Образовательное партнерство Китая с Россией, Украиной и Республикой Беларусь (1992-2018 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/12

Образовательное партнерство Китая с Россией, Украиной и Республикой Беларусь (1992-2018 гг.)

Освещается развитие образовательного партнерства Китайской Народной Республики с Российской Федерацией, Украиной и Республикой Беларусь в постсоветский период через обучение китайских студентов в вузах этих стран. Анализируется динамика численности китайских студентов, а также наиболее популярные среди них специальности и направления подготовки. Отдельное внимание уделяется анализу причин сокращения числа китайских студентов в украинских и белорусских университетах с 2010 г. и взрывного роста их численности в российских вузах в последние годы. Даны общие выводы и рекомендации для дальнейшего развития полноценного образовательного партнерства с Китаем.

The educational partnership between China and Russia, Ukraine and Belarus (1992-2018).pdf Россия традиционно рассматривается как основная наследница советской образовательной системы и инженерной школы, как наиболее привлекательный постсоветский научный и образовательный центр для динамично развивающихся стран Азии, которые стремятся получить доступ к технологическому наследию Советского Союза. Однако Россия не является единственным наследником СССР в области образования, науки и техники. Серьезными игроками на этом поле выступают Украина и Беларусь, которые после распада Советского Союза также получили в наследство сильную русскоязычную высшую школу и научные заделы в таких передовых областях, как авиакосмическая промышленность, судостроение, промышленное машиностроение и информационные технологии. К сожалению, тема развития образовательного партнерства Китая с постсоветскими странами изучена очень слабо. Лучше всего представлены работы, рассматривающие образовательное сотрудничество России и Китая. Основная масса работ посвящена изучению взаимодействия в сфере высшего образования. Среди общих трудов, в которых анализируются процессы интернационализации высшего образования в Китае, стоит отметить исследования директора Института Конфуция Томского государственного университета И.А. Шведовой [1]. Также заслуживают внимания работы таких авторов, как Н.В. Карнаух, Ху Мин [2], К.А. Любская [3], А.Ю. Вихрова [4], А.В Лейфа, Ю.П. Сергиенко, Е.Ю. Лукина, Лю Юйцзе [5], С.В. Коршунов, М.В. Кузнецов, В.Б. Тимофеев [6]. В то же время публикаций, посвященных изучению образовательного партнерства Китая с Украиной и Республикой Беларусь, практически нет. Лишь отдельные вопросы этого сотрудничества рассматриваются в общих работах, посвященных процессам интернационализации мировой системы высшего образования [7]. Распад СССР и экономический кризис привели к сокращению государственного финансирования системы высшего образования на всем постсоветском пространстве, что заставило вузы искать новые источники денег, одним из которых стало привлечение иностранных студентов. Не стали исключением и вузы России, Украины и Беларуси, которые во второй половине 90-х гг. XX в. поняли важность интернационализации образования и начали постепенно выходить на международный образовательный рынок. Одной из наиболее привлекательных целевых аудиторий для экспорта образовательных услуг в конце прошлого века стала китайская молодежь. Бурно развивающаяся экономика Китая требует не только миллионов рабочих рук, но и сотен тысяч квалифицированных специалистов, поэтому получение высшего образования является реальным социальным лифтом, который может значительно повысить социальный статус и уровень доходов молодых людей. К тому же с конца 90-х гг. XX в. правительство КНР поощряло учебу молодежи за рубежом, рассматривая подготовку высококвалифицированных кадров как одно из приоритетных стратегических направлений в модернизации своей страны. В результате студенты из Китая буквально хлынули в зарубежные вузы, в первую очередь в развитых странах мира (США, Великобритания, Франция, Австралия, Япония и Южная Корея), где в скором времени стали самой многочисленной группой среди иностранных студентов. Часть китайских абитуриентов устремилась и на постсоветское пространство. С конца 1990-х гг. численность иностранных студентов, в том числе и китайцев, в вузах России, Украины и Беларуси постоянно росла. Согласно статистическим данным, в 2016/2017 уч. году в этих странах обучалось почти 300 тыс. иностранных