История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/23

История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске)

Рассматривается феномен эксклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, его историческое развитие и возможности определения его параметров в современном обществе (на примере исследования, проведенного в г. Томске). Исследование возможной эксклюзии проводится по методу «фигуры» и «фона». Авторы делают вывод о существовании в обществе латентного конфликта и эксклюзии инвалидов и формулируют рекомендации о возможных шагах по исправлению данной ситуации.

History and current state of exclusion in Russia (according to public opinion polls in Tomsk).pdf В современной России популярным становится ряд утверждений о том, что к инвалидам следует относиться без дискриминации, как и ко всем остальным людям. Развитие общественных отношений к настоящему моменту привело к следующему консенсусу: человек, который открыто проявляет враждебность к инвалидам, как правило, будет встречать осуждение общества. Однако в то же время существуют некоторые факты, свидетельствующие о том, что антидискриминацион-ные процессы в общественном сознании граждан далеки от своего завершения. Особенно актуальным и противоречивым этот вопрос становится при получении инвалидами профессионального образования, поскольку формально им предоставлены определенные льготы, а получение высшего образования должно повышать статус инвалида. Однако на практике лица с инвалидностью могут сталкиваться с большим количеством препятствий, связанных с негативными стереотипами. С точки зрения развития социальных отношений и практики социальной работы важно изучить настоящее, глубинное отношение к инвалидности со стороны общества и со стороны самих инвалидов. Социальная эксклюзия является сложным концептом. Многие исследования, проведенные на основании самоотчетов респондентов о психологической саморегуляции, психологическом благополучии и переживаемых чувствах, выявили реакции людей на социальную эксклюзию. Такие исследователи, как R.F. Baumeister [1], M.R. Leary [2], К.D. Williams et al. [3] доказывают, что при остракизме люди испытывают грусть, разочарование, ревность, гнев и стыд. Повышенную тревогу в условиях эксклюзии выявили R.C. Barden [4], R.H. Hoyle [5], а снижение качества жизни и чувства собственного достоинства - K. Gonsalkorale, A. Smith, K. D. Williams [6]. Эти эмоции появляются независимо от источников эксклюзии. Например, Gonsalkorale и Williams выявили зеркальное отношение отвергнутых к отвергающему их обществу. Также определено, что потеря выгод от группового членства приводит к снижению ощущения самоэффективности [7]. L. Y. Abramson et al. [8] утверждают, что этот феномен вызывает тревогу и фрустрацию у индивида, а К.D. Williams даже сравнивает чувство эксклюзии с чувством физической боли [9]. У лиц, подвергшихся социальной эксклюзии, повышается риск совершения суицида, как об этом говорит известный социолог Э. Дюркгейм [10]. Это подтверждают исследования F.M. Baker, C. Bateman, R.W. Blum и других авторов [11-13]. Целесообразным также может стать изучение социальной эксклюзии на основании трансакционного (трансактного) анализа Э. Берна [14] и концепции классовости А. Суворова [15]. Мы видим, что феномен эксклюзии изучен достаточно полно, однако большая часть исследований основана на зарубежном материале. Особенности социальной эксклюзии в рамках российской действительности еще недостаточно изучены, существует необходимость проведения дополнительных исследований социальной эксклюзии в конкретных сферах межличностного взаимодействия индивидов. В истории отношение к инвалидам претерпело ряд изменений - от полной эксклюзии через частичное История и современное состояние экск^юзии в России 203 признание прав к декларируемому полному включению в жизнь общества. Этому способствовали такие факторы, как лояльное отношение христианской религии по отношению к лицам с ограниченными возможностями, неизбежное появление детей-инвалидов в богатых семьях, что ставило вопросы о необходимости их инкорпорирования в общество [16]. В Новое время идеи гуманизма привели к развитию социальной помощи инвалидам, что вылилось в появление медицинской модели инвалидности. Уже после Второй мировой войны отношение к инвалидам еще раз кардинально изменилось. Социальная модель инвалидности подразумевает, что не только инвалид должен приспособиться к обществу, но и общество должно измениться так, чтобы было удобно инвалиду. В настоящий момент эта модель, являющаяся основой для полной инклюзии инвалидов в общество, широко распространена и декларируется в том числе и в российском обществе. В связи с этим интересно узнать, как дело обстоит на практике. Авторами статьи было проведено исследование, посвященное выявлению возможных скрытых факторов эксклюзии, препятствующих включению человека с инвалидностью как в образовательное пространство, так и в общество в целом (инклюзии). Сбор и обработка данных были проведены при активном участии Р. Р. Гибазова, исполнителя указанной темы госзадания. Цель данного исследования: выявить и проанализировать глубинные убеждения и ассоциации, связанные с инвалидностью, у самих инвалидов и у условно здоровых людей в образовательном пространстве. Перед