«Томские епархиальные ведомости» как источник по истории здравоохранения в Томской губернии (последняя четверть XIX - начало ХХ в.)
В статье дается характеристика периодического издания «Томские епархиальные ведомости» как источника по истории медицины и здравоохранения Томской губернии. Приводится общая характеристика издания, показана динамика выхода в свет публикаций, посвященных медицине, определяются вопросы здравоохранения, освещенные в «Томских епархиальных ведомостях». Рассмотрены публикации издания, в которых отражены сведения о медицинских учреждениях губернии, о заболеваемости и эпидемиях, о методах лечения, о медицинской практике священников, о представлениях общества о болезни и нравственном облике врача.
“Tomsk diocesan journal” as a source on the history of healthcare service in Tomsk province (the last quarter of the XIX.pdf Периодические издания успешно используются в гуманитарных науках в качестве источника при исследовании социокультурных процессов, а также являются самостоятельным объектом исследования [1-3]. Расширение тематики научных работ, в частности возросшее внимание к изучению истории медицины и здравоохранения в Сибири, требует обновления источниковой базы. В этом отношении немалый интерес представляет газета «Томские епархиальные ведомости», которая с недавних пор попала в сферу внимания исследователей, однако редко используется в качестве материала в работах, посвященных истории здравоохранения Сибири [4-6]. Считаем, что этот интересный и разноплановый источник нуждается в дальнейшем изучении. Газета «Томские епархиальные ведомости» являлась официальным церковным изданием и выходила дважды в месяц в течение 38 лет, в период с 1880 по 1917 г. (в 1918-1919 гг. были лишь отдельные выпуски). К сожалению, в издании не указывался тираж, поэтому довольно сложно определить охват читательской аудитории. Известно, однако, что газета издавалась православными священнослужителями, являвшимися ее авторами и редакторами, и предназначалась главным образом для читателей той же сословно-социальной группы. И поскольку целевой аудиторией издания было духовенство Томской епархии, то и большая часть публикаций связана с этим регионом. Объем издания не был регламентирован, в разные годы каждый отдельный номер содержал от 20-30 до 90-100 страниц текста, изредка включался и иллюстративный материал. Структура газетных выпусков изменялась мало. Как правило, «Ведомости» содержали официальную часть, в которой публиковались указы, инструкции, должностные письма, отчеты, сведения о вакансиях и назначениях на священнические места. Вслед за ней помещалась неофициальная часть с публикациями информационного, художественного, богословского, образовательного и исторического характера, а также с объявлениями и рекламой. Именно неофициальная часть «Томских епархиальных ведомостей» наиболее интересна для исследователей, обращающихся к истории здравоохранения и медицины. Следует отметить, что за 38 лет издания в томской газете было опубликовано свыше ста статей и заметок, тематически связанных с вопросами здравоохранения и медицины. Распределение этих материалов по годам неравномерно. Так, в «Томских епархиальных ведомостях» больше всего статьей и заметок о медиколечебной деятельности приходится на 1884 г. (7 публикаций), 1892 г. (11 публикаций), 1912 г. (9 публикаций). Следует заметить, что повышение интереса к медицинской тематике наблюдалось во время эпидемий, как это было во время эпидемии холеры в 1892 г. Напротив, в годы социальных потрясений и важных политических событий, например, в годы Русско-японской и Первой мировой войн, в период революции 1917 г., материалы о медицине и здравоохранении практически не печатались. Что касается содержания газетных выступлений медицинской тематики, то можно отметить, что целый ряд публикаций был посвящен работе медицинских учреждений, прежде всего, больниц при Томской духовной семинарии и Томском епархиальном женском училище. Информация о работе семинарской больницы встречается в ежегодных отчетах о состоянии Томской духовной семинарии (деятельность больницы освещена в отчетах за 1880-1890 гг.). Как правило, сведения о больнице достаточно лаконичны, включают данные о количестве пациентов, расходах на содержание лечебного учреждения, иногда фиксировались случаи покупки нового оборудования и медицинских препаратов, упоминались болезни, от которых страдали семи- 48 Т.А. Кузьменко, К.А. Прокопенко наристы [7. 1 дек.; 8. 1 июля; 9. 1 апр.; 10. 1 июля; 11. 