Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988613/68/11

Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты

Статья представляет расширенный вариант доклада, прочитанного на юбилейной XVIII Международной Западносибирской археолого-этнографической конференции «Западная Сибирь в транскультурном пространстве Северной Евразии: итоги и перспективы 50 лет исследований ЗСАЭК», состоявшейся 16-18 декабря 2020 г. на базе Томского государственного университета. Рассматривается актуальная проблема социальной роли археологии в условиях современности, когда неожиданно для себя археология оказывается в центре этнополитических или этноконфессиональных конфликтов. На материале мирового археологического наследия автор анализирует причины намеренного уничтожения памятников в ходе войн, варварских действий политических радикалов, религиозных конфликтов, манипуляций с образом прошлого. Сделан вывод, что археолог не может оставаться вне политики, при этом он должен противостоять шовинизму и расизму.

Archaeology, culture heritage, vandalism and armed conflicts.pdf Проблема исторического наследия - это дитя XIX в. с его жадным интересом к национальной истории. Историческое наследие долго воспринимали как нечто хорошо оформленное и ценное, с железной последовательностью передававшееся от предков к потомкам. Но в 1970-1980-х гг. стало приходить понимание того, что как историческое наследие, так и археологические факты являются конструктами, которые по-разному и в разные периоды выстраиваются как обществом в целом, так и его отдельными группами и тесно связаны с идентичностью и социальной практикой [1-6; 7. С. 107; 8. С. 23; 9-10]. Курс на приверженность «традиционным ценностям», выступающий интегральной частью государственной консервативной повестки дня, требует однозначного определения того, что именно понимается под историческим наследием, как, кем и для каких целей из безграничного наследия прошлого отбираются материалы, предъявляемые обществу в качестве «исторического наследия», и как именно они интерпретируются. В поликультурном и полиэтничном государстве это грозит недопониманием и конфликтами, так как региональные, конфессиональные и этнические группы нередко имеют собственный взгляд на прошлое, расходящийся с тем, которого придерживаются в федеральном центре. Причем речь идет не только о прошлом, ведь образ прошлого сплошь и рядом используется для легитимации современных политических прав или требований. Вот почему идеология этнополитических конфликтов, как правило, всемерно эксплуатирует образы прошлого и апеллирует к историческому наследию, - все это снабжает конфликт символическим языком. Противоборствующие стороны это хорошо понимают и всеми силами стремятся развенчать представления друг друга о прошлом, что и ведет к «войнам памяти» и бесконечным обвинениям противника в «фальсификациях» и «манипуляциях» (см., напр.: [1112]). Такая обстановка иной раз создает смертельную опасность для культурного наследия, и ему грозит полное уничтожение. В случае военных столкновений ведется борьба с чужим историческим наследием с целью стереть с лица земли любые напоминания о враге. В контексте тяжелого конфликта переосмысление прошлого ведет к уничтожению древних памятников или археологических материалов, связанных с неприемлемым образом предков или, что чаще, с чужими предками. Фактически уничтожение исторического наследия как способ дегуманизации противника сопутствует этническим чисткам и геноциду [13-14]. Все это показали недавние войны на Балканах, в Абхазии, армяно-азербайджанская конфронтация, гибель памятников в Чечне, массовое разрушение археологических древностей во время недавних войн в Ираке, Сирии и в других регионах мира (см., напр.: [11; 12; 14; 15; 16. P. 116-117; 17. P. 59; 18-25]). До сих пор специалисты уделяли мало внимания тому, что означают выводы и заключения археологов в обстановке острого этнического конфликта. Сознавая опасность таких споров и конфликтов, некоторые авторы ставят вопрос об инструментализации археологии, что рождает проблему моральной ответственности археологов, подтверждающих своими исследованиями ту или иную точку зрения и, тем самым, неумышленно раздувающих межгрупповые распри или сепаратизм. В такой ситуации стремление археологов поддержать одну из сторон ведет к идеологической борьбе между самими археологами, выступающими по разные сторон баррикад. Все это требует от археологов тонкого понимания того, в какой мере и каким образом добываемое ими знание служит политике, лежащей далеко за рамками археоло- В.А. Шнирельман 80 гии, а также кто именно является субъектом, а кто -жертвой этой политики и во имя чего она проводится. Во время войн и мятежей культурные ценности страдают и от банального мародерства. Так, в ходе американской войны в Ираке в апреле 2003 г. был разграблен Национальный музей в Багдаде [26]. А в январе 2011 г. во время беспорядков в Египте мародеры расхищали сокровища местных памятников и музеев, включая знаменитый Египетский музей в Каире [2729]. Иной раз и местное население занимается нелегальной торговлей древностями, чтобы свести концы с концами, и именно обнищание стало главной причиной того, что после 2003 г. поиск и продажа древностей превратились в Ираке в «национальный промысел». Причем в ряде случаев люди верят в то, что предки это одобряют, спасая их от нищеты [30. P. 58; 31. P. 74-79, 88-89; 32. P. 187; 33]. Например, сицилийцы грабят могилы своих предков, считая, что оставленные там ценности принадлежат им по праву наследия. А вот индейцы-майя свободно грабят древние гробницы, считая их «чужими», тогда как свое наследие они склонны сохранять [4. P. 22]. Мало