Показаны существенные черты трезвенного движения 1907-1914 гг. на Среднем Урале. Общества трезвости росли в периоды экономического подъема и мирного развития, но в годы экономического спада, войн, революций они сокращали деятельность или вообще исчезали. Движение развивалось преимущественно в приходах РПЦ. На октябрь 1910 г. выявлено 37 обществ трезвости общей численностью 3 590 чел.; 36 из них были церковными, одно - светским. Они проводили беседы, проповеди, принимали обеты трезвости, распространяли антиалкогольную литературу.
Temperance movement in the Middle Urals during peaceful development in 1907-1914.pdf В предлагаемой статье ставится задача выявить ряд закономерностей трезвенного движения в 19071914 гг. в таком геополитически важном регионе России как Средний Урал. На Урале в начале XX в. алкогольная политика царизма, практика продажи и потребления спиртного несли угрозу обнищания, физического и духовного вырождения общества. Об этом свидетельствует, например, рапорт от начала октября 1913 г. епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Митрофану (Афонскому) новоназначенного священника Николаевской церкви Мостовского прииска Екатеринбургского уезда Иоанна Минина о приходе, где на 1024 прихожанина действовало пять питейных заведений: «_Вся жизнь жителей прихода протекает в беспрерывном пьянстве. [_] За это время я_ узнал всю материальную недостаточность и бедноту населения. Лицом к лицу мне впервые пришлось столкнуться с таким, как здесь, большим количеством различного рода эпилептиков, неврастеников и с типами физического и умственного вырождения». На молодежных вечеринках и девичниках процветал «безнравственный обычай» спаивания девиц. [1. 1913. № 51. Отд. неофициальный. С. 1247-1248.] В ответ на вызов алкогольной угрозы в крае с конца XIX в. развилось общественное трезвенное движение за добровольный отказ людей от употребления алкоголя, ограничение легальной и пресечение нелегальной продажи спиртного. Оно достигло наибольшего размаха в период мирного развития 1907-1914 гг. (между революцией 1905-1907 гг. и Первой мировой войной). История движения нашла отражение в литературе [2-5 и др.], однако авторы не уделяли достаточного внимания выявлению его особенностей и закономерностей. К важнейшим достаточно полным и достоверным источникам относятся материалы дела 141 фонда Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, где находятся рапорт и записка секретаря Екатеринбургской духовной консистории П. Сребрянского от декабря 1910 - начала января 1911 г. с краткими сведениями о 40 обществах епархии и приложением уставов девяти из них [6. Л. 187-232]. Другим источником являются «Екатеринбургские епархиальные ведомости». В них периодически публиковались сведения о движении в России и епархии: материалы совещаний духовенства, резолюции правящего архиерея, рапорты священников, уставы и отчеты обществ трезвости. Светское трезвенное движение в крае было развито гораздо слабее церковного. Деятельность двух выявленных нами «гражданских» обществ трезвости - Екатеринбургского городского и Нижне-Исетского при народном доме Ниж-не-Исетского завода - прослеживается по общероссийским изданиям [2. С. 190, 203; 7. Т. 1. С. 30. Т. 2. С. 922-924; 8. С. 14, 24; 9. С. 21, 45]. Предмет исследования - это, прежде всего, наиболее организованная и «сознательная» часть движения - общества трезвости: церковные и гражданские. Территориальные рамки - Средний Урал, т.е. восточная часть Пермской губернии, где располагалась Екатеринбургская епархия Русской Православной церкви. Она охватывала почти всю территорию современной Свердловской области, а также северо-западную часть современной Курганской области (Шадринский уезд) и северную часть Челябинской области (район Касли) (см. карту: [10. С. 538].) Даты в статье везде даются по старому стилю. Урал в начале XX в. являлся одним из пяти российских промышленных районов. Здесь были развиты черная металлургия и производство металлоизделий. Вместе с тем он все более отставал от промышленного Юга. Как указывает И.