Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/16

Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве

Рассматриваются ключевые проблемы, сложившиеся в системе высшего образования Узбекистана к моменту прихода Ш.М. Мирзиёева на пост президента страны; анализируются основные направления реформы вузовской системы Узбекистана с 2016 г.; раскрываются приоритетные направления взаимодействия вузов Узбекистана с зарубежными вузами и научными организациями, государственные механизмы содействия интернационализации вузов. Отдельно изучаются шаги России и Узбекистана по развитию сотрудничества в сфере высшего образования на современном этапе, формулируются рекомендации, которые следует учитывать для обеспечения более активного сближения вузовского сообщества двух стран.

Reform and internationalization of higher education in Uzbekistan under president Sh.M. Mirziyoyev.pdf Ключевые проблемы высшего образования Узбекистана. С приходом в 2016 г. Шавката Миромоновича Мирзиёева на пост президента в Узбекистане проводятся глубокие реформы, затрагивающие все сферы. Содержание реформ определяется сменой модели национального развития страны. Если определять модель через источники ресурсов, то произошел переход от консервативной политики опоры на собственные ресурсы -к политике активного привлечения внешних ресурсов развития в рамках многовекторной политики. Приоритеты руководства Узбекистана - это иностранные инвестиции и современные технологии, экспорт товаров и услуг, лучшие международные практики в сферах государственного управления и регулирования, развития финансовой, транспортной, социальной сфер и т. д. Высшее образование Узбекистана также находится на этапе глубоких реформ. Их необходимость определяется целым комплексом проблем, сложившихся в предшествующий период и обусловивших разрыв между задачами социально-экономического развития страны и возможностями устаревшей вузовской системы. Среди открытых материалов удалось найти только одну комплексную аналитическую работу - изданный в 2014 г. доклад Всемирного банка «Узбекистан. Модернизация системы высшего образования» [1]. Его выводы и оценки были дополнены материалами из других источников. Среди накопившихся проблем высшего образования Узбекистана прежде всего необходимо выделить огромный дефицит мест в вузах страны. Уровень охвата молодежи высшим образованием в Узбекистане -один из самых низких в мире, 9-10% от количества выпускников средних и средних специальных учебных заведений. По данным Государственного комитета Узбекистана по статистике и Министерства высшего и среднего специального образования Узбекистана (далее - Минвуз Узбекистана), в 2008 г. за 82,9 тыс. мест на очных программах бакалавриата конкурировали 361,4 тыс. абитуриентов, средний конкурс - 4,4 человека на место. В дальнейшем количество мест было сокращено до уровня 57-58 тыс. ежегодно, однако с учетом роста населения спрос на обучение только увеличивался, и средний конкурс в 2015 г. составил уже 10,5 человека на место. Конкурс на программы бакалавриата в вузах Узбекистана [2] Год Квота на прием бакалавров Заявки на поступление Конкурс на одно место Численность населения Узбекистана, тыс. чел. 2000 31 568 214 098 6,8 24 487,7 2005 57 485 286 943 5,0 26 021,3 2008 82 918 361 372 4,4 27 072,2 2009 66 556 350 954 5,3 27 533,4 2010 56 607 385 700 6,8 28 001,4 2011 56 607 418 724 7,4 29 123,4 2012 56 374 432 110 7,7 29 555,4 2013 56 607 480 540 8,5 29 993,5 2014 57 907 543 244 9,4 30 492,8 2015 57 907 605 800 10,5 31 022,5 2016 57 907 663 298 11,5 31 575,3 2017 66 316 729 947 11,0 32 120,5 Во-вторых, сложились дефицит выпускников с высшим образованием для различных отраслей экономики и не адекватная современному научно-технологическому развитию структура вузовской подготовки по направле-ниям/специальностям. Примечательно, что система высшего образования Узбекистана была нацелена прежде всего на подготовку педагогов: в 2010 г. доля выпускников, изучавших педагогику, составляла 59,8%. Позднее набор на педагогические и ряд других специальностей сократился в пользу инженерных, производственных и строительных направлений (с 23 до 33,2%). В целом ключевая роль в подготовке технических специалистов была отведена среднеспециальным профессиональным учреждениям, однако сложившееся в Узбекистане соотношение 10:1 между профессиональными техническими работниками и специалистами с высшим образованием в технических отраслях не соответствовало международным конкурентным стандартам (от 2:1 до 7:1) [1. C. 34-36, 53]. Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана 139 В-третьих, обострилась проблема качества обучения, уровня вузовской науки и подготовки кадров. В 2011/12 учебном году только 32% профессорско-преподавательского состава имели ученые степени. Средняя учебная нагрузка профессоров и доцентов составляла около 20 ч занятий в неделю, старших преподавателей и преподавателей - около 25 ч в неделю, что не оставляло времени для активной научной работы. Косвенный признак проблемы - отсутствие вузов Узбекистана в международных университетских рейтингах. В-четвертых, имело место гиперцентрализованное управление высшим образованием в ущерб инициативе и автономии вузов. Обучение велось в соответствии с государственными образовательными стандартами, одобренными Минвузом Узбекистана. При этом вузы практически не могли вносить изменения в установленные стандартом учебные планы: максимальный объем изменений не мог превышать 5% от общего учебного времени [1. C. 66]. Другой пример - квотирование властями приема по каждому направлению / специальности для каждого вуза, включая набор на платные отделения. В целом высшее образование Узбекистана сложилось как система, в которой спрос абсолютно доминирует над предложением: абитуриенты конкурируют за места в вузах, а не вузы - за абитуриентов. Такая система консервировала сложившиеся практики, поощряла коррупцию и не стимулировала вузы к развитию. Кроме проблем качества обучения и дефицита выпускников по востребованным специальностям, следствием особенностей системы стало обострение проблемы «утечки мозгов» из страны. По данным ЮНЕСКО, в 2012 г. в вузах зарубежных стран обучалось 19,2 тыс. граждан Узбекистана, в 2013 г. - 20,3 тыс., в 2014 г. -26,1 тыс., в 2015 г. - 28,1 тыс., в 2016 г. - 33 тыс. [3] Другое следствие - сравнительно низкий уровень взаимодействия вузов Узбекистана с зарубежными вузами в рамках совместных образовательных и научных программ, обмена студентами и преподавателями. Хотя, например, вузы Узбекистана активно участвовали в европейских программах Tempus/Erasmus. С 2000-х гг. в Узбекистане стали открываться филиалы зарубежных вузов, всего к 2016 г. было открыто 7 представительств, включая филиалы российских РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГУ и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Однако количество обучающихся в филиалах зарубежных вузов составляло только около 1% от общей численности студентов Узбекистана. Реформа высшего образования Узбекистана: международное измерение. Рамочные документы, определяющие направления современной реформы высшего образования Узбекистана, - это Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 г. (далее - Постановление 2017 г.) и «Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 гг.» (далее - Программа 2017 г.), утвержденная в виде двух приложений к президентскому постановлению [4]. Данные документы ежегодно конкретизируются постановлениями в рамках реализации Программы 2017 г., доступными на сайтах Минвуза Узбекистана и Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, однако не все оригиналы имеются в переводе на русский язык. Особый интерес представляют ежегодные постановления президента «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан» на очередной учебный год. Последняя версия документа называется «О параметрах государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2019/20 учебном году» [5]. Эти постановления фиксируют не только конкретные квоты приема в разрезе уровней, форм, направлений подготовки, источников финансирования обучения для всех вузов страны, но и другие решения властей практического характера, касающиеся реформирования высшего образования. Вся система высшего образования Узбекистана находится в настоящее время в вихре сложных, организационно и финансово затратных реформ, затрагивающих все аспекты. Достижение общих заявленных в президентском постановлении 2017 г. целей - «кардинального совершенствования системы высшего образования, коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, обеспечения необходимых условий для подготовки специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов» обеспечивается в том числе по следующим направлениям: 1. Ключевой приоритет - повышение доступности национального высшего образования. Для этого ежегодно открываются новые вузы и филиалы действующих вузов в регионах. За последние годы были созданы, в частности, Международный университет туризма «Шелковый путь» (г. Самарканд), Самаркандский институт ветеринарной медицины (г. Самарканд), Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана (г. Ташкент), Чирчикский государственный педагогический университет (г. Чирчик), Военный институт информационно-коммуникационных технологий и связи Министерства обороны (г. Ташкент); Джизакский филиал Национального университета Узбекистана, Термезский филиал Ташкентской медицинской академии, Каршинский филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Самаркандский филиал Ташкентского государственного экономического университета. В результате квота на прием бакалавров-очников была увеличена до 66,3 тыс. в 2017 г., 69,2 тыс. в 2018 г. и 80,4 тыс. в 2019 г. С 2018/19 учебного года были восстановлены заочные и вечерние отделения вузов, на 2019/20 год квота приема на заочный бака- 140 С.М. Юн лавриат составляет около 20 тыс. человек, на вечерний бакалавриат - около 2 тыс. человек. Вузам также разрешили дополнительный прием по согласованию с Минвузом, исходя из имеющихся материальных и кадровых ресурсов. В ежегодном послании Президента Узбекистана Олий Мажлису от 28 декабря 2018 г. было заявлено, что уровень охвата выпускников средних и средних специальных учебных заведений высшим образованием превысил 15%, задача на 2019 г. - достичь 20% [6]. Видимо, долгосрочный ориентир для узбекских властей - это 60-70%, которые в президентском послании обозначены как уровень в развитых странах. 2. Оптимизация направлений и специальностей обучения в вузах с учетом перспективного развития отраслей и регионов. Например, с 2018/19 учебного года в вузах Узбекистана началась подготовка кадров по 66 новым направлениям бакалавриата и 48 новым специальностям магистратуры. 3. Привлечение работодателей к учебному процессу и научным исследованиям в вузах. Механизмы привлечения профсообществ к обновлению квалификационных требований, учебных планов и программ, формированию заказа на выпускников по направлениям / специальностям, организации стажировок преподавателей и практик студентов на производствах были прописаны в отдельном постановлении президента от 27 июля 2017 г. [7]. 4. Изменение различных норм и правил, обеспечивающих большую гибкость вузовской системы. Что касается нормативных сроков обучения, то общие требования в Узбекистане соответствуют российской практике: не менее 4 лет обучения на программах бакалавриата и не менее 2 лет - в магистратуре. Однако в июне 2018 г. вышло постановление президента, разрешающее внедрение с 2018/19 учебного года трехлетних программ бакалавриата и годичных программ магистратуры. Известно, что с 2018/19 учебного года трехлетний бакалавриат введен по направлению «Дошкольное образование». Другие важные изменения в нормативном регулировании, принятые к середине 2019 г., включают право базовых (ведущих) вузов исходя из потребностей заказчиков кадров самостоятельно разрабатывать и утверждать по согласованию с Минвузом учебные планы и программы; право вузов принимать на бакалавриат иностранных граждан вне квот приема путем собеседования, без сдачи тестовых испытаний; право абитуриентов участвовать в конкурсе на места по магистерским программам, имея на руках не только дипломы по так называемым «родственным направлениям» бакалавриата; внедрение в пилотном режиме кредитной системы (российский аналог - зачетные единицы). 5. Развитие материально-технической базы вузов. Для этого, в частности, Правительство Узбекистана в апреле 2017 г. подписало соглашение о кредите на 42,2 млн долл. с Международной ассоциацией развития, входящей в группу Всемирного банка. Основная часть средств пойдет на закупки оборудования для учебных и научно-исследовательских лабораторий. План модернизации высшего образования Узбекистана предполагает широкое привлечение и иных внешних ресурсов. Постановление 2017 г. обязало «каждое высшее образовательное учреждение» Узбекистана установить «тесные перспективные партнерские отношения с ведущими профильными зарубежными научно-образовательными учреждениями» [4]. В целом можно выделить следующие приоритетные направления взаимодействия вузов Узбекистана с зарубежными вузами и научными центрами: филиалы зарубежных вузов; совместные факультеты; совместные образовательные программы двойных дипломов; привлечение зарубежных специалистов; повышение квалификации и стажировки. Открытие филиалов зарубежных вузов - главный приоритет текущей политики, так как это самый быстрый способ расширить подготовку специалистов с опорой