Казахстанская модель этноконфессионального согласия
Изложены результаты исследования общих тенденций и особенностей создания и функционирования модели этноконфессионального согласия в Казахстане. Источниковую базу исследования составил комплекс опубликованных «открытых» источников: нормативно-правовых актов, программных и распорядительных документов, документов делопроизводства, методических рекомендаций органов государственной власти и религиозных организаций, статистических отчетов, материалов светской и церковной периодической печати. Разработка особой модели была обусловлена угрозой социополитической стабильности, резким изменением этнорелигиозной структуры населения в постсоветское время, многонациональным и многоконфессиональным характером государства. Изменения в политической жизни государства, происходящие в 2019 г., станут серьезной проверкой модели на жизнеспособность и эффективность.
Kazakhstan model of ethno-confessional consent.pdf После распада СССР в Казахстане, как и в большинстве бывших союзных республик, усилился интерес граждан к религии. Культурно-духовная жизнь и общественно-политические процессы базировались не только на отрицании всего, связанного с Советским Союзом и коммунистической идеологией, но и на негативном отношении ко «всему русскому». На этапе становления нового государства существенное изменение этнической населения. С 1989 по 2018 г. доля казахов, проживающих на территории произошло структуры этнических республики, возросла с менее 40 до почти 70%. При этом общая численность населения увеличилась с 16,5 до 18 млн человек, а русское население сократилось с 6 227 тыс. человек в 1989 г. до 3 588 тыс. человек на 1 апреля 2018 г. По приблизительным данным, с 1989 по 2003 г. около 1,3 млн русских перебрались из Казахстана в Российскую Федерацию [1]. Перед новым независимым государством остро стояли задачи укрепления национального и духовного единства граждан, недопущения «политизации религии» в процессе возрождения ислама. Методом проб и формировалось представление государственно-конфессиональных механизмах поддержки возрождения ислама и религиозных традиций при сохранении курса на коренные общественно-политические преобразования и строительство светского современного государства. Президент Н.А. Назарбаев рассматривал усиление роли религии и поликонфессиональность общества как положительный фактор для укрепления единства многонационального государства. Он взял курс на создание «системы диалога конфессий» для сохранения межконфессионального согласия в Казахстане и вывода религии за границы локальной и глобальной «политической игры» [2. С. 163, 215; 3. С. 212]. ошибок у государства и о отношений, возрождения общества модели о В конце XX в. ислам в регионе возродился и на его основе во многих государствах были сделаны попытки сформировать новую культурно-ценностную систему. При этом мусульманские общины Центральной Азии стали развиваться и налаживать связи вне государственного контроля и границ. Процесс либерализации религиозной сферы жизни привел к росту адептов как радикальных течений ислама, так и нетрадиционных для Казахстана религий [4. С. 8; 5. С. 8; 6]. В зоне особого риска оказалась молодежь 1429 лет, которая в Казахстане составляет почти треть от общей численности населения. Доля религиозной настроенной молодежи с 2003 по 2015 г. выросла с 38,7 до 74%. Духовные поиски молодых людей, их интерес к религии использовали многочисленные «нетрадиционные» религиозные организации, которые появились в республике. Согласно опросам, каждый десятый религиозно настроенный человек был готов защищать интересы своей религиозно-этнической группы с оружием в руках. «Ослабленность» традиционных религиозных конфессий, низкая правовая и религиозная грамотность молодежи, высокий уровень агитационной активности и финансовой поддержки «нетрадиционных» религиозных организаций в совокупности с развитием информационных технологий являлись факторами, которые способствовали развитию «нетрадиционных» религиозных течений в Казахстане» [7]. Новое законодательство Республики Казахстан (далее - РК) в религиозной сфере было либеральным и несовершенным. Устанавливалось равенство всех религий, был провозглашен принцип невмешательства государства в дела религиозных Деятельность религиозных регламентировалась Конституцией, объединений. объединений Гражданским кодексом и Законом Республики Казахстан 1992 г. «О свободе исповедания и религиозных объединений» 130 В.А. Овчинников (утратил силу в соответствии с законом РК от 11.10.2011 № 483-IV), а также рядом нормативных актов [8-10]. Несовершенство законодательства, отсутствие механизмов контроля государства на стадии построения новой модели межконфессионального согласия привели к нерегулируемому росту верующих и религиозных объединений, получавших поддержку из-за рубежа, притоку иностранных миссионеров и создали основу для вовлечения граждан, особенно молодежи, в деструктивные религиозные движения. Комитет национальной безопасности отмечал увеличение числа иностранных республику с религиозных миссий, посещающих целью распространения «новых» 20 на религиозных учений, что создавало предпосылки для конфликтов на религиозной и этнической почве [11]. В Казахстане начали открываться неофициальные духовные учебные заведения. Только в Жамбыльской и Южно-Казахстанской областях действовало свыше таких заведений, не имеющих лицензии образовательную