проведением исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 1) условно здоровые (неинвалиды) и инвалиды по-разному ранжируют возможности инвалидов; 2) между инвалидами и здоровыми людьми существует скрытый конфликт, вызванный наличием глубинных убеждений, препятствующий интеграции и предположительно ведущий к дискриминации и экс-клюзии инвалидов. В соответствии с поисковой целью и гипотезами исследования экспериментальная выборка составила 60 человек, преимущественно учащихся, а также работников образовательных учреждений г. Томска. Среди них 30 человек - условно здоровые люди (от 18 до 30 лет) и 30 человек - люди с ограниченными возможностями (от 18 до 50 лет). В рамках математической обработки результатов экспериментально-психологи-ческих методик наиболее целесообразно было применить непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена (применяемый в качественных исследованиях при малых выборках и усиливающий достоверность выводов) и метод сравнительного анализа для независимых выборок - критерий Ливиня (позволяющий выявить сходство либо различия значений в различных группах). Оценка распределений значений переменных в выборке проводилась с помощью критериев описательной статистики. В исследовании была использована авторская методика М.П. Шульмина [17], названная «Лестницей возможностей». Опрос содержит определённые не взаимоисключающие характеристики людей, которые необходимо расставить от цифры «1» - обладающий этой характеристикой имеет наибольшее количество возможностей для реализации в обществе до цифры «16» - наименьшее количество возможностей. Также была использована авторская методика М.П. Шульмина «Ассоциативный ряд». Согласно этой методике респонденту давалось слово «инвалид», и ему необходимо было продолжить ряд слов на последнюю букву предыдущего слова. Например, «инвалид - дьякон - нейрон и т.д.». Время ограничивалось 5 минутами. При обработке результатов учитывались: категории слов; длина ассоциативного ряда; положительная, нейтральная или негативная семантика слов. Итоговая интерпретация полученных результатов проводилась на основании закона «Фигуры и фона». В соответствии с ним любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Каждый человек сам для себя выделяет что-то главное, а что-то второстепенное. Фигура восприятия имеет смысл для человека, поскольку связана с удовлетворением актуальной потребности. Фигуру видно отчётливо. Фон - это что-то не главное, не несущее смысл, не являющееся потребностью в данный момент времени. Здесь следует добавить, что соотношение фона и фигуры динамично. Сейчас у человека одна потребность, и что-то одно является для него главным, а всё остальное - несущественным и неважным. Через какое-то время то, что было неважным, т.е. являлось фоном, может стать важным, т.е. стать фигурой. Для каждого человека в разных ситуациях будет своё выделение фигуры и фона. Это зависит от самой личности и прошлого опыта. В таблице представлены основные выявленные корреляции между измеренными переменными. Корреляции с категориями «мужчина-инвалид» и «женщина-инвалид» Инвалиды Человек, имеющий социальные связи Молодые люди Имеющие образование Взрослые люди Количество слов с негативной семантикой Мужчина -0,291 -0,404 -0,205 -0,375 0,360 Женщина -0,312 -0,409 -0,278 -0,403 0,258 Наличие высокой отрицательной корреляции между значениями переменных «инвалид-мужчина» / «инвалид-женщина» и «молодой человек» может свидетельствовать о расхождении в сознании респондентов восприятия степени возможностей у инвалида и молодого человека. Такое расхождение может означать, что при осознании возможностей инвалид не воспринимается как молодой человек, а молодой человек не воспринимается как инвалид. Поскольку студентов часто воспринимают именно как молодых людей, косвенно мы 204 М.В. Берсенев, В.И. Зиновьева, А.Л. Носова, М.П. Шульмин можем сделать и вывод о том, что респонденты не готовы видеть в рядах студентов лиц с инвалидностью. Высокая отрицательная корреляция между переменными «инвалид» и «взрослый человек» свидетельствует о расхождении восприятия при осознании степени возможностей у инвалида и взрослого человека, причем для женщин это расхождение больше. По степени возможностей инвалид не воспринимается как взрослый человек, а взрослый человек не воспринимается как инвалид. Инвалидам в сознании выделяется отдельная ниша, не совместимая с пониманием «нормальных людей». Также мы наблюдаем отрицательные корреляции в категории «имеющие образование», что говорит нам о том, что образованный человек не воспринимается как инвалид, а инвалид - как образованный человек. При формально действующей инклюзивной практике общество не готово на образовательную инклюзию в полном смысле слова. Количество слов с негативной семантикой коррелирует с понятием «инвалид», правда, на этот раз у женщин такой показатель ниже. Данная высокая положительная корреляция свидетельствует о снижении у респондентов восприятия возможностей у инвалида в связи с ростом количества вербальных представлений с негативной семантикой, вызванных стимульным словом «инвалид». Интерпретируя полученные результаты с позиции закона «Фигуры и фона», стоит отметить следующее. При анализе исследования выявились многочисленные расхождения в