Д. Ковальченко, в регионе «были сильны пережитки крепостничества»; «заработная плата на металлургических заводах Урала была почти вдвое ниже, чем на Юге» [11. С. 250-251]. Особенности региона видны при сравнении с лежащими восточнее обширными крестьянскими сибирскими и «степ- А .Л. Афанасьев ными» (степной полосы) губерниями. В регионе среди участников движения была заметна доля рабочих, имелось семь заводских обществ трезвости, а в Сибири и Акмолинской области таковых вовсе не было. Общества трезвости возникали, росли и проявляли активность в благоприятные для культурной, созидательной работы периоды мирного развития и экономического подъема. В периоды экономического спада, «внешних» и «внутренних» катастроф (войны и революции) они резко сокращали свою деятельность или вообще исчезали (см. табл. 1). Время от начала экономического подъема 19091914 гг. до вступления России в Первую мировую войну было периодом наивысшего подъема трезвенного движения на Среднем Урале. Нами выявлено 37 обществ трезвости, действовавших на конец октября 1910 г. Данные о них, обработанные по специальной анкете, представлены ниже (см. табл. 2). Т а б л и ц а 1 Периодизация трезвенного движения на Среднем Урале (Пермская губерния, Екатеринбургская епархия РПЦ). 1890-е гг. - 1917 г. Хронологические рамки Характеристика периода истории России с точки зрения: Основное содержание трезвенного движения на Среднем Урале синергетики историографии 1890-е гг. «Порядок», положительный рост Промышленный подъем Начало движения; возникновение и рост обществ трезвости на заводах нижне-тагильском (1890-1891 гг.) и шуралинском (1892 г.) 1900-1904 гг. Беспорядок, депрессия, «выбор пути»; «внешняя катастрофа» Промышленный кризис в россии (1900-1903) и на урале (1900-1904); русско-японская война (1904) Движение снизилось; известно о существовании к концу 1904 г. четырех сельских обществ трезвости 1905-1907 гг. «Внешняя» и «внутренняя» катастрофы (война и революция) Русско-японская война (1905); революция 1905-1907 гг. Некоторое оживление движения. К концу 1907 г. известно 11 обществ трезвости, в т. ч. три с преобладанием рабочих Вторая половина 1907 -конец 1909 г. «Беспорядок», депрессия, «выбор пути» Период реакции Действуют немногие общества трезвости Конец 1909 г. - июль 1914 г. «Порядок», положительный рост (?) Промышленный подъем; новый революционный подъем Подъем движения; рост числа и численности обществ трезвости : в октябре 1910 г. - 37, весной 1914 г. - не менее 62 Июль 1914 г. - январь 1917 г. «Внешняя катастрофа» Участие россии в 1-й мировой войне Резкий спад движения; многие общества трезвости прекратили существование Февраль-октябрь 1917 г. «Внешняя» и «внутренняя» катастрофы (война и революция) Участие россии в 1-й мировой войне, революция 1917 г. Прекращение движения под влиянием неблагоприятных политических и социальноэкономических условий Источники: a) синергетика: [12]; b) историография: [13]; c) трезвенное движение: [1; 6. Л. 187-232; 2. С. 179, 188, 190, 203-204, 213, 226; 3; 14. С. 4, 7]. Т а б л и ц а 2 Общества трезвости Среднего Урала (Пермская губерния, Екатеринбургская епархия РПЦ). Октябрь 1910 г. Из табл. 2 видно, что в пяти уездах восточной части Пермской губернии, составлявших Екатеринбургскую епархию, действовали 37 обществ трезвости чисенно-стью 3 588 чел. Среди последних «деятели» (организаторы, пропагандисты) составляли лишь небольшую часть. Большую часть составляли люди, чье членство ограничивалось лишь принятием зарока трезвости на определенный срок и, возможно, изредка принимавших участие в общих мероприятиях (крестные ходы, праздники трезвости, собрания). Из 37 обществ 27 (73%) находились в селах, семь (18,9%) - в заводских поселках и три (8,1%) в городах. Почти все общества - 36 (97,3%) - были церковными т.