Личность Якова Абрамовича Шера в истории изучения наскальных рисунков Среднего Енисея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/26

Личность Якова Абрамовича Шера в истории изучения наскальных рисунков Среднего Енисея

Анализируется деятельность талантливого археолога Якова Абрамовича Шера по изучению памятников наскального искусства бассейна Среднего Енисея в период с 1960-х по 1990-е гг. Рассматриваются различные аспекты личности Якова Абрамовича не только как исследователя, археолога, но и как теоретика науки и новатора в деле методик копирования и индексирования археологических памятников, а также одного из организаторов отечественного петроглифоведения.

Personality of Yakov Abramovich Sher in the history of studying THE ROCK ART OF THE MIDDLE YENISEI.pdf Проблема достаточно напряженных отношений и взаимодействия творца с социумом и культурной системой - из разряда «вечных», хотя проявляется она по-разному в разных сферах и эпохах. В истории науки она приобретает особые оттенки, и это во многом зависит от ракурса видения самой науки. Науку можно понимать и как самоорганизующийся процесс приращения знаний, и как особую сферу общественной жизни, и даже как часть идеологической «надстройки» (что, впрочем, гуманитарные науки частенько оправдывали). Но в аспекте истории науки, которая, как и любая история, во многом ориентируется на индивидуализирующую методологию (в терминологии Г. Риккерта), особое значение приобретает персонологический подход, связывающий воедино судьбы самих ученых и судьбы творимой ими науки [1. С. 14]. В настоящее время в науке немало тезисов о коллективном характере современных научных изысканий, однако роль личности, особенно в гуманитарных науках, остается ведущей. И даже если работает коллектив, его успехи невозможны без лидера, который задает направление и сплачивает своей харизмой этот самый коллектив. Путь творца в науке всегда непрост. Это связано с общими законами систем. Каждая из них, будь то система культуры или социума в целом, подобно живому организму, имеет и сохраняет всеми силами свою инерцию существования. И она имеет на это право. Поэтому все новое не так-то легко вписывается в установившийся порядок жизни. Конечно, не всегда это принимает формы, подобные древней Спарте, где каждый, предлагающий новации, выходил перед народным собранием с петлей на шее, осознавая свою ответственность за нововведения. Но и в современном мире такая тенденция, пусть весьма смягченная, остается. А творец - это всегда разведчик новых путей эволюции культуры. И далеко не всегда его поиск совпадает с тем, что нужно в данный момент общей системе жизни. В советское время, с одной стороны, общество открыло пути в науку выходцам из ранее дискриминированных слоев. С другой стороны, возникли новые ограничивающие научный поиск моменты - социальное происхождение, идеологические шоры и пресловутый «пятый пункт» анкеты. В специфике сферы, в которой работал Я.А Шер, добавлялось и неизбежное противостояние попыткам разрушения археологических памятников в спешке грандиозных социально-экономических преобразований, происходивших в стране. Все эти моменты в своей совокупности порождают напряженный драматизм в жизни честного ученого. В полной мере они отразились и на научной судьбе крупного ученого, известного исследователя петроглифов Якова Абрамовича Шера. Любому отечественному исследователю, будь то археолог, антрополог, специалист по первобытному искусству, да и просто студент-историк, знакомо имя Я.А. Шера (21.06.193117.04.2019). Родился он 21 июня 1931 г. в городе Чимкент в семье служащих. После окончания школы, в 1949 г., сделал попытку поступить в ведущий вуз страны -Московский государственный университет. К сожалению попытка оказалась неудачной. После он стал студентом исторического факультета Киргизского государственного педагогического университета. В студенческие годы он увлекся археологией, которая стала делом его жизни. Обучаясь в университете, ему удалось участвовать в раскопках таких мэтров археологии, как А.Н. Бернштам, А.П. Окладников, Г.Ф. Дебец. После окончания истфака Я.А. Шер был направлен на работу учителем в сельскую школу, а уже в следующем году он стал ее директором. Однако ему пришлось прервать учительскую карьеру, так как он был призван в ряды Советской Армии. После службы (1954-1957) он вернулся к педагогической работе и был назначен директором семилетней Краснофронт-ской школы Ивановского района Киргизской ССР. Р.К. Мальцев, В.И. Марков 192 Становление Я.А. Шера как ученого-исследователя произошло уже в годы обучения и поступления в аспирантуру одного из центральных учреждений, кузницу археологических кадров - Ленинградское отделение института археологии (далее ЛОИА) АН СССР, где его научным руководителем стал выдающийся археолог М.П. Грязнов. Обучаясь в аспирантуре, он активно участвовал в экспедиционных работах. В одной из таких экспедиций - Байкальской - он знакомится с будущим известным археологом, профессором СПбГУ и другом Д.Г. Савиновым. Дмитрий Г лебович так описывает Шера: «Это великолепный исследователь, новатор, внесший существенный вклад в развитие отечественной науки. Именно благодаря ему была образована Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства» [2]. Параллельно с обучением в аспирантуре Яков Абрамович являлся сотрудником ЛОИА. Он прошел путь от научного сотрудника до заведующего лабораторией археологической технологии. В 1962 г. Я.А. Шер защитил кандидатскую диссертацию «Каменные изваяния Семиречья» [3. С. 3]. Именно за те годы, которые Шер возглавлял лабораторию, она была превращена в полноценный творческий коллектив с самостоятельной научной программой, в которой преобладали работы по радиоуглеродному датированию. Важным этапом в жизни Я.А. Шера как исследователя и ученого был период 1963-1970 гг., когда он возглавлял Каменский отряд Красноярской экспедиции. В эти годы он ведет поиск новых подходов к изучению памятников наскального искусства, по сути, закладывает основы будущего петроглифоведения как самостоятельного направления в археологической науке. Именно тогда он разработал и внедрил принципы формализации в археологическом источниковедении. Работы Каменского отряда протекали по двум программам: полной, подразумевавшей сплошное копирование рисунков, подробное описание и фотографирование, и сокращенной, внимание которой было обращено на местонахождения петроглифов, находящихся на безопасном расстоянии от берегов планируемого водохранилища [4. С. 139]. Среди положительных результатов полной программы исследований можно выделить результаты экспедиционных работ 1967 г.: был полностью изучен Черемушкин Лог, скопировано 470 рисунков. Особый интерес исследователей вызвало изображение полуфантастического существа с туловищем человека и головой зверя, датируемое III тыс. до н.