1 июля]. Однако после 1890 г. информация о работе больницы при Томской духовной семинарии перестала публиковаться на страницах «Томских епархиальных ведомостей». Публикации о больнице при Томском епархиальном женском училище также представлены в ежегодных отчетах этого учебного заведения. Хронологически они охватывают гораздо больший период, чем отчеты о состоянии Томской духовной семинарии. Они выходили в 1885-1916 гг., но не ежегодно, а с существенными перерывами. Так, например, после первой публикации в 1885 г. следующий отчет с упоминанием о больнице появился на страницах «Томских епархиальных ведомостей» лишь спустя двенадцать лет. Таким образом, отчеты публиковались в газете всего девять раз, что лишает исследователей возможности проследить за непрерывным развитием больницы при епархиальном женском училище, требуется обращение к другим источникам. Тем не менее важным достоинством опубликованных в «Ведомостях» материалов является их подробный характер. В годовых отчетах Томского епархиального женского училища о больнице представлена следующая информация: количество пациенток, находившихся на лечении в течение года, перечень заболеваний с указанием точного числа случаев с разбивкой по месяцам, численность медицинского персонала, жалованье и обязанности, затраты на работу стационара. Наиболее подробно освещалась заболеваемость воспитанниц училища, среди распространенных заболеваний следует отметить инфекционные болезни и анемию [12. 1 янв.]. При этом иногда высказывались суждения о причинах тех или иных заболеваний. Так, в отчете за 1905/06 учебный год говорилось, что рост заболеваемости среди учениц связан с «переполненностью училища, крайней теснотой, неудовлетворительностью больничного помещения, в котором нет возможности изолировать больных» [13. 15 янв.]. Упоминались и меры, предпринимаемые для снижения заболеваемости, например, было снято отдельное помещение для больных скарлатиной. В отчете за 1915 г. говорилось о подорожании медикаментов [14. 1 янв.]. По отчетам можно проследить развитие училищной больницы, например, фиксировалось расширение штата, было освещено открытие собственного зубоврачебного кабинета [15. 15 нояб.]. Порой из отчетов можно получить довольно ценную информацию, представить устройство больницы, установить имена врачей и надзирательниц, работавших в училищной больнице, а иногда и причины оставления ими службы [16. 15 янв.; 15 февр.; 1 марта]. Кроме того, в «Томских епархиальных ведомостях» встречается материал о больнице при Томском духовном училище (смета расходов на 1882 г.) [17. 1 авг.]. Наряду со сведениями о больницах при учебных заведениях в «Ведомостях» можно найти информацию о работе больницы Алтайской духовной миссии в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) [7. 15 окт.]. Большой интерес представляет сообщение о том, что помимо обычных лекарств в улалинской больнице применяли гомеопатию, медицинскую помощь оказывали всем в ней нуждавшимся «без различия происхождения, звания и состояния» [18. 1 апр.]. Кроме медицинских учреждений, находившихся в ведении Томского епархиального управления, на страницах «Томских епархиальных ведомостей» упоминались и другие лечебные учреждения. Сообщалось, например, о больнице в алтайском селении Онгудай [12. 1 авг.]. Характеризовалась подача медицинской помощи в больницах Змеиногорского, Локтевского и Колыванского горнозаводских поселений, упоминаются больницы приказа общественного призрения в Томске, Каинске, Нарыме и количество мест в них [19. 1 авг.; 20. 15 окт.]. Еще одну группу публикаций составляют материалы, в которых упоминались, а иногда и подробно освещались случаи эпидемий в Томской губернии. Такие сведения можно найти в отчетах учебных заведений, Алтайской духовной миссии [16. 15 февр. - 1 марта; 21. 1 июля]. А после окончания холерной эпидемии 1892 г. были подготовлены подробные отчеты, освещавшие размах заболевания и участие священников в борьбе с ним [22. 15 янв.; 15 февр.; 1 марта; 15 мая]. В отчетах духовенства содержались точные сведения о названии заболевания, количестве заболевших и умерших, иногда отражалась динамика заболеваемости. Так, в отчете Алтайской духовной миссии за 1910 г. отмечался повышенный уровень смертности чуйских инородцев от брюшного тифа, при этом благодаря публикации в отчете точного числа смертных случаев видно, что за несколько лет до описанных событий в том же регионе смертность от данного заболевания была значительно ниже [21. 1 июля]. Как уже отмечалось, в 1893 г. «Томские епархиальные ведомости» опубликовали серию отчетов о деятельности духовенства во время холерной эпидемии в Томской губернии. Эти материалы обладают огромной ценностью не только потому, что в них зафиксировано точное число заболевших и умерших, но и благодаря описанию применявшихся методов лечения, действий местных органов управления, врачей и священников [22. 1 марта]. В отчетах нередко можно встретить упоминания об организации карантина, специальных стационаров для холерных больных, имена лечащих врачей, фельдшеров и иных лиц, оказывавших больным медицинскую помощь. Таким образом, благодаря этим публикациям возможно не только восстановить размах эпидемии в населенных пунктах Томской губернии, но и выяснить, какие мероприятия проводились для предупреждения и снижения заболеваемости, увидеть, что в отсутствии в селах профессиональных фельдшеров и врачей лечение больных зачастую становилось делом местных священников. Действительно, служители Русской православной церкви нередко оказывали медицинскую помощь насе- «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории здравоохранения 49 лению, что отражено на страницах издания «Томские епархиальные ведомости». В условиях нехватки профессиональной медицинской помощи в сельской местности священники становились теми людьми, к которым крестьяне могли обратиться за лечением. В отчетах Алтайской духовной миссии, систематически публиковавшихся в «Томских епархиальных ведомостях», встречаются сведения о том, что миссионеры самостоятельно лечили местное население: «Каждый миссионер по мере своего знания оказывал больным на месте врачебную помощь или медикаментами из аптеки получаемыми, или собираемыми самим травами местной флоры, или лекарствами гомеопатическими» [7. 