Рассматриваются дозволительные меры в борьбе с проявлениями уклонения от прохождения службы и дезертирством в рядах Красной армии, зафиксированные в нормативных документах органов центральной власти РСФСР и директивах Тюменской губернии в заключительный период Гражданской войны. Анализируется распорядительная документация под грифом «Секретно», изданная Губернской комиссией по борьбе с дезертирством. Дана оценка разрешительных мер, закрепленных в соответствующей директивной документации советской власти.
To the question of desertion and draft evasion control in Red Army in the Tyumen province at the end of the Civil War.pdf Дезертирство в Красной армии в годы Гражданской войны в РСФСР являлась одной из самых острых проблем, которую пытались решить власти как в центре, так и на местах. В советское время серьезных исторических исследований, связанных с изучением дезертирства в Красной армии, по понятным причинам не проводилось. Некоторые труды были изданы в основном в 1920-е гг. В советский период первыми, кто как-то обозначил проблему дезертирства в своих трудах, стали А.М. Колонтай [1], М. Баторский [2], А. Казаков [3], а особенно С. П. Оликов, который сам вел борьбу с дезертирами в Украине в составе комиссии по борьбе с дезертирством и в своем труде предлагал пути совершенствования этой борьбы [4]. Однако труды указанных советских авторов сложно назвать научными, так как в них, как правило, констатировались некоторые факты, и указывались определенные недостатки в борьбе с дезертирством. Основной массив научных изысканий, посвященных изучению дезертирства и борьбы с ним, произошел в постсоветский период, когда идеологические запреты были сняты и появился широкий доступ к архивным материалам. Труды стали выходить преимущественно с 2000-х гг. Среди таких исследователей можно выделить работы В. Л. Кукушкина [5], Г.Ф. Кривошеева [6], А.В. Долговой. Последняя поднимала вопросы изучения историографии первых лет советской власти по проблемам дезертирства в годы Гражданской войны [7], а также тему причин дезертирства из Красной армии [8]. Из крупных, недавно вышедших следует выделить труды К. В. Левшина, который, в том числе, посвятил и кандидатскую диссертацию исследованию дезертирства в Красной армии в годы Гражданской войны на Северо-Западе России [9-11]. Современные авторы в основном поднимают вопросы причин дезертирства, становления и развития института комиссий по борьбе с дезертирством и уклонением от службы в Красной армии, вопросы антидезертирской пропаганды, а также рассматриваются методы борьбы с дезертирами. Авторами в большинстве случаев, делается акцент на анализе материалов статистки, отчетов, рапортов, сводок, донесений, в которых отражались вопросы борьбы с дезертирами и уклонистами от службы в Красной армии. Однако исследователями глубинно не анализировались содержательные части нормативных актов и региональных директивных документов и не устанавливалась их корреляционная взаимосвязь. Кроме того, сегодня отсутствуют специальные исследования, посвященные борьбе с дезертирством в воинских формированиях армии большевиков в Тюменской губернии периода Гражданской войны. В основу данного исследования положен комплекс нормативных актов центра и тюменских региональных директив, посвященных вопросам борьбы с дезертирством и уклонением от службы в Красной армии в период заключительного этапа Гражданской войны. Анализируются опубликованные в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» законодательные акты центрального уровня, а также директивные акты Тюменской губернии, хранящиеся в фонде Р-10 «Ишим-ский уездный комиссариат по военным делам Ишим-ского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Тюменской губернии» Государственного архива в г. Ишиме Тюменской области, которые впервые вводятся в научный оборот. Изначально у большевиков в планах было создать Центральную комиссию по борьбе с дезертирством, которая бы решала эту проблему, однако вскоре было принято решение о создании в стране регионально-разветвленной системы по борьбе с уклонистами и дезертирами [4. С. 18]. Причины дезертирства были разными. Как справедливо отмечает А. В. Долгова, «дезертирство вызывалось, как правило, многими или несколькими причинами. Условно их можно объединить в четыре группы: экономические, политические, социальные и психологические» [15. С. 49]; кроме того, автор отмечает: «Сказывалось и то, что в советских и партийных структурах, в частях Красной Армии были зажиточные, кулацкие элементы. Их влияние на крестьянскую массу нередко становилось весьма заметным, хотя во многих крестьянских семьях мужчины либо уже были на фронте, либо подлежали призыву. Именно со стороны таких красноармейцев - советских или партийных работников - крестьянские семьи подвергались произволу, что не способствовало популярности Советской власти и Красной Армии, усиливало нежелание в ней служить... Дискредитация Красной Армии в глазах большинства мобилизованных, как следствие бесконтрольного произвола контрреволюционных элементов в ее рядах, а также в советских и партийных структурах - являлось одной из причин дезертирства» [8. С. 51]. Год от года большевиками разрешительные меры в борьбе с дезертирами усиливались. Начиная с 1918 г. центральные органы издали значительное количество регламентирующих нормативно-правовых документов, которые касались вопросов борьбы с уклонением от мобилизации и дезертирства в Красной армии. Мы остановимся лишь на последних из них. 3 марта 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издает Декрет № 94, подписанный В.