того, с точки зрения американских индейцев, именно антропологи и археологи занимаются расхищением их культурного наследия [34. P. 99]. Памятники прошлого уничтожаются и по религиозным причинам. В Мексике и Перу еще в XVI-XVII вв. миссионеры сознательно разрушали археологические памятники, чтобы коренные жители забыли свое дохристианское прошлое. В Саудовской Аравии в 1930-х гг. разрушали христианские и иудейские памятники. В Египте при президенте Насере наблюдался упадок интереса к доисламскому прошлому [35], а в школах Иордании история доисламского периода и ныне не преподается [36]. В Иране после исламской революции археология как «служанка деспотии» утратила свой былой престиж, и одно время там уничтожались памятники домусульманского периода, а археологи подвергались гонениям [37; 38. P. 57, 59-62]. В марте 2001 г. по воле властей Талибана в Афганистане были разрушены многие статуи домусульманского времени, включая уникальные гигантские статуи Будды в Бамьяне [14. P. 122-126; 39-40; 41. P. 161162]. Тогда же уничтожили все изображения Будды в Национальном музее в Кабуле. Осенью 1999 г. по инициативе мусульманского духовенства были проведены ремонтные работы под мечетью аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме, в результате чего уничтожен важнейший археологический слой домусульманской эпохи [14. P. 111; 42. P. 501]1. В начале февраля 2012 г. на Мальдивах после государственного переворота исламисты уничтожили статуи Будды в Национальном музее [43]. Во второй половине того же года боевики-исламисты разрушили суфийские мавзолеи в Тимбукту на севере Мали, сочтя их языческими [44-45; 46. P. 117]. В марте 2012 г. великий муфтий Саудовской Аравии призвал к разрушению христианских церквей [47], но, к счастью, этого не произошло. Колоссальные потери историческое наследие понесло в результате варварской деятельности ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ) в Ираке и Сирии в 2015-2017 гг., когда исламские боевики сравняли с землей руины древнеассирийского Нимру-да [48], разрушили остатки древнего города Хатры [49], уничтожили ряд уникальных памятников Пальмиры и разграбили 12 музеев, включая музей в Мосуле. Разрушению и осквернению подверглись также христианские, шиитские, суфийские и йезидские часовни и гробницы [50-54]. В ООН и ЮНЕСКО все это определили как военные преступления. Иногда такое целенаправленное уничтожение культурного наследия называют «культурным геноцидом» [55]. Некоторые эксперты объясняли варварские действия исламских радикалов не только покушением на коллективную память местного населения, но и сознательным вызовом мировому общественному мнению и современным ценностям, для чего боевики активно использовали электронные медиаканалы [40. P. 93-94; 55. P. 2; 56. P. 101-102]. Причем иной раз речь шла о постановочных сценах, призванных воспроизвести борьбу средневековых мусульман с идолами для того, чтобы шокировать западных зрителей. С такой точки зрения следовало бы говорить не об архаическом религиозном «иконоборчестве», а о «символическом насилии» путем борьбы за образы и воображение во имя восстановления справедливости и защиты общества от «гегемонизма» так называемых «крестоносцев» [57-58] (ср.: [39. P. 651-655; 59. P. 224]. В то же время некоторые авторы видят в этих разрушительных действиях особые ритуалы инициации, направленные на сплочение сторонников радикального ислама («общество джихада»), тем самым демонстрирующих готовность к любому насильственному поведению под властью авторитарного лидера [60]. В намеренном разрушении древностей обнаруживался и символический протест против археологии, в которой мусульманские радикалы видят верное орудие колониализма и неоколониализма [61]2. Например, у палестинцев это принимает форму сопротивления претензиям израильтян на их земли [64; 65. P. 91-94]. В ряде случаев местное население выражает этим свой гнев в отношении деспотических режимов, легитимирующих себя апелляцией к местным древностям [66. P. 223-224]. В любом случае речь идет о символической форме борьбы за политические права или политическую гегемонию, которая ведется путем устрашения противника. И хотя, анализируя эту коллизию, Р. Бивэн сконцентрировал свое внимание на наиболее значимых архитектурных сооружениях [14. P. 62-65], это в равной мере касается и археологических памятников. Правда, в ряде других случаев, например в Южном Ираке и Палестине, где сохраняются архаические представления, местные крестьяне борются с археологическими памятниками по другой причине, ибо верят в их связь со злыми духами [59. P. 223]. К сожалению, призывы ЮНЕСКО мобилизовать мировую общественность на защиту культурного наследия Ирака и Сирии имели весьма слабый эффект [67-68]. Против войны, грозящей уничтожением уникального культурно-исторического наследия, выска- Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты 81 зался и 6-й Всемирный археологический конгресс, состоявшийся в Дублине в июне-июле 2008 г. [69] Но археологов никто не слушал. Не помогла и Гаагская конвенция 1954 г. по защите культурных ценностей в случае военных конфликтов. А известное выступление оркестра Мариинского театра в Пальмире только спровоцировало новые разрушения, осуществленные боевиками ИГИЛ [70-71]. Уничтожением «чужого наследия» занимаются не только мусульманские фундаменталисты и радикалы. После 1974 г. в северной (турецкой) части Кипра происходила чистка греческих древностей вплоть до расхищения археологических материалов, уничтожения средневековых церквей и запрещения археологических работ [72. P. 16]. В 1992 г. в Индии индуистские радикалы сравняли с землей средневековую мечеть Бабри Маджид в Айодхье [73]. Во время войны в 1992-1996 гг. в Боснии и Герцеговине хорваты и боснийские сербы целенаправленно разрушали мусульманские, причем сербы - также и католические, святыни и религиозные учреждения [74-76]. В 19982005 гг. в Косово было разрушено 150 православных храмов и более 207 мечетей [20. P. 262-263]. Война в Ираке в 2003 г. и последующая гибель исторических ценностей мирового значения заставила поставить вопрос об «этическом кризисе в археологии». Ведь за редким исключением археологи ограничились защитой исторических ценностей и хранили молчание по поводу легитимности вторжения американцев в Ирак и гибели массы иракцев. Известный археолог Я. Хамилакис определил это как «безответственность», выражающуюся в заботе о древностях в ущерб заботе о людях [7. P. 107; 77]. Мало того, он отмечал сконструированный характер этих «древностей», ведь речь шла о смысловом значении археологических находок, но этот смысл придается им самими археологами на основе своих собственных представлений и принятых в науке методик, причем не последнюю роль играет и идентичность этих археологов. Некоторые археологи поддержали американское вторжение в Ирак, ограничившись ролью профессиональных экспертов, и это вызвало широкую дискуссию о допустимости участия археологов в войне, в частности об их сотрудничестве с военными [69; 78. P. 205-206]. Ведь немало археологов согласилось на ту или иную форму такого сотрудничества, полагая, что тем самым они смогут уберечь памятники истории от разрушения и восстановить мир [79, 80]. Примечательно, что 6-й Всемирный археологический конгресс не осудил археологов, сотрудничавших с американской армией. Изучение археологами останков жертв недавних войн и кровавых конфликтов иной раз грешит искажениями истины в пользу победителей [81]. Кроме того, по словам Хамилакиса, те, кто в этих условиях отказались выступать «критическими мыслителями», попали в ловушку, обнаружив живучесть «колониального мышления». Поэтому вставал вопрос о том, перед кем именно археологи должны нести ответственность. Ведь, как резонно отметил Хамилакис, если археологи держатся идеи консервации, то некоторые местные группы предпочитают перестройки и даже разрушение того, в чем археологи видят «историческое наследие». Поэтому, по его мнению, археологам следует откликаться на реальные нужды местного населения и учитывать широкий политический контекст своих исследований, включая национализм, неоколониализм и империализм [7. P. 107-108]. Недавняя деятельность ИГИЛ в Сирии и Ираке показала справедливость этих рассуждений. К сожалению, несмотря на всю свою своевременность, сплоченные выступления американских археологов и Всемирного археологического конгресса в 2003 и в 2008 гг. против войны, гибели местного гражданского населения и уничтожения исторического наследия не смогли предотвратить дальнейшего обострения ситуации на Ближнем Востоке. Зато тесная связь археологических исследований и исторического наследия с политикой, о чем я когда-то писал [12. С. 546-553; 82; 83] (также см.: [84]), находит все больше подтверждений в окружающей действительности, и это имеет прямое отношение к теме этики в археологии [78, 85]. Огромную угрозу для исторического наследия также представляют «черные копатели» [86]. Так, весной 2012 г. в Анапе грабителями был серьезно поврежден раскопанный накануне древнегреческий храм [87, 88]. Проблема грабительских раскопок является едва ли не эндемичной на Ближнем Востоке [89-90] и в других регионах мира [91-97]. В Англии под посягательством на историческое наследие понимаются: а) нанесение ущерба историческому ландшафту; б) незаконные раскопки и изъятие артефактов из исторического контекста; в) архитектурный грабеж; г) незаконная реконструкция и разрушение исторических зданий [98. P. 243]. К таким преступлениям одно время относились использование металлодетектора для добычи древностей3, кража изделий из драгоценных металлов, кража архитектурных деталей, а также антиобщественное поведение (граффити, мусор и пр.). А кража предметов искусства и незаконная торговля древностями считаются международными преступлениями [98. P. 244-246]. Таким образом, разрушение исторического наследия преследует следующие цели: грабеж и торговля древностями; лишение противника исторических ресурсов, которые он мог бы использовать для легитимации своих прав; отказ от неприемлемых (языческих) предков; борьба с «неверными» путем уничтожения важных для них религиозных символов; уничтожение символов неоколониализма и деспотии, с которыми иной раз связывается археология; лишение меньшинств исторического наследия во имя единства и консолидации нации. Причем в последние 20-25 лет едва ли не основным фактором уничтожения исторического наследия стали служить религиозные соображения. Главными агентами агрессии в таких случаях являются религиозные общины и движения, а не государства. И если важную роль в этом играет защита идентичности [24. P. 53], то речь идет о религиозной идентичности, а экономические соображения оказываются второстепенными или вообще не играют никакой роли. Это вовсе не тот этнический национа- В.