Определяются теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи. Делаются важные выводы о том, что изысканиями ученых с течением времени был сформирован понятийный аппарат социальной защиты. На современном этапе использование термина «попечительство» приобрело актуальность в контексте государственных социальных служб «органов опеки и попечительства», которые призваны заниматься на законодательном уровне защитой прав несовершеннолетних детей.
Theoretic-methodological bases of formation of social protection in the Russian empire.pdf Политическая стабильность и духовно-культурное развитие страны непосредственно зависят от постановки и реализации продуманной и научно обоснованной социальной политики, в центре которой и находится попечительство. C каждым годом по разным причинам увеличивается численность наиболее уязвимой части людей: сирот, инвалидов, одиноких матерей, детей с разными неизлечимыми или тяжелыми заболеваниями, пенсионеров, наркоманов, беженцев, мигрантов и асоциальных людей. Все они нуждаются в социальной защите, которая представляет собой совокупность попечительских мер и средств по созданию доступной среды для их жизнедеятельности. Целью исследования является определение теоретико-методологических основ формирования социальной защиты в Российской империи. Объектом исследования явилась социокультурная универсалия русской языковой картины мира «социальная защита», предметом - вербализованные концепты «попечительство» и «призрение» дореволюционного периода, образующие ее концептуальное ядро. Методологическая основа исследования базируется на диалектической связи прошлого с настоящим и применении понятийного аппарата, сформировавшегося как в исторической, так и в общественных науках: социологии и социальной работе, политологии, филологии. Это обусловило необходимость привлечения методов и категорий указанных наук, поэтому был применен междисциплинарный метод исследования с использованием лексико-семантических связей и взаимообусловленности разных видов социальной защиты, этимологического, морфологического и лингвистического анализа. Рассматривая концепт «социальная защита», можно выделить такие его базовые теоретические концепты, как попечительство, общественное призрение, благотворительность; а также лексемы, их образующие: 1) категории нуждающихся: бедные, нищие, бродяги, инвалиды; 2) социальные явления: алкоголизм, отклоняющееся поведение. Социальная защита имеет древние исторические традиции. До начала XX в. «социальная защита» называлась «попечительством», «общественным призрением» [1]. Теоретическое обоснование попечительства как формы социального призрения изложено в дореволюционных словарях, в которых издавались статьи ученых, профессоров университетов, историков и публицистов [2. Т. 7. С. 55]. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «призрение» относится к понятию «Приказ общественного призрения», которое трактуется как учреждение, занимавшееся "попечением" о неимущих и больных» [3. С. 250]. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона понятия «попечение» и «попечительство» трактуются как забота, покровительство и берут свое начало от римского понятия «опека». В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля понятие «попечительство» трактуется как «забота, усердие, рачение, старание» [4. С. 779]. В Настольном словаре для справок по всем отраслям знания в трех томах, составленного под редакцией В.Р. Зотова и Ф.Т. Толля, понятие «попечительство» в основном относится к «попечительному призрению в несовершеннолетнем возрасте» [5. С. 400]. Ученые классифицировали все виды попечительства, используемые в научном обороте дореволюционного периода: попечительство о тюрьмах, попечительство о народной трезвости, попечительство о бедных, попечительство Императрицы Марии о слепых, приходские попечительства. Отдельно ученые выделяли попечительство о народном образовании: попечительские советы образовательных учреждений, попечители учебных округов [6]. Попечительное о тюрьмах общество, «поставленное под покровительство императора, имело целью нравственное исправление содержащихся под стражей преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги по другим делам людей» [5. С. 568]. Основными целями данного попечительства являлись «ближайший или постоянный надзор за заключенными... наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной; занятие их приличными упражнениями» [Там же]. Значительный теоретический вклад в исследование проблемы внес российский экономист Б. Брандт. Он дает определение попечительству о народной трезвости и трактует его как государственную структуру, проявляющую опеку о людях, злоупотребляющих спиртными напитками [2. Т. 48. С. 548]. Автор указывает на такие просветительские функции попечительства, как распространение санитарно-просветитель-ской деятельности о вреде употребления алкогольной продукции, заполнение свободного времени чтением книг, проведения бесед, просмотра спектаклей и прослушивания лекций, открытие чайных и библиотек [Там же. С. 547]. Б. Брандт поясняет, что «средства попечительств составляют суммы, выделяемые государством, дополнительные источники доходов от продажи литературы, изданной попечительскими организациями, от устройства народных чтений [Там же. С. 547]. Также в дореволюционных словарях имеется понятие «попечительство о бедных духовного звания в России», т.