Детская повседневность Томска в зеркале периодики (1961-1964 гг.)
В фокусе внимания статьи - представления о детской повседневности Томска в текстах местной периодической печати, газетах «Красное знамя» и «Молодой Ленинец» (1961-1964 гг.). Рассматривается содержательная направленность информационных сообщений о детях. Наиболее освещаемыми темами стали учебный процесс в школе и деятельность городской пионерской организации. Особое внимание также уделялось роли государства в жизни детей.
Children daily life of Tomsk in the reflection of periodicals (1961-1964).pdf Актуальность исследований феномена детской повседневности обусловлена междисциплинарным характером поднимаемой темы. Реконструкция сюжетов детской жизни, форм и способов работы с детьми со стороны школы, семьи и государства открывает не только перспективы использования полученных данных в педагогике, истории, социальной антропологии, но и возможности выстроить адекватную социальную политику по отношению к детям сегодня. Данная статья обращена к опыту советского детства, одним из направлений изучения которого становятся исследования периодических изданий, не только направленных на детей, таких как «Пионер», «Мурзилка», «Веселые картинки», но и новостного и общественно-политического содержания. Цель статьи состоит в рассмотрении информационных поводов, проблем, тем, лежавших в основе публикаций о детской повседневности в томских газетах «Красное Знамя» и «Молодой Ленинец». Названные издания характеризуются широкой тематической направленностью. Здесь публиковались новости международного и местного характера, отображалась трудовая и общественная активность томичей, были заметки о спорте, юморески, фельетоны и т.д. Особенностью такого рода источников является то, что пресса в заявленный период обрела новый социально-политический вес, функционируя как основной посредник в деле формирования мировоззрения читателей, мобилизации и дисциплинарной практики [1. C. 284]. Изучение советской детской повседневности сквозь призму региональной периодики - активно развивающееся направление, здесь хочется отметить работы коллег из Омска - А.В. Сушко [2], М.С. Носова [3], К.К. Нуркина [4], и из Перми - В.М. Коренюк [5], Е.В. Протасова [6]. Авторы обращаются к исследованию писем школьников в газеты, реконструируют жизнь детей во время Великой Отечественной войны, в том числе отправленных в Сибирь в эвакуацию, рассматривают репрезентации образовательной и трудовой деятельности школьников и пионеров, детский досуг. В рамках данного исследования были просмотрены 1 221 номер газеты «Красное знамя» и 622 номера «Молодого Ленинца» за период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1964 г. В выбранный временной промежуток на детей возлагалась особая роль - как на жителей общества будущего, а значит, и строителей коммунизма. В 1961 г. принимается Третья программа КПСС, где не только содержится призыв об обеспечении счастливого детства каждому советскому ребенку, но и сформулирован ряд общественно одобряемых качеств для подрастающего поколения: любовь к Родине, трудовая и общественная активность, преданность делу коммунизма [7. C. 98]. Последним годом правления Н.С. Хрущева станет 1964 г., в октябре он будет отправлен на пенсию, смена руководства обусловит изменение социальных, экономических и идеологических векторов развития страны, что и станет решающим фактором при определении верхней временной границы. Материалом данной статьи служит региональная пресса, работа с которой включала в себя несколько этапов. Первый - просмотр и отбор текстов публикаций, содержащих информацию о детской жизни в областном центре. Индикаторами, по которым статья попадала в общий массив данных, стали слова и словосочетания «дети», «детство», «пионер», «октябренок», «школа», «отряд», «детский сад», «двор», «детская площадка», «дворец пионеров», «музыкальная школа», «детская спортивная секция», «художественная школа», «кружок». Второй шаг - объединение выбранных информационных сообщений в общие тематические категории для последующей их интерпретации. Всего сформировано девять блоков: «школа и учебный процесс», «пионеры и деятельность пионерской организации», «здоровье, уход, безопасность», «городское детское пространство», «детский досуг», «детский спорт», «государство и дети», «детский сад», «дополнительное образование». Рассмотрим подробнее каждый из них. Блоки «школа и учебный процесс» и «пионеры и деятельность пионерской организации» близки друг А.