Традиционная бытовая живопись в Польше и Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 56. DOI: 10.17223/19988613/56/15

Традиционная бытовая живопись в Польше и Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв.

Статья посвящена исследованию традиционной бытовой росписи Польши и Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. Цель работы состояла в выявлении схожих черт в народной живописи населения степных, горных районов Алтая (в основном старообрядцев) и ряда воеводств Польши. Исследование проводилось посредствам сравнения основных и наиболее знаковых элементов росписи, а также возможных факторов, повлиявших на становление и развитие изучаемого народного искусства. В работе использованы материалы, собранные во время поездки в Польшу (г. Торунь), с сайтов этнографических музеев, опубликованных изданий.

Traditional domestic painting in Poland and Western Siberia in the XIX-XX centuries.pdf Тема традиционного искусства, народной культуры как части национального самосознания в России и Польше, в последнее время становится весьма актуальной. С одной стороны, мы наблюдаем последствия глобализации, выраженной в стирании культурных границ, космополитизме [1], с другой - оппозиционные явления в виде повышенного интереса к национальному искусству, фольклору, религии, возрождения традиционных ремесел [2. С. 3]. Несмотря на кажущиеся противоречия и различия в российской и польской традиционных народных культурах, во многом основанных на многовековых политических разногласиях [3], находится множество схожих явлений и элементов, говорящих о родственности и тесной взаимосвязи наших народов. Эта взаимосвязь прослеживается и в этнокультурном пространстве Сибири. Заселение Сибири, начавшееся с конца XVI в., проходило в форме нескольких волн, связанных с культурно-историческими событиями в России [4. С. 3]. Одной из главных особенностей Сибири является многообразие этнических контактов, повлиявших на трансформацию исходных культурных традиций, принесенных переселенцами. По мнению ряда исследователей, в результате длительного, без каких-либо значимых конфликтов, взаимодействия выходцев из различных регионов России, из сопредельных стран и аборигенного населения, происходило становление так называемого сибирского субэтноса [5. С. 4]. Уникальные социоэкономические и природно-хозяйственные условия края наложили отпечаток на все сферы быта населения, в том числе на традиционное народное искусство и ремесла. Не стала исключением и народная живопись, точнее, бытовая интерьер-ная роспись - интересная и актуальная тема, в которой нашла отражение трансформация традиций, протекавшая в этнокультурном пространстве Сибири. Статья посвящена исследованию традиционной бытовой росписи Польши и Западной Сибири (районы горного и степного Алтая) на рубеже XIX-XX вв. Цель работы - посредством сравнительного анализа этнографических данных, собранных автором в опубликованных источниках, а также во время Польско-Сибирской археолого-этнографической стажировки выявить схожие элементы польской и алтайской росписи и факторы, повлиявшие на становление и развитие этой сферы народного искусства. Одно из основных направлений народного творчества - традиционная бытовая свободнокистевая роспись, распространившаяся практически по всей Восточной Европе, а также Сибири и в конце XIX - начале XX в. приобретшая не только массовый характер, но и некоторую стандартность сюжетов. Возможная причина тому - достаточно легкое исполнение и простота мотивов, в отличие от четко выверенной, узколокальной графической росписи [6. С. 7]. В Западной Сибири существует два условных центра распространения данного вида росписи, это территория Урала с прилегающими районами и Южная Сибирь, в частности Алтайский край, Горный Алтай [Там же. С. 13]. Своеобразная Алтайская роспись представляет разновидность Урало-Сибирской и распространена в основном в старообрядческой среде [7]. На Алтае проживают две основные группы старообрядцев: «поляки» и «каменщики» (бухтарминские). Бухтарминские старообрядцы - одни из первых русских крестьянских поселенцев на территории Южной Сибири. Изначально беглые крестьяне из поволжских и центральных русских губерний, искавшие прибежища от рекрутчины, экономического и религиозного гнета, основали в XVIII в. деревни в Восточно-Казахстанской области. В 1760-е гг. русское население Восточного Казахстана значительно увеличилось за счет русских старообрядцев-«поляков», которые поселились рядом с бухтарминскими старообрядцами по течению рек Уль-бы и Убы, правых притоков Иртыша. «Поляки» - это выходцы из зарубежного старообрядческого центра