Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России (1929-1937) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/9

Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России (1929-1937)

Раскрывается роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока в годы первых пятилеток. Источниковая основа исследования - научно-техническая, производственная и экономическая документация, сосредоточенная в фондах государственных архивов. Автор приходит к выводу, что электротехническое переоснащение дальневосточных предприятий стало решающим фактором индустриализации региона, роста промышленного производства, открытия его новых видов и повышения эффективности и производительности труда.

The role of electrification in the industrialization of the Russian Far East (1929-1937).pdf Переход к высокоразвитой и сильной экономике требует радикального обновления предприятий на базе новейших достижений науки, технологий и техники. Динамичная электрификация промышленности в России в период экономического подъема 1908-1913 гг. была прервана последовательностью социально-политических катаклизмов. Принятый советским правительством в 1920 г. план ГОЭЛРО ставил главной целью возрождение и развитие тяжелой индустрии, повышение производительности труда за счет замены мускульных усилий людей и животных механической энергией. Дальнейший перевод промышленных предприятий на электрическую энергию в годы индустриализации способствовал рационализации производства, открытию его новых видов, облегчению труда, экономии материалов и топлива, быстрому развитию экономики. С 1921 по 1931 г. производство электроэнергии для нужд промышленности в СССР увеличилось более чем в 20 раз [1. Л. 32]. В условиях реализации современных государственных программ по развитию Дальнего Востока РФ становится актуальным обращение к историческому опыту хозяйственного освоения этого региона. В исследовании проблем развития дальневосточной части России в 1930-е гг. до сих пор слабо изученным остается главный фактор индустриализации - электрификация промышленности. В данной статье автор анализирует региональную специфику процесса электротехнической перестройки промышленных предприятий, раскрывает значение использования электрической техники и машин в различных видах производства в 1930-е гг. Электрификация промышленности Дальнего Востока началась в конце XIX - начале XX в. Успешнее всего она проходила на стратегически важных казенных предприятиях (Дальзавод, Сучанские угольные копи), что отражало государственную политику по развитию региона и превращению его в форпост России на Тихом океане. Развитие промышленности происходило в условиях слабой заселенности края, нехватки рабочих рук, поэтому осуществлялось медленнее, чем в центре страны. На первом этапе электрификации, до начала советской модернизации, несомненно, были достигнуты определенные успехи, наработан опыт в использовании электротехники в производстве. В 1920-е гг. на пути к электрификации Дальнего Востока стояло много препятствий. Дальневосточный край как окраина страны со слабым уровнем промышленного развития не вошел в план ГОЭЛРО. Главная проблема электрификации региона заключалась в маломощности электростанций, производивших дорогую электроэнергию. В условиях практически автономного развития дальневосточной экономики в 1920-е гг. местных хозяйственным органам решение таких проблем было не под силу. Положение стало меняться только с переходом к крупному государственному энергетическому строительству в годы первых пятилеток. Спрос на электроэнергию стали удовлетворять вновь построенные районные и промышленные станции (Сучанская ЦЭС, Артёмовская ГРЭС, Комсомольская ТЭЦ-2, Хабаровская коммунальная электростанция и др.), которые отпускали в массовом количестве более дешевую электроэнергию. В конце 1920-х - 1930-е гг. начался новый этап промышленной электрификации Дальнего Востока, который характеризовался повсеместным внедрением энергетического оборудования отечественного и импортного производства. Электрификация охватила все отрасли промышленности региона, способствовала созданию новых видов производства. Промышленное электропотребление начинает расти исключительно быстрыми темпами (табл. 1). Основными потребителями региональной электроэнергии с первых лет индустриализации стали предприятия, подведомственные Наркомату тяжелой промышленности (НКТП), - угольной, машиностроительной и нефтяной отраслей, промышленности строительных материалов и цветной металлургии. Их электрификации центральными и местными партийно-хозяйственными органами уделялось первостепенное внимание. Электроэнергия в тяжелой промышленности использовалась преимущественно в качестве двигательной силы. Ее поглощали главным образом моторы, установленные для механизации тех или иных видов производств. Для технологических процессов, за исклю- 64 А.