студентов, из которых 229 тыс. чел. - в России, более 52 тыс. - в Украине и более 15 тыс. - в Беларуси. Таким образом, эти государства составляют «большую тройку» стран постсоветского пространства, наиболее привлекательных для иностранцев с точки зрения получения высшего образования, хотя по количеству иностранных студентов на 100 тыс. населения Россия, Беларусь и Украина значительно уступают Германии или Финляндии, их показатели сопоставимы с Польшей (табл. 1). При этом до сих пор вузы России, Украины и Беларуси в значительной степени ориентированы на страны бывшего СССР, на которые по данным на начало 2016/2017 уч. года приходилось 54% иностранных студентов в России, 43% - в Украине и 75% - в Беларуси [9. С. 112; 10. С. 41; 11. С. 23]. Образовательное партнерство Китая с Россией, Украиной и Республикой Беларусь (1992-2018 гг.) 87 Таблица 1 Количество иностранных студентов в вузах некоторых стран Европы в 2016/2017 учебном году [8. С. 112; 9. С. 41; 11. P. 6; 12. С. 72] Страны Количество иностранных студентов на начало учебного года Количество иностранных студентов на 100 тыс. населения, чел. Г ермания 340,3 410 Финляндия 20,4 374 Россия 229,0 158 Польша 57,1 149 Украина 52,0 123 Беларусь 15,0 159 Начало процессу активизации отношений России, Украины и Беларуси с Китаем в сфере образования было положено в ходе ряда официальных визитов правительственных делегаций в Пекин в середине 1990-х гг. Необходимость привлечения граждан КНР для обучения в российских, украинских и белорусских вузах поставила на повестку дня вопрос о признании документов об образовании. Было необходимо в короткие сроки разработать и принять межправительственные соглашения, которыми Россия, Украина, Беларусь и Китай взяли бы на себя обязательство признать документы об образовании, выданные органами образования. Пионером в этом процессе стала Россия, и соответствующее соглашение было подписано в Москве 26 июня 1995 г. [13]. К концу 1998 г. при активном участии китайской стороны аналогичные соглашения были подготовлены и подписаны в Пекине в октябре и декабре 1998 г. во время визита белорусской и украинской делегаций [14, 15]. С этого момента численность граждан Китая, обучающихся в России, Украине и Беларуси, начала быстро расти. К началу 2009/2010 уч. года там обучалось почти 26 тыс. китайских студентов. Главными конкурентными преимуществами вузов России, Украины и Беларуси была невысокая цена при достаточно высоком качестве образования. Наиболее популярные направления подготовки среди выходцев из Китая - экономика, менеджмент и журналистика, а также инженерные специальности в области машиностроения, авиа- и судостроения, информационных технологий. Однако начиная с 2010/2011 уч. года наблюдается расхождение траекторий численности китайских студентов в России, с одной стороны, и в Украине и Беларуси - с другой. В Украине и Беларуси наметилось устойчивое сокращение числа китайских студентов, хотя еще 9 лет назад Китай входил в тройку стран-поставщиков абитуриентов в вузы этих стран (табл. 2). Таблица 2 Количество китайских студентов в вузах России, Украины и Беларуси, на начало учебного года [8. С. 112; 9. С. 41; 10. С. 25], чел. Страны 2008/2009 2010/2011 2012/2013 2014/2015 2016/2017 Россия 16 798 16 486 16 385 20 209 26 775 Украина 7 020 5 202 3 180 2 388 1 252 Беларусь 1 725 1 227 1 146 801 759 Итого: 25 543 22 915 20 711 23 398 28 786 Причин тому несколько. Во-первых, это смена приоритетов для китайской стороны в развитии образовательного сотрудничества. В 2010 г. был принят Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования в КНР, который своей основной целью ставит не поддержку выезда китайских студентов для получения образования за рубеж, а развитие национальной системы высшего образования. План утвердил следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования: увеличение числа иностранных студентов в Китае; увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов; субсидирование исследований, проводимых в Китае учеными и студентами из развивающихся стран; увеличение числа программ высшего образования, преподаваемых на иностранных языках в китайских университетах; повышение качества образования внутри Китая [16]. Китайцы сейчас предпочитают открывать «зеркальные кампусы» и филиалы зарубежных вузов на своей территории, поддерживают совместные образовательные программы по формату «2 + 2», «3 + 1» и «1 + 1», приглашают к себе иностранных