Рассматриваются авиационные прицелы различных типов Рабоче-крестьянской Красной Армии и армии Германии, использовавшиеся в военных действиях в период Великой Отечественной войны. Проводится сравнение технических характеристик авиационных прицелов. Оценивается практическая значимость выявленных достоинств и недостатков прицелов в боевых условиях. Основываясь на обозначенном сравнении, выявлено отсутствие превосходства авиационных прицелов Г ермании над авиационными прицелами Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Comparative characteristics of aviation sights of the RKKA and Luftwaffe in the Great Patriotic war.pdf Самым надежным источником оперативной информации об окружающей обстановке, в том числе в боевых условиях, является зрение. Все основные операции по обнаружению и идентификации противника, а также по прицеливанию и определению координат осуществляются при помощи зрительного контакта. Однако человеческое зрение довольно ограничено. Соответственно, глазам военнослужащего в боевой обстановке необходима помощь для эффективного противодействия противнику. Средством такой помощи является оптический прицел. В суждениях экспертов об авиации времен Великой Отечественной войны нередко встречаются мнения о превосходстве авиационных прицелов вермахта над прицелами авиации Советского Союза [1]. Цель данной статьи - сравнить характеристики авиационных оптических прицелов Красной Армии и вермахта в период Великой Отечественной войны и доказать сравнительные преимущества авиационных прицелов армии СССР. Сравнение будет проводиться по доступным для изучения характеристикам авиационных прицелов [2]. Развитие военной оптики началось еще в глубокой древности, а именно в античную эпоху. С того времени развитие военной оптики шло непрерывно, но в разном темпе. Например, прицеливание «на глаз» при использовании гладкоствольного оружия снизило необходимость в развитии оптики в силу нецелесообразности такого процесса. Ситуация изменилась с появлением нарезного оружия в середине XIX в., когда увеличились точность и дальность стрельбы. Как итог -развитие прицельной техники приобрело актуальность и продолжило свое стремительное развитие. Оптические приборы используются большинством армий развитых стран мира. Оптические приборы авиации являются необходимым условием успешного ведения воздушного боя и поражения сил и средств противника на земле. Можно сказать, что авиация слепа без оптических приборов. Опыт Первой мировой войны ярко продемонстрировал необходимость, во-первых, самого применения оптических прицелов, во-вторых, развития собственной оптической промышленности, базис для которой -Государственный оптический институт - был создан в 1918 г. [3]. Несмотря на это, СССР еще несколько лет не мог отказаться от импорта иностранных оптических стекол. Однако к началу Великой Отечественной войны оптическая промышленность Советского Союза уже смогла достичь уровня бывших импортеров. Также можно отметить, что Советский Союз был одним из государств, которые по достоинству оценили кол-лиматорные прицелы и стали брать их на вооружение. «Коллиматором называется оптическое устройство, состоящее из объектива и сетки, поставленной в фокальной плоскости объектива. Лучи света, пройдя через сетку и объектив, выходят из последнего параллельными пучками, проектируя изображение сетки в бесконечность» [4. С. 6]. Одним из наиболее популярных коллиматорных прицелов являлся «коллиматорный прицел ПБП-1 для прицеливания при стрельбе из неподвижного оружия и бомбометания с пикированием в дневное и ночное время. Устанавливался на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-3, Як-7Б, Як-9 и пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2» [2. С. 