Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск в ХХ - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/16

Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск в ХХ - начале XXI в.

Статья посвящена урбанизации кумандинцев в XX - начале XXI в. Основным источником данной работы стали результаты этносоциологического исследования, проведенного в городах Бийск и Горно-Алтайск, где проживает большая часть городских кумандинцев. Выявлены причины перемещения кумандинцев из сельской местности в городскую. Прослежена динамика их миграции на протяжении XX-XXI вв. Рассмотрены особенности переселения кумандинцев в города Бийск и Горно-Алтайск. Обозначены перспективы городских кумандинцев.

Migration of Kumandy to the cities Gorno-Altaisk and Biysk in the XX - early XXI centuries.pdf Миграции коренного тюркоязычного населения Южной Сибири традиционно являются следствием и одновременно своеобразным адаптивным механизмом при изменении социально-политической ситуации в регионе. Этноисторические изыскания отечественных этнографов продемонстрировали подобную реакцию автохтонов региона на внешние вызовы на протяжении столетий. Миграции формировали динамичную систему контактов, определявших социальную структуру аборигенных сообществ, их материальную и духовную культуру. На протяжении XIX - начала XX в. коренные народы Южной Сибири последовательно втягивались в социально-экономические отношения с Российской империей, чему во многом способствовали миссионерские практики. Возможно, одной из самых успешных была христианизация среди кумандинцев. Христианизация автохтонов во времени и пространстве совпала с массовым переселенческим движением, нараставшим на протяжении XIX в. и достигшим своего пика в начале ХХ в. Эти процессы привели к изменению традиционной аильной локализации, обусловив концентрацию коренного населения в улусах, превращавшихся с появлением переселенцев из Европейской части России в села. В 1930-е гг. коллективизация и репрессии советского государства обусловили перемещение аборигенов в пределах территории традиционного проживания из одного населенного пункта в другой, обусловленное родственными связями. Миграции автохтонов в город стали новым способом адаптации к изменяющимся социально-экономическим реалиям второй половины ХХ в. Для кумандинцев основными центрами притяжения стали два близлежащих города: Бийск (Алтайский край) и ГорноАлтайск (Республика Алтай), на территориях которых и было осуществлено наше исследование. К началу ХХ в. основными территориями расселения кумандинцев являлись долины рек Бии, Иши, Кожи и их притоков, что соответствует следующим современным административно-территориальным единицам: Турочакский район Республики Алтай (Ойротская АО до 1948 г., Горно-Алтайская АО до 1990 г.), Солтон-ский и Красногорский (Старобардинский до 1960 г.) районы Алтайского края. Небольшая группа куман-динцев проживает в Таштагольском районе Кемеровской области. Стоит отметить, что ближе всего к городам Горно-Алтайску и Бийску расположено с. Красногорское - 73 и 89 км соответственно, более удалены с. Солтон - 199 и 112 км и с. Турочак - 140 и 179 км. На протяжении XIX - начала ХХ в. этническая ситуация на Алтае характеризовалась пестротой этнонимов. Уже в этот период за частью коренного тюркоязычного населения в предгорьях Северного Алтая закрепилось наименование «кумандинцы», что подтверждается архивными материалами и литературными данными. Значительное влияние на закрепление данного этнонима оказали административные практики. Несмотря на то, что во всех переписях советского периода отечественной истории, кроме 1926 г., куман-динцы учитывались как алтайцы, они сохраняли свою идентичность (см. более подробно, напр.: [1. С. 38-41, 88-95]. С 1993 г. в результате юридического признания кумандинцев коренным малочисленным народом начался процесс смены этнической идентичности [2]. Если первоначально переход с этнонима «алтаец» на «кумандинец» осуществлялся этнофорами на основе собственной самоидентификации, то в последующем смена идентичности была сопряжена с возможностью получения различных льгот, и в этот процесс включились потомки от смешанных браков, определявшие себя до начала 1990-х гг. русскими, алтайцами и т.