А. Шнирельман 82 лизм, о котором еще недавно писали многие авторы [100-101]. В таком контексте возникают важные вопросы: кому именно должны служить археологи - памятникам древности, музеям и музейным ценностям или же живым людям? С чем имеет дело археология - только с древностью или также с современностью? Как использование прошлого в виде товара (коммодификация) соотносится с уничтожением археологических памятников и объектов? [59. P. 216-217]. Мало того, как показал шведский культурный антрополог К. Хол-торф, понимание наследия отличается парадоксальностью, и в ряде случаев объект превращается в наследие именно в результате его разрушения [14. P. 191192; 56]. Если примерами Холторфу служили разрушенные терактом здания-близнецы в Нью-Йорке и остатки Берлинской стены, то в Москве это можно видеть на примере остатков стены Китай-города или отмеченных памятными знаками мест разрушенных храмов. В память о Великой Отечественной войне в Новороссийске был сохранен металлический остов железнодорожного вагона, а в Волгограде - Дом Павлова. В Хиросиме память об атомном взрыве хранит «Купол Гэмбаку» - каркас разрушенного здания Промышленной палаты. В свою очередь, А. Щенле показал, что древние развалины еще в XVTI-XVTII вв. служили предметом почитания и порождали романтические переживания; этим они до сих пор привлекают туристов. Причем если некоторые получают от развалин эстетическое удовольствие, то другие видят в них нечто прямо противоположное [102]. Разумеется, следует всегда помнить, что, хотя археологи имеют дело с остатками умерших культур и цивилизаций, результаты археологических исследований предназначены живым людям, у которых имеются свои особые интересы, заставляющие их по-своему относиться к археологии: высоко ее ценить или, напротив, отвергать; полностью доверять археологическим выводам или принимать лишь то, что служит интересам данного общества или группы, и отвергать то, что идет вразрез с ними. В последние десятилетия западные сторонники постпроцессуальной археологии рассматривают такие коллизии в контексте борьбы за идентичность и склоняются к поддержке коренного населения, для которого легитимация права на историческое наследие звучит справедливым протестом против дискриминации. Поэтому предлагается поддерживать дискриминируемое меньшинство против гегемонии большинства [8; 103; 104; 105. P. 23]. С этим вряд ли можно спорить, но это не снимает все вопросы, и некоторые археологи критикуют такой подход за презентизм и «политизацию» археологии, чреватую серьезными конфликтами [106]. Вместе с тем, заботясь об «идентичности» и понимая ее в примордиалистском духе (или в соответствии с «теорией этноса» в отечественной традиции), археологи десятилетиями выстраивали этногенетические схемы, неумышленно обслуживая современную этно-националистическую политику, апеллирующую к историческому праву. Однако углубление современных представлений об этничности в далекое прошлое не имеет твердых оснований [107-108]. Ведь до европейской колонизации у населения Азии, Африки и Америки не было никаких представлений о «расе» или «этносе», понятия о которых были принесены сюда европейцами. Именно эти привнесенные извне конструкции стали идеологической основой «расовых» и «этнических» конфликтов, что хорошо видно, например, в случае с геноцидом в Руанде. Следовательно, занимаясь реконструкцией древних процессов, археолог обязан учитывать окружающую политическую обстановку и хорошо понимать, кто и каким образом может использовать плоды его трудов [109]. За последние 30 лет некоторые археологи уже начали осознавать свой сомнительный вклад в создание примордиальных идентичностей [12, 78, 104, ПО-111], и сегодня Холторф предупреждает об опасностях культурализма, делающего упор на неразрывную и непреодолимую связь индивидов с какой-либо конкретной закрытой культурой [112]. По его словам, такой культурализм противопоставляет культурную принадлежность правам человека и приводит не к консолидации поликультурного общества, а к его расколу [Ibid. P. 5-6]. Мало того, сегодня уже очевидно, что такой культурализм не только ограничивает свободу индивида, но и создает почву для современного расизма [113]. Чтобы противостоять этой нездоровой тенденции, нужен такой подход к историко-культурному наследию, который требовал бы как уважения к местному наследию, так и активного участия общественности в его сохранении независимо от того, какой именно группе это наследие принадлежало в прошлом. Причем это не должно препятствовать учету былых процессов гибридизации и креолизации. Следует отчетливо понимать, что культура - это открытая система, что во все эпохи происходили процессы взаимодействия и смешения культур, наследниками чего и являются современные культуры с их гетерогенным историческим багажом [112. P. 10]. Именно такого подхода всегда придерживались лучшие представители отечественной науки. Однако сложный и неоднозначный современный политический контекст требует от ученого особой чуткости, чтобы искусно лавировать между Сциллой этнонационализма и Харибдой империализма, шовинизма и расизма. Ведь, как с сожалением отмечают некоторые западные ученые, расизм не чужд современной археологии [114]. Следовательно, как показывает современная практика, археолог не может оставаться вне политики. Она непременно затягивает его, начиная от выбора тематики и кончая сделанными им выводами [77. P. 201]. ПРИМЕЧАНИЯ 1 В то же время и израильтяне неоднократно разрушали объекты исламского наследия. См.: [14]. 2 Об аналогичном протесте американских индейцев см.: [62. P. 24; 63. P. 60]. 3 По новому закону, принятому в 1996 г., использование металлодетектора в Англии и Уэльсе было разрешено. См.: [99. P. 61]. Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты

Ключевые слова

археология, культурное наследие, конфликты, войны, вандализм, этика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шнирельман Виктор АлександровичИнститут этнологии и антропологии РАНдоктор исторических наук, главный научный сотрудник, член Европейской академии наук.shnirv@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Wright P. On Living in an Old Country. The National Past in Contemporary Britain. London : Verso, 1985. 256 p.