е. действовали при православных храмах, по благословению (с разрешения) епархиального начальства. Лишь одно «Екатеринбургское общество трезвости» (с 1907 г.) - в уездном и епархиальном городе Екатеринбурге - было гражданским (Нижне-Исетское гражданское общество трезвости при народном доме в Екатеринбурге, вероятно, было открыто позднее 1910 г.). Из 15 руководителей обществ, чьи занятия удалось выяснить, большинство, или 11 человек (73%), были священниками, двое (13%) - крестьянами, один (7%) - учителем и один (7%) - рабочим. Духовенство обращалось к трезвости потому, что пьянство разрушало личность, семью, общество, препятствовало проповеди евангельских истин, отвращало людей от церкви. Уезды Население Число обществ трезвости Число членов обществ, чел. Число обществ на 100 тыс. населения Всего, тыс. чел. Чел. на 1 кв. версту В городских поселениях В сельских поселениях Всего Городские гражданские Городские церковные Заводские церковные Гражданские Церковные Екатеринбургский 520,5 21,6 1 1 5 10 17 1 682 3,6 Верхотурский 342,7 6,1 2 1 3 835 0,9 Ирбитский 182,9 20,6 2 2 51 1,1 Камышлов ский 310,1 23,3 8 8 716 2,6 Шадринский 402,6 26,5 1 6 7 304 1,7 Итого 1758,8 15,0 1 2 7 27 37 3 588 2,1 Источники: а) население [15. С. 41]; б) общества трезвости [1. 1910-1911; 6. Л. 187-232; 2. С. 179, 188, 190, 203-204, 213, 226; 3; 7. Т. 1. С. 30. Т. 2. С. 922-924; 16; 17]. Трезвенное движение на Среднем Урале Прямые указания на социальный состав членов обществ в источниках очень редки, но имеются сравнительно полные сведения о составе прихожан тех церковных приходов, где имелись общества [16]. С некоторой долей вероятности можно считать, что состав обществ примерно совпадал с составом прихожан. Из 35 обществ, относительно которых такого рода сведения имеются, в 24 обществах (68,5%) прихожане были крестьянами, в восьми (22,9%) - преобладали рабочие и в трех (8,6%) - «крестьяне-рабочие», т.е. крестьяне, которые наряду с крестьянским трудом также работали по найму на приисках, - по существу были как бы и крестьянами, и рабочими. В восьми «рабочих» трезвенных объединениях числилось 1 152 члена или около трети (32,1%) от общего числа членов. Сведения о видах деятельности обществ трезвости неполны, но и по ним можно представить общую картину. В 12 обществах проводились беседы и проповеди о вреде пьянства и необходимости трезвости; в девяти - выписывалась духовная и противоалкогольная литература; в восьми имелись библиотеки с такого рода литературой; в двух раздавали антиалкогольные листки и брошюры; в двух оказывалась помощь нуждающимся членам; одно занималось благотворительностью по отношению ко всем нуждающимся. Наконец, 12 обществ принимали обеты трезвости, т. е. торжественные обещания не пить ничего опьяняющего на избранный срок: большинство из них - от одного-шести месяцев до одного-двух лет. Как правило, они принимались в храме перед Святым Крестом и иконой покровителя общества. (Соблюдали обеты до 90% принявших.) Таким образом, движение было по составу «крестьянско-рабочим» и по идейному содержанию -православным. Отчеты обществ трезвости и иные документы содержат немало примеров о действенности трезвенной работы: немало бывших пьяниц вставали на путь трезвой жизни, восстанавливали хозяйство, обеспечивали свои прежде заброшенные, несчастные семьи; сокращались хулиганство и преступность; в ряде мест исчезали пьяные обычаи и появлялись трезвые, вплоть до трезвых свадеб; крепли церковные приходы-общины; улучшалась нравственность. Приведем примеры: 1. В рапорте благочинного 3-го благочиния Екатеринбургского уезда епископу Митрофану от начала 1912 г. указывалось: «Крестьянин села Леневского Филипп Арефов Костылев, бывший пьяница, вступил один год тому назад в число [членов] общества трезвости. Из деревенского пролетария он обратился в трудолюбивого и мирного семьянина. Кроме кучи голодной семьи и плохонькой избушки он раньше ничего не имел. Храм Божий не посещал. При каждой встрече был убеждаем Филипп (священником-председателем общества трезвости И.М. Рыболовлевым. - А.А.) бросить пить и жить по-христиански. Филипп обзавелся коровой и лошадью и хлеб у него родился в достаточном количестве. Дети сыты, одеты и веселы. В праздник Божий Филипп, хотя и не часто, но ходит в храм. [_] Члены общества трезвости, сплотившись, составляют одну семью, сильную христианскою любовью» (1. 