15 окт.]. В газетных публикациях рассказывается и о том, что сельские псаломщики и учителя, обучавшиеся в свое время в Бийском катехизаторском училище, прививали оспу на Алтае [23. 15 апр.]. Сельские священники систематически оказывали медицинскую помощь местному населению в отсутствие профессиональных медиков, что также отражено в отчетных документах, публиковавшихся в «Томских епархиальных ведомостях» [22. 2 янв., 15 февр.]. Кроме того, объезжая деревни и «инородческие» станы, миссионеры иногда возили с собой фельдшера для оказания профессиональной помощи больным [24. 1 мая]. Судя по публикациям, некоторые священнослужители обладали необходимой квалификацией, например, те, кто занимался оспопрививанием, имели медицинское свидетельство о правоспособности, их деятельность контролировал Томский губернский оспенный комитет [25. 1 марта]. Но чаще все же они были самоучками, одним из наиболее известных священников-самоучек, оказывавших медицинскую помощь сельским жителям, был И. С. Ландышев. Он же публиковал в печати статьи о санитарии и гигиене, занимался медико-просветительской работой [14. 1 янв.]. Вероятнее всего, священников к лечению больных побуждали долг христианина, стремление к оказанию деятельной помощи ближнему. Но были и иные мотивы. Вот как об этом писал на страницах «Ведомостей» священник В. Постников: «Больным, как крещеным, так и некрещеным, было оказываемо медицинское пособие. Лечение - вернейшее средство войти в доверие к народу и заслужить его расположение. Больные, открывая свои язвы телесные, открывают часто и духовные. Случаев для беседы - множество» [19. 1 апр.]. В «Томских епархиальных ведомостях» встречаются публикации, в которых представители духовенства делятся опытом и рекомендациями в деле оказания медицинской помощи местным жителям. Так, священник Р. Зырянов проанализировал причины и последствия обращения крестьян к священнику за лечением и пришел к следующему выводу: «Каждый сельский пастырь по силе возможности и степени понимания может оказать помощь темному деревенскому люду в болезнях более известных и не требующих особого специального лечения». Он поделился своим опытом, который мог послужить и для его коллег: по совету волостного фельдшера священник приобрел лекарства, хирургические инструменты, руководство по использованию медикаментов и лечил наиболее распространенные заболевания - простуду, зубную боль, болезни желудка [26. 1 марта]. Поскольку православные священники предпринимали попытки лечения своих прихожан, неудивительно, что в «Томских епархиальных ведомостях» публиковались заметки о приемах и способах лечения. По нашим подсчетам, увидели свет более десяти таких заметок, пик публикаций которых пришелся на 1892 и 1908 гг. (годы холерных эпидемий в России). Газетные материалы содержали рекомендации по лечению лихорадки, гриппа, холеры, дифтерита, туберкулеза, ожогов, ушных грибков, давались наставления по оказанию первой помощи при солнечном ударе, ударе молнией. При этом печатались как профессиональные советы (военный врач Рябинин советовал лечить простуду и опухоли зева гофманскими каплями), так и народные средства, в частности, неизвестным автором предлагалось давать больному при лихорадке раствор горячей воды с обжаренной солью [9. 15 авг., 1 сент.]. В «Томских епархиальных ведомостях» встречаются публикации, из которых можно почерпнуть информацию о представлениях населения, прежде всего духовенства, о нравственном облике и долге врача, а также о феномене болезни. Так, в 1901 г. на страницах издания появилась заметка, автор которой использовал брошюру Э. Лорана «Медицина души», он писал о таких качествах врача, как сострадание, снисхождение, стремление оказать больному помощь не только физическую, но и нравственную, тем самым облегчая его мучения и отвлекая от мыслей о возможной смерти [27. 1 марта]. В газете освещалось еще одно желательное качество практикующих медиков - самопожертвование. Приводилось, в частности, выступление томского епископа Макария (Невского), который говорил: «Красный Крест знаменует время брани, есть символ крови, знамение того, что носящие это знамя посвящают себя на служение тем, кто в бранном подвиге за веру, царя и отечество имеет пролить кровь, и что посвящающие себя на служение таковым готовы нести крест скорбей, лишений и страданий даже до пролития крови» [12. 