Статья посвящена вопросам организации приходской деятельности в одной из наиболее отдаленных окраин империи - Якутском крае. Определено, что возникновение православных приходов как низовых церковных структур, связанных с организацией религиозной жизни населения, происходило в конце XVIII - первой половине XIX в., когда Русская церковь уже являлась составной частью государственного аппарата и были утеряны элементы самостоятельности в деятельности приходов. Рассмотрена специфика служения приходского клира в Якутии.
Special features of the beginnings of parochial work in the Yakut region (18th - first half of the 19th centuries).pdf Освоение обширной территории Якутии соотносимо с XVII в. В 1632 г. был основан Якутский (Ленский) острог, и уже через два года в составе Русского государства образован Якутский уезд и назначены первые воеводы, с 1641 г. началось функционирование уездной администрации, в составе которой в острог прибыли и первые представители духовного сословия. Во второй половине XVII в. на территории уезда действовали храмы, возведенные для обслуживания религиозных потребностей пришлого православного населения. В этот период начинается процесс инкорпорации уезда в состав Русского государства, нашедший выражение в том числе и в христианизации местного населения. В церковно-административном отношении зауральская территория входила в созданную в 1620 г. Тобольскую архиепископию (затем - митрополию) площадь которой увеличивалась по мере продвижения на восток. В 1731-1852 гг., после учреждения самостоятельной Иркутской епархии, Якутия находилась в подчинении иркутских архиереев в статусе заказа (благочиния), и в этот период в крае начинается организация приходской деятельности. Приходом принято обозначать церковный округ, имеющий храм с причтом. В Русской церкви приходы существовали с начала ее истории, когда она составляла митрополию Константинопольского Патриархата, но на Руси миряне оказывали большее влияние на по-ставление приходских священников, и архиерей, как правило, доверял мнению прихожан. Приходская община проводила собрания (сходы), избирала священников, дьяконов, церковного старосту, заведовала принадлежащим приходу имуществом, контролировала поведение прихожан, уничтожала суеверия и аморальные явления в их среде, заботилась о благоустройстве храма и богослужениях, и это сложилось не путем законодательного оформления, а исторически. Приходы являлись фактически самостоятельными территориальными единицами Русской церкви, и некоторые исследователи отождествляют их с главным мирским органом самоуправления [1]. Позже, в синодальную эпоху, приходская община подвергается государственной и церковной регламен тации, ее положение изменяется, и прежде всего ликвидируется значение выборного начала. Утратив права выборности и контроля за деятельностью клира, приходы становятся государственными церковными организациями. В XIX в. устройство приходов регулируется изданным в 1841 г. Уставом духовных консисторий (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 г.), инструкциями благочинным (1857) и церковным старостам (1888), настоятелям церквей (1901) и указами Синода. Учреждение и закрытие приходов, регламентация их размеров стали прерогативой Синода, право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Приход находился под пастырским руководством приходского священника, настоятеля и главы прихода, назначаемого епархиальным архиереем. Полномочия священника излагались в ставленнической грамоте, прочтение которой на собрании прихожан рассматривалось как акт введения в служение. Перемещение священников без их согласия допускалось только в исключительных случаях, как и совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря. Помощниками приходского иерея являлись диакон и низшие клирики. Истории развития приходов и их своеобразию посвящены труды А. Папкова, М.М. Богословского и П.В. Знаменского [2-4]. Кроме того, изданы труды, авторы которых рассматривали вопросы приходской благотворительности, уровень обеспеченности приходского духовенства и др. [5, 6]. В 1910 г. в Иркутске был опубликован сборник статей якутского священника Г.М. Попова «В Якутской глуши», позволяющий составить мнение о приходской деятельности в отдаленных наслегах области в начале ХХ в. [7]. В конце ХХ - начале XXI в. были подготовлены работы исследователей, изучающих деятельности РПЦ и духовенства в восточных регионах империи, в том числе историю приходов и епархий, социально-просветительскую деятельность приходского духовенства. Важными исследованиями являются труды Н.Д. Зольниковой, разработавшей типологию сибирского прихода, рассмотревшей сферы деятельности общин и их взаимо- Особенности становления приходской деятельности в Якутском крае 67 отношения с государством [8, 9]. Изучению церковноприходских школ Томской епархии посвящены труды Ю.