д. Основным видом традиционной хозяйственной деятельности кумандинцев было земледелие, дополнявшееся стойловым скотоводством, охотой, рыбной ловлей и пчеловодством [3. С. 42-83]. К середине ХХ в. сельские поселения кумандинцев характеризовались мелкоселенным проживанием и дисперсным размещением в иноэтническом (преимущественно русском) окружении. В эту пору основная масса кумандинцев трудилась в местных колхозах, имевших растениеводческую и животноводческую специализацию. В.В. Николаев, А.П. Чемчиева 108 Целью данной публикации является рассмотрение динамики и причин миграции кумандинского сельского населения в города на примере Бийска и ГорноАлтайска. Источниковую основу представленной статьи составили материалы Всесоюзных переписей населения (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989) и Всероссийских переписей населения (2002, 2010). Эмпирическая база статьи включает результаты этносоцио-логического исследования, проведенного авторами в 2016 г. , и полевые материалы. Социологический опрос проводился методом структурированного интервью среди кумандинцев, проживающих в Бийске и Г орно-Алтайске. Для оценки достоверности результатов социологического опроса были использованы итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. По данным переписи, в ГорноАлтайске проживали 440 кумандинцев, в том числе 356 человек в возрасте от 18 лет и старше. В составе взрослого кумандинского населения мужчины составляли 41,6%, женщины - 58,4%. В Горно-Алтайске обследованием были охвачены 50 человек (22 мужчины и 28 женщин). В нашем выборочном обследовании доля мужчин в Горно-Алтайске составила 44%, женщин - 56%. Относительная ошибка выборки не выходит за пределы 10%. В Бийске проживали 530 кумандинцев, в том числе 42,6% мужчин и 57,4% женщин. К сожалению, обнародованные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. по Алтайскому краю не содержат данных по половозрастной структуре бийских кумандинцев. В этой связи для определения половозрастной структуры выборки взрослого кумандинского населения Бийска была использована половозрастная структура всего городского кумандинского населения по Алтайскому краю. По итогам переписи в Алтайском крае в городской местности проживали 609 кумандинцев, в том числе 540 человек в возрасте от 18 лет и старше. В составе взрослого кумандинского городского населения мужчины составляли 41,5%, женщины - 58,5%. В Бийске обследованием были охвачены 58 респондентов (25 мужчин и 33 женщины). В выборочном обследовании доля мужчин составила 43,1%, женщин -56,9%. Относительная ошибка выборки не выходит за пределы 10%. Объем выборочной совокупности составил 108 респондентов в возрасте старше 18 лет. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. В каждой семье опрашивался один человек. Средний возраст респондентов в Бийске составил 44 года, в Горно-Алтайске - 45 лет. Урбанизация кумандинцев, как и в целом коренного населения Алтая, осталась вне научных интересов предшествующих исследователей. В целом урбанизация коренного населения Сибири и Дальнего Востока исследована слабо (см., напр.: [4; 5]). Вопросы миграции коренного населения Алтая в города рассматривались лишь вскользь в общем контексте комплексного анализа развития населения Сибири. Так, В.А. Исупов отмечал, что в межпереписной период 1939-1959 гг. численность городского населения в Горно-Алтайской АО росла медленными темпами [6. С. 32]. В другом исследовании указывалось, что «алтайское население, хотя и в небольших размерах, но втягивалось в процесс урбанизации», и «при этом изменение удельного веса городского населения носило постепенный, плавный характер» [7. С. 159-160]. Изначально, на протяжении ХІХ в., знакомство ку-мандинцев с городской средой было связано с торговыми поездками наиболее успешных купцов. С открытием в 1883 г. Катехизаторского училища в Бийске освоение городского ландшафта автохтонами расширилось за счет обучающихся и сотрудников Алтайской духовной миссии. Всесоюзная перепись населения 1926 г. отразила начало перемещения кумандинцев в город. Несколько кумандинцев (пять мужчин и три женщины) уже проживали в городе, в том числе 7 человек в Бийске. В 1928 г. с. Улала (современный Горно-Алтайск) получило статус города, в нем проживали 947 ойратов и 22 алтайца (табл. 1, 2). Время появления первых ку-мандинцев в с. Улала определить проблематично. Численность кумандинцев (по данным переписи 1926 г.), чел.