние англоведения в условиях трансформации традиционного понимания научной школы в эпоху междисциплинарности.

British studies at Tomsk State University.pdf Изучение истории Великобритании в Томском государственном университете было положено в начале 1960-х гг. на кафедре новой и новейшей истории под руководством Станислава Селиверстовича Григорце-вича, человека с неординарной и яркой человеческой и профессиональной судьбой. С.С. Григорцевич родился в 1917 г., учился в школе фабрично-заводского ученичества при паровозном депо ст. Тайга Томской железной дороги. В 1936 г. поступил в Томский горно-металлургический техникум, но уже в марте 1938 г. перешел на подготовительные курсы при Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) и, сдав экстерном экзамены за среднюю школу, поступил на исторический факультет ТГПИ. В первые месяцы Великой Отечественной войны принимал участие в строительстве фундамента для монтажа оборудования эвакуированных в Томск заводов, в уборке урожая. После войны стал сначала преподавателем, а с 1954 г. - заведующим кафедрой всеобщей истории ТГПИ, по совместительству работал доцентом на историко-филологическом факультете (ИФФ) Томского государственного университета. В 1951 г. Станислав Селиверстович защитил кандидатскую диссертацию «Разгром японской интервенции и крах происков американских империалистов на советском Дальнем Востоке (1920-1922 гг.)» в Институте востоковедения АН СССР. В 1955 г. в связи с закрытием исторического отделения в ТГПИ был переведен на работу в ТГУ [1]. С сентября 1961 г., после раздела кафедры всеобщей истории, по 1 июля 1993 г. Станислав Селивертович являлся бессменным заведующим кафедрой новой и новейшей истории. Его научные интересы отличались широким географическим и временным диапазоном. Наряду с американистикой, которая была основной сферой его специализации, он интересовался германской внешней политикой, чему способствовало хорошее знание немецкого языка, и затрагивал в своих работах темы по истории Великобритании. В 1964 г. С. С. Григорцевич защитил докторскую диссертацию. В монографии «Дальневосточная политика империалистических держав в 1906-1917 гг.» (Томск, 1965 г.), написанной на ее основе, содержатся разделы о британском внешнеполитическом курсе в Китае [2]. Можно говорить о том, что в этот период происходит складывание англоведения в рамках блока «Британия и Дальний Восток». Позднее интересы С. С. Григорцевича сместились не только в область британистики и германистики, но также - теории и историографии международных отношений. В период его заведования кафедрой им и его учениками было подготовлено 80 кандидатов наук из числа аспирантов и соискателей из вузов Сибири и Дальнего Востока. Поражающая воображение цифра - сам Станислав Селиверстович Григорцевич был научным руководителем у более 40 кандидатов наук и 2 докторов наук, в работах которых рассматривался широкий круг проблем с конца XIX в. до современного периода истории внешней политики зарубежных стран. Сфера научных интересов Станислава Селиверстовича в более предметном поле включала изучение истории международных отношений на Дальнем Востоке, колониальную политику Великобритании и других стран. Проблемам британской внешней политики были посвящены 14 кандидатских диссертаций под руководством С.С. Григорцевича: Балобаева З.В. Проблема получения военных долгов в европейской политике США (1929-1934 гг.). Томск, 1971; Герчикова В.В. Антибританская политика Германии и борьба в ее правящих кругах по вопросам взаимоотношений с Англией в 1911-1912 гг. Томск, 1971; Каирбекова Р.Р. Антигерманская политика Англии и борьба в британских правящих кругах по вопросам взаимоотношений с Германией (1907-1922 гг.). Томск, 1981; Михайлова В.Е. Политика Англии на Дальнем Востоке в связи с агрессией Японии против Китая (1931-1937 гг.). Ленинград, 1982; Свинин В. А. Англия в европейской политике США (1945-1948 гг.). Томск, 1982; Погодаев Н.П. Русская буржуазно-монархическая и английская буржуазная пресса как источник по англо-русским отношениям в 1906-1909 гг. Томск, 1984; Притчина Е.В. Дальневосточная политика Англии в связи с японской агрессией в Китае в 1937-1941 гг. Томск, 1985; Монина Л.В. Антианглийская политика Германии и обсуждение в германских правящих кругах вопросов взаимоотношений с Англией (1903-1907 гг.). Томск, 1986; Комаристая Л. А. Германо-английское империалистическое соперничество и позиция германских правящих кругов в ходе переговоров с Англией в 1908-1911 гг. Томск, 1987; Лицарева Е.