восприятии разных переменных в глазах респондентов. То есть у кого-то одна переменная выходит на первый план, становится фигурой, а у кого-то та же переменная является фоном. У респондентов имеются определённые глубинные убеждения, которые приводят к расхождению восприятия. Расхождение восприятия ведёт к появлению противоречий. Противоречия ведут к возникновению конфликтной ситуации и впоследствии к конфликту. Высокое количество расхождений при анализе всех корреляций свидетельствует в целом о высоком конфликтном потенциале в обществе. Примечателен тот факт, что не выявилось расхождения восприятия у респондентов относительно инвалидов. Инвалиды и условно здоровые ранжировали инвалидов как имеющих мало возможностей для самореализации в жизни. То есть, возможно, у инвалидов имеются претензии к сложившейся ситуации, при которой они, по сути, находятся в неблагоприятной ситуации практически исключенных из общества. Здесь кроется еще одна проблема: для получения новых уровней образования требуются определенные амбиции. Но в условиях, когда и общество, и сам инвалид воспринимают себя исключительно в контексте недостатков, дефицита, такие амбиции вряд ли способны развиться. Что же касается конфликтного потенциала в отношениях между инвалидами и обществом в образовательном пространстве, то мы получили следующую картину. Есть три варианта развития событий: 1. Первый вариант - эксклюзия. Общество выделяет инвалидность как фигуру, а все остальные характеристики выделяет как фон. Сами инвалиды выбирают свою инвалидность как фигуру, а всё остальное как фон. В этом случае отсутствует расхождение восприятия, а значит, и конфликт возникнуть не может, следовательно, конфликтный потенциал является низким или вообще отсутствует. Однако в такой системе инвалид недооценен и недооценивает себя сам, он, можно сказать, исключен из общества. 2. Второй вариант - высокий конфликтный потенциал. Общество выделяет инвалидность как фигуру, а все остальные характеристики выделяет как фон. В то же время инвалид ставит фигурой не свою инвалидность, а, например, свою профессию. Вот тогда появляется расхождение восприятия и, следовательно, появляется конфликт. Инвалид видит себя профессионалом, а работодатель видит его не профессионалом, а инвалидом, не обращая внимания на его профессиональные качества. 3. Третий вариант - инклюзия. Общество и инвалиды выделяют различные характеристики и достоинства человека как фигуру, а инвалидность как фон. Инвалиды на равных включены в общество с неинвалидами. По результатам исследования было обнаружено, что мы имеем дело с первым вариантом. Об этом свидетельствует тот факт, что в исследовании выявилось большое количество отрицательных корреляций при сравнении инвалидов с другими социальными категориями. Отрицательные корреляции свидетельствуют о наличии расхождений в восприятии степени возможностей лиц с инвалидностью и других социальных категорий. В общественном сознании инвалиды отличаются от неинвалидов, представляют отдельную группу, что создает базу для эксклюзии и дискриминации. Однако в нашем обществе эта дискриминация имеет скрытый вид. Помимо этого, можно сделать вывод о наличии самодискриминации со стороны инвалидов. Мы видим, что на данный момент фигурой у здоровых и инвалидов является сама инвалидность. То есть респонденты выделяют эту особенность, оставляя на фоне остальные характеристики, которые могут быть полезны обществу. Вспоминая о динамичности как об особенности закона «Фигуры и фона», мы можем утверждать, что, изменяя в представлении людей характеристики, которые у них становятся фигурой и которые становятся фоном, мы, таким образом, сможем влиять на их отношение к себе и ко всему обществу в целом. Можно в будущем попробовать перенаправить акцент с инвалидности или другой дезинтегрирующей характеристики человека, например, на его профессиональные возможности, тем самым произведя его интеграцию в общество. Таким образом, возможно воздействовать на внутренние психологические барьеры людей в плане их преодоления. Подводя итоги, мы должны отметить, что общество прошло значительный этап в своем развитии от абсо- История и современное состояние эксклюзии в России 205 лютного неприятия инвалидов через их частичное включение в общественную жизнь к декларации равных прав и необходимости общественных изменений для удобства инвалидов. Однако на практике в обществе, в том числе в образовательной среде, скрытом виде присутствуют дискриминация зия инвалидов. Об этом свидетельствуют настоящего исследования, в частности, то, все еще в и эксклю-и данные что большинством респондентов подчеркивается прежде всего наличие или отсутствие инвалидности как важнейшей характеристики в жизни человека, которая оставляет на втором плане все другие характеристики и прежде всего - возможность наличия образования. Одним из вариантов решения этого противоречия может быть распространение в образовательном пространстве информации об успехах таких людей, что будет перемещать фокус внимания общества с инвалидности на другие особенности личности инвалида. В целом, феномен эксклюзивных процессов, наблюдаемых в обществе, требует разработки методологических основ и принципов, практик в рамках теории реальных проблем в целях научного обоснования инклюзии.