В. Маклюков Т аблица 1 Динамика производства и потребления электроэнергии на Дальнем Востоке с 1928 по 1937 г., млн кВт • ч* Производство Категории электростанций: 1928 г. 1932 г. 1937 г. Районные - - 109,1 Промышленные 5,70 27,06 121,0 Коммунальные 10,35 25,15 41,0 Т ранспортные 3,60 5,07 25,0 Сельские - 0,75 3,2 Прочие - - 6,6 Всего 19,65 58,03 305,9 Потребление Потребители: 1928 г. 1932 г. 1937 г. Промышленность 7,60 35,91 241,0 Т ранспорт 3,48 7,10 - ЖКХ 6,30 10,62 19,2 Сельское хозяйство 0,05 0,75 - Потери в сетях 2,22 3,62 - Всего 19,65 58,00 305,9 Сост. по: [3. Л. 10, 66; 4. Л. 31; 5. С. 63]. чением электросварочных аппаратов, региональная электроэнергия еще не использовалась. Наиболее масштабно на базе электрификации развернулась техническая перестройка угольной промышленности Дальнего Востока. Переход на современную технологию добычи угля механизированным и машинизированным способом позволял увеличить В конце 1920-х гг. основная добыча угля в регионе падала на Сучанские и Артёмовские копи. В 1929 г. управление Сучанских шахт сделало первый заказ новейшего электротехнического оборудования у Горлов-ского машиностроительного завода [6. Л. 2]. В сентябре 1931 г. на шахтах установлено два первых электрических стационарных компрессора «Уорингтон», что позволило начать внедрение механизированного способа отбойки горной массы с помощью отбойных молотков. В подземных выработках Сучана начинают работать новые машины с электрическим приводом -насосы, вентиляторы, лебедки, скреперы, конвейеры, электровозы. В октябре 1932 г. пущена в эксплуатацию первая врубовая машина. К 1937 г. степень механизации шахт достигала 87,7% от общей добычи угля [7. Л. 68 об.-71]. Ведущим региональным угледобывающим предприятием в 1930-е гг. становятся Артёмовские копи. В 1935-1937 гг. введены в эксплуатацию новейшие шахты, оснащенные отечественными и импортными электромашинами. В шахтах работали мощные скиповые и клетевые подъемные машины, 10 электровозов, 111 лебедок, 154 перфораторов и т.д. По мощности установленного электрооборудования (1 150 моторов на 12 718 кВт) Артёмовские копи в довоенные годы являлись крупнейшим предприятием на Дальнем Востоке [7. Л. 72-73; 8. Л. 96; 9. Л. 129]. На шахтах о. Сахалин до 1933 г. электрификация и механизация практически не происходили. На крупнейшем Октябрьском руднике в 1932 г. пущена электростанция на 320 кВт. В шахтах были установлены три первых компрессора для подачи воздуха, две лебедки и насос. Также появились отбойные молотки и электросверла [10. С. 135-136]. В годы второй пятилетки сахалинские шахты стали оснащаться различной производственные мощности угольных предприятий, давал возможность выйти на качественно новый уровень развития и обеспечить региональную экономику топливом. Трест Дальуголь, объединявший все угледобывающие предприятия края, в 1929 г. для приобретения и внедрения новой угледобывающей техники получил от государства 35 млн руб. [2. С. 27]. электротехникой - врубовыми машинами, компрессорами, транспортерами и т.д. К 1938 г. производственные процессы были механизированы на 79%, шахты обслуживало 213 моторов мощностью 2 272 кВт [11. Л. 49]. Но не вся имеющаяся техника эксплуатировалась, главным образом из-за нехватки электроэнергии. Итак, в конце 1920-х - 1930-е гг. произошла глубокая перестройка угледобывающего производства на Дальнем Востоке на основе внедрения в производство принципиально новой зарубежной и отечественной электротехники. К 1938 г. суммарная мощность установленного электрооборудования только Артёмовских и Сучанских копей достигала 21 000 кВт, что составляло 22% от мощности всех дальневосточных электростанций [9. Л. 129]. По потреблению региональной электроэнергии угольная отрасль занимала лидирующее положение. В результате электрификации отрасли стал осуществляться полный цикл механизации угледобывающего производства: уголь рубился отбойными молотками или врубовыми машинами, по конвейерам и ленточным транспортерам доставлялся к откаточному штреку, где перегружался в вагонетки и электровозом перевозился до электрического подъемника. Благодаря появлению в шахтах электрифицированных машин