1912. № 8. Отд. неофициальный. С. 189; выделено нами. - А.А.). 2. Упомянутый выше священник о. Иоанн Минин, видя пагубность пьяных обычаев, провел с молодежью Мостовского прииска 5 октября 1913 г. задушевную беседу о необходимости соблюдать христианскую нравственность, встретившую поддержку. 6 октября под его руководством в здании местной церковноприходской школы прошло учредительное собрание «Кружка ревнителей поддержания религии и поднятия нравственности среди местного юношества», был принят его устав. Епископ Митрофан 13 октября 1913 г. утвердил Устав и сделал на рапорте отца Минина следующую резолюцию: «Господи! Помоги пастырю Святой Церкви Твоей исправить эту несчастную, погибающую от пьянства паству. Прошу Епархиальный комитет трезвости прийти на помощь о. И. Минину советом, изданиями и др. средствами» [1. 1913. № 51. Отд. неофициальный. С. 1245-1250]. Трезвенное движение развивалось под влиянием объективных и субъективных причин. «Внизу», среди крестьян и рабочих, существовала острая потребность в отрезвлении. «Сверху» организаторами движения выступали, как правило, наиболее энергичные, принявшие близко к сердцу народную боль приходские православные священники. Они, подчиняясь церковной дисциплине, руководствовались известным определением Святейшего Синода от 4-6 июня 1909 г. «О приглашении духовенства к борьбе с народным пьянством» и указаниями правящих архиереев. Выдающуюся роль в организации и руководстве трезвенного движения на Среднем Урале сыграл сравнительно молодой и чрезвычайно энергичный в деле служения Церкви епископ Митрофан (Афонский, 1861-1918), занимавший екатеринбургскую кафедру с апреля 1910 г. по март 1914 г. При нем число церковных обществ трезвости увеличилось приблизительно в два раза: с 30 на весну 1910 г. до более чем 60 на весну 1914 г.; возросли уважение к ним среди народа и поддержка со стороны духовных и светских властей. Члены уральских обществ вели не только «местную» работу, но и принимали участие в общероссийских трезвенных действиях. («Каналами связи» между участниками движения были, прежде всего, широко выписываемый на Урале журнал петербургского церковного Александро-Невского общества трезвости «Трезвая жизнь» и «Екатеринбургские епархиальные ведомости».) Приведем важнейшие из них: 1) товарищ председателя Екатеринбургского общества трезвости А. И. Хрущов был делегатом 1-го Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (Петербург, 28 декабря 1909 - 6 января 1910 г.). В докладе общества съезду предлагалось объединить все трезвенные организации России во Всероссийский союз; проводить А .Л. Афанасьев просветительные меры в школе; ввести меры по ограничению казенной продажи водки и пресечению тайной продажи алкоголя [7. Т. 1. С. 30. Т. 2. С. 922-924]; 2) весной-летом 1911 г. по почину Александро-Невского общества трезвости развернулась всероссийская кампания по поддержке законопроекта III Государственной Думы, подготовленного думской «Комиссией о мерах борьбы с пьянством». Документ предусматр ивал серьезные ограничительные и просветительные меры. В апреле-мае 1911 г. на имя председателя Комиссии епископа Гомельского Митрофана (Краснопольского, священномученика) и товарища председателя, самарского городского головы М.Д. Челышова поступило семь писем поддержки с предложениям и с Урала. Три из них - от священников - председателей обществ трезвости из Екатеринбургского, Верхотурского и Шадринского уездов; еще четыре - от граждан, не состоящих в обществах: два -от священников и прихожан двух сел Шадринского уезда; треье - от псаломщика и еще пяти лиц из Нижне-Тагильского завода и четвертое - коллективное за подписью 131 лица из г. Шадринска [18. С. 53-71]; 3) 6-12 августа 1912 г. во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве приняли участие священники - председатели обществ трезвости епархии Иоанн Антонинов (Верх-Исетский завод), Василий Конин (Нижне-Тагильский завод), Николай Попов (с. Арамильское), Иоанн Рыболовлев (с. Леневское Екатеринбургского уезда), Василий Топорков (Екатеринбург) [1. 