Ю. Гизей и В.А. Овчинникова [10, 11]. Приходская организация Сибири рассмотрена в статьях и монографиях А.П. Санникова, А.М. Адаменко, И.И. Юрга-новой [12-17]. В работе профессора А.В. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви» также уделено внимание православным приходам, которые, как указывает автор, с XVIII в. стали неотъемлемой частью государства [18]. Другой представитель русского зарубежья - И.К. Смолич - негативно оценивал синодальный период церковной истории, в частности изменение статуса приходов [19]. Таким образом, в отечественной историографии заложена основа для дальнейшей разработки проблемы истории приходов Русской православной церкви и определены основные направления работы исследователей. На протяжении столетий в Русской церкви строительство церквей влекло за собой образование приходов. Одной из основных должностных обязанностей приходских клириков Якутии было ведение метрических книг, т.е. конфессиональных актов гражданского состояния, и именно метрики позволяют составить представление о количестве приходов края в конце XVIII - начале XIX в. На основании изучения и анализа записей метрических книг очевидно, что к концу XVIII в. в Якутском заказе действовало 19 приходов, к середине XIX в. - 40 приходов, в которых систематически велась метрическая отчетность. В отличие от территории Сибири, где в XVIII в. «церкви строились во множестве» в связи с активной колонизацией региона, формирование приходов Якутии связано с военноадминистративным освоением территории и перманентной христианизацией местного населения. В Сибири преобладающей категорией приходов были сельские приходы, и среди прихожан преобладали крестьяне и поселяне. Для Якутии характерным является наличие двух типов приходских общин: городской и общины крещенного местного населения. Первый тип, сложившийся после реформы по разделению Сибири 1822 г., был представлен населением областного и окружных центров, где вслед за образованием самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии местные храмы получили статус соборных церквей. Наиболее многочисленными являлись приходские общины, состоявшие из местного населения. С типом сельской приходской общины соотносятся немногочисленные приходы южной и центральной Якутии, где население (в том числе и местное) вело оседлый образ жизни. Таким образом, приходские общины в составе местного населения можно отнести как к сельским приходским общинам, так и к общинам крещенного коренного населения в зависимости от их образа жизни. К началу XIX в. в Якутске действовало 5 градских церкви и приход Спасского мужского монастыря. Городские приходы имели стабильный состав прихожан, посещавших храмы и участвующих в проведении служб. Спецификой градских приходов является многочисленность паствы: например, к приходу Градской-Николаевской церкви было приписано 3 859 прихожан, причт Троицкого собора обслуживал 5 577 прихожан. Понятно, что состав городских приходов превышал численность горожан, так как к ним были отнесены и жители расположенных вблизи наслегов и улусов. Протяженность приходов составляла более 1 000 верст. Переписка якутского заказчика и Иркутской духовной консистории содержит сведения о продолжавшихся по несколько месяцев поездках градских священников для объезда своей паствы. Так, Вилюйский приход находился в «38 дней ходу» из Якутска, Жиганский -в 25 дней, Зашиверский - в 63 дня, Охотский - в 51 день [14. С. 247]. Сословный состав прихожан Якутска начала XIX в. составляли разночинцы - 89,4%, статские - 1,72%. военные - 1,69%, купцы, мещане и цеховые - 0,72%. духовенство - 0,44%, поселенцы - 0,22%. Необходимо учитывать, что приведена общая численность (все причисленные к данному сословию, в том числе женщины и дети). Социальная стратификация приведена с учетом группировки, представленной в исторических источниках. К духовному сословию отнесены протоиереи, попы, дьяконы, причетники, в том числе заштатные, и их жены и дети, к военным - штабс- и оберофицеры, рядовые, солдаты, их жены и дети, к статским - вновь штабс- и оберслужащие, приказные служащие, их жены и дети, к дворовым - господские слуги, их жены и дети, к поселянам - крестьяне, их жены, дети и бобыли. Особый интерес представляет категория разночинцев, объединяющая дворян, детей боярских, казачьих сотников, казаков, ссыльных, крещенных инородцев, а также их жен и детей. Следовательно, исторические источники относят большинство населения к категории разночинцев, в том числе и крещенных инородцев [20. Л. 1]. Вместе с тем представляется возможность выявить отношение прихожан города к своим христианским