Роль высшего исторического образования в формировании социокультурной среды Нижнего Поволжья в 1930-1980-е гг.
Проводится анализ макро- и микрофакторов, определивших складывание структуры региональной системы высшего исторического образования, ее последующее реформирование, особенности формирования, деятельность и взаимоотношения профессорско-преподавательского состава, социальный состав и специфику формирования студенческого контингента и др. Представлена деятельность вузов Саратова, Астрахани и Волгограда, осуществлявших в указанный период профессиональную подготовку историков.
The role of higher historical educationin the formation of social and cultural environment of the Lower Volga region in .pdf В современных условиях развития российского общества образовательное пространство перестает быть унифицированным, оно представляет собой многомерный комплекс широкого спектра образовательных систем. В силу этого изучение региональных образовательных систем становится одним из научных направлений, активно разрабатываемых отечественными исследователями. Необходимость сохранения и привлечения ценного опыта развития советского высшего образования актуализирует изучение специфики организации и деятельности региональной высшей школы и ее роли в формировании местной социокультурной среды. Социокультурную среду региона можно охарактеризовать как особый феномен культуры, в котором тесно взаимодействуют социальные и культурные процессы, включая разнообразную деятельность социальных субъектов по созданию и развитию духовных ценностей, идей и социальных норм. Результатом такого взаимодействия становится «конкретное социальное пространство», совокупность различных макро-и микроусловий жизнедеятельности регионального сообщества. В пространство региональной культурной среды включаются самые разные социальные институты, к которым относятся образовательные учреждения, театры, музеи, библиотеки и т.д. Высшее историческое образование во многом определяет облик и функционирование региональной социокультурной среды, так как активизирует изучение краеведения, готовит региональные научные кадры, содействует созданию архивов и музеев в конкретном регионе, проведению археологических раскопок и т.д. Остановимся более подробно на анализе влияния высшего исторического образования как значимого фактора формирования социокультурной среды Нижнего Поволжья. Данный процесс был детерминирован целым рядом макро- и микрофакторов. К первым следует отнести эволюцию роли исторического образования и науки во взаимоотношениях советского государства и общества, которые характеризовались наличием закрепленных партийно-государственными органами идеологических доминант, определявших методологическую парадигму исторических исследований, и трансляцией данной идеологии через систему исторического образования с целью формирования мировоззрения советской молодежи. Ко второй группе относятся такие факторы, как складывание структуры региональных центров высшего исторического образования, их последующее реформирование, особенности формирования, деятельность и взаимоотношения профессорско-преподавательского состава, взаимодействия с иными центрами социокультурной среды Нижнего Поволжья - музеями, библиотеками, архивами и др., социальный состав и специфика формирования студенческого контингента и т.д. К нижневолжским центрам высшего исторического образования на разных этапах советского периода относились такие вузы, как Саратовский и Волгоградский государственные университеты, Волгоградский, Астраханский и Калмыцкий педагогические институты. Они оказывали существенное влияние на формирование социокультурной среды региона, осуществляя подготовку квалифицированных педагогов-историков, кадров научной интеллигенции, содействуя развитию краеведения, музейного и архивного дела. Саратовский государственный университет - один из старейших российских университетов. Основанный в 1909 г., он явился тем ядром, которое определило становление и развитие не только системы высшего образования города, но и социокультурные процессы всего Нижнего Поволжья и Юго-востока России. Преподавание исторических дисциплин в Саратовском университете началось с 1917 г., когда по решению Временного правительства 1 июля в университете было создано три новых факультета - юридический, историко-филологический и физико-математический (с математическим и естественно-историческим отделениями) [1]. 13 октября 1917 г. занятия на историко-филологическом факультете открыла лекция профессора С.