Женский взгляд на крестьянскую долю | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 63. DOI: 10.17223/19988613/63/26

Женский взгляд на крестьянскую долю

Дается оценка монографии профессора Алтайского государственного педагогического университета Татьяны Кирилловны Щегловой «Культура и быт русского сельского населения юга Западной Сибири в 1930-1950-х гг.: жилище, пища, одежда, семейные и трудовые традиции» (Барнаул: АлтГПУ, 2018. 508 с.).

Women's view of the peasant burden.pdf Рецензируемая монография подготовлена по одной из наиболее важных и актуальных тем отечественной истории - судьбе крестьянства, некогда главного сословия России. Сейчас немодно писать о рабочих и крестьянах. Много книг о царях, дворянах, бюрократах и полицейских, очевидно, это отражает запросы новой элиты, отнявшей власть и материальные средства у пролетариата и крестьянства и руками конъюнктурных писателей втаптывающих в пыль народных героев и память о трудящихся классах. Еще в середине ХХ в. крестьяне составляли большинство населения СССР. В 1920-1950-е гг. шел бурный процесс индустриализации страны, раскрестьянивания и формирования современного городского населения. Книга Т.К. Щегловой об алтайской деревне -главной житнице Сибири и главной хранительнице преданий, традиций старожилов и переселенцев из разных мест Русской равнины. Книга ее о последнем, уже в основном ушедшем поколении традиционного крестьянского мира Алтая. Русские крестьяне пришли сюда в поисках мужицкого рая, в основе представлений о котором было вольное хозяйствование на бескрайних просторах земли. Власть земли двигала ими и диктовала правила жизни. Однако традиционный мир рушился, а новый строился за счет старого в прямом смысле. 1930-1950-е гг. были годами трагедии и боли для крестьян России. Вместе с тем это было героическое время индустриализации и Победы. Крестьянство России стало строительным материалом и источником средств для модернизации страны. Богатые людьми алтайские села оскудели за это время на порядок, взамен людей и лошадей пришли машины. За последние полвека радикально изменились культура и быт сельских жителей. Т.К. Щеглова относится к тем историкам, которые много лет собирают осколки старого крестьянского мира, чтобы сохранить его в памяти потомков. С 1990 г. почти каждое лето вместе со студентами Алтайского педагогического университета она методично исследует села и деревни края в поисках информаторов и артефактов. Ее не без основания считают родоначальницей устной истории в Сибири [1, 2]. В Алтайском педагогическом университета сформирован уникальный архив интервью с информаторами-крестьянами при Центре устной истории и этнографии, охвативший около 600 населенных пунктов края [3. C. 23]. Честно говоря, этнографы поздновато спохватились с изучением советской эпохи. Она ушла под улюлюкание либеральных «реформаторов», мало кто озаботился сохранить память о героической эпохе. Либеральная пресса сделала свое подлое дело, натравив детей и внуков на время отцов и дедов, чрезвычайно осложнив современным политикам дело консолидации общества перед новыми вызовами. Обращение Т.К. Щегловой к антропологии (этнографии) советского крестьянства вполне объяснимо, так как вещи живут порой дольше людей: информаторы практически все перешли в мир иной, а дома, утварь, орудия труда еще местами сохранились. В книге есть чему поучиться. Стоит отметить глубокую теоретическую проработку изучаемой автором тематики [Там же. C. 14-22]. Через текст передается ощущение мощного пласта накопленной фактической информации. Книга состоит из пяти глав, каждая из которых является отдельным монографическим исследованием с теоретическими разделами, исследованиями по сюжетам. Первая глава посвящена строительству и эксплуатации крестьянских построек - домов, амбаров, землянок, скотных дворов. Кроме этнографических исследований построек, проведен анализ крестьянских представлений о «здоровом жилище», отмечена архаизация жилищ колхозного крестьянства в 1940-1950-е гг., что связано с падением их жизненного уровня. Достойно внимания исследование жилищ ссыльнопоселенцев из алтайских крестьян. Во второй главе также тщательно исследуется тема санитарии и гигиены, отмечается стремление крестьян сохранить традиционные способы санитарии и гигиены в условиях дефицита средств гигиены, замены их суррогатами. В третьей главе изучено собирательство как средство жизнеобеспечения русского