Кампания по борьбе с космополитизмом в Хакасии (1949-1953 гг.)
Представлены результаты изучения истории кампании по борьбе с космополитизмом в Хакасии (1949-1953 гг.), указана специфика проведения кампании в регионе. Выявлены основные установки идеолого-пропагандистской кампании. Определены формы наступления на творческую, научно-педагогическую и научную интеллигенцию региона. Установлены степень проявления активности кампании в регионе, ее географическая локализация. Обозначены основные направления продолжения изучения темы борьбы с космополитизмом в Хакасии.
Anti-cosmopolitan campaign in Khakassia (1949-1953).pdf Одной из значимых идеологических кампаний сталинского режима первых послевоенных лет стала кампания по борьбе с космополитизмом. Данная кампания, порожденная обстановкой холодной войны и направленная прежде всего против еврейской интеллигенции, развернулась в СССР в 1949-1953 гг. Борьба с космополитизмом проходила с лозунгом сплочения общества под знаменами советского патриотизма. Одновременно преследовалась задача устранения «несогласных» граждан. В регионах страны кампания имела специфику, обусловленную экономическим развитием территории, представительством интеллигенции, позицией местных руководителей. Особо стоит вопрос о проведении кампании в национальных регионах страны. Присутствие национальной интеллигенции позволяло вносить коррективы в идеологические шаблоны, использовавшиеся повсеместно. Не стали исключением события в Хакасской автономной области, входившей в состав Красноярского края. К осмыслению кампании по борьбе с космополитизмом в Хакасии уже обращались исследователи: Ю.К. Троякова, Ю.Б. Костякова, В.Н. Казарин, Е.Н. Дань-кин, Н.Я. Артамонова, Е.С. Генина, М.Г. Степанов реконструировали отдельные исторические пласты кампании в регионе. В первую очередь они связаны с наступлением на представителей различных групп интеллигенции [1. С. 25; 2; 3. С. 184-186, 210-212, 213-214; 4. С. 112-113, 114; 5. С. 148; 6. С. 17-18; 7. С. 222; 8. С. 95; 9. С. 100-101, 105-106]. На сегодняшний день отсутствует работа обобщающего характера, посвященная событиям борьбы с космополитизмом в Хакасии в хронологических рамках 1949-1953 гг., что стало целью настоящего исследования. Основу для его проведения составили документы Российского государственного архива социально -политической истории, Государственного архива Красноярского края, Национального архива Республики Хакасия, материалы периодической печати. Официальным началом кампании по борьбе с космополитизмом в СССР выступила публикация 28 января 1949 г. редакционной статьи газеты «Правда», органа ЦК и МК ВКП(б), «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», в которой разоблачалась «антипатриотическая группа последышей буржуазного эстетства», орудовавшая в журнале «Театр» и газете «Советское искусство». Газета обнародовала имена И. Юзовского, А. Гурвича, А. Борщаговского, Л. Малюгина, Е. Холодова, Я. Варшавского, Г. Бояджиева, которые объявлялись «безродными космополитами» и обвинялись в неоправданной критике лучших произведений советской литературы и искусства [10]. Борьба с космополитизмом в Хакасии началась с подготовительного момента, идейно связанного с кампанией по борьбе с «низкопоклонством перед Западом» (1947-1948 гг.). 25 января 1949 г. на экран вышел фильм «Суд чести», снятый на киностудии «Мосфильм» в 1948 г. Сюжет фильма основан на антипатриотическом поступке ученого Лосева, опубликовавшего в Америке незавершенную научную работу, важнейшую для медицины. Лосев исходил из космополитического представления о том, что мировая наука не имеет границ. Он предстал перед «судом чести». Кинокартина удостоена Сталинской премии I степени (1949 г.) [11. С. 410411]. 13 февраля 1949 г. газета «Советская Хакасия», орган Хакасского обкома, Абаканского горкома ВКП(б) и областного совета депутатов трудящихся, поместила статью, разъясняющую зрителям смысл кинофильма [12]. 6 марта 1949 г. газета сообщила о недавно состоявшейся в Абакане зрительской конференции, посвященной обсуждению пьесы А. Штейна «Суд чести», которую поставил областной театр Русской драмы им. М.Ю. Лермонтова. Конференцию организовали редакция газеты и дирекция театра [13]. В следующем месяце «Советская Хакасия» актуализировала тему кампании. 10 апреля 1949 г. была представлена рецензия на первый номер литературнохудожественного альманаха «Огни Хакасии». Внимание рецензента привлекла статья М.