обязанностям. Так, из 364 отнесенных к военному сословию только 13 указаны как не посетившие исповедь и причастие. Менее обязательными были прихожане категорий статских и купечества: 156 из 371 «статских» и треть представителей купечества не были ни на исповеди, ни на причастии. Из многочисленной и разнообразной (4 064 души) группы городских разночинцев 14,8% посетили исповедь и причастие и более 30% не были ни на исповеди, ни на причастии. В целом определено, что треть православного населения Якутска не исполняла основных христианских требований - исповеди и причастия. Оговоримся, что вышеприведенная церковная статистика являлась в том числе и отчетными данными, направляемыми якутским духовным правлением в епархиальный центр, поэтому вероятно, что в ней присутствует неточность данных в сторону их увеличения. При строительстве Якутского острога в одной из его башен была расположена церковь, с 1663 г. начинается возведение строений Спасского мужского монастыря. В XVIII в. церковное строительство строго регламентировалось как церковной, так светской властью, но многочисленные указы Синода, связанные с запрещением возведения «лишних и малоприходных храмов» и часовенными разборами, а также ограничения по деревянному церковному строительству не за- И.И. Юрганова 68 тронули Якутию. Первый архиерей, посетивший Якутский край, епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович), отметил малое количество церквей и отдал распоряжение об их строительстве с указанием конкретных мест. Строительство городских храмов проходило на протяжении всего XVIII в. (Троицкий собор - 1708 г., Николаевская церковь - 1718 г., Иоанно-Предте-ченская - 1742 г., Богородицкая - 1760 г., Преображенская - 1794 г.). Первоначально они были деревянными, но уже к середине XIX столетия перестроены в камне. Сельские церкви строились из дерева - доступного и дешевого материала, и являлись форпостами по распространению православия. В 1784 г. на средства, выделенные государственной казной, была построена Жиганская Николаевская церковь, главной целью которой была христианизация местного населения: здесь останавливались миссионеры, следующие на север. Кроме того, Жиганский храм наряду с Заши-верской церковью стал одним из первых образцов деревянного церковного зодчества Якутии. Согласно проведенной в 1784 г. всероссийской переписи епархий православие в империи исповедовали 21 672 201 человек. Их обслуживала 21 141 церковь в 33 епархиях, т.е. в каждой епархии в среднем действовало 640 церквей и проживали 656 733 прихожанина. В Иркутской епархии функционировало 145 церквей (0,7% от общего количества), и на огромной территории проживали 173 247 прихожан (1,6% от общей численности), т.е. в среднем один храм обслуживал до 2 тыс. прихожан [21. С. 71-73]. В 1799 г. состоялась перепись православных храмов (с учетом изменения епархиальных границ), по итогам которой в Иркутской епархии указано уже 182 церкви, в том числе, 6 -в Якутске и по одному храму в Охотске, Олекминске, Жиганске, Зашиверске и Гижиге. Следовательно, за 15 лет в епархии было открыто 37 храмов. Наибольшее количество церквей было построено в Прибайкалье: в 1700 г. - 26 храмов, в 1800 г. - 93, из которых 79 являлись приходскими. В целом к концу столетия в Восточной Сибири функционировало 225 православных храмов (без монастырских), из которых более 200 были приходскими [14. С. 94]. Храмы возводились как на государственные дотации, так и на средства, собранные прихожанами и выделенные меценатами (дворянами и купечеством). Большинство дел о строительстве церквей в Сибири возбуждалось на основании обращений просителей от прихожан, после чего местная духовная власть устанавливала количество дворов и прихожан и расстояния до ближайших храмов и давался или не давался указ о заложении церкви. В Якутии в XVIII - начале XIX в. решение о необходимости строительства принималось совместно светской и духовной властями в связи с увеличением численности крещенных инородцев с целью сокращения огромных территорий их проживания, обслуживаемых городскими причтами. Будущим прихожанам предлагалось взять на себя расходы по строительству и содержанию храма, и в случае их согласия составлялся «общественный приговор», направляемый вместе с ходатайством в епархиальные органы. В 1837 г. по указу Иркутской духовной консистории в Якутске был создан временный Комитет «для избрания мест для строительства церквей в Якутской области», задачей которого было установление пунктов сосредоточения населения во время кочевий и ясачного сбора и составление проекта предполагаемого строительства храмов на основании пожеланий прихожан с их участием в финансировании строительства. Согласно собранным сведениям в четырех округах области имелась