Проблемы истории еврейских общин Сибири ХХ - начала XXI в. в оценках современных отечественных исследователей
Представлены результаты проведенного анализа ситуации, сложившейся в современной отечественной историографии истории еврейских общин Сибири XX - начала XXI в. Авторы выявили и изучили основные концепции исследователей - представителей сибирской иудаики. Определены основные направления исследований и их специфика. Выявлены географическая локализация исследований, научные центры, действующие в Восточной и Западной Сибири. Обозначены возможные перспективы продолжения изучения темы.
Issues of the history of Jewish communities in Siberia of the 20th - early 21st century as viewed by contemporary Russia.pdf К истории еврейских общин в Сибири обращались многие исследователи. Первый библиографический указатель отечественной литературы по проблеме «Евреи Сибири и Дальнего Востока» содержал более 400 наименований [1]. Вышедший через несколько лет дополненный указатель включал уже более тысячи наименований. В специально выделенном разделе «История еврейских общин» насчитывалось 80 названий [2. С. 83-91]. Положено начало историографическому осмыслению отдельных проблем истории еврейских общин Сибири. В.И. Дятлов дал оценку освещения истории еврейских общин в журнале «Диаспоры» [3]. В.Ю. Рабинович охарактеризовал общее состояние сибирской иудаики, указал на сложившиеся научные центры изучения ее проблем в Иркутске, Красноярске, Хабаровске, Кемерове, Улан-Удэ, Барнауле. Он констатировал «определенный кризис изысканий» и заявил о необходимости «совершить теоретический прорыв, введя в научный оборот принципиально новую проблематику» [4. С. 4]. Была отмечена необходимость изучения взаимоотношений, сложившихся внутри общин, и исследования роли верхушки еврейской общины, которая, по мнению В.Ю. Рабиновича, «становится частью элиты принимающего общества» [Там же. С. 17]. А.Р. Ивонин, используя количественный метод в историографии, проанализировал научные конференции, проводившиеся Региональным методическим центром представительства «Джойнт» в Сибири и на Дальнем Востоке. К 2006 г. этим центром было издано 22 книги по проблемам еврейской истории региона. В 20002002 гг. они выходили в серии «Еврейские общины в Сибири и на Дальнем Востоке», в 2003-2006 гг. -«Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке». В это же время под редакцией Я.М. Кофмана вышли в свет материалы семи научно-практических конференций. Основываясь на материалах предыдущих шести конференций, А.Р. Ивонин подсчитал, что наибольшее число статей - 58,5% - посвящено проблемам дореволюционной истории и периоду с 1917 по 1930-е гг. Только в 7,2% статей рассматривается еврейская история 1940-1980-х гг. и в 34,3% статей - история 1991- 2005 гг. Из всех 224 статей религиозной и общественной жизни евреев посвящено 56, или 25%, культуре и образованию - 22, или 9,8%. Вместе с тем автор не выделил статьи, посвященные внутриобщинным процессам [5]. Это связано с тем, что отдельные сюжеты темы лишь затрагивались в материалах другой проблематики. Высокую оценку изданиям «Джойнта» и роли Якова Михайловича Кофмана дал Л.В. Курас. Он не без оснований считал, что само понятие современной сибирской еврейской историографии тесно связано с организационно-научной деятельностью Я.М. Кофма-на. В статье Л.В. Кураса приведена историографическая оценка не только материалов всех восьми конференций «Джойнта», но монографий и статей в сборниках, выпущенных по итогам конференций, а также некоторых «внеджойнтовских» публикаций [6. С. 53]. Историографическими обзорами сопровождались все диссертационные и монографические исследования, посвященные еврейским проблемам в регионах Сибири. Во многих из них отмечена необходимость проведения фундаментального исследования, обобщающего закономерности и особенности развития еврейских общин Сибири на протяжении всех лет их существования. Мы уверены, что предварять эту работу должен такой же фундаментальный историографический труд, появление которого вполне назрело. Первая попытка историографической характеристики основных работ сибирских исследователей всех поколений по всем спектрам еврейского быта в Сибири предпринята Л.