Ключевые слова

эксклюзия, лица с ограниченными возможностями, изучение общественного мнения, социальная история, инклюзивное образование, exclusion, persons with disabilities, public opinion polling, social history, inclusive education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Берсенев Максим ВалерьевичТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работыm.bersenev@gmail.com
Зиновьева Валентина ИвановнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работыvalentina.zinoviyeva@gmail.com
Носова Анастасия ЛеонидовнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникиспециалист по учебно-методической работе отдела лицензирования, аккредитации и качества образованияanastasia.nosova@tusur.ru
Шульмин Максим ПетровичТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат психологических наук, доцент кафедры истории и социальной работыscoobi@inbox.ru
Всего: 4

Ссылки

Baumeister R.F., Tice D.M. Anxiety and Social Exclusion // Journal of Social and Clinical Psychology. 1990. № 9. P. 165-195.
Leary M.R. Varieties of Interpersonal Rejection // The Social Outcast: Ostracism, Social Exclusion, Rejection, and Bullying / eds K.D. Williams, J.P. Forgas, B. von Hippel. N.Y. : Cambridge University Press, 2005. P. 35-51.
Williams K.D., Cheung C.K.T., Choi W. Cyber Ostracism: Effects of Being Ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. № 79. P. 748-762.
Barden R.C., Garber J., Leiman B. et al. Factors Governing the Effective Remediation of Negative Affect and its Cognitive and Behavioral Conse quences // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. P. 1040-1050.
Hoyle R.H., Crawford A.M. Use of Individual-Level Data to Investigate Group Phenomena Issues and Strategies // Small Group Research. 1994. № 25. P. 464-485.
Gonsalkorale K., Williams K.D. The KKK Won't Let Me Play: Ostracism even by Adespised Out-Group Hurts // European Journal of Social Psychol ogy. 2007. № 37. P. 1176-1186. DOI: 10.1002ejsp.392
McLaughlin-Volpe T., Aron A., Wright S.C., Lewandowski G.W. Jr. Exclusion of the Self by Close Others and by Groups: Implications of the Self Expansion Model // The Social Psychology of Inclusion and Exclusion / eds D. Abrams, M.A. Hogg, J.M. Marques. N.Y. : Psychology Press, 2005. P. 113-134.
Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned Helplessness in Humans: Critique and Reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1978. № 87. P. 49-74.
Williams K.D. Ostracism // Annual Review of Psychology. 2007. № 58. P. 425-452.
Durkheim E. Suicide: A Study in Sociology / translated by J.A. Spaulding, G. Simpson.Glencoe, IL : Free Press, 1951. 376 р.
Baker F.M. Black Youth Suicide: Literature Review with a Focus on Prevention // Journal of the National Medical Association. 1990. № 82. P. 495507.
Bateman C. Young, Black, Female and Miserable // South African Medical Journal. 2001. № 91. P. 716-717.
Blum R.W., Beuhring T., Shew M.L. et al. The Effects of Race / Ethnicity, Income, and Family Structure on Adolescent Risk Behaviors // American Journal of Public Health. 2000. № 90. P. 1879-1884.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. : Эксмо, 2012. 575 с.
Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М. : ИПТК 'Логос' ВОС, 1996. 120 с.
Чиндина Л.А., Берсенев М.В., Козлитина А.Л. Развитие образовательного пространства через увеличение степени эксклюзии (Мировой опыт) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. С. 188-196.
Шульмин М.П. Феноменологический анализ опыта психологической адаптации инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 83-93.
 История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/23

История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. № 62. DOI: 10.17223/19988613/62/23