необходимость строительства 30 церквей, но только 3 храма прихожане обязывались возводить на свои средства, а в остальных случаях они рассчитывали на государственную поддержку [22. Л. 139]. Так, по мнению колымского исправника, расходы на строительство и содержание причта должно было взять государство, так как «все... инородцы обременены неоплатными казенными и частными долгами во взыскании коих не предвидится даже надежды», и, кроме того, «желание на построение церкви никто из инородцев досоле не изъявлял» [23. Л. 1-2]. Заметим, что в избранных для строительства местностях церкви в большинстве будут возведены позже, во второй половине XIX - начале ХХ в., после создания самостоятельной Якутской епархии, но факт деятельности Комитета характеризует внимание к вопросу обеспечения населения православными храмами. В 1852 г., в последний год пребывания Якутии в составе Иркутской епархии, в заказе действовали Спасский мужской монастырь и 24 храма [24. Л. 74]. Сельские приходы Якутии были представлены в основном крещенными инородцами, ведущими полукочевой образ жизни, и немногочисленным крестьянством. В 1806 г. сельские (инородческие) приходы составляли 14 церквей, их территории были огромными, а границы не всегда регламентированными. И если на Русском Севере границы приходов в большинстве совпадали с волостной или сельской общиной, то в Якутии в начале XIX столетия они были определены в зависимости от территориальной близости храмов. Позже, с началом активного церковного строительства, данные границы также будут приведены в соответствие с административно-территориальным делением. Согласно церковной статистике самыми крупными по численности были Сунтарский (14 560 душ) и Верх-не-Вилюйский (11 329 душ) приходы. Особенностью северных приходов Якутии являлась малочисленность населенных пунктов, связанная с кочевым образом жизни населения, отсутствием транспортной схемы и сезонной недоступностью мест кочевания. Синодальным определением 1722 г. определялось количество дворов в приходе: 100-150 дворов при одном храме с одним составом причта. Соответственно, нормой двухклирной церкви являлось наличие 200250 дворов, а при 250-300 дворах церковь считалась трехклирной, с тройным штатом священно- и церковнослужителей. Территориально-климатические особенности Якутии обусловливали иные условия служения. Количество дворов, приписанных к Сунтарскому храму в начале XIX в., составляло более 2 тыс. (2 415), они были распределены по 6 приходам, обслуживаемым 3 священниками и 6 причетниками, т.е. один священник Особенности становления приходской деятельности в Якутском крае 69 причислялся к двум приходам. В центральных российских епархиях подобное было недопустимо, но специфика проживания на севере и недостаточность духовных кадров диктовали особые условия служения (таблица). Численность прихожан якутских церквей Название церкви Кол-во дворов Численность прихожан С учетом заштатных и членов семьи Духовное сословие Военные Статские * * * 3 Я X X X о X ш Он Купцы, мещане, цеховые Дворовые Поселенцы- крестьяне и бобыли бобыли) 1 Кангаласская Покровская 315 5 127* 14 - - 4 846 - - 166 2 Олекминская Спасская 880 5 854* 21 - 26 4 183 67 - 652 3 Намская Предтеченская 244 4 030* 17 - - 3 983 8 - - 4 Борогонская Вознесенская 445 6 550* 13 - - 6 652 - - - 5 Амгинская Преображенская 260 8 393* 21 ** 17 8 046 27 - 312 6 Удская Николаевская нет данных 5 282 (?) - 113 - 5 169 - - - 7 Верхне-Вилюйская Николаевская 552 11 329* 31 - 42 11 245 - - - 8 Сунтарская Введенская 2 415 14 560 47 - - 14 501 4 - 8 9 Жиганская Николаевская 200 2 175* 14 17 21 2 035 16 - 63 10 Охотского порта Преображенская нет данных 11 Гижигинская Спасская 123 1 532* 13 224 13 970 39 155 - 12 Зашиверская Спасская 209 3 428 10 4 11 3 093 268 - 38 13 Средне-Колымская Покровская 171 1 794 10 - - 1 707 57 - 20 14 Нижне-Колымская Спасская 130 999 12 - 3 878 106 - - Примечания. * - указаны приведенные в документе данные, сумма которых не совпадает с данными последующих граф. ** - обведена незаполненная графа. *** - имеются в виду дворяне, дети боярские, казачьи сотники, казаки, ссыльные, крещенные инородцы и их жены и дети. (?) - неразборчиво. Почти 6 000 прихожан (5 720), проживавших разрозненно на значительном расстоянии от храма, числились в двух приходах Верхоянской Благовещенской церкви, и остается только предполагать, как причт, состоящий из двух священников и двух причетников, мог в течение одного года посетить всех [25. Л. 72-77]. В то же время в области имелись и малочисленные приходы. В прошении священника Удской Николаевской церкви А. Конюхова от 1815 г. отмечается, что «в приходе в настоящее время жителей 12 человек... были четыре тунгусских наслега. после уничтожения в Удском комиссарства и вывода воинской команды. удалились за 600 верст. и никогда оттуда не приезжают» [26. Л. 1]. Кроме того, в Иркутской епархии присутствовал дефицит духовных кадров. Так, в конце XVIII в. в Иркутском духовном правлении оставались незанятыми 13% священно-церковнослужительских мест, Илимском - 34%, Якутском - 41%, Селенгинском - 48%, в Нерчинском - 57%, т.