Л. Франка о важности гуманитарных наук для общества. На факультете было образовано пять отделений: историческое, славяно-русское, романо-германское, классическое, лингвистическое, позднее к ним добавились философское и истории искусств и археологии. Роль высшего исторического образования в формировании социокультурной среды 89 Вторым важным центром высшего исторического образования в рассматриваемом регионе стал аналогичный факультет Астраханского вуза. В честь первой годовщины Октябрьской революции 9 ноября 1918 г. состоялось торжественное открытие Астраханского университета, ректором которого был назначен профессор С.В. Паращук. В год открытия университета на первый курс было зачислено более 2 тыс. студентов. 10 апреля 1919 г. открылся историко-филологический факультет Астраханского университета. Его главным организатором и первым деканом стал И.И. Солосин. При факультете он организовал кабинет истории и филологии с литературой по истории, филологии и истории искусств. Коллектив историко-филологического факультета состоял из 7 человек (в том числе 5 профессоров). На факультете начали работу профессора А.А. Дмитриевский (приглашенный из Петрограда), Н.Н. Пальмов, К.Ф. Буткевич [2]. В начале 1920-х гг. факультет постигла та же участь, что и все ему подобные в других вузах: в соответствии с вектором развития государственной политики в области высшего исторического образования он был преобразован в общественно-исторический. В Нижнем Поволжье Саратов стал местом рождения третьего исторического факультета в университетах РСФСР (после Москвы и Ленинграда). В соответствии с планом развития исторических факультетов, составленным наркомом просвещения РСФСР А.С. Бубновым в 1934 г., в Нижнем Поволжье такой факультет был сформирован в Саратовском государственном университете [3]. Открывшемуся осенью 1935 г. историческому факультету был предоставлен специальный учебный корпус, для комплектования библиотек кафедр факультету были переданы богатейшие фонды исторической литературы из конфискованных в годы революции и гражданской войны частных собраний (Нарышкиных, Нессельроде и др.) [4. С. 31]. В 1938 г. был отрыт Калмыцкий учительский институт, а в 1939 г. - Калмыцкий педагогический институт в Астрахани. Еще одним центром Нижнего Поволжья, во многом определявшим облик региональной социокультурной среды, был Царицын. В 20-е гг. прошлого века в Царицыне не было вузов, в силу чего невозможно говорить о развитии высшего исторического образования в городе в этот период. Однако в свете решений Коммунистической партии и правительства СССР местное руководство уделяло внимание становлению высшего образования - Царгубком РКП(б) настаивал перед ЦК об увеличении количества мест в вузах и рабфаках для Царгубернии, ставил вопрос о расширении партшкольной и вузовской сети по губернии [5]. Существенную роль в подготовке будущих студентов сыграл и Царицинский рабфак, который содержался за счет местных средств и был укомплектован исключительно рабочей молодежью [6]. Преобразования в экономике требовали решения новых задач в образовательной и духовной сферах. В этой связи в 1930 г. в СССР была принята программа осуществления всеобщего начального образования. Реализация указанной программы требовала серьезно го реформирования высшего педагогического образования и во многом определила дальнейшее развитие социокультурной среды Нижнего Поволжья. Важнейшим направлением деятельности высшей школы региона стала подготовка педагогических кадров. В Сталинградском крае проблема с укомплектованностью школ высококвалифицированным преподавателями истории стояла особенно остро. В средних школах не более 10% из них имели высшее образование. В Мачушанском, Даниловском, Володарском и других районах учителей с высшим образованием вообще не было [7. С. 17]. По представлению Особой комиссии СНК СССР утвердил создание в стране 382 высших учебных заведений вместо существовавших 152. Расширению и развитию системы высшего исторического образования в Нижнем Поволжье способствовало открытие в 1931 г. в Сталинграде Сталинградского индустриально-педагогического института [8], и.о. директора которого был утвержден Н.