331]. Одна из его модификаций - коллиматорный прицел ПБП-1Б (рис. 1) -был не менее популярным, чем предшественник, и устанавливался на такие модели легендарных самолетов, как штурмовик Ил-2, истребитель Як-3 и пр. Основным характеристиками авиационного прицела ПБП-1Б являются: фокусное расстояние объектива -110 мм; световой диаметр объектива - 50 мм; удаление зрачка глаза от большого кольца прицела - 240 мм; удаление зрачка глаза от малого кольца прицела -350 мм; угловая величина радиуса большого кольца прицела - 6°; угловая величина радиуса малого кольца прицела - 4° (оптические данные); уклонение визирной линии от нулевого положения: вниз - на 20°, вверх - Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе 183 на 5°; цена делений шкалы углов упреждения: малого -30', среднего - 1°, большого - 2° (конструктивные данные); высота прицела - 185 мм; ширина - 145 мм; длина с осветителем - 148 мм; длина со снятым осветителем -125 мм; вес прицела - 1,5 кг (габариты и вес) [4]. Прицел ПБП-1Б также имел диапазон высот 4004 000 м, неограниченное поле зрения; кратность, равную 1. В 1942 г. на смену коллиматорному ПБП-1Б пришел механический ВВ-1 (см. рис. 1), более удобный для боевых условий. Прежний авиационный прицел существенно ограничивал качество прицеливания и поражения цели, так как на большой высоте прицеливанию при горизонтальном полете мешал капот двигателя, а на низкой высоте внимание военного пилота было сосредоточено на управлении боевой машиной, а не на прицеливании. Пришедший на смену ВВ-1 был очень прост в конструкции: на капоте двигателя была расположена мушка, а также нанесены дугообразные линии, которые помогали летчику выбрать момент для сброса бомб; на лобовом бронестекле были нанесены горизонтальные метки. Рис. 1. Прицел ВВ-1 (слева) и прицел ПБП-1Б (справа) [5, 8] Один из легендарных советских бомбардировщиков Пе-2 оснащался бомбовым прицелом ОПБ-1м (рис. 2). Тип прицела - визир. Имеет диапазон высот 600-6 000 м, поле зрения 31°, увеличение х 1,2, диапазон углов прицела от +75° до -15°. Вес прицела - 6 кг. Не стоит забывать и об истребителях. Если о прицеле ПБП-1Б, установленном на истребителях МиГ-3, Лагг-3, Як-3 мы поговорили, то обошли вниманием истребитель И-16 и его авиационный прицел ОП-1 (рис. 3, таблица). Теперь необходимо обозначить, какие авиационные прицелы использовались летчиками вермахта в боевых действиях, и определить их технические характеристики. К сожалению, данных об использовавшихся прицелах мало, а их описаний в открытом доступе еще меньше. Следовательно, весь спектр использовавшихся вермахтом авиационных прицелов охватить в данном исследовании не удастся. Удалось определить, что на самолеты вермахта, например на легендарные Fw-190, Me-262, Bf.109, во времена Второй мировой войны устанавливались прицелы Revi C-12 и его различные модификации, Revi EZ-40, Revi EZ-42, а также бомбовый прицел Lotfe 7 с различными модификациями. Revi С-12 являлся стандартным прицелом авиации люфтваффе. Изображение прицела Revi C/12 N представлено на рис. 4. В целом можно заметить как минимум внешнее сходство коллиматорного прицела вермахта с колли-маторным прицелом ПБП-1 авиации Советского Союза. Теперь сравним технические характеристики Revi C/12 N с характеристиками ПБП-1 и других кол-лиматорных прицелов советской авиации. Немецкий прицел имел поле обзора 15°, в то время как советский прицел имел неограниченное поле зрения. Немецкий прицел имел габариты длины, ширины и высоты 220, 103 и 170 мм соответственно. Вес немецкого прицела -1,4 кг. Советский ПБП-1 имел следующие габариты длины, ширины и высоты: 148, 145, 185 мм соответственно. Вес ПБП-1 составлял 1,5 кг. Расстояние от зрачка глаза до рефлекторного стекла Revi С/12 N составляло от 200 до 450 мм, в то время как у ПБП-1 это показатель равнялся значениям от 240 до 350 мм. Таким образом, несмотря на небольшое количество доступных технических характеристик прицелов ПБП-1 и Revi C/12 N, можно провести сравнение и сказать, что по габаритам трудно сравнивать оба прицела, так как и тот и другой имеют свои преимущества и недостатки. Так, немецкий прицел имеет меньшие значения ширины и высоты, что при прочих равных усло- В.