е. более половины мест были вакантными [14. С. 125]. Известно, что в петровскую эпоху приходское духовенство постепенно стало замыкаться в отдельное сословие, одной из характеристик которого была наследственная передача мест служения (или продажа этих мест). И если в целом по империи замкнутое духовное сословие не могло удержать в себе всех, кто принадлежал к нему по рождению, то в отдаленных окраинах, в том числе в Якутии, хронический дефицит духовных кадров способствовал еще большему сословному обособлению лиц духовного чина. В связи с этим Якутию не затронули духовные разборы, и в источниках нет упоминания о них. Принятые в 1778 г. новые штаты церковных мест, когда на 150 дворов полагался один священник, а остальные выводились за штат, в результате чего только в Москве насчитывалось более 250 безместных священников, также были неприменимы в условиях Севера [27. С. 89]. Учитывая местные условия, духовная власть допускала некоторые отступления от правил. В 1805 г. якутским духовным правлением было разрешено не «носить младенцев в храм на крещение во время сильных морозов» [28. Л. 8]. Представляла сложность и доставка приходской документации (отчетной и метрической) в правление и далее в консисторию: «непреодолимое препятствие встречается в пересылке сих отчетов. То же в гражданский срок, когда не бывает в отдаленных местах почтовая почта, а бывает где, когда местное гражданское начальство находит надобность, то только тогда отправляет нарочного в Якутск и эти случаи не более 2-3-х в году. И когда только из некоторых мест, почему нередко встречается, что на предписание через год получен ответ» [29. Л. 6]. Согласно входящему регистру Зашиверской церкви в 1819 г. поступило 34 входящих документа (26 - указы духовного правления, 4 - сообщения от Зашивер-ского частного комиссара и др.), и указы № 1-11 были получены 26 января. Затем даты поступления документов: 21 апреля, 4 мая, 25 мая, 18 июня, 20 октября, т.е. почта приходила только 6 раз в год, или 1 раз в 2 месяца. В связи с этим приходскому духовенству было разрешено предоставлять отчетную документацию спустя год [30. Л. 33]. И.И. Юрганова 70 В 1828 г. на заседании иркутской духовной консистории был рассмотрен проект перераспределения инородцев и крестьян Якутской области по приходам [31. Л. 2, 3]. В «Ведомости, показующей сколько при каждой церкви полагается приходов, по числу оных священников и в какое время подлежит делать священникам в приходы выезды», подписанной начальником Якутской области Мягковым, указан 21 храм и имеется график поездок священников. Отмечалось, что границы приходов не должны изменяться без особых причин, запрещалось выделение «особых частей» из приходов. Кроме того, в перспективе предусматривалось создание 44 приходов, клир которых должен был составлять 40 священников и 44 причетника [25. Л. 72-77]. Представители духовенства Якутского края изначально, до включения Русской церкви в состав государственного аппарата, получали все виды «государева жалования» (денежное, хлебное, соляное). Их материальное положение не находилось в зависимости от пожертвований прихожан. Не установлено фактов закрытия храмов в связи с невозможностью их содержания паствой, имевших место как в центральной России, так и в Сибири. Вместе с тем государственное обеспечение духовенства тормозило процесс открытия новых причтов, так как это влекло за собой выделение дополнительных окладов жалования. Служение приходского духовенства Якутии включало все основные направления деятельности, в том числе и просветительство. В 1809 г. в духовное правление был направлен рапорт дьячка Нижне-Колымской церкви М. Трифонова с просьбой высылки книг для храма [32. Л. 2]. В 1842 г. на приходском сходе прихожан Амгинской церкви рассматривали вопрос о распространении картофеля и приняли решении о «доставлении по возможности 3 пуда картофеля для посева будущего года» [33. Л. 1]. Отдаленность приходов, регулярные задержки поступления жалования, дороговизна продуктов питания и их доставки способствовали возникновению практики поборов с прихожан, несмотря на установленные государством нормы оплаты за требы (3 коп. за крещение, 10 - за венчание и погребение). В 1806 г. в духовное правление поступило прошение жителей Оспетского наслега Борогонского улуса о «притеснениях и поступках» священников Охлопкова и Громова, где