удельный вес механизированной добычи угля в регионе поднялся с 10% в начале первой пятилетки до 76% к концу второй, а добыча угля увеличилась в 2,4 раза [12. Л. 200]. Важнейшее значение в годы индустриализации на Дальнем Востоке приобрело создание машиностроительной отрасли. Во второй пятилетке в развитие регионального машиностроение государство вложило 882 млн руб. [13. С. 123]. Крупнейшими центрами машиностроения становятся города Комсомольск-на-Амуре Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России 65 и Хабаровск, где развернулось строительство новых судостроительных, авиационных, авторемонтных заводов и других предприятий. Также в эти годы происходила реконструкция старейших предприятий края: Дальзавода во Владивостоке и Дальсельмаша в Хабаровске. В результате в регионе стали выпускаться военные корабли, оборудование для лесной, горной, рыбной промышленности, запасные части для автомобилей, тракторов, военной техники. 23 августа 1932 г. СТО СССР принял решении о реконструкции завода «Дальсельмаш» с целью его перевода на выпуск военной техники и оружия. На эти цели выделялось 39 млн руб. К 1 октября 1933 г. электрифицированный станочный парк предприятия увеличился до 138 единиц, планировался ввод в производство еще 199 станков. На предприятии открылся отдельный электромонтажный цех [14. Л. 10-32]. Дальсельмаш постепенно превратился в широкопрофильное предприятие, способное ремонтировать любое орудие полевой артиллерии, танк или автомобиль, а также производить колесно-обозный транспорт. Крупнейшим судостроительным и судоремонтным предприятием региона являлся Дальзавод. Решение о модернизации завода было принято СНК и СТО СССР 6 ноября 1930 г. На эти цели выделялось 37 млн руб. К февралю 1933 г. на заводе было установлено 306 электромоторов общей мощностью 2 403 кВт, из них 227 станковых (2 194 кВт) и 29 крановых (209 кВт), задействованных непосредственно в производстве. Кроме того, завод обслуживали 64 сварочные машины (758 кВт). 56,5% всей потребляемой электроэнергии расходовалось на электродвигатели и 23,2% на сварочные машины [15. Л. 154]. С 1936 г. Дальзавод осваивает сборку эсминцев, а с 1937 г. - подводных лодок типа «С». Во второй пятилетке на Дальнем Востоке развернулось строительство нового крупного судостроительного завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Постановлением СТО при СНК СССР от 13 августа 1936 г. в эксплуатацию вводились ТЭЦ и корпусный цех завода, остальные производственные объекты строились и вводились в эксплуатацию в течение последующих пяти лет [16. С. 149]. В отличие от Дальзавода завод № 199 мог осуществлять не только сборку судов, поставляемых другими предприятиями, но и полноценное производство подводных лодок и эсминцев. Завод был оснащен новейшим оборудованием и станочным парком, обслуживаемым 232 моторами суммарной мощностью 2 675 кВт [9. Л. 56]. В 1932 г. правительством утвержден проект строительства авиационного завода № 83 в Хабаровске, которому было присвоено имя М. Горького. Завод строился в качестве основной ремонтной базы авиации гражданского флота и военно-воздушных сил дальневосточной армии. Строительство завода задерживалось главным образом из-за отсутствия источника электроснабжения. В 1933 г. не было возможности наладить даже освещение работ в ночное время для строительства главного корпуса. Только в 1935 г. удалось запустить дизельную станцию на 400 кВт и подключить к ней 46 моторов. Завод долго находился в достроечном состоянии, только с 1937 г. он начал выполнять ремонт самолетов [17. Л. 52]. Рост гражданского и военного автомобильного парка потребовал создания на Дальнем Востоке авторемонтного завода, строительство которого началось в 1932 г. в Хабаровске. В 1936 г. предприятие было введено в эксплуатацию. Электрифицированные станки и машины завода, работающие на 107 электромоторах, стала обслуживать дизельная станция на 1 340 кВт [18. Л. 48]. Таким образом, в годы индустриализации на Дальнем Востоке получила развитие новая отрасль промышленности - машиностроительная. Она создавалась на базе электроэнергетики и электрификации производства. Среди отраслей тяжелой промышленности по потреблению электроэнергии к 1937 г. машиностроение в регионе занимало второе место после угледобывающей отрасли. На электрическую энергию переводился многочисленный станочный парк, различные машины и аппараты. Однако новые дальневосточные машиностроительные заводы, частично введенные в эксплуатацию, еще находились в процессе