Конфессиональный состав Индийского национального конгресса в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI: 10.17223/19988613/53/20

Конфессиональный состав Индийского национального конгресса в конце XIX - начале XX в.

Исследуется конфессиональный состав Индийского национального конгресса (ИНК) в период становления организации в качестве ведущей силы индийского национально-освободительного движения. Рассмотрены закономерности формирования состава ИНК, обусловленные меняющимися социально-политическими условиями в Индии конца XIX в. Большое внимание уделено анализу соотношения числа мусульман и индусов в ИНК в контексте индусско-мусульманских противоречий. Сделаны выводы о влиянии состава ИНК на восприятие Конгресса различными слоями индийского общества и британской колониальной администрацией.

Confessional composition of the Indian National Congress in the late 19th - early 20th century.pdf Одной из основных характеристик индийского субконтинента, оказывавшей серьезное влияние на политическое развитие региона, является его поликонфес-сиональность, бывшая результатом многочисленных миграций населения в древности и средневекового мусульманского завоевания Индии. К концу XIX в. - времени появления ИНК на индийской политической сцене - большинство населения Индии составляли индусы (207,7 млн человек при общей численности населения в 287,2 млн человек), среди религиозных меньшинств самыми крупными (без учета лесных племен, придерживавшихся первобытных анимистических верований) были мусульмане - 57,3 млн чел., буддисты -7,1 млн, христиане - 2,3 млн, сикхи - 1,9 млн и джайны - 1,4 млн человек; незначительную часть населения составляли парсы (зороастрийцы) - 89,9 тыс. и иудеи -17 тыс. человек [1. P. XXII-XXIV]. В таких условиях деятельность политической организации, стремившейся выражать интересы всего индийского народа, не могла быть эффективной без учета конфессионального разнообразия, присущего Индии, и последовательной религиозной политики. С момента возникновения ИНК руководители Конгресса в публичных выступлениях делали акцент на том, что организация является общенациональной [2. P. 221]. Главной целью ИНК провозглашалась сугубо политическая задача, решение которой не должно было зависеть от особенностей конфессионального состава Конгресса - расширение прав индийского народа в управлении страной. Однако многовековые противоречия между двумя крупнейшими религиозными общинами (индусской и мусульманской) требовали от лидеров ИНК решения двоякой задачи - привлечения мусульман в конгрессистское движение и противодействия оппозиции Конгрессу, возглавляемой Саидом Ахмад-ханом - мусульманским просветителем, создателем теории «двух наций», согласно которой мусульмане и индусы в Индии являлись не просто приверженцами разных вероучений, а представляли собой две отдельные нации, живущие на одной территории. С учетом того, что после поражения народного восстания 1857 г. мусульмане сравнительно поздно включились в общественно-политические процессы, более характерные для индусской интеллигенции (создание политических ассоциаций и т. п.), наиболее активную часть Конгресса составляли индусы, вследствие чего руководство ИНК в первые годы его существования было вынуждено уделять конфессиональному вопросу большое внимание, что нашло отражение в ряде мероприятий ИНК в конце 80-х гг. XIX в. В целом указанные выше факторы и определили своеобразие конфессионального состава ИНК в конце XIX - начале XX в. Главной характерной чертой конфессионального состава ИНК было превалирующее число индусских делегатов. На некоторых сессиях Конгресса число индусов превышало 95% от общего состава делегатов (в частности, на сессии в Лахоре в 1909 г. на 232 индусских делегата приходилось 11 человек, представлявших иные конфессии [3. Appendix C]) и никогда не опускалось ниже 55% (сессия 1899 г. в Лакхнау [4. Appendix]). По подсчетам индийского исследователя П.Ч. Гхоша, в 1892-1909 гг. из 13 839 делегатов ИНК 12 383 были индусами и только 1 456 делегатов представляли иные религиозные течения [5. P. 23]. Вместе с тем неоднородность общины (ее варновый, т. е. сословный характер) приводила к тому, что большую часть индусских делегатов на сессиях ИНК представляли члены высшей варны - брахманы. На некоторых сессиях число брахманских делегатов превышало совокупное число индусских делегатов остальных варн в два или почти в два раза (на сессии в Мадрасе в 1894 г. 744 делегата были брахманами, 371 - представляли иные индусские варны [6. Appendix]; в Пуне в 1895 г. это соотношение составило 996 к 494 [7. Appendix]). Как правило, брахманские делегаты составляли от трети до половины всех индусских представителей. Столь высокий процент участников-брахманов на сессиях Конгресса можно объяснить тем, что, согласно правилам, установленным на бомбейской сессии 1885 г., заседания Конгресса велись на английском языке [8. P. 3], а поэтому от делегатов требовался определенный уровень образования. Вероятно, возможность доступа к образованию повлияла также на то, что сессии, проводимые в крупных городах, таких как Мадрас, посещало большое количество шудр - низшей варны в индусской иерархии [6. Appendix]. Вторую по численности религиозную группу, принимавшую участие в сессиях ИНК, составляли мусульмане. Однако число мусульманских делегатов было невелико: только однажды, на сессии в Лакхнау в 1899 г., их насчитывалось 313 человек (42% от всех делегатов [4. Appendix]); на остальных сессиях процент мусульман колебался от 1 (сессии 1894, 1898, 1903 гг.) до 14 (сессия 1892 г.). Помимо активной оппозиции со стороны части мусульманской аристократии, возникшей уже в середине 80-х гг. XIX в., на незначительное представительство мусульман в Конгрессе оказывали и иные факторы. Раскол ИНК в 1907 г. и создание Мусульманской лиги годом ранее, а также подготовка реформ Морли-Минто в Индии, предполагавших введение отдельной избирательной курии для мусульман, привели к тому, что существенная часть мусульман отошла от Конгресса после 1906 г. Таким образом, если на калькуттской сессии 1906 г. присутствовали 45 мусульманских делегатов [9. Appendix I], то сессии 1908 и 1909 гг. посетили лишь 10 и 5 мусульманских делегатов соответственно. Более политически активной частью индийского населения были парсы, которые в период с 1885 по 1909 г. были представлены в среднем 12 делегатами ежегодно. Минимально парсы были представлены в 1892 г. - 1 человек, максимально в 1904 г. - 65 человек. На отдельных сессиях (1902, 1904, 1908 гг.) число делегатов-парсов превышало число мусульманских представителей. Политическая активность парсов и, как следствие, их участие в деятельности ИНК, в том числе и на руководящих постах, была обусловлена тем, что они составляли заметную часть зарождавшейся национальной буржуазии, интересы которой, главным образом, выражал ИНК. Среди других религиозных течений, представители которых принимали участие в деятельности ИНК, следует отметить христианство и сикхизм. Христиане были представлены как европейцами, так и коренными индийцами; в целом их доля среди делегатов не превышала 1% [5. P. 23]. Вместе с тем А.О. Юм (генеральный секретарь ИНК в 1885-1906 гг.) неоднократно обращался к англичанам, жившим в Индии (англо-индийцам), с просьбой принимать активное участие в работе Конгресса [10. P. 13], поскольку руководство организации рассматривало англо-индийцев как неотъемлемую часть индийского народа. В 1888 г. президентом ИНК был впервые избран христианин (Джордж Юл), однако этот факт не привел к значительному увеличению числа христианских делегатов на конгрес-систских сессиях. Что касается делегатов-сикхов, то их число могло достигать заметных показателей (40 представителей на лахорской сессии 1893 г.), однако в большинстве случаев значительное сикхское представительство связано с проведением сессий в местах компактного расселения этой общины, прежде всего в Лахоре. В частности, в 1894 г., через год после сессии в Лахоре, Конгресс не посетил ни один сикхский делегат. Это, в свою очередь, свидетельствовало о слабости политических связей между различными районами Индии и об ограниченных возможностях самого ИНК, который не был способен взять на себя все расходы на доставку избранных делегатов к месту проведения сессии. Таким образом, исследование конфессионального состава ИНК позволяет выявить две основные тенденции, которые оказали серьезное влияние на развитие организации в дальнейшем. В первую очередь, наличие в Конгрессе индусского большинства порождало критику со стороны религиозных меньшинств и колониальной администрации, основанную на том, что ИНК является организацией, выражавшей исключительно индусские интересы. Это косвенно отражалось на росте коммуналистских настроений среди религиозных меньшинств и росте числа организаций (самой известной из которых являлась возникшая в 1906 г. Мусульманская лига), выражавших интересы определенных конфессиональных групп. Однако на фоне общей слабости региональных общественно-политических ассоциаций Конгресс, участниками которого уже в первые годы существования были представители всех индийских конфессий (за исключением иудеев [11. P. 55]), был единственной организацией национального масштаба, требования которой были обусловлены политической целесообразностью, что в значительной степени оправдывало притязания ИНК на выражение интересов всех конфессиональных групп в Индии и способствовало росту его популярности в различных слоях индийского общества.