в пос. Стародубье Черниговской епархии на польской границе (о. Ветка и с. Ветка) [8. С. 3]. Бухтарминцы и «поляки» в силу схожих религиозных воззрений и длительного совместного проживания сблизились в культурно-бытовом отношении [8. С. 11]. Скорее всего, бух-тарминцы и переняли традицию домовой росписи у «по-ляков»-старообрядцев. Существует также группа старообрядцев, именуемых «уймонскими кержаками» и проживающих в Уймонской долине, где наблюдаются частные примеры росписи в интерьере домов [9. С. 49-51]. На основе исследований традиционной росписи в Сибири (не включая территорию Урала и Зауралья), выясняется, что наиболее часты ее примеры в среде «поляков»-старообрядцев Алтая и «семейских» старообрядцев Забайкалья. В росписи забайкальских старообрядцев находится множество черт, схожих не только с росписью «поляков», но и с украинскими традициями бытовой живописи [10]. Некогда данные группы проживали на одной территории. В конце XVIII в. в результате гонений старообрядцы массово переселяются в Сибирь. Часть поселяется на Алтае и именуется «поляками», другая часть - «семейские» - селится в Забайкалье [9. С. 11]. Возникает вопрос о возможной связи данного искусства в Южной Сибири с традициями росписи интерьера западных территорий: нынешних Украины и Белоруссии, а также Польши. Интересен факт сохранения на Алтае южнорусской традиции побелки стен, росписи масляными красками частей жилища и мебели начиная со времени Столыпинских реформ, когда многие переселенцы, причисляя себя к сибирякам, помнили о местах выхода, сохраняли особенности языка, обустройства быта, и вплоть до современной этнографии [11. Т. 1. С. 126-131]. Вышеизложенное говорит о том, что пионерами распространения домовой росписи на Алтае были «по-ляки»-старообрядцы. Самые первые сведения об алтайской росписи, эпизодические, но, тем не менее, ценные, содержатся в публикациях ряда исследователей конца XIX в. [12]. Красочное и детальное описание интерьера жилища старообрядцев Алтая принадлежит М. Швецовой [13]. Наиболее ранние публикации фотографий и зарисовок алтайской росписи сделаны Е.Э. Бломквист в 1930 г. [14. С. 397-432]. Серьезное изучение алтайской росписи началось в 50-60-е гг. прошлого века. Труды Е.А. Ащепковой и Н.И. Каплан содержат полный и тщательный анализ домовой крестьянской живописи [15]. В последнее время вышли работы о классификации, истории распространения и технологиях алтайской росписи [16]. Традиционная интерьерная и экстерьерная роспись в Польше - одна из излюбленных тем этнографов и искусствоведов этой страны. Множество музеев хранят коллекции мебели, утвари, настенной росписи, собранных из различных мест государства и сопредельных стран (см. например: [17, 18]). Во второй половине XIX в. был издан ряд книг и статей, посвященных истории становления данного вида народного творчества, влияния на него окружающих этносов (см. например: [19]). Впоследствии исследовались технология росписи, основные элементы декорирования и их трансформация (см. например: [20]). По оценкам специалистов, самая древняя и наиболее интересная наружная роспись домов распространена в центральных районах Польши, в южных, юго-восточных ее областях. Самобытным богатством орнамента выделяется несколько деревень около Домбровы Тарновской в Краковском воеводстве. Стены здесь украшали многоцветными узорами не только снаружи, но и внутри строений [19. С. 12-15]. Примечательно, что на данной территории традиция расписных домов не только сохранилась, но и стала развиваться, самой известной деревней, с уникальными строениями, декорированными росписями, стало местечко Залипье [21]. Народная живопись в Польше встречается также на предметах домашнего обихода и утвари. В большинстве воеводств распространена роспись на мебели. Наиболее часто расписывались скрыни (сундуки для приданого). Основные мотивы росписи на скрынях - геометрическо-растительные, вазы с цветами и букеты [22]. При анализе некоторых элементов бытовой росписи Польши и традиции росписи на Алтае выяснилось, что имеет место ряд общих признаков, выраженных в композиционном решении, элементах рисунка, цветовой гамме, технике росписи и основных сюжетах. Рассмотрим основные сюжеты, которые представлены 1) солярными символами; 2) древом жизни; 3) вазонами как обобщенным образом сосуда. Солярные символы - один из древнейших мотивов, повсеместно распространенных на земном шаре. Их появление восходит к эпохе верхнего палеолита, когда формировались главные архетипы изображений и предметов, связанных с первобытными культами [23. С. 224]. Традиции изображения солярных символов на одежде, украшениях, предметах