Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов - этноархеологическая точка зрения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/13

Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов - этноархеологическая точка зрения

Статья представляет расширенный вариант доклада, прочитанного на юбилейной XVIII Международной Западносибирской археолого-этнографической конференции «Западная Сибирь в транскультурном пространстве Северной Евразии: итоги и перспективы 50 лет исследований ЗСАЭК», состоявшейся 16-18 декабря 2020 г. на базе Томского государственного университета. Статья посвящена изучению современного степного скотоводства Средней Азии. Оно быстро меняется, поэтому его безотлагательно необходимо задокументировать, изучить и проанализировать, прежде чем оно кардинально изменится или исчезнет. Этноархеология - стратегия, которая позволяет нам рассматривать кочевничество с диахронической точки зрения. Наблюдение за использованием зимних стойбищ имеет решающее значение для получения полезных моделей, позволяющих лучше понять прошлое и настоящее степного скотоводства.

The use of space in steppe pastoralist winter camps - an ethnoarchaeological point of view.pdf Введение Современное степное скотоводство - результат многовекового процесса, начавшегося еще в доисторические времена. Переход к скотоводческому хозяйству должен был произойти в раннем или среднем бронзовом веке (3000-1500 гг. до н.э.). Нововведения в области конного транспорта (III тыс. до н.э.) и верховой езды (II тыс. до н.э.), безусловно, стимулировали распространение скотоводства [1]. Неизвестно, почему произошла такая смена стратегии выживания. Постепенное изменение климата должно было быть одной из основных причин в дополнение к культурным изменениям, которые уже имели место. С самого начала скотоводство стало «выигрышной стратегией» в степных регионах Центральной Азии, где оно и сегодня является образом жизни многих людей. Несмотря на то, что степное скотоводство претерпевало изменения и модификации на протяжении веков, некоторые его характеристики сохранили значительную степень преемственности с прошлым. Сложность археологии кочевого скотоводства хорошо известна. Многие исследования были сосредоточены на мимолетных и редких следах стоянок и кочевок, оставшихся на земле [2]. Но кочевничество представляет сложную задачу для историков, не имеющих точных данных о повседневной жизни номадов. В связи с этим этнографическое наблюдение за традиционным образом жизни степных пастухов может иметь решающее значение для получения убедительных доказательств, которые помогут ученым в их сложной интерпретационной задаче. Степное кочевничество - культура, находящаяся под угрозой исчезновения, и ее необходимо срочно изучить, прежде чем она изменится или вымрет. По этой причине Итальянская ассоциация этноархеологии (ИАЭ) при спонсорской поддержке Министерства иностранных дел Италии в 2005 г. начала исследовательский проект «Стойбища монгольских кочевников этноархеологическая перспектива»1, направленный на изучение и документирование основных особенностей степного скотоводства в различных монгольских экосистемах. В рамках проекта изучались кочевки, миграции, животноводство и управление им, корма, водные ресурсы, соль, организация и расположение стойбищ, еда, потребление мяса, производство молочных продуктов, шерсть и кашемир и значение собак в кочевом мире. Проект был реализован в сотрудничестве с Б. Цэрэнханд (2002-2006; Национальный университет Монголии в Улан-Баторе, Академия наук Монголии) и С. Дуламом (после 2007; Национальный университет Монголии). В экспедициях участвовли Ф. Луйли и Дж. Капитини, студенты и выпускники Национального университета Монголии. Экспедиции проводились в различных регионах для регистрации различий и изменчивости. В 2013 г. ИАЭ начала проект «Сибирские кочевники и их собаки», направленный на изучение взаимоотношений между кочевниками, охотниками и их собаками в различных регионах Сибири. Исследования проводили Ф. Луйли и Г. Сыченко в Туве (2013, 2017), Республике Алтай (2014, 2016) и Кемеровской области (2015) совместно с Новосибирской государственной консерваторией, Институтом филологии СО РАН (Новосибирск), Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызылским колледжем искусств, Институтом алтаистики. В 2018 и 2019 гг. основное внимание уделялось изображению собак в главных российских музеях; в 2020 г. исследования проводили на территории Ратта А.В. Новиков (Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск) и А.