1913. № 6. Отд. неофициальный. С. 156-170; 19. С. 11-12, 14]; 4) 28-29 апреля 1913 г. в епархии по призыву светского Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников (ВТСХТ) при поддержке гражданских и церковных властей был проведен Первый Всероссийский праздник трезвости. В ходе него проходили открытые массовые действия: проповеди, крестные ходы, раздача листков и сбор пожертвований на улицах. Нами установлено его проведение в семи населенных пунктах: местными отделами ВТСХТ в городе Камыш-лове, селах Травянском и Троицком Камышловского уезда; Симеоновским обществом трезвости - в Екатеринбурге; местными обществами трезвости - в селах Багаряк, Губернском и в Нижне-Исетском заводе Екатеринбургского уезда [1. 1913. № 14. Отд. официальный. С. 195-197; 8. С. 11, 14]; 5) 29-30 августа 1913 г. в епархии повсеместно был проведен Всероссийский церковный праздник трезвости. Особенно широко он отмечался в Екатеринбурге [1. 1913. № 30. С. 393-394; № 36. С. 843-844]; 6) 7-8 апреля 1914 г. в рамках Второго всероссийского праздника трезвости был организован праздник, по неполным сведениям, в пяти населенных пунктах епархии: отделами ВТСХТ в Нижне-Исетском заводе, селе Троицком и городе Камышлове; обществами трезвости - в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда и селе Арамашевском (Арамашевке) Верхотурского уезда [9. С. 21, 25]; 7) с конца 1913 г. и особенно с весны 1914 г. во многом под влиянием обществ трезвости в России развернулась кампания принятия приговоров сельских обществ, постановлений кооперативных учреждений о закрытии казенных винных, частных пивных лавок, прекращении шинкарства и пьяного хулиганства. Это происходило и на Среднем Урале (см., например: [1. 1914. № 30. С. 660]). Итак, в 1907-1914 гг. трезвенное движение помогало людям вернуться к трезвой жизни, укрепляло семьи, общины и общество на местном уровне. С началом Первой мировой войны оно ослабло на Урале, как и в России в целом, а позднее в чрезвычайных условиях революции 1917 г. надолго прекратило существование.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург. 1905-1917.
Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб. : Александро-Невское общество трезвости, 1911.
Кудряшова И. Как создавались общества трезвости: из истории обществ трезвости в Екатеринбургской епархии [2005] // Просветительский центр. Екатеринбург. URL: http://prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_article=63&id_page=33 (дата обращения: 28.07.2017).
Нечаев М.Г. Церковь в борьбе с пьянством на Урале (конец XIX - начало XX вв.) // Уральский исторический вестник. 2008. № 4 (21). С. 59-64.
Власова А.В. Деятельность уральских епархий и приходов Русской православной церкви по противодействию злоупотреблению алкоголем в дореволюционный период // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (16). С. 110-113.
Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2.
Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1-2.
Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 г. СПб., 1914.
Отчет о деятельности Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915.
История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург : Сократ, 2010.
Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Историческая география. М. : Высшая школа, 1973.
Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем // Сайт С.П. Курдюмова. Синергетика и эволюционизм. URL: http://spkurdyumov.ru/ evolutionism/stadii-evolyucii-slozhnyx-sistem/ (дата обращения: 31.07.2017).
Тарновский К.Н. История. Капиталистический строй // Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 24, кн. II. С. 118-121.
Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 гг. СПб. : Тип. П.П. Сойкина, 1894.
Статистический ежегодник России: 1911 г. СПб. : Изд. Центрального статистического комитета МВД, 1912.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Екатеринбург : Тип. А.М. Жукова, 1909.
Челышов М.Д. Пощадите Россию! Правда о кабаке... Самара, 1911.
Труды Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг. : Тип. Александро-Невского общества трезвости, 1914. Т. 1.