В. Кальминой [7]. Мы также надеемся внести свой вклад, проанализировав научные труды современных исследователей, касающиеся внутреннего состояния сибирских еврейских общин и важнейших направлений их деятельности в XX - начале XXI в. Большинство историков относят зарождение современного этапа отечественной историографии к началу 1990-х гг. По отношению к истории еврейских общин -это время возрождения российской еврейской историографии после ее полного застоя в советский период. В предлагаемой статье проанализированы концепции развития сибирских еврейских общин с XX в. При Проблемы истории еврейских общин Сибири XX - начала XXI в. 109 проведении исследования авторы использовали принципы историзма, объективности, целостности, ценностного подхода, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы исследования, а также методы периодизации, ретроспективного (возвратного) и перспективного анализа. Именно к началу XX в. получили официальное разрешение на регистрацию большинство фактически существовавших кое-где с 1830-х гг. еврейских общин Сибири. К этому времени возросла численность евреев диаспоры, в ее составе увеличилась доля политических ссыльных и, как следствие, в функционировании общин значительно расширилась политическая составляющая. Досоветский период истории еврейских общин региона, по мнению исследователей, завершился в 1920-е гг., когда их деятельность была запрещена советской властью. Именно этому периоду посвящено большинство исследований в современной сибирской историографии проблемы. Пионером разработки еврейской темы в Сибири, по справедливому замечанию Л.В. Кальминой, стала иркутская историческая школа. В историографическом очерке монографии ее представителей проанализированы два выпуска «Сибирского еврейского сборника» и материалы двух проведенных в Иркутске международных конференций. Кроме того, иркутские исследователи обращали внимание на статьи сибирских авторов в выходящем с 1999 г. в Москве журнале «Диаспоры» [8. С. 9-17]. С 1995 г. появились новые историографические источники по сибирским еврейским общинам в виде диссертационных и монографических работ. Первой в этом ряду стала книга А. Гройсмана (Гройсман А. Евреи в Якутии. Якутск, 1995. Ч. I: Община.). Автор, хотя и не являлся историком по специальности, на основе архивных источников подробно описал дореволюционную жизнь якутской общины и раскрыл принципы ее взаимоотношений с окружающим миром. В 1997 г. вышла брошюра Ю.М. Мучник, кратко показывающая жизнь евреев в досоветский период в Сибири, в том числе состояние их общин в начале XX в. [9]. 1998 г. ознаменовался защитой сразу двух кандидатских диссертаций: Л.В. Кальминой - о еврейской общине Западного Забайкалья, и В.Ю. Рабиновича - о евреях дореволюционного Иркутска. Вскоре на их основе вышли монографии [10, 11]. В первой из них особое внимание обращено на хозяйственную деятельность и культурно-религиозную жизнь общины. В.Ю. Рабинович указал на слабую изученность «внутренней жизни» еврейской общины Иркутска. Он выделил негативные черты общинной жизни: полупустую синагогу, незнание идиша, внутреннее противостояние по линиям «богатые-бедные», «приезжие-старожилы», «ассимиляторы-изоляционисты». Характеризуя хозяйственную и предпринимательскую деятельность общины и отдельных ее членов, прежде всего купцов, автор пришел к выводу, что иркутские евреи вели себя к началу XX в. как «представители типичного предпринимательского меньшинства, демонстрируя характерные поведенческие и психологические стереотипы» [11. С. 198]. Продолжающаяся активная научная и публикационная работа Л.В. Кальминой привела к появлению в 2002 г. еще одной монографии [12] и защите автором в 2003 г. докторской диссертации, обобщающей состояние, правовое положение, хозяйственную деятельность, общественную и внутриобщинную жизнь еврейских общин всего восточносибирского региона. В том же году вышла монография Л.В. Кальминой по данной проблематике [13]. Предметом исследования Л.В. Кальмина определила еврейские общины Восточной Сибири - «общности людей, сложившиеся по принципу исповедования иудейской религии» [Там же. С. 4]. Подробно изучив законодательство о евреях, она пришла к выводу, что в нем нет понятия «еврейская община», хотя предполагается, что это прежде всего молитвенное общество с рядом благотворительных, просветительных и других учреждений, включавшее также «пассивных» членов -тех, кто этими учреждениями пользовался. Л.