И. Лениным, «О мерах борьбы с дезертирством». Документ предписывал всем учреждениям следить за отношением сотрудников к отбыванию воинской повинности, вести строгий учет военнообязанных лиц. За укрывательство дезертира должностные лица должны были подвергаться заключению на срок до пяти лет, а за невнимательность и халатное отношение при проведении мероприятий по борьбе с дезертирством, а также за несвоевременное принятие соответствующих мер могли сесть на срок до трех лет. Хозяева квартир, укрывающие дезертиров, могли лишиться свободы сроком до пяти лет. [12. С. 145-146]. В этом же году, 13 декабря было опубликовано Постановление № 573 Совета рабочей и крестьянской обороны «О предоставлении Губернским Комиссиям по борьбе с дезертирством права Революционных Трибуналов в отношении вынесения приговоров по делам дезертиров». Данным документом Совет обороны постановил предоставить всем губернским комиссиям по борьбе с дезертирством те же права, что были у революционных трибуналов в отношении вынесения приговоров по делам дезертиров при условии введения в Губернскую комиссию по борьбе с дезертирством представителя от Губернского революционного трибунала [Там же. С. 817]. В тот же день Совет рабочей и крестьянской обороны Постановлением № 594 «О предоставлении уездным комиссиям по борьбе с дезертирством права наложения наказания на укрывателей дезертиров» предоставил всем уездным комиссиям по борьбе с дезертирством право наказывать дезертиров с уведомлением об этом губернских комиссий [12. С. 145-146]. Далее права органов на местах только расширялись. Так, 7 февраля 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издает очередное Постановление № 58 «О предоставлении Полевым Комиссиям по борьбе с дезертирством права наложения взысканий на укрывателей дезертиров». Тем самым полевым комиссиям предоставлялось также право применять определенные санкции против дезертиров [13. С. 74-75]. Нормативная регламентация деятельности комиссий по борьбе с дезертирством на местах появилась в 1920 г., когда 8 апреля вышел в свет Декрет ВЦИК № 126 «О комиссиях по борьбе с дезертирством», подписанный М.И. Калининым. В данном документе подробно указывались санкции, которые могли применяться в отношении дезертиров и их пособников. Устанавливалось, что в отношении лиц, которые самовольно оставили военную службу в виде побега или самовольной отлучки, уклонялись от службы, подстрекали, занимались пособничеством или укрывали дезертиров, могли налагаться такие санкции, как: передача в штрафные роты, полная или частичная конфискация имущества (строений, скота, земледельческих орудий), лишение земельного надела или его части навсегда или на определенный срок. Дела о дезертирах, признанных злостными, подстрекателях, пособниках и укрывателях должны были передаваться после следственного производства губернскими комиссиями по борьбе с дезертирством в губернские революционные трибуналы. В Декрете были обозначены категории лиц, относящиеся к злостным. К ним относились: бежавшие из части во время боя, бежавшие из части после приказа об отправлении на фронт, оказавшие сопротивление при задержании, похитившие при побеге форменную одежду (казенное обмундирование), кроме носимого на себе, укравшие (унесшие) с собой оружие и снаряжение, дезертиры из числа лиц командного состава, перешедшие на сторону противника, дезертиры, объединившиеся в вооруженные банды, укрыватели, действующие организованной группировкой, изготовляющие и распространяющие фальшивые воинские документы, укрывающие дезертиров с корыстной целью, советские должностные лица, виновные в умышленном укрывательстве или пособничестве дезертирству [13. С. 184-185]. С целью проведения всех мер по борьбе с дезертирством в Тюменской губернии была организована Комиссия по борьбе с дезертирством, в обязанности которой входила организация и управление уездными комиссиями по борьбе с дезертирством, проведение массовых кампаний против злостных дезертиров, контроль учреждений с целью обнаружения случаев попустительства дезертирства и принятие мер к устранению недочетов, способствующих последним, проведение агитации против дезертирства через