П. Кирьянов 184 виях улучшало обзор летчикам вермахта. Однако, несмотря на улучшение обзора, немецкий прицел существенно проигрывал в длине советскому коллиматор-ному прицелу, что могло сказаться на безопасности летчика при вынужденной посадке. Именно по причине небезопасности во время посадок советские летчики стали постепенно переходить на механический прицел ВВ-1. Рис. 2. Навигационный визир ОПБ-1м [6. С. 338] Рис. 3. Прицел оптический прямой наводки ОП-1 [7] „ Характеристики авиационного прицела ОП-1 [7] Характеристики ОП-1 Увеличение от 3,15 до 3,85 крат Поле зрения, не менее 12,5° Диаметр зрачка выхода, не менее 4,3 мм Удаление зрачка выхода от последней поверхности окуляра, не менее 22 мм Предел разрешения, не более 15 крат Параллакс между изображением бесконечно удаленного предмета и плоскостью сетки, не более 2° Параллакс между плоскостью сетки и нитью, не более -2° Светопропускание, не менее 50% Предел диоптрийной установки окуляра от -0,5 до -1,5 дптр Масса, не более 2,1 кг Габаритные размеры, не более 362 х 78 х 110 мм Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе 185 Говоря о схожести авиационных прицелов армий противников, можно упомянуть сходство не только самых популярных прицелов Revi C12/ N и ПБП-1, но и бомбовых прицелов ПС-1 (рис. 5) и Lofte 7 (рис. 6). Основываясь на внешнем сходстве бомбовых прицелов и практически идентичном расположении составных частей и элементов прицелов, можно предположить, что оба прицела имеют примерно идентичные технические характеристики. Даже если не имеется возможности сравнить механические прицелы Красной Армии и вермахта, то стоит упомянуть пусть и не о техническом совершенстве советского прицела ВВ-1, но о его эффективности в боевой обстановке, удобстве и безопасности для советских летчиков. В первую очередь, прицел ВВ-1 устанавливался на штурмовиках Ил-2, на превосходство которых в небе указывал даже генерал вермахта Вальтер Швабедиссен в своей книге «Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации в 1941- 1945 гг.»: «советская штурмовая авиация оказалась значительно более действенной, чем это предполагалось перед началом кампании...» [10]. rcARLZETSsA Kcniililatl Si.Illll Л Hill 1 JENA 1 КеѵІ C/12 X Mu IV. I'll 1 127-Л? N/f FI 52 391 ѴіІАІі'ГІі^ііІіи 1 (J Рис. 4. Авиационный прицел Revi C/12 N и его характеристики [9] 186 В.П. Кирьянов cARLZEISs JENA kriinl.btl Lolfe 7(1 n .'.2611 Ki’iniy.rirliiiiiiig: I6< іиіііг 7(. i«l *ni /і^г-мі f*»r •!•••» Ihinilw*i»*»irf mi інііі/іщ» >1- .....I i.liiilbi.. a il fr»lr unit sli‘ii4niiiiUiai sfiallmis іич*і*2іі* /ігіі l.nlfr 7< link .In. Рис. 6. Бомбовый прицел Lofte 7С [Там же] Рис. 5. Бомбовый прицел ПС-1 [9] I Г1ІІІІІ-ГІІГ ЛіІШІІІГІІ (мгіііі-чччігпі: ItoinlM’iixiHjcrrat ііаіті < lpli-гііг Wrrlr: \\ ГГИГІІІІГГШІЗ I lun ar b.UI \\t»«lrilt«|*i|ii)l інІітніѵіі'гЬаг (.і-«і1іміиіІі~кгіі iibrr C»riniil ІІІккmink.-l fur t-Ynimlir 1ІІІ1КѴ»iuki‘1 lur lltlf*i i«ii*r flM.Ilkrl I I 'lllllrrlltltljt (In Kin i< -\\ ltll.klr.fi ііімКігііі л іи ЛінЫіі4к'і|іГ ІігтсіигнгГііігІагі- І.4ІІІ}І"ГІШІІІІІ? ІМГІІ Кг.’Мі*! Mill s**»ti l ll k t ГІ-І ІІ Мп.имгІ \\ l«l< I !:il Ѵпцііін'іі llrlrii-l.aaiiiiiiiiiiiig Uiifi'-Muiiir ІІІІІ jllfU >|*ІІГМ І.