Впервые в российской историографии приводятся сведения по истории Дагестана в VII-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан («Книга стран»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Проведено сопоставление сведений о Дагестане сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан и сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов.
Arabic source for the medieval history of East Caucasus: Kitab al-buldan by Ibn al-Faqih.pdf Для народов Восточного Кавказа сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории. Фрагментарность извлечений из арабских источников и скудость источниковой базы не дают возможности исследователям обстоятельно изучить средневековую историю народов Дагестана. Цель статьи -освещение сведений по истории Дагестана в VII-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинения Ибн ал-Факиха, относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Географические сочинения были вызваны к жизни завоеваниями и необходимостью административного устройства Халифата, так как централизованная система управления, стягивавшая все нити управления в Дамаск, а затем в Багдад, требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них, с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения. Развитию описательной арабской географии способствовала также торговля, пользовавшаяся с одинаковой легкостью и сухопутными, и морскими маршрутами, которая не только объединяла отдельные области Халифата, но и выходила далеко за его предел^і, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. В своем труде «Арабская географическая литература» И.Ю. Крачковский уделил большое внимание зачаткам географических знаний мусульман в более ранний период. Очень подробно описано развитие арабской географической литературы [1. С. 15-63]. Один из ранних географических трудов энциклопедического характера, в котором содержатся сведения о Восточном Кавказе (Дагестане) - это сочинение Ибн ал-Факиха. Абу ‘Абдулла Ахмад б. Мухаммад б. Исхак б. Ибрахим ал-Ахбари, а по нисбе (происхождению) ал-Хамадани, прозванный Ибн ал-Факих, составил книгу Китаб ал-булДан («Книга стран») около 290/903 г., и о некоторых аспектах из его жизни и деятельности известно из его сочинений и биографического словаря Ибн Надима [2. С. 157]. По-видимому, он был уроженцем города Хамадана в Персии и сыном знатока преданий и правовой литературы, на что указывает его прозвище - Ибн ал-Факих, т.е. «сын законоведа». Он получил известность в Багдаде в период правления Аббасидского халифа Му'тадида (892-902). Время жизни и деятельности Ибн ал-Факиха установлено только приблизительно (869-942 или 952), по тем данным, которые можно извлечь из его сочинения Китаб ал-булДан или Китаб ахбар ал-булДан («Книга рассказов о странах»), которое дошло до нас в сокращенной редакции, составленной приблизительно через сто лет, около 413/1022 г. неким 'Али ал-Шайзари [3. С. 156]. В этой редакции оно и было издано М. де Гуе в серии «Bibliotheca geographorum arabicorum^>, составив пятый том указанного издания [4]. Сообщается также, что помимо Китаб ал-булДан, Ибн ал-Факиху принадлежало еще два сочинения, которые до нас не дошли: Китаб ал-‘АДжаиб и Китаб зикр ал-шу'ара ал-МахДийун, последнее сочинение посвящено жизни и деятельности арабских поэтов [5]. Сочинение Ибн ал-Факиха, насколько можно судить по компендиуму, не является строго географическим трудом, но имеет своей целью дать занимательный материал для чтения по географии, т.е. служит своего рода географической хрестоматией. Этот труд -большой энциклопедический справочник по Халифату вообще, со значительным количеством стихов, легенд, курьезных рассказов и т.д. Очень большое внимание 132 М.