деятельность. Не помогло взять ситуацию под контроль образование в январе 1990 г. Духовного управления мусульман Казахстана (далее - ДУМК), которое возглавил муфтий Ратбек-кажи Нысанбайулы, а с июня 2000 г. - Абсаттар-кажи Дербисали (ныне директор Института востоковедения Комитета науки Министерства образования и науки РК). Официальные исследователи оценивают ДУМК как занимающийся отношениями, международными который наряду институт, государственно-исламскими межрелигиозным диалогом, связями мусульманской общины, с традиционными формами начал «формирование новообразований» в мусульманской среде: женских, молодежных и других общественнополитических, благотворительных неправительственных организаций [12. С. 10]. Но при этом с момента создания ДУМК подвергается резкой критике со стороны различных представителей мусульманских общин: от обвинений в полном контроле и подчинении государству до пособничества в распространении радикальных идей. Мусульманская община Республики Казахстан неоднородна, и принадлежность разных этнических групп к одной конфессии не привела к нейтрализации межэтнических противоречий. Помимо казахов, мусульманскую общину представляют еще 17 этнических групп: узбеки, татары, уйгуры, таджики, курды, дунгане, чеченцы, ингуши и др. Противоречия между ними приводили к открытым столкновениям не только в конце XX в. За 2003-2006 гг. почти вдвое возросло количество бытовых конфликтов на религиозной почве [2. С. 275]. На этом фоне выделялось отсутствие открытых конфликтов казахов с представителями славянских народов и немцами. В этой ситуации государственная власть понимала, что ей необходимо заручиться поддержкой традиционных христианских религиозных организаций. В первую очередь, обеспечить лояльность русского населения, а также замедлить миграцию русских из Казахстана. Это должно было стать основой для построении устойчивой модели межконфессионального и межнационального согласия. Как правило, казахи являлись представителями мусульманской общины, русские - православной, немцы, в основном, являются адептами протестантских общин, а также католической церкви, как поляки и литовцы. С первых лет создания нового государства президентом Н.А. Назарбаевым был взят курс на построение модели этноконфессионального согласия. Было провозглашено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. Особой чертой казахстанской модели этноконфессионального согласия стала система постоянного взаимодействия светского государства и религиозных организаций по всем важным вопросам общественно-политического развития. Функционирование модели этноконфессионального согласия Республики Казахстан регулируется Конституцией и рядом правовых актов, в которых предоставляются равные права всем религиозным объединениям и отмечается независимость государства и религиозных организаций в рамках правового поля. С 1993 г. в Казахстане началась последовательная работа по совершенствованию нормативно-правовой основы и созданию структур, обеспечивающих взаимодействие государства и религиозных организаций. В 1993 г. по инициативе президента Н.А. Назарбаева в Конституцию было внесено положение, предусматривающее запрет деятельности организаций, реализующих общественных и религиозных провозглашающих или на практике религиозную нетерпимость. Это положение было закреплено и в ст. 53 Конституции 1995 г. [8-10]. Новые положения, регламентирующие деятельность миссионеров, зарубежных руководителей религиозных объединений и духовных учебных заведений, были внесены в Гражданский кодекс [13]. В 1995 г. для совершенствования реализации государственной национальной политики был создан консультативно-совещательный орган при президенте Казахстана - Ассамблея народов Казахстана (с 2007 г. Ассамблея народа Казахстана). С 1996 г. в стране начал функционировать Совет по делам религии при президенте. Вопросы координации связей с религиозными организациями стали решаться в рамках Министерства информации и общественного согласия. Государство усилило поддержку официальных мусульманских религиозных объединений [14]. Но отсутствие контроля над процессом религиозного возрождения, угроза развития политикорелигиозных течений подтолкнули государство к усилению контроля над религиозной сферой. Указ Казахстанская .модель этноконфессионального согласия 131 президента Казахстана «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» (от 10 февраля 2000 г.) был направлен против радикализации религиозного сознания граждан, подрыва межэтнического и межконфессионального согласия [15]. Поводом для этих мер послужили отчасти теракты в г. Ташкенте 16 февраля 1999 г., целью которых являлись правительственные объекты. В 2003-2005 гг. государственная власть предприняла ряд знаковых мер, к которым относится и утверждение на законодательном уровне в качестве выходных дней в 2005 г. первого дня Курбан айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, и Православного Рождества (7 января). В июне 2005 г. в г. Астане были проведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дня открытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора. На этом этапе в Казахстане окончательно сложилось понимание того, как должна выглядеть модель этноконфессионального согласия. Президент Казахстана заявил, что в центре сложной модели межрелигиозной конфигурации «находятся наиболее крупные религии Казахстана - ислам и православие, которые в своем взаимодействии