В. Кениг (Научно-исследовательский проектно-изыскательский этноархеологический центр, Ханты-Мансийск). Исследования в Монголии и Сибири, которые были в основном полевыми и предполагали наблюдения за повседневной жизнью кочевников, имели целью Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов 93 документирование нынешнего кочевого образа жизни для сохранения информации до того, как все кардинально изменится, и разработку моделей образа жизни номадов для интерпретации прошлого и будущего. Изучение организации и расположения зимних стойбищ было ключевой частью наших исследований в Монголии [3-6]. Для наблюдения и документирования действующих зимних стойбищ экспедиции в основном проводились в холодное время года начиная с 2007 г. В статье данные, полученные в Монголии, объединены с данными из Тувы. В Монголии с 2009 г. исследования в основном были сосредоточены в горах Сомона Могод (Булган-ский аймак - северная степь) и на прилегающих территориях (Булганский и Архангайский аймаки), а с 2016 г. также в горах Дельгерхангайя (аймак Дундго-ви - центральный и южный засушливый регион Гоби). Сравнение скотоводства в северных степях и центральных засушливых районах важно для выявления закономерностей и различий в этих областях. Наблюдения за организацией степных стойбищ также проводились в Туве в 2013 и 2017 гг. Всегда делались географическая привязка стойбищ, их фотографирование, по некоторым стойбищам составлялась графическая документация. Особое внимание уделялось опросам для документирования точки зрения кочевников и их знаний о местности. Эксплуатация степей кочевниками, безусловно, представляет сочетание материальных потребностей и культурных аспектов. Поэтому незаменимой стратегией работы является прямое наблюдение за жизнью кочевников и выяснение их соображений по поводу выбора хорошего места для стойбища и его пространственной организации. Невозможно понять зимние стойбища и все степные стойбища в целом без системного изучения существующих стойбищ как действующих моделей образа жизни номадов. Общий обзор Монгольские кочевники перемещаются сезонно от 4 до 32 раз в год в зависимости от региона, в котором они живут. В теплые месяцы кочевники могут перемещаться много раз, и стойбища всегда являются временными, без стационарных построек. Напротив, кочевники никогда не перемещаются в холодные месяцы и остаются на стационарных стойбищах, в которых всегда есть постоянные постройки для скота. Кочевники покидают зимнее стойбище весной (как правило, в марте). Стойбища в холодные месяцы используются одной и той же семьей из года в год, из поколения в поколение, сохраняя преемственность. Поэтому этнографические и этноархеологические наблюдения очень важны для археологии кочевничества. Традиционные зимние стойбища обычно рассчитаны не более чем на 1-2 семьи, насчитывают 1-2 юрты. В Эрзинском районе Тувы у оз. Торе-Холь, недалеко от границы с Монголией, мы наблюдали перемещения кочевников от 4 до 6-7 раз в год. Зимние стойбища, построенные в советское время, были больше традиционных, их использовали 6-7 семей, которые обычно жили в небольших деревянных домиках, а не в юртах. Расположение Для выживания кочевников и их домашнего скота важно удачное расположение зимних стойбищ, а также подходящее время для переезда на летние стойбища. Раннее перемещение может иметь разрушительные последствия в случае резкого изменения погоды, как это произошло в мае 2008 г. в аймаке Хэнтий, когда погибло много людей и животных [7. P. 37-39; 8. P. 28]. Атрибутами хороших зимних стойбищ, по мнению кочевников, выступают: - защищенный и ориентированный на юг участок в горах; - не каменистый грунт; - хорошее пастбище рядом со стойбищем (расстояние зависит от экосистемы), - наличие воды или льда; лед и снег в холодные месяцы являются водными ресурсами, но предпочтительно, чтобы зимнее стойбище располагалось поблизости от колодца или источника; - наличие источника соли при выборе места для стойбища; Монголия богата солью, которую кочевники легко собирают с обнажений, или животные могут лизать ее, даже когда пасутся на траве. - наличие топлива (в лесистой местности); - хорошие соседи, друзья или родственники в том же районе; - может быть важна близость к деревне или хорошая дорога. Ориентация стойбищ никогда не меняется, важную роль играет солнце, а юг и юго-восток - священные направления для степных кочевников. В том, что касается местоположения, можно наблюдать и другие особенности. Кочевники стараются не ставить стойбища в ветреном месте, поскольку они боятся джута (падежа скота), когда