Публикуется археологическая находка достаточно редкой категории - калачиковидная серьга, изготовленная в полихромном стиле. Это девятое изделие полихромного стиля из документированных комплексов, известное на территории Западной Сибири. Основные задачи работы - введение данного предмета в научный оборот посредством как можно более подробной публикации уникального полихромного изделия и его первичная культурнохронологическая интерпретация без построения широких исторических гипотез. Предпринята попытка реконструкции технологического процесса изготовления этого изделия, высказана гипотеза о регионе его происхождения.
New polychrome style find in Altai territory.pdf С момента обнаружения А.П. Уманским на территории Алтайского края в 1959 г. изделий, изготовленных в полихромном стиле [1. С. 129], накопился достаточно репрезентативный блок источников, представленный подобными находками из 10 памятников, маркирующих восточную границу их распространения, что позволяет говорить уже не о случайном проникновении этого уникального типа инвентаря на территории Западной Сибири из Средней Азии, а значительно расширить на восток ареал распространения полихрома [2]. Тем не менее изделия, изготовленные в полихромном стиле, являются достаточно редкими, единичными находками, и появление нового источника вызывает живейший интерес исследователей. Так, случайная находка у с. Урлапово Шипуновского района Алтайского края калачиковидной серьги (серьги-лунницы, ладьевидной серьги) (рис. 1, 2) является всего лишь девятым случаем находок изделий полихромного стиля на территории Западной Сибири [Там же]. Известно, что изделия полихромного стиля, такие как калачиковидные серьги, аналогичные публикуемой случайной находке, на территории Сибири были известны и ранее. Четыре из них происходят из Сибирской коллекции Петра I и еще две присутствуют на изображениях предметов из коллекции Н.К. Витзена [3. С. 22, 23, Табл. XX, 20, 26-29]. Рис. 1. Калачиковидная серьга в полихромном стиле Находка изделия полихромного стиля в Алтайском крае 169 Размеры изделия: высота - 28 мм ширина - 25 мм глубина -12 MM ширина щитка -17 мм ширина вставки -11 мм высота вставки - 4,5 мм диаметр шариков - 5 мм диаметр гофрированных трубочек - 3,5 мм высота гофрированных трубочек - 5 зернь крупная -1,2 мм зернь мелкая -1 мм Рис. 2. Графическая прорисовка серьги 0 1 2 3 4 5 5 7 3 э Iiiiiiii Iiiiiiii IIIlL Illl Illl IIIiLii Iiiiiiii Iiiiiiii Illl Illl Iiiiiiii Iiiiiiii На сегодняшний день зона происхождения Сибирской коллекции Петра I определяется как юг Обь-Иртышского междуречья - территория южного степного Омского Прииртышья, восточная часть Павлодарского Прииртышья и районы Кулунды и Верхнего Приобья в районе Обского левобережья [3. С. 12]. Находка калачиковидной серьги, предмета, сходного с изделиями из Сибирской коллекции Петра I, в районе с. Урлапово служит еще одним подтверждением, что этот регион мог быть одной из территорий сбора коллекции. Принимая во внимание уникальность находки, считаем своей главной задачей как можно более детальную ее публикацию. Серьга поступила в Алтайский государственный краеведческий музей (далее АГКМ) в 1966 г. в результате сборов научного сотрудника музея Э.М. Медниковой на памятнике «Урлапово, поселение и могильник». Памятник находится в 2,5 км к юго-западу от с. Урлапово Шипуновского района Алтайского края, открыт 1965 г. директором школы в с. Урлапово А.П. Чайковым. Объект расположен на дюнах северовосточного берега оз. Зеркальное, в то время интенсивно разрушаемых эоловой эрозией. Озеро входит в систему озер верховьев р. Барнаулки в реликтовом ленточном бору, который тянется узкой полосой вдоль реки. На месте памятника собрана большая коллекция подъемного материала, датирующегося начиная с бронзового века и до эпохи Средневековья (рис. 3). Прежде всего хочется заметить, что, если не считать предметы из Сибирской коллекции Петра I, это первая случайная находка изделия полихромного стиля в Западной Сибири. Все предыдущие находки подобных изделий в этом регионе происходят из погребальных комплексов [2]. Исходя из этого, можно предположить, что и данная находка является частью сопроводительного инвентаря из захоронения, разрушенного в результате воздействия одного из многочисленных факторов, приводящих к гибели археологические памятники. 