Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе в Великой Отечественной войне | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/26

Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе в Великой Отечественной войне

Рассматриваются авиационные прицелы различных типов Рабоче-крестьянской Красной Армии и армии Германии, использовавшиеся в военных действиях в период Великой Отечественной войны. Проводится сравнение технических характеристик авиационных прицелов. Оценивается практическая значимость выявленных достоинств и недостатков прицелов в боевых условиях. Основываясь на обозначенном сравнении, выявлено отсутствие превосходства авиационных прицелов Г ермании над авиационными прицелами Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Comparative characteristics of aviation sights of the RKKA and Luftwaffe in the Great Patriotic war.pdf Самым надежным источником оперативной информации об окружающей обстановке, в том числе в боевых условиях, является зрение. Все основные операции по обнаружению и идентификации противника, а также по прицеливанию и определению координат осуществляются при помощи зрительного контакта. Однако человеческое зрение довольно ограничено. Соответственно, глазам военнослужащего в боевой обстановке необходима помощь для эффективного противодействия противнику. Средством такой помощи является оптический прицел. В суждениях экспертов об авиации времен Великой Отечественной войны нередко встречаются мнения о превосходстве авиационных прицелов вермахта над прицелами авиации Советского Союза [1]. Цель данной статьи - сравнить характеристики авиационных оптических прицелов Красной Армии и вермахта в период Великой Отечественной войны и доказать сравнительные преимущества авиационных прицелов армии СССР. Сравнение будет проводиться по доступным для изучения характеристикам авиационных прицелов [2]. Развитие военной оптики началось еще в глубокой древности, а именно в античную эпоху. С того времени развитие военной оптики шло непрерывно, но в разном темпе. Например, прицеливание «на глаз» при использовании гладкоствольного оружия снизило необходимость в развитии оптики в силу нецелесообразности такого процесса. Ситуация изменилась с появлением нарезного оружия в середине XIX в., когда увеличились точность и дальность стрельбы. Как итог -развитие прицельной техники приобрело актуальность и продолжило свое стремительное развитие. Оптические приборы используются большинством армий развитых стран мира. Оптические приборы авиации являются необходимым условием успешного ведения воздушного боя и поражения сил и средств противника на земле. Можно сказать, что авиация слепа без оптических приборов. Опыт Первой мировой войны ярко продемонстрировал необходимость, во-первых, самого применения оптических прицелов, во-вторых, развития собственной оптической промышленности, базис для которой -Государственный оптический институт - был создан в 1918 г. [3]. Несмотря на это, СССР еще несколько лет не мог отказаться от импорта иностранных оптических стекол. Однако к началу Великой Отечественной войны оптическая промышленность Советского Союза уже смогла достичь уровня бывших импортеров. Также можно отметить, что Советский Союз был одним из государств, которые по достоинству оценили кол-лиматорные прицелы и стали брать их на вооружение. «Коллиматором называется оптическое устройство, состоящее из объектива и сетки, поставленной в фокальной плоскости объектива. Лучи света, пройдя через сетку и объектив, выходят из последнего параллельными пучками, проектируя изображение сетки в бесконечность» [4. С. 6]. Одним из наиболее популярных коллиматорных прицелов являлся «коллиматорный прицел ПБП-1 для прицеливания при стрельбе из неподвижного оружия и бомбометания с пикированием в дневное и ночное время. Устанавливался на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-3, Як-7Б, Як-9 и пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2» [2. С. 331]. Одна из его модификаций - коллиматорный прицел ПБП-1Б (рис. 1) -был не менее популярным, чем предшественник, и устанавливался на такие модели легендарных самолетов, как штурмовик Ил-2, истребитель Як-3 и пр. Основным характеристиками авиационного прицела ПБП-1Б являются: фокусное расстояние объектива -110 мм; световой диаметр объектива - 50 мм; удаление зрачка глаза от большого кольца прицела - 240 мм; удаление зрачка глаза от малого кольца прицела -350 мм; угловая величина радиуса большого кольца прицела - 6°; угловая величина радиуса малого кольца прицела - 4° (оптические данные); уклонение визирной линии от нулевого положения: вниз - на 20°, вверх - Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе 183 на 5°; цена делений шкалы углов упреждения: малого -30', среднего - 1°, большого - 2° (конструктивные данные); высота прицела - 185 мм; ширина - 145 мм; длина с осветителем - 148 мм; длина со снятым осветителем -125 мм; вес прицела - 1,5 кг (габариты и вес) [4]. Прицел ПБП-1Б также имел диапазон высот 4004 000 м, неограниченное поле зрения; кратность, равную 1. В 1942 г. на смену коллиматорному ПБП-1Б пришел механический ВВ-1 (см. рис. 1), более удобный для боевых условий. Прежний авиационный прицел существенно ограничивал качество прицеливания и поражения цели, так как на большой высоте прицеливанию при горизонтальном полете мешал капот двигателя, а на низкой высоте внимание военного пилота было сосредоточено на управлении боевой машиной, а не на прицеливании. Пришедший на смену ВВ-1 был очень прост в конструкции: на капоте двигателя была расположена мушка, а также нанесены дугообразные линии, которые помогали летчику выбрать момент для сброса бомб; на лобовом бронестекле были нанесены горизонтальные метки. Рис. 1. Прицел ВВ-1 (слева) и прицел ПБП-1Б (справа) [5, 8] Один из легендарных советских бомбардировщиков Пе-2 оснащался бомбовым прицелом ОПБ-1м (рис. 2). Тип прицела - визир. Имеет диапазон высот 600-6 000 м, поле зрения 31°, увеличение х 1,2, диапазон углов прицела от +75° до -15°. Вес прицела - 6 кг. Не стоит забывать и об истребителях. Если о прицеле ПБП-1Б, установленном на истребителях МиГ-3, Лагг-3, Як-3 мы поговорили, то обошли вниманием истребитель И-16 и его авиационный прицел ОП-1 (рис. 3, таблица). Теперь необходимо обозначить, какие авиационные прицелы использовались летчиками вермахта в боевых действиях, и определить их технические характеристики. К сожалению, данных об использовавшихся прицелах мало, а их описаний в открытом доступе еще меньше. Следовательно, весь спектр использовавшихся вермахтом авиационных прицелов охватить в данном исследовании не удастся. Удалось определить, что на самолеты вермахта, например на легендарные Fw-190, Me-262, Bf.109, во времена Второй мировой войны устанавливались прицелы Revi C-12 и его различные модификации, Revi EZ-40, Revi EZ-42, а также бомбовый прицел Lotfe 7 с различными модификациями. Revi С-12 являлся стандартным прицелом авиации люфтваффе. Изображение прицела Revi C/12 N представлено на рис. 4. В целом можно заметить как минимум внешнее сходство коллиматорного прицела вермахта с колли-маторным прицелом ПБП-1 авиации Советского Союза. Теперь сравним технические характеристики Revi C/12 N с характеристиками ПБП-1 и других кол-лиматорных прицелов советской авиации. Немецкий прицел имел поле обзора 15°, в то время как советский прицел имел неограниченное поле зрения. Немецкий прицел имел габариты длины, ширины и высоты 220, 103 и 170 мм соответственно. Вес немецкого прицела -1,4 кг. Советский ПБП-1 имел следующие габариты длины, ширины и высоты: 148, 145, 185 мм соответственно. Вес ПБП-1 составлял 1,5 кг. Расстояние от зрачка глаза до рефлекторного стекла Revi С/12 N составляло от 200 до 450 мм, в то время как у ПБП-1 это показатель равнялся значениям от 240 до 350 мм. Таким образом, несмотря на небольшое количество доступных технических характеристик прицелов ПБП-1 и Revi C/12 N, можно провести сравнение и сказать, что по габаритам трудно сравнивать оба прицела, так как и тот и другой имеют свои преимущества и недостатки. Так, немецкий прицел имеет меньшие значения ширины и высоты, что при прочих равных усло- В.