С. Лапидус. Как и во всем Нижнем Поволжье, в соответствии с «требованиями времени» особое внимание было уделено формированию социального состава студенчества. Сталинградский Горком ВКП(б) поставил задачу обеспечить рабочую прослойку студентов нового вуза в количестве 80%. Формирование слоя интеллигенции в регионе, во многом определяющего облик его социокультурной среды, невозможно без наличия не только центров высшего образования, но и квалифицированного учительского корпуса. Острая нехватка в стране учителей требовала создания учительских институтов с двухгодичным сроком обучения. Они давали неполное высшее образование и готовили учителей для 5-7-х классов. В 1933 г. учительский институт был открыт и в Сталинградском государственном педагогическом институте. В него принимали тех, кто имел 7-8 классов образования. С этого же года прием студентов проводился одновременно в педагогический и учительский институты. Оба они работали на одной базе, учебно-воспитательную работу вели одни и те же преподаватели. Для учителей города, желающих получить высшее образование без отрыва от работы в школе, в 1932 г. было открыто вечернее отделение. Кроме того, в 1931-1941 гг. работали различного рода курсы учителей. При институте действовал рабфак с дневным и вечерним отделениями, к 1936 г. на нем обучалось 220 студентов [9. С. 17]. Эти меры позволили в короткие сроки ликвидировать огромную нехватку учителей всех специальностей (в том числе и истории) и добиться серьезного повышения их квалификации. О том, что учителей повсеместно не хватало, а их квалификация была недостаточной, свидетельствуют данные по Сталинградскому краю. К началу 1933/1934 учебного года в Сталинграде не хватало 400 учителей. Положение в деревне было, естественно, много хуже. Неудивительно, что в приказе наркома от 19 мая 1935 г. говорилось, что состав педагогов Сталинградского края по своему образованию совершенно неудовлетворителен. Даже в 1938 г., когда положение улучшилось, 21,7% учителей не имели даже среднего образования. А.В. Хорошенкова 90 В связи с тем, что в Сталинградском крае 2 112 учителей начальных школ не имели среднего образования и 1 782 учителя средних школ не имели высшего образования [10. С. 20], в 1934 г. в Сталинградском государственном педагогическом институте было открыто заочное отделение для подготовки учителей без отрыва от производства. В 1934/1935 учебном году обучение в институте велось по дневной, заочной и вечерней формам, а также в двухгодичном учительском институте. В 1936 г. был утвержден набор в Астраханский учительский институт - 127 человек по 12 районам. Секретари райкомов ВКП(б) обязаны были лично обеспечить набор студентов в своем районе. Директору Астраханского пединститута В.М. Даманку было поручено командировать в районы своих представителей для помощи в наборе студентов [11]. В годы Великой Отечественной войны в регионе все исторические факультеты продолжали свою работу. Однако происходила реорганизация структуры высшего исторического образования, обусловленная тяжелыми условиями военного времени. В послевоенный период в Нижнем Поволжье сохранилась довоенная структура системы высшего исторического образования - профессиональную подготовку историков осуществляли три типа высших учебных заведений: университеты, педагогические и учительские институты. Рассмотренные центры высшего исторического образования в Нижнем Поволжье достаточно успешно решили проблему обеспечения региона кадрами учителей истории для общеобразовательных школ и профессорско-преподавательского состава исторических кафедр вузов. Вторым важным направлением деятельности системы высшего исторического образования, способствующим формированию социокультурной среды Нижнего Поволжья, стала подготовка кадров научной интеллигенции. Качество подготовки специалистов в высшей школе в значительной мере зависит от профессионализма профессорско-преподавательских кадров. Именно они осуществляют образовательный процесс, формируют научные школы, во многом определяющие уникальный облик региональной системы профессиональной подготовки историков. Поэтому на всех этапах развития системы высшего исторического образования в Нижнем Поволжье формированию профессорско-преподавательского состава исторических кафедр уделялось повышенное внимание. Заметную роль в начавшемся процессе становления системы высшего исторического образования в Нижнем Поволжье играл историко-филологический факультет Саратовского университета. Работать на нем изъявили желание ученые из Петрограда, Москвы, Томска и других крупных научных центров. Формирование кадрового состава профессоров и преподавателей факультета было поручено Министерством народного просвещения его первому декану - тогдашнему приват-доценту Петроградского университета, а впоследствии - одному из ярчайших корифеев русской философии XX в. С.