Статья представляет расширенный вариант доклада, прочитанного на юбилейной XVIIIМеждународной Западносибирской археолого-этнографической конференции «Западная Сибирь в транскультурном пространстве Северной Евразии: итоги и перспективы 50 лет исследований ЗСАЭК», состоявшейся 16-18 декабря 2020 г. на базе Томского государственного университета. Статья посвящена результатам комплексного изучения и социальной интерпретации материалов из кургана № 34 могильника Чинета-II, расположенного в Краснощековском районе Алтайского края. На основании изучения артефактов и результатов радиоуглеродного анализа курган № 34 был датирован второй половиной IV - III в. до н.э. Особое внимание уделено изучению и реконструкции женского головного убора-парика.
Complex chronology and social interpretation of mound no. 34 of the Pazyryk culture from the Chinetа-II burial ground (A.pdf Введение На протяжении 20 лет Краснощековская археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством автора статьи проводит изучение разновременных памятников Чинетин-ского археологического микрорайона, расположенного в окрестностях с. Чинета Краснощековского района Алтайского края. В пределах указанного микрорайона выявлены объекты от эпохи верхнего палеолита до Средневековья включительно [1]. Особое внимание в процессе экспедиционных исследований уделяется изучению памятников кочевников, которые относятся к скифо-сакской эпохе. Среди могильников, в которых выявлены погребения кочевников скифо-сакской эпохи, особого внимания заслуживает некрополь Чинета-II. Указанный могильник зафиксирован в восточной части второй надпойменной террасы на левом берегу р. Иня (левый приток Чарыша) в 1-1,4 км к ЮЮВ от с. Чинета. В настоящее время на некрополе исследовано 34 объекта, из которых 14 курганов относятся к скифо-сакскому периоду. Данная публикация посвящена итогам изучения, комплексного датирования и социальной интерпретации погребения в кургане № 34 могильника Чинета-II. Описание погребального обряда Курган № 34 находился в западной части могильника Чинета-II, в 10 м к востоку от полевой дороги, которая ведет из с. Чинета в с. Тигирек Краснощековского района Алтайского края. Диаметр каменной насыпи, сложенной в 1-2 слоя из мелких и средних по размеру камней, составлял с севера на юг 10,5 м, а с запада на восток - 10,6 м. Высота сооружения из камня достигала 0,35 м, а вместе со слоем грунта - 0,5 м (рис. 1). По периметру кургана зафиксирована каменная кольцевая выкладка - крепида - из более крупных камней. Под насыпью кургана выявлена могила подпрямоугольной формы, ориентированная длинной осью по линии С-Ю. Она имела следующие размеры по уровню древнего горизонта: 3,2 х 2,1* 2,9 м. Глубина могилы указана от нулевого репера на уровне современной поверхности. На дне могилы на глубине 2,8-2,9 м вдоль юго-восточной стенки обнаружено погребение женщины, которая была уложена в вытянутом положении на спине и ориентирована головой на юго-восток (рис. 2, 3). Вдоль юго-восточной стенки выявлена деревянная плаха длиной 2,7 м и шириной до 0,3 м, которая является, вероятно, остатком деревянной конструкции в виде рамы. Под скелетом женщины зафиксированы остатки древесного тлена, возможно, от деревянного настила внутри рамы. На шее погребенной обнаружена бронзовая гривна, обложенная золотой фольгой (рис. 4, 29-30). Под черепом зафиксировано пятно черной краски от окраски волос и остатки головного убора (рис. 4, 4-28). У кисти правой руки на глубине 3 м выявлено бронзовое зеркало (рис. 4, 2). В 0,35 м к северу от плечевой кости - остатки ритуальной пищи (кости барана) и железный нож (рис. 4, 3). В 0,1 м к северу от ритуальной пищи зафиксирован развал керамического сосуда (см. рис. 4, 31). Вдоль северной стенки могильной ямы на глубине 2,63-2,65 м на глиняной приступке обнаружено сопроводительное захоронение лошади, которая была уложена на живот и ориентирована, как и человек, головой на юго-восток (см. рис. 2, 3). В зубах лошади обнаружены железные удила (см. рис. 4, 1). Датировка и культурная принадлежность кургана Особенности погребального обряда и инвентаря из кургана № 34 могильника Чинета-II имеют многочисленные аналогии среди артефактов, обнаруженных при исследовании курганов пазырыкской культуры как на северо-западе (некрополи Инской дол, Ханкаринский дол) [2, 3 и др.], так и других частях Алтая [4-9 и др.]