И. Ермолова 14 другу, практически каждый школьник СССР был октябренком и пионером, этот статус был почетным и важным, поэтому часто мероприятия, проводимые пионерской организацией, проходили в школе. Стоит отметить, что в первую категорию были отнесены сообщения об организации учебного процесса и содержании уроков, во вторую попали статьи о приеме в пионеры, пионерских праздниках, об участии пионеров в общественно-полезной работе. На страницах локальных изданий публиковались материалы, подготовленные местными врачами о детских болезнях, прививках, уходе за новорожденными. Сотрудники милиции готовили информацию о поведении на дороге, деятельности детской комнаты милиции, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Пожарные информировали о том, что делать в случае пожара, об опасности игр с легковоспламеняющимися предметами. Были сообщения о детском питании, игрушках, одежде, мебели. Все это отнесено в блок «здоровье, уход, безопасность». Жизнь детей в свободном пространстве города занимала важную роль в дискурсе печатных изданий, поднимались вопросы о благоустройстве детских площадок во дворах домов, городских парках, о времяпрепровождении детей на них, все это нашло отображение в четвертой тематической категории - «городские детские пространства». Блок «детский досуг» объединил в себе информационные сообщения о мероприятиях, проводимых для детей, сюда же отнесены рецензии на спектакли, отзывы о кинофильмах для детей и подростков. Отдельной категорией был обозначен «детский спорт», государство особое внимание уделяло его развитию, ведь советский человек в первую очередь должен быть сильным и здоровым. В Томске работали разные спортивные школы. Кроме того, постоянно организовывались мероприятия по зимним и летним видам спорта: «Золотая шайба» (хоккей), «Кожаный мяч» (футбол), лыжные гонки на призы газеты «Пионерская правда», соревнования по легкой атлетике, гимнастике, шахматам. Процесс подготовки к ним, а также ключевые состязания активно освещались в местной прессе. Еще одна важная тема - государство в жизни детей. Сюда были отнесены статьи, в которых рассказывалось о том, какие постановления, связанные с детьми, приняты партией, как это отразится на их жизни, как они реализуются на местах. Локальные СМИ часто освещали деятельность горкома и райкомов с точки зрения их взаимодействия со школами, учреждениями дополнительного образования. Два оставшихся тематических блока связаны с сообщениями о деятельности городских детских садов и яслей, а также учреждений дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дворец пионеров). За период с 1961 по 1964 г. было обнаружено 507 информационных сообщений разнообразного формата: новости, репортажи с детских мероприятий, заметки и эссе, авторами которых выступали сами дети, интервью со школьниками, вожатыми, учителями и др. Стоит отметить, что нас интересовали только публикации о жизни детей в Томске; большое количество сообщений было посвящено повседневности детей в населенных пунктах области, эти сообщения не попали в анализируемую выборку, но для наглядности отображены в графике о тематическом распределении сообщений (рис. 1.). об (газование детей Томская область Допольнительное Детский сад Государство в жизни Детский досуг Рис. 1. Тематическое распределение сообщений о детской повседневности (количество сообщений) бн Детская повседневность Томска в зеркале периодики (1961-1964 гг.) 15 Количество сообщений о детской повседневности в разные годы представлено в таблице. Из нее видно, что наибольшее число приходится на 1961 г. (193), а наименьшее - на 1964 г. (96). Примечательно, что за три года цифра сократилась в два раза. Пик интереса к детской теме приходится на 1961 г. В это время идет подготовка новой программы партии к XXII съезду КПСС, где 31 октября она и будет принята. В программе был представлен не только план строительства коммунизма, а также описан моральный облик его строителей, которыми и должны стать подрастающие поколения, ведь именно им предстояло жить в обществе будущего. Локальные газеты пестрят заголовками: «Воспитать молодое поколение в духе коммуниз ма», «Программа нашей жизни. Дети наше будущее», «Маленький гражданин Страны Советов», «Разговор о человеке будущего», «Воспитание нового человека -важнейшая задача». Можно предположить, что на частоту упоминаний детей и связанных с ними тематических направлений, речь о которых пойдет ниже, повлияли публикация и принятие новой программы КПСС. В последующие годы другие информационные поводы стали более значимыми, а значит, и более освещаемыми: успехи СССР в космосе (полеты Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешковой, выход советских космонавтов в открытый космос, полет экипажа в составе трех человек), усиление холодной войны -Карибский кризис. Число публикаций, посвященных детям Год «Молодой Ленинец» «Красное Знамя» Всего 1961 150 43 193 1962 45 76 121 1963 62 35 97 1964 55 41 96 А.