Ключевые слова

Indian National Congress, confessional composition, Hindu-Muslim conflicts, Индийский национальный конгресс, конфессиональный состав, индусско-мусульманские противоречия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никитин Дмитрий Сергеевич Томский государственный университет аспирант исторического факультета; библиограф Научной библиотекиlenin-partiya@mail.ru; nikitds33@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

General Report of the Census of India, 1891. London, 1893.
Hume's Speech at Allahabad on 30th April, 1888 on the origin, aims and objects of the Indian National Congress // Yadav B.D.A. O. Hume: founder of Congress. Delhi, 1992. P. 219-241.
Report of the proceedings of the Twenty-Fourth Indian National Congress. Lahore, 1910.
Report of the Fifteenth Indian National Congress. Lucknow, 1900.
Ghosh P.Ch. The Development of the Indian National Congress, 1892-1909. Calcutta, 1960.
Report ofthe Tenth Indian National Congress. Madras, 1895.
Report of the Eleventh Indian National Congress. Poona, 1896.
Proceedings of the First Indian National Congress. Madras, 1905.
Report of the Twenty-Second Indian National Congress. Calcutta, 1907.
Hume A.O. Star in the East, or, the Bengal National League. Calcutta, 1886.
Audi alteram partem: being two letters on the certain aspects of the Congress movement. London, 1888.
 Конфессиональный состав Индийского национального конгресса в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI:  10.17223/19988613/53/20

Конфессиональный состав Индийского национального конгресса в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 53. DOI: 10.17223/19988613/53/20