е. учреждения, имеющие «целью заботу о бедных вдовах и сиротах духовенства, а также о бедных больных священнослужителях и церковнослужителях (причетниках)» [Там же. С. 550]. В теоретическом обосновании социальной защиты большое значение имеют обобщения дореволюционных ученых, которые подробно исследовали логико-семантические связи и взаимообусловленность разных видов социальной защиты: попечения, попечительства, покровительства, опеки и общественного призрения. Профессор Я. Колубовский выделяет понятие «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых» [Там же], которое трактуется как организация «учреждения училищ для слепых детей с целью подготовлять их к самостоятельной трудовой жизни» [Там же. С. 559]. В словаре русского словесного ударения М.В. Зарва [7. С. 189] «общественное призрение» является синонимом термина «попечение», «попечительство» и «покровительство». В теоретическом понимании «социальная защита» имеет определение призрения. Началом понимания «призрения» как совокупности общественных мер можно считать начало VI в., когда с возникновением больших городов возникла острая проблема нищенства как в Российском государстве, так и в западных странах. Об этом свидетельствуют дореволюционные энциклопедические словари. Например, в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «общественное призрение» рассматривается как «культурная форма благотворительности» [7. С. 170]. В словарях в соответствии с трактовкой вышеуказанного понятия дается формулировка «Приказы общественного призрения», которые изначально создавались как учреждения «для дел призрения и народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, домами призрения, работными и смирительными домами)» [8. С. 200]. Учитывая теоретическую проблему исследования, нельзя обойти вниманием и понятие «благотворительность». А.Е. Яновский (статья энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) рассматривает его как единовременную помощь бедным. Автор отмечает, что понятие «благотворительность» относится к «истории общественного призрения», связанными с «причинами бедности» [2. Т. 7. С. 55]. А.Е. Яновский, исследуя понятие «благотворительность» начиная с Римской империи, приходит к выводу о том, что «богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т.п. богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость (munificentia) на пользу сограждан и государства» [Там же. С. 56]. Автор делает выводы о том, что опека, попечительство и благотворительность тесно связаны с религией и духовно-нравственным воспитанием общества [Там же. С. 55]. Ученые справедливо отмечают, что понятие «благотворительность» носит характер единовременной «частной» помощи нуждающимся, не являющейся системой, а лишь помощью религиозного характера, связанной с христианскими убеждениями и верой в Бога. Среди теоретических понятий, примыкающих к категории «попечительство», учеными в качестве объектов пристального внимания рассматриваются такие категории, как «бедность», «нищенство», «бродяжничество», «инвалиды», «жертвы стихийных бедствий, неурожая, голода», «алкоголизм», «заключенные», «проституция». И. Кауфман в статье энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона трактует термин «бедность» как «скудость средств, определяющих хозяйственную (экономическую) обстановку жизни отдельного человека (личности), слоев населения (общественных классов, сословий, местностей) и целых стран или государств» [Там же]. Автор также трактует это понятие как «особый круг явлений общественных и государственных, по мере того как распространялось христианство» [2. Т. 48. С. 547]. Синонимами слова «бедность» являются «убогий», «крайне нищий», «попрошайка», «жалкий», «скудный», произошедшие от древнерусского языка «небогъ». И. Кауфман абсолютно верно противопоставляет термин «бедность» понятию «богатство» (древнерусское «отбогъ») и относит его к понятиям социально-экономического развития государства и нравственного воспитания человечества [2. Т. 7. С. 55]. Автор подчеркивает, что понятие «бедность» - это «повод к благотворительности». Изучая это понятие, автор делает вывод, причиной появления бедности является разорение, войны, налоги. Важным моментом является и тот факт, что И. Кауфман рассматривает заботу государства как «историю социального движения в XIX столетии» [Там же]. Он же рассматривает и понятие «нищенство». Автором статьи выделялись «нищие трудоспособные (безработица, неурожай и т. п.) и не способные к труду по каким-либо причинам (детство, болезнь, уродство, старость)» [Там же]. Рассматривая понятия «бедность» и «нищенство», необходимо также обратиться к трактовке слова «бродяжничество». Ученые рассматривали его как уголовное преступление, однако выделяют и такие категории граждан, которые «по надлежащем освидетельствовании, окажутся глухими, слепыми и немыми, или за совершенною дряхлостью вовсе не способными к следованию в Сибирь, обращаются в приказы общественного призрения или заменяющие их учреждения» [Там же]. Здесь мы видим, что понятие «призрение», рассматриваемое нами ранее, соотносится с такими категориями призреваемых, как бедные, нищие, сироты, убогие, глухие, слепые, немые, дряхлые. Последние четыре термина относятся к трактовке понятия «инвалиды». В этой связи нам необходимо обратиться к понятию «инвалиды» - это «лица, сделавшиеся по каким-либо причинам не способными к труду», в том числе «полуинвалиды» и «полные инвалиды» [Там