э., в котором, по мнению исследователей, нашли отражение не только анимистические и тотемистические представления, но и зачатки древнего театра: человек в маске зверя-тотема [5. С. 11]. Больших успехов отряд достиг в 1968 г. на Тепсее, в результате исследований было выделено 10 комплексов: Тепсей I-IV и Усть-Туба I-VI [4. С. 148-153]. В ходе экспедиционных работ одно из наиболее крупных местонахождений петроглифов в бассейне Среднего Енисея - Оглахты - было обследовано как по полной (1966, 1968), так и по сокращенной (1969) программе. Отмечается, что некоторые рисунки были утрачены в результате «спасательных» работ 1966 г, когда с целью извлечения рисунков производился подрыв скальных пород. В 1968-1969 гг. обследованы и скопированы рисунки Оглахты I-IV [4. С. 154-158]. Выявлена тематика ленско-ангарского круга, скифосибирского стиля, тюркско-кыргызского времени [6. С. 150-151]. Также отрядом были проведены работы на памятниках, находившихся вне зоны затопления, в ходе которых участников экспедиций интересовал вопрос о различии между петроглифами, тяготеющими к степному ландшафту, и теми, что изображены на прибрежных скалах. Одним из значимых элементов в деятельности Каменского отряда КАЭ ЛОИА стали подготовительные работы по внедрению логико-математической методики классификации рисунков, а также первые попытки выявления количественных закономерностей в распределении рисунков внутри композиции [7. С. 147]. Именно в период работы отряда под руководством Якова Абрамовича происходит совершенствование методики копирования наскальных рисунков. В ходе работ была отработана методика копирования на по-лимеризационные пластмассы [8. Л. 28]. В 1972 г. Яков Абрамович был вынужден уйти из ЛОИА, в течение трех лет он работал не по специальности. Но в 1975 г. директор Государственного Эрмитажа, академик, видный деятель советской науки Б.Б. Пиотровский пригласил его в музей с целью организации первого в СССР отдела музейной информатики. В течение десяти лет отделом были разработаны и внедрены в практику методы компьютерной документации музейных коллекций, организован семинар по музейной информатике, положивший начало формированию совершенно нового направления в музейной работе [3. С. 4]. В 1985 г. по приглашению заведующего кафедрой археологии КемГУ А.И. Мартынова Яков Абрамович перешел на работу в Кемерово и до 2012 г. его судьба неразрывно связана с Кемеровским государственным университетом. Он привнес огромный исследовательский опыт, организовал масштабные экспедиции в Киргизию, Казахстан, Хакасию, Туву и Горный Алтай. В 1980-1990-х гг. под его руководством были исследованы памятники Минусинской котловины: Оглахты, Суханиха, Тепсей, Усть-Туба, Куня, Сулек и др. Самыми масштабными были экспедиционные работы 19902000 гг., проводимые КемГУ совместно с Центром научных исследований Франции под руководством Я.А. Шера и А.-П. Франкфора, в результате которых была издана уникальная серия корпуса «Петроглифы Центральной Азии» [9, 10]. Именно в КемГУ проявился и преподавательский талант Якова Абрамовича. Благодаря его умению убеждать, заинтересовывать и привлекать к работе в археологических экспедициях, многие из его студентов также стали видными исследователями, среди них Л.Н. Ермоленко, К.В. Юматов, Н.С. Бледнова и многие другие. Так, одна из коллег Я.А. Шера, доктор исторических наук, ныне директор Института истории и международных отношений Кемеровского государственного университета О.С. Сове-това отзывается о нем: «Яков Абрамович - фигура Личность Якова Абрамовича Шера в истории изучения наскальных рисунков Среднего Енисея 193 неоднозначная, интересная. Это эрудит. Именно благодаря ему получило начало новое, современное отечественное петроглифоведение, в частности у нас в Сибири. Благодаря ему была создана индексация памятников наскального искусства Среднего Енисея, которая используется и сегодня, была создана лаборатория баз данных, были привлечены к работе молодые исследователи, которым он дал полную свободу действий» [11]. Отметим, что и автору данной статьи посчастливилось быть студентом Я.А. Шера, прослушать ряд лекций по историческим дисциплинам на первом курсе обучения. Другим талантом Я.А. Шера является организаторская способность, способность к объединению различных исследователей к совместной деятельности. Этот талант проявился в создании «Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства» (САИПИ) -организации, объединяющей специалистов не только по наскальному искусству, но и археологии, музееведению, культурологии и искусствоведению. В настоящее время предметом интересов исследователей, входящих в САИПИ, являются все аспекты, касающиеся памятников первобытного искусства: изучение их научной, историко-культурной и эстетической ценности; культурно-хронологическая атрибуция и семантика; документирование и каталогизация, консервация и сохранение; музеефикация и экспозиционно-выставочная деятельность; публикация, введение памятников в научный оборот, популяризация, культурный туризм [12. С. 10]. Сегодня САИПИ является одной из немногих организаций в нашей стране, оказывающей содействие изучению, сохранению и популяризации первобытного искусства. Ее членами прилагаются неимоверные усилия, чтобы сохранить и донести до будущих поколений уникальные наскальные рисунки, оставленные нам предками. В завершение данной статьи по страницам биографии видного отечественного исследователя следует отметить, что в науку приходят различные люди, одни для реализации своих личных интересов, другие с целью дальнейшего развития науки, привнесения чего-то нового, совершенного, способного облегчить труд ученого. Несомненно, такой фигурой является Яков Абрамович Шер, который стоит у истоков отечественного петроглифоведения, современной отечественной исторической науки. Яков Абрамович внес значительный вклад в изучение наскального искусства Среднего Енисея. Были разработаны и внедрены новые способы индексации, копирования и консервации петроглифов данного региона, что позволило сохранить многие из них до наших дней. Весомым является и деятельное участие Я.А. Шера в создании САИПИ, организации, сплотившей многие поколения петроглифистов из различных стран, ставивших своей целью популяризацию и сохранение памятников наскального искусства.