приводились данные о поборах за крещение (по 5 руб.), исповедь и молитвы (по 40 коп.), «за отпев прежде погребенного Стефанова... взял 1 корову». Прихожане жаловались, что священнослужители «не внушают им Слово Божие», и указывали, что священника Громова «иметь у себя не желаем» [34. Л. 1-3]. При возникновении подобных конфликтных ситуаций церковные власти всегда стремились к разумному компромиссу с верующими. Якутским духовным правлением было начато следствие, но, вероятно, в связи с недостаточностью духовенства вышеназванные иереи были перемещены к другим приходам, что косвенно подтверждается специальным Указом Синода в отношении якутского духовенства. В 1821 г. на заседании Синода было заслушано отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына «долгом сообщать Его Преосвященству (т.е. Иркутскому), все то, что сделалось известным, [что] некоторые священнослужители Иркутской епархии имеют в виду. наличные выгоды в области Якутской. где обращенные к православию дикие народы еще мла-денчествуют в своей вере. священнослужители вместо терпеливого учения и объяснений правил веры спешат пользоваться простодушием якутов, навещают в отдаленных селениях их, единственно чтобы собирать плату и не проводя ни одной требы во время, отпевают умерших которые более года уже преданы земле. отмечают в записи бывшими на исповеди и устно причастившихся тех, кого никогда не видели. Вместо искоренений этих злоупотреблений некоторые священнослужители в пост иногда берут соболями и лисицами, они доставляют им табак и крепкие напитки и, пользуясь их наклонностями к вину, поддерживают эту порочную слабость, дабы вынудить с них деньги.» В последовавшем распоряжении иркутского архиерея указывались и фамилии, и места служения тех, кто был уличен в подобных проступках и, следовательно, ему были известны данные факты. Виновные были подвергнуты штрафу (10 руб.), а также внушению «что впредь неминуемо и гораздо строже будут оштрафованы» [30. Л. 6-30]. Очевидно, что позднее формирование приходской общины и дефицит духовных кадров при особенностях территориально-климатических условий обусловили отсутствие в Якутском крае традиционных элементов православных приходов, в том числе права подбора и найма приходского духовенства. Не выявлено случаев избрания священнослужителей «на приход», они назначались духовной властью в лице иркутского архиерея по представлению якутского духовного правления. Более того, в случае, когда иерей не находил взаимопонимания со своими прихожанами, механизм его замены был сложен и долговременен, так как предусматривал рассмотрение данного вопроса и в Якутске, и в Иркутске. Тем не менее при хронической нехватке духовенства не имеется данных о назначении на церковно-служительские должности представителей других сословий, что свидетельствует о замкнутости местного духовенства. Не нашла применения и достаточно широко используемая в Восточной Сибири практика «договорных писем», когда претендент на чин священника давал прихожанам «быть с ними в согласии». Имело место и корректирование деятельности церковных старост. В «Инструкции церковным старостам» (1842), указывалось, что староста - поверенный прихожан церкви, выбранный для хранения и употребления церковных денег и вообще для хранения церковного имущества, только он имел право заниматься продажей свечей и осуществлять кошельковые сборы во время проведения служб. В Якутии во всех приходских храмах избирались старосты, утверждаемые затем духовным правлением [35. Л. 1-6]. Правление имело право отклонить предлагаемую кандидатуру и потребовать проведения новых выборов. И если в Сибири духовное начальство Особенности становления приходской деятельности в Якутском крае 71 «неукоснительно требовало наличие письменного приходского выбора - приговора схода», то в Якутии сообщение о выборе старосты было обязанностью приходского священника, дававшего в своем письме краткую характеристику избранного [9. С. 100]. Очевидно, приходской клир по договоренности с родовой знатью самостоятельно назначал старосту. Источники позволяют установить персональный состав старост церквей Якутской епархии и сделать вывод об избрании на эти должности уважаемых и почетных инородцев, выступавших связующим звеном между причтом и паствой. Вместе с тем выполнение обязанностей старосты было затруднительно для инородцев, так как из-за особенностей проживания и неграмотности они, проживая на значительных расстояниях от церкви, не могли заполнять церковные книги и составлять отчеты. «Шнуровая книга», выданная в 1825 г. вновь избранному церковному старосте Усть-Янской церкви мещанину М. Санникову, дает возможность составить представление о церковных капиталах одного из отдаленных храмов Якутии: «От прежних