и обеспечивают, по существу, межрелигиозную стабильность в стране» [13. С. 268]. При посещении 7 января 2012 г. СвятоУспенского собора в г. Астане он сказал: «Как птица не может летать с одним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла - ислам и православие - основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мы люди, единые на этой Земле, но мы разные по языку, внешнему виду и религии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни». В основу государственного устройства страны был положен принцип «формирования идентичности на базе гражданства, а не этнических и религиозных признаков» [16. С. 26]. Государство, заручившись поддержкой традиционных конфессий, стало ускоренно внедрять в жизнь модель этноконфессионального согласия. Об этой модели неоднократно в своих выступлениях заявлял мире и или президент и представители государственной власти, характеризуя ее как признанную во всем известную как «Казахстанский путь», «Казахстанская модель». Н. Назарбаев отмечал, что ее успех обусловлен особенностями истории Казахстана и его народа, а развитие межконфессионального согласия основано на процессах многовекового взаимопроникновения различных культурно цивилизационных типов на этой территории [17]. Русской православной церкви (далее - РПЦ) в Казахстане было отведено особое место в создаваемой модели этноконфессионального согласия. Православная церковь имеет на территории Казахстана двухвековой опыт работы и получила организационное оформление еще в второй половине XIX в.: в 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия. Несмотря на гонения в советский период, в 1945 г. была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, которую возглавил митрополит Николай (Могилевский). С этого времени начался постоянный рост количества приходов РПЦ на территории Казахстана. Если в 1956 г. в Казахстане функционировало 55 приходов, то в начале 1999 г. - 212 приходов и 8 монастырей. И это несмотря на значительную миграцию русского населения. С первых лет строительства независимого государства президент Казахстана сделал ряд важных шагов, обозначивших роль, место Русской православной церкви и отношение к ней государственной власти. В 1995 г. церкви был передан Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы, являющийся памятником архитектуры. Начался процесс передачи храмов православным общинам в других городах республики. Казахстан принял участие в строительстве собора Христа Спасителя в Москве, подарив гранит Кордайского месторождения для отделки стен. Для улучшения церковной работы в 1991 г. из бывшей единственной на территории Казахстана Алма-Атинской епархии были выделены самостоятельные Уральская и Чимкентская епархии. В 2003 г. по решению Синода был образован Митрополичий округ с центром в г. Астане, объединивший три епархии (Астанайскую, Уральскую, Чимкентскую) на территории Казахстана. 2010-й год - очередная веха в укреплении позиций РПЦ в Казахстане. Синод определил новый статус Казахстанской митрополии как нового канонического подразделения РПЦ, наделенного значительными правами самостоятельности - Митрополичьего округа в Республике Казахстан (Православной церкви Казахстана). До октября 2010 г. Митрополичий округ включал в себя три епархии с центрами в городах Астане, Чимкенте и Уральске. В 2010-2011 гг. были созданы шесть новых епархий, а Митрополичьего округа входят Астанайская, Костанайская, Булаевская, Чимкентская. Карагандинская, Павлодарская, Уральская, По итогам с 2011 г. в состав девять епархий: Кокшетауская, Петропавловско-Усть-Каменогорская, перерегистрации, по состоянию на 25.10.2012, в Казахстане действовало 271 религиозное объединение Русской православной церкви, включая республиканское религиозное объединение - Митрополичий округ, а также 9 епархий и 261 приход. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано в Алматинской, ВосточноКазахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской и Акмолинской областях. 5 марта 2010 г. митрополитом Астанайским и Алма-Атинским и главой округа был назначен архиепископ Александр (Могилёв). Митрополит Александр прошел долгий путь служения в РПЦ. В 1990 г. окончил 132 В. А. Овчинников модели РК, новых лично и Московскую духовную академию со степенью канди-кандидата богословия. Иерарх умело представлял интересы церкви в органах государственной власти и общественных объединениях и, что чрезвычайно важно, в сложных ситуациях находил общий язык и работал сообща как с государственными чиновниками, так и с представителями различных общественных сил, религиозных организаций, национальных объединений. 28 июня 2010 г. он был возведен в сан митрополита. 20 октября 2010 г. вошел в состав Совета Ассамблеи народа Казахстана. 26 июля 2011 г. введен в состав Комиссии по правам человека при Президенте РК. Решением Синода от 5-6 октября 2011 г. был назначен постоянным членом Синода РПЦ. Наряду с многочисленными церковными и российскими орденами, заслуги митрополита Александра отмечены государственными наградами Казахстана: 2012 г. - орден Почета (Республика Казахстан); 2015 г. - медаль «20-летие Ассамблеи народа Казахстана»; 2017 г. - орден «Парасат» («Благородство») [18]. На протяжении 2000-2018 гг. Православная церковь Казахстана неизменно позиционировала себя как надежного партнера государства. Церковь стала незаменимым элементом действующей государственно-конфессиональных отношений участвовала в обсуждении и акциях поддержки реформ [19]. Патриархи Алексей и Кирилл взаимодействовали с президентом Казахстана принимали участие в решении всех существенных проблем церкви в Казахстане. Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает особую роль президента Казахстана в поддержании мира в казахском обществе и на постсоветском пространстве в целом, выдающийся личный вклад в развитие отношений с Россией. Во время визитов патриарха в Казахстан традиционной составляющей официальных мероприятий стали его встречи с президентом Н. Назарбаевым. 21 декабря 2015 г. в Москве патриарх Кирилл наградил президента Н.А. Назарбаева орденом Сергия Радонежского I степени за развитие отношений между Казахстаном и РПЦ и в связи с 75-летием со дня рождения [20, 21]. Президент Казахстана выработал особый механизм взаимодействия с РПЦ. Ни один религиозный и исторический праздник или крупное событие в жизни РПЦ не были обделены вниманием Н. А. Назарбаева. Так, в его приветствии участникам Архиерейского собора РПЦ 2017 г., посвященного восстановления патриаршества и Поместного собора 1917-1918 гг., «Православное христианство в истории Республики Казахстан занимает важное место и вносит значительный вклад в укрепление межконфессионального мира и межэтнического согласия в обществе. Уверен, что решения, принятые архипастырями Русской православной церкви, послужат утверждению мира и гражданского согласия, поддержанию добрых отношений с государствами и народами, связанными общей историей и культурой» [21]. 100-летию 100-летию отмечалось: суверенной К 2017 г. Митрополичий округ РПЦ в РК состоял из 9 епархий, 355 приходов, в которых служили около 700 священнослужителей и 11 архиереев. Духовная семинария была открыта в 2010 г. на базе созданного в 1991 г. епархиального духовного училища в г. Алматы. В Астанайской и Алма-Атинской епархии действовало 2 женских монастыря (Иверско-Серафимовский монастырь в г. Алматы, монастырь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в г. Астане) и 2 мужские пустыни (в городах Каскелен и Иссык Алма-Атинской области). Православная церковь Казахстана стала неотъемлемой и важной частью организационной основы казахстанской модели этноконфессионального согласия. Это положение церкви позволило ей стать одной из точек развития Республики Казахстан. Результаты исследования подтверждают и уточняют следующие положения, сформулированные при оценке разных аспектов изучаемой проблемы политиками, религиозными деятелями, учеными-политологами, религиоведами, социологами, историками: 1. Положение РПЦ в Казахстане напрямую зависит от отношения правящих элит, которое выражается посредством государственной конфессиональной политики. 2. Отношение правящих элит к РПЦ в значительной степени зависит от внутреннего состояния государств и степени влияния на его стабильность религиозного и национального факторов. 3. На отношение правящих элит к РПЦ и механизмы реализации государственной конфессиональной политики во многом влияет степень развития и напряженности межгосударственных отношений между Казахстаном и Россией, позиция Президента и Правительства отношению к структурам РПЦ в Казахстане. 4. На положение РПЦ существенно отношение представителей «титульной основных религиозных конфессий. а также РФ по влияет нации» и 5. РПЦ в Казахстане в основном опирается на русское население, представители которого составляют большую часть исповедующих православие и адептов РПЦ. 6. РПЦ в Казахстане является инструментом поддержки русского населения, распространения русской культуры и языка, так называемым русским фактором влияния, из-за чего пользуется неизменной поддержкой со стороны руководства Российской Федерации. 7. Казахстан является светским государством, рассматривающим межконфессиональное и межэтническое согласие как необходимое условие целостности и развития государства. Государственная политика направлена на поддержку мирного взаимодействия представителей различных национальностей и религиозных конфессий, что Казахстанская .модель этноконфессионального согласия 133 благотворно отражается на положении РПЦ в Казах-Казахстане. 8. Руководство Казахстана успешно пытается использовать РПЦ во внутренней политике как инструмент модернизации действующей модели межэтнического и межконфессионального согласия в государстве, а также во внешней политике как одну из точек укрепления добрососедских отношений с Россией. 9. Существует большая вероятность ограничения прав русского населения и изменения отношения к РПЦ со стороны правящих элит в случае победы оппозиционных партий, чья идеология основана на «казахской национальной идее» (или идее «этнокультурного национализма»). Несмотря на последовательное построение светского государства, в Казахстане в 2000-2010 гг. наблюдался рост как традиционных, так и новых для региона религиозных организаций. Например, количество зарегистрированных исламских объединений с 1991 по 2013 г. увеличилось с 68 до 2 756, а за этот же период количество объединений РПЦ выросло с 87 до 303. На фоне роста количества исламских и православных объединений из-за изменения миграционных процессов и религиозного законодательства значительно сократилось количество лютеранских и баптистских объединений [22]. Их место начали занимать различные «нетрадиционные» деноминации, или «секты», отношение к которым у населения было достаточно противоречивым. Протестные события 2011 г. в