строительства и не удовлетворяли растущих потребностей народного хозяйства и армии. Следует отметить, что машиностроение на Дальнем Востоке развивалось в основном как отрасль оборонной промышленности. Созданию новых предприятий других направлений машиностроения препятствовали, с одной стороны, еще недостаточный уровень развития региональной электроэнергетики, а с другой -выполнение первоочередных государственных задач по укреплению обороноспособности края, превращению его в крепость СССР на Тихом океане. В 1930-е гг. электротехнической модернизации подверглись ведущие дальневосточные предприятия промышленности строительных материалов, в частности старейшее предприятие в регионе - Спасский цементный завод. В 1935 г. в эксплуатацию вводилась первая очередь нового завода с годовой выработкой 155 тыс. т цемента. Завод был оснащен импортными и отечественными машинами, станками, вращающими печами, сушильными барабанами, вентиляторами и элеваторами. Производственный цикл был полностью переведен на электрическую энергию. Предприятие к 1936 г. обслуживало 233 мотора суммарной мощностью 7 412 кВт. Электроэнергия поставлялась централизованно от ведомственной ЦЭС на 6 000 кВт. Благодаря электротехническому переоснащению выработка цемента в 1937 г. увеличилась в 9 раз по сравнению с 1928 г. [19. Л. 9; 20. Л. 31]. Партийными и хозяйственными органами большое внимание уделялось вопросам электротехнического переоснащения предприятий цветной металлургии Дальнего Востока. Старейшим предприятием региона являлся Сихотэ-алинский полиметаллический комбинат «Сихали» в Приморье. В годы второй пятилетки проведена электрификация и механизация наиболее трудоемких работ на рудниках и обогатительной фабрике, произведена замена устаревшего оборудования. Механизация труда горнорабочих вела к его облегчению и повышению производительности. На смену ста- А.В. Маклюков 66 рым тяжелым горным профессиям пришли машины. Так, на верхнем руднике в 1937 г. появилось три аккумуляторных электровоза АР-113. Также в производство внедрены электрические скреперы, подъемные лебедки, перфораторы, установлено три мощных компрессора. На обогатительной фабрике создан механический цех с токарно-винтовыми, фрезерными и другими станками. Цех обслуживали 35 моторов от 2,8 до 33 кВт. К 1936 г. на комбинате «Сихали» установлено 206 моторов суммарной мощностью 2 802 кВт. Благодаря новой технике добыча руды с 1932 по 1937 г. увеличилась на 35% [20. Л. 37; 21. Л. 17, 36, 52]. Однако производственные возможности комбината «Сихали» были весьма ограничены из-за слабой энергетической базы. В частности, в 1937 г. обогатительная фабрика не работала 144,8 суток из-за отсутствия электроэнергии. Годовой план по выработке цинкового концентрата был выполнен только на 60% [22. Л. 5]. Новой и быстро развивающейся отраслью тяжелой промышленности Дальнего Востока в годы индустриализации стала нефтяная. Добыча нефти и производство нефтепродуктов стали важнейшими факторами экономического развития региона и укрепления его обороноспособности. Предприятия нефтедобывающей промышленности края были объединены в государственный трест «Сахалиннефть», в который входили нефтепромыслы Оха и Эхаби на о. Сахалин, а также товарная контора с нефтеперегонным заводом по первичной переработке нефти. Капиталовложения в развитие треста только за первую пятилетку составили 65 млн руб. [23. Л. 10]. В 1929 г. 61% всего количества нефти на Сахалине добывался с помощью паровой энергии. В 1931 г. на Охинском промысле стало впервые осуществляться вращательное бурение, которое в 1932 г. получило превалирующее значение - 70% общего объема метража проходки. К 1933 г. число вращательных электрических станков в 1,5 раза превышало число ударных. Количественные показатели по буровым работам увеличились в 3 раза. В 1932 г. 99,2% нефти уже добывалось глубокими электрическими насосами [24. С. 150-151]. К 1937 г. электрическое оборудование треста «Сахалиннефть» состояло из 198 станков, 21 лебедки, двух электробуров ГБ-75, 20 насосов, в том числе четырех мощных грязевых по 37-55 кВт. Машины приводились в движение 169 моторами суммарной мощностью 3 207 кВт. Обслуживали предприятия треста шесть дизельных электростанций мощностью 2 057 кВт. Добыча нефти неуклонно росла. С 1933 по 1937 г. она увеличилась в 1,8 раза [9. Л. 131; 25. Л. 64, 76]. На XVII съезде ВКП (б) в 1930 г. было объявлено о строительстве на Дальнем Востоке первого нефтеперерабатывающего завода. Строительство началось в 1931 г. в Хабаровске, стоимость