Данные о формировании культуры Маоцингоу (Северный Китай) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 54. DOI: 10.17223/19988613/54/26

Данные о формировании культуры Маоцингоу (Северный Китай)

На основе материалов культуры Маоцингоу в Северном Китае рассматривается вопрос истоков формирования скифоидных культур в VI-V вв. до н. э. На основе новых данных можно связать маоцингоу с культурой юйхуанмяо, продвинувшейся в VI в. до н. э. на 200-300 км с востока на запад к Ордосу. Генетическая связь культур подтверждается сходством погребального обряда и вещевого комплекса. Сравнительный анализ могильника Синьдяньцзы из ареала культуры маоцингоу с могильником Юйхуанмяо показал, что культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, но и на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо.

Maoqinggou culture formation data (North China).pdf VI в. до н. э. оказался переломным для номадов Степного пояса Евразии от Причерноморья до Казахстана, Горного Алтая и Тувы включительно. Примерно в середине - второй половине VI в. до н. э. материальная и духовная культура скотоводов на этой территории изменяется коренным образом. Скифоидные культуры VI-V вв. до н. э. появляются как бы ниоткуда, заменяя столь же загадочно ушедших предшественников. Переходных комплексов VI в. до н. э. крайне мало, а потому имеющиеся объяснения пока носят предположительный характер [1. C. 320]. Исследования последних десятилетий показывают, что эти процессы затронули также области Синьцзяна и Северного Китая. Однако, в силу относительной изолированности указанных областей, смена культур там происходила не столь радикально, и в некоторых случаях удается проследить истоки культур и особенности их формирования. Наиболее ярко эти процессы фиксируются у озера Дайхай, где располагается основная часть памятников культуры маоцингоу VI-III вв. до н. э. Особый интерес представляет могильник Синьдяньцзы, где хорошо вычленяются материалы культур юйхуанмяо, шацзин и янлан [2]. Первоначально, авторы полагали, что погребения и инвентарь типа юйхуанмяо были привнесены во второй половине VI в. до н. э. на могильник Синьдяньцзы мигрантами из ареала культуры юйхуанмяо [3]. Однако сравнительный анализ материалов могильников Синьдяньцзы и Юйхуанмяо позволил существенно скорректировать и дополнить это положение. Могильник Синьдяньцзы расположен на территории Внутренней Монголии КНР в 25 км к юго-востоку от уездного города Хорингер и примерно в 60 км к югу от г. Хух-Хото. В 1999 г. на могильнике было исследовано 56 захоронений, датируемых китайскими исследователями в рамках VI-V вв. до н. э. [3]. Могильник состоял из трех групп грунтовых захоронений, отстоящих друг от друга на 50-100 м. Очевидно, что их устроители имели определенные основания для обособления своих кладбищ, но материалы опубликованы лишь частично, и нет возможности установить специфику указанных групп погребений. Возможно, причиной тому было проживание населения трех культур (юйхуанмяо. Янлан и шацзин). Из сохранившейся 51 могилы выделено три типа: с отвесными стенками (20 могил), с глубокими нишами (20) и с продольным уступом (11) (рис. 1, А1). Погребения одиночные. Умершие захоранивались на спине головой на восток-северо-восток. В могилах типов 1 и 2 в верхней части заполнения в восточном секторе находились черепа коров и мелкого рогатого скота (преимущественно коз). В могилах типа 3 с уступами черепа животных укладывались продольно человеку с юга (рис. 1, А1). Второй тип могил характерен для культуры янлан VI-IV вв. до н. э., существовавшей примерно в 600 км к юго-западу от Ор-доса. Первый и третий типы характерны для культуры юйхуанмяо VII-VI вв. до н. э., могильники которой располагаются в 300 км к востоку. Помимо этого, на могильнике Синьдяньцзы обнаружено и большое количество инвентаря, идентичного или близкого по оформлению: поясные пряжки (рис. 1, А2,3; Б2,3), сбруйные распределители (рис. 1, А4; Б4), поясные пронизки (рис. 1, А5,6; Б5,6), пуговицевидные бляшки и кольца с одежды умерших (рис. 1, А7-11; Б7-11), серьги (рис. 1, А12; Б12), пекторали (рис. 1, А13; Б13), ложечковидные нагрудные подвески (рис. 1, А14; Б14), трубчатые игольники (рис. 1, А15; Б15), ножи с кольчатым навершием (рис. 1, А 16,17; Б 16,17), орнамент на кинжалах (рис. 1, А18; Б18), клевцы (рис. 1, А 19; Б19), втульчатые трехлопастные наконечники стрел (рис. 1, А20,21; Б20,21), шилья (рис. 1, А22; Б22), оселки (рис. 1, А 23; Б23) и некоторые другие изделия. Благодаря достоверно установленной эволюции погребального обряда и инвентаря на могильнике Юйхуанмяо в середине VII - конце VI в. до н. э. [4], имеется возможность определить и хронологию захоронений в Синьдяньцзы. Погребения, подобные типу 1, встречаются на всех этапах Юйхуанмяо, тогда как погребения типа 3 в Синьдяньцзы с черепами животных, уложенных продольно умершему с юга, известны в Юйху-анмяо на позднем участке № 6а («Запад»), датируемом второй половиной VI в. до н. э. (рис. 1, Б1) [4. Рис. 57; 58. С. 112-114]. могильник Синьдяньцзы (VI-V вв. до н. э.) могильник Юйхуанмяо (VII-V1 вв. до н. э.) черепа собак 0/ 13 - 14 -Щ==Ж==3=1Ю * Рис. 1. Сравнительная таблица погребений и инвентаря могильников Синьдяньцзы (А) и Юйхуанмяо (Б). Золото - А.13. Б13; бронза -А2-12, 14-22. Б2-12. 14-22; камень-А.23. Б23 (по: [1. 2]). Инвентарь дает более точную картину. Значительная его часть из Синьдяньцзы имеет аналогии в ранних этапах Юйхуанмяо. Так, поясные пряжки, поясные пронизки и сбруйные распределители (рис. 1, А2-6; Б2-6), относящиеся к комплексу «северных» кочевников, встречены в Юйхуанмяо на ранних этапах № 1, 2 и полностью исчезают на этапе № 3. Этапы № 1-3 в Юй-хуанмяо датируются примерно второй половиной VII -первой половиной VI в. до н. э. К этому же времени относятся и аналогичные изделия из Синьдяньцзы. Важно отметить наличие в Синьдяньцзы поясных обойм раннескифского облика и полное отсутствие более поздних бабочковидных бляшек, характерных для культуры маоцингоу. К этапам № 1, 2 в Юйхуанмяо принадлежат и относящиеся к китайскому оружию клевцы, типа найденных в Синьдяньцзы (рис. 1, А19; Б19). На этапе № 3 в Юйхуанмяо встречена и нагрудная ложечковидная подвеска (рис. 1, А14; Б14). Шилья со шляпками и пекторали встречались в Юйху-анмяо до средних этапов. Вместе с тем кинжалы с елочным орнаментом и кольчатые ножи, представленные в Синьдяньцзы (рис. 1, А16-18; Б16-18), имеют аналогии на поздних этапах Юйхуанмяо [4. Рис. 69; 91]. Пуговицевидные бляшки, кольца, серьги в 3,5 оборота, а также втульчатые трехлопастные наконечники стрел бытовали в Юйхуанмяо до этапа № 6 включительно. Итак, в Синьдяньцзы в представлены изделия, синхронные первым шести этапам могильника Юйхуанмяо, которые датируются серединой VTI-VT вв. до н. э., при этом значительная часть их относится к этапам № 1-3. Очевидно, что население с культурой типа юй-хуанмяо обитало в Синьдяньцзы уже на раннем этапе этой культуры. Именно они могли составлять часть загадочных «северных» кочевников, с которыми до конца этапа № 3 поддерживали связи жители в Юйхуанмяо. Судя по имеющимся материалам, культура маоцингоу формировалась в районе озера Дайхай не только за счет мигрантов с востока и юга, а на основе уже проживавшего там населения с культурой типа юйхуанмяо. Более определенные выводы можно будет сделать после полной публикации материалов из Синьдяньцзы. Помимо этого, важные данные были получены китайскими исследователями в ходе анализа костей животных и людей из Синьдяньцзы. В 57 раскопанных могилах есть жертвы животных в сорока трех случаях, что составляет 75,44%. Очевидно, что забой скота при тризне являлся основой погребального обряда. Это же очень четко отражает хозяйственный тип оставившего могильник населения, роль скотоводства.