* Т аблица 1 Народ Городское население Сельское население Всего Кумандинцы 8 6 327 6 335 в том числе: в Бийском округе Сибирского края 7 4 941 4 948 в Ойратской АО 0 1 384 1 384 * Сост. по: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам РСФСР // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php7regp1246; http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=1128 (дата обращения: 14.06.2017). Таблица 2 Коренное население Горно-Алтайска и Бийска (по данным переписи 1926 г.), чел.* Название народа Бийск Горно-Алтайск Кумандинцы 7 0 Алтайцы 45 22 Ойраты 1 947 * Сост. по: Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по регионам РСФСР // Демоскоп Weekly. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php7regp1246; http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php7regp1128 (дата обращения: 14.06.2017). В начале 1950-х гг., в условиях послевоенной раз- тивности и ускорения темпов роста объема сельскохо-рухи, советское руководство предприняло масштабные зяйственного производства. Последствия данных преаграрные преобразования с целью повышения эффек- образований оказались очень серьезными и не очень Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск 109 позитивными; данная тема получила в отечественной историографии развернутую характеристику [8-12 и др.]. В этой связи в рамках настоящей статьи мы не будем вдаваться в их подробный анализ, но обозначим ключевые аспекты аграрной реформы. Преобразования села начались прежде всего с укрупнения колхозов через концентрацию производственной базы на центральной усадьбе. Статистические показатели реорганизации хозяйств позволяют говорить, что процесс укрупнения в Алтайском крае шел быстро. К концу пятой пятилетки (1951-1955) в крае вместо 4 220 мелких колхозов появились 1 215 крупных [13. С. 124]. Реформирование села продолжалось в течение 1950-1970-х гг. В середине 1950-х гг. распространилась новая практика - преобразование колхозов в совхозы. В 1960-е гг. началось сокращение сети сельских поселений. Для этого были введены категории перспективных и неперспективных сел. Отнесение сел к последней категории приводило к прекращению в них строительства новых и свертыванию имевшихся школ, клубов, хлебопекарен, фельдшерских и акушерских пунктов, ликвидации автобусных маршрутов и остановок, что, в сущности, означало вытеснение людей из привычных мест жительства [14. С. 116]. Кампания по ликвидации неперспективных сел в стране привела к интенсивной миграции населения и исчезновению мелких сел и деревень. Эта участь не миновала и многие кумандинские селения. В начале ХХ в. кумандинцы проживали в нескольких десятках населенных пунктах. По материалам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г., переписные карточки которой хранятся в Государственном архиве Алтайского края (Барнаул), кумандинцы проживали в следующих населенных пунктах: Алешкин (Озеро-Куреевской волости; совр. Турочакский район), Босток, Каралькин, Тайлоп, Санькин аил, Шунорак, Алешкин (Нижне-Кумандинской волости; совр. Красногорский район), Бугочак, Елтош, Иртышкин, Калташ, Камы-шак, Курлек, Озерки, Пильно, Ташта, Ужлеп, Егона, Бехтимир, Караган, Карасево, Кичек, Кубия, Курлаган, Пешпер, Сайлапка, Сузоп, Тебенда, Тосток, Эбека, Нарлык, Подчайная, Сарыково, Тиберек, Чапша, Березовка, Излап II, Калашево, Каракан, Половинка, Сату-га, Темтешка, Шаландайка, Шатобал, Шумиха. На сегодняшний день большинство населенных пунктов, где кумандинцы традиционно проживали и численно преобладали, исчезли или на гране закрытия. Автохтоны продолжают проживать лишь в нескольких селах: Ужлеп (Красногорский район), Сузоп, Тосток, Шатобал (Солтонский район), Санькин аил и Шунорак (Турочакский район). Жители неперспективных кумандинских селений были вынуждены покидать свои родные села и переехать на центральные усадьбы совхозов и в районные центры: Солтон, Красногорское, Турочак. Однако не все кумандинцы из мелких деревень направились в «перспективные» поселения. Значительная часть