Hewison R. The Heritage Industry: Britain in a Climate of Decline. London : Methuen Publishing Ltd., 1987. 160 p.
Fowler P. The Past in Contemporary Society: Then, Now. London : Routledge, 1992. 210 p.
Lowenthal D. The heritage crusade and the spoils of history. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. 356 p.
Brown M.F. Who owns native culture? Cambridge : Harvard University Press, 2003. 336 p.
Smith L. Uses of heritage. London : Routledge, 2006. 368 p.
Hamilakis Y. Iraq, stewardship and ‘the record’: an ethical crisis for archaeology // Public archaeology. 2003. Vol. 3, № 2. P. 104-111.
Hamilakis Y. From ethics to politics // Archaeology and Capitalism: From Ethics to Politics. Walnut Creek, CA : Left Coast Press, 2007. P. 15-40.
Green L. Archaeologies of Intellectual Heritage? // Ethics and archaeological praxis. New York : Springer, 2015. P. 229-243.
Haber A. Archaeology after archaeology // After Ethics: Ancestral Voices and Post-Disciplinary Worlds in Archaeology. New York : Springer New York, 2015. P. 127-137.
Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М. : Академкнига, 2003. 245 с.
Шнирельман В.А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М. : НЛО, 2006. 696 с.
Gamboni D. The Destruction of Art: Iconoclasm and Vandalism since the French Revolution. London : Reaktion Books, 1997. 416 p.
Bevan R. The Destruction of Memory. Architecture at War. London : Reaktion Books, 2006. 240 p.
Chapman J. Destruction of a common heritage: the archaeology of war in Croatia, Bosnia and Hercegovina // Antiquity. 1994. Vol. 68, № 258. P. 120-126.
Kaiser T. Archaeology and ideology in southeast Europe // Nationalism, politics and the practice of archaeology. Cambridge : Cambridge University Press, 1995. P. 99-119.
Silberman N.A. Between past and present. Archaeology, ideology, and nationalism in the modern Middle East. New York : Anchor Books, 1989. 285 p.
Garen M. The War within the War // Archaeology. 2004. July / August. P. 28-31.
Sulc B. The protection of Croatia’s cultural heritage during war 1991-95 // Destruction and conservation of cultural property. London, New York : Routledge, 2005. P. 157-167.
Defreese M. Kosovo: Cultural Heritage in Conflict // Journal of conflict archaeology. 2009. Vol. 5, № 1. P. 257-269.
Stone P.G., Farchakh Bajjaly J. Introduction // The Destruction of Cultural Heritage in Iraq. Woodbridge : The Boydell Press, 2008. P. 1-17.
Antiquities under Siege. Cultural Heritage Protection after the War in Iraq / L. Rothfield (ed.). Lanham, MD : Altamira Press, 2008. 340 p.
Cobb E. Cultural Heritage in Conflict: World Heritage Cities of the Middle East : (Masters Thesis). Philadelphia : University of Pennsylvania, 2010.
Auwera S. van der. Contemporary Conflict, Nationalism, and the Destruction of Cultural Property during Armed Conflict: a Theoretical Framework // Journal of conflict archaeology. 2012. Vol. 7, № 1. P. 49-65.
Фаустова М. Россия поможет восстановить утраченные святыни Косово // Голос России. 2012. 16 марта. URL: http://rus.ruvr.ru/ 2012_03_16/68672459
Catastrophe! The Looting and Destruction of Iraq’s Past. Oriental Institute Museum Publications / G. Emberling, K. Hanson (eds.). Chicago : The Oriental Institute Museum of the University of Chicago, 2008. 87 p.
