На основе материалов культуры Маоцингоу в Северном Китае рассматривается вопрос истоков формирования скифоидных культур в VI-V вв. до н. э. На основе новых данных можно связать маоцингоу с культурой юйхуанмяо, продвинувшейся в VI в. до н. э. на 200-300 км с востока на запад к Ордосу. Генетическая связь культур подтверждается сходством погребального обряда и вещевого комплекса. Сравнительный анализ могильника Синьдяньцзы из ареала культуры маоцингоу с могильником Юйхуанмяо показал, что культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, но и на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо.
Maoqinggou culture formation data (North China).pdf VI в. до н. э. оказался переломным для номадов Степного пояса Евразии от Причерноморья до Казахстана, Горного Алтая и Тувы включительно. Примерно в середине - второй половине VI в. до н. э. материальная и духовная культура скотоводов на этой территории изменяется коренным образом. Скифоидные культуры VI-V вв. до н. э. появляются как бы ниоткуда, заменяя столь же загадочно ушедших предшественников. Переходных комплексов VI в. до н. э. крайне мало, а потому имеющиеся объяснения пока носят предположительный характер [1. C. 320]. Исследования последних десятилетий показывают, что эти процессы затронули также области Синьцзяна и Северного Китая. Однако, в силу относительной изолированности указанных областей, смена культур там происходила не столь радикально, и в некоторых случаях удается проследить истоки культур и особенности их формирования. Наиболее ярко эти процессы фиксируются у озера Дайхай, где располагается основная часть памятников культуры маоцингоу VI-III вв. до н. э. Особый интерес представляет могильник Синьдяньцзы, где хорошо вычленяются материалы культур юйхуанмяо, шацзин и янлан [2]. Первоначально, авторы полагали, что погребения и инвентарь типа юйхуанмяо были привнесены во второй половине VI в. до н. э. на могильник Синьдяньцзы мигрантами из ареала культуры юйхуанмяо [3]. Однако сравнительный анализ материалов могильников Синьдяньцзы и Юйхуанмяо позволил существенно скорректировать и дополнить это положение. Могильник Синьдяньцзы расположен на территории Внутренней Монголии КНР в 25 км к юго-востоку от уездного города Хорингер и примерно в 60 км к югу от г. Хух-Хото. В 1999 г. на могильнике было исследовано 56 захоронений, датируемых китайскими исследователями в рамках VI-V вв. до н. э. [3]. Могильник состоял из трех групп грунтовых захоронений, отстоящих друг от друга на 50-100 м. Очевидно, что их устроители имели определенные основания для обособления своих кладбищ, но материалы опубликованы лишь частично, и нет возможности установить специфику указанных групп погребений. Возможно, причиной тому было проживание населения трех культур (юйхуанмяо. Янлан и шацзин). Из сохранившейся 51 могилы выделено три типа: с отвесными стенками (20 могил), с глубокими нишами (20) и с продольным уступом (11) (рис. 1, А1). Погребения одиночные. Умершие захоранивались на спине головой на восток-северо-восток. В могилах типов 1 и 2 в верхней части заполнения в восточном секторе находились черепа коров и мелкого рогатого скота (преимущественно коз). В могилах типа 3 с уступами черепа животных укладывались продольно человеку с юга (рис. 1, А1). Второй тип могил характерен для культуры янлан VI-IV вв. до н. э., существовавшей примерно в 600 км к юго-западу от Ор-доса. Первый и третий типы характерны для культуры юйхуанмяо VII-VI вв. до н. э., могильники которой располагаются в 300 км к востоку. Помимо этого, на могильнике Синьдяньцзы обнаружено и большое количество инвентаря, идентичного или близкого по оформлению: поясные пряжки (рис. 1, А2,3; Б2,3), сбруйные распределители (рис. 1, А4; Б4), поясные пронизки (рис. 1, А5,6; Б5,6), пуговицевидные бляшки и кольца с одежды умерших (рис. 1, А7-11; Б7-11), серьги (рис. 1, А12; Б12), пекторали (рис. 1, А13; Б13), ложечковидные нагрудные подвески (рис. 1, А14; Б14), трубчатые игольники (рис. 1, А15; Б15), ножи с кольчатым навершием (рис. 1, А 16,17; Б 16,17), орнамент на кинжалах (рис. 1, А18; Б18), клевцы (рис. 1, А 19; Б19), втульчатые трехлопастные наконечники стрел (рис. 1, А20,21; Б20,21), шилья (рис. 1, А22; Б22), оселки (рис. 1, А 23; Б23) и некоторые другие изделия. Благодаря достоверно установленной