Л. Франку. На его приглашение с воодушевлением откликнулось немало талантливых коллег из столичного университета, составивших ядро первых сотрудников историко-филологического факультета в Саратове [12. С. 14]. Кафедру всеобщей истории на факультете возглавил В.А. Бутенко, ученик Н.И. Кареева, историю Средних веков преподавал профессор Г.П. Федотов. Курс русской истории и методологию истории читал B. И. Веретенников, незадолго до революции защитивший докторскую диссертацию в Московском университете [13. Л. 2]. Помимо общего курса истории России, он читал архивоведение и вел семинарий по истории крестьян в России XVIII в. [14. С. 84]. Ученые-историки Нижнего Поволжья во многом обогатили его социокультурную среду, активно содействуя развитию краеведения, архивного и музейного дела в регионе. 27 мая 1918 г. на кафедре теории и истории искусств начал работать Ф.В. Баллод, до этого преподававший в Московском университете [13. Л. 2 об.]. С приездом в Саратов этого известного египтолога начались раскопки развалин золотоордынских городов на берегах Волги, к участию в которых привлекались и студенты-историки. Материалы этих раскопок стали экспонатами музея Саратовского университета [13. 10-10 об.]. Историко-филологический факультет стал центром, поддерживающим и направляющим деятельность различных учреждений культуры Саратова, которые были неотъемлемой частью региональной социокультурной среды. В частности, он активно содействовал деятельности Саратовской губернской архивной комиссии. Главноуполномоченным по архивам Саратова стал профессор В.И. Веретенников. Отдел Губернского отдела народного образования по делам музеев и охране памятников искусства и старины был организован при активном участии В.И. Веретенникова и Ф.В. Баллода. Почти все профессора принимали участие в деятельности Саратовских кооперативов. Была подготовлена к печати «Энциклопедия Саратовского края», издаваемая союзом потребительских обществ Саратовского края [13. Л. 11-11 об.]. В октябре 1917 г. к чтению лекций по древнерусской истории был допущен выпускник Петербургского университета, уроженец Саратова приват-доцент C. Н. Чернов [13. Л. 2 об.]. Именно он стал первым и единственным председателем Саратовского общества истории, археологии и этнографии, которое действовало с 21 июня 1920 по 29 сентября 1923 г. [15]. В сентябре 1918 г. лекции по всеобщей истории стал читать Е.Н. Петров. В этом же году на кафедре всеобщей истории начали работать П.М. Бицилли (читал курс истории Средних веков) и П.А. Яковенко (специалист по истории Византии). Ассистентом был избран А.А. Гераклитов (преподавал курс истории местного края и архивное дело). Древнюю историю начал преподавать А.А. Захаров [13. Л. 2 об.]. С приездом в университет профессора П.С. Рыкова археологические исследования был расширены. По его инициативе при СГУ в 1922 г. был создан Научноисследовательский археологический институт, реорганизованный в 1924 г. в Южно-Волжский научно-исследовательский институт, который П.С. Рыков возглавлял Роль высшего исторического образования в формировании социокультурной среды 91 более 10 лет. К работе по краеведению были привлечены не только историки и археологи, но и геологи, географы, ботаники, экономисты, что позволило организовать комплексное изучение региона [16. С. 8]. Данные исследования, несомненно, определяли облик региональной социокультурной среды и способствовали ее развитию. Ученые-историки активно содействовали и формированию ее новых центров. Например, в 1924 г. Научно-исследовательский археологический институт, созданный в сентябре 1922 г. при активном участии С.Н. Чернова, был реорганизован в Краеведческий институт по изучению Южно-Волжской области. Так как историки были изгнаны из университета в конце 1920-х - начале 1930-х гг., встала проблема поиска преподавателей. В конце 1930-х гг. новый директор СГУ Г.К. Хворостин активно привлекал в свой вуз высококвалифицированные преподавательские кадры. В частности, в Саратове в тот момент оказалось немало крупных ученых, высланных из Ленинграда (особенно после убийства С. М. Кирова) и Москвы как социально чуждые элементы. Большинству из них было запрещено заниматься преподавательской и научной работой, но Г.К. Хворостин по своим каналам узнавал об их пребывании в городе, разыскивал и приглашал на работу в университет, даже открывал для некоторых новые кафедры [14. С. 164]. Таким образом, репрессии, как это ни парадоксально, сыграли положительную роль в укреплении кадрового состава саратовских историков [17]. Преподавать историю Древнего мира был приглашен специалист по римскому праву профессор В.