Ю. Проблема погашения военного долга Великобритании Соединенным Штатам Америки в американо-английских отношениях (1922-1932 гг.). Томск, 1988; Лабузова И.В. Политика Англии в отношении Японии в 1901-1905 гг. Томск, 1989; Рользинг С. К. Политика Англии по отношению к Германии и британская либерально-пацифистская оппозиция (1912-1914 гг.). Томск, 1992; Баштанов В.И. Политика правительства и позиция общественного мнения Германии в связи с англо-бурской войной (1899-1902 гг.). Томск, 1999; Усатюк Д. В. Политика США в отношении Великобритании в 1914-1918 гг. (морская блокада Германии и «свобода морей»). Томск, 2002. Учеником Станислава Селиверстовича является и Борис Степанович Жигалов, защитивший в 1965 г. кандидатскую диссертацию «Железные дороги и борьба империалистических держав за господство в СевероВосточном Китае в 1905-1914 гг.» и ставшийм фактическим основателем школы англоведения в Томском госуниверситете. Под руководством Б. С. Жигалова были защищены три кандидатские диссертации по британским исследованиям: Аршинцева О.А. Политика Великобритании в отношении Германии в 19221925 гг. (Томск, 1987), Рогожникова М.Л. Политика второго лейбористского правительства Великобритании в отношении Германии (1929-1931 гг.) (Томск, 1989) и Аноп А.Ф. Политика Англии в отношении Турции в 1918-1922 гг. (Томск, 1991). За плечами Бориса Степановича уже 60 лет плодотворной работы на ниве не только англоведения, но и - в последние годы - германских исследований, в этом смысле Борис Степанович продолжает развивать направления, заложенные как Станиславом Селиверсто-вичем, так и германистом кафедры Николаем Сергеевичем Черкасовым. В 2013 г. вышло учебное пособие Бориса Степановича «Германия и СССР: экономические и политические отношения (март 1918 - июнь 1941 гг.)» [3]. В 2014 г. вышла его монография «И.М. Майский: портрет советского дипломата по материалам его "Дневника", писем и мемуаров» [4]. Борис Степанович продолжает работать со студентами, по-прежнему пишет статьи и находится в хорошей научной форме. К нему можно обратиться по самым разным вопросам: эрудиция и острый ум неизменно вдохновляют на научный поиск, заставляют смотреть на изучаемые сюжеты с разных, порою неожиданных, аспектов. Борис Степанович в курсе всех международных проблем, отслеживает публикации во всех журналах и знает так называемую мировую повестку - отсматривает не только русско-, но и англоязычные журналы, следит за научной «модой». Борис Степанович - пример и образец ученого классической академической научной школы. У другого ученика Станислава Селиверстовича -Савелия Вольфовича Вольфсона - две ученицы защитили работы на соискание ученой степени кандидата исторических наук по британской тематике -С.В. Фоменко по теме «Политика руководства лейбористской партии Великобритании по укреплению влияния лейборизма среди молодежи (1959-1970 гг.)» (Томск, 1977) и Бандорина Е.В. - «Политика консервативной партии Великобритании по отношению к молодежи (конец 1950-х - 60-е гг.)». (Томск, 1977). Специализацией Савелия Вольфовича, защитившего в 1967 г. кандидатскую диссертацию «Политическая борьба в правящих кругах США по вопросам внешней и военной политики в 1950-1951 гг. в связи с войной в Корее», долгие годы была не только американистика, но также молодежное движение в разных странах Запада. С. В. Вольфсон и сейчас по-прежнему много внимания уделяет молодежной тематике, ведет соответствующие спецсеминары, руководит курсовыми и дипломными работами. В 1993 г. заведующим кафедрой стал ученик С. С. Григорцевича М.Я. Пелипась. Михаил Яковлевич родился в 1947 г. в г. Петропавловске Казахской ССР. В 1965 г. он поступил на ИФФ ТГУ, десять лет спустя защитил кандидатскую диссертацию по теме «Политика правящих кругов США в связи с подготовкой и ратификацией Североатлантического военно-политического договора (1948-1959 гг.)», а в 1990 г. - докторскую диссертацию по теме «Политика США и Англии на Ближнем и Среднем Востоке в 1947-1955 г.». Период, когда Михаил Яковлевич стал заведующим кафедрой, был нелегким и для отечественной науки и вузовской системы, и в целом тяжелейшим для страны временем разлома. Наука оказалась в глубоком финансовом, идеологическом кризисе, упал престиж профессии ученого, обозначился дефицит кадров. В то же время падение «железного занавеса» обозначило для отечественных ученых новые возможности, например, связанные с получением зарубежных исследовательских грантов для работы в архивах, участия в конференциях, общения с западными коллегами. Михаил Яковлевич максимально полно использовал эти открывшиеся возможности и в 1990-е гг. прошел стажировки в Свободном университете Берлина, по программе Фулбрайта в университете Ратгерс, Нью-Джерси, США и др. В эти же годы и позднее, несмотря на ставшую хронической нехватку средств, Михаил Яковлевич организовывал на факультете научные конференции регионального, всероссийского и международного статуса с приглашением иностранных коллег. По его предложению была создана Сибирская ассоциация американистов, М. Я. Пелипась поддерживал тесные связи с ведущими российскими и зарубежными центрами по изучению истории международных отношений и холодной войны, приглашал российских и и зарубежных коллег на конференции и семинары. Михаил Яковлевич, помимо активного участия в деятельности Сибирской ассоциации историков-американистов, входил в состав правления Российской ассоциации американистов и Ассоциации европейских исследований. Сложно переоценить тот огромный вклад, который был им сделан в развитие сибирской и в целом российской американистики. Однако диапазон его научных интересов, так же как и его учителя, не ограничивался американистикой. На кафедре было обозначено новое, второе направление в области англоведения - «Великобритания и Ближний и Средний Восток». В поле исследовательского внимания М.Я. Пелипася попадала не только история США, Великобритании и других стран и их политика в Ближневосточном регионе, но также история концепций и идей - например, ряд публикаций и конференций были посвящены фронтирной тематике, активно разрабатываемой в современной историографии. Под началом М. Я. Пелипася подготовлено 7 кандидатских диссертаций, три из которых были защищены в течение 2007 г. уже после его ухода из жизни. Тематика этих кандидатских работ была различной - в планах Михаила Яковлевича было не только развивать на кафедре американистику, но также укреплять позиции германистов, англоведов и заложить основы франковедения. К сожалению, пока эти планы полностью не реализованы. Некоторые защитившиеся ученики Михаила Яковлевича работают за рубежом. Например, Е.Ю. Проден, на которую возлагалась надежда как на франковеда с ее знанием французского языка, является сотрудником Учебного и Научно-исследовательского центра при ООН (UNITAR) в Женеве, Швейцария. Большинство же учеников остались в составе кафедры и продолжают исследование тех проблем, начало изучению которых было положено под руководством М. Я. Пелипася. В 2011 г. стал доктором наук В.П. Румянцев, докторские диссертации защитили О.Г. Лекаренко и Е.В. Хахалкина в 2012 и 2017 гг. соответственно. М.Н. Волков совмещает должность доцента на кафедре с работой в качестве заместителя начальника Департамента международных и региональных связей Администрации Томской области. Другие ученики - Е. Л. Кузнецов и В. В. Руссков, хотя и не стали работать по специальности, успешно нашли себя в других сферах. В 2000-е гг. фокус в британских исследованиях сместился в сторону изучения позиции Британии в отношении европейской интеграции и истории Британской империи, сформировалось третье направление «Британия, деколонизация и европейская интеграция», чему в немалой степени способствовал уже накопленный опыт в изучении этого материала - к сюжетам трансформации Британской империи в Содружество, влияния распада мировой колониальной системы на развитие европейской интеграции в своих работах обращались М. Я. Пелипась [5] и его ученики В. П. Румянцев, Е. Ю. Проден, Е. В. Хахалкина. В 2007 г., после ухода из жизни М. Я. Пелипася, новым заведующим кафедрой стал Владимир Петрович Румянцев, который не только возглавил коллектив, но и продолжил научные разработки в русле тематики «Великобритания и Ближний Восток» с выходом на глубокую проработку проблем деколонизации и ее влияния на начало и развитие европейской интеграции. В 2010 г. была издана монография В. П. Румянцева «Ближневосточная политика США и Великобритании в 1956-1960 гг.» [6]. В 2016 г. была опубликована монография Е.В. Хахалкиной «Между Европой и империей: политика Великобритании в отношении европейской интеграции и деколонизации. 1945-1964 гг.» [7]. Таким образом, усилиями С. С. Григорцевича, С.