кумандинцев устремилась, минуя «перспективные» села, в города: Бийск, Горно-Алтайск, а также крупные населенные пункты Кемеровской области. Стоит отметить, что одновременно с аграрными преобразованиями в близлежащих к территории традиционного проживания кумандинцев городах развернулось активное строительство промышленных предприятий. Так, в Горно-Алтайске в 1950-1960-е гг. было построено несколько крупных предприятий легкой (ткацкая, швейная и др. фабрики) и строительной промышленности (кирпичный завод, ЖБИ); в Бийске -химический комбинат (1959), мебельная фабрика (1960), предприятия оборонной промышленности и др. Большинство предприятий нуждалось в низкоквалифицированных сотрудниках, которые стали прибывать из сельской местности. Определенную роль, видимо, сыграл и демографический фактор, что позволяет предполагать нарастание миграции с середины 1960-х гг. Именно на это время приходится достижение 16-20-летнего возраста появившимися после войны детьми, количественно превосходящими тех, кто родился в 1941-1945 гг. Особенности статистического учета в советский период, когда кумандинцы рассматривались как этнографическая группа алтайцев и, соответственно, отдельно не учитывались в ходе проведения переписей, позволяют лишь выявить темпы прироста численности городских кумандинцев в 1930-1980-е гг. Если в Горно-Алтайск стекались представители разных народов Алтая, то алтайцы в Бийске в основном были представлены кумандинцами (например, в 2010 г. в условиях сокращения численности бийских кумандинцев -643 человек против 303 алтайцев), что позволяет использовать данные статистики. Как видно из табл. 3, наибольший приток алтайцев (в основном это были кумандинцы) в Бийск пришелся на 1960-1970-е гг., что привело к увеличению их численности в 4 раза (с 278 в 1959 г. до 1 117 человек в 1979 г.). Стоит отметить, что численность кумандин-цев в Горно-Алтайске росла менее интенсивно, достигнув к 2002 г. лишь 445 человек. Параллельно шло сокращение численности кумандинцев в сельской местности. Так, в Красногорском районе, ставшем основным местом исхода, численность коренного населения с 1959 по 1979 г. сократилась в 3 раза (с 1 403 до 430 человек), в Солтонском районе, откуда автохтоны мигрировали в том числе в Кемеровскую область -почти в 2 раза (с 967 до 487 человек); в Турочакском районе, где помимо кумандинцев проживали тубалары и челканцы, - в 1, 5 раза (с 4 240 до 2 816 человек). Значительная часть демографических потерь сельских кумандинцев была связана с активно нараставшими ассимиляционными процессами во второй половине ХХ в. наряду с увеличивающимся оттоком коренного населения в города рассматриваемых регионов и за их пределы. В свою очередь, мигрировали и продолжают уезжать в основном молодые люди, что приводит к трансформации возрастной структуры у сельских кумандинцев: увеличению доли старшей и сокращению доли младшей возрастных групп. В результате увеличивается уровень смертности за счет старения коренного населения и снижается уровень рождаемости в результате выбытия в город людей репродуктивного возраста. 110 В.В. Николаев, А.П. Чемчиева Численность алтайцев (по данным Всесоюзных переписей)' Название города / района 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. Алтайский край г. Бийск 136 278 717 1 117 1 150 Красногорский (Старобардинский) район 1 800 1 403 930 430 397 Солтонский район 1 612 967 696 487 404 Республика Алтай (Ойротская АО, Горно-Алтайская АО) г. Горно-Алтайск (Ойрот-Тура) 2 807 2 379 3 610 4 676 6 215 Турочакский район 4 240 3 200 3 148 2 816 2 767 * Материалы предоставлены Т ерриториальными органами Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай и Алтайскому краю; ГАРА (Государственный архив Республики Алтай). Ф. Р-61. Оп. 9. Д. 2. Л. 3, 14; Д. 3. Л. 22; Д. 9. Л. 119. Несомненно, большую часть выбывших с территории Турочакского района составили кумандинцы, так как в 2002 г. в городе проживало 9,6% (150 человек) тубаларов и 13,6% (135 человек) челканцев от общей численности (табл. 4). Данные статистики подтверждаются результатами проведенного социологическо го опроса. Результаты по опрошенным кумандинцам городов Горно-Алтайск и Бийск во многом идентичны: 38 и 37,9% соответственно