профессоров и преподавателей, предлагают перспективным молодым ученым гранты для проведения исследований в Китае. Таким образом, КНР стремится стать одним из основных игроков на рынке международного образования не только в Азии, но и в мире. Во-вторых, на снижение количества китайских студентов повлияло ухудшение политической и социально-экономической обстановки в Украине. Китайцы, как, впрочем, и большинство иностранных студентов, предпочитают русский язык обучения и в основном живут в Киеве и крупных городах юга и востока Украины - Харькове, Одессе и Днепропетровске, который стал своеобразной «столицей китайских студентов», так как почти половина китайских студентов, проживающих в Украине, обучается в вузах этого города. Сокращение сферы применения русского языка в Украине, которое наметилось в последнее время, вызвало значительное снижение интереса к украинским вузам со стороны китайских студентов. В-третьих, безусловно, огромную роль в снижении количество китайских студентов сыграла вспыхнувшая в Украине гражданская война. Боевые действия на востоке страны привели к тому, что правительство Китая отозвало на родину всех студентов, обучавшихся в Донецке и Луганске. В-четвертых, в вузах Украины и Беларуси отсутствует четкая стратегия привлечения китайских абитуриентов. Инициатива в развитии взаимодействия, организации обмена студентами и привлечении китайских абитуриентов находится в руках китайской стороны, которая формирует повестку дня сотрудничества в образовательной сфере. Вузы Украины и Беларуси слабо представлены на крупных мероприятиях в области образования, которые проводятся в Китае, например на образовательной выставке ChinaEducationExpo, которая проходит уже более 15 лет в крупнейших городах КНР. С 2014 г. Украина и Беларусь вообще пре- 88 А.Г. Данков кратили участвовать в этой выставке. Как результат, статистика показывает, что на протяжении нескольких последних лет количество граждан КНР, которые поступили в вузы Украины и Беларуси, меньше количества граждан КНР, которые их закончили [8. С. 117]. Привлекательными для китайских абитуриентов остаются очень узкие специализированные сферы (судостроение, информатика, филология, музыка и изобразительное искусство) и отдельные университеты в Украине и Беларуси, которым сложно найти альтернативу в других странах. Например, Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой, в которой по данным Министерства образования и науки Украины в 2017 г. обучалось более 160 китайских студентов. Напротив, в России после небольшого спада в 2010-2012 гг. с 2013 года наблюдается взрывной рост количества китайский студентов, численность которых к началу 2016/2017 уч. года превысила 26 тыс. человек и продолжает расти. Фактически Китай занимает второе место после Казахстана по количеству студентов, обучающихся в российских вузах [10. С. 25]. Причин тому несколько. Во-первых, в декабре 2012 г. принят десятилетний план действий по развитию российско -китайского взаимодействия в гуманитарной сфере, составная часть которого - расширение для китайских студентов возможностей получения образования в России. Во-вторых, после охлаждения отношений с Западом в 2014 г. руководство России признает азиатский вектор развития приоритетным для России, что отразилось в том числе и на расширении образовательного сотрудничества с Китаем. В-третьих, в мае 2017 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации. При этом Китай рассматривается как один из основных рынков для экспорта российского образования. За прошедшие два года были сделаны серьезные шаги для того, чтобы упростить процесс приема китайских абитуриентов в вузы нашей страны. На основании анализа динамики численности китайских студентов в российских, украинских и белорусских вузах, а также развития образовательного сотрудничества этих стран с Китаем можно сделать следующие выводы. 1. Развитие образовательного сотрудничества Украины и Беларуси с Китаем на протяжении всего постсоветского периода шло по инициативе китайской стороны и опиралось на стратегию развития образования в КНР. Пока китайское правительство поощряло выезд своих граждан за рубеж, контингент китайских студентов в университетах Украины и Беларуси увеличивался. Как только вектор политики руководства КНР сменился, поток китайской молодежи иссяк. 