губернские органы, проведение в жизнь директив вышестоящих органов. Тюменская губернская комиссия функционировала при Тюменском губернском комиссариате по военным делам. Общее руководство комиссией, организация и управление уездными комиссиями, связь с Окружной комиссией и другими учреждениями возлагались на председателя Губернской комиссии или его заместителя. На одного из членов Губернской комиссии возлагалось общее руководство судебно-следственной частью. Уполномоченные Губернской комиссии (как правило, не более двух человек) являлись непосредственными помощниками председателя Комиссии. Общее ведение дел Комиссии (делопроизводство) возлагалось на управление делами [14. Л. 163]. Как известно, в начале 1920-х гг. на территории Тюменской губернии, несмотря на установление советской власти после победы большевиков над армией А. В. Колчака, сохранялась нестабильная ситуация. В период военных действий против армии Колчака процент не явившихся по мобилизации в некоторых уездах достигал до 70% [Там же. Л. 10 об.]. Местные большевистские власти, после основных событий в ходе Гражданской войны, напуганные большими потерями Красной армии, а также проблемами, с которыми они столкнулись при мобилизации, стали издавать директивы под грифом «Секретно», нацеленные на борьбу с дезертирством и уклонением от службы в армии, для восстановления необходимой численности в вооруженных силах. Летом 1920 г. была объявлена мобилизация лиц 1901 года рождения, в связи с этим 22 июня 1920 г. за № 3 Губернская комиссии по борьбе с дезертирством при Тюменском губернском комиссариате по военным делам издает приказ за № 3 под грифом «Секретно» для неуклонного исполнения и направляет его во все уезды. Данным документом декларировался порядок действий в период призыва. Так, вменялось вести агитацию и предписывалось, что уполномоченные комиссии по борьбе с дезертирством должны проверять на месте учетные данные, производить фактическую поверку населения, пользуясь информацией военных комиссаров и личными документами призывников. Должна была вестись поверка явившихся и поиск уклонившихся, осуществлялось наблюдение за правильностью доставки мобилизованных лиц на пункты сбора. После окончания призыва уполномоченные должны были остаться в волости для вылавливания дезертиров [14. Л. 91]. В документе также подчеркивалось, что особо злостных задержанных необходимо подвергать репрессиям, однако не уточнялось, каким именно. Также приказывалось проводить облавы по волостям. На всех крупных пунктах сбора вменялось проверять уходящие эшелоны мобилизованных. Ежедневно в комиссии по борьбе с дезертирством необходимо было представлять отчет по количеству подлежащих призыву, неявивших-ся по мобилизации, задержанных уклонистов от учета, задержанных от явки на призыв и бежавших со сборных пунктов, а также в пути следования и сколько из них было задержано, а кроме того, обо всех эшелонах, их пунктах назначения и количестве туда направленных мобилизованных лиц [Там же. Л. 91 об.]. Особо остро стояла проблема с дезертирством в эшелонах по маршрутам движения Окмолинск - Омск и Каркаринск - Павлодар. В связи с этим на данных проблемных участках, а также в пунктах назначения эшелонов, где предполагалось большое скопление мобилизованных, предписывалось проводить особо тщательную поверку. Приказывалось отправлять от уездных комиссий особо надежных уполномоченных на главные пункты прибытия эшелонов, дислоцированных в населенных пунктах: Омск (пристань, вокзал), Петропавловск, Татарск, Барнаул, Павлодар, Семипалатинск (пристань), Тара (пристань). Для особо тщательной проверки отправлялись уполномоченные-проверяющие от Тюменской губернской комиссии по борьбе с дезертирством в Новониколаевск и Барабинск для проверки проходящих эшелонов [14. Л. 92]. 20 октября 1920 г. заместитель председателя Губернской комиссии по борьбе с дезертирством при Тюменском губернском комиссариате по военным делам издал приказ № 15 под грифом «Секретно». В нем констатировалось, что мобилизация проходит неуспешно. Неявка на сборные пункты и уклонение мобилизуемых были достаточно высоки, что подтверждалось ежедневными донесениями с мест. В приказе подчеркивалось, что данная ситуация сложилась, в том числе, ввиду слабого принятия мер по предупреждению дезертирства. В связи с плачевной ситуацией по мобилизации и скорым окончанием призыва упомянутым распорядительным документом вменялось вооруженным силам «немедленно провести широкую кампанию облав по городу и деревням, выловить без исключения уклонившихся и широко применять репрессивные меры к дезертирам и укрывателям, заставлять заработать в этом направлении все волостные, сельские власти и милицию, подгоняя ленивых и привлекая к ответственности не оказывающих содействия, развить широкую агитацию за добровольную явку, совместно с Компартом, политпросветом и комячейкам на