на современные кадры и технологии. Для поддержки открытия филиалов в декабре 2017 г. Постановлением Президента Республики Узбекистан иностранные высшие образовательные учреждения, аккредитованные в Республике Узбекистан, были освобождены до 1 января 2023 г. от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в рамках их образовательной деятельности, осуществляемой в Республике Узбекистан, а также единого социального платежа и налога на доходы физических лиц в части фонда оплаты труда иностранных работников [8]. Деятельность конкретных филиалов регулируется отдельными президентскими постановлениями. Кроме этого, по заявлению заместителя премьер-министра Узбекистана Азиза Абдухакимова от 18 октября 2018 г. «для размещения создаваемых филиалов зарубежных вузов и совместных факультетов с узбекскими вузами Правительство республики готово предоставить здания и сооружения с необходимой инфраструктурой на безвозмездной основе в рамках государственно-частного партнерства» [9]. По его же данным, в Узбекистане идет работа по организации деятельности филиалов 8 зарубежных образовательных учреждений, 22 совместных факультетов, 46 совместных образовательных программ. В Узбекистане была значительно облегчена процедура нострификации зарубежных дипломов об образовании. Последняя версия президентского постановления по этому вопросу от 16 января 2019 г. предусматривает признание и нострификацию напрямую (без специальных испытаний) документов об образовании в том числе: граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, обособленные подразделения (филиалы) и совместные образовательные учреждения которых функционируют на территории Республики Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана 141 Узбекистан; граждан, получивших образование в зарубежных образовательных учреждениях, занимающих первые 1 000 позиций среди высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education, Academic Ranking of World Universities), перечень которых ежегодно утверждается совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Государственной инспекции; граждан, получивших образование за счет средств, выделяемых министерствами и ведомствами Республики Узбекистан для целевой подготовки специалистов в зарубежных высших образовательных учреждениях [10]. Для привлечения зарубежных ученых, преподавателей и специалистов был установлен льготный режим: их освободили от уплаты НДФЛ и единого социального платежа. Для организации подготовки национальных кадров за рубежом и привлечения иностранных ученых и специалистов в Узбекистане принимались разные организационно-управленческие решения еще с 1997 г. Последнее решение - создание в 2018 г. единого фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при кабинете министров Узбекистана (далее - Фонд https://eyuf.uz/). Деятельность Фонда предполагает в том числе государственное финансирование обучения граждан Узбекистана по программам магистратуры и докторантуры, повышения квалификации и стажировок в зарубежных странах с обязательством отработать не менее трех (повышение квалификации, стажировки) или пяти лет (магистратура, аспирантура) по полученной специальности в вузах, научных учреждениях, министерствах, ведомствах и других государственных организациях Узбекистана. По заявлению президента Ш.М. Мирзиёева, задача Фонда «Эл-юрт умиди» на начальном этапе - направить за рубеж более 3,5 тыс. специалистов на обучение по программам магистратуры и докторантуры, повышения квалификации и стажировок. Также планируется привлечь больше 600 соотечественников и около тысячи иностранных ученых и экспертов [11]. Созданная при Фонде комиссия по возвращению соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в научно-исследовательские и высшие учебные заведения Республики Узбекистан ставит задачу привлечь не менее 5 ученых-соотечественников, проживающих за рубежом, для каждого научно-исследовательского и высшего учебного заведения страны. В соответствии с условиями конкурса на обучение за рубежом, высшее образовательное или научное учреждение, выбираемое для прохождения обучения, должно входить, как правило, в 500 лучших в мире или в 200 лучших в мире по выбранному предмету учреждений в рейтинге международно признанных организаций. В мае 2019 г. были подведены итоги первого стипендиального конкурса Фонда на обучение за рубежом для специалистов из системы высшего образования. Итоговые результаты: докторантура - 65 стипендий, магистратура - 17 стипендий, повышение квалификации