земледельческого населения Алтая. Приводится много сведений о сборе 202 В. П. Зиновьев, С. Ю. Колесникова съедобных растений, об их консервировании, приготовлении из них съедобных продуктов. В четвертой главе автор подробно рассматривает способы отопления жилья за счет разного рода суррогатов топлива. В пятой главе рассмотрена роль подсобных промыслов в системе жизнеобеспечения крестьян на Алтае как дополнительных источников питания и сырья для приготовления одежды. Богатство материала поражает, как и поражают адаптивные способности крестьян, прижатых государством к краю гибели, но сохранивших традиции взаимопомощи и гуманности. Необходимо отметить, что у книги женское лицо. И не только потому, что она написана историком-женщиной, но и потому, что книга в основном о русских женщинах, переживших злое, несправедливое время и сумевших в условиях коллективизации, раскулачивания, войны и репрессий вырастить детей и воспитать их настоящими людьми. Посвящение автором книги матери и бабушке свидетельствует об этом, в силу чего книга Т. К. Щегловой очень личная и пристрастная. Монография, конечно, посвящена антропологии, но выводы из нее следуют политические. Россия осталась должна своему крестьянству по итогам ХХ в. Крестьяне Алтая без помощи государства, которое забирало у них все результаты труда, выжило «с расчетом на собственные силы» и «кормящий ландшафт» [3. C. 478479]. Это на деле означало переход к присваивающему натуральному хозяйству, на замещающие суррогаты в потреблении, строительстве жилья. При этом нужно согласиться с автором, что крестьяне смогли сохранить основы традиционной культуры и быта. Страна строилась, оборонялась и выживала крестьянскими руками и жизнями. Успехи современного российского сельского хозяйства показывают, что несмотря на ограбление населения Е. Т. Гайдаром и компанией в начале 1990-х гг., крестьяне приспособились к новым условиям жизни. Они остались основными поставщиками продуктов на столы россиян, хотя и составляют сейчас не 80% как в начале ХХ в., а 6,9% рабочего населения, это 5 млн чел. [4. С. 89]. Из 5,1 трлн руб. сельхозпродукции России в 2018 г. коллективные хозяйства дали 55% (при этом этот процент все время растет), 33% - подсобные хозяйства населения (по большей части тех же работников коллективных хозяйств) и 12% - фермеры и частные агрофирмы [Там же. C. 308]. Судя по статистике, российские крестьяне не хотят называться фермерами или наемными рабочими, они хотят остаться крестьянами, хотят иметь свое подсобное хозяйство и работать в коллективном хозяйстве. Кресть-яноведы давно твердят о том, что занятие сельским хозяйством это не просто профессия, а образ жизни [5. С. 82-85]. Крестьяне отбились от Столыпина, преодолели большевиков, не хотят подчиняться и современным реформаторам. Может быть, надо оставить их в покое и не учить из Москвы, как им жить, а помочь материально? Пользы от этого наверняка будет больше. Уверен, что предмет изучения для исследователей крестьянства останется надолго, а студенты, знакомясь с деревенским бытом и культурой, узнают об истории своей страны намного больше, чем только из книг.

Ключевые слова

Алтай, крестьянство, быт, культура, 1930-1950-е гг, Altai, peasantry, life, culture, 1930-1950

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьев Василий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры российской истории факультета исторических и политических наукvpz@tsu.ru
Колесникова Светлана ЮрьевнаТомский государственный университетдоктор культурологии, профессор кафедры российской историиsvetlana_kolesnikova_64@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке. Устная история. Барнаул : БГПУ, 2008. 527 с.
Алтайская деревня в рассказах ее жителей. Барнаул : Алтайский дом печати, 2012. 448 с.
Щеглова Т.К. Культура и быт русского сельского населения юга Западной Сибири в 1930-1950-х гг.: жилище, пища, одежда, семейные и трудовые традиции. Барнаул : АлтГПУ, 2018. 508 с.
Россия в цифрах. 2019. Краткий статистический сборник. М., 2019. 549 с.
Современное крестьяноведение и аграрная история России в ХХ веке / под ред. В.В. Бабашкина. М. : Политическая энциклопедия, 2015. 743 с.
 Женский взгляд на крестьянскую долю | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 63. DOI: 10.17223/19988613/63/26

Женский взгляд на крестьянскую долю | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 63. DOI: 10.17223/19988613/63/26