15 июля]. Неслучайно в «Томских епархиальных ведомостях» был напечатан некролог барнаульскому врачу В. С. Михальскому, умершему во время эпидемии, оказывая помощь больным. В некрологе, в частности, подчеркивалось, что горожане любили Виссариона Семеновича Михальского, отличавшегося мягкосердечием и никогда не отказывавшего в помощи [28. 15 мая]. Что касается представлений о здоровье и болезни, то авторы и редакция «Ведомостей» разделяли достаточно распространенное в рассматриваемое время мнение о болезни как явлении не только физиологическом, но и духовном. «Только тот человек может считаться 50 Т. А. Кузьменко, К. А. Прокопенко вполне здоровым, у которого рядом с здоровым телом здоровая душа; только тот может сохранять здоровье, кто, соблюдая правила гигиены тела и меру в пище, в питье, в труде и отдыхе, содержа в чистоте тело, жилище и одежду, в то же время хранит спокойствие и не предается страстям», - утверждалось в одном из газетных выпусков [27. 1 марта]. Характерно, что в издании встречаются публикации о молитве как исцеляющем средстве. В целом газета «Томские епархиальные ведомости» содержит в себе разнообразные сведения по истории медицины и здравоохранения Томской губернии: официальные отчеты, статистические данные, заметки о приемах лечения, авторские публикации, тексты публичных речей официальных должностных лиц, некрологи. Они различаются по характеру информации, наибольшей степенью объективности обладают отчеты. Другие материалы, в особенности публикации о лечебных методах и средствах, о природе болезни вообще и конкретных причинах заболеваний, более субъективны и требуют критического отношения, но тем они и интересны, что отражают пристрастия авторов и могут быть использованы при характеристике авторских позиций. Тот факт, что данные материалы были опубликованы на страницах официального издания, свидетельствует либо об их широком распространении среди духовенства, либо о стремлении сделать их популярными в обществе. К недостаткам «Ведомостей» как источника следует отнести нерегулярность рассматриваемых публикаций и, как следствие, неполноту сведений о деятельности медицинских учреждений духовного ведомства. Тем не менее газета является уникальным историческим источником, позволяющим осветить участие духовенства в деле сохранения здоровья населения, заметно расширить представления о системе здравоохранения Томской губернии в последней четверти XIX - начале XX в.
Ключевые слова
здравоохранение,
медицина,
Томская губерния,
«Томские епархиальные ведомости»,
healthcare service,
medicine,
Tomsk province,
“Tomsk diocesan journal”Авторы
Кузьменко Татьяна Александровна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры культурологии, теории и истории культуры Института искусств и культуры | tatianakuzmenko.tsu@gmail.com |
Прокопенко Ксения Анатольевна | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, теории и истории культуры Института искусств и культуры | kseniya.s@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» (1857-1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск : Том. гос. ун-т, 2012. 413 с.
Шевцов В.В. Правительственная периодическая печать Сибири (вторая половина XIX - начало ХХ в.). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016. 619 с.
Казарина Г.А. Коренное население Сибири на страницах «Томских губернских ведомостей» во второй половине XIX в.: авторы, проблема тика, жанры : автореф. дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2009. 24 с.
Караваева Е.В. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории формирования санитарной культуры Томской губернии // Макарьевские чтения : материал^і 6-й Междунар. конф. Горно-Алтайск, 2007. С. 95-107.
Смокотин С.В. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории строительства храмов в Томской губернии // Документ: исто рия, теория, практика : сб. материалов 5-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 317-320.
Тартаковская К. А. «Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. С. 146-149.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1889.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1882.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1887.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1884.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1900.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1907.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1916.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1912.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1908.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1881.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1886.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1892.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1885.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1911.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1893.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1890.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1896.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1891.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1899.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1901.
Томские епархиальные ведомости. Томск, 1883.