А. Унгвицкой «Писатели советской Хакасии» с историческим очерком «Развитие литературы в Хакасии», где отсутствовало упоминание разгрома критиков-«космополитов» и реакции на это событие в региональной организации писателей [14]. Только в апреле 1949 г. в Хакасии последовал непосредственный отклик на редакционную статью «Правды» от 28 января 1949 г. В течение двух дней длилось собрание работников искусства, печати и литературы совместно с партийно-советским активом Абакана. Д.И. Нагрузов, заведующий отделом пропаганды и агитации Хакасского обкома ВКП(б), высту- 88 Е.С. Генина пил на собрании с докладом «Высоко держать знамя советского патриотизма в искусстве и литературе». Представители интеллигенции областного центра обвинялись в «преклонении перед иностранщиной». Критике подвергся композитор А.А. Кенель, научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, автор рукописи «Хакасская музыка». Он обвинялся в том, что приписал иностранцам изобретение хакасских национальных инструментов. Ц.-Д. Номинханов, кандидат филологических наук, автор трудов «Хакасская топонимика как источник истории хакасского народа» и «Словарь лексических схождений хакасского и монгольского языков», представал как носитель идеи «о монгольском происхождении хакасского народа и его культуры». Не избежал нападок и бывший директор областного музея краеведения А.Н. Липский. На собрании отмечалось: «Каждому оригинальному экспонату, свидетельствующему о древней культуре хакасского народа, он подбирает иностранный ярлык». Обвинения идеологического плана коснулись деятельности и взглядов заведующего кафедрой всеобщей истории Абаканского государственного педагогического института Д.Е. Хай-туна. Участники собрания приняли резолюцию с осуждением «диверсионной деятельности космополитов» и призывом к работникам сферы литературы и искусства «высоко поднять знамя советского патриотизма» [15]. С идейными разоблачениями в Абакане связана «чистка» кадров. Занимаемой должности в АГПИ лишился кандидат исторических наук, доцент Д.Е. Хайтун. В апреле 1949 г. на заседании бюро обкома партии объявили о совершении им ошибок «космополитического характера». К знать А.А. Жданова ретиком, отсутствие кафедры всеобщей их числу относились отказ при-выдающимся марксистским тео-разъяснения студентам членами истории материалов партийной печати о космополитизме, идейные ошибки в преподавании курса истории Древнего мира, в докторской диссертации «Происхождение тотемизма», восхваление буржуазного Запада. В АГПИ работала и жена Давида Ефимовича Ю.А. Шибаева, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории СССР. Д.Е. Хайтун и Ю.А. Шибаева покинули Абакан и впоследствии трудились в Таджикском государственном университете. Кафедру всеобщей истории в 1949 г. возглавила кандидат исторических наук, доцент В.Э. Скор-ман, прибывшая из Сталинабадского государственного педагогического института, где ее обвинили в «космополитизме» и исключили из партии. Сложившаяся ситуация имеет объяснение лишь с точки зрения острой нехватки научно-педагогических кадров в АГПИ [5. С. 148; 16. С. 65-66]. Абаканский пединститут, единственное высшее учебное заведение в Хакасии, находился под пристальным контролем. В частности, на X Хакасской областной партийной конференции (24-26 февраля 1951 г.) шла речь о «недочетах», выявленных в вузе бригадой крайкома партии. После окончания дискуссии по языкознанию «в пединституте, где принимались экзамены по литературе, висел все еще портрет Марра и выдержки из так называемых “трудов” Марра». На кафедре литературы работали люди, «которые трудились не за страх на немцев во время войны». Имелись «ошибки» в преподавании, отразившиеся на знаниях студентов [8. С. 95; 17. Л. 252-253]. Нападкам подверглись и сотрудники ХакНИИЯЛИ. Критический натиск испытали научные работы А.А. Ке-неля, Д.Е. Хайтуна, Ц.-Д. Номинханова, А.Н. Липского. Бюро обкома ВКП(б) вывело исследователей из Ученого совета учреждения с формулировкой «как не оправдавших доверия» [7. С. 222]. Ц.-Д. Номинханов заведовал сектором языка ХакНИИЯЛИ. 14 июня 1949 г. решением бюро обкома партии он был отстранен от работы и исключен из партии. В просьбе о восстановлении на работе получил отказ. Первый секретарь Хакасского обкома ВКП(б) Т.