же]. К. К. в статье энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона выделяет такую категорию, как «военные инвалиды», которые в силу обстоятельств «сделавшихся не способными к службе за ранами, увечьями, болезнью или дряхлостью» [2. Т. 48. С. 547]. Автор уточняет, что с целью призрения военных инвалидов государством с древних времен осуществлялись различные меры [Там же. Т. 7. С. 55]. С призрением и попечительством в Российской империи тесно рассматривалось понятие «государственное и общественное зло», к которому соотносились такие понятия, как алкоголизм, пьянство, преступление, пенитенциарная система, смирительные дома, проституция [9]. Алкоголизм в Российской империи «означает совокупность всего телесного, умственного и нравственного вреда и убытки, причиняемого чрезмерным употреблением спиртных напитков» [2. Т. 1. С. 458]. Ученые, анализируя алкоголизм во всех развитых странах, отмечают, что «воздействием на отдельных лиц, он сказывается на всем обществе, алкоголизм стал обращать на себя усиленное внимание врачей, экономистов и законодателей» [Там же]. В современных словарях лексема «социальная защита», вербализующая в языковой картине мира русского народа социокультурную универсалию "социальная защита", - это защита, предоставляемая в соответствии с законом, государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной (оптимальной) жизни, таких как болезнь, безработица, смерть кормильца, старость, инвалидность» [10. С. 553]. «Призрение», «попечение» и «попечительство» трактуются в дореволюционном значении. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова «попечительство» относится к опеке как системе организации социальной защиты несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или имеющих недееспособность. Во втором значении трактуется как «Благотворительное учреждение для оказания помощи кому-н. (дорево-люц.)», указывается на термины «городское попечительство о бедных» и в третьем значении определяется как «должность попечителя» [3. С. 257]. В социологическом словаре «социальная защита» понимается как «комплекс программ поддержания доходов и социальных услуг в стране» [11. С. 249]. В экономическом словаре понятие социальной защиты - это «забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования» [12]. Здесь же трактуются такие понятия, как предоставление пенсий, материальных пособий, предоставление стационаров, больниц и иной медицинской помощи детям, престарелым, старикам, ветеранам труда, пенсионерам по возрасту и социальному статусу, инвалидам с детства и инвалидам по заболеваниям. Выделяется и понятие «социальное страхование», которое есть не что иное, как законодательно гарантированная система материального обеспечения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «социальная защита» соотносится с понятием социальное обеспечение в социальной сфере». То есть государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни или нетрудоспособности [13. С. 680]. Итак, лексема «социальная защита», используемая в дореволюционной России как «призрение» и означавшая заботу «попечение» общества и государства о незащищенных слоях населения, соотносится с современным понятием социальной защиты населения. На современном этапе существует и отдельная категория социальной защиты как «органы опеки и попечительства», которые соотносятся только к определенному возрастному периоду и социальной группе как дети до 18 лет [14. С. 23]. На них возложены такие функции, как выявление, устройство и защита прав детей. Рассмотрев теоретико-методологические основы формирования социальной защиты в Российской империи, можно прийти к выводу, что благодаря изысканиям ученых сформировался понятийный аппарат социокультурной универсалии «социальная защита». К нему относится попечительство, общественное призрение, благотворительность по отношению к призреваемым паттернам.
Социологический словарь. Терминологический ювенологический словарь. М. : Наука, 2005.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М. : Оникс-21 в. Мир и Образование, 2003.
Большой экономический словарь. М. : Институт новой экономики, 1997.
Аберкромби Н. Социологический словарь : пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер ; под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Экономика, 2004.
Терминологический ювенологический словарь. М. : Сфера, 2005.
Галиуллина С.Д., Герасимова Д.И. Социальное попечение о паттернах, призреваемых в Российской империи // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 2 (4). С. 82-88.
Русское словесное ударение. М. : ЭНАС, 2001.
Исторический словарь. М., 2002.
Кобякова Т.И., Галиуллина С.Д., Сунцова Н.Л. Этноязыковое осмысление мира: концепт «милосердие» в русской лингвокультуре // Совре менные исследования социальных проблем. 2016. № 4-2 (28). С. 186-203.
Настольный словарь для справок по всем отраслям знания : в 3 т. / под ред. В.Р. Зотова и Ф.Т. Толля. СПб., 1864. Т. III.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 3-е изд., испр. и знач. доп. / под ред. проф. И. А. Бодуэна-Де-Куртене. М. : Товарищество М.О. Вольф, 1907. Т. III.
Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1938. Т. II.
Галиуллина С.Д., Кобякова Т.И. Концепт «попечительство» в русской языковой картине мира // Filologicke vedomosti. 2016. № 1. С. 20-25.
Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза-И.Ф. Ефрона. 1890. М. : ТЕРРА-ТЕЯЯЛ, 1992.