под воздействием ветра образуется ледяная корка, что не позволяет животным добраться до травы. Степные кочевники редко ставят свои стоянки в речных оазисах. Однако в последнее время наблюдается размещение зимних стойбищ среди деревьев в речных долинах, например в долине р. Орхон на территории Улзийта. По словам кочевников, такое размещение обусловлено недостатком снега и льда в горах, потому что вследствие изменения климата зимы намного теплее, чем раньше. Расстояние до стойбища определяется экозоной и поголовьем скота. На степных пастбищах обычно пасутся козы, овцы, крупный рогатый скот (волы и яки), лошади, а также верблюды. Виды скота и их процентное соотношение в стаде в зависимости от конкретной экосистемы могут существенно различаться. Традиционно козы составляли не более 30% всего поголовья, потому что они могут нанести урон пастбищам. В коммунистическое время контроль за животноводством осуществляли государственные учреждения. В настоящее время кочевники сами решают, каких и сколько животных разводить, у них часто бывает более 60% коз, потому что западные Ф. Луйли 94 страны покупают кашемировую шерсть. Это одна из причин опустынивания монгольской степи. Традиционное размещение стойбищ на территории обычно отражало семейные кланы. В настоящее время сложно зафиксировать 100%-ную традиционную клановую организацию, кланы потеряли свое значение и значительно ослаблены правительством Монголии. Нынешние кочевники предпочитают, чтобы недалеко от их стойбища были родственники или хорошие соседи. Наблюдения показывают, например, в Хишиг-Ундуре, что часть кочевников, у которых много скота и нужны обширные пастбища, выбирают изолированные места. Мы также встречали семьи (в горном баге Могода), которые предпочитали изолированные места, чтобы находиться подальше от своих родственников. Организация макропространства Кочевники говорят, что юрта и загон - неотъемлемые атрибуты зимних стойбищ. Юрта (по-монгольски гэр) обычно находится в одном и том же месте из года в год. Юрту нужно собирать на ровном месте. Если поверхность неровная, ее выравнивают. Для овец, коз и телят ставят один или два загона, где они остаются на ночь. Загон обычно находится за юртой, на западном или восточном от нее участке. На некоторых стойбищах загоны стояли в южной части. Размеры и форма загона зависят от количества животных и формы участка. Традиционные загоны обычно полукруглые или прямоугольные. На стойбище также присутствуют: деревянная кладовая, это может быть старая юрта; один или два шеста для привязки лошадей (как правило, перед юртой); площадка для навоза, используемого в качестве топлива; площадка для забоя и разделки животных. Расстояние от одной функциональной микрозоны до другой кочевники измеряют по количеству шагов (1 шаг - около 70 см). Различные функциональные зоны обычно располагаются на расстоянии не более 40-50 шагов от юрты или друг от друга. Число шагов -важный размерный критерий, который позволяет получить модель функциональных зон стойбища. Размеры стойбища зависят от количества скота, семей и юрт, а также от топографии местности. Юрта - образцовый пример взаимодействия функциональных и символических критериев. Прагматизм и символизм являются основой функциональности и пространственной организации юрты. Юрта - прочная конструкция, адаптированная к разным временам года и сопротивлению даже очень сильному ветру. Кочевники разделяют внутреннее пространство юрты на восточную (женскую) и западную (мужскую) части. Двенадцать клиньев юрты связаны с двенадцатью животными календаря, каждое из которых имеет свое назначение и символику [9; 10; 11. P. 35- 36]. Если юрт больше одной, они находятся очень близко, обычно не более 10 м друг от друга. Пространство вокруг юрты также используется. Собаки, чтобы согреться, остаются около юрты и у дверей, поскольку их кормят перед входом. Около юрты кочевники держат емкости и инструменты, необходимые в быту. На западной стороне юрты почти всегда есть солнечная батарея. Пространство перед юртой используется более интенсивно, чем заднее, где наблюдается скопление бытовых отходов (древесный уголь и зола, шерсть и др.). На земле остаются следы лежки собак, которые используют одно и то же место и лежат, свернувшись калачиком [12. P. 125-139]. Кладовая обычно находится справа или слева от юрты, их связывает тропка. Кочевники используют кладовую для хранения льда, замороженного мяса и продуктов, но также хранят там детали и масло для машин или мотоциклов, различные инструменты, чтобы не оставлять их без