2. В Украине и Беларуси нет стратегии привлечения китайских студентов. Уверенность в привлекательности своих образовательных программ привела к стратегическому проигрышу на китайском рынке образовательных услуг. Численность китайских студентов сокращается, а часть потенциальных абитуриентов переориентировалась на российские университеты. 3. На данный момент единственной структурой, через которую осуществляется работа по развитию образовательного сотрудничества с Китаем, является сеть Институтов Конфуция, расположенных по всему миру, в том числе в России (22 института), Украине (6 институтов) и Республике Беларусь (3 института). Анализ проблем, связанных с привлечением китайских абитуриентов в университеты Украины и Беларуси, может быть полезен при разработке стратегии набора граждан Китая на программы обучения в российских вузах. Реализация Национального плана по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования в КНР будет продолжаться, а правительство Китая продолжит поддержку национальной образовательной системы. В этих условиях борьба за китайских студентов неизбежно обострится, и российским вузам предстоит отвечать на этот вызов.

Ключевые слова

Belarus, Ukraine, Russia, China, international educational cooperation, Chinese students, Internationalization of higher education, Беларусь, Украина, Россия, Китай, международное образовательное сотрудничество, высшее образование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данков Артем Георгиевич Томский государственный университет кандидат исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения факультета исторических и политических наукartemdankov2015@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Шведова И.А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 1 (21). С. 132-138
Карнаух Н.В., Ху Мин. Россия и Китай: исторические аспекты сотрудничества в области высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 234-237
Любская К.А. Российско-китайский рынок образовательных услуг как площадка для установления долгосрочных деловых связей // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 3. С. 150-156
Ван Юймэн, Вихрова А.Ю. Сотрудничество в сфере образования как форма культурного обмена между Китаем и Россией // Проблемы науки. 2016. № 9 (10). С. 45-48
Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П., Лукина Е.Ю., Лю Юйцзе. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 121-125
Коршунов С.В., Кузнецов М.В., Тимофеев В.Б. Ассоциация технических университетов России и Китая - новый институт международного сотрудничества в области образования // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 97-104. Каленюк И.С., Дьякон А.А. Развитие высшего образования в глобализованном мире // Деио|раф|я та соцiальна економiка. 2014. № 1 (21). С. 24-36
Основнi показники дiяльностi вищих навчальних заклад1в УкраГни на початок 2016/17 навчального року : стат. бюллетень / Державна служба статистики УкраГни. КиГв, 2017. 208 с
Образование в Республике Беларусь (2016/2017 учебный год). Минск, 2016. 60 с
Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации : стат. сб. / М-во образования и науки РФ. М. : Центр социологических исследований, 2018. Вып. 15. 184 с
Garam I. International mobility in Finnish higher education in 2015: degree students. Helsinki : Centre for International Mobility, 2016. 19 p
Арефьев А.Л., Шереги Ф. Иностранные студенты в российских вузах. М., 2014. 228 с
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях // Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Главный государственный экспертный центр оценки образования». URL: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation
Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании // Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь URL: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/mezhdunar/mezhdunarodnye-soglasheniya/index.php
Угода мiж Урядом УкраГни та Урядом Китайсько! Народно! Реснбл1ки про взаемне визнання докл|ент1в про освгту i науковi ступенi. URL: http://library.sumdu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=&lang=ru
Краснова Г. Великий китайский поход за иностранными студентами // Независимая газета. 2015. 28 окт
 Образовательное партнерство Китая с Россией, Украиной и Республикой Беларусь (1992-2018 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI:  10.17223/19988613/58/12

Образовательное партнерство Китая с Россией, Украиной и Республикой Беларусь (1992-2018 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 58. DOI: 10.17223/19988613/58/12