В. Каль-мина выявила причины достаточно позднего складывания основного института общинного самоуправления - раввината - и исследовала его проблемы вплоть до 1917 г. Проанализирована сложившаяся к началу XX в. система еврейского национального просвещения, в частности способствовавшие ему благотворительные, культурно-просветительные общества. Введен в научный оборот новый источник - приходнорасходные книги общин, на основании которых реконструированы многие общинные бюджеты. Для исследований Л.В. Кальминой характерно представление общин не только в узком смысле слова -как организованных прихожан синагоги и самоуправляемого еврейского населения, но и в широком смысле -как всех евреев, проживавших на определенной территории. Из их состава она исключила только увлекшихся революционной идеей и изменивших иудейской вере. Однако этот вопрос, по нашему мнению, нуждается в дополнительном изучении. В.Ю. Рабинович отмечает, что даже известные социал-демократы Иркутска не порывали своих связей с общиной. М.А. Цу-касова принимала активное участие в еврейских благотворительных и образовательных обществах, а В.Е. Мандельберг даже провел обряд обрезания своего сына [11. С. 192]. В монографии В.Ю. Рабиновича поставлена также проблема фиктивного разрыва с иудаизмом и вынужденного перехода в православие. Он считает, что в XX в. одним из способов проникновения евреев в Сибирь и другие местности вне «черты оседлости» было принятие христианства. Находились и другие причины. Б.Г. Патушинского, к примеру, на этот шаг сподвигло участие в коммерции, причем его жена и дети оставались иудеями, а сам он принимал активное участие в делах общины [Там же. С. 132-133]. В 2007 г. кандидатскую диссертацию по еврейским общинам Енисейской губернии защитила Н.А. Орехова, а в 2009 г. вышла ее совместная с Я.М. Кофманом монография [14]. Н.А. Орехова расширила хронологические рамки исследования, продлив первый (дореволюционный) период традиционного развития общин вплоть до начала 1930-х гг. и обратив внимание на 110 С.В. Макарчук, Е.С. Генина, Ю.М. Гончаров попытку их политической трансформации в первые советские годы. Особое внимание обращено на проблему реорганизации общин, их демократизацию и придание им светского характера. Н.А. Орехова считает, что в начале XX в. центром общественно-политической жизни евреев Сибири, в которой основными политическими силами были сионисты и бундовцы, стал Красноярск. Она указывает на значительное влияние социал-демократов в городе и высокую прослойку евреев в их среде. Но, как правило, это были приезжие евреи, не связанные с общиной. Местные евреи принимали в социал-демократическом и революционном движении незначительное участие [14. С. 217-219]. Следует отметить, что в рассматриваемой работе в одинаковой степени затрагивается как «внутриобщин-ная», так и «внеобщинная» деятельность евреев региона. В главе «Основные направления внутриобщинной деятельности евреев Енисейской губернии» к таковым отнесены: создание молитвенных домов, совершенствование системы раввината и общинной структуры, благотворительная, образовательная и хозяйственная деятельность общин. Наряду с обобщающими исследованиями стали появляться специальные диссертационные и монографические труды, посвященные отдельным сторонам деятельности еврейских общин. Первой такой работой по Восточной Сибири стала защищенная в 2005 г. в Улан-Удэ кандидатская диссертация Е.А. Белых об общественной и культурно-просветительной деятельности еврейских общин на территории Забайкалья, которая позднее с добавлением материалов соавторов вышла в форме коллективной монографии [15]. Кроме традиционных разделов об участии евреев в культурнопросветительной, благотворительной, образовательной деятельности в монографии содержатся главы, впервые подробно освещающие роль общин в развитии здравоохранения, типографского и издательского дела, сферы досуга и развлечений. С 2000-х гг. центр изучения еврейских общин постепенно стал перемещаться из Восточной Сибири в Западную. В 2004 г. кандидатскую диссертацию о евреях Томской губернии защитила Н.