170 А.А. Казаков, Я.В. Фролов Рис. 3. Место находки серьги Публикуемое изделие полихромного стиля является калачиковидной серьгой. Не вдаваясь в рассуждения о правильности употребляемого другими авторами термина, будем придерживаться именно этого названия, несмотря на то что в научной литературе встречается большое количество терминов для обозначения подобных изделий. Наиболее распространенные из них - ладьевидные серьги и серьги-лунницы. Как правило, эти термины употребляются при характеристике инвентаря периодов раннего железного века и античности, предшествующих эпохе Средневековья. Поскольку подобные изделия являлись наиболее ранними формами, которые в результате эволюции трансформировались в классические калачиковидные серьги, широко распространенные в средневековых материалах, медиевисты подобные изделия называют калачиковидными серьгами [4, 5]. Мы не будем нарушать сложившейся традиции. Изделие имеет достаточно сложную конструкцию. Оно изготовлено из золотого листа 750-й пробы (определение Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора от 2006 г.). Размеры изделия по крайним точкам следующие: высота 28 мм, ширина 25 мм, толщина 12 мм. Щиток (калачик) изделия пустотелый, спаянный из 2 половинок, вероятнее всего, изготовленных из тонко прокатанного золотого листка методом штампования при помощи пуансона и матрицы. Об этом свидетельствуют равномерность толщины створок щитка, отсутствие литейных швов и наплывов на поверхности, однородность поверхности и большая плотность, что может быть достигнуто только при проковке или прокатке изделия, однако проковка оставляет следы от инструмента, воздействующего на материал, в то время как прокатка дает большую равномерность толщины листа. После штампования створки щитка были спаяны, о чем свидетельствует наличие паяльного шва (рис. 4). Щиток имеет плавные сердцевидные очертания. Для придания большей прочности на концы щитка надеты гофрированные трубочки, изготовленные из того же материала. Внешний диаметр трубочек 3,5 мм, длинна 5 мм (рис. 5; 6). Щиток снизу украшен гроздью из 7 пустотелых шариков, а по бокам четырьмя полушариями, по 2 с каждой стороны. Шарики припаяны к щитку, каждый изготовлен методом пайки из двух штампованных полушарий (рис. 7). Пять самых нижних шариков составляют пирамидку, четыре из них являются основанием, а пятый вершиной (см. рис. 2). Диаметр шариков 5 мм. На каждый шарик напаяна пирамидка из 4 зернинок, 3 из которых в основании, а одна является вершинкой (рис. 2, 8). Всего на шариках напаяно 28 зернинок. Зернь неравномерная по диаметру, от 1 до 1,2 мм. Подобная вариабельность размеров зернинок указывает на способ их изготовления. Вероятнее всего, они производились методом литья по желобу с последующим быстрым охлаждением в жидкости, как изготавливается дробь. Вставка красно-коричневого цвета, изготовлена из прозрачного твердого материала (стекло? камень?). Она имеет форму полумесяца с размерами 11 × 4,5 мм (см. рис. 1, 2). Вставка удерживается на изделии при помощи тонкой золотой полоски, концы которой спа- Находка изделия полихромного стиля в Алтайском крае 171 яны в месте их соединения (рис. 9). Полоска припаяна к основе щитка. Чтобы подчеркнуть прозрачность вставки, под нее уложены фрагменты золотой фольги (см. рис. 1). Гнездо вставки также украшено одним рядом зерни, припаянной к основе изделия и полоске крепления по ее периметру (см. рис. 1, 2, 4, 9). Ряд зерни состоит из 42 зернинок. Дужка для крепления серьги к мочке уха отсутствует. Место спайки половинок щитка 172 А.А. Казаков, Я.