Ключевые слова

археология Северного Китая, хронология, скифоидные культуры юйхуанмяо, маоцингоу, янлан, шацзин, Northern China archaeology, Scythian-like cultures, yuhuangmiao, maoqinggou, yanglang, shajing, chronology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шульга Даниил ПетровичСибирский институт правления филиала РАНХиГС при президенте РФстарший преподаватель кафедры гуманитарных основ государственной службыalkaddafa@gmail.com
Шульга Пётр ИвановичИнститут археологии и этнографии СО РАНстарший научный сотрудник Отдела археологии палеометаллаshulgapi55@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Шульга П.И. Особенности угасания и трансформации раннескифских культур в VI в. до н. э. // Вестник Томского государственного универ ситета. История. 2013. № 3 (23). С. 319-323.
Институт археологии и культурного наследия Внутренней Монголии. Нэймэнгу Хэлингээр синьдяньцзы муди фацзюэ цзяньбао [Й Ш^ШЙ Отчет о раскопках могильника Синьдяньцзы в уезде Хорингер Внутренней Монго лии // Каогу. 2009. Вып. 3. С. 3-14.
Шульга П.И., Шульга Д.П., Гирченко Е.А. Происхождение скифоидной культуры маоцингоу (Северный Китай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. Т. XX. С. 321-324.
Шульга П.И. Могильник Юйхуанмяо в Северном Китае (VII-VI века до нашей эры) / Федер. агентство науч. организаций, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. 304 с.
 Данные о формировании культуры Маоцингоу (Северный Китай) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 54. DOI: 10.17223/19988613/54/26

Данные о формировании культуры Маоцингоу (Северный Китай) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 54. DOI: 10.17223/19988613/54/26