лет оказались: 91 р. 60 коп., 2 пуда свеч восковых, 4 фунта ладану и еще приложено 8 рублей 60 коп. и 3 песца ценой по 2 рубля. Итого - 102 р. 20 к. В 1825 г. внесено рыбой 2 000 сельдей, 230 нельм, 165 муксунов, продано из оных 800 сельдей за 12 рублей. К апрелю 1831 г. в церковной казне 2 208 р. 20 коп., в апреле 1836 г. 3 414 р. 3 коп. Расход: на свечи и их доставку, ладан, и других церковных потреб, а также деньги церковным рабочим» [36. Л. 2]. Позднее, во второй половине XIX в., по ходатайствам свт. Иннокентия (Вениаминова) специальным указом Синода (1862) было разрешено заменять избрание церковного старосты в Камчатской епархии и входящей в ее состав Якутии денежным сбором, гарантировавшим дополнительный доход причту [37. Л. 14-15]. В связи с кочевым и полукочевым образом жизни значительной части якутской паствы имел свои особенности институт приходского схода, являвшийся главным органом конфессиональной общины. Парадоксально, но в источниках не выявлено сведений о проведении сходов при градских храмах, тогда так присутствуют немногочисленные сельские приговоры, скрепленные подписями и печатями родовых старост. Учитывая многочисленность прихожан, можно предположить, что участие в сходах принимала только небольшая их часть, представленная родовой верхушкой, но итоговые документы сходов - приговоры - считались правомочными и прилагались к различного рода ходатайствам и прошениям, направляемым как в церковные, так и в гражданские учреждения. Исполнение христианских обязанностей паствы сельских приходов, большинство населения которых составляли инородцы, значительная часть которых уже была крещена, по данным якутского заказчика, в этот период оставляет желать лучшего. Миссионеры крестили инородцев, не обучив их основам веры, и дальнейшее «приведение в веру» являлось задачей приходского клира. В целом церковная статистика фиксирует, что большинство из прихожан - 76,3% - ежегодно испове довались (без причастия), 22,8% - и не исповедовались, и не причащались, соответственно, только 0,9% (т.е. менее 1%) исправно выполняли свои христианские обязанности. Приходское духовенство применяло различные способы для привлечения прихожан в храмы, главными из которых были разъяснения и увещевания. Интересен факт вовлечения в данный процесс родовой знати - князьцов и улусных голов, которых обязывали проводить сходы и давать подписки о контроле за исполнением их земляками своих христианских обязанностей. Понятно, что, будучи частью государственного аппарата, Русская церковь имела возможность воздействия на местную элиту [38. Л. 5-16]. Таким образом, формирование приходских общин в Якутии происходило в условиях огосударствления Церкви и строгой регламентации ее деятельности, в связи с чем не были использованы традиционные элементы приходской деятельности, такие как выборность клира. Функции церковного старосты в инородческих приходах вследствие неграмотности и разбросанности мест проживания основной части прихожан были значительно уменьшены по сравнению с обязанностями старост приходов Сибири. Церковное строительство осуществлялось по мере вовлечения населения в православную веру. У якутской паствы не сложилось мнения о правомочности контроля за деятельностью приходской общины. В свою очередь, назначаемый и обеспеченный государственным жалованием клир не был зависим от прихожан. Недостаточность духовных кадров приводила к злоупотреблениям со стороны приходского духовенства, рассматриваемым на уровне высшего духовного органа империи - Синода. Кроме того, территориально-климатические характеристики Крайнего Севера определили иные условия деятельности приходов. Преобладающим типом приходов являлись инородческие приходы, характеризующиеся значительностью территории и численности прихожан. Инородцы составляли большинство и в городских, и в сельских приходах. Малое количество храмов на огромной территории, неопределенность границ приходов, кочевой и полукочевой образ жизни населения вынуждали приходское духовенство большую часть своего служения проводить в объездах пасомых, и церковная статистика начала XIX столетия указывает, что только 30% православного населения области соблюдало основные христианские обряды. Отношение прихожан к своим христианским обязанностям было связано главным образом с местом их проживания и территориальной близостью храма. В дальнейшем ассимиляционные мероприятия государства, осознающего важность приобщения окраинного населения к государственной религии как составной части социокультурного процесса, дополнявшего политику по отношению к своим инородческим подданным, обеспечат организацию приходской жизни, соответствующей в целом всем нормам православия с учетом особенностей проживания в северных условиях.