быта и декоре домов дожили до этнографической современности (рис. 1). При декорировании домов и деревянной утвари славянского населения в Польше, на Русском Севере, в Сибири применялась резьба. Главным сюжетом выступали солнечные знаки (кресты, круги в различных вариациях) [19. С. 108-110]. На рубеже XIX-XX вв. большую популярность приобретает роспись, где солярные символы предстают в трансформированном виде [11. С. 126-131]. В убранстве домов жителей Алтайского края, кроме изображений цветов и птиц, распространены красные, синие и зеленые круги, символизирующие солнце. На дверях, особенно входных, часто встречалась резьба, изображавшая те же лучистые круги, цветы с птицами. У алтайских бухтарминцев цветочные мотивы, судя по этнографическим материалам, были менее популярны, чем геометрические узоры. В 1911 г. опубликовано свидетельство Б. Герасимова о том, что в поселениях долины р. Бухтормы расписываются потолок, стены, косяки, опечек, двери и табуретки, а самым распространенным мотивом росписи являются круги, солярные знаки [4. С. 114-116]. В Польше, в свою очередь, солярные и космологические мотивы также претерпевают ряд изменений. Кроме геометрической росписи, простейшей солярной символики, встречаются вариации мотива «звезда». Наиболее часты различные изображения звезды на скрынях (сундуках) из Кракова. Здесь исследователями выявлено 15 разновидностей (рис. 2), причем, наряду с самым простым вариантом в виде пятиконечной звезды, встречаются многолучевые звезды с дополнительными декоративными элементами, как правило, вместе с цветочными композициями [20. С. 21-22]. На формирование данного мотива, на наш взгляд, повлияли иконографические традиции католического искусства [24]. Популярным в бытовой росписи старообрядцев Сибири и росписи Польши на рубеже XIX-XX вв. становится цветочный мотив. Цветы собирались в композиции в виде венков, гирлянд, букетов и кустов. Все эти варианты восходят к символу «Древо жизни» [4. С. 114-116]. Идеи плодородия и богатства выражены в образе растений, через мифы и ритуалы, посвященные Матери-Земле -хранительнице всего живого. Идею жизни и плодородия воплощает мировое космическое древо, которое является моделью упорядоченного существования бытия, космоса. Рис. 1. Солярные геометризированные символы в урало-сибирской росписи (по: [6. С. 148, 48]) Рис. 2. Различные вариации мотива «звезда» на скрынях из Кракова и его окрестностей (по: [20. С. 23]) Согласно принципам соответствия Вселенная уподобляется дереву, что символизирует упорядоченное строение, способность к бесконечному возрождению. Данный образ использовался не только как символ космоса, но и как способ выражения идеи жизни, молодости и бессмертия. Истории религии известно множество примеров космических деревьев в культуре различных народов. В мифах и легендах о вечной молодости и красоте на первый план выводится волшебное древо с чудесными золотыми плодами, дающими бессмертие и другие блага. В урало-сибирской росписи, алтайской в частности, часто используется образ древа [25. С. 115]. У «поляков» на Алтае, при всей уникальности декорирования каждого крестьянского дома, обязательным было заполнение рисунками всех простенков, и наиболее интенсивное украшение росписью красного угла. Рисовали цветущие растения, цветы, собранные либо в вазон, либо растущие прямо из пола. Учитывая консерватизм взглядов старообрядцев, отвергавших «городскую культуру» в различных ее проявлениях [8. С. 6], стремление украсить дом росписью являлось, скорее, не данью моде, а частью особого традиционного мировоззрения, когда дом воспринимался не просто местом обитания, а «священным», упорядоченным пространством, подобием «Земного рая» в образе прекрасного сада с райскими цветами и деревьями [4. С. 115]. Росписью в основном занимались специальные мастера - «красильщики», путешествовавшие в поисках заказов на достаточно большие расстояния. Находились и местные умельцы, либо сами хозяева брались за украшение своих домов, так как удовольствие это было недешевое [4. С. 114]. У непрофессиональных мастеров рисунки часто носили архаичные черты, сводимые к простым геометрическим фигурам, волнистым линиям. Вместо заводской краски могли использовать самодельную - из хорошо отмученной глины и олифы [8. С. 32]. Рис. 3. Цветочные композиции с вазоном в творчестве алтайцев-«поляков» (1-3) (по: [26. С. 88, 89, 90]) и домовой живописи Куяво-Поморского воеводства Польши (4-6 - экспонаты этнографического музея г. Торунь, фото автора) Примеры такой архаики существовали в окрестностях Кракова, где встречались дома с изображением на внешних стенах домов деревьев, растущих