и стажировки - 435 стипендий. По информации Фонда, при перераспределении целевых квот приоритет был отдан таким специальностям, как технологии производства, инженерное дело, компьютерные технологии, связь и информация, телекоммуникационные технологии, архитектура и строительство, сельское хозяйство, ирригация и мелиорация, здравоохранение, математика и точные науки, а также искусство и культура. География распределения стипендий всех видов по странам обучения показывает абсолютное доминирование России - 50% (российские вузы-лидеры по количеству одобренных заявок - это МГУ и СПбГУ). Далее идут Великобритания (12%), Германия (6%), Южная Корея и Белоруссия (по 5%), США (4%) и другие страны [12]. Взаимодействие России и Узбекистана: новый этап. Как и в других сферах, привлечение внешних ресурсов для развития высшего образования Узбекистан осуществляет в рамках многовекторной политики и поддержки международной конкуренции. Тем не менее у России сохранились более сильные позиции по сравнению с другими странами, обусловленные историческими связями, хотя и заметно ослабевшими, академических сообществ двух стран, все еще сравнительно высоким уровнем владения населением Узбекистана русским языком, широкой трудовой и образовательной миграцией из Узбекистана в Россию и другими факторами. Активное развитие политических и экономических связей Узбекистана и России при президенте Ш. М. Мирзиёеве создало значительно более благоприятную среду для расширения узбекско-российского сотрудничества и в сфере высшего образования. В последние годы Ташкент и Москва активно обновляют договорно-правовую базу отношений, упорядочивающую и облегчающую взаимодействие в сфере высшего образования. 5 апреля 2017 г. сторонами было подписано Соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинского образования и науки, 19 октября 2018 г. - Соглашение о создании и функционировании филиалов российских вузов в Узбекистане (соглашение распространяет свое действие и на уже существующие представительства российских вузов), 30 мая 2019 г. - Соглашение о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней. Соглашение о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней предусматривает признание сопоставимости школьного образования, среднего профессионального образования - для продолжения обучения, высшего образования - для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности, ученой степени кандидата наук (Ph.D. в Узбекистане) - для получения степени доктора наук, ученых степеней кандидата и доктора наук - для осуществления профессиональной деятельности [13]. Примеча- 142 С.М. Юн тельно, что до принятия данного соглашения Узбекистан оставался единственной страной СНГ, с кем у России не было нормы о взаимном признании дипломов о высшем образовании. Созданы механизмы диалога на уровне властей и вузов. С октября 2018 г. заработал Российско-узбекский образовательн^ій форум (форум ректоров вузов) в рамках Форума межрегионального сотрудничества России и Узбекистана, инициированного в Ташкенте. В апреле 2019 г. в Астрахани состоялись российско-узбекское совещание по вопросам реализации двусторонних договорённостей в сфере высшего образования и межрегиональная конференция ректоров вузов России и Узбекистана. Ведущие российские вузы открывают филиалы в Узбекистане, особенно для кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики и крупных промышленных проектов в Узбекистане. Уже реализуются договоренности об открытии филиалов МИСиС (г. Алмалык), МИФИ (г. Ташкент), МГИМО(У) (г. Ташкент), Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (г. Ташкент), Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (г. Ташкент). Идут переговоры об открытии филиалов других российских вузов. Можно выделить несколько аспектов, которые следует учитывать российской стороне, прежде всего, академическому сообществу для обеспечения более успешного процесса сближения России и Узбекистана в сфере образования: 1. Современный Узбекистан - динамично развивающаяся экономика с самым крупным и быстро растущим населением в Центральной Азии и с прогнозируемыми самыми высокими темпами роста экономики на пространстве СНГ. По данным Азиатского банка развития, в 2017 г. рост экономики составил 4,5%, в 2018 г. - 5,1%; в 2019 г. рост прогнозируется на уровне 5,2%, в 2020 г. - 5,5% [14]. Соответственно, в стране будет постоянно расти спрос на подготовленные кадры со стороны различных отраслей экономики и платежеспособный спрос на качественное высшее образование. 