Б. Галашова, а в 2006 г. вышла ее монография по этой тематике [16]. Государственную политику в отношении евреев и их общин конца XIX - начала XX в. она определила как антиеврейскую и поставила цель работы - дать социокультурную характеристику евреев Томской губернии посредством исследования внутренней жизни еврейских общин [Там же. С. 16]. Исследование общин опирается на впервые вводимые в научный оборот архивные документы, такие как ходатайства (прошения) евреев, приходно-расходные и метрические книги. Большое внимание уделено молитвенным обществам, а также сложившимся к началу XX в. религиозным традициям, обычаям, обрядности. Они представлены в том числе на примере деятельности построенной в Томске в XX в. Большой хоральной синагоги. Н.Б. Галашова вслед за дореволюционными исследователями еврейской общины разделила ее членов на «активных» и «пассивных», причисляя к последним всех тяготевших к общинным институтам и каким-либо образом содействовавшим их развитию. Именно с этой точки зрения рассмотрено участие евреев в образовательных, культурно-просветительных, благотворительных и других общественных организациях. О.С. Ульянова избрала предметом исследования еврейское население губернского города Томска, в 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в следующем году по ее материалам вышла монография [17]. Она значительно продлила хронологические рамки исследования - вплоть до начала 1930-х гг., впервые рассмотрев внутриобщинную жизнь в 1917-1930 начиная от процесса демократизации до закрытия щинного совета, национальных школ и роспуска щественных организаций при советской власти. гг., об-об- Автором двух монографий, обобщивших дореволюционную историю еврейских общин Западной Сибири, стал барнаульский историк Ю.М. Гончаров. В его работах применена отработанная схема анализа населения и общин. Охарактеризованы правовое положение, численность и расселение, изучены демографические процессы и хозяйственная деятельность евреев. Показана внутриобщинная и религиозная жизнь, определена роль евреев и их общинных институтов в сибирском социуме. Обращено внимание на общины малых городов региона - Мариинска, Каинска, Татар-ска [18, 19]. В обобщающих монографиях В.В. Романовой затронуты все проблемы еврейского населения и деятельности общин на Дальнем Востоке с XIX в. до 1920-х гг. [20, 21]. Для ее работ характерно применение сравнительно-исторического анализа дальневосточного материала по еврейской истории и материалов по сибирским регионам. К тому же в начале XX в. Сибирь официально включала территории от Урала до Тихого океана. Компаративный анализ диаспоральных общин Приморья на протяжении всех лет их существования предприняла И.О. Сагитова [22]. По сопредельному региону Восточного Казахстана, который в начале XX в. входил в Степное генерал-губернаторство (центр -Омск), имеется труд Н.В. Крутовой [23]. И. Левитац обобщил внутреннюю жизнь еврейских традиционных общин с возникновения до 1917 г. на территории России [24]. Между тем в Сибири появились работы, в которых изучены коренные изменения в деятельности еврейских общин, происходившие в 1917-1920-х гг. В монографии томских историков И.В. Нам и Н.И. Наумовой на материалах Сибири прослежена динамика изменений общинной жизни в периоды между революциями 1905-1907 гг., от октября 1917 г. до ноября 1918 г. и при колчаковской власти [25]. И.В. Нам защитила докторскую диссертацию и опубликовала монографию, в которых расширила территориальные рамки исследования, включив в них Дальний Восток, и предметом исследования избрав, наряду с еврейской, все общины и диаспоры, существовавшие на территориях регионов. Впервые в сибирской исторической литературе проведен столь Проблемы истории еврейских общин Сибири XX - начала XXI в. 111 фундаментальный сравнительно-исторический анализ всех форм бытия национальных меньшинств (евреев, корейцев, поляков, украинцев, латышей, литовцев, эстонцев, немцев, мусульман) на историческом переломе в условиях смены политических режимов в 19171922 гг. [26, 27]. Межэтническая тематика была успешно продолжена в монографии В.Н. Шайдурова о немцах, поляках и евреях в Западной Сибири в XIX - начале XX в. [28]. В 2016 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную формированию и развитию европейских общин в Западной Сибири [29]. Законодательная политика российского государства в отношении евреев и их общин, в том числе в преломлении к сибирским евреям, охарактеризована в монографиях М.