А. Гизбулаев он обращает на такие темы, как завоевание мусульманами разных областей мира, размер поземельных налогов (хараДж) Халифата, возникновение городов. Особенно подробно описаны Багдад и родина автора Хамадан. В начале сочинения Ибн ал-Факих рассказывает о достоинстве и значении городов, их истории, приводит некоторые связанные с ними известия, повествующие о преимуществах одних городов перед другими. Среди известных исторических личностей, о которых приводятся подробные сведения в его труде, -прежде всего Пророк Мухаммад (10/632) и его сподвижники ‘Умар ибн ал-Хаттаб (23/644) и ‘Али ибн Аби Талиб (41/661), омейядский наместник Ирака Хаджадж ибн Йусуф (95/714), аббасидские халифы Абу Джафар ‘Абдуллах ибн Мухаммад ал-Мансур (158/775), Харун ар-Рашид (193/809) и Абу ал-Аббас ‘Абдуллах ибн Харун ал-Мамун (218/833). Рассматривая вопрос об источниках Китаб ал-булДан, необходимо отметить, что Ибн ал-Факих использовал труды своих предшественников и современников, на которых он ссылается, таких как ал-Джахиз, ал-Балазури, ал-Йа'куби, Ибн Хордадбех и др. Часть сведений, которые сообщает Ибн ал-Факих, основана на устной традиции, и мы встречаем некоторые имена источников этих сведений, например Абу Аббас ал-Туси. Следует подчеркнуть, что писателем, оказавшим, несомненно, большое влияние на географическую работу Ибн ал-Факиха, был ал-Абу Усман ал-Джахиз (ум. 869). Другой мусульманский ученый историк-географ ал-Мукаддаси относится к сочинению нашего автора сдержанно: «Я видел книгу, которую составил Ибн ал-Факих ал-Хамадани в пяти томах. Он пошел по другому пути [чем Абу Зайд ал-Балхи] и упоминает только большие города. Он включил в книгу разные отрасли наук». ал-Мукаддаси не одобряет присутствие в книге большого количества незначительных деталей [3. С. 156]. Кроме ал-Мукаддаси произведение Ибн ал-Факиха было широко использовано более поздними авторами: Ахмадом Туси, Йакутом ал-Хамави и др. В начале XX в. в библиотеке мечети имама Али ар-Риза в Мешхеде была найдена рукопись объемом 212 страниц большого формата. Весной 1923 г. А.З. Ва-лиди имел возможность просмотреть рукопись и вскоре опубликовал ее описание [6. С. 237-248]. Как оказалось, Мешхедская рукопись представляла собой ранее неизвестную редакцию книги Ибн ал-Факиха, значительно отличавшуюся от редакции ал-Шайзари, изданной М. де Гуе. Однако и она, по-видимому, также является сокращением оригинала, поскольку в ней отсутствуют две пространные главы об Азербайджане и Армении, имеющиеся в издании М. де Гуе. Вместе с тем это более полная редакция, в ней содержатся дополнительно 11 глав, отсутствующих в сокращенной редакции ал-Шайзари. На сегодняшний день неосуществленными остались планы подготовки и издания сводного текста Ибн ал-Факиха на основе издания М. де Гуе и Мешхедской рукописи. Отрывок, охватывающий рассказ Тамима ибн Бахра ал-Мутавви'и, был опубликован с английским переводом и комментариями В.Ф. Минорским [7. С. 279-283]. Кроме того, глава сочинения Ибн ал-Факиха, посвященная тюркам, под заглавием «Рассказ о гуззах и “дождевом камне”», подготовлена к изданию С.Л. Волиным по мешхедской рукописи с переводом и привлечением сокращенного текста М. де Гуе. Практически все ранее неизвестные главы мешхедской рукописи, содержащей сведения об областях, расположенных к югу от Сахары, а также к востоку от Ирака, -Иране, Хорасане, Мавераннахре и тюркских владениях, усилиями А.С. Жамкочяна [8-10] и О.В. Цкити-швили [11-12], Л.Е. Куббеля и В.В. Матвеева [13], Ф.М. Асадова [14] были изданы и переведены. Сочинение Китаб ал-булДан отличается последовательностью систематизации материала. Для подтверждения достаточно просто перечислить заглавия и темы в тексте: «О сотворении земли, моря, чудеса в них»; «Отличие между Китаем и Индией»; «Слово о Мекке и Ка'бе»; «Город Таиф»; «Слово о Медине и мечети Пророка»; «Отличие между Тихамой и Недждом»; «Слово о Йемаме»; «Слово о Бахрейне»^ «Слово о Египте и Ниле»; «Страны к югу (Нубия, Абиссиния, Беджа); «Слово о Магрибе»; «Слово о Шаме, Иерусалиме, Дамаске, Месопотамии»; «Слово о Румах (византийцы)»; «Слово об Ираке, Куфе и замке Хаварнак» (с рядом исторических замечаний и цитат), а также главы Басре, Багдаде и т.