Н. Охо-цимский, работавший в юридическом институте. Стали прибывать и выпускники аспирантуры из Москвы и Ленинграда. Проработав год в Сталинградском педагогическом институте, в 1938 г. на работу в Саратовский университет на кафедру истории СССР, которую возглавляла тогда сосланная из Москвы А.М. Панкратова, пришел Л.А. Дербов. В 1941 г. был возвращен из рядов Красной Армии и восстановлен в должности декана историко-филологического факультета доцент Саратовского университета Г.М. Деренковский. В годы войны в Саратов был эвакуирован Ленинградский государственный университет. Первый эшелон ленинградцев прибыл в Саратов 11 марта 1942 г. Для усиления факультетов Саратовского университета ректор перевел некоторых ленинградских профессоров на кафедры СГУ. Так, профессор В.В. Мавродин стал заведовать кафедрой истории СССР. Кроме того, преподаватели Ленинградского университета читали отдельные курсы лекций студентам СГУ. Например, профессор Н.П. Полетика - по истории международных отношений. 9 июля 1942 г. профессор Н.А. Рубинштейн был назначен деканом историко-филологического факультета. 16 октября 1942 г. и.о. декана исторического факультета назначен старший преподаватель И.В. Синицын. С 1 ноября 1942 г. заведующим кафедрой истории народов СССР стал профессор В.В. Мавродин. 25 октября 1943 г. в СГУ была восстановлена кафедра археологии и этнографии, которую возглавил старший преподаватель И.В. Синицын. Осенью 1943 г. в вузе восстановлено и заочное отделение. В.К. Медведев, первый доктор исторических наук в СГУ, был рекомендован на заведование кафедрой истории СССР советского периода. В Саратовском государственном университете кафедру истории Древнего мира в 1969 г. возглавил яркий представитель ленинградской школы, профессор, доктор исторических наук В.Г. Борухович. Его усилиями основана саратовская школа исследователей античной истории. Кафедрой истории Средних веков, ставшей в исследуемый период центром изучения средневекового города в стране, продолжал руководить профессор С.М. Стам. Заведовали кафедрой истории Нового и Новейшего времени с 1965 по 1970 г. доцент И.С. Кашкин (в эти годы он возглавлял и истфак), затем - профессор А.Ф. Остальцева, а с 1973 г. - доцент И.Д. Парфёнов. На кафедре также работал декан истфака в 19701973 гг. доцент В. И. Тюрин. В первой половине 1970-х гг. укреплялись кафедры исторического факультета Волгоградского педагогического института, возрастал их педагогический и научный потенциал. Кафедра истории СССР, которую возглавлял профессор И.С. Шепелев, имела квалифицированный состав: из 8 преподавателей кафедры 2 доктора исторических наук, 4 кандидата исторических наук. Здесь работали профессор, доктор исторических наук В.И. Бабкин, доценты, кандидаты исторических наук Б.С. Абалихин, П.А. Бутылкин, Г.С. Каден, А.Ф. Канищева, старший преподаватель А.П. Сергеев, ассистент Л.В. Шемберева. Преподаватели кафедры комплектовали на общественных началах библиотеку историографической литературы, развивали связи с общеобразовательными школами [18]. Укреплялась и кафедра истории КПСС. В середине 1960-х гг. здесь работали заведующий кафедрой кандидат исторических наук В.С. Красавин, преподаватели М.Я. Бромберг, Г.М. Телица, С.П. Люшин, Г.П. Ленков, Е.В. Слуцкер [19]. На кафедре всеобщей истории Волгоградского педагогического института было 6 штатных сотрудников: заведующий кафедрой профессор, доктор исторических наук В.А. Козюченко, доценты, кандидаты исторических наук Д.И. Нудельман, З.М. Шарапова, Л.П. Горбачёва, старшие преподаватели, кандидаты исторических наук В.Н. Попов и А.Я. Серебряный. Ассистентом после защиты кандидатской диссертации зачислена Е.Г. Блосфельд. В этот период при Волгоградском государственном педагогическом институте был организован вечерний университет «Учитель». Раз в месяц преподаватели вуза читали лекции для руководящего состава общеобразовательных школ. В этой деятельности были активно задействованы преподаватели исторических кафедр [20]. Эта деятельность, безусловно, способствовала повышению интереса к истории региона, изучению, сохранению и развитию местной культуры. Историко-филологический факультет шефствовал над коллективом завода тракторных деталей и нормалей. Преподаватели факультета за год прочитали на заводе 40 лекций. Сотрудники исторических кафедр В.А. Козюченко, В.И. Бабкин, П.А. Бутылкин, А.