Н. Савиных и С.Л. Курас. Вместе с разделами о правовом положении евреев в Сибири обобщающих монографий они создали целостный историографический образ правового поля сибирского еврейства [30, 31]. В ряде монографий, посвященных различным аспектам истории Сибири, затронуты проблемы сибирской истории евреев и их общин. Следует отметить фундаментальную монографию кемеровского историка А.Н. Ермолаева о Мариинске, в которой специально выделены проблемы горожан иудейского вероисповедания, состояния еврейской общины и ее функционеров (раввина, ученого еврея, казначея), активности общинников в сферах экономической и общественнополитической деятельности [32]. К различным вопросам жизни евреев Енисейска обратились А.В. Аксенова и Н.В. Гонина. Исследователи констатировали «достаточно тесное взаимодействие православных христиан и представителей еврейской общины города» [33. С. 6068, 164-168, 180-181]. Совершенно иная ситуация с исследованиями, отражающими советский период в истории еврейских общин Сибири. Данные работы не столь многочисленны, а круг их авторов значительно ограничен. Их основная проблематика - взаимоотношения государства и еврейских общин. Появились работы, специально посвященные тематике возросшего государственного давления на еврейские общины в 1920-е - начале 1930-х гг. [34-36]. Основное внимание авторов, занимавшихся проблематикой советского периода, было привлечено к истории еврейских общин во время кампании по борьбе с космополитизмом (1949-1953). Ими в первую очередь изучена жизнедеятельность нелегальных еврейских общин Кузбасса, функционировавших в Ста-линске (ныне Новокузнецк), Кемерове и Прокопьевске. Сложившееся положение представляется закономерным, поскольку Кемеровская область стала сибирским центром борьбы с космополитизмом, а история еврейской общины Сталинска неразрывно связана с историей репрессивного «дела КМК» (1949-1952). К указанной теме обратились Г.В. Костырченко, В.Л. Каганов, А.В. Горбатов, Е.С. Генина [37. С. 476-482; 38; 39. С. 41, 91; 40. С. 11-65; 41. С. 37-116]. Суть взаимоотношений власти и официально действовавшей еврейской общины Омска в 1940-1960-е гг. раскрыта Л.И. Сосковец и А.В. Горбатовым [39. С. 29, 37-44; 42]. Факт ареста председателя правления омской еврейской общины и троих членов правления в 1953 г. привел С.А. Чарный. Исследователь дал объяснение ему как одной из применявшихся властями форм преследований еврейских общин СССР в период «дела врачей» (1953) [43. С. 109]. История еврейских общин Сибири периода кампании по борьбе с космополитизмом реконструирована Е.С. Гениной. Автор выявила официально существовавшие общины (Омск, Новосибирск, Иркутск), а также существовавшие нелегально (Томск, Кемерово, Прокопьевск, Сталинск, Красноярск), определила характер и специфику взаимоотношений органов государственной власти и общин в зависимости от легального или нелегального статуса общины. Ею установлены факты репрессивного и идеологического воздействия, связанные с общинами [44. С. 121-159, 197-220]. Как только начинающую формироваться отметим тенденцию появления работ о деятельности современных еврейских организаций [45; 46. С. 357-358]. Обобщенные сведения о евреях и их общинах имеются в вышедших энциклопедиях сибирских городов и регионов. Так, в энциклопедии «Новосибирск» размещены материалы «Евреи Новосибирска» и «Иудейская религиозная община» [47, 48]. В «Исторической энциклопедии Сибири» имеется статья «Евреи» [49]. Многие упомянутые выше монографические исследования, прежде всего касающиеся непосредственно сибирских еврейских общин, вышли благодаря содействию фонда «Джойнт» и Института социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока. После прекращения поддержки «Джойнтом» научных изысканий количество монографий по сибирской еврейской проблематике пошло на спад. По мнению Л.