В. Фролов Рис. 6. Гофрированные трубочки-насадки на концах щитка 4 / / / '⅜ 'Λ Место спайки / половинок шариковых ∖ \\Спайка зерни Рис. 7. Место спайки половинок шариков подвески 173 Находка изделия полихромного стиля в Алтайском крае Рис. 8. Пирамидки из зерни на шариках подвески Место спайки полоски для вставки Рис. 9. Место спайки полоски для гнезда вставки. Пайка 174 А.А. Казаков, Я.В. Фролов В серьгах подобного типа для придания жесткости достаточно непрочной пустотелой основе, изготовленной из тонкого, мягкого металла, ее полость заполняли мастикой, придающей жесткость изделию и предохраняющей предмет от возможных повреждений [6. С. 70]. Визуальное обследование серьги из Урлапово следов мастики не выявило. Учитывая, по-видимому, достаточно длительное нахождение изделия на дневной поверхности на месте выдувов, вполне объяснимо отсутствие наполнения из мастики, которое могло быть полностью разрушено. Не исключено, что более детальное обследование в последующем позволит выявить ее следы на внутренней поверхности изделия. Проведенная детальная фотосъемка, позволившая выявить некоторые технологические приемы, которые использовались древними мастерами при изготовлении подобных изделий, сделала возможным частичную реконструкцию технологического процесса производства серьги. Технологическая цепочка начиналась с изготовления материала для заготовок, т.е. с прокатки тонкого золотого листа. Когда лист был готов, при помощи пуансона и матрицы штамповались заготовки для щитка и шариков подвески. Учитывая большие показатели вытягиваемости золотого листа, можно предположить, что для придания пластичности перед штампованием его достаточно сильно нагревали. Когда заготовки были изготовлены (половинки щитка, половинки шариков подвески, полоски для гнезда крепления вставки, сами вставки, полые трубочки, отлита зернь), начинался процесс сборки (пайки) изделия. Сначала спаивали половинки щитка. Затем для придания прочности на концы щитка надевались гофрированные трубочки. На щиток напаивалось гнездо из тонкой золотой полоски, предварительно выгнутой по нужной форме. После этого в гнездо на дно укладывались фрагменты золотой фольги, позволяющие более выигрышно смотреться прозрачной декоративной вставке за счет разных углов отражения вставлялась сама вставка и зажималась в ними концами уже припаянной полоски. по периметру гнезда напаивалась зернь, света. Затем гнезде верх-После этого которая, помиио декоративных функций, имела и чисто утилитарное назначение - делала края гнезда более жесткими и еще крепче скрепляла его с основой щитка. Параллельно описанным процессам спаивались половники шариков подвесок и на них напаивались пирамидки зерни. Кроме того, эти пирамидки напаивались и на полушария. После этого производилась окончательная сборка изделия - к нижней части щитка припаивались гроздья шариков с зернью, а по бокам -полушария. Последним технологическим действием было заполнение внутренности щитка мастикой для придания изделию жесткости и прочности. В целом изготовление серег подобного типа представляет достаточно сложный технологический процесс, который, вероятнее всего, выполнялся различными мастерами и предполагал высокую степень разделения труда, что говорит о достаточно сложной социальной организации общества, производящего подобные изделия, что подтверждает ранее выдвинутую одним из авторов гипотезу [7. С. 113]. Культурно-хронологическая интерпретация калачиковидной серьги из Урлапово особых затруднений не вызывает. Подобные серьги распространены достаточно широко и некоторыми исследователями связываются с сарматами [8. С. 36; 9. С. 267]. Очень похожие (почти тождественные) изделия -«_ крупные полые золотые с бронзовой дужкой серьги раннеполихромного стиля в виде лунниц с напаянными группами зерни, с гранатовыми, альмадиновы-ми, сердоликовыми, янтарными вставками в специальных гнездах; на некоторых снизу припаяны симметрично расположенные шарики с группами зерни» [10. С. 76, 279] - известны из района северной Сырдарьи и встречаются в памятниках джетыасарской культуры. По мнению Л.