В. Хорошенкова 92 Г.С. Каден и другие вели пропагандистскую работу в качестве внештатных лекторов обкома и горкома КПСС [21]. Нельзя не отметить, что разрыв вузовской и академической науки, сложившийся еще в довоенный период, негативно повлиял на формирование квалифицированного профессорско-преподавательского состава. Формирование исторических кафедр в региональных вузах осложнялось отсутствием в них аспирантуры и докторантуры и необходимостью выполнять исследования в центральных вузах страны. Во второй половине ХХ в., с развитием системы исторического образования, вузы начали самостоятельную подготовку кадров через аспирантуру. Так, в Саратовском государственном университете под руководством профессора А.М. Панкратовой была создана самая многочисленная в университете аспирантура, выпускники которой пополнили состав исторических кафедр вузов страны и Нижнего Поволжья. Л.А. Дербов воспитал на историческом факультете целую плеяду замечательных историков. Успешное решение проблемы формирования научных кадров позволило, в свою очередь, развивать краеведческие исследования в регионе. В начале 1960-х гг. И.В. Синицын развернул широкие археологические исследования на территории Калмыкии, раскрывшие малоизученные вопросы древней и средневековой истории северо-западного Прикаспия [16. С. 31-32]. В 1960-е - начале 1970-х гг. саратовскими археологами под руководством профессора И.В. Синицына были проведены широкие археологические изыскания на территории Калмыцкой АССР. Раскопки больших курганных могильников у пос. Лола, у г. Элиста, в урочищах Архара, Энчин Толга, Кермен Толга, а также в зоне затопления Чограйского водохранилища обогатили археологическую науку ценнейшими археологическими памятниками по древней и средневековой истории северо-западного Прикаспия. Особенно важными явились результаты изучения памятников эпохи бронзы, относящихся к племенам катакомбной культуры, а также исследования памятников скифосарматской культуры эпохи железного века. Работы ученого, чья жизнь внезапно оборвалась в 1972 г., стали огромным вкладом в изучение древнейшей истории не только Нижнего Поволжья, но и всей степной полосы Восточной Европы [16. С. 32]. Формируется археологическая научная школа и в Волгоградском государственном педагогическом институте. А.С. Скрипкин осуществлял руководство по двум хоздоговорным темам - «Исследование археологических памятников в зоне строительства Большой Волгоградской оросительной системы с целью изучения истории и культуры племён эпохи бронзы Заволжья» и «Исследование археологических памятников в зоне строительства Калачёвской оросительной системы с целью изучения истории и культуры племен Раннего железного века и Средневековья междуречья Волги и Дона» на общую сумму 25 тыс. рублей. Были произведены раскопки в Быковском и Калачёвском районах Волгоградской области, в результате чего исследовано около 20 курганов [22]. В 1989 г. археологическая лаборатория НИС ВГПИ под руководством В.И. Мамонтова освоила 71 тыс. рублей. В рамках ее деятельности были проведены следующие исследования на территории Волгоградской области: охранные раскопки Солодовского курганного могильника в Ленинском районе; охранные раскопки курганов в окрестностях станицы Голубинской; охранные раскопки Водянского городища в Дубовском районе; охранные раскопки курганов в окрестностях реки Нижний Чир Суровикинского района [23]. В.И. Мамонтов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Племена эпохи бронзы степной части Волго-Донского междуречья». Лабораторией археологии на хоздоговорных началах ежегодно осваивалось по 50-70 тыс. рублей. Это в первую очередь охранные археологические раскопки памятников в зонах строительства дорог и оросительных систем. В археологических экспедициях ежегодно принимали участие сотни студентов и школьников из археологического клуба «Легенда», которым и в настоящее время руководит В.И. Мамонтов. При сотрудничестве с областным краеведческим музеем была организована первая международная выставка древностей Поволжья в Болгарии [24]. Традиции археологической научной школы Волгоградского педагогического института развивали историки Волгоградского государственного университета с приходом туда на работу А.