И. Ермолова 16 Публикации данного тематического блока являются третьими по популярности после освещения учебы и пионерской деятельности, всего 34 сообщения. Преобладают данные о поддержке государством детского образования, всеобщность и массовость которого -следствие революции. Делается акцент на строительстве новых школ, детских садов и учреждений дополнительного образования, а также на материальнотехническом оснащении уже имеющихся [23, 24]. Обращает на себя внимание, что не обходится и без упоминания личного вклада Н.С. Хрущева в заботу о подрастающем поколении: «Трудно найти более благодатный материал для воспитания нашей молодежи, чем речь Никиты Сергеевича Хрущева на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства» [25]; «В наш детский сад родители принесли газеты с докладом Н.С. Хрушева и стали поздравлять друг друга. Партия рассматривает воспитание нового человека как важнейшую составляющую в коммунистическом преобразовании общества, государство все более берет на себя содержание подрастающего поколения», - пишут местные газеты [26]. Активное присутствие государственного внимания о детях продолжалось и в, казалось бы, совершенно свободных от взрослых дворовых городских пространствах. Поощрялась деятельность школ, пионерских и комсомольских организаций, домоуправлений по организации детской занятости в городских дворах. Все это широко освящала местная пресса. Важное место занимала и работа по облагораживанию территории, в том числе и силами самих детей [27]. Несмотря на все усилия, проблема увеличения и обустроенности городских детских пространств в Томске оставалась открытой. Место для детских площадок, как правило, было занято гаражами, самовольными постройками (сараями), огородами, столами для вечерних посиделок взрослых. Особенностью томских дворов было присутствие общественных воспитателей; как правило, это были действующие или бывшие педагоги городских школ и учреждений дополнительного образования. Они курировали и организовывали занятость детей. «Ребята с воспитателем пойдут в кино, или на речку, или в лес. Вечером будут готовиться к концерту самодеятельности. Сейчас готовится второй концерт. Первое выступление ребят прошло с большим успехом» [28]. Впрочем, частой темой на страницах местных газет были вопросы нехватки или отсутствия воспитателей на городских детских площадках, отмечалось, что детьми никто не занимается, они предоставлены сами себе [29]. Одним из положений программы Коммунистической партии было указание на то, что физкультура и спорт должны прочно войти в повседневный быт советских людей. Сообщения о детском спорте в первую очередь касались доступности спортивных объектов: турники, футбольные поля и хоккейные коробки должны появляться в городских дворах и на пришкольных территориях. Увеличение сообщений о детском спорте характерно для 1964 г. В это время советский футболист Лев Яшин выступил с инициативой создания всесоюзных соревнований дворовых команд «Кожаный мяч», его инициативу поддержал советский тренер по хоккею Анатолий Тарасов, основав турнир «Золотая шайба», что станет важными инфоповодами спортивной работы среди детей. Еще одной темой для публикаций в местной печати был детский досуг. Публиковались анонсы и объявления о мероприятиях для детей, рецензии на уже прошедшие детские спектакли, широко освещалась деятельность городских детских библиотек [30-32]. Наименьшее внимание со стороны прессы было уделено дополнительному образованию и детским садам: 14 и 9 сообщений соответственно. Анализ публикаций в региональной прессе позволяет определить ряд особенностей детской повседневности в Томске. В первую очередь внимание уделяется трудовой и культурно-образовательной составляющим детской жизни. В периодической печати это отражается в том, что в каждом выделенном нами тематическом блоке присутствуют данные компоненты. Пионеры и школьники собирают металлом, участвуют в субботниках, убирают урожай в колхозе, проходят практику на заводах, но в то же время прилежно учатся, посещают спектакли, выставки, библиотеки, дополнительно занимаются в музыкальных и художественных школах. Даже во дворах с детьми ведется образовательно-воспитательная работа силами общественных педагогов. В целом в оптике публикаций томской периодики создается идеальный образ советского ребенка и его повседневности - это всесторонне развитый человек, юный советский гражданин, прилежный ученик или ученица, занимающийся общественной работой, находящийся под постоянным контролем со стороны общественности и государства.