на горе, выполненных красной глиной на белом фоне [19. С. 11]. Отличительной особенностью на рубеже XIX-XX вв. становится использование вазона или флакона в различных формах народного изобразительного искусства: в вышивке, резьбе по дереву, живописи [6. С. 155]. В данном случае как символ вазон, с одной стороны, продолжает тему древа, с другой - становится своеобразным олицетворением достатка, городской среды, как «статусная» вещь наряду с самоваром или гостиным столиком [26. C. 87-76]. Иконография ваз очень богата. Здесь можно встретить и орнаментальные мотивы, близкие растительному окружению, условные изображения в виде геометризированного предмета, а также реалистичное изображение сосуда [6. С. 154]. И в польском, и в сибирском творчестве в композициях распространены вазоны (или флаконы) разнообразных форм, нарисованных крайне схематично, но при этом с большой тщательностью (рис. 3). В музее этнографии г. Торунь практически на всей расписной мебели присутствует данный мотив. Ваза становится одним из обязательных элементов цветочной композиции. Например, при исследовании расписных скрынь только одного Малопольского воеводства (окрестности Кракова) выделено 16 разновидностей [20. С. 18]. В этногенезе славянства (в том числе первых и последующих переселенцев Сибири) большую роль сыграли племена Среднего Поднепровья, миграция которых в северо-восточном и юго-западном направлении была наиболее интенсивна в конце I тыс. н. э. Это явилось одной из причин, обусловливающих наличие общих элементов в области прикладного искусства у жителей Русского Севера, населения Белоруссии, Украины, южных славян, например: «елочки», «глаза покойников», в том числе «вазы» [27. С. 115]. Вазон связан с архетипичным восприятием сосуда как своеобразного символа плодородия [28. С. 101], а позднее - атрибутом городской культуры. Xотя большая часть примеров кистевых росписей зафиксирована исследователями на рубеже XIX-XX вв., характерные черты и мотивы данного стиля были известны еще мастерам Киевской Руси в VIII-X вв. и Ростово-Суздальской земли в XI-XIII вв., но наибольшего расцвета данное направление достигает в XIX-XX вв. [27. С. 111]. Основным фактором, повлиявшим на развитие бытовой свободнокистевой росписи в Польше и Западной Сибири (в частности на Алтае) на рубеже XIX-XX вв., стала реакция населения на культурные и экономические изменения, вызванные эпохой индустриализации. По этой причине мы можем наблюдать схожие явления в бытовой культуре Сибири и Польши рассматриваемого периода. С одной стороны, престижность жизни в городе, мода на «городской» образ жизни и городские, «статусные» элементы быта (столики с точеными ножками, вазоны в домах и городских клумбах), с другой - развитие традиционных ремесел, в том числе искусства декоративной росписи. В среде старообрядчества Алтая свободнокистевая домовая роспись становится результатом реанимации традиции украшения и «освящения» жилища. В традиционной бытовой росписи Польши и Алтая наблюдается ряд общих элементов, восходящих к архетипичной символике древности: 1) геометрические фигуры и окружности, восходящие к солярному культу; 2) растительные и цветочные мотивы, связанные в первую очередь с идеей плодородия и древа жизни; 3) вазон как вариант обобщенного образа сосуда, изначально заключающего идею плодородия и женского начала, став символом достатка и городской культуры. В настоящее время мы наблюдаем картину, когда в моду входят предметы народного быта, простого деревенского уклада, связанные с национальной историей и национальным самосознанием. Традиционная крестьянская бытовая живопись в Сибири и Польше на данный момент, приобретает популярность и новую жизнь. ПРИМЕЧАНИЕ 1 Проект «Польско-Сибирская археолого-этнографическая стажировка» организован и осуществлен по инициативе профессора В. Ольшевского из Университета имени Николая Коперника в Торуни (Польша) и профессора М.П. Черной, заведующей Лабораторией археологических и этнографических исследований Западной Сибири Томского государственного университета (Россия). Стажировка проходила в г. Торуне в октябре 2017 г.

Ключевые слова

народная бытовая живопись Польши и Сибири, алтайская роспись, трансформация народной культуры, national domestic painting of Poland and Siberia, Altai painting, transformation of folk culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Калашникова Татьяна Валерьевна Томский государственный университет магистрант факультета исторических и политических наукtaya.kalashnikova.2017@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося гло бального порядка. М. : МАКС Пресс, 2003. 149 с.