д. Известно, что данные, приведенные в сочинении Ибн ал-Факиха о Дагестане, есть и в труде Ибн Хордад-беха. В связи с этим в статье выполнено сопоставление сведений сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-БулДан и сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик - избранных отрывков, сообщающих о Дагестане. Это сопоставление выполнялось с целью установить происхождение сведений о Восточном Кавказе в первом из двух сочинений. При этом следует отметить, что сведения о Дагестане из сочинения Ибн ал-Факиха еще не были переведены и опубликованы в трудах российских востоковедов. В сочинении Ибн ал-Факиха при описании событий, происходивших в середине VII в., упомянут один из первых мусульманских военачальников, совершивших поход на Кавказ, - сподвижник Пророка Салман ибн Раби'а, которому приписывают завоевание ряда городов и политических образований в Дагестане: «^Ширван, Маскат [Мушкюр], Шабиран [центр одноименной исторической области, развалины которого находятся в 25 км к юго-востоку от г. Кубы], город Баб [Дербент], и [земли] других владетелей гор были завоеваны Салманом. И встретил его в бою хакан [правитель хазар] со своей конницей на реке Балан-джар [Возможно, это река Улучай, протекающая по территории Дахадаевского, Кайтагского и Дербентского районов Республики Дагестан], где Салман, да помилует его Аллах, и 4 000 мусульман [вместе с ним] погибли^» [15. С. 590]. В сочинении Халифы ибн Хаййата также упоминаются Ширван, Маскат, Шабиран, город Баб, но он расписывает подробно весь маршрут сподвижника Пророка на Восточном Кавказе с указанием даты поражения мусульманских войск и гибели Салмана. Сначала Салман был утвержден халифом 'Умаром в Арабский источник о средневековой, истории Восточного Кавказа 133 звании судьи в Куфе, после чего он не раз участвовал в военных походах на Кавказе, но был убит в одном из сражений с хазарами в г. Баланджар около 650 г. [16. С. 22-27]. Однако, судя по сообщениям ат-Табари, вместо Салмана был убит его брат 'Абдурахман б. Ра-би'а в 32/653 г. Далее Ибн ал-Факих со слов Ахмада б. Вадиха ал-Исбахани, который провел значительное время своей жизни на Восточном Кавказе, в Армении, пишет: «...число политических образований мамалик, расположенных в ней [на территории Восточного Кавказа] равно 113 государствам. Среди них государство Сахиб ас-Сарир [был по масштабам Кавказа крупным владением, объединявшим целый ряд дагестано-нахских народов, с политическим центром в Хунзахе], расположенный между [землями] Алан и Баб ал-Абвабом. Оттуда тянутся два [почтовых] пути: один в страну хазар, а другой в страну Арминийа [это не современная Армения, а область, включавшая в рассматриваемый период часть территорий Армении, Грузии, восточного Азербайджана и южного Дагестана]. В этой стране [ас-Сарир] 18 000 сел, [для сравнения] в государстве Арран [на севере достигло до области Шир-ван, на северо-западе Шеки и Кахетии в восточной Грузии, на юге ограничивалось Арменией и Азербайджаном, на юго-востоке - прикаспийской Муганью] находится 4 000 сел. [Из всех государств на территории Восточного Кавказа] правитель Сарира имеет самое большое количество сел [населенных пунктов]» [15. С. 586]. Ибн ал-Факих отметил, что в горах Кавказа множество защищенных укреплений (хусун) таких как «Баб Сул (в тексте Баб улJJ ^ч) [(арм.Чор, Чога), в настоящее время отождествляется с Топрах-кала, развалины которого сохранились близ Дербента], Баб Алан (o^' 4l÷) [Дарьяльское ущелье], Баб Шабиран, Баб Лазика (¾^^^jI÷) [местность, населенная лазами, занимающей значительную территорию от устья р. Чорох до Черноморского побережья современных западной Грузии и Турции], Баб Барика (⅛^jl÷ 4lj), Баб Самсахи 4lj) [теперь развалины крепости Дзамисцихе на правом берегу р. Куры против Сурама, лежала на р. Куре от Ахалциха до Сурама], Баб Сахиб Сарир 4lj), Баб Филан-шах (“1^ 4lj) [сведения о локализации Филана противоречивы], Баб