присмотра. Положение кладовой может быть различным, но обычно в южной части стойбища, возле юрты. Иногда кладовая находится рядом с деревянным укрытием для скота, и в этом случае стоит за юртой в северной части стойбища. Загон и укрытие для животных. Загонов обычно один-два, это каменные, деревянные, навозные или глиняные конструкции (глиняные загоны встречались в западных регионах Монголии). У тувинцев на зимних стойбищах, где проживает более 1-2 семей и каждая семья имеет свои функциональные зоны, загонов может быть много. В настоящее время деревянные конструкции встречаются даже в бедных лесом регионах. Традиционно загоны не имели настила, но сейчас часто делают деревянный пол. Загон может быть разделен на зоны - для защиты щенков, больных или раненых животных. Земля, смешанная с навозом, из загона периодически удаляется по мере того, как она становится слишком твердой, и животные не могут сохранять тепло, сворачиваясь клубком на земле. Убранный навоз используют как топливо или для ремонта загона. За загоном кочевники хранят корм, который они собирают летом и осенью или покупают в деревне или городе. Животных доят обычно перед загоном. Доят скот и зимой, хотя молоко получают в ограниченном количестве. Производство молочных продуктов происходит в юрте. В стойбищах никогда не бывает загонов для лошадей, которые могут оставаться много дней вдали от стойбища. Столбы для привязки лошадей обычно находятся перед юртой, но не в направлении двери. В Туве, и особенно на Алтае, столбы могут иметь гравировку, в Монголии это обычно простые столбы. Вокруг стойбища - навозные кучи. Коровий навоз в основном используется как топливо. Уплотненный овечий и козий навоз из загонов используют в качестве строительного материала. Иногда, как это наблюдалось в Туве в 2013 г., кочевники относят навоз в летнее и осеннее стойбище, если это необходимо. Площадка для забоя и разделки животных обычно находится на краю стойбища, в западной или восточной его части, в зависимости от положения загона, но недалеко от юрты (обычно не более 50 шагов). Здесь же может быть конструкция - обычно деревянная -для сушки кожи и шерсти. Кочевники не упоминают о месте для мусора, который может иметь важное значение с археологической точки зрения. Площадка для бытового мусора (пепел, кости, бутылки, бидоны и т.д.) обычно нахо- Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов 95 дится в направлении дверей юрты. Место для сбора отходов может достигать внушительных размеров, в зависимости от длительности использования: до 2 м в высоту и 20 м2 по площади. Оно находится к северу от стойбища, и к нему относятся отрицательно. На стойбище, в продуваемой зоне или на краю, есть два столба с натянутым между ними шнуром для сушки одежды. На зимних стойбищах, особенно в отдаленных районах, ставят шесты - обычно семь, на которые навешивают одежду, головные уборы, чтобы отпугивать волков. Заключение Зимние стойбища всегда ориентированы на юг, их предпочитают располагать на хорошо защищенных участках в горах. Наблюдения показали, что в случае изменения климата используются другие варианты. Таким образом, южные и хорошо защищенные участки в горах - это идеальные места для поиска следов древних стойбищ, а другое местоположение может указывать на изменения климата. Расстояние от одного стойбища до другого зависит от количества скота и пастбищ вокруг, что связано с климатическими условиями. Но иногда культурные или социальные факторы могут подтолкнуть кочевников к выбору изолированного стойбища. Юрта и стационарный загон - неизменные атрибуты всех зимних стойбищ, в которых встречаются и другие функциональные зоны. Юрту в идеале можно считать краеугольным камнем стойбища. Все функциональные зоны должны быть легко и быстро доступны из юрты. Кочевники используют шаги для обозначения расстояния от юрты до функциональных зон (не более 40-50 шагов). С археологической точки зрения расположение жилой конструкции следует считать на расстоянии не более 28-35 м от загона. Наблюдение за повседневной жизнью зимнего стойбища имеет решающее значение для понимания степного кочевого скотоводства. Но также важно учитывать точку зрения кочевников. Взаимосвязь этнографического наблюдения и взглядов кочевников, безусловно, позволяет воссоздать жизнь в древних стойбищах и поддержать развитие археологии степного скотоводства. Документирование макро- и микрофункциональных областей и пространственной организации стойбищ помогает построить их интерпретирующие модели, а также понять нынешний кочевой образ жизни и его будущее.