2. Развитию высшего образования Узбекистана до современного этапа реформ уделялось значительно меньше внимания, но при этом шло большое финансирование среднего образования. По данным доклада Всемирного банка 2014 г., доля финансирования образования из госбюджета Узбекистана составляла 8% ВВП (из них доля высшего образования - только 0,4%), что составляло один из самых высоких показателей в мире [1. C. 82-83]. В результате охват детей системой начального и среднего образования - практически стопроцентный, а уровень грамотности населения Узбекистана старше 15 лет составлял 100% по данным на 2015 г. (самый высокий уровень в мире) [15]. То есть следует учитывать, что в стране существует и сохранится максимально широкая база потенциальных абитуриентов для вузовской подготовки. 3. Несмотря на снижение уровня владения русским языком, особенно среди молодежи, в Узбекистане русский язык сохраняет значимое второе место после государственного языка в государственных органах и обществе, включая систему образования. По данным Министерства народного образования Узбекистана на 03 декабря 2018 г., в школах страны на русском языке училось 581,9 тыс. учеников, или 10% всего контингента [16]. По данным агентства «Sputnik» на август 2018 г., в 1 195 лицеях и колледжах (среднее специальное и профессиональное образование) русские группы составляли 90 и 50% соответственно; во всех вузах республики русский язык являлся обязательным учебным предметом, русскоязычные группы существовали во всех крупных вузах в Ташкенте, в Ташкентской, Самаркандской, Навоийской, Андижанской, Ферганской и других областях [17]. 4. С учетом глубины и масштаба проблем Узбекистан находится только на начальном пути модернизации своей вузовской системы. Реформы потребуют десятилетий для выхода на новое качество. Повышение зарплат, пересмотр норм времени, создание новых корпусов и лабораторий способствуют, но не являются решающими факторами изменения культуры управления, организации образовательного процесса и научных исследований. Не случайно сейчас идет активное обновление ректорского корпуса вузов. Кроме того, потребуется время на изменение и настройку законодательства, регулирующего деятельность вузов. Например, все еще находится в стадии проработки положение, определяющее порядок организации международного сотрудничества вузов Узбекистана с зарубежными партнерами в различных формах, включая совместные образовательные программы, хотя Программой 2017 г. его принятие было предусмотрено еще в 3-м квартале 2017 г. 5. Необходимо стремиться работать не только с вузами Ташкента, но и других регионов Узбекистана. Если принять во внимание уровень владения русским языком, количество населения, экономическую активность, то приоритетные регионы для межвузовского взаимодействия - вузы Самарканда, Бухары, столичных городов Ферганской долины (Андижан, Наманган, Фергана). 6. Следует на постоянной основе отслеживать развитие ситуации в Узбекистане, особенно с учетом большей открытости систем и доступности информации в Интернете. Прежде всего это касается реформ ключевых отраслей экономики для прогнозирования запроса на приоритетные направления и специальности подготовки. Далее, ежегодные постановления о квотах на прием дают точную информацию о текущих направлениях подготовки в вузах Узбекистана. Можно также изучать динамику спроса со стороны абитуриентов на конкретные направления / специальности, например, в разрезе вузов, на Портале открытых данных Республики Узбекистан [18].

Ключевые слова

Узбекистан, Россия, высшее образование, филиал вуза, нострификация дипломов, фонд «Эл-юрт умиди», Uzbekistan, Russia, higher education, university branch, nostrification of diplomas, El-Yurt Umidi Foundation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юн Сергей МироновичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики факультета исторических и политических наукsergey.yun@mail.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Узбекистан. Модернизация системы высшего образования // Всемирный банк. Отчет № 88606-UZ. Июнь 2014 г. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/737161501483080910/pdf/88606-28-7-2017-14-44-29-UzbekistanHigherEducationReportru.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
Высшее образование в Узбекистане. Ещё раз о тестировании, абитуриентах и коррупции // Информационное агентство «Фергана». 05.09.2017. URL: https://www.fergananews.com/articles/9537 (дата обращения: 10.09.2019).