М. Левиной, изделия подобного типа датируются первыми веками нашей эры [Там же. С. 76]. К сожалению, автором дата не конкретизирована и может трактоваться в достаточно широком хронологическом диапазоне, от рубежа эр до V-VI вв. Возможно, именно эти регионы распространения джетыасарской и кенкольской археологических культур (юго-западные районы Казахстана, северо-запад Киргизии и юго-восток Узбекистана) являются местом появления серег подобного типа и их последующего распространения на другие регионы. Наиболее ранними подобными формами, вероятнее всего, являются античные ладьевидные серьги с подвесками, украшенными гроздью шариков, по-видимому, изготовленные в тарентийской мастерской и датируемые 340-320 гг. до н.э. [11. С. 213]. Несмотря на значительные различия, заключающиеся, прежде всего, в наличии штампованных изображений на щитках сережек и отсутствии полихромных вставок, мы наблюдаем схожие объемные формы полой подвески, изготовленной путем спайки двух штампованных половинок, и ее декорирование гроздьями пустотелых шариков, спаянных из двух половинок, а также широкое использование зерни. В целом изделия полихромного стиля, в том числе и калачиковидные серьги, при изготовлении которых используются сходные технологические приемы, что позволяет привлекать их в качестве аналогий, широко распространены в Средней Азии. Наряду с уже приведенными аналогиями можно назвать находку на территории современной Киргизии, полученную в ходе раскопок могильника Торкен в долине Кетмень-Тюбе, «^золотой овальной формы лунницы, от которой лучами отходят рифленые стерженьки с насаженными на них шариками». Эта находка датируется IV-V вв. [12. С. 221]. Кроме того, аналогии мы находим в Актасте, Боровом, Кетмень-Тюбе [13. С. 284], Кызылкайнар-Тобе и Актобе [14. С. 77]. При построении типологии и анализе эволюционного развития серег первой половины I тыс. н.э. в Приуралье и Казахстане исследователи объединяют калачиковидные (серьги в виде простого литого кольца с утолщением снизу) и сложные серьги с подвес-кой-лунницей и отдельной дужкой в один эволюционный ряд, полагают, что подобные серьги развивались Находка изделия полихромного стиля в Алтайском крае 175 от простого к сложному от калачиковидных до серег с подвесками-лунницами с гроздевидными окончаниями, и, соответственно, также выстраивают и хронологию [51; 5. С. 133]. В типологическом ряду между этими крайними позициями выделяют несколько переходных форм. Данная типология имеет ряд несоответствий. Во-первых, в один ряд включаются изделия, выполненные совершенно разными способами, по разной технологии. Во-вторых, не учитываются имеющиеся достаточно близкие ранние аналогии серьгам-лунницам, как сходные по технологии изготовления, так и морфологически широко распространенные в античном мире, встречающиеся и у скифов в период V-III вв. до н.э. [4. С. 6; 11. С. 213]. По-видимому, следует признать, что серьги-лунницы с полихромными вставками и напаянными гроздьями сфер и полусфер, украшенные зернью, вобрали в себя традиции и античных мастеров ювелирного дела. Наличие разных переходных форм серег в памятниках гунно-сарматского времени Приуралья, Зауралья, в том числе и литых, по-видимому, связано с местным производством, и именно эти изделия следует считать наиболее поздними. Возможно, только между подражаниями лунницам с гроздьями шариков и литыми «классическими» калачиковидными серьгами и имелась какая-то эволюционная связь [4. С. 7-8]. По мнению С.Г. Боталова и С.Ю. Гуцалова, «^зо-лотые с зернью и разноцветными вставками» калачиковидные серьги (изготовленные в полихромном стиле) хорошо датируются IV-V вв. [15. С. 144]. Ранние формы «_полых серег калачивидной формы с проволочной дужкой» из позднесарматских памятников В.Ю. Малышев и Л.Т. Яблонский вслед за М.Г. Мошковой датируют не ранее III в., относя их к 2-й и 3-й хронологическим группам могильника Покровка 10 [16. С. 334-335], которые имеют хронологический диапазон бытования с первой половины-середины III в. до начала IV в. [16. С. 62]. И.