Ключевые слова

степное скотоводство, зимние стойбища, этноархеология, краеведение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Луйли ФранческаИтальянская ассоциация этноархеологииPhD, президент и директор исследовательских проектовluglifrance@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Taylor W.T.T., Spengler R.N., Wilkin S. et al. Early Pastoral Economies and Herding Transition in Eastern Eurasia // Scientific Reports. 2020. Vol. 10 (1). P. 4536. DOI: 10.1038/s41598-020-57735-y.
Honeychurch W., Makarewicz C.A. The Archaeology of Pastoral Nomadism // Annual Review of Anthropology. 2016. Vol. 45. P. 341-359.
Lugli F. Nomadic campsites from west-central Mongolia: The case of the spring site of Hulhiin Shiliin (Ih-Tamir) // Proceedings of the 3rd Italian Congress of Ethnoarchaeology. Mondaino, 17-19 March, 2004 / F. Lugli, A.A. Stoppiello (eds). Oxford, 2008. P. 135-146. (BAR International series; Vol. 1841).
Lugli F. The nomadic camps of the middle Gobi region. The case of Shar Udag site and of Buleenher site // Proceedings of the 4th Italian Congress of Ethnoarchaeology, Rome 17-19 May, 2006 / F. Lugli, A.A. Stoppiello, S. Biagetti (eds.). Oxford, 2011. P. 194-206. (BAR International series; Vol. 2235).
Lugli F. Winter and spring camps in Mongolia // Ethnoarchaeology: Current Research and Field Methods / F. Lugli, A.A. Stoppiello, S. Biagetti (eds.). Oxford, 2013. P. 209-216. (BAR International Series; Vol. 2472).
Lugli, F. The importance of Ethnoarchaeology for Mongolian nomadism // MONGOLICA. Ulaanbaatar : International Institute for the Study of No madic Civilization, 2014. Vol. 47. P. 96-102.
Lugli F. The use of salt in Mongolia. An example of Mogod region (Bulgan aimag) // First International Congress on the Anthropology of Salt 20 August 2015 “AI. I. Cuza” : Book of Abstracts / University of Iasi, Romania. 2015. P. 37-39.
Dulam S. Usage, therapy and Magical Cure of Salt among Mongolian Ethnic Groups // First International Congress on the Anthropology of Salt 20 August 2015 “AI. I. Cuza” : Book of Abstracts / University of Iasi, Romania. 2015. P. 28.
Antonini P., Capitini G., Carpanelli M. The Ger, an Optimal Structure for Using Conditions and most extreme Stresses-Constructing Techniques and Structural Analysis // Ethnoarchaeology: Current Research and Field Methods / F. Lugli, A.A. Stoppiello, S. Biagetti (eds.). Oxford, 2013. P. 298301. (BAR International Series; Vol. 2472).
Nandinbilng G. Stone Toys and Games among Mongol Children // The Intangible Elements of Culture in Ethnoarchaeological Research / S. Biagetti, F. Lugli (eds.). Cambridge : Springer, 2016. P. 211-216.
Sodnompilova M.M., Nanzatov B.Z. The Idea of Space among the Nomads of Great Steppe // Social Evolution and History. 2019. № 18 (2). P. 3554.
Lugli F. Mongolian nomads and their dogs // The Intangible Elements of Culture in Ethnoarchaeological Research / S. Biagetti, F. Lugli (eds.). Cambridge : Springer, 2016. P. 125-139.
 Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов - этноархеологическая точка зрения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/13

Использование пространства на зимних стойбищах степных скотоводов - этноархеологическая точка зрения | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/13