В. Вольфсона, Б.С. Жигалова, Н.С. Черкасова и их учеников была заложена и функционирует томская научная школа международных исследований (или исследований внешней политики стран Запада). Феномен удивительно плодотворной работы наших учителей состоит, на мой взгляд, в том, что наука воспринималась ими не как ремесло, а как образ жизни. Люди не мыслили и не мыслят себя даже не вне науки, а вне стен этого университета, потому что Томский государственный университет, классический университет, который сейчас подвергается стремительным трансформациям, за долгие годы и десятилетия сформировал особую среду, особую атмосферу. В немалой степени этому способствуют уникальные ресурсы, к которым имеют доступ томские исследователи - прежде всего, это Научная библиотека Томского госуниверситета, которая даже в советский период пополнялась изданиями на иностранных языках, в том числе силами сотрудников кафедры новой, новейшей истории и международных отношений. Все без исключения иногородние и зарубежные коллеги при посещении Томска отмечают, что сама среда Научной библиотеки - старое и новое здания с развитой инфраструктурой, в настоящее время максимально приближенной к нуждам студентов и преподавателей, наличие огромного фонда печатных изданий (более 3 млн. экземпляров) и доступа к удаленным ресурсам - способствует успешной научно-образовательной деятельности. Накоплен значительный потенциал не только кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений, но также и кафедрой мировой политики в области изучения европейской интеграции и истории Европейского союза - функционирует соответствующая магистерская программа «Исследования Европейского союза» под руководством Л. В. Дериглазовой. В рамках этой программы преподаватели разных кафедр читают курсы, максимально полно отражающие научную специализацию, что представляется очень ценной возможностью: зачастую научные открытия рождаются в аудиториях и обеспечивают тесную взаимосвязь науки и образования. Темы по истории Великобритании в ее различных аспектах даются также сотрудниками кафедры востоковедения. Томские англоведы поддерживают связи с британи-стами из других городов России и с зарубежными специалистами. Этому способствует реализация грантов, связанных с британской и в целом европейской тематикой. В 2013 г. Е.В. Хахалкина выиграла грант Ж. Монне по программе «Европейская модель» по теме «Великобритания в Европейском союзе: прошлое и настоящее». В том же году сотрудниками Исторического факультета был выигран мегагрант Правительства РФ (Постановление № 220) «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности». Для реализации проекта была создана Лаборатория социально-антропологических исследований, один из научных коллективов в рамках которой занимался разработкой проблем формирования и эволюции европейской идентичности в контексте европейской интеграции. Зарубежные поездки, в том числе в Великобританию, общение с коллегами и написание научных работ по этому и другим проектам способствуют интеграции сибирских англоведов в мировую науку, пониманию актуальных проблем в области британистики и в целом европейских исследований. Можно констатировать, что в постсоветский период позиции отечественных англоведов заметно укрепились. В советское время, в эпоху «холодной войны», внимание историков в основном было приковано к отношениям двух сверхдержав - США и СССР, в то время как другие страны попадали в фокус исследовательского внимания преимущественно в контексте то набиравшей, то ослаблявшей силу конфронтации двух противоборствующих систем. Какие-то другие сюжеты, выпадавшие из общей логики «холодной войны», редко становились объектом пристального изучения, например уже упомянутые вопросы идентичности, мульти-культурализма, миграционной политики Великобритании и других европейских стран. В постсоветский период исследователи получили больше «идеологической» свободы и больше возможностей для работы с архивными материалами. В настоящее время для этого уже даже не требуются заграничные поездки - впечатляющие объемы рассекреченных документов доступны исследователям для работы онлайн. Таким образом, англоведение в Томском университете продолжает развиваться, хотя и уступая американским исследованиям; студенты и аспиранты выбирают темы по истории Великобритании в различных ее аспектах, защищают бакалаврские, магистерские, кандидатские и докторские