В. Кальминой, исследователи «потеряли системность и регулярность, сибирские “еврееведы” работают в автономном режиме, без какого-либо организующего начала» [7. С. 154]. С этого времени среди групп историографических источников стали преобладать статьи и материалы конференций. Еще в 1994 г. в Москве был создан Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». К настоящему времени им проведено 26 международных ежегодных научных конференций по иудаике. Публикуются работы сибирских исследователей, в том числе по состоянию и деятельности еврейских общин [50, 51]. Конференции «Сэфера» во многом сыграли роль центра притяжения для еврееве-дов Сибири, так как после прекращения региональных конференций они остались без координационного центра. Но все же интерес не угасает, просто сократилась возможность публикации крупных монографических исследований. Они в настоящее время сменились статьями, публикуемыми в академических научных журналах [52-54]. Социокультурному облику и общественной деятельности еврейских общин Западной и Восточной Сибири на протяжение XIX-XXI вв. посвятили свои научные статьи В.А. Герасимова [55] и А.В. Гимельш-тейн [56]. Это одна из первых попыток проследить 112 С.В. Макарчук, Е.С. Генина, Ю.М. Гончаров отдельные проблемы истории общин в крупных регионах Сибири за все периоды их существования: от возникновения до наших дней. Однако такие широкие хронологические обобщения нехарактерны для современной историографии. Она, как правило, делит историю общин на досоветский, включая инерцию первых советских лет, советский и постсоветский периоды. Для первого из них характерно относительно мирное, беспрепятственное и легальное развитие общин по сравнению с советским периодом, которому присущи государственные преследования и репрессии в отношении еврейских общин и вынужденный переход их на нелегальное существование. Таким образом, в начале XXI в. произошел значительный подъем интереса исследователей к проблемам истории еврейских общин в Сибири. В регионе формируются научные центры по изучению исторической иудаики, публикуются не только многочисленные статьи, но и обобщающие монографические работы, защищаются диссертации. Исследователи вводят в научный оборот новые источники, применяют для обработки данных современный методологический аппарат исторической науки. Весьма важной для организации исследований явилась практика регулярных тематических конференций, проводившихся в различных городах. Одним из значимых итогов можно назвать появление специальных библиографических работ. Очевидна необходимость подготовки обобщающей коллективной монографии по истории еврейских общин Сибири.
Ключевые слова
fields of research,
historical concepts,
Jewish communities of Siberia,
historiography,
contemporary Russian researchers,
направления исследований,
исторические концепции,
еврейские общины Сибири,
историография,
современные отечественные исследователиАвторы
Макарчук Сергей Владимирович | Кемеровский государственный университет | доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России Института истории и международных отношений | makarchuk-sv@mail.ru |
Генина Елена Сергеевна | Кемеровский государственный университет | доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и международных отношений | elena_genina@mail.ru |
Гончаров Юрий Михайлович | Алтайский государственный университет | доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории исторического факультета | yuriig@yandex.ru |
Всего: 3
Ссылки
Гимельштейн А.В. Общественная деятельность еврейских общин губернских и областных центров Восточной Сибири как средство национальной самоидентификации во второй половине XIX - XXI вв. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2012. № 1. С. 127-134.
Герасимова В.А. Еврейские общины Западной Сибири в XIX-XXI вв.: социокультурный облик // Научный диалог. 2019. № 6. С. 305-320.
Кащаева М.В. Иудейская община Бийска в первой половине XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-2 (76). С. 100-103.
Гончаров Ю.М. Религиозная жизнь как форма национальной самоорганизации еврейских общин Западной Сибири в середине XIX - начале XX вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13). С. 179-185.
Кальмина Л.В. Еврейская община в Забайкалье: региональные нюансы самоуправления // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2018. Т. 23. С. 55-61.
Генина Е.С. Еврейские общины Сибири в период кампании по борьбе с космополитизмом (1949-1953) // Научные труды по иудаике : материалы XVII Междунар. ежегод. конф. по иудаике. / отв. ред. В. В. Мочалова. М. : Пробел-2000, 2010. Т. II. С. 282-292. (Академическая серия. Вып. 31).