местах, т. е. другими словами поднять весь аппарат по борьбе с дезертирством на ноги с тем, чтобы в течение десяти дней по окончании мобилизации извлечь всех дезертиров» [14. Л. 127]. Предписывалось также извлечь из тыла весь «шкурнический» элемент, вносящий дезорганизацию, и возвратить в ряды армии, а также создать у всего населения такое впечатление о деятельности комиссий по борьбе с дезертирством, что от них нельзя уйти, скрыться и жить безнаказанно. Ставилась задача создать в глазах населения эффект убеждения, что дезертировать и скрываться невозможно, поскольку перед комиссиями по борьбе с дезертирством стоит цель полного очищения территории от дезертиров, в связи с чем приказывалось, чтобы в каждой оперсводке значилось не менее 4-5 облав. Заместитель председателя особо подчеркивал: «Раз и навсегда запомнить, что я зорко наблюдаю за работой Уездных Комиссий, заключавшейся в сводках, и за малейшее ослабление карательной и иной деятельности буду жестко наказывать вплоть до предания суду» [Там же]. 2 февраля 1921 г. ВЦИК совместно с СНК издает Декрет «О борьбе с дезертирством», подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым. Данный документ ограничивал права губернских и уездных комиссий по борьбе с дезертирством, отменяя изданные ранее нормативные акты, в которых содержалась норма делегирования полномочий по вынесению приговоров. Теперь «устанавливался исключительно судебный порядок рассмотрения дел о дезертирах, их укрывателях, пособниках и попустителях». Все дела должны были передаваться либо в народные суды, либо революционные военные трибуналы фронтов, армий и округов. Более того, упразднялись отделения губернских революционных трибуналов по дезертирским делам [15. С. 106-107]. 7 мая 1921 г. Губернская комиссия по борьбе с дезертирством издает директивное письмо № 81/сек. под грифом «Секретно-экстренно», которое в срочном порядке было направлено в уездные комиссии Тюмени, Тобольска, Ялуторовска, Ишима. В нем сообщалось о необходимости сохранения в достаточном количестве личного состава Красной армии для нанесения последнего удара по остаткам белогвардейских формирований. В документе особо обращалось внимание на следующее: «Наблюдается: во-первых, усиленное дезертирство из красноармейских частей с фронта и трудовых армий, во-вторых, развивающееся дезертирство из частей ВОХР, и караулчастей, особенно перед предстоящими перебросками частей, что совершенно недопустимо и что обуславливает первое и второе на местах, в некоторых уездах борьба с дезертирством не ведется достаточно организованно» [14. Л. 10]. Для неповторения некогда печально сложившейся ситуации в пик Гражданской войны Тюменская губернская комиссия по борьбе с дезертирством приказывала провести совещание из представителей уездво-енкома, уездчека, ВОХР, уездисполкома и уездкомпар-тии, на которых должны были обсуждаться вопросы о принятии экстренных мер - проведению борьбы с дезертирством из Красной армии и трудового фронта. На совещании предписывалось оценить партийные и боевые силы, когда можно их направить по своему уезду для проверки документов, агитации и обследования нужд семей красноармейцев. Уездным исполкомам и парткомам приказывалось оказать помощь семьям красноармейцев по засеву полей и выдаче денежных ссуд на поддержание хозяйств, а также создать условия, чтобы у каждого красноармейца, после его призыва хозяйство не пришло в упадок [Там же. Л. 10 об.]. К письму прилагался общий план борьбы с дезертирством при проведении мобилизации. Этим планом Губернская комиссия в первую очередь давала указания заняться подбором кадров на должности уполномоченных уездных комиссий. Каждый уполномоченный закреплялся к определенному району размером от одной до трех волостей. В распоряжение каждому уполномоченному давались вооруженные красноармейцы, а также агитаторы от парткома и писари. Согласно плану уполномоченные обязаны были проверять учетные данные, сверяя их с фактическим состоянием. При этом, принимая во внимание возможную неточность и неправильность учетных данных, уполномоченный обязан был собрать по возможности все сведения с гражданина, подлежащего призыву, пользуясь метрическими выписями, опросом населения и проверками по внешнему виду лиц, которые соответствовали возрасту призывников. Кроме того, должны были приниматься меры к оцеплению мест размещения их караулами и патрулями для предотвращения возможности дезертирства. На каждого неявившегося велся особый лист, в котором отмечался год розыска, наказания, наложенные на дезертира и его семью. При этом стоит отметить, что в документе значился пункт № 21: «Одновременно с сим Уездкомдезертир принимает меры к воздействию на дезертира и его семью путем применения репрессии в пределах прав, предоставленных Комдезертир» [14. Л. 35], что напрямую противоречило изданному в феврале 1921 г. Декрету ВЦИК и СНК «О борьбе с дезертирством», так как проведение каких-либо репрессий местным комиссиям было дозволено постановлениями № 573 и 594 от 13.12.1919, изданными Советом рабочей и крестьянской обороны, которые данным декретом отменялись, о чем свидетельствует пункт первый указанного документа. В населенных пунктах, где остро стояла проблема с дезертирством, ответственность за пресечение дезертирства при мобилизации возлагалась на так называемые тройки. Тройки могли действовать через своих уполномоченных, принимая меры к пресечению дезертирства в соответствии с выработанной для них инструкцией, проводя операции, широкую агитацию и т.