Казахстане показали необходимость модернизации механизма регулирования религиозной сферы. Государство пошло на усиление контроля за религиозной сферой, развитие этноконфессионального объединения усилий общенациональной цели. взаимодействия для по достижению Это привело к росту количества религиозных объединений и изменению религиозной структуры. Если на 1 января 2004 г. в Казахстане действовало 3 157 религиозных объединений, то в 2011 г. - уже 4 551 религиозное объединение. Стремительный рост религиозных объединений в основном был обеспечен развитием мусульманских общин. За 1991-2013 гг. количество мусульманских объединений возросло более чем в 40 раз, православных - только в 3,5 раза. Если в начале 2000-х гг. в Казахстане действовало только 1 652, то в ноябре 2015 г. уже 2 482 мусульманских культовых сооружения [23. С. 11; 24. С. 234; 25; 26]. Одновременно произошел рост структур Русской православной церкви: в начале 1999 г. - 212 приходов и 8 монастырей, в ноябре 2015 г. - 320 религиозных субъектов, 289 культовых сооружений. Кроме Русской православной церкви, в Казахстане действовали Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, четыре церкви старообрядческого направления [23. С. 15]. На территории Казахстана активно развивались и иные христианские церкви. Римская католическая церковь с центром в г. Караганде укрепила свои позиции после открытия в 1998 г. духовной семинарии, визита в республику в сентябре 2001 г. Папы Римского и создания в мае 2003 г. католической митрополии на территории Казахстана. Деятельность протестантских конфессий развивалась более медленными темпами в связи с массовым отъездом в Германию этнических немцев. Эту нишу успешно заняли пресвитерианские церкви, созданные иностранными миссионерами при поддержке из-за рубежа. Так, до принятия Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.) в республике действовало 229 таких религиозных объединений, после его принятия в 2015 г. - 107. К моменту принятия нового закона в 2011 г. в Казахстане было зарегистрировано 32 конфессии и более 20 деноминаций. Всего они составляли 4 430 религиозных объединений и групп, 3 839 из которых были зарегистрированы как юридические лица или филиалы. Все эти религиозные объединения владели и пользовались 3 369 культовыми сооружениями. Самыми многочисленными были исламские конфессии и деноминации (2 756) с 2 416 культовыми сооружениями. Из них суннитские организации составляли абсолютное большинство - 2 740 с 2 408 культовыми количественным православная сооружениями. показателям церковь: 291 Второй по была Русская организация, зарегистрированная как юридическое лицо, и 261 культовое сооружение. Остальные церкви православного толка не могли составить ей конкуренции: Армянская апостольская церковь (1 организация), Православная церковь за рубежом (2 организации, 1 культовое сооружение), 4 церкви старообрядческого направления (9 организаций, 7 культовых сооружений). Римская католическая церковь была представлена 82 юридическими лицами и 86 культовыми сооружениями. После принятия Закона 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в течение 2012 г. количество религиозных объединений сократилось до 3 088, представляющих всего 17 конфессий. Из 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию всего 462, а 204 подали на ликвидацию. Из 48 «нетрадиционных объединений» перерегистрировались только 16, а 32 были ликвидированы. После изменения законодательства Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан развернул масштабную профилактическую работу с молодежью. Для государственных служащих также были разработаны методическое пособие и образовательные программы [27]. 134 В.А. Овчинников В течение нескольких месяцев произошли изменения в управлении религиозной сферой. Комитет по делам религий при Министерстве культуры и спорта Казахстана был упразднен, и его функции и полномочия перешли образованному 18 мая 2011 г. Агентству Республики Казахстан по делам религий, которое стало центральным исполнительным органом, осуществляющим государственное руководство в сфере обеспечения межконфессионального согласия, прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями. В Законе 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» признавалась историческая роль не только ислама ханафитского направления, но и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа. Закон подтвердил, что в Казахстане никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, а система образования носит светский характер и отделена от религии и религиозных объединений [28]. В процессе усиления роли государства в регулировании религиозной деятельности и в рамках внедрения модели этноконфессионального согласия была сформирована новая правовая база, проведена перерегистрация религиозных объединений, введена новая структура (местные, региональные и республиканские) и классификация религиозных объединений (17 конфессий вместо 46 конфессий и деноминаций), миссионерской 490 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддийских культовых сооружения, 3 молитвенных дома Общества сознания Кришны, 4 молитвенных дома бахаи. В Казахстане в 2017 г. действовало 495 зарегистрированных миссионеров. Среди них преобладали католики - 238, а православие представляли 87 миссионеров, большинство из них граждане России [30, 31]. В 2012-2018 гг. наблюдалось увеличение количества филиалов ДУМК не только в