являются горожанами в первом поколении, 44 и 50% - во втором поколении, 16 и 8,6% - в третьем, 2 и 3,4% - в четвертом и более (табл. 5). Т аблица 3 Т аблица 4 Изменение численности кумандинцев (по данным Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг.) Распределение ответов на вопрос: «Вы, горожанин, в каком поколении?», % Поколения г. Бийск (n = 58) г. Горно-Алтайск (n = 50) В первом поколении* 37,9 38 Во втором поколении 50 44 В третьем поколении 8,6 16 В четвертом и более поколении 3,4 2 * К горожанам в первом поколении были отнесены те респонденты, которые раньше своих родителей переехали жить из села в город, а также респонденты, которые раньше родителей обосновались в городе, но позже перевезли родителей в город. В ходе опроса были выявлены мотивы смены места жительства, несколько различающиеся у кумандинцев из Горно-Алтайска и Бийска. Основные причины переезда: поиск лучшей работы, профессиональный рост (31,3% ответов респондентов в Горно-Алтайске и 40,7% в Бийске), улучшение условий жизни (29,2 и 25,9%), получение специального образования (27,1 и 24,1% соответственно). Стоит также отметить, что, по словам респондентов, «ликвидация села», в котором они проживали, стала важным событием при принятии решения о переезде в город, но не главным. Так, в ГорноАлтайске доля таких ответов составила 14,6%, в то время как в Бийске - только 3,7% (табл. 6). Анализ результатов опроса позволил выявить смещение акцента в причинах переезда в город в предвоенные и первые послевоенные годы (раскулачивание, репрессии, получение образования) и в годы аграрных преобразований на селе и индустриального развития в 1950-1970-е гг. (улучшение условий жизни, поиск работы и получение образования). Сопоставление данных опроса о том, с какой территории прибыли в город горожане в первом поколении и предки (родители, бабушки и дедушки) горожан во втором или третьем поколении, позволило получить интересные результаты. Так, 68,4% кумандинцев ГорноАлтайска, являющихся горожанами в первом поколении, прибыли из Турочакского района, 21,1% - из Красногорского района, по 5,3% - из Усть-Канского и Сол-тонского районов. В большинстве случаев кумандин-цы оказывались вне территории традиционного проживания (в Усть-Канском, Онгудайском, Шебалинском или других районах) в результате вступления в брак или Территории Городское и сельское население Городское население Сельское население Численность, чел. Прирост 2010 к 2002, % Численность, чел. Прирост 2010 к 2002, % Численность, чел. Прирост 2010 к 2002, % 2002 2010 2002 2010 2002 2010 Кумандинцы 3 114 2 892 -7,1 1 704 1 400 -17,8 1 410 1 492 +5,8 из них проживают на территории: Алтайского края 1 663 1 401 -15,8 831 609 -26,7 832 792 -4,8 Бийский городской округ 732 643 -12,2 732 530 -27,6 - 113 +113 Красногорский район 348 282 -19 - - - 348 282 -19 Солтонский район 406 306 -24,6 - - - 406 306 -24,6 Республики Алтай 931 1 062 +14,1 445 440 -1,1 486 622 +28 г. Горно-Алтайск 445 440 -1,1 445 440 -1,1 - - - Майминский район 76 93 +22,4 - - - 76 93 +22,4 Турачакский район 322 413 +28,3 - - - 322 413 +28,3 Чойский район 21 25 +19,1 - - - 21 25 +19 Кемеровской области 294 225 -23,5 246 185 -24,8 48 40 -16,7 Т аблица 5 Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск 111 распределения после окончания учебного заведения (вузы, училища). В Бийске в силу иного географического расположения среди кумандинцев, являющихся горожанами в первом поколении, 45,5% являются выходцами из Красногорского района, 36,4% - из Сол-тонского, 18,2% - из Турочакского района (табл. 7). В случае с горожанами во втором и третьем поколениях, чьи предки перебрались в город в середине -второй половине ХХ в., фиксируется иная ситуация. Так, 48,4% респондентов в Горно-Алтайске указали, что их мать или бабушка были уроженками Красногорского района, 22,6% - Турочакского, 12,9% - Сол-тонского; в Бийске 55,6% - Красногорского, 13,9% -Турочакского, 8,3% - Солтонского района. Схожие данные сообщили респонденты о своих предках по мужской линии: 54,8% опрошенных в Горно-Алтайске отметили, что их отец или дед были уроженцами Красногорского района, 16,1% - Турочакского, 12,9% -Солтонского; в Бийске 58,3% - Красногорского, 13,9% -Турочакского, 