Кальмина Л.В. Синагога как средство самоидентификации сибирских евреев // Материалы Одиннадцатой ежегод. Междунар. междисциплинарной конф. по иудаике. / редкол.: Р.М. Капланов, В.В. Мочалова. М. : Пробел-2000, 2004. Ч. 2. С. 447-454. (Академическая серия. Вып. 16).
Романов Р.Е., Клюева В.П. Евреи // Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин; отв. ред. В.И. Клименко. Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2009. А-И. С. 514-520.
Хенкин Е.М. Евреи Новосибирска // Новосибирск : энциклопедия / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 2003. С. 290-291.
Хенкин Е.М. Иудейская религиозная община // Новосибирск : энциклопедия / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 2003. С. 387.
Зарубина С.А., Макаровский В.Д. Местечко тихое - Юрга.. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : сб. материалов VIII регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 19-20 ноября 2007 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 350-358.
Турецкая Е.М. Еврейские организации Новосибирска в период 1989-2004 гг. // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность : сб. материалов VIII регион. науч.-практ. конф. Красноярск, 19-20 ноября 2007 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Красноярский писатель, 2007. С. 342-349.
Чарный С. Еврейские религиозные общины во время «дела врачей» // Ксенофобия: История. Идеология. Политика. / редкол.: К.Ю. Бурмистров, Р.М. Капланов, В.В. Мочалова. М. : Сэфер, 2003. С. 106-117. (Академическая серия. Вып. 13).
Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Сибири (1949-1953 гг.). Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2009. 255 с.
Генина Е.С., Макарчук С.В. Борьба с космополитизмом: политические дела и разоблачения в Кемеровской области (1949-1953 гг.). Кемерово : КРИРПО, 2018. 176 с.
Сосковец Л.И. Иудейская община в Омске: проблемы повседневности (1940-1960-е гг.) // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: материалы IV регион. науч.-практ. конф. Биробиджан, 25-26 августа 2003 года / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск-Биробиджан : Кларетианум, 2003. С. 179-183.
Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Кузбассе (конец 1940-х - начало 1950-х гг.). Красноярск : Кларетианум, 2003. 140 с.
Каганов В. Нелегальные еврейские общины Кузбасса. Конец 40-х - начало 50-х гг. // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. № 2. С. 46-53.
Горбатов А.В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е годы. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. 408 с.
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм (Новая версия) : в 2 ч. М. : Междунар. отношения, 2015. Ч. II: На фоне холодной войны. 672 с.
Курас Л.В., Цыремпилова И. С. Новые документы о закрытии Иркутской синагоги // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : сб. материалов III регион. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 26-27 августа 2002 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2002. С. 140-143.
Курас Л.В., Цыремпилова И. С. К вопросу о закрытии Иркутской синагоги в 1932 г. // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. Иркутск, 25-27 августа 2001 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2001. С. 116-119.
Цыремпилова И.С. Еврейские общины в Бурят-Монгольской АССР в 1920-е годы // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. Иркутск, 25-27 августа 2001 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2001. С. 107-111.
Курас С.Л. Ссылка евреев в Сибирь в законодательных актах и делопроизводственной документации (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Уд э: ИПК ВСГАКИ, 2010. 159 с.
Ермолаев А.Н. Уездный Мариинск. 1856-1917 гг. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. 743 с.
Аксенова А.В., Гонина Н.В. Енисейск в последней трети XIX - начале XX века : очерки социокультурного развития провинциального города. Красноярск : Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2017. 279 с.
Савиных М.Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине 19 - начале 20 вв. Омск, 2004. 164 с.
Шайдуров В.Н. Немцы, поляки, евреи в Западной Сибири XIX - начала XX вв. СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2013. 260 с.
Шайдуров В.Н. Формирование и социально-экономическое развитие европейских общин в Западной Сибири в условиях общественных трансформаций XIX - начала XX вв. : автореф. дис. д-ра ист. наук. Барнаул, 2016. 53 с.
Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе (1917-1922 гг.). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. 500 с.
Нам И.В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока в условиях революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.) : автореф. дис. д-ра ист. наук. Томск, 2008. 50 с.
Левитац И. Еврейская община в России (1772-1917 гг.). М. : Текст, Книжники, 2013. 656 с.
Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 - февраль 1920 гг.). Красноярск : Кларетианум, 2003. 272 с.
Крутова Н.В. Евреи на земле Восточного Казахстана (нач. XVIII - XXI вв.). Усть-Каменогорск : Изд-во Обл. дома дружбы малой ассамблеи народов Восточного Казахстана, 2006. Ч. 1. 235 с.; Шыгыс-Полиграф, 2012. Ч. 2. 316 с.
Сагитова И.О. Диаспоральные общины Приморского края: история и современность. Владивосток : ВФ РТА, 2007. 168 с.
Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX - начало XX вв.). Барнаул : Азбука, 2005. 108 с.
Романова В.В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX - 20-е гг. XX в.). Красноярск : Кларетианум, 2001. 292 с.
Романова В.В. Евреи на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX - первая четверть XX вв.). Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2000. 256 с.
Гончаров Ю.М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX - нач. XX вв.). Барнаул : Азбука, 2013. 174 с.
Ульянова О.С. Еврейское население в экономической, социокультурной и общественно-политической жизни города Томска (вторая половина XIX - 20-е гг. XX столетия). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. 246 с.
Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Красноярск : Красноярский писатель, 2006. 242 с.
Белых Е.А., Кальмина Л.В., Курас Л.В. Общественная и культурно-просветительная деятельность евреев Забайкальской области (конец 60-х гг. XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ, 2010. 191 с.
Рабинович В.Ю. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе. Красноярск : Кларетианум, 2002. 240 с.
Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX в. - 1917 г.). Красноярск : Кларетианум, 2002. 164 с.
Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. - 1917 г.). Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2003. 423 с.
Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX - начало 30-х гг. XX в.). Красноярск : Красноярский писатель, 2009. 328 с.
Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 172 с.
Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX - февраль 1917 г.). Улан-Удэ : ВСГАКИ, 2003. 423 с.
Мучник Ю.М. Очерки из истории евреев в досоветской Сибири. Томск : Пилад, 1997. 60 с.
Кальмина Л.В. Сибирские евреи в трудах сибирских исследователей // История исторической науки в России XVIII-XXI вв. // Одиннадцатые Щаповские чтения : материалы Всерос. науч. конф. Иркутск, 12 октября 2018 г. / отв. ред. А.С. Маджаров. Иркутск : Оттиск, 2018. С. 147-157.
Курас Л.В. Профессор Я.М. Кофман и современная сибирская иудаика, или Прерванная песня // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2013. № 2 (5). С. 53-68.
Ивонин А.Р. Некоторые итоги изучения истории еврейского населения Сибири и Дальнего Востока на региональных научно-практических конференциях // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность: сб. материалов VII регион. науч.-практ. конф. Кемерово, 21-22 августа 2006 г. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск-Кемерово : Красноярский писатель, 2006. С. 166-171.
Дятлов В.И. Журнал «Диаспоры» и изучение истории еврейских общин Сибири // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока : сб. материалов I регион. науч.-практ. конф. 4-5 ноября 2000 г. / под ред. Э.И. Черняка и Я.М. Кофмана. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 3-4.
Рабинович В.Ю. История сибирских евреев: проблемы и поиски // Некоторые проблемы истории евреев Сибири в XIX-XX веках : сб. ст. / под ред. Я.М. Кофмана. Красноярск : Кларетианум, 2004. С. 3-19.
Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке : библиографический указатель отечественной литературы / сост. Л.В. Кальмина, Л.В. Курас. Красно ярск : Кларетианум, 2001. 60 с.
Евреи Сибири и Дальнего Востока : библиографический указатель литературы на русском языке / сост. Л.В. Кальмина, Л.В. Курас, Т.А. Немчи нова. Красноярск : Кларетианум, 2004. 160 с.