Зязева Л.К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения : автореф. дис.. канд. культурологии. СПб., 2004. 22 с.
Денисов Ю.Н. Россия и Польша. История взаимоотношений в XVII-XX вв. М. : Флинта; Наука, 2012. 612 с.
Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - нач. XX в. М. : Наука, 1996. 269 с.
Дроздов Н.И. Сибирский характер // Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность : материалы VII Всерос. науч.-практ. интернетконф. на сайте sib-subethnos.narod.ru. 15 сентября 2011 - 12 января 2012 г. Красноярск, 2012. 232 с.
Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья (Крестьянский расписной дом). Л. : Xудожник РСФСР, 1987. 200 с.
Наговицына Т.Е. Урало-сибирская роспись на Алтае. Новосибирск : ИЦ РОССАЗИЯ, 2016. 64 с.
Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Кто такие бухтарминские старообрядцы? // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. 463 с.
Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск : Сибирское соглашение, 2000. 161 с.
Особенности домовой росписи семейских. Наружная и внутренняя роспись жилища старообрядцев Забайкалья. URL: https://buryatia.drugiegoroda.ru/culture/7941-osobennosti-domovoj-rospisi-semejskix/ (дата обращения: 25.03.2018).
Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения Сибири: Историко -этнографические аспекты. Социокультурные аспекты. XVII-XX в. : учеб. пособие. М. : Логос, 2001. Вып. 1. 181 с.
Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири и в Горный Алтайский округ // Записки ЗСО РГО. 1880. Кн. 2. 147 с.
Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа // Записи ЗСО РГО. Омск, 1899.
Бломквист Е.Э. Искусство бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. 463 с.
Каплан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. М., 1961. 145 с.
Черкашина В.А. Расписные изделия конца XIX - начала XX в. (из фондов Восточно-Казахстанского обл. этнографического музея-заповедника) : каталог. Усть-Каменогорск, 2005. 53 с.
Muzeum Etnograficzne im. Seweryna Udzieli w Krakowie (Музей этнографии в Кракове). URL: http://etnomuzeum.eu/ (дата обращения: 25.03.2018).
Muzeum Ziemi Lubuskiej w Zielonej Gorze (Музей Любушского края в Зеленой Гуре). URL: http://mzl.zgora.pl/ (дата обращения: 25.03.2018).
Colberg O. Lud : jego zwyczaje, sposob zycia, mowa, podania, przyslowia, obrz^dy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance. Ser. 1, Sandomierskie. Warszawa : Druk. Jana Jaworskiego, 1865. 283 s. URL: http://bc.wbp.lublin.pl/dlibra/docmetadata?id=2091&from=&dirids=1&ver_id=&lp= 16&QI=AEEEE91EA53243605868ABD3C932E7D5-3 (дата обращения 25.03.2018).
Reinfuss R. Skrzynie zdobione z okolic Krakowa // Polska Sztuka Ludowa - Konteksty. 1949. T. 3. Z. 1-2. S. 9-25. URL: http://cyfrowaetnografia.pl/dlibra/publication?id=3868&from=&dirids=1&tab=1&lp=1&QI=4126E594BB585053726157549E8F0F92-23 (дата обращения: 25.03.2018).
Etnografia Polski. Przemiany kultury ludowej. Polska Akademia Nauk. Instytut Historii Kultury Materialnej. Wroclaw : Zaklad N arodowy im. Ossolinskich, 1981. T. 1. 415 s.
Самая красивая деревня в Польше // Традиции в Польше. URL: http://studentportal.pl/samaya-krasivaya-derevnya-polshi/ (дата обращения: 25.03.2018).
Гончарство, живопись поляков/ Кузнечное ремесло и художественная обработка металла // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре. URL: http://lib7.com/evropa/704-gonchar-poland.html (дата обращения: 25.03.2018).
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. : Академический проект, 2014. 640 с.
Культ звезд и ангелов в Римско-католической церкви. URL: https://infopedia.su/8x116f.html (дата обращения: 22.07.2018).
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М. : Просвещение, 2005. 176 с.
Живова Л.В. Расписные дома в селах Солонешского района, зафиксированные экспедициями Н.И. Каплан в 50-х гг. XX в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул : Алт ГПУ, 2015. 388 с.
Дмитриева С.И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнографический альбом. М. : Наука, 2006. 284 с.
 Традиционная бытовая живопись в Польше и Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 56. DOI: 10.17223/19988613/56/15

Традиционная бытовая живопись в Польше и Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2018. № 56. DOI: 10.17223/19988613/56/15