8,3% -Солтонского района (табл. 8). Распределение ответов кумандинцев-горожан (первое поколение) на вопрос: «Какова была причина Вашего (Ваших предков) переезда в город?», % Т аблица 6 Причины переезда г. Бийск (n = 54) г. Горно-Алтайск (n = 48) Получение специального образования 24,1 27,1 Поиск лучшей работы, профессиональный рост 40,7 31,3 Улучшение условий жизни (доход, жилье, благоустройство, магазины, культурный досуг) 25,9 29,2 Забота о будущем детей (обучение, реализация творческого потенциала) 11,1 8,3 Смена климата 1,9 - Вступление в брак 5,6 4,2 Ликвидация села 3,7 14,6 Другое - 6,3 Затрудняюсь ответить 3,7 - Примечание. Сумма превышает 100%, так как респондент мог выбрать несколько вариантов ответов. Т аблица 7 Распределение ответов кумандинцев-горожан (первое поколение) на вопрос: «Из какого района Вы впервые переехали в город?», % Районы г. Бийск (n = 22) г. Горно-Алтайск (n = 19) Красногорский район 45,5 21,1 Солтонский район АК 36,4 5,3 Турочакский район РА 18,2 68,4 Усть-Канский район РА - 5,3 Т аблица 8 Распределение ответов кумандинцев-горожан (второе и последующие поколения) на вопрос: «Из какого района Ваш отец (дед) и мать (бабушка) впервые переехали в город?», % г. Бийск г. Горно- Алтайск Район отец (дедушка) мать (бабушка) отец (дедушка) мать (бабушка) (n = 36) (n = 36) (n = 31) (n = 31) Был(а) уроженцем(кой) этого города 13,9 11,1 6,5 6,5 Из Красногорского 58,3 55,6 54,8 48,4 Из Солтонского 8,3 8,3 12,9 12,9 Из Турочакского 13,9 13,9 16,1 22,6 Из Чойского - - 3,2 3,2 Из Шебалинского - - 3,2 3,2 Из Онгудайского - - 3,2 3,2 Из другого региона - 2,8 - - Затрудняюсь ответить 5,6 8,3 - - В.В. Николаев, А.П. Чемчиева 112 соседских связей. Это иллюстрируют и результаты опроса. Бийские кумандинцы в большей степени утратили связь с родственниками в деревне (табл. 9), чем горно-алтайские, проживающие в целом в более комфортной этнической среде. Кумандинцы проживают в разных районах городов, посещают разные учебные заведения, работают на разных предприятиях. Ассимиляция бийских кумандинцев, видимо, началась в 1990-е гг. Если в 1989 г. в Бийске проживало 1 150 алтайцев, в 2002 г. - 732 кумандинца и около 300 алтайцев, то к 2010 г. их численность уменьшилась до 946 человек (643 кумандинца и 303 алтайца). Необходимо пояснить несколько моментов. Во-первых, опубликованные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. менее подробные, чем итоги переписи 2010 г. В частности, нет сведений о количестве алтайцев, тубаларов, челканцев и теленгитов, проживающих в Бийске. Можно оперировать лишь общими данными по региону (например, численность городских алтайцев в Алтайском крае). Во-вторых, цифра 643 бийских кумандинца в 2010 г. формируется из 530 человек, проживающих собственно в городе, и 113 человек, проживающих в селах, входящих в административнотерриториальную единицу Бийский городской округ. В 2002 г. в ходе проведения переписи жители сел были учтены как городские жители. Вследствие муниципальной реформы 2006 г. они получили статус сельских жителей. Таким образом, де-юре 113 кумандин-цев стали сельскими жителями в 2006 г., де-факто они все так же проживают рядом с городом и работают на городских предприятиях. Учитывая, что с 2002 по 2010 г. численность горо-жан-алтайцев (с учетом теленгитов, тубаларов, чел-канцев) в Алтайском крае изменилась незначительно (численность увеличилась с 1 186 до 1 188 человек), можно предполагать, что численность кумандинцев в 1989 г. составляла около 850 человек. Таким образом, в течение 1990-2000-х гг. численность бийских ку-мандинцев сократилась примерно на четверть (с примерно 850 в 1989 г. до 643 в 2010 г.). Т аблица 9 Распределение ответов на вопрос: «Поддержив ли вы связь с родственниками в деревне?», % Характер связи с родственниками г. Бийск (n = 58) г. Горно-Алтайск (n = 50) Да, регулярно ездим друг к другу в гости, созваниваемся по телефону 24,1 40 Да, но видимся и созваниваемся редко 29,3 24 Нет, потеряли связь 8,6 6 Нет, родственников в деревне нет 37,9 30 Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск 113 кумандинцев в общей численности примерно в 5% в 1959 г. Для сравнения, в это время доля горожан в общей численности населения в РСФСР