Ключевые слова
Томск,
периодика,
повседневность,
дети,
история детстваАвторы
Ермолова Александра Ивановна | Томский государственный университет | ассистент кафедры антропологии и этнологии факультета исторических и политических наук | mery-05@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Марсиане // Красное знамя. 1963. 5 марта.
Остался мальчонка в городе // Красное знамя. 1961. 11 июля.
Снежная королева // Молодой Ленинец. 1961. 8 янв.
Удачный спектакль // Молодой Ленинец. 1961. 24 фев.
Дети, здоровье, восхищение // Красное знамя. 1964. 15 июля.
Детская дворовая // Красное знамя. 1962. 5 июля.
Почему у двора приуныла детвора // Молодой Ленинец. 1961. 16 июля.
Школьное дело - дело партийное // Красное знамя. 1962. 12 окт.
Новый учебный год не за горами // Красное знамя. 1964. 28 марта.
На повестке дня - идейно-политическое воспитание молодежи // Молодой Ленинец. 1963. 10 апр.
Уроки труда // Красное знамя. 1961. 1 апр.
На уроках труда // Красное знамя. 1962. 27 окт.
Нравится ли нам завод? // Молодой Ленинец. 1964. 7 февр.
Все лучшее детям! // Красное знамя. 1962. 1 июня.
Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования : закон в СССР от 22.12.1958 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. 2020. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.html (дата обращения: 17.11.2020).
Разговор о литературе // Красное знамя. 1962. 24 сент.
На уроке химии // Молодой Ленинец. 1964. 24 янв.
Долой шаблонные уроки // Красное знамя. 1964. 12 мая.
Идут уроки // Красное знамя. 1962. 5 окт.
Незабываемый год двухлетки // Молодой Ленинец. 1961. 1 окт.
Двухлетка в двенадцатой // Молодой Ленинец. 1962. 16 мая.
Двухлетка выполнена // Молодой Ленинец. 1962. 13 мая.
Празднует пионерия // Молодой Ленинец. 1961. 24 мая.
Внучата Ильича вступают в пионеры // Красное знамя. 1963. 24 апр.
Рапортует пионерия // Красное знамя. 1963. 19 мая.
Программа Коммунистической партии Советского Союза // XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза : стенографический отчет. М. : Госполитиздат, 1962. Т. 2. 608 с.
Протасова Е.В. Заметки школьников в периодических изданиях Пермской области (на материалах 1960-х - 1970-х гг. // Научный диалог. 2013. № 8 (20): Педагогика. С. 152-166.
Коренюк В.М. Детская игровая повседневность 1940-1950-х гг. (на материалах Молотовской области) // Исторические, философские, поли тические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69), ч. 2. C. 80-82.
Нуркина К.К. Повседневная жизнь Омского ребенка в отражении периодической печати (1960-1970 гг.) // Омский научный вестник. 2015. № 2 (136). С. 44-47.
Носова М.С. Повседневная жизнь детей Омска в годы Великой Отечественной войны в отражении газеты «Омская правда» // Вестник Ом ского университета. Сер. Исторические науки. 2019. № 2 (22). С. 106-111.
Сушко А.В., Носова М.С. Дети Ленинграда на Омской земле в годы Великой Отечественной войны // Новейшая история России. 2020. Т. 10, № 2. С. 330-347.
Уль К.Б. Поколение между «Героическим прошлым» и «Светлым будущим»: роль молодежи во время «Оттепели» // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 279-326.