. 18 П.К. Дашковский Рис. 1. Курган № 34 могильника Чинета-II после зачистки насыпи Рис. 2. Погребение в кургане № 34 могильника Чинета-II 19 Комплексная хронология и социальная интерпретация кургана № 34 пазырыкской культуры Рис. 3. План погребения в кургане № 34 могильника Чинета-II: 1 - керамика; 2 - железный нож; 3 - кости барана; 4 - бронзовое зеркало; 5 - гривна; 6 - золотая фольга; 7 - след от парика; 8 - железные удила; 9 - тлен настила 20 П.К. Дашковский Рис. 4. Инвентарь из кургана № 34 могильника Чинета-II: 1 - железные удила; 2 - бронзовое зеркало; 3 - железный нож; 4 - аппликация из золотой фольги с головного убора, 5-28 - фрагменты золотой фольги от головного убора; 29-30 - бронзовая гривна, обложенная золотой фольгой; 31 - керамический сосуд Комплексная хронология и социальная интерпретация кургана № 34 пазырыкской культуры 21 Важным признаком, характеризующим погребальный обряд пазырыкской культуры Алтая, является наличие сопроводительного захоронения лошади вдоль северной стенки могильной ямы, в которой похоронен человек. При этом животное ориентировано головой относительно сторон горизонта в том же направлении, что и умерший человек в могиле, а именно на восток или юго-восток. Другими признаками погребального обряда данной культуры является положение умершего в скорченной позе на правом боку с подогнутыми ногами и с ориентацией головой на восток (юговосток). Правда, в кургане № 34 могильника Чинета-II женщина находилась в вытянутом положении на спине, а не на правом боку с подогнутыми ногами. В то же время ранее такая особенность в положении умершего в могиле фиксировалась на других объектах. Во-первых, такая особенность выявлена в элитных курганах пазырыкской культуры, в которых обнаружены погребения с колодами. Внутри колод умершие как раз были положены вытянуто на спине. Во-вторых, серия таких погребений выявлена в Северо-Западном Алтае, а также в районе среднего течения Катуни [3; 9. С. 16-17; 10. С. 164-165]. Связано это, вероятно, с межкультурным взаимодействием различных племен в контактной зоне гор и предгорий. Категории инвентаря их кургана № 34 могильника Чинета-II имеют устойчивые аналоги среди материалов пазырыкской культуры Алтая [4-8] в достаточно широком хронологическом диапазоне V-III вв. до н.э. Среди предметов из погребения подробнее можно остановиться на бронзовом зеркале (см. рис. 2, 2). Согласно классификации В.Д. Кубарева, зеркало из указанного кургана относится к 3-му типу, который характеризуется тем, что сбоку у бронзового диска есть круглая или овальная (каплевидная) рукоять [4. C. 90]. Согласно классификации, предложенной Ю.Ф. Кирюшиным и Н.Ф. Степановой, экземпляр из кургана № 34 могильника Чинета-II можно отнести к 1-му типу, 2-му варианту бронзовых зеркал, длина ручки у которых меньше радиуса диска. При этом ручка в этом типе изделий, как и в первой классификации, имеет округлую или овальную форму. Такого типа зеркала обнаружены, например, в кургане № 14 могильника Тыткескень-VI [9. C. 78, рис. 3, 12], курганах № 18, 25 могильника Кок-Су-I [11], курганах № 18, 23, 26, 27 могильника Юстыд XII [5]. По мнению исследователей, зеркала с боковыми ручками появляются в Горном Алтае с раннескифского времени, с VII-VI вв. до н.э., и сохраняются вплоть до III-II вв. до н.э. При этом наиболее ранними считаются зеркала с длинной боковой ручкой [9. C. 81-82]. Что касается зеркал с короткой боковой ручкой округлой или овальной формы, то они обнаружены преимущественно в курганах, которые датировались рубежом VI-V вв. до н.э. или VIV вв. до н.э. К числу таких объектов можно отнести курган № 1 могильника Балык-Соок-I [7. C. 198, рис. 3, 6], курганы № 18, 23, 26, 27 могильника Юстыд XII, курган № 16 могильника Кайнду, курган № 14 могильника Тыткескень-VI, курганы № 18, 25 могильника Кок-Су-I [5. С. 133; 8. С. 107; 11. С. 20-21; 12 и др.]. В то же время зеркала с короткой боковой ручкой, но с прямоугольной петлей датированы преимущественно VIV вв. до н.э. или IV-III вв. до н.