Карунан (jljjjl≤ 4lj), Баб Табарсаран-шах (ol^j∣jwj⅛^ ^Ij) [историческая область в юго-восточной части Дагестана, территория по долине р. Рубас], Баб Лайзан-шах (в тексте Баб Иран-шах) [совр. пос. Лагич в Азербайджане]» [15. С. 586]; тот же список и у Ибн Хордадбеха [17. Т. 1. С. 124]. Всего таких фортификационных сооружений, построенных Сасанидами, в горах Кавказа было 360. Из них «_сто замков [расположены в горных ущельях] до Баб Алан [Дарьяльского ущелья], еще десять замков контролируются мусульманами до земель Табариста-на, а все остальные замки находятся на землях Филан, Сахиб ас-Сарир до Баб Алан» [15. С. 583]. У ал-Йагкуби этих данных нет. Интересные для нашего исследования сведения об экспедиции во главе Салламом ат-Тарджуман (по данным Ибн Хордадбеха, Саллам владел тридцатью языками) через Дагестан в сторону земель Гог и Магог встречаются у Ибн ал-Факиха: «Рассказал Саллам ат-Тарджуман: что ал-Васик [Абу Джафар Харун ал-Васик ибн Мутасим -аббасидский халиф, который правил с 842 по 847 гг.], после того как увидел во сне, что стена, воздвигнутая Зулькарнайном [Зулькарнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами» - праведник, имя которого упоминается в Коране [18]] между [нами] и Йаджудж и Маджудж [Гог и Могог] открылась, обратился ко мне и сказал: "Осмотри ее воочию и доставь мне сведения о ней!.. И отправились мы [в путь] из г. Самарры (в тексте д^>^Сурра-ман-ра) с пись мом ал-Васика к Исхаку ибн Исмаилу [правитель Тифлиса, который был женат на дочери царя Сарира; был разбит войсками халифатского полководца Буги и казнен в 853 г.], правителю Арминийи находящемуся в Тифлисе, чтобы он оказал нам необходимую помощь [для дальнейшего маршрута]. И написал о нас Исхак [письмо] к правителю Сарир, а правитель Сарира написал о нас царю Алан, а он написал о нас Филан-шаху, а тот написал о нас правителю Хазар...» [15. С. 583]. Эти сведения относятся к 846 г. Очень легко уловить происхождение сведений о Дагестане в Китаб ал-булДан. Ибн ал-Факих использовал сведения Ибн Хор-дадбеха [17. Т. 1. С. 163]. Важное упоминание о Дагестане есть в главе «Ар-минийа», где автор, перечисляя граничащие с Арминией политические образования, указывает на Сарир, Лакз [современная территория южного Дагестана и северо-западного Азербайджана, занимаемая лезгинами, агулами, цахурами, рутулами, отчасти также аварцами] и Баб ал-Абваб: «...граница Арминийи простирается от [города] Барза'и [столица Аррана, стала центром халифатской администрации на Кавказе], который был основан Кубадом Старшим [Кавад I - царь царей (шахиншах) Ирана из династии Сасанидов, правил в 488496 и 499-531 гг.], до Баб ал-Абваба, а оттуда до границ Рума [Грузии], Кавказского хребта, [земель] владетелей ас-Сарира и ал-Лакза» [15. С. 583]. Далее в следующей главе наш автор пишет, что: «за пределами [территории] Баб ал-Абваба находятся [земли] правителя малик Сувар [объединение кочевников, изгнанных из Западной Сибири, которые обосновались вдоль Каспийского моря и Кавказских гор до Дербента] и [правителя] Лакз, правителя Алан, правителя Филан, правителя Маскат, Сахиб ас-Сарир, а также [правителя] города Семендер» [Там же. С. 593]. Ибн Хордадбеха точно так же приводит эти данные [17. Т. 1. С. 124]. Термин малик означает «царь», но в первые века Ислама он применялся преимущественно к немусульманским правителям [18. С. 68]. Ат-Табари также употребляет термин малики гор, подразумевая всех дагестанских правителей, а когда речь идет о правителе Сарира, то применяется термин сахиб. «На [берегу] Хазарского [Каспийского] моря расположен Баб аб-Абваб [город и земли, прилегающие к нему], которого называют там Кабк [ввиду того, что территория Баба тянется вдоль хребта Кавказских гор]. Там существует семьдесят языков, носители которых не понимают [друг друга] без переводчика» [15. С. 82]. Ни у Ибн Хордадбеха, ни у ал-Йа'куби этих данн^іх нет. 134 М.А. Гизбулаев Далее следует небольшое описание Каспийского моря: «...