Юшков С.В. Очерки по истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб. : Тип. им. М.А. Александрова, 1913. 134 с.
Папков А. Древнерусский приход : краткий очерк церковноприходской жизни в Восточной России до XVIII в. и Западной России до XVII в. Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1897. 68 с.
Богословский М.М. Земское самоуправление на русском Севере. М. : Изд. Импер. о-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1909. VIII, 322 [105] с.
Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань : Тип. Импер. ун-та, 1873. 439 с.
Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Петербурге : исторические очерки. СПб. : Тип. Главного упр. уделов, 1900. VII, 313 с.
Кильчевский В. Богатство и доходы духовенства. СПб. : Тип. «Работник», 1908. 46 с.
Попов Г.М. В Якутской глуши. Иркутск : Паровая типолит. П.И. Макушина и В.М. Посохина, 1910. 133 с.
Зольникова Н.Д. Делопроизводственные материалы о церковном строительстве как источник по истории приходской общины Сибири (н. XVII - к. 60-х гг. XVIII в.) // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на Востоке России. Новосибирск : Изд-во Сиб. отд-ния РАН, 1983. С. 102-116.
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск : Наука, 1990. 290 с.
Гизей Ю.Ю. Церковно-приходская школа Томской епархии (1884-1917). Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. 143 с.
Овчинников В.А. Церковная школа в Томской губернии // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово : Кузбасвузиздат, 1993. 164 с.
Санников А.П. Церковное служение и деятельность приходского духовенства на территории Иркутской губернии в XVII-XVIII вв. // Конфессии народов Сибири в XVII - начале ХХ вв.: развитие и взаимодействие : материалы Всерос. науч. конф. Иркутск, 2005. С. 93-108.
Санников А.П. Православный приход Забайкалья и его количественные характеристики в конце XVII - XVIII вв. // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология, Религиоведение. 2015. Т. 11. С. 219-230.
Санников А.П. Церковь, общество и государство на восточных окраинах Российской империи в XVII-XVIII вв. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 311 с.
Адаменко А.М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII - начале ХХ в. Кемерово : Кемеровский ун-т, 2004. 26 с.
Юрганова И.И. Православный приход в Якутии (XVII - начало XX вв.) // Российская история. 2014. № 3. С. 97-111.
Юрганова И.И. Иркутский период в деятельности Русской Православной церкви в Якутском крае (1731-1852 гг.) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Т. 11, № 1. С. 66-72.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви : в 2 т. Париж : YMCA-PRESS, 1959. 702 с.
Smolitsch I.K. Leben und Lehre der Starzen. Vienne, 1936. 226 S.
Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 30.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 2. Д. 128.
Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII - перв.пол. XIX вв. Иркутск, Изд-во Иркутск. гос. техн. ун-та, 1996. 208 с.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 858.
НА РС (Я). Ф. 226-и. Оп. 2. Д. 79.
Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 50. Оп. 1. Д. 50.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 94.
Цыпин Вл., протоирей. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М. : Моск дух. академия, 2006. 816 с.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 9.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 537.
НА РС (Я). Ф. 232-и. Оп. 1. Д. 10.
ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 142.
НА РС (Я). Ф. 232-и. Оп. 1. Д. 57.
НА РС (Я). Ф. 238-и. Оп. 1. Д. 13.
НА РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 26.
ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 4262.
НА РС (Я). Ф. 232-и. Оп. 1. Д. 19.
НА РС (Я). Ф. 12-и. Оп. 2. Д. 2108.
НА РС (Я). Ф. 238-и. Оп. 1. Д. 14.