эволюции погребального обряда и инвентаря на могильнике Юйхуанмяо в середине VII - конце VI в. до н. э. [4], имеется возможность определить и хронологию захоронений в Синьдяньцзы. Погребения, подобные типу 1, встречаются на всех этапах Юйхуанмяо, тогда как погребения типа 3 в Синьдяньцзы с черепами животных, уложенных продольно умершему с юга, известны в Юйху-анмяо на позднем участке № 6а («Запад»), датируемом второй половиной VI в. до н. э. (рис. 1, Б1) [4. Рис. 57; 58. С. 112-114]. могильник Синьдяньцзы (VI-V вв. до н. э.) могильник Юйхуанмяо (VII-V1 вв. до н. э.) черепа собак 0/ 13 - 14 -Щ==Ж==3=1Ю * Рис. 1. Сравнительная таблица погребений и инвентаря могильников Синьдяньцзы (А) и Юйхуанмяо (Б). Золото - А.13. Б13; бронза -А2-12, 14-22. Б2-12. 14-22; камень-А.23. Б23 (по: [1. 2]). Инвентарь дает более точную картину. Значительная его часть из Синьдяньцзы имеет аналогии в ранних этапах Юйхуанмяо. Так, поясные пряжки, поясные пронизки и сбруйные распределители (рис. 1, А2-6; Б2-6), относящиеся к комплексу «северных» кочевников, встречены в Юйхуанмяо на ранних этапах № 1, 2 и полностью исчезают на этапе № 3. Этапы № 1-3 в Юй-хуанмяо датируются примерно второй половиной VII -первой половиной VI в. до н. э. К этому же времени относятся и аналогичные изделия из Синьдяньцзы. Важно отметить наличие в Синьдяньцзы поясных обойм раннескифского облика и полное отсутствие более поздних бабочковидных бляшек, характерных для культуры маоцингоу. К этапам № 1, 2 в Юйхуанмяо принадлежат и относящиеся к китайскому оружию клевцы, типа найденных в Синьдяньцзы (рис. 1, А19; Б19). На этапе № 3 в Юйхуанмяо встречена и нагрудная ложечковидная подвеска (рис. 1, А14; Б14). Шилья со шляпками и пекторали встречались в Юйху-анмяо до средних этапов. Вместе с тем кинжалы с елочным орнаментом и кольчатые ножи, представленные в Синьдяньцзы (рис. 1, А16-18; Б16-18), имеют аналогии на поздних этапах Юйхуанмяо [4. Рис. 69; 91]. Пуговицевидные бляшки, кольца, серьги в 3,5 оборота, а также втульчатые трехлопастные наконечники стрел бытовали в Юйхуанмяо до этапа № 6 включительно. Итак, в Синьдяньцзы в представлены изделия, синхронные первым шести этапам могильника Юйхуанмяо, которые датируются серединой VTI-VT вв. до н. э., при этом значительная часть их относится к этапам № 1-3. Очевидно, что население с культурой типа юй-хуанмяо обитало в Синьдяньцзы уже на раннем этапе этой культуры. Именно они могли составлять часть загадочных «северных» кочевников, с которыми до конца этапа № 3 поддерживали связи жители в Юйхуанмяо. Судя по имеющимся материалам, культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, а на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо. Более определенные выводы можно будет сделать после полной публикации материалов из Синьдяньцзы. Помимо этого, важные данные были получены китайскими исследователями в ходе анализа костей животных и людей из Синьдяньцзы. В 57 раскопанных могилах есть жертвы животных в сорока трех случаях, что составляет 75,44%. Очевидно, что забой скота при тризне являлся основой погребального обряда. Это же очень четко отражает хозяйственный тип оставившего могильник населения, роль скотоводства.
Шульга Даниил Петрович | Сибирский институт правления филиала РАНХиГС при президенте РФ | старший преподаватель кафедры гуманитарных основ государственной службы | alkaddafa@gmail.com |
Шульга Пётр Иванович | Институт археологии и этнографии СО РАН | старший научный сотрудник Отдела археологии палеометалла | shulgapi55@yandex.ru |
Шульга П.И. Особенности угасания и трансформации раннескифских культур в VI в. до н. э. // Вестник Томского государственного универ ситета. История. 2013. № 3 (23). С. 319-323.
Институт археологии и культурного наследия Внутренней Монголии. Нэймэнгу Хэлингээр синьдяньцзы муди фацзюэ цзяньбао [Й Ш^ШЙ Отчет о раскопках могильника Синьдяньцзы в уезде Хорингер Внутренней Монго лии // Каогу. 2009. Вып. 3. С. 3-14.
Шульга П.И., Шульга Д.П., Гирченко Е.А. Происхождение скифоидной культуры маоцингоу (Северный Китай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX. С. 321-324.
Шульга П.И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII-VI века до нашей эры) / Федер. агентство науч. организаций, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. 304 с.