завода составляла 33 млн руб. Первая очередь Хабаровского крекинг-завода им. С. Орджоникидзе мощностью 200 т перерабатываемой нефти сдана в эксплуатацию в конце 1935 г. [16. С. 157]. Завод был оснащен новейшим электрооборудованием для гидромеханических и массообменных процессов. Машины для перемешивания и центробежные насосы приводили в работу 60 моторов мощностью 1 407 кВт. Электроснабжение предприятия осуществлялось от трех собственных дизельных электростанций общей мощностью 1 288 кВт [20. Л. 29]. Хабаровский нефтеперегонный завод производил продукцию, которая пользовалось большим спросом на внутреннем и внешнем рынках: керосин, бензин, дизельное топливо, мазут топочный, мазут смазочный и пр. Она была также необходима и для производства электроэнергии на дизельных станциях дальневосточного региона. В годы индустриализации происходила электротехническая модернизация и других отраслей дальневосточной промышленности. Однако темпы электрификации предприятий, производящих материалы, предметы и товары потребления, отставали от темпов электрификации в сфере производства средств производства. На электроэнергию шаг за шагом переходила лесная промышленность Дальнего Востока. Модернизация лесной промышленности проходила тяжело, техническая база лесного хозяйства была очень слабой. В годы второй пятилетки на капитальное строительство и развитие треста «Дальлес» государство отпустило 216 млн руб. [13. С. 128]. Строились новые лесозаводы, леспромхозы, увеличивалась механизированная вывозка леса. Укреплялась и энергетическая база лесного хозяйства. Центром деревообрабатывающей промышленности региона становится п. Лесозаводск в Приморье, где во второй пятилетке построены два крупнейших предприятия - лесозаводы № 1 и № 2. Заводы были оснащены новейшими отечественными деревообрабатывающими механизмами, пилорамами и станками. Завод № 1 обслуживало 146 моторов мощностью 1 886 кВт. Всего на Дальнем Востоке в 1936 г. работало 12 лесозаводов с 28 генераторами на 3 141 кВт, в производстве использовалось 339 моторов мощностью 4 973 кВт [9. Л. 39; 26. Л. 1]. В результате электрификации лесной промышленности Дальнего Востока фактическая производительность одной лесопильной рамы в 1936 г. была доведена до 3 300 куб. м, что было в 5,6 раз выше средней производительности паровой лесопильной рамы, используемой в регионе с начала ХХ в. [3. Л. 30]. Развивались предприятия, производящие отдельные виды продукции деревообрабатывающей промышленности. В ходе модернизации был полностью переведен на электроэнергию фанерный завод на железнодорожной станции Океанская. Завод имел два собственных генератора на 170 кВт и еще централизованно получал ток от Владивостокской электростанции. В производстве фанеры использовались новейшие электрифицированные станки: калибровочный, лущильный и де-лильный. В 1937 г. эти и другие машины обслуживало 95 моторов мощностью 516 кВт. В 1934-1935 гг. на фабрике «Искра» в Благовещенске - старейшем спичечном предприятии в регионе - появляются новые станки, работу которых обеспечивали 53 мотора на 254 кВт и генераторы на 266 кВт [9. Л. 39; 20. Л. 51]. В годы индустриализации произошло техническое перевооружение одной из важнейших отраслей экономики Дальнего Востока - рыбной промышленности. В эти годы строятся перерабатывающие предприятия, Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России 67 рыбоконсервные заводы, рыбные порты, судоремонтные заводы отрасли, стационарные холодильники, тарные и лакобаночные предприятия в Приморье, на Сахалине, Камчатке и Охотском побережье [27. С. 46]. Дальгосрыбтрест в 1934 г. запустил Приморский рыбокомбинат во Владивостоке - крупнейшее рыбообрабатывающее предприятие региона. В производстве были налажены поточные линии, которые обслуживали 12 моторов на 39 кВт. Для хранения рыбы во Владивостоке построен крупный холодильник, в хозяйстве которого использовалось 24 мотора на 246 кВт. Всего на предприятиях Дальгосрыбтреста в 1936 г. работало 37 генераторов на 390 кВт и 35 моторов на 175 кВт [20. Л. 67; 28. Л. 44]. Рыбоконсервное производство с применением импортных машин получило развитие на Камчатке. На предприятиях была организована механизированная подача рыбы посредством эстакад, по которым проходили транспортеры, установлены станки для разделки рыбы, набивочные станки и другое оборудование. Передовым в применении электрифицированных машин стал Кихчикский рыбоконсервный завод, который имел три генератора по 30 кВт каждый и 23 мотора на 80 