диссертации. В завершение размышлений о британских исследованиях в Томском госуниверситете хотелось бы обратить внимание на два тезиса. Первое. Деление на англоведов, германистов и так далее носит во многом искусственный характер. Грань между англоведами, американистами, европеистами, востоковедами и другими специализациями очень узкая, в своих научных исследованиях мы постоянно пересекаемся, иногда начинаем увлекаться какими-то другими тематиками - на стыке с нашими уже устоявшимися научными интересами, начинаем кооперироваться с коллегами, иногда эта кооперация приносит неожиданные и очень плодотворные результаты. Поэтому можно быть и востоковедом, и англоведом одновременно, так же как американистом и англове-дом, и этот ряд множественных идентичностей можно продолжать. Междисциплинарность в научных изысканиях и методах научного познания стала нормой современной академической жизни. В этих условиях, как представляется, нужно активнее использовать возможности получения грантов, публикаций в зарубежных журналах, не бояться выходить на новые исследовательские поля, новые темы, активнее кооперироваться друг с другом. Наука как образ жизни - вот тот самый ключ, который может открыть многие двери, даже в наших непростых условиях. Второе. В современных условиях сверхдинамичного развития науки и образования в России и в мире новыми смыслами насыщается само понятие научной школы, трансформируясь и высвечивая новые грани своего предназначения. Уже привычными нашему уху стали понятия «ведущая научная школа», «ко-лаборатория», «центр превосходства» и другие названия научных коллективов, создаваемых для реализации исследовательских проектов или решения образовательных задач. Научные группы, объединенные под такими наименованиями, носят, как правило, кратковременный характер, но они меняют прежнее понятие научной школы как некоей долговременной характеристики научного коллектива. Уже упомянутая междисциплинарность, ставшая заметной особенностью современных исследований и кооперации ученых, способствует более легкому и в то же время более тесному сотрудничеству специалистов разных кафедр, факультетов с разной сферой интересов, но объединенных на какое-то время общими исследовательскими, а подспудно и образовательными задачами. Такие новшества не отменяют прежнего понятия научной школы, но делают его более гибким, позволяя совмещать разные направления научных интересов, находить общие точки соприкосновения и расширять собственные исследовательские горизонты. Указанные факторы не отменяют прежних подходов к характеристикам научных школ, к узким специализациям, скорее, они заставляют задуматься над важностью сохранения научных традиций, памяти о наших учителях, об их уроках, особенно в наше время стремительных изменений, иногда все разрушающих на своем пути, и ценностью существующих научных связей и простого человеческого общения.

Ключевые слова

англоведение, Томский государственный университет, научные школы, British history, Tomsk State University, school of scientific research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хахалкина Елена Владимировна Томский государственный университет доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношенийekhakhalkina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Литвинов А.В. Григорцевич Станислав Селиверстович // Электронная энциклопедия. URL: http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/Григорцевич,_Станислав_Селиверстович
Григорцевич С.С. Дальневосточная политика империалистических держав в 1906-1917 гг. Томск, 1965.
Жигалов Б.С. Германия и СССР: экономические и политические отношения (март 1918 - июнь 1941 гг.). Томск, 2013.
Жигалов Б.С. И.М. Майский: портрет советского дипломата по материалам его «Дневника», писем и мемуаров. Томск, 2014.
Пелипась М.Я. Скованные одной цепью: США и Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1956 гг. Томск, 2003.
Румянцев В.П. Ближневосточная политика США и Великобритании в 1956-1960 гг. Томск, 2010.
Хахалкина Е.В. Между Европой и империей: политика Великобритании в отношении европейской интеграции и деколонизации. 1945-1964 гг. Томск, 2016.
 Британские исследования в Томском государственном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI:  10.17223/19988613/53/2

Британские исследования в Томском государственном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI: 10.17223/19988613/53/2