э. [9. C. 82]. Экземпляр из кургана № 34 могильника Чинета-II имеет с двух сторон закругленную ручку, а с третьей - прямую. Возможно, это просто специфика отлива данного экземпляра. Учитывая все вышеназванные особенности изделия, можно констатировать, что данный тип зеркала бытовал в интервале V - начала III в. до н.э. Железные двухсоставные с однокольчатым окончанием звеньев удила, обнаруженные в кургане № 34 могильника Чинета-II (см. рис. 2, 1), функционировали фактически на всем протяжении существования пазы-рыкской культуры. Аналогичное широкое хронологическое бытование артефактов наблюдается и в отношении керамического кувшина (см. рис. 2, 31), украшенного орнаментальными линиями и спиралями, а также прямого пластинчатого железного ножа без выделенной ручки и навершия (см. рис. 2, 3). Еще один предмет из комплекта погребального инвентаря представлен гривной (см. рис. 2, 29-30). Изделие представляло собой бронзовое трубчатое основание, покрытое фольгой. Указанные категории вещей имеют аналоги в различных памятниках пазырыкской культуры, поскольку носили массовый характер [4-6; 9. С. 28-41, 70-74; 7 и др.]. Все указанные категории вещей датируются преимущественно в пределах VIII вв. до н.э. Теперь обратимся к результатам радиоуглеродного анализа образца кости лошади из кургана № 34 могильника Чинета-II. Радиоуглеродный анализ осуществлялся в Аналитическом центре изотопных исследований Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН (ИМКЭС СО РАН, г. Томск). Получены следующие результаты: радиоуглеродный возраст - 2 253 ± 103, календарный возраст - по 15 (68%) 480-90 до н.э., по 25 (95%) 800 до н.э. - 50 н.э. (рис. 5). Интервалы калиброванного календарного возраста получены с помощью программы, разработанной в Оксфордском университете (Великобритания) и определены старшим научным сотрудником Института мониторинга климатических и экологических систем П.К. Дашковский 22 Сибирского отделения РАН, кандидатом технических наук Г.В. Симоновой. Как видно из рис. 5, полученная радиоуглеродная дата в целом нивелируется с археологическим материалом из кургана № 34. Таким образом, проведенный анализ погребального обряда и инвентаря из кургана № 34 могильника Чине-та-II дает основания утверждать, что раскопанный курган относится к пазырыкской культуре Алтая. Следует добавить, что ранее для курганов № 21 и 31 этого же могильника, в которых были найдены предметы китайского импорта, были также получены радиоуглеродные даты, которые свидетельствуют о принадлеж ности раскопанных объектов к пазырыкскому времени [13, 14]. Реконструкция женского головного убора Женские головные уборы являются довольно редкой находкой в курганах Южной Сибири и Центральной Азии скифо-сакского периода. В этой связи обнаружение каждого нового такого артефакта представляет несомненный научный интерес. Остановимся более подробно на находке женского головного убора (рис. 3; 6, 3) из кургана № 34 могильника Чинета-II и его аналогиях. Рис. 6. Реконструкция женских головных уборов: 1, 2 - головной убор из кургана № 15 могильника Ханкаринский дол, 3 - головной убор из кургана № 34 могильника Чинета-II Головной убор из кургана № 34 указанного могильника представлял собой, вероятно, так называемый головной убор-парик, известный по результатам раскопок памятников пазырыкской культуры Алтая. Данный головной убор практически не сохранился. Только к востоку от черепа прослежено три скопления мелких фрагментов фольги, которые маркировали форму женского головного убора. Длина головного убора составляла 36 см. В нижней части убора в 0,1 м от черепа выявлена аппликация из золотой фольги. Исходя из расположения аппликации, фрагментов фольги, а также пятна черной краски под черепом женщины, можно предположить, что головной убор представлял собой высокое сооружение, основу которого составляли, вероятно, углисто-глинистое вещество, волосы, войлок, ткань. Следует отметить, что в определенной мере близкого типа головной убор обнаружен при исследовании кургана № 15 могильника пазырыкской культуры Хан-каринский дол (см. рис. 6, 1, 2), который расположен в той же речной долине, что и некрополь Чинета-II [15. C. 131-135]. Можно предположить, что навершия головных уборов из курганов № 34 могильника Чине-та-II и № 15 некрополя Ханкаринский дол, судя по сохранившейся черной краске, могли