Третье море - Хорасанское, Хазарское. [Оно называется так] по причине близости к нему Хазар. Оно простирается до Мукана, Табаристана, Хорезма, Баб ал-Абваба. От моря Джурджана [Гурган - область в Иране на юго-восточном побережье Каспийского моря] до залива Хазар [хазарской столицы Итиль / Астрахань] - десять дней пути. Когда же ветер благоприятствует [путникам] - то восемь дней морем и два дня по суше. Это море называется Хорасанским кругом. Диаметр его сто фарсахов, а длина окружности тысяча пятьсот фарсахов» [15. С. 63]. Мы сравнили сведения, приведенные Ибн ал-Факихом в фарсахах, с реальными расстояниями на местности. По сведениям Ибн ал-Факиха ширина Каспийского моря составляет до 554,9 км (100 фарсахов), а его длина равна 1 662 км (1 500 фарсахов), тогда как по данным Росгидромета на местности ширина моря доходит до 435 км, а протяженность его по меридиану равна 1 200 км [20]. Таким образом, для изучения средневековой истории Восточного Кавказа сведения арабских авторов представляют особую ценность, в частности сочинения Китаб ал-булДан заслуживают дальнейшего углубленного изучения. Сведения о Дагестане, приведенные Ибн ал-Факихом, в большей степени схожи со сведениями Ибн Хордадбеха. Сочинение Ибн ал-Факиха начинает ряд подобных же географических хрестоматий и в большей или меньшей степени было использовано в сочинениях позднейших авторов, таких как, например, Йакут ал-Хамави. Изложение историко-географических данных о Дагестане у Ибн ал-Факиха сжато, с явным интересом к описательной географии. Сочинения Китаб ал-булДан Ибн Факиха имеет важное значение для изучения истории и географии Восточного Кавказа VII-X вв.
Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М. -Л., 1957. Т. 4: Арабская географическая литература. 965 с
Kitab al-fιhrist: ta’lTf-i Muhammad Ibn Ishaq Nadim. Kitabkhanih-I Ibn Sina, 1965. 668 p
Крачковский И.Ю. История арабской географической литературы. Каир, 1963 (на араб. яз.)
de Goeje М.1. Compendium libri Kitab a!-boldan auctore Ibn-Fakih al-Hamadani. Luduni Batavorum, 1885 (BGA,V). 365 p
Khalidov A.B. Ebn Al-Faqīh // Encyclopedia Iranica. 1997. Dec. 15 (accessed: 18.03.2017).
Валидов А.З. Мешхедская рукопись Ибну-ль-Факиха // Извѣстія Россiйской Академіи Наукъ. VI серiя. 1924. Т. 18, 1-11. С. 237-248.
Minorsky V. Tamîm ibn Bahr’s Journey to the Uyghurs // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1948. Vol. 12. P. 279-283.
Жамкочян А.С. Неизвестная глава об ас-Саваде в «Ахбар ал-Булдан» Ибн ал-Факиха // Вестник Ереванского университета. 1971. № 3 (15). С. 141-153
Жамкочян А.С. Город Самарра по материалам мешхедской рукописи // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. 1973. № 2 (61). С. 275-294
Цкитишвили О.В. К истории города Багдада, материал к истории возникновения и развитие феодального города на Ближнем Востоке. Тбилиси, 1968. 198 с
Цкитишвили О.В. Город Васит по Мешхедской рукописи Ибн-ал-Факиха // Очерки по истории городов Ближнего Востока : сб. ст. / под ред. проф. Габашвили. Тбилиси, 1970. Вып. 2. С. 272-287
Куббель Л.Е., Матвеев В.В. Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М. -Л. : АН СССР, 1960. Т. 1: Арабские источники VII-X вв. 736 с
Асадова Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993. 204 с
Ибн ал-Факих. Китаб ал-Булдан. Бейрут, 1996. 649 с
Гизбулаев М.А. Та’рих Халифы ибн Хаййата как источник по истории Дагестана VII-VIII вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 13. 2016. Вып. 4. С. 22-27.
Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. 265 с
Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. Ансар, 2007. 400 с. (Золотой фонд исламской мысли)
Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008. 560 с
Гидрометеорология и гидрохимия морей : справочник. СПб. : Гидрометеоиздат, 1996. Т. 06: Каспийское море, вып. 2: Гидрохимические условия и океанологические основы формирования биологической продуктивности. 324 с