П. Кирьянов 184 виях улучшало обзор летчикам вермахта. Однако, несмотря на улучшение обзора, немецкий прицел существенно проигрывал в длине советскому коллиматор-ному прицелу, что могло сказаться на безопасности летчика при вынужденной посадке. Именно по причине небезопасности во время посадок советские летчики стали постепенно переходить на механический прицел ВВ-1. Рис. 2. Навигационный визир ОПБ-1м [6. С. 338] Рис. 3. Прицел оптический прямой наводки ОП-1 [7] „ Характеристики авиационного прицела ОП-1 [7] Характеристики ОП-1 Увеличение от 3,15 до 3,85 крат Поле зрения, не менее 12,5° Диаметр зрачка выхода, не менее 4,3 мм Удаление зрачка выхода от последней поверхности окуляра, не менее 22 мм Предел разрешения, не более 15 крат Параллакс между изображением бесконечно удаленного предмета и плоскостью сетки, не более 2° Параллакс между плоскостью сетки и нитью, не более -2° Светопропускание, не менее 50% Предел диоптрийной установки окуляра от -0,5 до -1,5 дптр Масса, не более 2,1 кг Габаритные размеры, не более 362 х 78 х 110 мм Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе 185 Говоря о схожести авиационных прицелов армий противников, можно упомянуть сходство не только самых популярных прицелов Revi C12/ N и ПБП-1, но и бомбовых прицелов ПС-1 (рис. 5) и Lofte 7 (рис. 6). Основываясь на внешнем сходстве бомбовых прицелов и практически идентичном расположении составных частей и элементов прицелов, можно предположить, что оба прицела имеют примерно идентичные технические характеристики. Даже если не имеется возможности сравнить механические прицелы Красной Армии и вермахта, то стоит упомянуть пусть и не о техническом совершенстве советского прицела ВВ-1, но о его эффективности в боевой обстановке, удобстве и безопасности для советских летчиков. В первую очередь, прицел ВВ-1 устанавливался на штурмовиках Ил-2, на превосходство которых в небе указывал даже генерал вермахта Вальтер Швабедиссен в своей книге «Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации в 1941- 1945 гг.»: «советская штурмовая авиация оказалась значительно более действенной, чем это предполагалось перед началом кампании...» [10]. rcARLZETSsA Kcniililatl Si.Illll Л Hill 1 JENA 1 КеѵІ C/12 X Mu IV. I'll 1 127-Л? N/f FI 52 391 ѴіІАІі'ГІі^ііІіи 1 (J Рис. 4. Авиационный прицел Revi C/12 N и его характеристики [9] 186 В.П. Кирьянов cARLZEISs JENA kriinl.btl Lolfe 7(1 n .'.2611 Ki’iniy.rirliiiiiiig: I6< іиіііг 7(. i«l *ni /і^г-мі f*»r •!•••» Ihinilw*i»*»irf mi інііі/іщ» >1- .....I i.liiilbi.. a il fr»lr unit sli‘ii4niiiiUiai sfiallmis іич*і*2іі* /ігіі l.nlfr 7< link .In. Рис. 6. Бомбовый прицел Lofte 7С [Там же] Рис. 5. Бомбовый прицел ПС-1 [9] I Г1ІІІІІ-ГІІГ ЛіІШІІІГІІ (мгіііі-чччігпі: ItoinlM’iixiHjcrrat ііаіті < lpli-гііг Wrrlr: \\ ГГИГІІІІГГШІЗ I lun ar b.UI \\t»«lrilt«|*i|ii)l інІітніѵіі'гЬаг (.і-«і1іміиіІі~кгіі iibrr C»riniil ІІІккmink.-l fur t-Ynimlir 1ІІІ1КѴ»iuki‘1 lur lltlf*i i«ii*r flM.Ilkrl I I 'lllllrrlltltljt (In Kin i< -\\ ltll.klr.fi ііімКігііі л іи ЛінЫіі4к'і|іГ ІігтсіигнгГііігІагі- І.4ІІІ}І"ГІШІІІІІ? ІМГІІ Кг.’Мі*! Mill s**»ti l ll k t ГІ-І ІІ Мп.имгІ \\ l«l< I !:il Ѵпцііін'іі llrlrii-l.aaiiiiiiiiiiiig Uiifi'-Muiiir ІІІІІ jllfU >|*ІІГМ І.ІІ ulialr 2 ІІІІІГ Н-»П т И.»0 Ііі. 10 ПОП ... I >0 l>i* 600 kin II 110" !»•• TlltlU*lll(}ril l.li iilmlr.iniMiiilur I \\ ..It Dri'li/лЫ (IMM) ( Uwtiiii^irfliriinil Кггйгі- Мпіиг N. ІИ 11 -. ІІІІІІІ-Иміи.іітмі.г І.гіяінндаі і'і ііГ.ііміі (•таіМІі* I .