быть изготовлено из войлока, обтянутого шерстяной тканью, которой покрывалась нижняя часть головного убора. На убор-парик вертикально в ряд нашивались аппликации, которые крепились с помощью отверстий, расположенных на них. Палочка-каркас с зооморфной фигуркой наверху с головного убора из кургана № 15 могильника Ханкаринский дол проходила через весь головной убор, что делало его устойчивым при ходьбе. Возможно, подобные палочки для каркаса убора были и в кургане № 34 могильника Чинета-II, но из-за особенностей грунта дерево в погребении практически не сохрани- Комплексная хронология и социальная интерпретация кургана № 34 пазырыкской культуры 23 лось. Кроме этого, вся конструкция головного убора из кургана № 15 могильника Ханкаринский дол держалась благодаря нескольким шпилькам, которые закрепляли парик на затылке и по бокам головы. Ближайшей аналогией головным уборам-парикам из кургана № 34 могильника Чинета-II и кургана № 15 могильника Ханкаринский дол является женский убор, который обнаружен при исследовании захоронения женщины в кургане № 1 могильника Ак-Алаха-3 [16, 17]. Социальная интерпретация Несмотря на то, что головной убор-парик из кургана № 34 из могильника Чинета-II уступал по богатству декора другим аналогичным изделиям из двух других памятников пазырыкской культуры (могильники Ханкаринский дол, Ак-Алаха-3), он является важным социальным маркером. Другим важным социодиагностирующим признаком выступает находка бронзовой гривны (см. рис. 4, 29-30), обложенной золотой фольгой. Исследователи в начале XXI в. отмечали, что известно около 60 гривен из курганов скифской эпохи Алтая, в том числе 20 металлических [18. C. 90; 19]. С учетом раскопок автором статьи курганов пазырыкской культуры в Северо-Западном Алтае на могильниках Чинета-II, Инской дол, Ханкаринский дол, их суммарное количество составило более 70 экземпляров, в том числе около 30 металлических. Если учесть, что в Горном Алтае раскопано более 600 погребений па-зырыкского периода, то в количественном отношении погребения с находками гривен составляют менее 10%. Металлические гривны встречаются всего примерно в 3% погребений кочевников. В то же время в погребениях могильника Ханкаринский дол доля захоронений гривен составляет более 20%, а на некрополе Чинета-II - около 15%. При этом, конечно, необходимо учитывать, что часть курганов сильно разграблена, поэтому такие предметы могли были быть похищены грабителями. Кроме того, в ряде курганов пазырык-ской культуры обнаружены имитации гривен из тальниковых прутьев [5. C. 125]. Однако ученые отмечают, что деревянные гривны не были массовым украшением в предметном комплексе рядовых кочевников пазы-рыкского времени, поскольку являлись очень хрупкими и недолговечными [19. С. 60]. Существует и другая точка зрения, согласно которой гривны, в том числе и из дерева, выступали как символ принадлежности к определенному клану. При этом элита носила более дорогой символ, выполненный из золота, а низшие слои кочевого общества использовали деревянные предметы этой категории [20. C. 111]. По нашему мнению, металлические гривны, обложенные золотой фольгой, выступали как раз социальнодиагностирующим признаком и подчеркивали социальный статус владельца. Примечательно, что металлические гривны, обложенные фольгой, обнаружены преимущественно в курганах пазырыкской культуры, в которых также выявлены сопроводительные захоронения лошадей. Деревянные копии гривен, которые тоже могли обкладываться фольгой, вероятнее всего, изготавливали именно для совершения погребальной практики, поскольку в реальной жизни они действительно были очень хрупкими. Следует также отметить, что гривны у ираноязычных народов выступали социальным маркером и символом верховной власти, на что уже обращалось внимание исследователями [4. C. 121; 21]. Кроме того, важнейшим социальнодиагностирующим признаком является наличие сопроводительных захоронений лошадей. Данный показатель зафиксирован в чуть более чем 37% погребений кочевников горных районов Алтая скифского времени [10. С. 142]. Примерно столько же случаев сопроводительного захоронения лошадей зафиксировано на некрополе Чинета-II, на котором из 14 курганов скифского времени этот показатель выявлен в 5 