П. Засецкая, один из наиболее авторитетных, наряду с А.К. Амброзом, исследователей, занимающихся проблемами разработки типологии и хронологии древностей эпохи великого переселения народов, датирует калачиковидные серьги, изготовленные в полихромном стиле, IV-V вв. и, учитывая стилистические особенности и морфологические признаки, связывает их не с поздесарматскими калачиковидными серьгами, а с «^серьгами гуннской эпохи». Она же выделяет и общие признаки для калачиковидных серег гуннской эпохи - «^наличие орнамента из зерни в виде пирамидок и треугольников» [17. С. 65-66]. Как и другие предметы полихромного стиля, известные в регионе публикуемой случайной находки, калачиковидная серьга из Урлапово относиться к первой стилистической группе, выделенной И.П. Засецкой [Там же. С. 68-75], или к подгруппе «В», для которой характерны «^полихромные украшения, декорированные цветными вставками в напаянных гнездах и накладным орнаментом из золотой проволоки и зерни_ ободками зерни, треугольниками, ромбиками и пирамидками, выложенными зернью» [Там же. С. 62]. Типология изделий полихромного стиля, разработанная А.К. Амброзом, позволяет нам отнести калачиковидную серьгу из Урлапово к 3-му типу, характеризующемуся «^неумеренным применением зерни_ тисненые подражания зерненым вещам» [18. С. 65]. Зону распространения этого типа изделий полихромного стиля А.К. Амброз очерчивает «...с центром где-то в Азии и границами от устьев Дуная до Киргизии и, может быть, Алтая» [Там же. С. 66]. Находка из Урла-пово лишний раз подтверждает это предположение ученого. В обобщающей работе С.А. Перевозчиковой, посвященной анализу именно калачиковидных серег, мы находим почти полную аналогию урлаповской находке [4. С. 9. Рис. 2-10]. Согласно достаточно дробной типологии калачиковидных серег, разработанной автором работы, данная серьга относится к типу 2 - калачик в виде многоугольника, подтипу «д» - привеска в виде грозди из большого количества шариков, варианту 3 - основа украшена вставками, оконтуренными зернью, а также пирамидками зерни [4. С. 5]. С точки зрения технологии считаем, что серьги именно этого типа изготавливались не методом литья, как пишет С.А. Переводчикова [Там же. С. 6], а методом штамповки из тонко прокатанного золотого листка, о чем уже говорилось выше. С.А. Перевозчиковой подобные изделия соотносятся с среднеазиатскими калачиковидными серьгами, которые отнесены Л.М. Левиной к периоду 1в существования джетыасарской культуры [19. С. 70], достаточно условно датируемому II-IV вв. [Там же. С. 62]. По мнению А.В. Богачева, наиболее ранние изделия этого типа датируются III-IV вв., но достаточно широко они бытуют в конце IV-V вв. [5. С. 103]. Учитывая вышеприведенные аналогии с достаточной долей уверенности можно датировать калачиковидную серьгу из Урлапово IV-V вв. н.э. Принимая во внимание, что изделия, выполненные в полихромном стиле, на территории Алтая бытуют в крайне ограниченном хронологическом диапазоне второй половины IV - первой половины V в., можно ограничить датировку серьги именно этим хронологическим периодом. Наличие достаточно однотипных и сложных в исполнении ювелирных изделий на широкой территории центральной части евразийских степей, встречающихся в захоронениях кочевников, начиная от Приуралья, Казахстана и до юга Обь-Иртышья, позволяет говорить о существовании единого центра их происхождения, вероятно, локализующегося в Средней Азии, и предполагать наличие достаточно тесных культурных контактов между этими регионами в IV-V вв. н.э. Возможно, калачиковидная серьга из Урлапово и похожие серьги из Сибирской коллекции Петра I маркируют проникновение в этот период на территорию степного и лесостепного Алтая группы населения с юго-западного направления, что привело к формированию стабильных культурных контактов населения юга Обь-Иртышского междуречья с юго-западными регионами в IV-V вв. н.э.