Журенков К., Епифанова М. Похищение веков // Огонек. 2011. 21 фев., № 7. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1580743
Египет: мародерство продолжается // Регнум. 2011. 2 марта. URL: http://www.regnum.ru/news/1379839.html
Опубликован итоговый список потерь в Каирском музее // Регнум. 2011. 16 марта. URL: http://www.regnum.ru/news/1384090.html
Layton R., Wallace G. Is culture a commodity? // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2006. P. 46-68.
Hollowell J. Moral arguments on subsistence digging // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. P. 69-93.
Rush L.W. Partnership Versus Guns: Military Advocacy of Peaceful Aproaches for Cultural Property Protection // Ethics and the Archaeology of Violence. New York : Springer, 2015. P. 181-198.
Hardy S. Virtues Impracticable and Extremely Difficult: the Human Rights of Subsistence Diggers // Ethics and the Archaeology of Violence. New York : Springer, 2015. P. 229-239.
Bendremer J.C., Richman K.A. Human subjects review and archaeology: a view from Indian country // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. P. 97-114.
Hassan F. Memorabilia: archaeological materiality and national identity in Egypt // Archaeology under fire: nationalism, politics and heritage in the Eastern Mediterranean and Middle East. London : Routledge, 1998. P. 200-216.
Badran A. The Excluded Past in Jordanian Formal Primary Education: The Introduction of Archaeology // New Perspectives in Global Public Archaeology. New York : Springer Science+Business Media, LLC, 2011. P. 197-215.
Abdi K. Nationalism, politics, and development of archaeology in Iran // American journal of archaeology. 2001. Vol. 105, № 1. P. 51-76.
Dezhamkhooy M., Yazdi L.P., Garazhian O. All Our Findings Are Under Their Boots! The Monologue of Violence in Iranian Archaeology // Ethics and the Archaeology of Violence. New York : Springer, 2015. P. 51-70.
Flood F.B. Between cult and culture: Bamiyan, Islamic iconoclasm, and the museum // The Art Bulletin. 2002. Vol. 84, № 4. P. 641-659.
Colwell-Chanthaphonh C. Dismembering / disremembering the Buddhas? Renderings on the Internet during the Afghan purge of the past // Journal of Social Archaeology. 2003. Vol. 3, № 1. P. 75-98.
Huyssen A. Present pasts: urban palimpsests and the politics of memory. Stanford : Stanford University Press, 2003. P. 161-162.
Silberman N.A. If I forget thee, O Jerusalem: archaeology, religious commemoration and nationalism in a disputed city, 1801-2001 // Nations and Nationalism. 2001. Vol. 7, № 4. P. 487-504.
Исламисты на Мальдивах уничтожили в местном музее коллекцию из 30 статуй Будды // newsru. 2012. 17 фев. URL: http://www.newsru.com/ religy/17feb2012/maldives.html
Исламисты разрушили до основания памятник ЮНЕСКО // РБК. 2012. 30 июня. URL: http://top.rbc.ru/society/30/06/2012/657690.shtml
Соловьева Н. В Мали исламисты разрушили несколько святынь - захоронений // ИнтерНовости. 2012. 23 дек. URL: http://www.internovosti.ru/text/?id=65502
Colwell Ch., Joy Ch. Communities and Ethics in the Heritage Debates // Global Heritage: a Reader. John Wiley & Sons, Inc. Published, 2015. P. 112-130.
Фаустова М., Петрова А. Аравийская толерантность // Голос России. 2012. 20 марта. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_03_20/68985207
Миклашевская А. ИГИЛ сровнял с землей историю Ассирии // Коммерсант-Online. 2015. 6 марта. URL: https://news.mail.ru/ inci-dent/21296437/?frommail=1
«Исламское государство» опубликовало видео уничтожения древнего города Хатра // Новая газета. 2015. 4 апр.
Забродина Е. Кто спасет Пальмиру? // Российская газета. 2015. 21 мая.
Рождественская Я. Боевики «Исламского государства» начали разрушать Пальмиру // Коммерсант. 2015. 25 июня.
Боевики ИГ разбили кувалдами шесть статуй в Пальмире // Лента.ру. 2015. 3 июля. URL: https://news.mail.ru/incident/22547069
Филипенок А. Боевики ИГ разрушили часть римского амфитеатра в Пальмире // РБК. 2017. 20 янв. URL: http://www.rbc.ru/society/ 20/01/2017/5881 ca5e9a79472a1664c5 88?from=newsfeed
Luke Ch., Meskell L. Archaeology, assistance, and aggression along the Euphrates: reflections from Raqqa // International Journal of Cultural Policy. 2019. 2 April. URL: https://doi.org/10.1080/10286632.2019.1598398
Dopelhofer Ch. Will Palmyra rise again? - War Crimes against Cultural Heritage and Post-war reconstruction, 2016. P. 1-12. URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/CulturalRights/Pages/IntentionalDestruction.aspx.
Holtorf C. Can less be more? Heritage in the age of terrorism // Public archaeology. 2006. Vol. 5. P. 101-109.
Harmansah O. ISIS, heritage, and the spectacles of destruction in the global media // Near Eastern Archaeology. 2015. Vol. 78, № 3. P. 170-177.