База данных Института статистики ЮНЕСКО UIS.Stat // UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/ (дата обращения: 10.09.2019).
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2909 от 20.04.2017 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего обра зования» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: http://www.lex.uz/docs/3171587 (дата обращения: 10.09.2019).
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4359 от 17.06.2019 «О параметрах государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2019/20 учебном году» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: http://lex.uz/docs/4380360 (дата обращения: 10.09.2019).
Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Официальный сайт Президента Республики Узбеки стан. URL: https://president.uz/ru/lists/view/2228 (дата обращения: 10.09.2019).
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3151 от 27.07.2017 «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: http://www.lex.uz/ru/docs/3286191 (дата обращения: 10.09.2019).
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3454 от 29.12.2017 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год». URL: http://www.lex.uz/docs/3480354 (дата обращения: 10.09.2019).
Азиз Абдухакимов: «Узбекистан станет образовательным хабом Центральноазиатского региона» // Информационно-правовой портал «Norma.uz». URL: https://www.norma.uz/nashi_obzori/uzbekistan_planiruyut_prevratit_v_obrazovatelnyy_hab_centralno-aziatskogo_regiona (дата обращения: 10.09.2019).
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4119 от 16 января 2019 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования» // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: http://www.lex.uz/ru/docs/4164671 (дата обращения: 10.09.2019).
Узбекистану требуются кадры, соответствующие ускоренным темпам реформ // Официальный сайт Президента Республики Узбекистан. URL: https://president.uz/ru/lists/view/2202 (дата обращения: 10.09.2019).
Узбекистон Республикаси Вазирлар Махкамаси хузуридаги «Эл-юрт умиди» жамгармаси таълим дастурлари оркали олий таълим тизими педагог-кадрларини хорижда тайёрлаш борасидаги 2019 йилги биринчи стипендия танлови натижалари // Фонд «Эл-юрт умиди» при Кабинете министров Республики Узбекистан. URL: https://eyuf.uz/admin/upload/news/infograf.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней / Министерство иностранных дел России. URL: https://mddoc.mid.ru/api/ia/download/?uuid=dd9f72e9-a819-46fa-a3b7-1a9473b65990 (дата обращения: 10.09.2019).
Рост экономики Узбекистана составит 5,2% в 2019 г. // Азиатский банк развития. URL: https://www.adb.org/ru/news/uzbekistan-growth-improve-further-52-2019-adb (дата обращения: 10.09.2019).
Literacy rate, adult total (% of people ages 15 and above) // Информационный портал «Population Pyramids of the World from 1950 to 2100». URL: https://www.populationpyramid.net/hnp/literacy-rate-adult-total-of-people-ages-15-and-above/2015/ (дата обращения: 10.09.2019).
Основные показатели Министерства народного образования Республики Узбекистан / Министерство народного образования Республики Узбекистан. URL: https ://uzedu.uz/Xtv/BarchasiPage/67?tp=86 (дата обращения : 10.09.2019).
Назад в будущее: что заставляет узбекистанцев активнее учить русский язык // Новостное агентство «Sputnik». URL: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20180829/9256462/Nazad-v-buduschee-chto-zastavlyaet-uzbekistantsev-aktivnee-uchit-russkiy-yazyk.html (дата обращения: 10.09.2019).
Сведения о конкурсе и проходных баллах по направлениям образования, по результатам проведенных тестовых испытаний по приёму в бакалавриат высших образовательных учреждений // Портал открытых данных Республики Узбекистан. URL: https://data.gov.uz/ru/datasets/1687 (дата обращения : 10.09.2019).
 Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/16

Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/16