южных, но и в северных и восточных областях Казахстана, где традиционно сильными были позиции РПЦ. Это произошло из-за миграции русского населения, низкого уровня его религиозности и активизации деятельности ДУМК, особенно в Алма-Атинской, Джамбульской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. ДУМК поддерживало русскоязычную группу проповедников для русскоязычных мусульман в северных областях Казахстана. Среди русскоязычных религиозных лидеров есть богословы и имамы с религиозными знаниями и светским образованием. Велись курсы на русском информация также всегда русском языке [32]. РПЦ не предпринимает языке, на сайте была представлена активных действий создана и система регулирования духовно-образовательной деятельности [29]. В результате реформы была создана единая исламская организация, которая проповедует исламскую веру суннитского направления с учетом исторических особенностей ислама на территории республики. Официальный ислам продолжило представлять Духовное управление мусульман Казахстана. С этого времени структуры Русской православной церкви в Республике Казахстан представители государственной власти стали называть Православной церковью Казахстана. По данным Министерства по делам религий и гражданского общества, на 20 апреля 2011 г. в Казахстане было зарегистрировано 3 679 религиозных объединений (2 570 мусульманских, 333 православных, 85 католических, 668 протестантских, 7 иудейских и 17 других), представляющих 18 конфессий. Если сравнивать количество религиозных организаций на 20 апреля 2017 г. с данными на 1 января 2011 г., то видна тенденция уменьшения исламских организаций (с 2 756 до 2 570) и рост православных (с 303 до 333). Количество католических организаций (вместе с униатами) сократилось с 87 до 85. На 1 октября 2016 г. было зарегистрировано 3 436 культовых сооружений, из них: 2 528 мечетей, 294 православные церкви, 108 католических костелов, вся на по обращению в православную веру этнических казахов. Это негативно воспринимается этнической и мусульманской общинами, региональными властями. Религиозную принадлежность значительная часть казахов воспринимает в основном как традиционный идентификационный критерий. При этом на бытовом уровне они часто участвуют в христианских обрядах. Например, в крещенских купаниях в освященной проруби. Данные Национальной переписи населения 2009 г. позволяют оценивать Казахстан как государство, входящее в список 15 стран мира, имеющих наибольшую численность православного населения. И, очевидно, занимающее первое место среди стран, находящихся не в Европе, или среди государств с явным преобладанием последователей ислама [33]. Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия, активное участие России и РПЦ в формировании национальной культуры и интеллигенции на протяжении нескольких веков делает православие привлекательным для представителей интеллигенции и городского населения. Этнические казахи служат православными священниками в Алма-Ате, Караганде и других городах. Численность населения Казахстана на 1 июля 2017 г. составляла 18 034 400 человек. Этническая структура общества согласно национальной Переписи 2009 г. была следующей: казахи - 63,07%, русские -23,70%, узбеки - 2,85%, украинцы - 2,08%, уйгуры -1,40%, татары - 1,28%, немцы - 1,11%, другие - 4,51 %. В Казахстане проживало 130 этносов. Этническая Казахстанская .модель этноконфессионального согласия 135 структура общества обусловила его структуру. Основные типы самоидентификации граждан связаны христианством. Традиционно религиозную религиозной с исламом и самыми ислам многочисленными среди них являются ханафитского мазхаба и православное христианство. 81% граждан республики считают себя верующими, 19% - атеистами и агностиками. Из числа верующих только 14% относят себя к практикующим верующим, а около 70% - к умеренным (не практикующим) верующим [34]. Несмотря на последовательные меры, предпринятые после 2011 г., ситуация в политической и религиозной сфере обострилась в 2015-2016 гг. В сложные внутренние межконфессиональные процессы стали вмешиваться другие государства. В декабре 2015 г. президент Н. Назарбаев призвал правительство сделать все, чтобы не дать гражданам Казахстана пасть «под влиянием чужеродных ложных идеологий и призывов радикально настроенных проповедников, которые недавно посетили нас, чтобы вербовать людей для незаконных и бесчеловечных действий». После попытки «государственного переворота» в Республике Казахстан в 2016 г. и повышения уровня террористической опасности последовали дальнейшие меры по «ужесточению» «религиозного» законодательства. Позиция государства была отражена в двух основных документах: Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. и Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 20172020 гг. [35, 36]. В сентябре 2016 г. президентским указом было создано Министерство по делам религий и гражданского общества. Председателем Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК с ноября 2017 г. был назначен Н. Ермекбаев, прошедший долгий путь службы в силовых структурах и сфере образования. Действия Н. Ермекбаева были оценены экспертами как жесткие, а все законодательные инициативы как ограничительные. Сразу после создания министерства были подписаны соглашения с ДУМК и РПЦ, объединяющие большую часть верующего населения страны. Была разработана и 20 июня 2017 г. Указом Президента Казахстана утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере РК на 2017-2020 гг., направленная на дальнейшее усиление государственного контроля за религиозной сферой. После принятия концепции было внесено 60 поправок в 17 законодательных актов, направленных на укрепление светских принципов развития государства, был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», создана межведомственная комиссия по координации государственной политики в религиозной сфере. В региональных центрах исследования проблем религий были образованы специальные отделы реабилитации граждан, попавших под влияние деструктивной и радикальной идеологии. В Казахстане действовало 249 специальных теологических и информационных групп, в их составе около 3,5 тыс. человек. Только в 2017 г. было проведено около 23 тыс. мероприятий с охватом 1 млн 850 человек. За полгода было разработано 50 методических рекомендаций, для 3 тыс. лекторов провели обучающие курсы. Для просветительской работы были задействованы телеканалы и интернет-сеть [37; 38. С. 110-121]. Началась разработка школьного учебника «Общество и религия», было открыто обучение по специальности «религиоведение» в вузах Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и ВосточноКазахстанской областей. После проведения реформ, которые вызвали напряжение даже у представителей традиционных конфессий, и достижения запланированных результатов Н. Ермекбаев перешел на должность секретаря Совета безопасности РК. 4 апреля 2018 г. его на посту министра по делам религий и гражданского общества сменил депутат Сената Казахстана Д. Калетаев. Было решено применить более «мягкие» подходы к регулированию религиозной сферы. Министерство по делам религий общества было переименовано общественного развития. Перед принятием Концепции «О религиозной деятельности гражданского Министерство законопроекта религиозных объединениях» было устроено обсуждение проекта. В нем участвовали представители ДУМК, Православной церкви Казахстана и иных конфессий. В ходе обсуждений первоначальный вариант, который, по оценкам религиозных организаций, серьезно ограничивал миссионерство, образовательную деятельность и работу с молодежью, удалось «смягчить». О «жесткости» проекта свидетельствует и тот факт, что для контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предполагалось установить кассовые аппараты в культовых зданиях. 29 января 2018 г. Министерство по делам религий и гражданского общества представило проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» в Мажилисе Парламента РК. Закон направлен на совершенствование государственно-конфессиональ-ных отношений, уточнение прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности. Документ предполагал внесение 53 изменений и дополнений в 12 законодательных актов. Это должно было еще более повысить контроль государства за религиозной сферой. Законодательно впервые были 136 В.А. Овчинников введены юридические определения понятий «деструк-«деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». Правовое регулирование коснулось религиозного образования за рубежом, поведения госслужащих и работников бюджетных организаций в религиозной сфере, участия несовершеннолетних в богослужениях и обрядах. Были введены нормы по обеспечению прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений. Государственную конфессиональную политику в Республике Казахстан можно признать успешной, если в качестве результата рассматривать построение казахстанской модели этноконфессионального согласия. Ее внедрение сопровождалось переходами от «жестких» к более гибким механизмам и формам контроля в религиозной сфере. Перед руководством Казахстана стоит сложная задача обеспечения развития государства и общества и формирования новой гражданско-национальной идентичности с опорой на традиционную культуру и религию, в первую очередь -на ценности ислама, искоренение радикальных сил, разрушающих межэтническое согласие. По официальным данным, в 75% населения считают и межрелигиозное Казахстане примерно себя верующими, межэтническую ситуацию позитивно оценивают 94,9% граждан, 94,5% ощущают себя представителями единого народа Казахста
Ключевые слова
этноконфессиональное согласие,
модель,
поликонфессиональность,
Казахстан,
ислам,
Русская православная церковь,
ethno-confessional consent,
model,
poly-confessional,
Kazakhstan,
Islam,
Russian Orthodox ChurchАвторы
Овчинников Владислав Алексеевич | Кемеровский государственный университет | доктор исторических наук, профессор кафедры истории России | rpcsib@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Официальный сайт Агентства РК по статистике. URL: http://stat.gov.kz
Н.А. Назарбаев - основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия / сост.: А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко. Алматы, 2010. 365 с.
Кан Г.В. История Казахстана. Алматы, 2002. 222 с.
Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. 400 с.
Ерекешева Л.Г. Религия и социально-культурные системы в истории Центральной Азии : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Алматы, 2008. 49 с.
Султангалиева А.К. Эволюция ислама в Казахстане // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 5. С. 23-36.
Омаров С. Молодежь и религия // JambylTaraz. 2018. 7 февр. (№ 11). С. 8.
Конституция Республики Казахстан (принята 28 января 1993 г. Верховным Советом Республики Казахстан) // Ведомости Верховного Совета РК. 1993. № 3. Ст. 54.