Smith C., Burke H., de Leiuen C., Jackson G. The Islamic State’s symbolic war: Da’esh’s socially mediated terrorism as a threat to cultural heritage // Journal of Social Archaeology. 2015. Vol. 16, № 2. P. 164-188.
Pollock S. Archaeology and contemporary warfare // Annual Review of Anthropology. 2016. Vol. 45. P. 215-231.
Shahab S., Isakhan B. The ritualization of heritage destruction under the Islamic State // Journal of Social Archaeology. 2018. № 2. P. 212-233.
De Cesari C. Post-colonial ruins: Archaeologies of political violence and IS // Anthropology Today. 2015. Vol. 31, № 6. P. 22-26.
Smith L. Archaeological theory and the politics of culture heritage. New York : Routledge, 2004. 272 p.
Nicholas G., Hollowel J. Ethical Challenges to a Postcolonial Archaeology: the Legacy of Scientific Colonialism // Archaeology and Capitalism: From Ethics to Politics. Walnut Creek : Left Coast Press, 2007. Р. 59-82.
Yahya A. The Archaeological Sites of the West Bank and Gaza. Al Bireh : Abu Ghosh Press, 1998.
Kersel M.M. Transcending borders: objects on the move // Archaeologies : Journal of the World Archaeological Congress. 2007. Vol. 3, № 2. P. 91-94.
Al-Hamdani A.M. Protecting and recording our archaeological heritage in southern Iraq // Near Eastern Archaeology. 2008. Vol. 71, № 4. P. 223-224.
Lababidi R., Qassar H. Did They Really Forget How to Do It? Iraq, Syria, and the International Response to Protect a Shared Heritage // Journal of Eastern Mediterranean Archaeology & Heritage Studies. 2016. Vol. 4, № 4. P. 341-362.
Leckie L., Cunliffe E., Varoutsikos B. Towards a protection of the Syrian cultural heritage: a summary of the national and international responses. Girona : Heritage for Peace, 2017. Vol. IV. 111 p.
Albarella U. Archaeologists in Conflict: Empathizing with Which Victims? // Heritage Management. 2009. Vol. 2, is. 1. P. 105-114.
Schoenbaum D. The violins of Palmyra: Soft power projection, then and now // Foreign affairs. 2016. 26 May.
Plets G. Violins and trowels for Palmyra: Post-conflict heritage politics // Anthropology Today. 2017. Vol. 33, № 4. P. 18-22.
Knap A.B., Antoniadou S. Archaeology, politics and the cultural heritage of Cyprus // Archaeology under fire. London : Routledge, 1998. P. 13-43.
Шнирельман В.А. Религия, национализм и межконфессиональный конфликт в Индии // Этничность и религия в современных конфликтах. М. : Наука, 2012. С. 57-109.
Tanner M. Croatia: a Nation Forged in War. New Haven : Yale University Press, 1997. P. 285-294.
Barakat S., Wilson C., Simcic V.S., Kojakovic M. Challenges and Dilemmas Facing the Reconstruction of War-Damaged Cultural Heritage: the Case Study of Pocitelj, Bosnia-Herzegovina // The Destruction and Conservation of Cultural Property. London : Routledge, 2001. P. 168-181.
Riedlmayer A.J. Destruction of Cultural Heritage in Bosnia-Herzegovina, 1992-1996: a Post-War Survey of Selected Municipalities. Cambridge, MA, 2002. URL: http://hague.bard.edu/reports/BosHeritageReport-AR.pdf
Hamilakis Y. The ‘war on terror’ and the military-archaeology complex: Iraq, ethics, and neocolonialism // Archaeology : Journal of the World Archaeological Congress. 2009. Vol. 5, № 1. P. 39-65.
Perring D., van der Linde S. The Politics and Practice of Archaeology in Conflict // Conservation and Management of Archaeological Sites. 2009. Vol. 11, № 3-4. P. 197-213.
Stone P. Archaeology and Conflict: An Impossible Relationship? // Conservation and Management of Archaeological Sites. 2009. Vol. 11, № 3-4. P. 315-332.
Rush L.W. Partnership Versus Guns: Military Advocacy of Peaceful Aproaches for Cultural Property Protection // Ethics and the Archaeology of Violence. New York : Springer, 2015. P. 181-197.
Congram D. Cognitive Dissonance and the Military-Archaeology Complex // Ethics and the Archaeology of Violence. New York : Springer, 2015. P. 198-213.
Shnirelman V. Politics of ethnogenesis in the USSR and after // Bulletin of the National Museum of Ethnology. 2005. Vol. 30, № 1. P. 93-119.
Шнирельман В.А. Президенты и археология, или что ищут политики в древности // Ab Imperio. 2009. № 1. С. 279-323.
Shanks M., Tilley C. Re-constructing archaeology. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 312 p.
Archaeology and Capitalism: From Ethics to Politics / Y. Hamilakis, P. Duke (eds.). Walnut Creek, CA : Left Coast Press, 2007. 298 p.