ІІ ulialr 2 ІІІІІГ Н-»П т И.»0 Ііі. 10 ПОП ... I >0 l>i* 600 kin II 110" !»•• TlltlU*lll(}ril l.li iilmlr.iniMiiilur I \\ ..It Dri'li/лЫ (IMM) ( Uwtiiii^irfliriinil Кггйгі- Мпіиг N. ІИ 11 -. ІІІІІІІ-Иміи.іітмі.г І.гіяінндаі і'і ііГ.ііміі (•таіМІі* I .і'і«І і nif;».i 111 и .linin’ liri Bbrr 1 Л" tiihiN* IIHxiiiis) ••I*« U V\\ .III \\нІй-ііігпі|и*га(ііг ■ на 90 w all l*a I'Ml W .11 20" 6" S.'ilrnlriflHinki I 0 In. 2. M III Iми 6f 1.1 min Hr.il I i. f ІМ1 1*11 IHIII r|HJ I'Hl in* .6.1 ka В заключение хотелось бы отметить в целом роль советской авиации в Великой Отечественной войне. В период Великой Отечественной войны советскими летчиками было сделано более трех миллионов боевых вылетов. Противник в результате действий советской авиации потерял более пятидесяти тысяч боевых самолетов. Конечно, к началу Великой Отечественной войны Советский Союз отставал от вермахта в качестве техники и вооружения, но не по всем технологиям. К тому же грамотные действия советского руководства и личностные качества конструкторов позволили дать отпор противнику, в короткое время создав новые образцы вооружения и техники. Свой вклад в победу над противников внесли и авиационные прицельные приспособления, без которых советским летчикам было бы крайне трудно одерживать победы в воздушных боях и уничтожать силы противника на земле. Бытует мнение, даже среди исследователей-историков, о превосходстве боевой техники и авиации вермахта над силами Советского Союза. Однако это утверждение оказалось не совсем верным в отношении авиации и, в частности, авиационных прицелов Красной Армии. Сравнение по доступным для анализа характеристикам прицелов показало, что прицелы советской авиации не только не уступали, но даже превосходили авиационные прицелы Люфтваффе.
Кирьянов Виктор Парфенович | Томский государственный университет | старший преподаватель цикла подготовки офицеров запаса кафедры разведки и общевоенной подготовки при Военном учебном центре, аспирант кафедры российской истории факультета исторических и политических наук | kirianov1970@gmail.com |
Кондратьев В.И. Сравнительный анализ конструкций и летно-технических данных советских и германских истребителей принимавших участие в ВОВ. URL: http://vspomniv.ru/iak_protiv_messera.htm (дата обращения: 11.01.2021)
Романов Д.И. Оружие воздушного боя. URL: http://www.airforce.ru/history/romanov/index.htm (дата обращения: 11.01.2021).
Истрия АО ГОИ // АО «Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова». URL: http://www.npkgoi.ru/?module=articles&c=history &b=1 (дата обращения: 10.12.2020).
Бах И.В., Вернидуб И.И., Демкина Л.И. и др. Оружие победы / под общ. ред. В.Н. Новикова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1987. 512 с.
Описание и инструкция по обслуживанию. Прицел ПБП-1Б. М., 1945. 31 с.
Брацлавский Д.А., Логунов С.С. Приборы на самолете. М. : Изд-во и тип. Оборонгиза, Гл. ред. авиац. лит., 1947. 524 с.
Прицелы оптические прямой наводки ОП-1, ОП-4 // ГП Изюмский приборостроительный завод. URL: http://www.ipz.com.ua/index.php? catid=51:2012-05-17-07-19-02&id=169:-1-4&Itemid=97&option=com_content&view=article (дата обращения: 11.12.2020).
Люди и самолеты // Авиация Второй мировой. URL: https://airpages.ru/img/vv2.shtml (дата обращения: 12.12.2020).
Славнин С.Н. Оружие победы. М. : Вече, 2005 // ЛитМир : электронная библиотека. URL: https://www.htmir.me/br/?b=558176&p=25 (дата обращения: 15.12.2020).
Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе // Авиация : военное обозрение. URL: https://topwar.ru/170953-legendy-i-mify-velikoj-vojny-chelovecheskij-faktor-vvs-rkka-i-ljuftvaffe.html (дата обращения: 12.12.2020).