Н. Немежиков дал ученому четкую характеристику: «В своих работах по хакасскому языку протаскивал антинаучные, буржуазные концепции, делал выводы космополитического характера по теории формирования хакасского языка и истории хакасского народа» [8. С. 95; 18. Л. 258]. Свою лепту в борьбу с космополитизмом и идейное воспитание населения внесло Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Филиал общества создан в Хакасии в феврале 1949 г. Подготовленные лекции должны были отражать вопросы внешней политики СССР, разоблачать политику американского империализма, показывать преимущества социализма перед капитализмом, содействовать формированию представлений о советском патриотизме [19, 20]. С проводившейся идеологической работой связывалось изучение истории Хакасии послеоктябрьского периода. Подобная постановка проблемы обозначена в редакционной статье «Советской Хакасии» за 14 ноября 1950 г. [21]. В конце января 1951 г. газета сообщила об объединенном заседании сектора истории ХакНИИЯЛИ, исторических кафедр АГПИ, преподавателей истории, определившем ключевые проблемы изучения на пять лет. Доминирующие позиции отводились послеоктябрьской истории региона [22]. Вопрос о состоянии идеологической работы в Хакасии стоял остро. На X Хакасской областной партконференции (1951 г.) огласили вывод, сделанный Красноярским крайкомом ВКП(б): «Разве не ясно, что обком не понял ведущей роли политической работы в нашей партийной деятельности?» Опасность сложившегося положения виделась руководству края со стороны присутствия в автономии значительной численности национального населения и экономического потенциала региона. Недооценка партийной и идеологической работы, по мнению руководства, могла препятствовать росту экономики [17. Л. 254]. Сложности с идеологической работой не прошли бесследно для руководства края. Последовало Постановление ЦК ВКП(б) «О работе Красноярского крайкома ВКП(б)» от 12 апреля 1952 г., где работа крайкома признавалась неудовлетворительной. В постановлении утверждалось, что крайком партии допускал серьезные просчеты в руководстве хозяйственной и партийнополитической работой, оказалась запущенной работа с кадрами, что отразилось на их подборе и воспитании. Кампания по борьбе с космополитизмом в Хакасии (1949-1953 гг.) 89 Важный пункт документа касался неудовлетворительной постановки идеологической работы. В связи с принятым Постановлением ЦК ВКП(б) заведующего отделом пропаганды и агитации Красноярского крайкома партии В.С. Журова освободили от занимаемой должности. Ему на смену пришел работник, направленный в край ЦК партии. Но в апреле 1953 г. ЦК партии все еще располагал сведениями о неблагополучии в Красноярском крае, в том числе с кадровым вопросом, партийно-организационной и идеологической работой [8. С. 74; 23. Л. 2, 8, 12, 13; 24. Л. 144; 25. Л. 31, 32]. Решение ЦК ВКП(б) закономерно сказалось на положении в Хакасии. 30-31 августа 1952 г. проходила XI Хакасская областная партконференция. Особое внимание на ней уделялось теме идеологической работы: «Новому составу обкома партии необходимо ликвидировать полностью недостатки и ошибки в идеологической работе и до конца выполнить постановление ЦК ВКП(б) от 12 апреля» [26. Л. 54]. На партконференции поднималась тема уже «разоблаченной» пьесы И. Кычакова «Птица счастья», поставленной в начале 1952 г. Хакасским национальным театром. В «Советской Хакасии» опубликовали материал, завершающийся выводом: «Идея дружбы хакасского и русского народов в пьесе И. Кычакова “Птица счастья” опорочена. В этом вред пьесы. Подобное нигилистическое отношение к национальным традициям мешает использованию прогрессивных национальных традиций в интересах строительства коммунизма, мешает воспитанию советского патриотизма» [2. С. 128129; 26. Л. 53-54, 111-112; 27]. Под прицелом критики находилось творчество поэта И. Котюшева, члена Союза советских писателей. В начале 1952 г. поэт представил в национальное издательство 42 стихотворения, в содержании которых рецензенты усмотрели «крупные ошибки идеологического порядка». Показательно критиковались стихотворения «Журавли», «Черемуха», «Золото», «Хакасия». Вывод с последующим выходом на тему советского патриотизма изложен в одном из номеров областной газеты: «Аполитичность и безыдейность, националистические тенденции в творчестве И. Котюшева должны быть осуждены общественностью и писательским коллективом области» [2. С. 128; 28]. Последней акцией кампании по борьбе с космополитизмом в СССР явилось «дело врачей». 