п. [Там же. Л. 35 об.]. В состав троек входили: представитель военизированной охраны, уполномоченный от Окружной комиссии по борьбе с дезертирством и представитель губревкома [16. Л. 60]. Таким образом, количество изданных нормативных директив как центральной властью, так и в Тюменской губернии подчеркивает остроту вопроса и обеспокоенность большевиков проблемой дезертирства в Красной армии, с которой власть пыталась бороться с помощью специально созданных органов - комиссий по борьбе с дезертирством. Из нормативных документов прослеживается политика «кнута и пряника». С одной стороны, дезертиры, уклонисты и помогающие им лица карались такими мерами, как конфискация имущества, лишение земельного надела, передача в штрафные роты; с другой стороны, для семей тех, кто был мобилизован в Красную армию, нормативно была закреплена определенная компенсационная социальная поддержка - выдача ссуд на поддержание хозяйства. При этом стоит отметить, что ни в одном из вышеупомянутых документов не значилась такая мера наказания за дезертирство или уклонение, как лишение свободы или расстрел, поскольку пойманные лица принудительно мобилизовывались для прохождения службы, а строгие карательные меры привели бы Красную армию к потере численности военнослужащих. В то же время лишение свободы применялось к чиновникам, которые допускали халатность при учете лиц, подлежащих призыву. Губернским и уездным комиссиям по борьбе с дезертирством предоставлялись весьма широкие полномочия. Они должны были осуществлять контроль за ведением учета военнообязанных, осуществлять их поверки, выявлять уклонистов и дезертиров, осуществлять их поиски, контролировать процесс следования эшелона к месту дислокации, а с 1919 г. и вплоть до 1921 г. комиссии могли самостоятельно применять репрессивные меры к дезертирам, уклонистам и их пособникам. Местные директивные документы в Тюменской губернии издавались под грифом «Секретно». В таких документах более подробно прописывался и разъяснялся порядок действий комиссий и их уполномоченных лиц по борьбе с дезертирством. Однако нередко в них обозначалось минимальное число облав (не менее 4-5), которые должны были проводить комиссии по борьбе с дезертирством, что могло приводить как к подлогу оперсводок, так и формальному проведению облав.
Коллонтай A.M. Не будь дезертиром. Киев: Всеукраинское издательство при Исполнительном Комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, 1919.
Баторский М.А. Бандитизм и борьба с ним. Б.м: РИО при РВС Зап. фронта, 1921.
Козаков А. Общие причины возникновения дезертирства и крестьянских восстаний // Красная Армия. 1921. № 9.
Оликов С.П. Дезертирство в Красной армии и борьба с ним. Л. : Изд-во воен. типогр. Упр. делами НАРКОМВОЕНМОР и РВС СССР, 1926. 128 с.
Кукушкин В.Л. Армейское и трудовое дезертирство в среде вологодского крестьянства в 1919-1921 годах // Вологда: Краеведческий альма нах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 189-202.
Кривошеев Г.Ф. О дезертирстве в Красной Армии // Военно-исторический журнал. 2001. № 6. С. 94.
Долгова A.B. Тема дезертирства в годы гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии в первые годы советской власти // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 12. С. 46-49.
Долгова А.В. Причины дезертирства из армии в годы гражданской войны // Перспективы науки. 2011. № 3. (18) С. 49-54.
Левшин К.В. Деятельность Петроградской губернской комиссии по борьбе с дезертирством в 1919-1921 гг. // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 2. История. 2011. № 4. С. 82-87.
Левшин К.В. Дезертирство в Красной Армии в годы гражданской войны на Северо-Западе России, 1918-1921 гг. : дис.. канд. ист. наук. СПб., 2012. 300 с.
Левшин К.В. Агитация и пропаганда в борьбе с массовым дезертирством красноармейцев в годы Гражданской войны // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 158-176.
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943, 886 с.
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943, 818 с.
Государственный архив в г. Ишиме. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 8.
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1944, 1198 с.
Российский государственный военный архив. Ф. 17590. Оп. 1. Д. 55.