объектах (35,7%). Примечательно, что из 30 погребений пазырыкской культуры могильника Ханкаринский дол, который находился в той же речной долине, что и некрополь Чинета-II, данный признак зафиксирован в 18 случаях (60%). На третьем могильнике скифского времени Чинетиского археологического микрорайона - Инской дол - данный признак из 11 раскопанных курганов отмечен только 2 раза (18,1%). Важно подчеркнуть, что в женских погребениях сопроводительные захоронения лошадей встречаются крайне редко, что дополнительно подчеркивает их социальный статус. Заключение Таким образом, наличие социальнодиагностирующих предметов сопроводительного инвентаря (головной убор-парик, бронзовая гривна, обложенная золотой фольгой), а также особенности погребального обряда (сопроводительное захоронение лошади) подчеркивают более высокий социальный статус погребенной в кургане № 34 могильника Чинета-II женщины. Во всяком случае, ее погребение отличалось относительной масштабностью и характером сопроводительного инвентаря от многих памятников пазырыкской культуры Северо-Западного Алтая. Наличие указанных предметов и особенностей погребального обряда в большей степени сближает данное погребение с объектами, в которых были похоронены лица с более высоким социальным статусом, чем рядовые соплеменники. На основе сравнительно-исторического и радиоуглеродного анализа курган датирован второй половиной IV - III в. до н.э.
Дашковский П.К. Исследования Краснощековской археологической экспедиции на Алтае в 2001-2016 гг. // Сохранение и изучение культур ного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. Вып. XIII. С. 83-87.
Дашковский П.К. Могильник пазырыкской культуры Ханкаринский дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. Вып. IX. С. 42-66.
Дашковский П.К. Результаты изучения погребального обряда кочевников Северо-Западного Алтая скифской эпохи (по материалам могиль ника Чинета-II) // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. С. 112-116.
Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск : Наука, 1987. 302 с.
Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск : Наука, 1991. 190 с.
Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск : Наука, 1992. 220 с.
Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.
Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. Ч. II: Погребально поминальные комплексы пазырыкской культуры. 234 с.
Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. Ч. III: Погребальные комплексы скиф ского времени Средней Катуни. 292 с.
Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. 430 с.
Сорокин С.С. Цепочка курганов времен ранних кочевников на правом берегу р. Кок-Су (Южный Алтай) // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л., 1974. Вып. 16. С. 62-91.
Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кайнду в Горном Алтае // Археологические исследования на Катуни. Новосибирск : Наука, 1990. С. 242-270.
Дашковский П.К. Радиоуглеродное и археологическое датирование погребения скифского времени на могильнике Чинета-II (Алтай) // Народы и религии Евразии. 2018. № 2 (15). С. 9-23.
Дашковский П.К. Радиоуглеродное датирование кургана пазырыкской культуры с предметами китайского импорта из могильника Чинета-II (Алтай) // Поволжская археология. 2019. № 3. С. 147-158.
Дашковский П.К., Карымова С.М. Вещь в традиционной культуре Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. 252 с.
Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск : Инфолио-пресс, 2001. 336 с.
Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Новосибирск : Инфолио-пресс, 2005. 234 с.
Степанова Н.Ф. Гривны из погребений скифского времени Горного Алтая // Древности Алтая : известия лаборатории археологии. ГорноАлтайск, 2001. № 7. С. 89-94.
Кубарев В.Д. Диадемы и гривны из курганов Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1 (21). С. 55-69.
Молодин В.И. Культурно-историческая характеристика погребального комплекса кургана № 3 памятника Верх-Кальджин II // Феномен алтайских мумий. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. 320 с.
Акишев А.К. Семантика и функции искусства «звериного стиля» саков Семиречья // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л. : Наука, 1975. C. 57-60.