13 января 1953 г. «Правда» опубликовала сообщение ТАСС «Арест группы врачей-вредителей», где говорилось о раскрытии органами государственной безопасности «террористической группы врачей, ставивших своей целью, путем вредительского лечения, сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». В нем приводился список участников «группы» - виднейших советских медиков, большинство из которых были евреями. Сообщение ТАСС сопровождалось передовой статьей «Правды» «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей» [29, 30]. 14 января 1953 г. «Советская Хакасия» перепечатала сообщение ТАСС, три дня спустя - передовую статью «Правды» [31, 32]. Затем газета привлекла внимание читателей к теме бдительности [33]. Сообщение ТАСС и передовая статья «Правды» обсуждались в Красноярском крае. Информация об этом поступала в Красноярский крайком партии, который направлял ее в ЦК КПСС. Показательной является «Информационная справка об откликах трудящихся г. Красноярска и районов Хакасской автономной области на хронику ТАСС об аресте врачей-вредителей» от 16 января 1953 г. Документ, адресованный секретарю крайкома партии Н.Н. Органову, подготовили в секторе информации крайкома. Он отразил возмущение поступками «врачей-вредителей», требования применения к ним самого сурового наказания и обстановку усиления бдительности. Документ зафиксировал появление антисемитских настроений. В Аскизском районе заместитель начальника по политчасти СМП 159 заявил в райкоме партии: «Возмущению преступными действиями этих вредителей у всех честных тружеников нет границ, надо к ним применить самые суровые меры». В Ширинском районе работники райсельхо-зотдела сказали: «Предателей народа надо судить и приговорить к высшей мере наказания как изменников Родины. И как можно скорее убрать из Москвы политически ненадежных» [9. С. 105-106; 34. Л. 1-3; 35. Л. 115-116, 136-138]. В январе 1952 г. прокурор Хакасской автономной области, старший советник юстиции В. Абрамов представил в обком партии сведения о фактах неверного определения диагнозов, неправильного лечения больных и последствиях этого, о халатном отношении врачей к своим обязанностям, проблемах с дисциплиной и отсутствии необходимого контроля со стороны облздрав-отдела. По данным прокурора, 30% врачей облздравот-дела не вызывали «политического доверия». При этом 29 человек были высланными немцами, литовцами и калмыками, 4 человека побывали в плену у немцев и лечили их, 11 человек ранее подвергались репрессиям за совершение контрреволюционных преступлений [36. Л. 20-24]. В середине 1952 г. в регионе сохранялась потребность в 410 врачах, но работали лишь 250 врачей, что соответствовало обеспеченности кадрами на 61% [8. С. 168; 37. Л. 24]. Представляется маловероятным, что имевшиеся проблемы были решены к 1953 г. Однако у нас отсутствуют сведения о репрессиях в отношении врачей. Возможно, краткий период «дела врачей», реабилитация «врачей-вредителей» в апреле 1953 г. не позволили региональным процессам сформироваться в полной мере. Кампания по борьбе с космополитизмом в Хакасии 1949-1953 гг. имела свою специфику. Развитие событий в автономии не позволяет зафиксировать высокую степень проявления активности кампании, ее явный антисемитский характер, что обусловлено отсутствием многочисленной интеллигенции в целом и еврейской интеллигенции в частности. Нападкам подверглись представители творческой, научно-педагогической и научной интеллигенции. В регионе применялись различные формы наступления на интеллигенцию: контроль за составом кадров, контроль идейного содержания творческой, научно-педагогической и научной деятельности, «чистка» кадров. Присутствие национальной интеллигенции позволяло выдвигать обвинения в национализме, соотносить их с установками кампании. Особое внимание в регионе уделялось 90 Е.С. Генина идеологической работе. Областная газета «Советская Хакасия» представляла «антикосмополитические» публикации и материалы по вопросам идеологической работы. В первую очередь борьба с космополитизмом заявила о себе в Абакане, центре автономии. В настоящее время перспективы изучения темы связаны с проблемами политических репрессий в регионе периода борьбы с космополитизмом, «дела врачей» (1953 г.), а также с реконструкциями биографий людей, пострадавших во время кампании. Автор статьи выражает благодарность Е.А. Лактионовой за предоставленные архивные документы (Национальный архив Республики Хакасия. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1669, 1778).