Конституция Республики Казахстан (принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме) // Ведомости Парламента РК. 1996. № 4. Ст. 217.
О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года № 1128-ХІI // Ведомости Верховного Совета РК. 1992. № 4. Ст. 84.
Мейрманов Ж. Сохранить согласие и стабильность // Казахстанская правда. 2004. 16 февр.
Конусов Г.Т. Мусульманские религиозные институты в Казахстане: историко-религиоведческий анализ : автореф. дис. … канд. филос. наук. Душанбе, 2012. 22 с.
Гражданский кодекс Республики Казахстан (принят 27 декабря 1994 года Верховным Советом Республики Казахстан) // Ведомости Верховного Совета РК. 1994. № 23-24 (приложение); 1995. № 15-16. Ст. 109; № 20. Ст. 121; Ведомости Парламента РК. 1996. № 2. Ст. 187.
Положение об Ассамблее народов Казахстана : Указ Президента РК от 7 сентября 2011 г. № 149. URL: https://assembly.kz/ank/ofitsialnyedokumenty/polozhenie-ob-assamblee-naroda-kazahstana/
О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма : Указ Президента РК от 10 февраля 2000 г. № 332. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1016680
Ахметова Л. Казахстан в межкультурном диалоге: инициативы, личности и передовой опыт // Межкультурный диалог и культурное разнообразие. Алматы, 2007. 316 с.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее». 11 ноября 2014 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-11-noyabrya-2014-g
Официальный сайт Митрополичьего округа в Республике Казахстан «Православие в Казахстане». URL: http://mitropolia.kz
Рысбекова Ш.С. Деятельность Русской православной церкви в постсоветский период в Казахстане // Вестник Казахского национального университета. Сер. Религиозные исследования. 2015. № 1 (1). С. 96-103.
Интервью с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. 14 марта 2015 г. // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/mitropolit-astanayskiy-i-kazahstanskiy-aleksandr-vsyakiy-moy-den-nachinaetsya-i-zavershaetsya-molitvoy-o-kazahstane/
Доклад митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на епархиальном собрании. 12 декабря 2017 г. URL: http://miloserdiedobro.kz/story/doklad-mitropolita-astanaiskogo-i-kazakhstanskogo-aleksandra-na-eparkhialnom-sobranii-12-dekab
Амандыкова С.К., Искакова И.Е. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Республике Казахстан: современное состояние и накопленный опыт // Вестник Карагандинского государственного университета. 2015. URL: https://articlekz.com/article/11678
Религиозные объединения в Казахстане / Международный центр культур и религий Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Астана, 2015. 42 с.
Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии в Казахстане. Алматы, 2003. 238 с.
Лама Шариф К. Выступление председателя Агентства РК по делам религий на брифинге «Религиозная ситуация в Казахстане»: фрагмент стенограммы. URL: religiopolis.org/document/6274-religioznaja
Дашковский П.К., Жанбасинова А.С., Шершнева Е.А. Современные этноконфессиональные процессы в Восточном Казахстане // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 3: Конец XX - начало XXI в. Барнаул, 2017. С. 147-163.
Государственно-конфессиональные отношения в Республике Казахстан. Астана, 2014. 113 с.
О религиозной деятельности и религиозных объединениях: Закон Республики Казахстана от 11 октября 2011 г. № 483-IV. URL:https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690
Амандыкова С.К., Искакова И.Е. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Республике Казахстан: современное состояние и накопленный опыт // Вестник Карагандинского государственного университета. 2015. URL: https://articlekz.com/article/11678.
Ситуация в религиозной сфере Казахстана. URL: http://www.ca-portal.ru/article:35663.
Шибунов М., Шибутова Л. Религиозные объединения в стране с точки зрения статистики с 2011 по 2017 год. URL: https://regnum.ru/news/2288695.html.
Международный отчет Казахстана о свободе вероисповедания за 2015 год. Государственный департамент США. Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда. URL: https://kz.usembassy.gov/ru/kazakhstan-2015-international-religious-freedom-report-ru/
Итоги Национальной переписи населения РК. 2009. URL: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/p_perepis?_afrLoop=9727890322805927#%40%3F_afrLoop%3D9727890322805927%26_adf.ctrl-state%3Dlh8e3ywkw_38
Религиозная ситуация в Казахстане. URL: http://www.kazembassy.ru/rus/respublika_kazakhstan/obshaya_informaciya/
Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000648
Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1700000500
Интервью с председателем Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Е.А. Онгарбаевым. 23.11.2017. URL: http://ctc-rk.kz.председатель-комитета-по-делам-религ.html
Джалилов З.Г. Возрождение религии и формирование государственно-конфессиональных отношений в современном Казахстане // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2017. Вып. 3-4 (12-13). С. 110-121.