Макаров Н.А. Грабительские раскопки как фактор уничтожения археологического наследия России. М. : Ин-т археологии РАН, 2004. 43 с.
В Анапе вандалы разрушили алтарь древнейшего храма // Kuban.aif.ru. 2012. 9 апр. URL: http://www.kuban.aif.ru/culture/news/52064
Соловьев С. Охотники за черепками. Россия остается Меккой для «черных археологов» // Новые Известия. 2006. 4 авг.
Kersel M.M., Luke Ch. Editorial Introduction // Journal of Field Archaeology. 2010. Vol. 35, № 1. P. 99-100.
Jacobson D. Vandalism and worse at Herodian sites // Palestine Exploration Quarterly. 2014. Vol. 146, № 3. P. 173-176.
Plundering Africa’s Past / P.R. Schmidt, R.J. McIntosh (eds.). Bloomington : Indiana University Press, 1996. 302 p.
Renfrew C. Loot, Legitimacy and Ownership: the Ethical Crisis in Archaeology. London : Duckworth, 2000. 160 p.
Trade in Illicit Antiquities: the Destruction of the World’s Archaeological Heritage / N. Brodie, D. Jennifer, C. Renfrew (eds.). Cambridge : McDonald Institute for Archaeological Research, 2001. 172 p.
Atwood R. Stealing History: Tomb Raiders, Smugglers, and the Looting of the Ancient World. New York : St. Martin’s Press, 2004. 368 p.
Archaeology, Cultural Heritage, and the Antiquities Trade / N. Brodie, M.M. Kersel, Ch. Luke, K. Walkter Tubb (eds.). Gainesville : University Press of Florida, 2006. 364 p.
All the King’s horses. Essays on the impact of looting and the illicit antiquities trade on our knowledge of the past / P. Lazrus, A. Barker (eds.). Washington : SAA, 2012. 170 p.
Folorunso C.A. Research Notes on the Plundering of Tangible Heritage Resources in Nigeria // Anthropology and Ethnology Open Access Journal. 2020. Vol. 3, is. 1. P. 1-4.
Grove L. Heritocide? Defining and exploring heritage crimes // Public archaeology. 2013. Vol. 12, № 4. P. 242-254.
Layton R., Wallace G. Is culture a commodity? // The ethics of archaeology: philosophical perspectives on archaeological practice. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. P. 46-68.
Gurr T.R., Harff B. Ethnic conflict in world politics. Boulder : Westview, 1994. 250 p.
Horowitz D.L. The deadly ethnic riot. Berkeley : University of California Press, 2001. 605 p.
Schonle A. Ruins and History: Observations on Russian Approaches to Destruction and Decay // Slavic Review. 2006. Vol. 65, № 4. P. 649-669.
Handler R. Is “identity” a useful cross-cultural concept? // Commemorations. The politics of national identity. Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1994. P. 27-40.
Rowlands M. The politics of identity in archaeology // Social construction of the past: representation as power. London : Routledge, 1994. P. 129-143.
Hodder I. Is a Shared Past Possible? The Ethics and Practice of Archaeology in the Twenty-First Century // New Perspectives in Global Public Archaeology. New York : Springer Science + Business Media, LLC, 2011. P. 19-28.
Fagan G.G., Feder K.L. Crusading against straw men: an alternative view of alternative archaeologies: response to Holtorf (2005) // World Archaeology. 2006. Vol. 38, № 4. P. 718-729.
Шнирельман В.А. Этничность в археологии - реальность или фантом? // Этничность в археологии или археология этничности? : материалы круглого стола. Челябинск : ЦИКР Рифей, 2013. С. 48-79.
Тишков В.А. От этноса к этничности // Этнографическое обозрение. 2016. № 5. С. 5-22.
Giblin J.D. A reconsideration of Rwandan archaeological ceramics and their political significance in a post-genocide era // African archaeological review. 2013. Vol. 30. P. 504-529.
Nationalism, politics and practice of archaeology / P. Kohl, C. Fawcett (eds.). Cambridge : Cambridge University Press, 1995. 344 p.
Shnirelman V.A. Who gets the past? Competition for ancestors among non-Russian intellectuals in Russia. Washington ; Baltimore ; London : Woodrow Wilson Center Press and Johns Hopkins University Press, 1996. 112 p.
Holtorf C. What’s wrong with cultural diversity in world archaeology? // Claroscuro. Revista del Centro de Estudios sobre Diversidad Cultural. 2017. Vol. 16. P. 1 -14.
Шнирельман В.А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. М. : НЛО, 2011. Т. 1. 552 с.; Т. 2. 856 с.
Hutchings R. “Hard Times Bring Hard Questions”. Is Archaeology Pro-Development? Is it Classist? Colonialist? Imperialist? Racist? Vancouver, 2013. P. 12-14. URL: http://ubc.academia.edu/RichardHutchings/
 Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988613/68/11

Археология, культурное наследие, вандализм и вооруженные конфликты | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19988613/68/11