Ключевые слова

Я.А. Шер, Средний Енисей, история изучения, исследователь, Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мальцев Роман КонстантиновичКемеровский государственный институт культуры; Гимназия № 17соискатель кафедры культурологии; учитель истории и обществознанияmrk1992@mail.ru
Марков Виктор ИвановичКемеровский государственный институт культурыдоктор культурологии, профессор кафедры культурологииvikt-markov@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Марков В.И. Скрытый европоцентризм: понимание личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (33-2). С. 13-18.
Интервью с Д.Г. Савиновым, доктором исторических наук, участником Каменского отряда ЛОИА АН СССР, профессором СПбГУ. Интер вьюер Р.К. Мальцев. 19 октября 2016 г.
Бобров В.В. Яков Абрамович Шер // Археология Южной Сибири. Кемерово : РИО КемГУ, 2011. Вып. 25. С. 3-5.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М. : Наука, 1980. 328 с.
Шер Я.А., Хлобыстин Л.П. Раскопки на Среднем Енисее // Археологические открытия 1965 года. М. : Наука, 1966. С. 10-12.
Шер Я.А., Савинов Д.Г., Подольский Н.Л. Курганы и писаницы правобережья Енисея / Я.А. Шер // Археологические открытия 1967 года. М. : Наука. 1968. С. 150-151.
Шер Я.А., Подольский Н.Л., Медведская И.Н., Калашникова Н.М. Енисейские писаницы // Археологические открытия 1968 года. М. : Наука. 1969. С. 180-182.
Грязнов М.П., Шер Я.А. Отчет о работе 1-го Правобережного отряда Красноярской археологической экспедиции в 1963 г. // Научный архив Института истории материальной культуры РАН (НА ИИМК). Ф. 35. Оп. 1. Д. 143.
Blednova N. Siberie du sud 2: Tepsej I-III, Ust-Tuba I-VI (Russie, Khakassie) // Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1995. Fascicule № 2. 93 р.
Francfort H.-P., Sacchi D., Sher J.A., Soleilhavoup F., Vidal P. Art rupestre du bassin de Minusinsk : nouvelles recherches franco-russes // Arts asiatiques. Paris, 1993. Vol. 48. P. 5-52.
Интервью с О.С. Советовой, доктором исторических наук, участником Петроглифического отряда КемГУ, президентом САИПИ. Интервьюер Р.К. Мальцев. 15 июля 2016 г.
Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М. : Научный мир, 2002. 256 с
 Личность Якова Абрамовича Шера в истории изучения наскальных рисунков Среднего Енисея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/26

Личность Якова Абрамовича Шера в истории изучения наскальных рисунков Среднего Енисея | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19988613/67/26