С. Скрипкина. К концу 1980-х гг. историки Волгоградского государственного университета достигли довольно значительных результатов в своей научной деятельности. В 1986 г. были завершены полевые исследования Бахтияровского курганного могильника XIII-XIV вв. на р. Иловле, имеющего большое значение для изучения истории средневековых кочевников в эпоху Золотой Орды. Проведены раскопки Ерзовского поселения бронзового века в зоне строительства Волго-Донского судоходного канала. Таким образом, проведенный анализ показал, что центры высшего исторического образования Нижнего Поволжья во многом способствовали формированию и развитию региональной социокультурой среды. Их влияние осуществлялось по целому ряду направлений. Во-первых, они позволили организовать действенный на практике механизм подготовки квалифицированных преподавателей, научной интеллигенции. Приведенные данные свидетельствует о значительном продвижении в решении этой комплексной проблемы в вузах Нижнего Поволжья. Вторым важным направлением стало создание новых центров региональной социокультурной среды - архивов, музеев, библиотек. Третьим направлением явились краеведческие исследования и археологические раскопки, проводившиеся учеными-историками региональных вузов, способствовавшие изучению и сохранению культуры региона. В рамках формирования социокультурной среды Нижнего Поволжья это позволило решить целый комплекс взаимосвязанных проблем, таких как повышение уровня исторического образования, развитие краеведческих, в том числе археологических, исследований, музейного и архивного дела.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 27
Ключевые слова
научная школа, Волгоградский государственный университет, Волгоградский педагогический институт, Астраханский педагогический институт, высшее историческое образованиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Хорошенкова Анна Валерьевна | Волгоградский государственный социально-педагогический университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и методики преподавания права | horav73@mail.ru |
Ссылки
ГАВО. Ф. 6056. Оп. 6. Д. 1251. Л. 11.
ГАВО. Ф. 6056. Оп. 6. Д. 1443. Л. 74-75.
Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6056. Оп. 5. Д. 233. Л. 20.
ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 60. Д. 325. Л. 30.
ГАВО. Ф. 6056. Оп. 5. Д. 1295. Л. 2-3.
ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 60. Д. 325. Л. 162.
Дербов Л.А. Историческая наука в Саратовском университете. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1983. 151 с.
ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 249. Л. 2-9.
О ходе выполнения постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О состоянии и мерах улучшения подготовки учительских кадров для общеобразовательных школ» Волгоградским педагогическим институтом // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 71. Д. 192. Л. 50.
Данилов В.Н. «Золотое десятилетие» саратовского исторического краеведения (1920-е годы) // Поволжский край. Саратов, 2000. Вып. 11. С. 171-174.
ГАСО. Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 3.
Аврус А.И., Гапоненков А.А., Данилов В.Н. История Саратовского университета 1909-2009 : в 2 т. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2009. Т. 11: 1909-1945. 294 с.
ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 56. Л. 126.
Франк С.Л. Саратовский текст / сост. А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2006. 288 с.
Воскобойникова Т.А. Внимание педагогу-заочнику // Педагогический журнал Сталинградского края. 1935. № 1.
Волгоградский государственный педагогический университет (1931-2011) : краткая история. Волгоград : Перемена, 2011. 186, 34, [1] с.
ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 24. Д. 5. Л. 198-203.
Гафинович М.М. Первый выпуск // Педагогический журнал Сталинградского края. 1935. № 1. С. 17-20.
Протокол № 4 заседания президиума царгубкома РКП(б) от 20.05.1924 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 30. Д. 133. Л. 2.
Протокол № 16 заседания президиума царгубкома РКП(б) от 12.08.1924 г. // Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 115. Л. 10.
Аврус А.И. История российских университетов : очерки. М. : Моск. науч. обществ. фонд, 2001. 85 с.
Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 70. Д. 3582. Л. 90-91.
Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 1071. Оп. 8. Д. 14. Л. 5.
Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р-332. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 об.

Роль высшего исторического образования в формировании социокультурной среды Нижнего Поволжья в 1930-1980-е гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 72. DOI: 10.17223/19988613/72/12
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 208