Левина Л.М. Памятники джетыасарской культуры середины 1 тысячелетия до н.э. - середины 1 тысячелетия н.э. // Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССРвскифо-сарматское время. М. : Наука, 1992. С. 61-73
Засецкая И.П. О хронологии и культурной принадлежности памятников Южнорусских степей и Казахстана гуннской эпохи (постановка вопроса) // Советская археология. 1971, № 1. С. 53-71
Амброз А.К. Хронология древностй Северного Кавказа 5-7 вв. М. : Наука, 1989. 134 с
Малышев В.Ю., Яблонский Л.Т. Степное население Южного Приуралья в позднесарматское время : по материалам могильника Покровка 10. М. : Вост. лит., 2008. 365 с
Боталов С.Г., Гуцалов С.Ю. Гунно-сарматы Урало-Казахстанских степей. Челябинск : Рифей, 2000. 269 с. (Сер. Этногенез уральских народов)
Бородовский А.П. Древнее серебро в Сибири (обзор проблематики) // Древности Алтая : межвуз. сб. науч. тр Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2003. № 11. С. 44-58
Боталов С.Г. О гуннах европейских и гуннах азиатских // Гуннский форум. Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов : сб. науч. тр. / гл. ред. С.Г. Боталов, отв. ред. Н.Н. Крадин, И.Э. Любчанский. Челябинск : ИЦ ЮурГУ, 2013. С. 31-87
Сорокина Н.П. Тузлинский некрополь. М. : Советская Россия, 1957. 73 с
Мошкова М.Г., Кушаев Г.В. Сарматские памятники Западного Казахстана // Проблемы археологии Урала и Сибири. М. : Наука,1973. С. 258- 268
Левина Л.М. Могильники Алтынасар 4 / Джетыасарская культура. Ч. 3-4 // Низовья Сырдарьи в древности. М. : Изд-во ин-та этнологии и антропологии, 1994. 312 с
Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи 5-4 века до нашей эры. СПб. : Славия, 1995. 272 с
Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье. М. : Искусство, 1982. 288 с
Казаков А.А. Изделия полихромного стиля из погребения на р. Ераська // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 3 (41). С. 106-114
Засецкая И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец 4 - 5 вв.). СПб., 1994. 224 с
Перевозчикова С.А. Калачиковидные украшения на территории Евразии в первой половине I тыс. н.э. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175): История, вып. 36. С. 7-12
Богачев А.В. К эволюции калачиковидных серег 4-7 вв. в Волго-Камье // Культура Евразийских степей второй половины 1 тысячелетия н.э. Самара : СлаВен, 1996. С. 99-114
Казаков А.А. О восточной границе распространения изделий полихромного стиля // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 1 (45). С. 83-92
Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I / Археология СССР. Свод археологических источников. Д3-9. М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1962. 52 с. + 27 табл
Уманский А.П. Погребение эпохи «великого переселения народов» на Чарыше // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 129-163