кВт. Всего на Камчатке в 1934 г. действовало 8 рыбоконсервных предприятий, использующих в производстве 30 генераторов на 589 кВт и 61 мотор на 196 кВт [20. Л. 44]. Во второй пятилетке в регионе началось развитие крабоконсервного производства, организованного специально созданным трестом Кработрест. В 1937 г. крабоконсервные заводы Камчатки производили свыше 50 млн банок консервов в год [27. С. 46]. За годы второй пятилетки на Дальнем Востоке построен целый ряд новых крупных предприятий пищевой промышленности. Так, в г. Ворошилове в 1935 г. в строй вступили сахарный и маслоэкстракционный заводы, для которых были построены две ведомственные ТЭЦ первой очереди по 2 500 кВт каждая. На сахарном заводе были установлены электрические машины для обработки сырья, гидротранспортеры, конвейеры и другое оборудование, которые обслуживали 105 моторов мощностью 2 747 кВт. На маслоэкстракционном заводе на электроэнергии работали пищевые насосы, смесители, различные маслобойные установки. Машины приводил в движение 101 мотор общей мощностью 1 215 кВт [20. Л. 75, 69]. На электрическую энергию переходили мукомольные предприятия. На Дальнем Востоке в эти годы было построено 12 новых механизированных мельниц. Электрические машины осуществляли размол и вымол продуктов крупообразования, вальцовые станки выполняли измельчение зерна, рассев - винтовые конвейеры. Также с помощью электричества выполнялись вспомогательные операции. Крупная мельница № 12 запущена в 1935 г. на ст. Куйбышевка в Амурской области, ее обеспечивали электроэнергией два собственных генератора на 760 кВт, а работу машин осуществляли 47 моторов на 623 кВт. В Хабаровске работало несколько таких мельниц, в частности в 1936 г. вступила в строй мельница № 11 с двумя генераторами на 516 кВт и 51 моторами на 706 кВт. Всего на Дальнем Востоке в 1936 г. функционировало 16 крупных муко мольных предприятий, которые обслуживали 18 генераторов на 1 637 кВт и 142 мотора на 1 654 кВт [20. Л. 71]. Дальневосточная пищевая промышленность также пополнилась новыми предприятиями - мясокомбинатами и хлебозаводами. На таких предприятиях в 1930-е гг. годы с помощью электричества стало организовываться поточное производство, где применялся конвейер, приводимый в движение маломощными моторами. К 1938 г. в Хабаровском крае работало шесть механизированных мясокомбинатов, которые обслуживал 21 мотор мощностью 572 кВт. В 1936 г. на Дальнем Востоке выпекало хлеб 12 заводов, в производстве которых применялось 115 моторов на 275 кВт [9. Л. 59; 20. Л. 73]. Переходило на электрическую энергию и производство кондитерской продукции. Кондитерские изделия выпускали Владивостокская кондитерская фабрика и открывшаяся в 1935 г. Благовещенская бисквитная фабрика. В 1932 г. началась реконструкция Владивостокской фабрики, цеха переводились на механизированное производство, многие операции ручного труда заменялись машинами. Фабрика получает новое электрооборудование, в частности заверточные машины, формующую машину для производства печенья и пряников. В 1936 г. фабрику обслуживало 30 моторов на 106 кВт. На Благовещенской фабрике работу машин выполняло 62 мотора на 400 кВт [20. Л. 77]. Развивалась электроэнергетика предприятий, обслуживавших железнодорожный транспорт, который играл огромную роль в экономической жизни Дальнего Востока. С 1933 по 1936 г. грузооборот железнодорожного транспорта региона увеличился в 3 раза. На смену устаревшим паровозам приходят более мощные, для которых строятся новые паровозные депо и вагоноремонтные пункты на ст. Смоляниново, Ружино, Ворошилов-Уссурийский, Хабаровск-2, Первая речка и др. Механические отделения депо и пунктов оснащаются отечественными электрифицированными токарно-винторезными, фрезерными, шлифовальными, сверлильными, строгальными и долбежными станками, электрифицированными кран-балками. Крупнейшим в регионе являлось депо ст. Ворошилов-Уссурийский, которое обслуживало 30 моторов на 196 кВт. Всего в 1934 г. на Дальнем Востоке работало 12 локомотивовагоноремонтных предприятий с энергохозяйством, состоящим из 29 генераторов на 1 289 кВт и 145 моторов на 1 394 кВт [28. Л. 19]. Также развитие получили предприятия, обслуживающие морской транспорт региона. В 1928 г. Госплан РСФСР выделил 30 млн руб. на модернизацию Владивостокского морского торгового порта. В крае развернулось новое портовое строительство. Для ремонта крупнотоннажных судов Совторгфлот в первой пятилетке построил в хозяйстве Владивостокского порта собственные судоремонтные мастерские. Они были оснащены различными электромашинами, работающими на 42 моторах на 301 кВт [Там же. Л. 15]. Необходимо отметить, что слабо проходила электрификация предприятий легкой промышленности. В 1935 г. на Дальнем Востоке работало четыре швейных фабрики, крупнейшей среди которых была Хаба- 68 А.