составляла 52,8%, в Алтайском крае - 32,9%, в Горно-Алтайской автономной области - 18,9%. Во-вторых, перемещение в город коренного населения было интенсивным в короткий период времени: в 1960-1970-е гг. В-третьих, учитывая более позднее вовлечение кумандинцев в процесс урбанизации, можно утверждать, что индустриализация (или рабочая миграция, по материалам нашего соцопроса), ставшая основной причиной притока сельского населения в города страны, имела меньшее значение. Улучшение условий жизни и получение образования являлись важными мотивами при переезде в город кумандинцев во второй половине ХХ в. В настоящее время численность городских куман-динцев сокращается, в первую очередь вследствие ассимиляционных процессов, дополняющихся учебной и рабочей миграцией наиболее активной части молодежи за пределы Алтайского края и в меньшей степени - Республики Алтай. Сохранение существующих трендов приведет к дальнейшему сокращению численности городских кумандинцев. Альтернативой приведенного выше негативного прогноза является деятельность общественных объединений, способствующая актуализации этнической идентичности и сплочению кумандинцев в городах. Вокруг подобных организаций, сделавших акцент на проведении разнообразных праздничных и спортивных мероприятий, в настоящее время происходит формирование городских общин кумандинцев. Благодарности. Авторы благодарят жителей городов Бийск и Горно-Алтайск за содействие и участие в проведенном этносоциологическом исследовании.

Ключевые слова

кумандинцы, миграция, урбанизация, Алтай

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Николаев Василий ВладимировичИнститут археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, научный сотрудникnikolaevvv06@mail.ru
Чемчиева Аржана ПетровнаНовосибирский государственный университеткандидат философских наук, младший научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследованийchemchieva@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Николаев В.В. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI века). Новосибирск : ИАЭТ СО РАН, 2012. 312 с.
Блюм А., Филиппова Е. Перепись на Алтае // Этнография переписи - 2002. М. : Авиаиздат, 2003. С. 72-93.
Назаров И.И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура. Барнаул : Алтайский дом печати, 2013. 192 с.
Донской Ф.С., Попова А.Г., Романова Е.С. и др. Урбанизация и малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия). Якутск : ИПМНС СО РАН, 2001. 86 с.
Тишков В.А., Коломиец О.П., Мартынова Е.П., Новикова Н.И., Пивнева Е.А., Терехина А.Н. Российская Арктика: коренные народы и про мышленное освоение. М. ; СПб. : Нестор-История, 2016. 272 с.
Исупов В.А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х - конец 50-х гг.). Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991. 291 с.
Население Западной Сибири в ХХ веке. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1997. 170 с.
Горбачёв О.В. На пути к городу: сельская миграция в Центральной России (1946-1985 гг.) и советская модель урбанизации. М. : Изд-во МПГУ, 2002. 158 с.
Шлыкова О.В. Преобразование колхозов в совхозы в 1950-1960-е годы // Вестник Саратовского государственного социально экономического университета. 2008. № 3. С. 152-154.
Шлыкова О.В. Аграрная политика СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг.: краткая историография вопроса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 5. С. 210-213.
Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке. Устная история. Барнаул : БГПУ, 2008. 528 с.
Васильев М. Неперспективные села и преобразование колхозов в совхозы в 1950-х - начале 1960-х гг. (по материалам Тамбовской области) // Власть. 2012. № 2. С. 161-164.
Алтай в послевоенный период : историко-экономический очерк. Барнаул, 1974. 222 с.
Никитаева Е.Б. Политика ликвидации «неперспективных» сел и деревень в 1960-1970 гг. и ее последствия для Центральной России // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. 2012. № 5. С. 115-117.
 Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск в ХХ - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/16

Миграция кумандинцев в города Горно-Алтайск и Бийск в ХХ - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/16