і'і«І і nif;».i 111 и .linin’ liri Bbrr 1 Л" tiihiN* IIHxiiiis) ••I*« U V\\ .III \\нІй-ііігпі|и*га(ііг ■ на 90 w all l*a I'Ml W .11 20" 6" S.'ilrnlriflHinki I 0 In. 2. M III Iми 6f 1.1 min Hr.il I i. f ІМ1 1*11 IHIII r|HJ I'Hl in* .6.1 ka В заключение хотелось бы отметить в целом роль советской авиации в Великой Отечественной войне. В период Великой Отечественной войны советскими летчиками было сделано более трех миллионов боевых вылетов. Противник в результате действий советской авиации потерял более пятидесяти тысяч боевых самолетов. Конечно, к началу Великой Отечественной войны Советский Союз отставал от вермахта в качестве техники и вооружения, но не по всем технологиям. К тому же грамотные действия советского руководства и личностные качества конструкторов позволили дать отпор противнику, в короткое время создав новые образцы вооружения и техники. Свой вклад в победу над противников внесли и авиационные прицельные приспособления, без которых советским летчикам было бы крайне трудно одерживать победы в воздушных боях и уничтожать силы противника на земле. Бытует мнение, даже среди исследователей-историков, о превосходстве боевой техники и авиации вермахта над силами Советского Союза. Однако это утверждение оказалось не совсем верным в отношении авиации и, в частности, авиационных прицелов Красной Армии. Сравнение по доступным для анализа характеристикам прицелов показало, что прицелы советской авиации не только не уступали, но даже превосходили авиационные прицелы Люфтваффе.

Ключевые слова

авиационный прицел, Советская Армия, вермахт, технические характеристики

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кирьянов Виктор ПарфеновичТомский государственный университетстарший преподаватель цикла подготовки офицеров запаса кафедры разведки и общевоенной подготовки при Военном учебном центре, аспирант кафедры российской истории факультета исторических и политических наукkirianov1970@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Кондратьев В.И. Сравнительный анализ конструкций и летно-технических данных советских и германских истребителей принимавших участие в ВОВ. URL: http://vspomniv.ru/iak_protiv_messera.htm (дата обращения: 11.01.2021)
Романов Д.И. Оружие воздушного боя. URL: http://www.airforce.ru/history/romanov/index.htm (дата обращения: 11.01.2021).
Истрия АО ГОИ // АО «Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова». URL: http://www.npkgoi.ru/?module=articles&c=history &b=1 (дата обращения: 10.12.2020).
Бах И.В., Вернидуб И.И., Демкина Л.И. и др. Оружие победы / под общ. ред. В.Н. Новикова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1987. 512 с.
Описание и инструкция по обслуживанию. Прицел ПБП-1Б. М., 1945. 31 с.
Брацлавский Д.А., Логунов С.С. Приборы на самолете. М. : Изд-во и тип. Оборонгиза, Гл. ред. авиац. лит., 1947. 524 с.
Прицелы оптические прямой наводки ОП-1, ОП-4 // ГП Изюмский приборостроительный завод. URL: http://www.ipz.com.ua/index.php? catid=51:2012-05-17-07-19-02&id=169:-1-4&Itemid=97&option=com_content&view=article (дата обращения: 11.12.2020).
Люди и самолеты // Авиация Второй мировой. URL: https://airpages.ru/img/vv2.shtml (дата обращения: 12.12.2020).
Славнин С.Н. Оружие победы. М. : Вече, 2005 // ЛитМир : электронная библиотека. URL: https://www.htmir.me/br/?b=558176&p=25 (дата обращения: 15.12.2020).
Легенды и мифы Великой Отечественной. Человеческий фактор ВВС РККА и Люфтваффе // Авиация : военное обозрение. URL: https://topwar.ru/170953-legendy-i-mify-velikoj-vojny-chelovecheskij-faktor-vvs-rkka-i-ljuftvaffe.html (дата обращения: 12.12.2020).
 Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе в Великой Отечественной войне | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/26

Сравнительные характеристики авиационных прицелов РККА и люфтваффе в Великой Отечественной войне | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 69. DOI: 10.17223/19988613/69/26