В. Маклюков Т аблица 2 Крупные технически оснащенные промышленные предприятия Дальнего Востока. 1937-1938 гг.* Название предприятия / треста Отрасль Электромоторы Получаемая энергетическая мощность, кВт Число, шт. Мощность, кВт Артёмовские копи Угольная 1 150 12 718 5 000-6 000 Сучанские копи Угольная 325 8 310 4 000 Спасский цементный завод Строительных материалов 233 7 412 4 000 Судостроительный завод № 199 Судостроение 232 2 675 3 000-4 000 Дальзавод Судостроение 447 1 866 2 100 Сихотэ-алинский полиметаллический комбинат Цветная металлургия 206 2 802 2 500 Сахалиннефть Нефтяная 169 3 207 2 057 Сахарный завод г. Ворошилов Пищевая 106 2 747 2 000 Лесозавод № 1 Лесная 146 1 886 1 000 Сост. по: [8. Л. 96; 9. Л. 39, 129, 131; 12. Л. 72; 20. Л. 31, 37, 69, 75; 26. Л. 1; 32. Л. 61-об; 33. Л. 84]. ровская. Ее обсуживали швейные машины на 9 моторах. Мощность моторов всех швейных предприятий региона к концу второй пятилетке составляла всего 26 кВт [29. Л. 1]. Итак, в годы индустриализации, когда создавалась тяжелая промышленность, наиболее высокий уровень электрификации был характерен для топливодобывающих и машиностроительных отраслей промышленности Дальнего Востока. Но по коэффициенту электрификации рабочих машин и энерговооруженности труда эти отрасли региона отставали от достигнутого уровня по стране. По уровню электрификации и энер- Электрификацию промышленности на Дальнем Востоке в 1930-е гг. в значительной степени сдерживал дефицит энергомощностей. В 1937 г., по данным Госплана СССР, в регионе он составлял 80 000 кВт, или 79% от мощности всей существующей энергетической базы [34. Л. 58]. Недостаток электроэнергии лихорадил производство, задерживал его развитие и приводил к большим убыткам. Планы по установке нового электрооборудования не выполнялись. По этой причине на Дальнем Востоке электроэнергия очень слабо (только в электросварке) использовалась в производстве для технологических процессов. В частности, на машиностроительных предприятиях (Дальза-вод, Дальсельмаш) не удалось установить электропечи по выплавке стали. Электроэнергия использовалась только для механических процессов, и ее потребляли моторы. Зачастую уже установленные новые машины не использовались в производстве, простаивали без надобности, вместо них в работе были задействованы старые паровые агрегаты или даже, как раньше, применялся ручной труд. В целом электрификация сыграла огромную роль в индустриализации Дальнего Востока. За годы первой пятилетки потребление электрической энергии дальневосточной промышленностью увеличилось в 5 раз, за годы второй - почти в 7 раз. По СССР эти показатели составляли 3 и 1,6 раза. Если в 1928 г. предприятиями региона потреблялось 56,3% от всей производимой электроэнергии, то в 1932 г. - уже 74,1%. С 1932 по 1937 г. мощность установленных электромоторов в дальневосточной промышленности выросла значигопотреблению другие отрасли, такие как лесная, рыбная, пищевая, особенно легкая, еще находились на низком уровне. Но в целом энерговооруженность труда дальневосточной промышленности в расчете на одного рабочего значительно изменилась по сравнению с первой пятилеткой. С 1932 г. по 1937 г. она поднялась с 365 кВт • ч до 6 975 кВт • ч, или в 19 раз [30. Л. 259; 31. Л. 7]. Такое резкое изменение произошло в основном за счет электрификации угольной промышленности (табл. 2). Также такой скачок объясняется исходно низким уровнем электрификации промышленности Дальнего Востока на начало индустриализации. тельно - с 16 091 до 71 544 кВт, или в 4,5 раза, а по сравнению с 1928 г. - в 18 раз [5. С. 127; 8. Л. 96; 9. Л. 39, 43, 44, 54, 59-60, 129, 131; 20. Л. 31, 37, 69, 75; 26. Л. 1; 28. Л. 1, 7, 10, 17, 18-24, 29-31, 40-48; 29. Л. 1-5; 32. Л. 61 об.; 33. Л. 84; 35. Л. 1, 3-5, 11, 15, 23; 36. Л. 49-56]. Электрификация способствовала механизации, машинизации и росту темпов производства промышленности, о чем свидетельствуют достижения в ряде отраслей, в частности угольной, нефтяной, цементной. За годы второй пятилетки добыча угля в регионе увеличилась в 2,4 раза, добыча нефти - в 1,7 раза, производство цемента - в 1,4 раза [16. С. 30]. Несмотря на все сложности, невыполнение планов, отставание региона в промышленном