Ключевые слова
кампания по борьбе с космополитизмом в СССР,
идеология,
интеллигенция,
Хакасия,
Абакан,
anti-cosmopolitan campaign in the USSR,
ideology,
intelligentsia,
Khakassia,
AbakanАвторы
Генина Елена Сергеевна | Кемеровский государственный университет | доктор исторических наук, профессор кафедры истории России | elena_genina@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Троякова Ю.К. Художественная интеллигенция национальных районов Южной Сибири: проблемы формирования и роста (1945-1965 гг.) : автореф. дис. _ канд. ист. наук. Абакан, 2007. 28 с.
Костякова Ю.Б. Особенности борьбы с космополитизмом в национальном регионе (по материалам прессы Хакасии) // Исторические, фило софские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13) : в 3-х ч. Ч. 2. С. 124-130. URL: www.gramota.net/materials/3/2011/7-2/33.htm (дата обращения: 29.11.2018).
Костякова Ю. Б. Массово-информационные пространства южносибирских национальных регионов: исторические условия и опыт формиро вания (1922-1953 гг.). Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова», 2017. 252 с.
Казарин В.Н. Патриотизм и космополитизм в социально-политической жизни интеллигенции Восточной Сибири (1945-1950-е гг.) // Русский вопрос: история и современность : материалы Третьей всерос. науч. конф. (17-18 декабря 1996 г., Омск) / отв. ред. Д.А. Алисов, М.Л. Бережнова, Н.А. Томилов. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 110-115.
Казарин В.Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая половина 40-х - середина 60-х гг. XX в.). Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1998. 308 с.
Данькин Е.Н. Организация и развитие исторической науки в Хакасии (1920-е - 1985 гг.) : автореф. дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2009. 26 с.
Артамонова Н.Я. Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец XIX - середина XX вв.). М. : Прометей, 2000. 237 с.
Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (1949-1953 гг.). Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2009. 255 с.
Степанов М. Г. Сталинские репрессии в Хакасии в конце 1930-х - начале 1950-х гг. Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2006. 182 с.
Об одной антипатриотической группе театральных критиков // Правда. 1949. 28 янв.
Советские художественные фильмы : аннотированный каталог / сост. Н.А. Глаголева, М.Х. Зак, А.В. Мачерет и др.; под ред. А.В. Мачерета, Л.А. Парфенова, О.В. Якубовича, М.Х. Зака. М. : Искусство, 1961. Т. 2. 784 с.
Соломин Ф. «Суд чести» // Советская Хакасия (Абакан). 1949. 13 февр.
Зрители о пьесе «Суд чести» // Советская Хакасия. 1949. 6 марта.
Забелин Вл. «Огни Хакасии» // Советская Хакасия. 1949. 10 апр.
Выше знамя советского патриотизма в искусстве и литературе! // Советская Хакасия. 1949. 19 апр.
Данькин Е.Н. Организация и развитие исторической науки в Хакасии (1920-е - 1985 гг.) : дис. канд. ист. наук. Абакан, 2009. 221 с.
Национальный архив Республики Хакасия (НАРХ). Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1669.
Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. П-26. Оп. 21. Д. 39.
Белошапкин А. Политические и научные знания - в массы // Советская Хакасия. 1949. 4 сент.
Шире размах пропаганды политических и научных знаний! // Советская Хакасия. 1949. 27 сент.
Повседневно повышать уровень идеологической работы // Советская Хакасия. 1950. 14 ноября.
Мартынов Н. За научную разработку истории Хакасии и ее народа // Советская Хакасия. 1951. 31 янв.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 116. Д. 659.
ГАКК. Ф. П-26. Оп. 24. Д. 8.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 119. Д. 839.
НАРХ. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1778.
Порочная пьеса // Советская Хакасия. 1952. 8 февр.
Горин Б., Игнатьев Ф. О безидейности в творчестве И. Котюшева // Советская Хакасия. 1952. 8 июля.
Арест группы врачей-вредителей // Правда. 1953. 13 янв.
Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей // Правда. 1953. 13 янв.
Арест группы врачей-вредителей // Советская Хакасия. 1953. 14 янв.
Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей // Советская Хакасия. 1953. 17 янв.
Быть бдительным на любом участке и во всякой обстановке // Советская Хакасия. 1953. 25 янв.
ГАКК. Ф. П-26. Оп. 25. Д. 346.
ГАКК. Ф. П-26. Оп. 25. Д. 1.
НАРХ. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1895.
НАРХ. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 1794.