развитии от других территорий страны, прогресс был налицо. Доказательством важности внедрения электрической энергии в производство служит и тот факт, что темпы роста генерации промышленной электроэнергии в значительной степени опережали темпы развития самой промышленности. Таким образом, электротехническое переоснащение дальневосточных предприятий в 1929-1937 гг. стало решающим фактором индустриализации региона, роста промышленного производства, открытия его новых видов и повышения эффективности и производительности труда. За годы первых пятилеток была сформирована прочная техническая основа для сохранения и приумножения накопленных темпов роста промышленности региона в последующие периоды -в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления [37, 38].

Ключевые слова

электроэнергия, промышленность, электрификация, индустриализация, тяжелая индустрия, Дальний Восток

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маклюков Алексей ВладимировичИнститут истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии науккандидат исторических наук, старший научный сотрудникalekseymaklyukov@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Маклюков А.В. Решение задач электроснабжения народного хозяйства Дальнего Востока СССР в послевоенные годы (1946-1950 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 79-87.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 759.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 1727.
Маклюков А.В. Развитие энергетической базы военно-промышленного производства на Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. Владивосток, 2015. № 2. С. 64-75.
РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 314. Д. 83.
ГАПК. Ф. 27. Оп. 1. Д. 2.
РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 54. Д. 1119.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 786.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 735.
РГИА ДВ. Ф. Р-2848. Оп. 1. Д. 25.
ГАХК. Ф. 353. Оп. 1. Д. 244.
Мандрик А.Т. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е гг. XVII - 30-гг. ХХ в.) : автореф.. д-ра ист. наук. Владивосток, 1998. 50 с.
РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 52. Д. 220.
ГАПК. Ф. П-68. Оп. 41. Д. 94.
Шалкус Г.А. История становления и развития нефтяной промышленности на Сахалине (1879-1945 гг.) : дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 2004. 235 с.
ГАХК. Ф. 353. Оп. 4. Д. 26.
РГИА ДВ. Ф. Р-2848. Оп. 1. Д. 343.
РГИА ДВ. Р-2848. Оп. 1. Д. 378.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 1246.
ГАПК. Ф. П-68. Оп. 5. Д. 180.
Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. 690. Оп. 1. Д. 2.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 1411.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 31. Д. 420а.
Третьяков В.Ф. Тяжелая и оборонная промышленность Дальнего Востока в третьей пятилетке (очерки истории) : дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 1973. 203 с.
РГАЭ. Ф. 7310. Оп. 1. Д. 1240.
Унпелев Г.А. Завершение социалистической реконструкции промышленности Дальнего Востока (1933-1937 гг.). Владивосток, 1975. 352 с.
ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 15. Д. 2543.
Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 498. Оп. 2. Д. 211.
Тютяева М.В. История формирования и развития угольной промышленности Сахалина (середина XIX - 1945 г.) : дис.. канд. ист. наук. Южно-Сахалинск, 2003. 216 с.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-374. Оп. 15. Д. 2090.
РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 313. Д. 113.
Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 498. Оп. 2. Д. 218.
Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. Р-2456. Оп. 1. Д. 8.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 37. Д. 730.
Виленский М.А. Проблемы развития электроэнергетики Дальнего Востока. М. : Изд-во АН СССР, 1954. 159 с.
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 35. Д. 291.
Деревянко А.П. Угольная промышленность Приморья. Страницы истории // Уголь Приморья : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию промышленной разработке угля в Приморском крае. Владивосток, 1993. С. 20-71.
Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 36. Д. 1023.
 Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России (1929-1937) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/9

Роль электрификации в индустриализации Дальнего Востока России (1929-1937) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/9